Практикум «зеркало и антизеркало» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум «зеркало и антизеркало»



 

Участвуют двое.

Шаг 1. Выберите тему для разговора.

Участники выбирают тему разговора, в которой они совершенно согласны друг с другом (бизнес, путешествия, воспитание детей и т. д.).

Шаг 2. Примите максимально разные позы.

Один участник выбирает какую-либо позу (стоя или сидя), а другой принимает позу, максимально отличную от него, и слегка напрягается.

Шаг 3. Разговаривайте 2–3 минуты.

В таком положении участники поддерживают общую тему разговора в течение 2–3 минут.

Шаг 4. Найдите другую тему.

Участники выбирают тему разговора, относительно которой они имеют диаметрально противоположные мнения.

Шаг 5.Примите максимально схожие позы.

Оба они принимают по возможности одинаковую (желательно максимально удобную) позу и в таком положении пытаются спорить в течение 2–3 минут

Шаг 6. Обсудите результат.

Участники обсуждают свои впечатления: насколько просто им было мирно беседовать в первом случае и спорить – во втором.

 

 

Практикум «прогулки в чужих мокасинах»

 

Шаг 1. Выберите непохожего партнера.

Выберите из группы партнера, наиболее отличающегося от вас.

Шаг 2. Копируйте поведение своего «ведущего».

Один человек в течение 20 минут действует в присущей ему манере, а «тень» возможно точнее воспроизводит его движения. Особенно это удобно делать в лесу или в парке в летнее время.

Примерно через 20 минут «тень» должна быть способна определить, что именно «модель» слышит и чувствует, на что смотрит.

Шаг 3. Уловите желание своего «ведущего».

Перед завершением прогулки «тень» останавливает партнера рукой. В этот момент партнер загадывает, куда он хотел бы пойти (или какое сделать движение), а «тень» продолжает движение, угадывая желание партнера.

Шаг 4. Поделитесь впечатлениями.

После прогулки проводится обсуждение и делаются выводы.

Шаг 5. Выполните упражнение в другую сторону.

Партнеры меняются местами.

 

 

Фонтан слов

 

Тысячу слов скажешь – хоть в одном на правду попадешь!

(Цыганская пословица)

 

О чем мы говорим с друзьями, приятелями, родственниками? Девяносто процентов нашего повседневного общения – это малоинформативные или вовсе бессодержательные разговоры. Мы можем два часа разговаривать друг с другом по телефону, а потом не вспомнить – о чем говорили.

Вроде бы это занятие совершенно бессодержательное: и так времени не хватает, так еще и тратить его на пустую болтовню! Впору отказаться от него навсегда, выкинуть из своей жизни. Однако часто бывает так, что умение говорить «ни о чем» может оказаться весьма полезным и даже ценным навыком. Например, когда вы оказались в незнакомой компании и не знаете, о чем говорить; или когда познакомились с девушкой и мучительно подыскиваете тему для беседы.

Подобные трудности многие испытывали в школе: вроде понятно, что отвечать, а в голове мыслительный ступор. И в то же время каждому из нас знакомы люди, у которых обрывки знаний легко превращаются в мощные потоки слов по любому поводу. Конечно, это может раздражать, но иногда вызывает уважение.

 

Студент сдает экзамен по биологии. Учил как всегда в последнюю ночь и выучил только один билет – «Строение блохи». Пришел сдавать, тянет билет. Первый вопрос билета – «Собаки».

– Собаки – это такие животные, у которых есть шерсть. А в шерсти водятся блохи... – И дальше складно рассказывает про блох.

Экзаменатор доволен, студент начинает отвечать на второй вопрос – «Кошки».

– Кошки – это такие животные, у которых есть шерсть. А в шерсти водятся блохи... – И дальше опять рассказывает про блох.

Экзаменатор опять доволен, студент начинает отвечать на третий вопрос – «Рыбы».

– Рыбы... Рыбы... У рыб шерсти нет. Но если бы была – в ней бы водились блохи...

