Упражнение «Калибровка мотивации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Калибровка мотивации»



 

Участвуют двое.

Шаг 1. Вспомните момент принятии решения.

Первый партнер просит второго вспомнить какой-нибудь эпизод, когда ему приходилось принимать решение (например, смена работы или крупное приобретение).

Шаг 2. Отследите тип мотивации.

Второй партнер подробно рассказывает об этом эпизоде. Первый внимательно слушает, отмечая вербальные и невербальные признаки (указатели положительной мотивации – хочу, нравится, я-высказывания; указатели отрицательной – нужно, необходимо, фиксация на проблемной ситуации. Например, я решил сменить работу потому, что хочу больше зарабатывать или мне нужно было сменить работу потому, что на прежней мне мало платили.

Шаг 3. Обсудите результат.

Участники обсуждают результаты и меняются ролями.

 

Практикум «двуязычная реклама»

 

Работа индивидуальная. Возьмите любой предмет (например, пылесос, авторучку, автомобиль или пластиковый стаканчик) и напишите для него несколько вариантов рекламного объявления для людей с разными типами мотивации. Сравните получившиеся тексты.

 

 

Сети, сплетенные из слов

 

Все эти приемы нужны нам для того, чтобы вызвать у собеседника нужную нам реакцию. Чаще всего желаемая реакция – согласие с нашими аргументами и предложениями, а также побуждение к действию, наиболее желательному для нас в данный момент времени.

Выше мы подробно рассмотрели рефрейминг, т. е. иной взгляд на ситуацию. Используя данный прием, можно как угодно интерпретировать любые реальные факты, ничем не погрешив против истины.

Но что делать дальше?

Богатый арсенал инструментов речевого манипулирования сознанием или даже подсознанием собеседника включает также и речевые стратегии. Это набор приемов, позволяющих придать высказыванию иллюзию смысла и логики (люди стремятся во всем найти смысл).

 

Использование речевых стратегий очень хорошо помогает собеседнику сначала внутренне согласиться с вами, а после этого подкрепить свое согласие конкретными действиями.

 

Например, купить ваш товар, принять на работу, согласиться с вашим предложением, пойти на свидание...

Среди речевых стратегий наиболее распространены следующие.

Трюизмы, т. е. банальные истины. Что-нибудь вроде «людям нравится покупать качественные вещи», «всегда приятно найти лучшее сочетание цена – качество», «только честный, порядочный депутат может достойно защищать интересы избирателя». Очень хорошо здесь работают пословицы и поговорки, известные всем с детства. Что-нибудь вроде «без труда не вынешь рыбку из пруда» или «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Может, и раздражает банальность утверждения, но ведь с ней не поспоришь!

Коварство этого приема состоит в том, что с такой банальной истиной очень легко согласиться. А дальше работает так называемое правило Сократа: для получения положительного решения по важному для вас вопросу оставьте его напоследок, предпослав ему три коротких вопроса, на которые собеседник наверняка ответит «да».

Секрет действенности этого правила лежит вне нашего сознания и обусловлен особенностями гормональной системы человека. Когда мы говорим «да», это означает наше согласие, а вместе с ним осознание того, что в ближайшее время противостояния с собеседником не предполагается. Наш организм, ориентированный на экономное расходование сил, сразу расслабляется, что осуществляется посредством выделения эндорфинов (гормонов удовольствия).

Позволим себе небольшую иллюстрацию применения данного приема:

Скажите, какого цвета кровь?

А теперь вспомните, пожалуйста, какого цвета крест на машине «Скорой помощи»?

Вспомните, пожалуйста, какого цвета были пионерские галстуки?

А теперь скажите, на какой цвет надо переходить улицу?

Если вы ответили «красный», то подумайте еще раз. Ваше сознание просто попало в ловушку. Оно уже привыкло к ответу на предыдущие три вопроса, и автоматом предложило его сознанию, когда услышало следующий.

Таким образом, расслабив собеседника с помощью нескольких «да», мы уменьшаем его настрой к сопротивлению в главном вопросе. И в дело вступает следующий прием.

