Тема 7. Правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования.

Поиск

1. Понятие земель лесного фонда. Подразделение лесов на группы и его значение для правового режима земель лесного фонда.

2. Право собственности на земли лесного фонда.

3. Понятие и виды лесопользования.

4. Особенности управления землями лесного фонда.

5. Охрана лесов и земель лесного фонда. Виды юридической ответственности за нарушение лесного законодательства.

 

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей.

Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

Статья 101 Земельного кодекса РФ определяет земли лесного фонда как «лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр». В Лесном кодексе основополагающую роль играют понятия «лес» и «лесной фонд». Из определений этих понятий следует, что земля - неотъемлемая часть леса и лесного фонда. В преамбуле ЛК РФ говорится о лесе как совокупности лесной растительности, земли и других элементов природы. Следует отметить, что данное понятие не соответствует понятию лесов, определенному ГК и предусматривающему, что леса являются отдельными объектами недвижимости наряду с земельными участками.

Леса, входящие в лесной фонд, следует отличать, с одной стороны, от лесов, расположенных на землях обороны, землях городских поселений, а с другой - от древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, землях поселений и иных категорий земель. Наличие на землях лесной, древесно-кустарниковой растительности не означает их принадлежности к землям лесного фонда.

Лес, а также земли, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли) образуют лесной фонд. Лесной фонд нельзя отождествлять с землями лесного фонда. Земли являются хоть и неотъемлемой, но все же только составной частью лесного фонда.

ЗК РФ и ЛК РФ подразделяют земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли.

Состав лесных земель определяется указанными федеральными законами одинаково. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления.

Нелесными землями ЗК признает земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. ЛК решает этот вопрос иначе. В составе нелесных земель этот федеральный закон выделяет земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли), и иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

ЛК более точно определяет структуру нелесных земель. Данная структура сложилась давно и уже на протяжении не одного десятилетия не меняется. Пункт 1 ст.101 ЗК не в полной мере учитывает специфику распределения площадей в лесном фонде. При определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.

По данным государственного земельного учета на 1 января 2007 г. общая площадь земель лесного фонда составляла 1 096 844,7 млн. га, т.е. около 70% суши Российской Федерации. Среди земель лесного фонда площади, занятые лесами, составляют 73%, болотами - 9%, другими водными объектами - 2%, сельскохозяйственными угодьями, застроенными территориями, дорогами, оленьими пастбищами и прочими объектами - 16%.

В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства. Целевое назначение земель лесного фонда устанавливается с учетом их предназначения. Структура земель лесного фонда такова, что его составные части могут использоваться для разных целей либо вообще не использоваться.

Учитывая указанные особенности земель лесного фонда, п.2 ст.101 ЗК требует отграничить их от земель иных категорий. В лесной фонд и в леса, не входящие в него, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожный магистралей и автомобильных дорог);

- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно-территориального базиса лесного хозяйства.

В зависимости от экономического, экологического и социального значения, местоположения и выполняемых функций лесное законодательство различает леса первой, второй и третьей групп.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки.

Ко второй группе относятся леса:

а) расположенные в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие ограниченное эксплуатационное значение и выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции;

б) находящиеся в районах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

Лесами третьей группы признаются леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Леса третьей группы подразделяются на освоенные и резервные леса.

Отнесение лесов к определенным группам и их перевод из одной группы в другую производятся Минприроды России по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с преамбулой Лесного кодекса РФ регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. В научной литературе встречается также следующее определение леса - это основной тип растительности, господствующий ярус которого образован деревьями одного или нескольких видов, с сомкнутыми кронами.

Следует также подчеркнуть, что лес, в соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельным объектом гражданских правоотношений и является недвижимостью.

 

 

Специфической особенностью земель лесного фонда является то, что в пределах лесного фонда гражданам и юридическим лицам предоставляются не земельные участки, а участки лесного фонда, границы которых должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

Оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других следок, которые влекут или могут повлечь отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускается. Древесно-кустарниковая растительность может переходить от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации.