 

Так или иначе, умение говорить о чем угодно (в психологии это называется «управляемая спонтанность») может сослужить хорошую службу в самых разных ситуациях – на экзамене, в компании, в семье, при публичных выступлениях.

 

Ведь слова – это не только и не столько информация, сколько способ общения.

 

Очень наглядно пример использования подобного мастерства продемонстрирован в романе Ильфа и Петрова «12 стульев», в том эпизоде, когда Остап Бендер выступает на собрании членов тайного общества «Меча и Орала». Состояние героя авторы романы выразили буквально двумя словами: «Остапа несло...» Не предлагаем всем и каждому взять на вооружение стратегию этого обаятельного плута, который, как вы помните, своей пространной речью сумел-таки добиться поставленной цели – собрать деньги с доверчивых обывателей, тоскующих по возвращению царского режима. Мы только предлагаем еще одну стратегию: умение говорить легко и непринужденно на любую тему.

 

 

Практикум «рыба»

 

Можно выполнять и в одиночку, но лучше, если у вас будет партнер – для того, чтобы поделиться впечатлениями.

Возьмите какую-нибудь отправную точку и начинайте говорить, «цепляясь» за любое слово, создавая из него тему следующего предложения.

Пример. Поезд. Вы знаете, в последний раз ехал в поезде два месяца назад. Новые вагоны попались такие комфортные с кондиционерами. Вообще кондиционер замечательное изобретение – на улице жарко, а дома комфортно. Раньше они жутким дефицитом были, а сейчас очень во многих местах висят. Вот, например, у меня в офисе. Я работаю в мебельной компании, диваны, кресла, стенки всякие продаем...

3-4 минуты. Практикуйтесь ежедневно. Учитесь «ловить рыбу» в разговоре с другими людьми и замечайте, как это делают ваши собеседники. Попутно можно запоминать опорные точки своей речи, это очень хорошо развивает память.

 

 

Вижу, слышу, чувствую, понимаю...

 

Я предпочитаю то, что можно услышать, увидеть, изучить.

Древнегреческий философ Гераклит

 

Скажите, пожалуйста, а откуда мы с вами каждый день, каждый час, получаем информацию об окружающем мире? Как мы узнаем, например, какая сегодня погода? Правильно – можно выглянуть в окно и увидеть, светит ли солнце или идет дождь, как одеты другие люди, идут ли они неспешно, подставляя лица солнышку, или кутаются в шарфы и воротники. Можно включить радио и услышать, как диктор рассказывает о погоде на сегодня. Можно выйти на балкон или на улицу и почувствовать холод или тепло, ветер или влажность. А можно влезть в Интернет или открыть газету и из соотношения некоторых цифровых и словесных обозначений (температура воздуха +3 градуса по Цельсию, относительная влажность 85 %, ветер 3–6 метров в секунду, атмосферное давление 786 миллиметров ртутного столба) также составить для себя некоторое представление о сегодняшней погоде.

 

Таким образом, каждый человек для связи с миром пользуется сенсорными репрезентативными системами – т. е. системами, состоящими из сенсорных анализаторов, воспринимающих информацию (это глаза, уши, кожные рецепторы и т. д.), и нейронных путей, передающих эти сведения в закодированном виде к соответствующим участкам коры головного мозга для их окончательной переработки, использования и хранения.

 

Сенсорных репрезентативных систем выделяют три:

Визуальная — все, что можно увидеть. Любые зрительные образы относятся к визуальной системе. Эта система равнонаправленная и одновременная, к тому же самая быстрая (представить себе любой образ можно практически мгновенно).

Аудиальная — звуки. Музыка и шум дождя, скрежет железа по стеклу и голос близкого друга – все это относится к аудиальной системе восприятия. Система эта более медленная (скорость звука меньше скорости света), пошаговая и последовательная. Чтобы убедиться, попробуйте, например, вспомнить третий куплет песенки «В лесу родилась елочка». Не получится, пока не прокрутите в памяти первые два.

