ТОП 10:

Органы государственного управления земельным фондом



Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти.

Представительные органы государственной власти - это Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

К органам исполнительной власти относятся органы общей и органы специальной компетенции. Органами общей компетенции являются: Правительство Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления - городские, районные, поселковые и сельские администрации.

Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции управления в области использования и охраны земель независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находятся земли.

Органы специальной компетенции подотчетны органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы.

К функциональным органам специальной компетенции относятся федеральная служба земельного кадастра (Росземкадастр), Министерство имущественных отношений, Министерство природных ресурсов, органы санитарно-эпидемиологической службы и архитектурно-градостроительной службы.

Росземкадастр и его органы на местах являются ведущими органами специальной компетенции федеральной исполнительной власти, на которые возложено общее государственное управление земельным фондом страны.

Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства, Министерство путей сообщения, Министерство связи и др.).

К компетенции федеральных органов исполнительной власти по управлению земельным фондом относятся: установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений; установление ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения государственного земельного кадастра; установление порядка изъятия (выкупа) земель для государственных и муниципальных нужд; изъятие (выкуп) земель для нужд Российской Федерации;

Разработка и реализация федеральных программ по использованию и охране земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и другими федеральными законами.

К компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области управления использованием и охраной земель относятся: разработка и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством; установление границ и правового режима особо охраняемых территорий регионального значения; отмена противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления;

Установление предельных норм предоставления земельных участков; Установление (утверждение) и изменение административных границ Районов на территории субъекта РФ; установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения;

Определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли;

Определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;

Утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;

Установление льгот по налогам за землю;

Изъятие, в том числе выкуп, земель для государственных нужд;

Организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.

К компетенции органов местного самоуправления в административных границах соответствующих муниципальных образований отнесены: предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование; изъятие (в том числе выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд; планирование использования земель и контроль за правильностью их использования в границах муниципальных образований; организация работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализации генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов в пределах, определяемых органами исполнительной власти субъектов РФ;

Установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;

Взимание платы за землю, установление (корректировка) зональной нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством;

Установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях;

Охрана права собственности на землю и права землепользования.

Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ.

Федеральная служба земельного кадастра и ее органы на местах являются основными исполнителями конкретной работы по управлению земельным фондом. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (По Положению «О Федеральной службе земельного кадастра России», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2001 т. №221). Эта служба является федеральным органом исполнительно власти по государственному управлению земельными ресурсами.

Федеральная служба земельного кадастра России осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В ведении Службы находятся федеральные государственные унитарные предприятия, учреждения и иные организации. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

Основными задачами Федеральной службы земельного кадастра России по Положению о ней являются:

- осуществление в пределах ее компетенции государственного управления земельными ресурсами и участие в проведении земельной реформы;

- ведение государственного земельного кадастра и в пределах ее компетенции - государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в целях информационного обеспечения деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, государственному контролю за использованием и охраной земель, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, землеустройству, проведению кадастровой оценки земель (в том числе для целей налогообложения), реализации мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, и иной связанной с использованием земель деятельности;

- осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

- организация и осуществление землеустройства; мониторинга земель; прогнозирования и планирования рационального использования земель в пределах ее компетенции;

- участие совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в формировании нормативной правовой базы по вопросам ведения государственного земельного кадастра и государственного учета, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, землеустройства, государственной кадастровой оценки земель, мониторинга земель и государственного контроля за использованием и охраной земель;

- обеспечение в установленном порядке федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц информацией о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рационального использования.

