Классическая русская культура XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая русская культура XIX века.



Классическая культура XIX века характеризуется зрелостью и наибольшим числом достижений, которые и определяют «лицо» русской культуры в масштабе мировой. В отличие от Западной Европы, где становление классики пришлось на возрождение, либо просвещение, в России классическая культура начала формироваться поздно, на рубеже XVIII и XIX веков – с процессом пробуждения русского самосознания. Первыми русскими классиками были Н. Карамзин и А.С. Пушкин. Карамзин решил очень важную для русской культуры задачу – проблему национального самоопределения (сделал историю современной России специальным предметом художественного и национального сознания). Пушкин решил принципиально иную проблему (по Достоевскому всемирная отзывчивость) способность национальной культуры отображать идеи и образы других культур. Таким образом, были заложены еще две тенденции в русской культуре: ориентация на сохранение национального своеобразия; направленность на размывание национальной специфики.

Эти две тенденции лежали в основе размежевания русской интеллигенции, которая оформилась в виде западничества и славянофильства. Их бинарность – ведущая роль русской культуры XIX века. Другая бинарная структура XIX века – это противостояние консерваторов – прогрессистам любого толка (либералам, демократам, позже социалистам). В XIX веке ярким проявлением этой бинарности стало восстание декабристов, которое показало неподготовленность российского общества к серьезным преобразованиям на пути сближения с Западом. Дилемма Запад-Восток не была разрешена ни при Александре I, ни при Николае I, а к середине XIX века уже хроническое противостояние приобрело характер противостояния дворянской и разночинской культур. При этом необходимо отметить, что разночинская интеллигенция была не социальной, не экономической и не профессиональной группой, а была объединена исключительно социальными идеямиÞ в русской культуре развиваются идеи нетерпимости, крайности и радикализма + значительная роль русской литературы в культуре, которая брала на себя функцию тех сфер, которые не могли развиваться свободно и открыто (политика, философия, общественная мысль). В результате все культурные процессы XIX века в России резко политизируются. В противовес официальной культуре, стоявшей на трех китах «православие – самодержавие – народность», зарождается контркультура, пронизанная революционными идеями, материализмом, нигилизмом, экстремизмом, атеизмом. Характерный лозунг контркультуры – «Никакого примирения!». Существование в русской культуре XIX века двух крайних течений: реакции и радикализма обусловили неудачу в России третьей силы – либерализма, который по своей сути пытался найти компромиссную позицию. Либерализм, как и любые формы серединной культуры, изживался и дискредитировался как справа, так и слева (Салтыков-Щедрин о либерализме: применительно к подлости). Отсюда особая роль насилия в русской культуре, культурное оправдание, насилие, как неизбежное и необходимое средство наведения общественного порядкаÞ идейная подготовка русских революций. Еще один феномен русской культуры: смешение любви и ненависти, которые перестали быть взаимоисключающими понятиями и стали взаимодополняющими. Ненависть признавалась условием и средством достижения всеобщей любви; деспотизм, путем достижения свободы. Особенно ярко это выразилось в гражданской лирике Некрасова: «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Любовь и ненависть характерна героям Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Все крупные фигуры XIX века избежали либеральной середины, их воззрение – это смесь реакции и радикализма, демократии и консерватизма, такая позиция становилась специфической национальной чертой. Другая бинарность русской культуры: противостояние национальной самобытности и размывание национальной специфики, особенно проявилось в творчестве двух величайших философов второй половины XIX века – Леонтьева и Соловьева. Леонтьев отстаивает идею «цветущей сложности» русской культуры, полагая, что все противоречия российской действительности неразрешимы. В противовес ему Соловьев развивает идею всеединства русской культуры и ищет в своей философии средство предотвращения, расколотости, раздвоенности русской культуры, абсолютизируя способность русской культуры соединять народы, религии, идеалы, добро. Все эти обозначившиеся тенденции русской культуры в XVIII-XIX веках получат новое звучание и трагический смысл в XX веке. Два идеала – «цветущей сложности» и «всеединства», которые представляли неразрешимое противоречие русской культуры, получили противоречивое разрешение в XX веке, который парадоксально соединит два этих идеала.