Кинестетическая — это запах и вкус, тепло и холод, прикосновение и движение плюс любые ощущения тела. Система эта самая медленная, ведь на то, чтобы войти в состояние, требуется время

Выделяют также аудиально-дигитальную систему, или внутренний диалог, которая оперирует не сенсорной информацией, а только ее кодами в виде слов и цифр. Часто внутренний диалог выступает так же, как оценочная речь человека (хорошо – плохо, правильно – неправильно).

Сенсорные репрезентативные системы являются своего рода фильтрами восприятия. Используя их в той или иной последовательности, человек создает собственную репрезентацию, т. е. отражение реальности.

 

«Правители воспринимают мир посредством шпионов, как коровы – посредством обоняния, брамины – посредством священных книг, а остальные люди – посредством собственных глаз и ушей».

Каутилья, индийский философ III в. до н. э.

 

Споры о том, какой канал для человека лучше и полезнее – визуальный или кинестетический, аудиальный или дигитальный, абсолютно бесплоден. Каждый тип человеческой психики прекрасен по-своему. В каждом есть что-то уникальное.

Только визуалы могут увидеть всю прелесть окружающего мира. Рассмотреть в деталях красоту природы и человеческих лиц. Представить, как все замечательно будет выглядеть в будущем...

Только аудиалы могут услышать мелодику голоса собеседника, насладиться звучанием дуэта гитары и скрипки в гулком переходе метро, услышать мелодию соснового леса и морской волны...

Только кинестетики способны почувствовать всю глубину человеческих эмоций. По-настоящему пережить общение с близким человеком. Ощутить близость горячего дыхания, силу объятий, мягкий вкус губ...

И, наконец, только дигиталы способны здраво и рационально сделать нужные умозаключения, найти нужные формулировки, выстроить слова во фразы, спокойно оценить все плюсы и минусы.

В каждом канале есть свои достоинства. В каждом канале свое волшебство. Своя правда.

Все мы можем слышать, видеть и чувствовать, но большинство людей пользуется в основном одной системой для создания собственной картины мира. По способу восприятия людей можно (очень условно, разумеется) разделить на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.

У студентов на тренингах часто возникает вопрос – а как понять, какой канал у собеседника ведущий? Как отличить визуала от аудиала, а дигитала от кинестетика? Как выявить собственные предпочтения?

Сенсорные предпочтения легко «прочитываются» и в речи, и в манерах, и даже во внешнем облике человека.

Визуалы, как правило, говорят быстро, часто употребляют слова вроде «видите ли», «рассмотреть вопрос со всех сторон», «ясные перспективы»... Чаще всего им свойственно худощавое телосложение и резкие, порывистые движения. Очень любят элегантно одеваться и тщательно следят за своей наружностью.

Аудиалам свойственна привычка говорить много и охотно. Темп речи несколько медленнее, с выразительными переходами и модуляциями. У них часто бывает красивый и мелодичный голос, завораживающий собеседника. Любимые слова «послушай(те)!», «звучать в унисон», «как уже было сказано».

Кинестетики — люди, приверженные к телесным удовольствиям. Любят много и вкусно покушать, из-за чего часто имеют избыточный вес. Говорят медленно, голос низкий. В одежде больше всего ценят удобство, а потому способны носить любимый свитер лет десять. Любимые слова – все, что относится к чувственной сфере. Тут будет и «теплый прием», и «принимать близко к сердцу», и «твердые основания», и «мороз по коже».

Дигиталы сами по себе категория достаточно загадочная. Сто лет назад в нашей цивилизации этого типа людей фактически не было. Это «изобретение» нашего времени и отчасти советской эпохи. Это единственная система, которая работает не с окружающим миром, а разговаривает сама с собой. В этом ее большой минус. Человек перестает реагировать на сигналы внешнего мира, а делает все согласно своим внутренним инструкциям. В повседневной жизни оперирует цифрами и оценочными категориями, любит ссылаться на экспертные мнения. Чаще всего работает программистом или бухгалтером, большую часть времени проводит в виртуальном пространстве и на окружающий мир почти не обращает внимания.