Федеральная служба земельного кадастра России во исполнение возложенных на нее задач выполняет, в частности, следующие функции:

- принимает участие в разработке предложений по управлению земельными ресурсами и проведению земельной реформы;

- ведет государственный земельный кадастр и осуществляет специальные функции по ведению государственного кадастрового учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества в части внесения сведений об их наличии в Единый государственный реестр земель;

- осуществляет мероприятия по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра; устанавливает состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения;

- осуществляет в установленном порядке кадастровое деление территории Российской Федерации и присваивает кадастровые номера земельным участкам как объектам кадастрового учета;

- обеспечивает ведение Единого государственного реестра земель, а также хранение этого реестра и кадастровых дел; осуществляет выдачу планов (чертежей) границ земельных участков, предоставляет в установленном порядке сведения, занесенные в государственный земельный кадастр;

- принимает участие в составлении списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю, осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесения платы за землю;

- разрабатывает и реализует федеральные программы по совершенствованию ведения государственного земельного кадастра и координирует реализацию региональных программ, участвует в разработке и реализации федеральных и региональных программ, связанных с регулированием земельных отношений, проведением земельной реформы, рациональным использованием и охраной земель;

- обеспечивает разработку и совершенствование методик государственной кадастровой оценки земель; осуществляет деятельность, связанную с государственной кадастровой оценкой земель (в том числе для целей налогообложения);

- приводит в соответствие с государственной кадастровой оценкой земель зонирование территорий для целей, не связанных с градостроительной деятельностью, природно-хозяйственное районирование земель, осуществляет мероприятия, связанные с прогнозированием и планированием рационального использования земельных ресурсов;

- участвует в подготовке предложений о размере платы за землю, разрабатывает предложения о размере штрафов за нарушение земельного законодательства Российской Федерации, а также об оценке земель;

- участвует в установленном порядке в проведении земельных торгов (аукционов, конкурсов), содействует страхованию в сфере оборота земельных участков; участвует в совершенствовании экономических и других методов управления земельными ресурсами, а также в мероприятиях, связанных с функционированием рынка земли;

- организует, координирует и контролирует проведение землеустройства на всей территории Российской Федерации;

- осуществляет меры по государственному контролю за использованием и охраной земель; организует в установленном порядке выполнение работ по инвентаризации земель всех категорий и созданию фондов перераспределения земель;

- участвует в подготовке материалов по определению границ территории субъектов Российской Федерации и территории, на которой осуществляется местное самоуправление;

- организует на основании решений уполномоченных органов межевание земель с установлением (восстановлением) на местности и техническим оформлением границ земельных участков;

- осуществляет землеустроительную экспертизу инвестиционных программ и проектов, связанных с использованием и охраной земель;

- организует, координирует и контролирует выполнение топографо-геодезических, картографических, изыскательских и других работ специального (отраслевого) назначения для ведения государственного земельного кадастра, проведения землеустройства, организации охраны и рационального использования земель;

- разрабатывает предложения по установлению расценок на кадастровые, землеустроительные и другие проектно-изыскательские работы, связанные с изучением, организацией использования и охраны земель;

- ведет мониторинг земель в пределах своей компетенции; выявляет загрязненные и деградированные земли, подготавливает предложения по их восстановлению или консервации;

- участвует в проведении работ и выполнении решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разграничению собственности на землю;

- осуществляет информационное обеспечение деятельности по государственному и муниципальному управлению земельными ресурсами, предоставляет в установленном порядке федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, заинтересованным юридическим и физическим лицам статистические, аналитические и картографические материалы специального (отраслевого) назначения;

- участвует в создании единой государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- организует реализацию международных программ и проектов, в которых участвует Российская Федерация, по вопросам, отнесенным к ее ведению.

Федеральная служба земельного кадастра России наделена широкими правами. Она вправе:

- проводить проверки достоверности сведений, вносимых в кадастровую документацию, и использования земель независимо от их ведомственной принадлежности и видов прав на земельные участки, давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации;

- в установленном порядке привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства Российской Федерации.

- приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, ведут к загрязнению и заражению, порче плодородного слоя;

- проверять при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель организации, составлять протоколы по результатам проверок;

- запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию, необходимую для решения возложенных на Службу задач;

- участвовать в международном сотрудничестве в области ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства и другой деятельности, направленной на охрану и рациональное использование земель;

- в установленном порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Службы и государственные учреждения, находящиеся в ее ведении, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, готовить предложения о создании, реорганизации и ликвидации в установленном порядке государственных унитарных предприятий, находящихся в ее ведении, для ведения земельного кадастра, мониторинга земель, землеустройства, топографо-геодезических и других исследовательских работ;

- издавать нормативные правовые акты с последующей государственной регистрацией их в установленных законодательством Российской Федерации случаях, а также инструкции, методические и нормативно-технические документы по вопросам, отнесенным к ее ведению.