 

Серебряный век русской культуры

Серебряным веком русской культуры называют время рубежа XIX – XX вв. В эти годы Россия интенсивно индустриализировалась, росло число городов. По протяженности железных дорог российская империя вышла на второе место в мире после США. Философия Серебряного века – это сосредоточение интеллектуальной мысли как на вопросах вечности, так и на судьбах России. Попытка проникнуть в жизнь человеческого духа и понять его вывела русскую философию рубежа XIX – XX вв. за национальные рамки духовно-интеллектуальной сферы. Это стало возможным во многом благодаря успехам в развитии гуманитарных наук в России.

Своеобразие Серебряного века не определилось бы без имен В. Соловьева, П. Сорокина, А. Ильина, Г. Федотова, Н. Бердяева, П. Флоренского, Г. Шпета, С. Булгакова, Г. Флоровского, Е. Трубецкого.

Социальные явления времени не могла не запечатлеть в себе художественная сфера. На общественные настроения огромное влияние оказывал театр. В XIX в. театральными центрами огромной империи были Малый театр в Москве и Александринский в Петербурге. К концу столетия театр перестал быть занятием исключительно простолюдинов, развлекающих публику. Пьесы обретают все большую сложность содержания и соответствие духу времени. Это связано прежде всего с драматическими произведениями А. Островского, А. Чехова и М. Горького.

Изобразительное искусство Серебряного века – торжество индивидуальности. Абсолютно не схожи друг с другом в своем творчестве М. Врубель, В. Борисов-Мусатов, М. Сарьян, И. Машков, Б. Кустодиев, Н. Рерих, К. Малевич, К. Петров-Водкин, А. Остроумова-Лебедева, С. Коненков, К. Юон, И. Билибин, К. Коровин, М. Нестеров, А. Архипов, В. Серов, З. Серебрякова, братья В. и А. Васнецовы, М. Добужинский, С. Чехонин, П. Кончаловский и др.

Художники, каждый из которых являлся ярчайшей индивидуальностью, входили, тем не менее, в различные художественные объединения. В 1898 г. С. Дягилевым и А. Бенуа было создано объединение «Мир искусства», ставшее символом художественно-духовных исканий времени. Если передвижники руководствовались в своем творчестве идеей служения народу, то мирискусники провозгласили лозунг «Искусство для искусства». Это означало, что искусство никому не должно служить, художник же должен зависеть не от злободневности времени, а от собственной фантазии. Реализм как художественный стиль во многом уступил новому эстетическому направлению – модерну. Символом его является особняк промышленников Рябушинских, ресторан «Метрополь», а также Ярославский вокзал в Москве.

Серебряный век отмечен многообразием музыкальной жизни. В оперно-симфонической музыке С. Рахманинова, А. Глазунова, А. Скрябина, С. Танеева, И. Стравинского, С. Прокофьева проявились гармонии нового века.

Слушатели разных социальных слоев стремились на концерты таких певцов, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.

В это время все более популярной становилась эстрада, чему способствовало появление граммофонов и грампластинок. Звезды того времени – А. Вяльцева, В. Панина, Н. Плевицкая.

Среди искушенных эстетов модной стала народная музыка. Пение крестьян можно было услышать и в царскосельском дворце перед членами царской фамилии, и на Всемирной выставке в Париже. Возрастал интерес профессиональных музыкантов к фольклору. В 1910 г. собиратель народного творчества М. Пятницкий создал народный хор, названный в 1923 г. его именем.

В 1907 г. в Париже состоялись триумфальные гастроли русской балетной труппы С. Дягилева.