Ведущий канал человека может меняться со временем. Если вы, к примеру, встретили друга, который пять лет назад был кинестетиком, любящим вкусно поесть, скорее всего, он им и остался. А вот если увидели приятеля по детскому саду – то возможны изменения.

Если у человека ведущая система визуальная – это совсем не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто одной системой он пользуется чаще и охотнее. Она у него ведущая. В ней он проводит большую часть времени. Здесь он находит больше всего различий и тонкостей. Этот вариант коммуникации с миром у него самый любимый.

Как и многие великие вещи, каналы восприятия человека (внутренние языки человеческого мозга и их влияние на общение) были открыты случайно. Один психолог услышал от своего пациента фразу, которая показалась ему смешной: «Я вижу, что вы говорите». Фраза эта показалась американцу по фамилии Бендлер забавной, и он решил предположить, что человек создал образы из его слов. В этот же вечер на группе студентов, с которыми он занимался в психологическом кружке, был поставлен эксперимент. Каждого студента он попросил рассказать о цели, зачем он пришел на группу. Если в речи человека было много слов-ощущений, ему выдавали желтую карточку. Если слов-звуков – зеленую. Студенты, отдававшие предпочтения словам-образам, были маркированы красными карточками.

Разделив таким нехитрым образом группу на три части, Ричард Бендлер предложил объединиться в пары и поболтать обладателям карточек одной масти. А после этого побеседовать с кем-нибудь из представителей «другого цвета». Почти всем студентам найти взаимопонимание во второй раз было значительно сложнее, чем в первый.

К сожалению, у людей, использующих разные сенсорные каналы, действительно нередко возникают сложности в понимании и общении. К примеру, если вы привыкли воспринимать мир преимущественно через зрительные образы, а ваш собеседник – через ощущения тела, ваши оценки одного и того же предмета или явления могут быть совершенно различны.

 

Наташа Ростова прогуливается с поручиком Ржевским по осеннему саду. Она мечтательно смотрит на иссиня-черную воду пруда, в котором плавают два белоснежных лебедя.

– Скажите поручик, а вы бы хотели, как эти лебеди, плыть куда-то вдаль по черной речной глади...

– Бр-р! Наташа! Голым задом в холодную воду! Нет уж, увольте-с!

 

Сенсорные предпочтения – важный критерий для приобретения любых товаров. Так, визуалам важно, чтобы вещь (причем неважно, какая именно – хоть пылесос, хоть автомобиль) была красивой и эстетично выглядела, а для кинестетика главное – удобство. Дигитала же вполне могут убедить цифры и технические характеристики. Если продавец, рассказывая о товаре, предлагая померить, пощупать или понажимать кнопочки, «попадает» в основной канал покупателя, его слова будут восприняты с пониманием, а если нет – любая, даже тщательно подготовленная и выверенная презентация вызовет только раздражение.

Особенно много вопросов из-за несовпадения стилей мышления возникает при воспитании и обучении детей. Если проверить на сенсорные предпочтения первоклассников, то выяснится, что большинство из них кинестетики. Познавать окружающий мир руками, ногами, ртом для них намного проще, чем глазами и ушами, а тем более – логически. Визуальный канал у детей, как правило, начинает развиваться несколько позже, к средним и старшим классам. Все бы ничего, но у нас как школьное, так и вузовское образование построено на дигитально-визуальной системе. Ощущать, осязать в нашей школе фактически нечего. К тому же естественная для здорового ребенка подвижность и непоседливость, мягко говоря, не приветствуется. Получается, что на «родном» языке с детьми разговаривать никто не хочет (а часто и не может) и им, для того чтобы избежать неодобрения взрослых, надо перестраивать собственные модели восприятия мира. Те, кто этого не может или не хочет, школьную программу усваивает плохо и за ней просто не поспевает – кинестетика гораздо медленнее всех прочих систем. Большинство умных слов для таких детей – тарабарщина. На них быстро вешают сначала ярлык «отстающих», потом «тупых» и на этом успокаиваются. О том, что на самом деле «тупым» в этом случае гораздо правильнее считать учителя, который просто не смог перевести знания со своего языка на язык ребенка – никто не думает.

