ТОП 10:

Принципы, присущие Особенной части земельного права



Особенность данных принципов состоит в том, что они порождены спецификой правового режима отдельных категорий земель, входящих в государственный земельный фонд России, а также неповторимыми свойствами земли, играющими особую роль в каждой правовой категории.

1. Земли сельскохозяйственного назначения имеют приоритет перед Другими категориями, выражающийся в следующем:

а) в первоочередном порядке предоставляются для нужд сельскохозяйственного производства угодья, пригодные для сельскохозяйственных целей;

б) для несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для сельского хозяйства, либо, в исключительных случаях, сельскохозяйственные угодья худшего качества;

в) устанавливается перечень земельных участков, представляющих особую ценность для данного региона, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, изъятие которых не допускается.

Земли сельскохозяйственного назначения являются главным средством производства в сельском хозяйстве, наиболее важной категорией земель в земельном фонде России. Поэтому в законодательстве и закреплен приоритет земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с другими категориями земель, который является важнейшим принципом Особенной части земельного права.

2. Ко второй по значимости категории земель в земельном фонде России относятся земли поселений (городов, поселков городского типа – дачные, рабочие и курортные поселки и сельские поселения). В этой категории земля функционирует как фундамент, место для возведения различных строений и сооружений. Поэтому понятие рационального использования этих земель существеннейшим образом отличается от рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Земли поселений предназначаются для обслуживания городов, поселков городского типа и сельских поселений.

3. К следующей категории земель относятся земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Специфика правового режима этих категорий земель, как и всех земель в земельном фонде России, закреплена в законодательстве. Эти земли предназначены для различных специальных целей, как правило, не связанных с сельскохозяйственным производством. Неудивительно то, что в законодательстве эта категория земель так и называлась «земли специального назначения» (исключение – земельные участки, используемые для сельскохозяйственных целей согласно ст. 84, 85 ЗК).

4. Важное место среди других категорий земель занимают земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения). На этих землях осуществляют свою деятельность государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к этим участкам земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

5. Земли лесного фонда представляют собой один из элементов экологической системы лесов, участвующих в природном функционировании всей экосистемы. Земля выступает здесь в двояком значении: как пространственный базис, на котором произрастает лесная растительность, и как средство производства, питающее корневую систему лесов почвенными компонентами (влагой, питательными веществами и др.).

6. Правовой режим земель водного фонда урегулирован водным законодательством, он тесно переплетен с правовым режимом земель, на которых расположены водные объекты, в силу чего земли водного фонда выделены в самостоятельную категорию. Главной составной частью этой земельной категории являются водопокрытые земли, то есть такие, которые покрыты водой относительно устойчиво (вечно или большую часть времени года), в том числе такие, которые заняты естественными водоемами, а не искусственными. К их числу нельзя отнести земли, покрывающиеся водой лишь в короткие промежутки времени.

7. Запасы земли – это резерв государства.

 

3. Система земельного права

 

