ТОП 10:

Тема 6. Правовой режим городов и других населенных пунктов.



 

1. Понятие и состав земель городов и других населенных пунктов, территориальное зонирование.

2. Пригородные зоны.

3. Право собственности на земли городов и других населенных пунктов.

Субъекты права на использование земель городов и других населенных пунктов.

4. Особенности правового режима земель поселений и других населенных пунктов.

5. Управление землями городов и других населенных пунктов.

 

Основными нормативными актами, определяющими правовой режим земель поселений, являются ЗК РФ и Градостроительный кодекс РФ
Земли поселений - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий
Земли поселений являются единственной категорией земель в РФ, границы которой можно четко определить на основании закона
Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам
Правила землепользования и застройки -нормативные правовые акты органа местного самоуправления, устанавливающие порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях городских и сельских поселений, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, и разрабатываются, утверждаются и реализуются органами местного самоуправления. Исключение из этого правила составляют лишь города федерального значения Москва и Санкт-Петербург
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков
Особенностью использования земель в поселениях является то, что порядок их использования определяется генеральным планом города или проектом застройки иного поселения
Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию
Поселения подразделяются на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные) поселения.
Состав земель поселений и правовой режим их использования определяют конкретные территориальные зоны. К ним относятся зоны:
1)жилые
2)общественно-деловые
3)производственные
4)инженерных и транспортных инфраструктур;
5)рекреационные
6)сельскохозяйственного использования
7)специального назначения
8)военных объектов
9)иные территориальные зоны
Пригородные зоны
В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений
В пригородных зонах выделяются территории с\х производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов. Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения утверждаются и изменяются федеральными законами
В составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду. Перевод земель в границах пригородных и зеленых зон, занятых лесами 1-й группы, в земли иных категорий допускается только на основании решения Правительства Российской Федерации.
Использование территории пригородной зоны города и градостроительная деятельность в границах пригородной зоны данного города осуществляются с учетом интересов населения города и населения городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города, а также интересов других субъектов градостроительной деятельности.

 

В соответствии с ЗК РФ (ст. 86) в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. В них выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города, зеленые зоны, выполняющие санитарные, санитарногигиенические и рекреационные функции. Установление режима пригородных зон урегулированы в законодательстве об охране окружающей среды.
Целью создания таких зон является охрана условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Размеры, режим и конфигурация пригородных зон определяются количеством и составом населения городов, характером промышленности и иных отраслей экономики, включая жилищнокоммунальное хозяйство.
Пригородным зонам присущи следующие характерные черты: они всегда привязаны только к городским поселениям и примыкают к городской черте, а также не включаются в составы земель иных поселений.
Градостроительным кодексом регулируется использование территорий пригородных зон. Использование территории пригородной зоны города и градостроительная деятельность в границах пригородной зоны данного города осуществляются с учетом интересов населения такого города и населения городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города, а также интересов других субъектов градостроительной деятельности.
В пригородных зонах могут выделяться: земли сельскохозяйственного производства (земли сельскохозяйственного назначения и земли сельскохозяйственного использования в составе иных поселений); зоны отдыха населения (к ним относятся земли рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов) и т. п.
Установление границ пригородных зон городов осуществляется на основе градостроительной документации в соответствии с Градостроительным кодексом и земельным законодательством РФ.
Границы и правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ. Заказчиками генеральных планов пригородных зон являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Они могут разрабатываться на город и его пригородную зону с целью обеспечения комплексного подхода к планированию территорий поселения и прилегающих к нему территорий смежных муниципальных образований.
Государственная экспертиза генеральных планов поселений, города и его пригородной зоны, а также территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов и подготовка сводного заключения по результатам проведения государственной экспертизы осуществляется территориальными организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов РФ (постановление Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. № 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации»).
Выкуп земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц и расположенных в пределах территорий резерва для развития поселения в границах пригородной зоны города, для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством РФ. В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 ст. 35).

 

Земли населенных пунктов используются преимущественно как

территориальный базис и предназначены для размещения жилых строений,

промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов социальной и

транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и местного

самоуправления. Часть земель выделяется для организации отдыха граждан на

природе и поддержания благоприятного экологического микроклимата.

По общему правилу, земли населенных пунктов не ограничиваются по

формам собственности. Приватизация федеральных земель осуществляется с

учетом действующих требований для отдельных категорий земель (зон).