 

Моя тетя в школе преподавала физику. О сенсорных каналах она скорее всего не имела понятия, но педагогом была хорошим. И понимала, как нужно объяснять физические термины и понятия. И ее понимали. Ее дети из года в год занимали первые места на школьных олимпиадах. А родители «тупых» учеников из других школ приводили их к тете для того, чтобы она «объяснила».

Кстати, у нее «тупых» в классе не было. Я несколько раз приходил к ней на уроки и с удовольствием слушал, как она рассказывает. Во-первых, у нее был очень мелодичный голос, который приятно было слушать. Во-вторых, на стенках и на доске постоянно висели плакаты с картинками, на которых все можно было рассмотреть. В-третьих, на каждом уроке она давала упражнения на действия, чтобы можно было на себе прочувствовать, пусть и в игровой форме, тот или иной физический закон – силу тяжести или преломление света.

Кстати, у нее не было даже мыслей о том, что ребенок может что-то не понять или быть к чему-то не способным. При этом подчеркиваю, она работала с инвалидами.

 

Существует прямая связь между сенсорной гибкостью и хорошей коммуникацией. Чем лучше вы понимаете других людей и чем лучше они понимают вас, тем быстрее вы добьетесь успеха.

В нашей стране чуть более 140 миллионов людей. Многие думают, что все эти миллионы говорят на одном языке. Если это так, то почему же люди друг друга не понимают?

Способность понимать мысли других людей гораздо важнее физики или математики. Она нужна каждому человеку, нужна каждый день, нужна дома и на работе. Она помогает человеку жить. Но почему-то в школьной программе этого предмета до сих пор нет. В институтской – тоже. Как бы вы отнеслись к предложению ввести во всех школах преподавание языка хинди и при этом в корне запретить обучать русскому? Между тем фактически так и происходит.

После рассказов о каналах восприятия люди часто спрашивают: «А зачем этим заниматься? Может, стоит ограничиться тем, что дала природа? Тем более что жизнь коротка, а науки необъятны». Подтекст этих вопросов такой: «Нам лень этим заниматься, особенно если это не принесет быстрых и ощутимых результатов».

На самом деле нам стоит развивать свою сенсорную чувствительность и умение жить в разных каналах, потому что это помогает общению с другими людьми. Если вы говорите с человеком на одном языке – вам с ним легче договориться.

В заключение хочется предостеречь читателя от навешивания ярлыков. Это, конечно, было бы очень удобно, но человек сложнее и интереснее любых шаблонов. Для воздействия на его мышление нужно больше гибкости, изобретательности и внимания к обратной связи.

Ведущая репрезентативная система может зависеть от контекста. Дигитал на работе, ночью в постели с женой может переквалифицироваться в кинестетика. Кинестетик, придя на балет, может переключиться в визуальный или аудиальный канал.

И потом, человек существо хитрое. Оперирует информацией он обычно в одной системе, а решения принимает в другой. Если человек с ведущей визуальной системой будет выбирать, к примеру, машину, то он все тщательно рассмотрит, попридирается к цвету салона, к виду обивки, к тому, насколько гармонично расположена на передней панели магнитола, но решение может принять на основе ощущений.

В речи это будет звучать примерно так: «Я внимательно все рассмотрел и чувствую, что это то, что нужно».

Или, если сенсорная раскладка другая, может быть так: «Я попробовал эту машину в деле, почувствовал, как она на дороге, представил, как она будет выглядеть, и мне понравилось.

Или: «Послушав мнение соседей, я сказал себе: Надо покупать!»

Но главное, человек может сам не знать о своей внутренней стратегии (способе принятия решения, способе действия), но в речи он почти всегда об этом неосознанно скажет. Слова и мысли очень тесно связаны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.05 с.)