Как предусмотрено ст. 5 Лесного кодекса РФ, отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

В структуре земель лесного фонда среди нелесных земель выделяются сельскохозяйственные угодья. В настоящее время их общая площадь по состоянию на 1 января 2001 г. составляет 4 456,1 тыс. га. По данным государственного учета земель среди этих земель пашня занимает 202,7 тыс. га, залежь - 9,6 тыс. га, многолетние насаждения - 12,1 тыс. га, кормовые угодья - 4 231,7 тыс. га. Эти статистические данные показывают, что виды сельскохозяйственных угодий, расположенные в границах земельного фонда лесов, ничем не отличаются от видов сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В лесном фонде сельскохозяйственные угодья использовались и используются для сельскохозяйственного производства. Статья 80 ЛК к побочному лесопользованию относит виды деятельности, которые можно признать сельскохозяйственным производством (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек). В Перечне дополнительных видов побочного лесопользования в лесном фонде Российской Федерации, утвержденном Приказом Рослесхоза от 01.04.99 № 74, также упоминается сельскохозяйственное производство (использование участков лесного фонда для выращивания сельскохозяйственных культур).

В соответствии с п.5 ст.101 ЗК нелесные земли, пригодные для осуществления сельскохозяйственного производства, должны предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду. Здесь имеется в виду не осуществление соответствующих видов побочного лесопользования, а использование земельных участков в порядке, установленном для земель сельскохозяйственного назначения.

Лесное законодательство устанавливает порядок предоставления участков лесного фонда (участков нелесных земель). В п.5 ст.101 ЗК идет речь о земельном участке, а не об участках лесного фонда.

Теперь нелесные земли в соответствии с земельным законодательством РФ могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного производства. Однако для этого требуется соблюдение ряда условий.

Земельные участки могут быть выделены только из состава нелесных земель, временно не используемых для ведения лесного хозяйства.

Из ч.1 ст.54 ЛК следует, что ведение лесного хозяйства связано с проведением лесохозяйственных мероприятий и пользованием лесным фондом. Следовательно, в соответствующий сельскохозяйственный оборот вовлекаются нелесные земли, которые не требуются для осуществления лесохозяйственных мероприятий и которые не предоставляются лесопользователям.

Указанные земельные участки предоставляются только в аренду сроком на пять лет. Договор аренды заключается в соответствии с земельным законодательством. Однако условия и ограничения использования этих земельных участков, которые фиксируются в договоре аренды, определяются в соответствии с лесным законодательством.

Участки лесного фонда, как объекты лесных отношений, представляют собой участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Именно участки лесного фонда могут предоставляться в пользование. Через предоставление участков лесного фонда в пользование выражается специальное лесопользование. В отличие от общего лесопользования, для которого не требуется получения специальных разрешительных документов, правоудостоверяющих документов на участки лесного фонда (например, для сбора гражданами грибов и ягод), специальное лесопользование требует получение соответствующих документов. Фактически общее лесопользование является публичным лесным сервитутом (ст. 21 ЛК РФ). Вид документов для специального лесопользования зависит от вида предоставляемого права на участок лесного фонда.

В соответствии с действующим лесным законодательством видами прав на участки лесного фонда являются:

1) аренда (от 1 года до 99 лет);

2) безвозмездное пользование (с максимальным сроком до 99 лет);

3) концессия (от 1 года до 99 лет);

4) краткосрочное пользование (на срок до 1 года).

Порядок предоставления на указанных выше правах пользования регламентируется подзаконными нормативными актами на уровне Правительства РФ.

Граждане и юридические лица, которым предоставлены вышеуказанные права, называются лесопользователями. Таким же термином обозначают лиц, которым предоставлены права на пользование участками лесов, не входящих в лесной фонд.

Правоудостоверяющими документами на участок лесного фонда являются:

зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) договор аренды участка лесного фонда;

зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) договор безвозмездного пользования участком лесного фонда;

зарегистрированный учреждением юстиции (государственной регистрационной палатой) договор концессии участка лесного фонда;

протокол о результатах лесного аукциона, имеющий силу договора и не нуждающийся в государственной регистрации.

Кроме того, лесопользователи в установленных случаях для реализации полученного права лесопользования обязаны получать также лесорубочный билет, ордер или лесной билет.

Статьей 12 Лесного кодекса РФ оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

Согласно подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами, ограничиваются в обороте. Это положение означает, что данные земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).

Императивная норма п. 3 статьи 101 ЗК РФ в качестве общего правила запрещает изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд. Исключение из этого правила составляют только два случая, указанные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 49 Кодекса. Такое изъятие возможно, если оно необходимо для:

1) выполнения международных обязательств Российской Федерации;

2) размещения следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов (см. также комментарий к п. 1 ст. 49 Кодекса).

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется Правительством Российской Федерации.

При переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, а также при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется перевод, возмещают потери лесного хозяйства. Порядок расчета и возмещения потерь лесного хозяйства при указанных переводах устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из статьи 63 ЛК полностью исключен порядок перевода земель лесного фонда в земли иных категорий. Данный вопрос предоставлен в правовое поле специального федерального закона. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается:

1) если изменение их целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов;

2) в связи с установлением или изменением черты поселений.

В иных помимо предусмотренных выше случаях перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществляется в соответствии с лесоустроительной документацией в связи с:

1) невозможностью их дальнейшего использования по целевому назначению;

2) прекращением нужд лесного хозяйства;

3) необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, добычей полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в соответствии с названным Законом следующие.

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной либо лесоустроительной документации.

Перевод земель лесного фонда следует отличать от перевода лесных земель в нелесные. При переводе лесных земель в нелесные категория земель (земли лесного фонда) не меняется. Происходит только своеобразная смена целевого назначения земель. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для ее выращивания, восстановления на данном участке, а нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (лесные дороги, к примеру), и неудобные для использования земли (например, занятые болотами).

Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта Российской Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы (ст. 65 ЛК РФ). Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения территориального федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предусмотренной Лесным кодексом РФ при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (абз. 1 ст. 66 ЛК РФ).

Требование о получении положительного заключения государственной экологической экспертизы, прежде чем осуществлять строительные работы, содержится также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

 

