Практикум «фотографирование взглЯдом» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум «фотографирование взглЯдом»



 

Участвуют двое.

Шаг 1. Создайте «творческий беспорядок».

Один участник раскладывает на столе в произвольном порядке 10–12 мелких предметов (ручки, карандаши, книги и т. д.).

Шаг 2. Запомните расположение предметов.

В течение 20 секунд второй участник внимательно смотрит на них, как бы «фотографируя» взглядом. Затем отворачивается.

Шаг 3. Слегка поменяйте картину.

Первый участник слегка меняет расположение предметов (так, чтобы получилось 5–7 незначительных отличий).

Шаг 4. Найдите отличия.

Второй участник поворачивается. Его задача – найти отличия и привести предметы в первоначальный порядок.

Шаг 5. Поменяйтесь местами.

Партнеры меняются местами.

 

 

Практикум «звуковой камертон»

 

Участвуют трое.

Шаг 1. Создайте «пространство звука».

Первый участник закрывает глаза и готовится к восприятию. Двое других, переходя с места на место, по очереди издают один и тот же звук (например, щелчок пальцами или хлопок ладонями), каждый раз называя свое имя. Важно, чтобы они каждый раз воспроизводили звук одинаково.

Шаг 2. Определите разницу.

Когда первый участник найдет разницу в звучании двух других (т. е. откалибрует их), они прекращают называть свои имена и начинают воспроизводить звуки в произвольном порядке. Первый, основываясь на произведенной калибровке, сам называет имя источника звука. Если он ошибается, ему нужно дать знать об этом. Если ошибается очень часто, следует вернуться к шагу 1 и повторить калибровку.

Шаг 3. Обмен опытом.

После 6 правильных ответов подряд первый участник дает обратную связь о том, какие различия (громкость звука, высота и т. д.) он использовал для определения.

Шаг 5. Поменяйтесь местами.

Участники меняются местами.

 

 

Практикум «принцесса на горошине»

 

Инструкция такая же, как в предыдущем упражнении, за исключением замены звукового стимула на какое-либо ощущение (касание ладонью плеча, пальцем ладони и т. д.).

 

 

Практикум «да» и «нет»

 

Участвуют трое.

Шаг 1. Задайте простые вопросы.

Первый участник занимает место на небольшом расстоянии от двух других. Они начинают задавать ему однозначные вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Вопросы должны быть таковы, что все трое заранее знают на них ответы (время года, обстановка в помещении, одежда присутствующих и т. д.). Первый участник отвечает молча, входя для этого в определенное состояние (согласия или несогласия). Другие наблюдают за ним, отмечая внешние визуальные признаки (микродвижения губ, бровей, глаз, головы, рук и ног, изменения цвета кожи, дыхания, тонуса мышц и т. д.).

Шаг 2. Определите разницу «согласия» и «несогласия».

Определив разницу между состояниями согласия и несогласия, второй и третий участники начинают задавать вопросы, на которые они не знают ответа. Первый отвечает им тем же способом, а они решают сами, каков был ответ – «да» или «нет». Первый дает обратную связь – правильно ли они определили.

Шаг 3. Поменяйтесь местами.

Участники меняются ролями.

 

 

Практикум «детектор лжи»

 

Участвуют трое либо мини-группа из трех-пяти человек.

Шаг 1. Задайте вопросы, ответы на которые известны всем троим.

Первый участник садится напротив двоих других. Они начинают задавать вопросы, ответ на которые известен всем троим. Задача первого участника – входя в состояние согласия или несогласия, повторять последнюю часть вопроса (например, «сейчас на улице зима? – на улице зима»). Второй участник калибрует визуальные признаки, как в предыдущем упражнении, третий участник – различия в голосе (высоту, громкость, темп, быстроту ответа).

Шаг 2. Задайте «неизвестные» вопросы.

Второй и третий участники обобщают свои наблюдения и начинают задавать вопросы, ответы на которые они не знают. Первый участник также повторяет последнюю часть вопросов, входя в соответствующее состояние, и дает обратную связь – правильно ли определили.

Шаг 3. Поменяйтесь местами.