Приватизация осуществляется за плату в порядке купли-продажи права

собственности, установленном для приватизации земель при приватизации

государственных и муниципальных предприятий. При .этом не допускается

приватизация земель общественного пользования, занятых площадями, улицами,

дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами,

водоемами, пляжами, земель, предоставленных для ведения сельского

хозяйства, использования и охраны недр, земель, зараженных опасными

веществами и подверженных биогенному заражению, земельных участков,

находящихся во временном пользовании. Также не подлежат приватизации земли

особо охраняемых территорий, земли, занятые объектами обороны. Приватизация

может быть также ограничена законодательством субъектов РФ и решениями

органов самоуправления применительно соответственно к субъектным и

муниципальным землям.

На основании общих правил допускаются передача земельных участков

гражданам и организациям в пользование на праве аренды, постоянного и

временного пользования, пожизненного наследуемого владения. Допускается

пользование земельными участками на праве публичного или частного

сервитутов. Особые условия установлены для права аренды, которое передается

гражданам и организациям в порядке купли-продажи.

Земельные участки передаются в собственность или аренду гражданам и

организациям в поселениях по результатам торгов. Продавцом выступают

соответствующие государственные и муниципальные органы. Земельные участки,

выставляемые на торги, определяются продавцом в соответствии с утвержденным

генеральным планом поселения, градостроительной и землеустроительной

документацией. Примечательно, что в пакет документов, подготавливаемый

продавцом по предмету торгов, должны быть включены сведения об

экологическом состоянии земельного участка.

На землях населенных пунктов действует общее правило о целевом

использовании земельных участков, которое определяется в порядке подготовки

и утверждения генеральных планов поселений и различается по установленным в

таком плане функциональным зонам. Генеральные планы разрабатываются и

утверждаются органами местного самоуправления для городских и сельских

поселений, органами соответствующего субъекта РФ — для городов и

пригородных зон, а для городов федерального значения — органами

государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга.

Землепользование осуществляется в соответствии с правилами застройки,

которые разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления на

основе генеральных планов. Для строительства заинтересованные граждане и

организации — собственники, пользователи, арендаторы или владельцы

земельных участков обязаны получить от органов местного самоуправления

государственное разрешение. Разрешение выдается на срок не более чем три

года (ст. 62, 63 Градостроительного кодекса РФ). Для строительства на

территории объектов градостроительной деятельности особого регулирования в

городских и сельских поселениях, включая особо охраняемые территории,

территории свободных экономических зон и другие, требуется получение

специального разрешения на строительство от органов местного

самоуправления, либо органов государственной власти РФ или субъекта РФ в

зависимости от принадлежности земель.

Правила застройки могут быть обжалованы в суд. Право на иск при этом

принадлежит только гражданам, проживающим на соответствующей территории, а

также собственникам и владельцам недвижимости, права и законные интересы

которых нарушены. Споры могут быть разрешены комиссиями, создаваемыми

органами местного самоуправления с участием представителей граждан, их

объединений и юридических лиц.

Строительство осуществляется в соответствии с градостроительными

нормативами и правилами, а также санитарными правилами, устанавливаемыми

органами архитектуры и строительства и органами санэпиднадзора.

Особые правила действуют применительно к пользованию земельными

участками, занятыми многоквартирными домами. Эти правила различны

применительно к земельным участкам, занятым многоквартирными домами

государственного и муниципального жилого фонда, и земельным участкам,

занятым домами, построенными силами жилищных, жилищно-строительных

кооперативов и товариществ.

В первом случае приватизация квартир не влечет возникновения права

частной собственности собственников приватизированных квартир на

соответствующую долю земельного участка, занятого многоквартирным домом или

прилегающего к нему. Такие земельные участки остаются в государственной или

муниципальной собственности и закрепляются за органами коммунального

хозяйства.

Во втором — речь идет о кондоминиумах или едином комплексе

недвижимого имущества, включающего земельный участок в установленных

границах и расположенное на нем жилое здание и иные объекты. Земельные

участки в этом случае передаются в общую долевую собственность либо аренду

собственникам квартир (домовладельцам) или их организациям (строительным,

эксплуатационным кооперативам). В существующей застройке земельные участки,

на которых расположены объекты кондоминиума, передаются в общую долевую

собственность домовладельцев бесплатно в пределах нормативных размеров.

Сверхнормативная территория либо земельные участки при новом строительстве

передаются в собственность либо аренду за плату. Доля каждого домовладельца

пропорциональна доле принадлежащих ему помещений в кондоминиуме, если

соглашением участников долевой собственности не установлено иное. Доля

собственности каждого домовладельца в земельной собственности следует

судьбе права собственности на помещение в кондоминиуме, принадлежащее этому

домовладельцу. Обязанности по уходу за земельным участком, в том числе по

озеленению и благоустройству, ложатся на домовладельцев или их организации.