Начало XX в. – зарождение российского кинематографа. Конечно, первые фильмы в России – французские. Как мы помним, в 1895 г. братья Люмьер в парижском кафе на бульваре Капуцинов показали свой первый фильм «Прибытие поезда». В 1908 г. А. Ханжонков и В. Дранков создали первую русскую игровую фильму «Понизовая вольница», или «Стенька Разин и княжна».

В 1911 г. при содействии царской семьи режиссер В. Гончаров снял художественный батальный фильм «Оборона Севастополя».

!912 г. – начало отечественной анимации. В. Старевич создал фильм «Месть кинематографического оператора», а затем более известный – «Стрекоза и муравей».

В 1910 г. в России было снято 30 фильмов, в 1914 – 330, а в 1916 г. – 500.

Серебряный век, конечно, запечатлен в литературе,соединившей в себетрадиции и новаторство. Этот краткий миг истории оставил нам имена И. Бунина, А. Куприна, М. Горького, Л. Андреева, А. Толстого, Д. Мережковского, З. Гиппиус, Н. Тэффи, Б. Зайцева, М. Осоргина, М. Пришвина и др. Но все-таки литература Серебряного века ассоциируется у нас прежде всего с поэзией.

Каждое поэтическое имя концентрирует в себе характерную черту портрета времени: А. Блок, А. Белый, С. Есенин, С. Городецкий, Н. Клюев, Н. Гумилев, А. Ахматова, И. Северянин, Саша Черный, В. Маяковский, А. Крученых, М. Цветаева, В. Брюсов, Ф. Сологуб, Т. Щепкина-Куперник и многие другие.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1920 – 1930-Х ГОДОВ В СССР

Культурная революция – это система мероприятий, имеющих целью радикальное изменение духовного мира человека. Иными словами, создание нового человека.

Решению этой грандиознейшей задачи способствовала гражданская война с ее братоубийством. Сразу после революции началась идеологизация всех сторон общественной жизни, хотя это было еще очень трудно.

В 1917 г. была создана общественная организация «Пролеткульт», провозгласившая истинной культурой только то, что может быть полезно революционному пролетариату. К заслугам советской власти нужно отнести кампанию по ликвидации безграмотности. Учреждались новые праздники и обряды: День 7 ноября, 1 Мая, День Парижской коммуны, субботники, воскресники, красные свадьбы и красные крестины. Население Советской России, а затем и СССР должно было понимать, что оно живет в новой стране, поэтому за короткое время были переименованы города и улицы. Вот некоторые изменения старой топонимики: Тверь – Калинин, Петроград – Ленинград, Царицын – Сталинград, Вятка – Киров, смоленское Поречье – Демидов, Екатеринбург – Свердловск, Луганск – Ворошиловград и др.

После революции церковь была отделена от государства, что позволило возродить патриаршество. Но деятельность церкви как общественной организации также была недопустимой в стране, где провозгласили единственно правильной идеологией коммунизм. Множество храмов и монастырей было закрыто и разгромлено, священники и монахи казнены и репрессированы. В 1925 г. был создан «Союз воинствующих безбожников». Кураж этого бесстрашного и беспощадного общественного движения не мог не захватить молодых атеистов страны Советов.

В 1930-е гг. в СССР развивалось массовое физкультурное движение. На октябрьских и первомайских парадах вслед за красноармейцами и демонстрантами шли физкультурники, символизируя спортивную мощь первого в мире государства рабочих и крестьян.

В литературе времен культурной революции известными были такие произведения, как «Сорок первый» Б. Лавренева, «Любовь Яровая» К.Тренева, «Цемент» Ф. Гладкова, «Разгром» А. Фадеева, «Конармия» И.Бабеля, рассказы М. Зощенко, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Человек с ружьем» М. Погодина, «Как закалялась сталь» Н. Островского.