Участники меняются ролями.

 

 

Рецепт на розовые очки (о таинстве рефрейминга)

 

Я не жадный. Я домовитый.

Домовенок Кузя

 

Весенний дождь за окном – это хорошо или плохо? Плохо? Гулять неудобно? Верно, зато такой дождик почище промоет улицы лучше любой поливальной машины. Воздухом дышать будем чистым. Листики по-весеннему заблестят зеленью, настроение будет хорошее. Да и для урожая дождь необходим. Хотя, конечно, гулять под дождем затруднительно. И заболеть недолго, если промерзнуть да ноги промочить. К тому же дожди сейчас все больше кислотные, от них волосы выпадают. На зонтиках и то дырки образуются.

А когда из-за туч солнце появляется, это хорошо или плохо? Хорошо, потому что настроение повышается? А если от светила идет повышенная радиация. И, кстати, загар сегодня не в моде. Хотя от солнечных лучей витамин вырабатывается – витамин Д. Образованию рахита препятствует. Да, и что бы ни говорили парижские модельеры, загорелые девушки мужчинам нравятся. К тому же солнечные лучи хорошо от всяких депрессий излечивают.

В жизни все обстоит отнюдь не столь однозначно. К примеру, 1893 год на юге Франции выдался на редкость засушливым. Для крестьян это было плохо, потому что весь урожай погиб на корню. Зато виноделы этот год вспоминали долго и с удовольствием – от солнца ягоды налились таким неповторимым вкусом и ароматом, что вина этого года ценились знатоками чуть ли не на вес золота.

Представьте себе, что вы познакомились с хорошим человеком. Как изменится ваше к нему отношение, если кто-то скажет: «Он – шпион»? А если скажет чуть-чуть по-другому: «Он – разведчик»? В первом случае вы, возможно, начнете презирать человека; во втором – скорее всего, проникнитесь к нему еще большим уважением.

А теперь представьте себе, что вы познакомились с девушкой. И получили о ней следующий отзыв: «Современная девушка без комплексов». А потом более конкретный: «Развратница!» Вроде бы сказано одно и то же, но как важны нюансы...

 

Слова очень много весят. Именно они определяют наше поведение, наше отношение к другим людям, наше настроение и самооценку. Слова правят миром. Из-за них ссорятся люди, из-за них порой даже войны начинаются...

 

Большой талант в искусстве играть со словами регулярно демонстрируют историки. Те люди, которые должны беспристрастно фиксировать события, происходящие в нашем мире. Однако «Великая Октябрьская социалистическая революция» неожиданно обернулась «октябрьским переворотом». «Кулаки» превращаются в «крепких хозяйственников», «буржуазная интеллигенция» – в «цвет нации». В соответствии с веяниями времени, задачами наша история меняет цвет, подобно хамелеону.

Мы расскажем вам две истории о двух разных людях. Этих людей вы знаете; дальше написана чистая правда, однако с такой формой подачи правды вы, скорее всего, незнакомы.

 

Молодой человек из весьма известной, состоятельной и порядочной семьи поступил в одно из самых престижных учебных заведений страны. Однако он не слишком утруждал себя учебой. Учился он крайне нестабильно, совершенно не уделяя внимания основным дисциплинам. Главным его увлечением было чтение эротической литературы, что наложило глубокий отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Окончив учебное заведение, он, в отличие от своих одноклассников, даже не пытался найти постоянную работу и жил в основном за родительский счет. Он увлекся игрой в карты на деньги, а кроме того, был неравнодушен к спиртным напиткам и женщинам легкого поведения. Деньги для игры в карты он добывал случайными заработками.

Достаточно поздно он обзавелся семьей, взяв замуж женщину намного моложе себя, в результате постоянно испытывал чувство ревности. Благодаря семейным связям ему удалось получить определенную должность, но он был ею недоволен, поскольку считал себя намного более достойным. Возможно, этому способствовало то, что практически все его одноклассники заняли видные посты на государственной службе. Кто-то из них стал генералом, а кто-то – даже министром.