Лесопользование - использование лесных участков земель лесного фонда и земель иных категорий в соответствии с принципами лесного законодательства. Право лесопользования можно рассматривать двояко - как правовой институт лесного права (объективное право лесопользования) и как субъективное право субъектов лесных правоотношений на использование лесов и лесных ресурсов.
Следует различать общее и специальное лесопользование. Общее лесопользование находит своё юридическое опосредование в Лесном кодексе РФ через публичный лесной сервитут. В соответствии со ст. 11 Кодекса граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и осуществлять для собственных нужд заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов при условии соблюдения правил пожарной безопасности, санитарной безопасности, лесовосстановления и ухода за лесами. Это право лесопользования следует относить к ограниченному вещному праву, как и права недропользования и водопользования.
Лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу на них граждан, а также осуществлению заготовки и сбору пищевых и недревесных лесных ресурсов. Лесные участки могут быть огорожены только при ограничении или запрете права общего лесопользования.
Запрещено или ограничено право общего лесопользования может быть в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещён или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Право общего лесопользования может быть ограничено в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, либо обеспечения безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по любым иным основаниям не допускается.
Право специального лесопользования осуществляется физическими и юридическими лицами на предоставленным им в пользование лесных участках по основаниям, предусмотренным Лесным кодексом РФ. Специальное лесопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов в целях, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ:
1) заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов;
2) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
3) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
4) ведение сельского хозяйства;
5) осуществление научно-исследовательской, образовательной, осуществление рекреационной деятельности;
6) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
7) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
8) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
9) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
10) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
11) осуществление религиозной деятельности.
Лесные участки могут предоставляться в пользование как для одной, так и для нескольких из приведённых целей лесопользования, как одному, так и нескольким лесопользователям.
Заготовка древесины является ведущим видом использования (извлечения) лесных ресурсов, представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелёвкой, частичной переработкой, хранением и вывозом древесины из леса. Заготовка древесины осуществляется прежде всего в эксплуатационных и защитных лесах. Для этого предоставляются в первую очередь погибшие, повреждённые и перестойные лесные насаждения. Различают сплошные и выборочные рубки, а также рубки ухода за лесами, санитарные и прочие рубки.
К выборочным рубкам относятся рубки, при которых вырубается часть деревьев и кустарников определённого возраста, размера, качества и состояния. Интенсивность выборочных рубок ухода за лесами не должна превышать 50% от общего запаса древесины на лесосеке, а интенсивность выборочных санитарных рубок определяется в зависимости от степени повреждения лесных насаждений и не должна превышать 70%. При необходимости вырубки лесных насаждений более 70% назначаются сплошные санитарные рубки.
Сплошные рубки - это рубки, при которых вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников. Сплошные рубки на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускаются только при условии воспроизводства лесов. Лесовосстановление на таких участках должно быть начато не позднее двух лет с момента окончания рубок.
Сплошные рубки запрещены в лесах, расположенных на территориях национальных и природных парков и государственных природных заказников; в лесах, расположенных в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов; в ценных лесах; на особо защитных участках лесов.
Сплошные рубки в таких случаях допускаются, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
В лесах на территориях государственных природных заповедников запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы.
Рубки ухода за лесами (осветления, прочистки, прореживания, проходные рубки, рубки обновления, ландшафтные рубки, иные виды рубок ухода за лесами), направленные на улучшение породного состава и качества древостоев, повышение полезных функций лесов, осуществляются в форме выборочных рубок. Параметры и назначение рубок ухода за лесами определяются в соответствии с Правилами ухода за лесами.
Санитарные рубки - это рубки средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений.
Прочие рубки - это рубки лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов лесной, лесоперерабатывающей инфраструктур, и в иных случаях, в том числе для разрубки, расчистки просек, строительства, ремонта, эксплуатации лесохозяйственных и противопожарных дорог, противопожарных разрывов и т.п.
Заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность граждан и юридических лиц, которые осуществляют её на основании договоров аренды лесного участка, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом её из леса. Подсочкой лесных насаждений является процесс нанесения на стволы деревьев надрезов, а также процесс сбора живицы, древесных соков. Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначены для заготовки древесины.
В подсочку отводятся спелые и перестойные сосновые, еловые, лиственничные, а также средневозрастные, приспевающие и спелые пихтовые насаждения, предназначенные для заготовки древесины. Порядок проведения подсочки определяется Правилами заготовки живицы, а также Правилами заготовки пищевых лесных ресурсов и Правилами сбора лекарственных растений.
Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом из леса соответствующих лесных ресурсов, в ходе которой могут возводиться навесы и другие временные постройки на предоставленных им лесных участках. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов осуществляются на основании договоров аренды лесных участков.
Запрещается использовать для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов виды растений и грибов, занесенные в Красную книгу России, красные книги субъектов Федерации, признаваемые наркотическими средствами, а также включённые в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается.
Правила заготовки отдельных видов недревесных лесных ресурсов, права и обязанности лесопользователей при этом устанавливаются Минприроды России. Заготовка и сбор недревесных ресурсов могут быть ограничены или запрещены в районах, загрязненных радиоактивными веществами.
Аналогичным образом регулируются отношения, возникающие в связи с использованием лесных участков для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.
Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в соответствии со ст. 34 Лесного кодекса РФ представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с их изъятием, хранением и вывозом, осуществляемую на основании договоров аренды лесных участков. Заготовители вправе размещать на предоставленных им лесных участках сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки. В районах, загрязнённых радиоактивными веществами, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений могут быть ограничены или запрещены.
Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, требования к заготовке отдельных видов пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, права и обязанности лесопользователей при таком виде лесопользования устанавливаются Минприроды России.
Использование гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со ст.11 Ле сного кодекса РФ, предусматривающее право граждан на общее лесопользование. Ограничение использования гражданами лесов для осуществления любительской охоты и спортивной охоты может устанавливаться в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ.
Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законами субъектов Федерации.
Для ведения сельского хозяйства леса могут использоваться в целях сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности. На лесных участках, предоставленных для таких целей, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек. Использование лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества.
Для ведения сельского хозяйства лесные участки предоставляются гражданам, юридическим лицам на правах постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования, а также ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут). Следует иметь в виду, что запрещается ведение сельского хозяйства в зелёных зонах и лесопарках, а использование лесных участков для ведения сельского хозяйства не должно препятствовать праву граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах.
От ведения сельского хозяйства следует отличать ведение садоводства и огородничества и иной связанной и смежной с ними деятельности. Статьёй 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Статья 39 Лесного кодекса РФ регулирует отношения, возникающие при выращивании лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений, которое представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с получением плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений и подобных лесных ресурсов. Такое лесопользование осуществляется на основании договоров аренды лесных участков.
Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, включая права и обязанности лиц, осуществляющих такое лесопользование, а также требования к использованию лесов устанавливаются Минприроды России.
Использование лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности научными и образовательными организациями, предусмотренное ст. 40 Лесного кодекса РФ, включает в себя экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, нацеленных преимущественно на решение задач в области лесных отношений.
К использованию лесов для образовательной деятельности относится создание и использование на лесных участках объектов учебнопрактической базы в области изучения лесных отношений, объектов лесной инфраструктуры. Для научно-исследовательской и образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду.
Использование лесов для рекреационной деятельности в соответствии со ст. 41 Лесного кодекса РФ направлено на организацию отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. В этих целях лесопользователи могут организовывать туристические станции, туристические тропы <


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.112.140 (0.018 с.)