Многоквартирные многоэтажные жилые дома могут размещаться в жилых

зонах, а также в общественно-деловых зонах, если это предусмотрено

соответствующими правилами. Для размещения промышленных предприятий

предназначены преимущественно производственные зоны. Особенностью правового

режима этих земель является установление в необходимых случаях санитарно-

защитных зон промышленных объектов. В пределах санитарно-защитных зон

запрещается размещение жилых домов, учреждений образования, отдыха и

здравоохранения. Для городов выделяется территория пригородной зоны,

предназначенной для развития территории поселения, размещения объектов

промышленности и мест отдыха населения.

 

Все земли в Российской Федерации подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располага­ющихся на них городов и других поселений. В настоящее время, ког­да все население проживает в городах, поселках и иных поселениях, крайне важно рациональное использование земель данного вида, раз­работка вопросов государственного управления (т.е. система учета, мониторинга, кадастра), их использования, а также наличие достаточ­ных мер для охраны данного режима от нарушений.

Землями поселений признаются земли, предоставленные для раз­мещения и развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83— 86 ЗК РФ).

Земли поселений — одна из категорий земель в земельном фонде России.

Согласно Градостроительному кодексу РФ от 01.01.2005 все населенные пункты Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки), сельские (села, ста­ницы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки) и иные посе­ления.

При этом в зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:

— сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн че­ловек);

— крупнейшие города (численность населения от 1 млн до 3 млн человек);

— крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);

— большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);

— средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);

— малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. че­ловек);

— крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тыс. человек);

— большие сельские поселения (численность населения от 1 тыс. до 5 тыс. человек);

— средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек);

— малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

Градостроительный кодекс РФ регулирует градостроительную дея­тельность — деятельность государственных органов, органов местно­го самоуправления, физических и юридических лиц в области градо­строительного планирования развития территорий и поселений, опре­деления видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом ин­тересов граждан, общественных и государственных интересов, а так­же национальных, историко-культурных, экологических, природных осо­бенностей указанных территорий и поселений.

Использование земель поселений осуществляется на основе градо­строительной документации — документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке. Статья 7 Градостроительного кодекса РФ обеспечивает право граж­дан на благоприятную среду жизнедеятельности. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности. Осуществление такого права гражданина предусматривает:

^ градостроительное планирование развития территорий и поселе­ний;

^ участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственное нормирование градостроительной деятельности; лицензирование градостроительной дея­тельности отдельных видов; сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства; государственный и общественный контроль за осуществлением градо­строительной деятельности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве;

^ компенсацию вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градо­строительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятель­ности; возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граж­дан в результате нарушения законодательства РФ о градостроитель­стве; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о градостроительстве.

Важная роль в регулировании земельных отношений в поселени­ях принадлежит Федеральному закону от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.03)'. Данный Федеральный закон регулирует отношения, возни­кающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприят­ной среды жизнедеятельности человека и общества. Федеральный закон направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.

В ЗК РФ нормы о землях всех видов поселений (т.е. землях го­родов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских поселений) помещены в один раздел. Это говорит о том, что правовое регулиро­вание земельных отношений в городах и сельских поселениях имеет общие сходные черты.

Назначение земель поселений заключается в том, что они функ­ционируют как фундамент, как место, пространственно-операционный базис, используемый в целях строительства. Пространственную и зе­мельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составля­ют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверх­ностью указанных территорий.

Земли поселений могут быть охарактеризованы общими для них отличительными признаками:

^ земли городов и сельских поселений имеют общее предназначе­ние: обслуживание городов и сельских поселений;

^ земли поселений характеризуются тем, что они расположены внутри черты: для земель городов — городской черты, а для земель поселений — черты сельских поселений. Данная черта — это внешняя граница земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Она устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. Включе­ние земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.

Следует отметить, что городская черта и черта сельских поселений устанавливается и изменяется в порядке, предусмотренном Градостро­ительным кодексом РФ, земельным законодательством РФ. Однако черта поселений охватывает не только земли, застроенные зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки, предназна­ченные для обслуживания хозяйства и населения.

Городская черта и черта сельского поселения определяет внешнюю границу, т.е. размер их территории. Внутренняя организация земель осуществляется в соответствии с утвержденными генпланами, проек­тами планировки и застройки (ст. 84 ЗК РФ).

Все земли в пределах черты поселения находятся в ведении соот­ветствующих органов местного самоуправления.