И, вполне вероятно, именно это чувство послужило причиной тому, что молодой человек чуть было не встал на путь государственной измены. Спасло его только то, что он был повышенно суеверен, как и многие люди, не имеющие твердой жизненной позиции. Именно суеверие помогло ему избежать участия в преступлении, направленном на подрыв государственного строя, что, безусловно, кончилось бы для него долгим тюремным заключением.

Окончилась история этого человека весьма печально. В приступе ревности он пытался убить предполагаемого любовника своей молодой жены, но был убит сам. Правоохранительные органы, изучив материалы дела, постарались замять этот инцидент и сделали это успешно.

Из этого мы видим, к чему может привести отсутствие ясных жизненных целей и четких нравственных принципов. Поучительная история этого человека известна практически каждому в России.

И звали его... Александр Сергеевич Пушкин.

 

Не правда ли, специфический взгляд на биографию поэта? А между тем здесь все правда. Ведь на самом деле Александр Пушкин имел в лицее низшую оценку по математике. И действительно, великий поэт вел весьма рассеянный образ жизни, так что пушкинисты до сих пор изучают: где, когда и при каких обстоятельствах он имел мимолетную связь с той или иной дамой. И деньги добывал от случая к случаю («не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»). И на Сенатской площади не оказался только потому, что дорогу ему заяц перебежал. А что такое восстание декабристов в 1825 году, если не попытка смены государственного строя насильственным путем? А дуэль? Разве это не попытка убить соперника? Правда, можно и самому умереть, так что все честно. Потому Жорж Шарль Дантес, красавец кавалергард, и не понес никакого наказания, прожил долгую жизнь и скончался в 1895 году в возрасте восьмидесяти трех лет.

Обратимся теперь к другой истории.

 

Этот человек родился в небольшом городке, в семье скромных и порядочных людей. С детства он мечтал об одном – стать художником. Однако его родители не имели достаточно средств, чтобы он мог нормально учиться, а потому, занимаясь живописью, молодой человек вел полунищий и полуголодный образ жизни. Он был не лишен таланта живописца, но напрочь не умел торговать. Теперь его картины могут купить только очень состоятельные коллекционеры, а в те годы торговцы картинами, как правило, обманывали его.

Началась война, и он пошел добровольцем на фронт. Молодой человек участвовал во многих сражениях, спасал жизни своих товарищей, сам был ранен... Ничего удивительного, что за храбрость он был удостоен одной из высших наград того времени.

Во время одного из боев он потерял зрение. Конечно, для художника это была ужасная трагедия. И тогда, практически потеряв смысл жизни, он обратился к Богу и дал клятву, что, если зрение к нему вернется, он достигнет успеха.

И зрение восстановилось! Закончилась война, и молодой человек приложил максимум усилий, чтобы реализовать свой талант. Как это часто бывает с талантливыми людьми, его обманывали вновь и вновь, и, несмотря на все усилия, он оставался нищим художником.

И тогда молодой человек дал себе обещание посвятить всю свою жизнь борьбе за справедливость. Благодаря своим исключительным личным качествам он сумел сплотить вокруг себя единомышленников, а потом – стать во главе крупной организации. Он проявил себя как блестящий оратор, умный и талантливый руководитель. Его полюбили многие, но те, с кем он боролся, его ненавидели и боялись.

Во время боевых действий, участником которых он оказался, он покончил с собой, предпочтя плену смерть. Разъяренные враги так и не сумели обнаружить его тело, и потому многие соратники долгие годы хранили веру в то, что он жив.

До сих пор его помнят многие. Фамилия этого человека – Шикльгрубер, а в историю он вошел под именем Адольф Гитлер!

 

Немного шокирует, верно? А между тем и здесь все правда. В самом деле, вождь немецкого национал-социализма в молодости мечтал стать художником. Успеха в этом деле он не достиг, несколько лет жил в Вене почти как бродяга, питаясь благотворительным супом. А потом пошел добровольцем на фронт, служил санитаром, затем – связным. Участвовал в 47 сражениях, дважды был ранен. За храбрость был награжден Железным крестом 1-й степени (большая редкость для простого солдата!). За месяц до окончания войны он тяжело отравился горчичными газами и временно потерял зрение. В 1919 году вступил в Германскую рабочую партию, а уже в 1921-м стал ее лидером.