В 1931 г. вышел на экраны первый звуковой отечественный фильм «Путевка в жизнь», а в 1936 г. цветная лента «Груня Корнакова» режиссера Н. Экка. Сталинский тоталитаризм – это триумф советской кинокомедии. Сразу же вспоминаются кинофильмы «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Светлый путь» Г. Александрова, «Свинарка и пастух», «Трактористы» И. Пырьева, «Вратарь» С. Тимошенко, «Сердца четырех» К. Юдина и другие.

В 1930-е гг. продолжался разгром и уничтожение церквей. Символом этого стал взрыв храма Христа Спасителя в Москве, на месте которого планировалось построить гигантский дворец Советов. Во многих церквях располагались склады, зернохранилища, клубы, жилые помещения, музеи. В кафедральном Успенском соборе Смоленска до августа 1941 г. находился антирелигиозный музей. Печальную известность в отечественной культуре получил уникальный Соловецкий монастырь, в котором была устроена тюрьма.

В годы культурной революции в СССР был создан военно-промышленный комплекс, что потребовало возрождения инженерного и технического образования. Была создана система фабрично-заводского обучения – ФЗО. В предвоенные годы в стране работало более 800 научно-исследовательских институтов. В 1940 г. образование, начиная с 8 класса, почти полностью стало платным.

 

РУССКАЯ ЭМИГРАНТСКАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XX ВЕКА

Явление русской эмиграции связывают с событиями, происшедшими после 1917 г. Первые отъезды за границу начались уже в 1918 г., однако массовый характер эмиграция приняла в 1920 г. после эвакуации армии Врангеля из Крыма и окончания гражданской войны.

Центрами эмиграции стали прежде всего Париж, Прага, Белград, Берлин, Хельсинки, Константинополь, Харбин в Китае и многие другие города 25 стран всех континентов. Всего в эмиграции оказалось приблизительно 2 млн. человек.

Многие уезжали из России в уверенности, что за границей они пробудут недолго и возвратятся на родину, где вновь восторжествуют разум и порядок. Однако почти все больше никогда не увидели родины. Из России эмигрировали генералы П. Врангель, А. Деникин, Н. Юденич, Е. Миллер, А. Кутепов, П. Краснов, А. Шкуро, В. Каппель; философы Н. Бердяев, И.А. Ильин, Г.Флоровский, В. Розанов, Г. Федотов, Е.Трубецкой, П. Сорокин, С. Франк; художники И. Репин, К. Коровин, И.Билибин, А. Бенуа, З. Серебрякова, М.Добужинский, В. Кандинский, Б.Григорьев; музыканты С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Вертинский, Н. Плевицкая; политики А. Керенский, Г. Львов, М. Родзянко, В. Шульгин, П. Милюков; литераторы И. Бунин, А. Куприн, Б. Зайцев, И. Северянин, А. Толстой, В. Набоков, М. Осоргин, М. Цветаева, З. Гиппиус, Д. Мережковский; инженеры И. Сикорский, В. Зворыкин; кинематографисты Я. Протазанов, П.Чардынин, И. Мозжухин.

Русская эмиграция отличалась от других диаспор прежде всего вынужденным характером отъезда с родины, но ей были свойственны и иные характерные черты.

Во-первых, это высокий образовательный и культурный уровень покинувших Родину. Эмигрантами открывались школы, создавались различные общественные организации. В Пражском университете был создан Славянский факультет, преподавателями которого стали русские ученые. И. Сикорский основал американское вертолетостроение, В. Зворыкин – телевидение, П.Сорокин разработал социологическую теорию стратификации. Заслуга русской эмиграции в том, что она сохранила и продолжила отечественную культуру Серебряного века.

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В СИТУАЦИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ

 

С началом войны из всех функций культуры и искусства на первый план вышли информационная и агитационная. Отражением подвига советского народа стали такие кинофильмы, как «Радуга» М. Донского, «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера, «Секретарь райкома» И. Пырьева», «Два бойца» Л. Лукова, «Машенька» Ю.Райзмана, «Фронт» братьев Васильевых, «Во имя Родины» Вс. Пудовкина и Д.Васильева, «Зоя» Л. Арнштама.