Важно отметить, что Федеральную службу земельного кадастра России возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

Под функциями государственного управления земельным фондом понимаются основные направления деятельности государственных ор­ганов и органов местного самоуправления по обеспечению рациональ­ного использования и охраны земель. К ним относятся:

1) планирование рационального использования и охраны земельных ресурсов;

2) распределение и перераспределение земель между юридически­ми и физическими лицами;

3) реализация Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»;

4) организация и осуществление землеустройства и земельного ка­дастра, а также мониторинга земель;

5) осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;

6) участие в разрешении земельных споров между земельными соб­ственниками, землевладельцами и землепользователями;

7) охрана права собственности на землю, права землевладения и права землепользования.

Указанные выше функции осуществляются государственными органами власти, органами местного самоуправления, специальными органами, а также судами в пределах установленной для них компе­тенции.

Планирование использования и охраны земель осуществляется пу­тем разработки и реализации плановых мероприятий и документов, как то: национальные или общегосударственные программы и генеральные схемы рационального использования и охраны земель; региональные, областные, краевые, а также районные схемы и проекты использования земель, и их охраны. Упомянутые прогнозные, предпроектные и проект­ные документы разрабатываются соответствующими специалистами в увязке с действующими экономическими и техническими требованиями и нормами, утверждаются соответствующими административными органами и становятся обязательными для исполнения.

Распределение и перераспределение земель между юридическими и физическими лицами для их хозяйственного использования произво­дится путем изъятия участков у одних субъектов и предоставления их другим для определенных целей либо в порядке совершения сделок с землей (купля-продажа участков, передача их в аренду, в залог, по на­следству и т.п.).

Государственный земельный кадастр представляет собой комплекс государственных мероприятий по наблюдению за принадлежностью зе­мель конкретным субъектам, их состоянием и характером хозяйствен­ного использования. Он включает:

специальную кадастровую регистрацию земельных участков;

государственный кадастровый учет земель по их количеству и ка­честву;

учет иных объектов недвижимости, расположенных на земельных участках и прочно связанных с землей;

экономическую оценку земельных участков по их плодородию.

Полученные сведения применяются при разработке и реализации программ рационального использования и охраны земель.

Землеустройство как функция управления земельным фондом осу­ществляется в виде комплекса мероприятий по реализации земельного законодательства. Основные их виды — межхозяйственное и внутри­хозяйственное землеустройство. После утверждения соответствующи­ми административными органами проекты землеустройства становят­ся обязательными для практической реализации.

Государственный контроль за использованием и охраной земель — одна из основных функций государственного управления земельным фондом страны. Он осуществляется в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлени­ем Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833.

Мониторинг земель представляет собой составную часть государ­ственного мониторинга окружающей среды и систему наблюдения за состоянием, использованием и охраной земельных участков. Регулиру­ется Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 но­ября 2002 г. № 843.

Разрешение земельных споров осуществляется органами государ­ственного управления земельным фондом, судами и арбитражными су­дами в установленном порядке для устранения конфликтов, возникаю­щих между собственниками земли, землепользователями, другими юридическими и физическими лицами, а также между ними и органа­ми государственной власти и местного самоуправления.

Охрана права собственности на землю и права землепользования осуществляется путем выявления, пресечения земельных правонаруше­ний, привлечения правонарушителей к ответственности и восстановле­ния нарушенных прав собственников земли и землепользователей.