А дальше – дорога известная. 30 января 1933 года Гитлер становится рейхсканцлером Германии (к слову, совершенно демократическим путем!), 1 августа 1934 года – фюрером и рейхсканцлером, сосредоточив в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, а в 1938 – верховным главнокомандующим. 30 апреля 1945 года Гитлер и его жена Ева Браун покончили с собой. В соответствии с политическим завещанием, их тела были сожжены. Их останки были с трудом обнаружены и идентифицированы, но существовало еще немало версий – например, о том, что Гитлер, живой и здоровый, бежал в Южную Америку. И многие уцелевшие сторонники фашизма продолжали верить в это долгие годы.

Неполная, однобокая информация, даже если она правдива, позволяет создать любую легенду, в которой герой будет выглядеть злодеем, а злодей – героем. «Мир – это описание мира», а потому любому событию можно придать то или иное значение в зависимости от точки зрения.

Этот прием называется «рефрейминг». От английского «фрейм» – рамка, хотя у этого слова много других значений, и они тоже справедливы. Несмотря на свою простоту, рефрейминг – очень мощный инструмент, формирующий наше отношение к окружающему миру. Помимо всего прочего с его помощью легко повышать или понижать собственную самооценку.

 

 

Практикум «самооценка»

 

Шаг 1. Составьте «опись недостатков».

Вспомните все ваши недостатки. Возможно, вы знаете о них сами. Возможно, вам говорили о них ваши родственники, знакомые, друзья, коллеги... «Ты такой медлительный, ничего не можешь сделать вовремя!», «Ты такая кокетка, полдня торчишь у зеркала!», «Вы не имеете достаточного опыта и образования для этой работы», «Александр Македонский в 25 лет полмира покорил, а тебе уже 36 и ты неудачник!», «Ты слишком толстый (высокий, маленький и т. д.)». Кто из нас не слышал таких слов? Нет, мы не будем осуждать тех, кто их говорил, – у них, наверное, тоже были положительные намерения.

Цель этого упражнения в другом. Возьмите большой лист бумаги и разделите его пополам. На левой стороне выпишите ваши недостатки. Мы будем называть их «условно негативными особенностями» – чувствуете разницу? «Условно» – потому что, как мы с вами только что убедились, нет ничего однозначно положительного или однозначно отрицательного. Сделали? Замечательно. Говорите, страшно читать этот «черный список» и удивительно, как вы еще живы, имея за плечами такой багаж? Ничего-ничего, скоро будете им гордиться.

Шаг 2. Переформулируйте их так, чтобы получились достоинства.

А теперь возьмите какое-нибудь качество вашего характера или внешности и подумайте, при каких условиях оно было или могло бы быть достоинством. Или вспомните такого человека, который обладает таким же качеством и гордится им. Например, «Я слишком высокая – почти одного роста с Клаудией Шиффер», «Я очень ленивый, зато никогда не делаю ненужной работы», «У меня нет диплома о высшем образовании, у Билла Гейтса тоже», «Александр Македонский в мои годы давно покойником был!», «Я – женщина пышных форм в духе рубенсовской Венеры».

А теперь перегните страницу пополам, чтобы можно было прочитать только «модифицированный» список. Перечитайте его еще раз – можно даже вслух, с выражением. Как изменилось ваше восприятие? Может быть, вы даже начали гордиться своими бывшими недостатками? Или просто посмотрели на себя с другой, неожиданной стороны?

А ведь ничего, по существу, не изменилось!

Кстати, очень многие практикуют рефрейминг, даже не зная этого слова. У нас есть очень упитанный друг, который высокого мнения о себе. На все речи о том, что неплохо бы похудеть, он отвечает либо: «Хорошего человека должно быть много», либо: «Самец начинается после 100 килограммов». Кстати, несмотря на действительно солидный вес, он никогда не был обделен вниманием женщин. С таким жизнерадостным человеком приятно общаться вне зависимости от длины его поясного ремня.