Речевое связывание, или псевдологика. Этот прием основан на инерции мышления и позволяет придать высказыванию иллюзию смысла. Например: Людям нравится покупать качественные вещи. И поэтому мы предполагаем выпустить на рынок товар Х. Другой вариант использования этого приема – сначала сказать собеседнику то, что ему и так известно. Например: Мы работаем с вашей фирмой уже пять лет. И поэтому можем сейчас договориться об условиях поставки товара.

Иллюзия выбора. Это когда вы предлагаете собеседнику (покупателю, нанимателю и т. д.) выбор между тем, что желательно для вас – и тем, что очень желательно. Например: Вы можете оплатить наши услуги наличными или по безналу. Вы можете купить большую или маленькую упаковку товара Х.

Тот же прием многие люди часто используют и в обыденной, домашней жизни – осознанно или нет. «Какое платье лучше купить – красное или зеленое?», «Ты сейчас в магазин пойдешь или чуть погодя?», «Дорогой, в отпуск ты предпочел бы поехать в Турцию или Египет?»

Мы ставим собеседника в безвыходное положение, но давления вроде бы не чувствуется – ведь предоставляется выбор! Правда, выбор ограниченный, но об этом не предупреждают...

Предположения. Инструкция – приказ оформляется как предварительное условие для выполнения очень простого, иногда совершенно обыденного действия. Схема такой «хитрой» фразы выглядит следующим образом: Время + Команда + Нечто малозначительное. Например: Прежде чем купить товар N, внимательно посмотрите на упаковку. В тот момент, когда вы решите приобрести лучшую офисную технику, позвоните нашему дилеру. Или: После того как вы внимательно ознакомитесь с достоинствами нашего товара и вам захочется его купить, помните, что сегодня вы можете воспользоваться существенной скидкой.

А сколько людей, не зная тонкостей психологии и не вникая в мудреные схемы, используют этот прием почти ежедневно! «Когда пойдешь домой – купи хлеба по дороге», «Как только сделаешь уроки – можешь пойти погулять»...

Номинализации и ценностная подстройка. Скажите, дорогой читатель, вы верите в любовь? Или, может быть, в справедливость? Или переживаете всей душой за то, чтобы у ваших детей было достойное будущее? Наверное, да... А как же иначе?

Слова эти красивые и правильные, но разные люди вольны понимать под ними совершенно разные вещи. Так, для одного достойная жизнь – это возможность покупать дешевую еду, а для другого – возможность три раза в год отдыхать за границей. Для одного справедливость – чтобы налоговая попусту не докапывалась, а для другого – «взять все и поделить». А так, в общем, все за справедливость и достойную жизнь...

По выражению одного умного, но ехидного психолога, номинализация – это то, «что нельзя положить в тачку». Красота, мода, стиль, престиж, элегантность, молодость – это все тоже номинализации, которые широко и охотно используются в рекламе товаров и услуг.

В агитации процветают те же приемы. Начиная с военных песен «Если дорог тебе твой дом...». Сейчас это звучит как что-нибудь вроде «любой умный, симпатичный и порядочный человек легко со мной согласитс я» (а если ты не согласен – значит, ты тупой, несимпатичный и непорядочный). Или: «каждый, кому дорого будущее страны, голосует за кандидата Х» (а если голосуешь за кандидата Y, или Z, или против всех, значит, будущее родной страны тебе безразлично).

 

Вы можете сказать: «Политика и реклама – это так далеко...» Ошибаетесь! Изрекая что-нибудь вроде «Я это делаю на благо семьи!» (коллектива, фирмы, счастья всего человечества), вы используете именно этот прием! И ценности – куда же без них! – тоже задействуются постоянно. «Настоящий мужчина должен уметь кран починить! (гвоздь забить, деньги зарабатывать, укачивать ребенка по ночам – нужное подчеркните). А если не умеет – он что, не настоящий? Искусственный? «Хороший сотрудник думает об интересах компании, а не бежит домой в шесть вечера!» Значит, если бежит – то уже плохой...

Знание этих приемов позволяет вовремя распознать их в коммуникации, чтобы потом принимать решение, исходя из собственных интересов, а не навязанных вам извне. А если нужно, то и применять их в соответствии с конкретной ситуацией. Например, делать «домашние заготовки» перед ответственной встречей или выступлением. Постепенно навык становится автоматическим, «встраивается» и вы начнете им пользоваться, даже не замечая этого.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.60.5 (0.021 с.)