 

Учет земель является составной частью государственного земельного кадастра, отражает хозяйственное использование и природное состояние земель, накапливает и представляет сведения о количестве земельных ресурсов, необходимые для управления территориями.
Учет земель ведется по категориям, объектам собственности,
землевладениям, землепользованиям, сельским населенным пунктам, городам, муниципальным образованиям, субъектам Российской Федерации и в целом по стране.
Он проводится по фактическому состоянию и использованию земельных угодий на основе доброкачественных планово-картографических материалов, данных инвентаризации земель, обследований и изысканий, отчетов землепользователей, собственников, арендаторов. Отчеты составляются ежегодно (по состоянию на 1 января) о происшедших изменениях в составе земель по единой форме (форма-22, утвержденная Госкомстатом России) на основании материалов учета предыдущею года, исправлений и дополнений по результатам новых съемок, инвентаризации, контрольных обмеров. Сельские (поселковые) администрации организуют работу по сбору и уточнению земельно-учетных данных на подведомственной территории. Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, земельно-кадастровые палаты создают банки данных о наличии и качественном состоянии земель, собственниках, владельцах, пользователях, целевом назначении, режиме использования и ежегодно не позднее февраля представляют отчет, согласованный с природоохранными органами и утвержденный администрацией, о наличии и использовании земель в областные (республиканские) комитеты но земельным ресурсам и землеустройству.
Отчет о наличии и распределении земель включает следующие документы:
сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности (форма 22-1);
сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям (форма
22-2);
сведения о наличии и распределении земель предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, по формам собственности (форма 22-3);
сведения о наличии и распределении земель предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции (форма 22-4);

сведения о распределении общих площадей городов по формам собственности (форма 22-5);
сведения о распределении общих площадей сельских населенных пунктов по формам собственности (форма 22-б);
сведения об использовании земель лесного фонда (форма 22-7). Областные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству обобщают информацию районных (городских) комитетов и создают банки данных о наличии и качестве земельных ресурсов региона и не позднее 1 марта представляют отчеты в Росземкадастр с целью создания единого для России банка данных.


Таким образом, учет земель представляет собой государственное мероприятие по получению, систематизации, накоплению и обновлению сведений о количестве, хозяйственном использовании, состоянии и качестве земельных ресурсов, необходимых для эффективного управления ими. В соответствии с федеральным законом “О государственном земельном кадастре” на всей территории Российской Федерации в обязательном порядке по единое методике проводится государственный кадастровый учет земельных участков. Он представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
Сведения о состоянии и использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы ГЭК на основании данных по их межеванию, сведений, представленных правообладателями, результатов топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти и местного самоуправления,
заинтересованные правообладатели подают в районные (городские) кадастровые палаты заявки, правоустанавливающие документы и документы о межевании земельных участков.

 

Государственным земельным кадастром признается систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).

Назначение земельного кадастра заключается в обеспечении правильной организации рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Порядок осуществления функции ведения государственного земельного кадастра регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

Большая часть норм, регулирующих деятельность по ведению государственного земельного кадастра и использованию его сведений, содержится в земельном законодательстве. В соответствии с Федеральным законом "О государственном земельном кадастре" правовое регулирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра и использования его сведений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Значение государственного земельного кадастра заключается в том, что его сведения являются государственным информационным ресурсом. Земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством РФ.

Сведения земельного кадастра носят открытый характер, за исключением тех, которые отнесены к категории ограниченного доступа.

Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра*(43). Правила определяют порядок предоставления сведений государственного земельного кадастра, носящих открытый, общедоступный характер. Правила не распространяются на сведения государственного земельного кадастра, отнесенные к категории ограниченного доступа.

Сведения государственного земельного кадастра предоставляются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами.

Лицо, заинтересованное в получении соответствующих сведений, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки. К заявлению прикладывается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений. Для получения сведений об определенном земельном участке в заявлении указывается кадастровый номер этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка. С тем чтобы получить сведения о всех земельных участках, расположенных в границах определенной территории, в заявлении даются ориентиры ее границ. Заявитель не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемых им сведений.

Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях - в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов. Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка, а о нескольких земельных участках - в форме кадастрового плана определенной территории. Выписки на бумажном или электронном носителях выдаются заявителю, а также могут быть отправлены по почте с уведомлением или по каналам связи по адресу, указанному в заявлении.