Литературные произведения военного времени: «Радуга» В. Василевской, стихи, проза и публицистика К. Симонова, «Они сражались за Родину» и «Судьба человека» М. Шолохова, «Русский характер» А. Толстого, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Звезда» Э. Казакевича, стихи А. Суркова, А. Ахматовой, поэма «Зоя» М. Алигер.

В музыке 1941 – 1945 гг. душе народа ближе всего оказалась песня, причем и гражданская, и лирическая: «Катюша» М. Блантера и М.Исаковского, «В землянке» К. Листова и А. Суркова, «Дороги» А.Новикова и Л.Ошанина, «Темная ночь» и «Шаланды» Н. Богословского и В.Агатова, «Пора в путь-дорогу» В. Соловьева-Седого и С. Фогельсона. Многие песни стали популярными благодаря кинофильмам.

С первых дней войны начали создаваться фронтовые концертные бригады. Они поддерживали боевой дух солдат на передовой, в госпиталях, а также выступали в цехах заводов, выпускавших военную технику и боеприпасы.

Во второй половине 1940-х гг. в СССР было введено всеобщее семилетнее образование. Правительство большое внимание уделяло развитию ядерной физики и тяжелой промышленности. Однако кибернетика была объявлена лженаукой, и это отбросило СССР в развитии электроники далеко назад в сравнении с западными странами.

После войны возобновилось давление на церковь. Храмы, открытые на оккупированной территории, вновь отдавались под клубы, склады и т.д., священники подвергались репрессиям. Партийные работники устраивали обход жилищ, выявляя в них наличие икон.

 

ОТТЕПЕЛЬ РУБЕЖА 1950 – 1960-Х ГОДОВ В КУЛЬТУРЕ

Время хрущевской оттепели было очень коротким – с 1953 по 1964 г. Эпохальным событием этого периода считают XX съезд КПСС, происшедший в 1956 г. Значимым событием в социальной жизни полуаграрной страны было второе освобождение крестьян. Выдача паспортов колхозникам и преобразования в деревне до сих пор считают важнейшим этапом в духовном освобождении народа и наделении его правом выбора. Последовавшее за этим усиление миграции сельского населения в города происходило в контексте всемирного процесса урбанизации.

Вместе с аграрной реформой шло совершенствование образования. Вложения в эту сферу увеличились в 11 раз, при этом была отменена плата за обучение. На смену фабрично-заводскому обучению пришло профессионально-техническое образование, перечень специальностей в котором был гораздо шире. В 1959 г. в СССР было введено всеобщее восьмилетнее образование.

Годы оттепели отмечены научными успехами Советского Союза. В 1954 г. в г. Обнинске Калужской области начала работать первая в мире промышленная электростанция на атомной энергии. Через два года в Дубне был создан институт ядерных исследований с участием всех социалистических стран. В 1964 г. советские ученые А. Прохоров и В. Басов были удостоены Нобелевской премии за исследования в области ядерной физики.

В 1957 г. на просторы Северного Ледовитого океана вышел атомный ледоход «Ленин». В эти годы СССР стал лидером в исследованиях Арктики и Антарктики. В Антарктиде начали работать научные станции «Восток» и «Советская».

Очередной в истории России этап освоения Сибири был невозможен без развития науки в этой огромной и перспективной части страны. 1957 г. – создание в Новосибирске Сибирского отделения Академии наук СССР и строительство крупнейшего научного центра – Академгородка.

Конечно, развитие науки этого времени отмечено успехами в исследованиях космоса. В 1957 г. в СССР узнали о запуске искусственного спутника Земли, 12 апреля 1961 г. – о первом в мире полете человека в космос. В этот день стремительно взлетело вверх национальное достоинство советских людей, осознавших себя великим народом.

Фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. стал свидетельством того, что приподнялся железный занавес, отделявший Советский Союз от остального мира.

Конец 1950-х гг. – появление телевидения как средства просвещения и элемента досуга советских людей.

Литература оттепели соединила в себе гражданский взгляд на недавнее прошлое и неравнодушие к проблемам настоящего. Читатели рубежа 1950 – 1960-х гг. обсуждали произведения В. Дудинцева, В. Шукшина, Д. Гранина. Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», впервые затронувшая лагерную тему, имела в читающем мире эффект разорвавшейся бомбы.

Явлением литературы этого неоднозначного времени стала проза писателей-деревенщиков: В. Распутина, Ф. Абрамова, В. Овечкина, В. Белова, П. Проскурина. В литературе о войне заявило о себе направление, названное прозой лейтенантов. Ю. Бондарев, Б. Слуцкий, В. Астафьев, В.Кондратьев, Г. Бакланов, Ю. Друнина, В. Быков, ушли на фронт совсем молодыми. Войну они увидели не только героической и самоотверженной, но и открывшей такие человеческие пороки, как трусость, предательство, перекладывание вины на другого, стремление использовать любую возможность для выгоды и наживы. Это стало потрясением для чистых юных душ, забыть которое они смогли. Как только в духовной жизни наступила некоторая свобода, бывшие фронтовики стали писать о войне правдиво на столько, на сколько это было разрешено в авторитарном государстве.

Интерес к поэтам нового времени – Е. Евтушенко, Р. Рождественскому, А.Вознесенскому, Б. Ахмадулиной – проявлялся в публичных поэтических чтениях. Литературная жизнь сопровождалась встречами с авторами, спорами, диспутами.

Новым явлением кинематографа этого времени стало обращение к неидеальному рядовому человеку, к повседневности. До сих пор зрители разных поколений с интересом смотрят такие фильмы, как «Председатель» С.Салтыкова, «Дело было в Пенькове» С.Ростоцкого, «Дело Румянцева», «Большая семья» И.Хейфица, «Живет такой парень» В. Шукшина, «Сережа» Г.Данелия, «Отчий дом» и «Когда деревья были большими» Л. Кулиджанова, «Простая история» Ю. Егорова.

Светлыми и добрыми называют в наше время кинокомедии «Карнавальная ночь» и «Гусарская баллада» Э. Рязанова, «Девчата» и «Неподдающиеся» Ю.Чулюкина, «Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине» И.Лукинского, «Полосатый рейс» В. Фетина, «Я шагаю по Москве» Г.Данелия.

Экранизация классической и советской литературы уже не была столь идеологизированной, как в годы тоталитаризма. В золотой фонд нашего кинематографа вошли фильмы «Тихий Дон» С. Герасимова, «Дон Кихот», «Король Лир» и «Гамлет» Г. Козинцева, «Идиот» И. Пырьева, «Дама с собачкой», «Дорогой мой человек» И. Хейфица.

Взлет в науке и культуреэпохи оттепелинашел отражение и в музыке. Национальным символом времени стали такие песни, как «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седого и М. Матусовского, «Я люблю тебя, жизнь» Э.Колмановского и К. Ваншенкина, «Королева красоты» А. Бабаджаняна и А.Горохова, «Пусть всегда будет солнце» А. Островского и Л. Ошанина, «Течет Волга» М. Фрадкина и Л. Ошанина, «Заправлены в планшеты космические карты» О. Фельцмана и В. Войновича.

Особой страницей музыкальной сокровищницы России стали песни композитора А. Пахмутовой и поэтов Н. Добронравова и С. Гребенникова.

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 1970 – 1980-Х ГОДОВ

Начиная с 1960-х гг., СССР необратимо вступил на путь создания общества потребления. Получение людьми отдельного жилья, возможность приобрести так называемые товары народного потребления, переход на пятидневную рабочую неделю, гарантированные отпуска и пенсии делали советских людей все большими приверженцами материальных благ и удобств.