На уровне всей территории РФ в области градостроительства раз­рабатывается Генеральная схема расселения, в которой указываются: цели федеральной политики в области градостроительства; основные положения развития системы расселения; меры по улучшению эколо­гической обстановки в регионах; территории, благоприятные для раз­вития систем расселения и др.

Для территорий двух и более субъектов РФ или частей их тер­риторий разрабатываются консолидированные схемы градостроитель­ного планирования в целях взаимного согласования интересов субъектов РФ и интересов Российской Федерации при осуществ­лении градостроительной деятельности (ст. 32 Градостроительного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ 25 августа 1999 г. были утверждены «Основные требования к разработке и согласованию консолидированных схем градостроительного планирования и основ­ных положений консолидированных схем градостроительного пла­нирования». В основных положениях консолидированной схемы, являющихся ее составной частью, содержатся предложения по при­оритетным направлениям региональной градостроительной и про­странственно-территориальной политики. Разработка консолидиро­ванных схем осуществляется на основании решения Правительства РФ. Государственным заказчиком по разработке консолидированных схем является Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Головной разработчик консолидированной схемы определяется государственным заказчиком на конкурсной основе. Задание на проектирование консолидированной схемы также утверждается государственным заказчиком. В задании на проектирование определяются состав и содержание консолиди­рованной схемы и ее основных положений, состав, порядок получе­ния исходных данных и другие условия работы, уточняется порядок проведения согласования и экспертизы.

В соответствии с консолидированной схемой разрабатываются тер­риториальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий субъектов РФ и частей территорий субъектов РФ, в которых указываются в соответствии с градостроительной до­кументацией федерального уровня цели государственной политики в области градостроительства на территориях субъектов РФ исходя из социально-экономических и природно-климатических условий субъек­та РФ.

На нижестоящем уровне разрабатываются территориальные комп­лексные схемы развития территорий районов и сельских округов. В них содержатся предложения об установлении границ поселений и пригородных зон городов, а также об обеспечении ресурсами в целях комплексного развития территорий указанных районов, сельских ок­ругов. Территориальные комплексные схемы градостроительного пла­нирования развития территорий районов, сельских округов разрабаты­ваются и утверждаются органами местного самоуправления соответ­ствующих районов и сельских округов по согласованию с органами местного самоуправления поселений, находящихся в пределах районов и сельских округов, в порядке, установленном Градостроительным ко­дексом РФ.

В соответствии с утвержденной в установленном порядке градо­строительной документацией федерального уровня и уровня субъек­та РФ разрабатывается генеральный план. Генеральный план — гра­достроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений. Градострои­тельный кодекс РФ определяет, что генеральный план является ос­новным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятель­ности, направления и границы развития территорий городских и сель­ских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транс­портной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо ох­раняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

В генеральных планах городских и сельских поселений содержат­ся предложения об установлении границ поселений, а также об обес­печении ресурсами в целях комплексного развития территорий посе­лений. Генеральные планы городских и сельских поселений разраба­тываются и утверждаются органами местного самоуправления соответствующих поселений и утверждаются органами государствен­ной власти соответствующего субъекта РФ. Однако в период разра­ботки нового генерального плана городского или сельского поселения действует ранее утвержденный генеральный план в части, не проти­воречащей правилам застройки. На основе генеральных планов город­ских и сельских поселений или территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сель­ских округов разрабатываются проекты черты городского и сельско­го поселений, черты другого муниципального образования.

Градостроительная документация, технико-экономические обоснова­ния и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техни­ческое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Россий­ской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат госу­дарственной экспертизе в Главном управлении государственной вне­ведомственной экспертизы при Государственном комитете РФ по стро­ительству и жилищно-коммунальному комплексу, организации государ­ственной вневедомственной экспертизы в субъектах РФ, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других спе­циально уполномоченных на то государственных органах.

При разработке градостроительной документации о градостроитель­ном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территорий и устанавливающие ограничения на их использование, для осуществления градостроительной деятельности. Ограничения на использование территорий для осуществления градо­строительной деятельности устанавливаются в следующих зонах:

— зоны охраны памятников истории и культуры, заповедные зоны;

— зоны особо охраняемых природных территорий;

— санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;

— водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

— зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

— зоны залегания полезных ископаемых;

— зоны чрезвычайных экологических ситуаций;

— зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;

— иные зоны.