В исторических учебниках времен застоя все достижения советского времени сравнивались с 1913 годом. В таком сравнении любые показатели казались колоссальным достижением.

Сейчас приемы пропаганды и пиара несколько изменились. В московском метро висят плакаты-афиши социальной рекламы, гласивший, что в прошлом году органы МВД раскрыли 47 тысяч преступлений прошлых лет. Внушительная цифра, согласен. Особенно, если вспомнить, что только в прошлом году их было совершено более 80 тысяч. А если принять во внимание мнение криминалиста Лунеева, который считает, что в стране регистрируется лишь одна третья часть реально совершенных преступлений, причем самых мелких, то отношение к милицейской парадной сводке несколько меняется.

 

Советский бегун пришел к финишу вторым. А американский спортсмен, который также участвовал в забеге, финишировал предпоследним. В забеге принимали участие два человека.

Из спортивных сводок советского радио

 

Одним из наиболее изощренных и мощных видов рефрейминга являются так называемые «раскрутки». Это мощное психологическое карате, приемы защиты и нападения. Рассматривая любую проблему или утверждение то в телескоп (с точки зрения Вселенной), то в микроскоп (фиксируясь на заведомо ничего не значащих мелочах), с точки зрения другого человека или, напротив, применяя к себе лично, вы рискуете в конце концов убедиться, что проблемы просто нет! Или утверждения вашего оппонента вдруг покажутся более чем спорными даже ему самому...

Хотите убедиться? Возьмем какое-нибудь убеждение или утверждение, которое стоит «раскрутить».

 

Например, «Моя работа идет из рук вон плохо, и я чувствую себя подавленным».

Обобщите: может быть, вы просто чувствуете себя плохо и работа здесь ни при чем.

Примените к себе: быть может, этими мыслями вы сами нагоняете на себя депрессию.

Выделите ценности и критерии: что настолько важно в вашей работе, что вы считаете, что она идет из рук вон плохо?

Найдите позитивный результат: это заставило бы вас работать упорнее, чтобы преодолеть эту проблему.

Измените результат: возможно, вам нужно сменить работу.

Определение дальнейшего результата: можете ли вы извлечь что-то полезное из того, как идет ваша работа в данный момент?

Расскажите метафору: это похоже на то, как мы учимся ходить.

Переопределите: ваша депрессия может означать, что вы испытываете раздражение по поводу того, что ваша работа предъявляет к вам необоснованные требования.

Деление вверх: а как дела вообще?

Контрпример: было ли когда-нибудь такое, что ваша работа шла из рук вон, а вы тем не менее не были подавлены?

Позитивное намерение: это показывает, что вы внимательно относитесь к своей работе.

Временная рамка: это временное явление, это пройдет.

 

Будьте осторожны, применяя эти приемы. Они действительно хорошо работают. И они могут достаточно легко «убить» убеждение человека. При помощи убеждений люди организуют свое поведение, структурируют свой опыт. Если их из человека изъять, это может плохо закончиться.

 

Мы слышали историю об одном молодом человеке, который поспорил с профессором философии. Сильно поспорил. Профессор своими словами (только словами, просто в разговоре) разрушил систему жизненно важных убеждений своего молодого оппонента. Молодой человек после этого разговора впал в глубокую депрессию, забросил «за ненадобностью» все дела и даже пытался покончить жизнь самоубийством.

 

Рефрейминг – это не розовые очки. Его задача предоставить человеку другой, более широкий взгляд на ситуацию. Изменить его отношение к ситуации, чтобы она превратилась из большой непосильной проблемы в задачу, которую можно решить.

 

Судили священника. Набедокурил он славно. Вина была доказана. Сам подсудимый во всем сознался. Поднялся Плевако.

«Господа присяжные заседатели! Дело ясное. Прокурор во всем совершенно прав. Все эти преступления подсудимый совершил, и сам в них признался. О чем тут спорить? Но я обращаю ваше внимание вот на что. Перед вами сидит человек, который тридцать лет отпускал вам на исповеди грехи ваши. Теперь он ждет от вас: отпустите ли вы ему его грехи». Священника оправдали.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.9.186 (0.062 с.)