Задача организации досуга населения решалась на государственном уровне. В 1974 г. в Советском Союзе работало 134 тыс. клубов и домов культуры и 377 тыс. библиотек. На предприятиях, в совхозах и колхозах, в учебных заведениях организовывались коллективные выходы в музеи, театры и на выставки.

В так называемый период застоя просмотр кинофильмов был самым популярным видом проведения досуга. Кинотеатры посещало 4,5 млрд. человек в год. Наряду с картинами-однодневками, имевшими откровенный репертуарно-плановый характер, многие кинофильмы содержали в себе размышления над сложными духовными вопросами времени. Достоянием отечественной культуры стали фильмы «Калина красная» В. Шукшина, «У озера» и «Дочки-матери» С. Герасимова, «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» Н. Михалкова, «Ключ без права передачи» и «Жена ушла» Д. Асановой, «Иваново детство», «Солярис» и «Зеркало» А.Тарковского, «Прошу слова» и «Васса» Э. Климова, «Романс о влюбленных» и «Сибириада» А. Михалкова-Кончаловского и многие другие.

В кинокомедии этих лет присутствовал не только смех, но и печаль: «Кавказская пленница» и «Не может быть» Л. Гайдая», «Джентльмены удачи», «Афоня» и «Мимино» Г. Данелия, «Ирония судьбы, или с легким паром» и «Служебный роман» Э. Рязанова, «Любимая женщина механика Гаврилова» П. Тодоровского.

Отечественный кинематограф уже был немыслим также без мультфильмов В. Котеночкина, Ф. Хитрука, Э. Назарова, Ю. Норштейна.

Музыка кино и театра стала самостоятельным музыкальным направлением благодаря мелодиям А. Пахмутовой, А. Петрова, А. Зацепина, М. Таривердиева, Э. Артемьева, М. Дунаевского, О. Каравайчука, А. Рыбникова.

Характерная черта музыкальнойжизни этого времени – ВИА (вокально-инструментальные ансамбли). Они создавались при филармониях, в клубах, в учебных заведениях. ВИА пришли с Запада как проявление поп-культуры, но такого крамольного названия в советской культуре допустить не могли.

В 1970-е гг. полнозвучно заявила о себе авторская песня. Ее популярность во многом обусловливалась изменениями в общественных настроениях. Авторская песня стала личностной реализацией в неофициальном искусстве, проявлением интеллигентской оппозиционности. Популярными исполнителями в этом жанре были В. Высоцкий, Б. Окуджава, Е. Клячкин, Ю. Ким, А. Городницкий, С. и Т. Никитины. В это время в стране зародилась так называемая магнитофонная культура с записями и самодеятельных авторов, и зарубежных исполнителей, прежде всего «Битлз».

В стране была создана широкая сеть детских музыкальных школ. Профессиональных музыкантов готовили в учебных заведениях разного уровня.

В 1974 г. в СССР было введено всеобщее среднее образование. Формально Советский Союз оставался атеистическим государством, однако былой непримиримости к церкви уже не было. В обществе существовало понимание того, что храмы необходимо сохранять, по крайней мере, как памятники культуры.

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 1985 – 2000-Х ГОДОВ

Идеи перестройки социалистического общества, провозглашенные в 1985 г. на апрельском пленуме ЦК КПСС, были встречены с воодушевлением. В обществе усилились гражданские настроения, многие испытывали потребность борьбы со всем, мешающим переходу к социальной справедливости. Происходило вовлечение масс в общественно-политическую жизнь страны. Возросла роль средств массовой информации. На телевидении высокий рейтинг был у передач «Прожектор перестройки», «Двенадцатый этаж», «Телемост», «Музыкальный ринг», «До и после полуночи». Огромной популярностью у телезрителей пользовалась программа «Взгляд».