Правовое регулирование отношений, связанных с ведением государственного земельного кадастра и использованием его сведений, осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами.

На уровне Российской Федерации к законам, так или иначе затрагивающим вопросы ведения государственного земельного кадастра и использования его сведений, относятся:

Федеральный закон "О государственном земельном кадастре";

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю";

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве".

На уровне субъектов Российской Федерации действует земельное законодательство субъектов РФ (в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

 

К подзаконным нормативным правовым актам относятся указы Президента и постановления Правительства РФ, которые имеют важное значение в регулировании земельных отношений (они восполняют пробелы земельного законодательства):

постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 "Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России";

постановление Правительства РФ от 22 апреля 2002 г. N 261 "О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий";

постановление Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 918 "Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра";

постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660 "Об утверждении Правил кадастрового деления территории Российской Федерации и Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам";

постановление Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам";

приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района, разд. "Земельные участки") (зарег. в Минюсте России 20 июня 2001 г. N 2753);

приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/117 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с Требованиями к кадастровому делению) (зарег. в Минюсте России 2 июля 2001 г. N 2776);

приказ Росземкадастра от 13 июня 2001 г. N П/115 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. ГЗК-1-Т-0-06-02-01) (зарег. в Минюсте России 20 июня 2001 г. N 2757);

приказ Росземкадастра от 3 июля 2001 г. N П/129 "Об упорядочении нормативных правовых актов Росземкадастра по вопросу ведения Государственного земельного кадастра";

приказ Росземкадастра от 23 октября 2000 г. N 38-1 "Об отмене инструкции о порядке формирования и учета кадастровых номеров земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости";

приказ Росземкадастра от 14 сентября 2000 г. N 20 "Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта") (зарег. в Минюсте России 24 октября 2000 г. N 2426);

приказ Росземкадастра от 17 августа 2000 г. N 10 "О территориальных органах и подведомственных организациях федеральной службы земельного кадастра России".

В целом земельный кадастр наполняется официальными документальными данными, которые формируют несколько его взаимосвязанных функциональных разделов:

 

1) государственную регистрацию прав на земельные участки и другие объекты недвижимости, а также совершаемых с ними сделок;

 

2) государственный учет количества и качества земель;

 

3) кадастровую оценку земель.

 

Наиболее сложной составной частью кадастра является кадастровая оценка земель. Это - определение их сравнительной ценности как средства производства в сельском хозяйстве и пространственного (операционного) базиса для размещения различных объектов недвижимости. Для оценки земель сельскохозяйственного назначения основным критерием служит производительная способность почв; для земель лесного фонда - продуктивность этих земель, их природоохранное, рекреационное значение; для земель населенных пунктов - функциональное использование, степень социального и инженерно-транспортного обустройства, экологическая ситуация.

При кадастровой оценке земель определяется их ценность, т.е. хозяйственная ценность отдельных массивов (контуров) в границах тех или иных земельных участков (землевладений). Таким образом, ценность земельного участка определяется не только по его естественному состоянию (как при бонитировке), но и с учетом его экономической возможности давать доход.

Государственная кадастровая оценка земель регламентируется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316.

Показатели кадастровой оценки применяются в процессе государственного управления в области регулирования земельных отношений, например для определения достоверной продажной цены участка при сделках купли-продажи, для обоснования ставок земельного налога, при оценке эффективности проектных решений в землеустройстве и т.д. В зависимости от выбранных критериев оценки она на практике может быть общей (когда в качестве критерия оценки принимается хозяйством совокупная урожайность всех возделываемых культур) и частной (когда в качестве критерия принимается урожайность отдельной культуры). Показатели оценки могут быть привязаны также к отдельным территориям, регионам. В зависимости от этого оценка может быть внутрихозяйственной (средняя по хозяйству или его частям), районной (средняя по району или его частям), региональной, межрегиональной.

Земельный кадастр состоит из сведений о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов Федерации; землях и границах РФ. Правовыми формами земельно-кадастровой документации являются Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.027 с.)