В соответствии с генеральным планом городских и сельских посе­лений разрабатываются проекты планировки — градостроительная документация, разработанная для частей территорий городских и сель­ских поселений. Проекты планировки определяют: красные линии и линии регулирования застройки; границы земельных участков; разме­щение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения; плотность и параметры застройки; параметры улиц, проез­дов, пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспор­та, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории. Помимо проектов планировки разрабатываются проекты застройки для территорий кварталов, микрорайонов и других элементов планировоч­ной структуры городских и сельских поселений в границах установ­ленных красных линий или границах земельных участков. Проект застройки земельного участка может разрабатываться по инициативе застройщика.

К границе (черте) города примыкают земли, предназначенные для развития территории данного города, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих в пригород­ную зону данного города. Эти земли являются территорией пригород­ной зоны городов. Зонирование данных территорий определяется в территориальных комплексных схемах пригородными зонами, с учетом земле- и лесоустроительной документации. В пригородных зонах го­родов выделяются зеленые зоны, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции. В зеленых зонах запре­щается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воз­действие на окружающую среду.

Генеральный план города обязателен, как уже было сказано, для всех организаций, осуществляющих строительство в городе.

Генеральный план города принимается на перспективу в 25—30 лет. Генеральные планы городов с количеством населения 500 тыс. чело­век и более разрабатываются в две стадии: технико-экономические основы развития города с эскизом генерального плана (ТЭО) и гене­ральный план города; Генеральные планы остальных городов — в одну стадию. При этом технико-экономические основы развития города выполняются как составная часть генерального плана.

Проекты детальной планировки и застройки. Они являются конкретной формой использования земель городов; разрабатываются на основе генерального плана города на отдельные части застраивае­мой территории: жилые районы, общегородские центры, общественные комплексы, подлежащие застройке, реконструкции или благоустройству в ближайшие годы в соответствии с проектами размещения строительства первой очереди. Проект детальной планировки и застройки разрабатывается с целью определения земельных участков для раз­мещения на них предприятий и учреждений культурно-бытового об­служивания населения, установления красных линий улиц, площадей и инженерных сетей, благоустройства улиц, дорог и озеленения.

Законодательством предусматривается земельно-хозяйственное устройство городских территорий.

Планы земельно-хозяйственного устройства городских тер­риторий. Они являются перспективными планами использования земель городов, не подлежащих застройке и временно не застраивае­мых.

Этот план проходит две стадии: первая — план земельно-хозяй­ственного устройства и вторая— детальный проект земельно-хозяй­ственного устройства территории города (поселка).

В плане земельно-хозяйственного устройства территории городов разрабатываются конкретные мероприятия по рациональному освое­нию земель и устанавливается порядок их использования в тех слу­чаях, когда он не установлен генеральным планом.

План земельно-хозяйственного устройства городских территорий является обязательным документом, на основании которого регулиру­ются земельные отношения в городах, организуется сельскохозяйствен­ное производство, проводятся мероприятия по инженерной подготов­ке территории.

В развитие перспективных планов земельно-хозяйственного устрой­ства городские органы самоуправления составляют ежегодные планы использования земель для нужд сельского хозяйства и других угодий, не относящихся к землям городской застройки.

Проекты планировки пригородной зоны. Они являются фор­мой территориального планирования использования этих земель, раз­рабатываются для городов с определенной проектной численностью населения и поселков городского типа. В составе генерального плана разрабатывается схема планировки прилегающего к городу района. Указанные проекты призваны обеспечить рациональное использование прилегающей к городу территории. В них необходимо предусматри­вать резервные территории для последующего развития города.

В состав пригородных зон могут включаться земли за пределами городской черты, составляющие с городом единую социальную природ­ную и хозяйственную территорию. В этих зонах выделяются терри­тории пригородного сельскохозяйственного производства, зоны отды­ха населения, резервные земли для развития города (ст. 86 ЗК РФ).

Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением при­городных зон городов Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ, а Москвы и Санкт-Петербурга — федеральным законом.

По решению компетентных государственных органов в пригород­ных зонах крупных городов могут выделяться и передаваться в веде­ние городских органов самоуправления лесопарковые защитные пояса. Земли лесопарковых защитных поясов используются для развития зеленых насаждений, которые выполняют оздоровительные функции и служат местом отдыха. Те же государственные органы выносят реше­ния, на основании которых для всех городов (за счет примыкающих к ним земель лесного фонда) выделяются зеленые зоны, предназначен­ные для культурно-оздоровительных, защитных, эстетических и санитарно-гигиенических целей, улучшения микроклимата поселений, созда­ния загородных лесопарков и живописных ландшафтов.

Земли зеленых зон подлежат особой охране. В этих зонах запре­щается предоставлять земельные участки для всех видов строитель­ства, которое несовместимо с охраной природы лесных насаждений, водоемов и целями организации отдыха населения.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.243.226 (0.027 с.)