Среди периодических изданий самыми читаемыми были газета «Аргументы и факты» и журнал «Огонек». Они воспринимались как средоточие спорных вопросов времени. Возрастала популярность либеральных идей.

В периодической печати, как правило, в толстых журналах, началась публикация не изданных ранее произведений: «Собачье сердце» и «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Архипелаг Гулаг» А. Солженицына.

Публикуемые материалы прессы, радио и телевидения отличались антисталинским характером.

Рубеж 1980 – 1990-х гг. – время возрождения русской православной церкви и других религиозных конфессий. В 1988 г. состоялось всенародное торжественное празднование 1000-летия крещения России, которое по своему размаху превзошло 900-летний юбилей. Реставрировались храмы, причем многие люди оказывали в этом добровольную помощь. По телевидению стали транслировать церковные службы в честь рождества Христова. Государственные руководители, сделавшие карьеру благодаря членству в КПСС, должны были теперь демонстрировать народу свое почтение к церкви, что вызвало у многих неоднозначное к этому отношение. Обряд крещения проходили не только дети, но и взрослые люди. Многие начинания и приобретения теперь многим представлялись немыслимыми без обряда освящения.

В середине 1990-х гг. в общественных настроениях все больше проявлялось разочарование, многие чувствовали себя обманутыми и обманувшимися. В российскую социально-культурную реальность наряду с представлениями о разумных правах и свободах вошли высокие стандарты общества потребления. Большинство россиян не могло соответствовать им. Произошла поляризация общества по уровню доходов и культурно-бытовых возможностей.

Коммерциализация образования, прежде всего высшего, была воспринята в России очень болезненно. Для многих это означало невозможность обретения в перспективе достойных жизненных позиций. Происходил массовый отъезд ученых и деятелей культуры за границу.

Телевидение все больше отходило от задач информировать и просвещать зрителей, главным в его работе становилось извлечение доходов от передач низкого художественного и нравственного уровня. После распада СССР Россия ощущала усиливающуюся враждебность со стороны ближнего зарубежья – бывших советских республик. В то время, как в новых соседних государствах активно и подчас радикально принимались усилия по возрождению национальных основ, в России национальная идея многим представлялась полностью утраченной.

Произошло исчезновение русской деревни как хранительницы исконных устоев и крестьянского образа жизни.

Вместе с тем после экспансионистской вестернизации России в ней возрождается патриотизм и интерес к прошлому страны. Активнее начали создаваться военно-исторические клубы, молодежь проявляет все больший интерес к язычеству как к глубинным корням своей культуры.

Отечественная культура недавнего прошлого, заклеймленная в перестроечном пылу как служанка коммунистической идеологии, вновь начала вызывать уважительный и ностальгический интерес, причем у людей всех поколений.

Книжные прилавки стали заполняться не только быстро окупаемыми изданиями невысокого духовно-художественного уровня, но и книгами, интересующими искушенного и образованного читателя.

Были предприняты попытки к возрождению отечественного кинематографа.

Вместе с тем вхождение в повседневную жизнь компьютеров сделало их в представлении прежде всего молодежи единственным источником знаний и инструментом в общении. Виртуальная среда воспринимается многими как единственно реальная. Это вызвало значительные изменения в системе образования, главное из которых – дистанционное обучение.

В начале XXI в. Россия стала одним из крупнейших миграционных центров мира. В нее прибывают представители различных культур и религий. Их адаптация и ассимиляция в российскую культуру идет очень пассивно, социокультурные различия между коренным населением и мигрантами практически не преодолеваются. Русская православная церковь переживает непростое время. Из всех конфессий современной России ей сейчас сложнее всего, так как православие исповедует наиболее образованная часть общества. Невежественный народ может довольствоваться исполнением церковных обрядов, люди же мыслящие ждут от церкви ответов на сложные духовные вопросы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.076 с.)