Аграрное право - А.Г. Нецветаев Земельное право
  Будучи составной частью, элементом системы россий­ского права, земельное право, в свою очередь, имеет и свою внутреннюю структуру. Под системой земельного права понимают совокупность институтов земельного права (земельно-правовых инсти­тутов), расположенных в определенной последователь­ности в зависимости от их содержания, значимости и ро­ли в регулировании земельных отношений. Как уже было отмечено выше, институт земельного права представляет собой совокупность земельно-правовых норм, регулирующих однородный, узкий круг сходных зе­мельных отношений. Система земельного права представляет собой сложное правовое явление, которое имеет свои закономерности фор­мирования и тенденции развития. Характер и содержание системы земельного права определяется объективными зако­номерностями развития земельного законодательства как от­расли. Эти закономерности обусловливают характер класси­фикации нормативного материала по соответствующим пра­вовым институтам. По мнению большинства специалистов, система земель­ного права состоит из двух больших частей, или подсистем: общей иособенной. В общую часть входят институты, содержащие отправ­ные, общие положения, определения и принципы, действие которых распространяется на все или большинство регули­руемых земельных отношений. Выделяют следующие основ­ные институты общей части земельного права. 1. Право собственности и иные права на землю, который явля­ется базовым институтом земельного права, определяю­щим основу земельного строя России. В настоящее время устранена монополия государственной собственности на землю, что логически привело к появлению иных форм собственности на землю, включая частную форму собст­венности, закрепленную в ст. 36 Конституции РФ. 2. Правовое регулирование земельно-правовых сделок. В связи с установлением многообразия форм земельной собственности на землю и введением частной собственности на землю граждане и юридические лица получили право совер­шать различные гражданско-правовые сделки с землей, такие как купля-продажа, залог, дарение, наследование, рента и иные сделки, предусмотренные гражданским законодательством. 3. Государственное управление земельными ресурсами. Данный институт определяет пределы и порядок вме­шательства государственных органов в сферу земельных от­ношений, их компетенцию и основные функции. Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства. Этот институт земельного права определяет составы зе­мельных правонарушений, виды ответственности за них и порядок применения ответственности. Защита земельных прав частных лиц и порядок разре­шения земельных споров, суть которого заключается в том, что многообразие форм земельной собственности и различных форм хозяйствования на земле увеличили количество земельных споров между гражданскими и юридическими лицами. Признание земельных прав осуществляется прежде всего в судебном порядке (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) путем вы­несения соответствующего судебного решения. Правовое регулирование платы за землю и ряд других институтов. Особенная часть земельного права включает в себя институты, сфера действия которых ограничена конкретной категорией земель (см. ст. 7 Земельного кодекса РФ), выделенной в зависи­мости от основного целевого назначения земель, а именно:
  1. правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, ос­новным целевым назначением которых является исполь­зование их для сельскохозяйственных целей или предна­значенность для этих целей;
  2. правовой режим земель поселений, основным целевым назна­чением которых является обеспечение нормального функ­ционирования и развития городов, поселков и иных посе­лений как целостных организмов, в том числе объектов со­циального назначения, предназначенных для создания не­обходимых условий для труда и быта граждан;
  3. правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и кос­мического обеспечения, обороны и иного назначения, основным целевым назначением которых является обес­печение задач, вытекающих из особенностей объектов, для которых предоставлены данные земли;
  4. правовой режим земель особо охраняемых территорий и объек­тов, основным целевым назначением которых является обеспечение необходимых условий в системе охраняемых природных территорий и иных особо ценных земель;
  5. правовой режим земель лесного фонда, обусловленный инте­ресами ведения лесного хозяйства и правовым режимом лесных объектов;
  6. правовой режим земель водного фонда, используемых для реализации водохозяйственных целей;
  7. правовой режим земель запаса, особенности правового ре­жима которого выражаются в их названии.
Выделяют также такой институт особенной части зе­мельного права как правовой режим земель, предоставленных гражданам, хотя Земельный кодекс РФ не выделяет соответст­вующую категорию земель.

4. Понятие и классификация источников земельного права
Источники земельного права - это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные общественные отношения. По своей юридической силе источники земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Законы, в свою очередь, подразделяются на:

  • Федеральные конституционные законы, обладающие высшей юридической силой и принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации в особом порядке (соответственно две трети голосов депутатов Государственной Думы и три четверти голосов членов Совета Федерации). Федеральные конституционные законы не следует ограничивать рамками только Конституции РФ или конституций республик, входящих в состав Российской Федерации. К их числу следует, например, отнести Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. "О Правительстве Российской Федерации";
  • Федеральные законы. Примером может служить Закон РСФСР "О плате за землю" 1991г., Закон РФ "об особо охраняемых природных территориях" 1995г., Закон РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" 2002г. Наиболее распространенными формами подзаконных актов являются постановления Правительства РФ и утверждаемые ими положения или правила.

По направленности и содержанию регулируемых общественных отношений источники земельного права подразделяются на:
1) общие источники (например, Конституция РФ, Закон РФ "О местном самоуправлении" 1991г., ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" 1995г., Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" 1999г.). Данными законами определяются принципы охраны и рационального использования земель и организации управления земельными ресурсами;
2) специальные источники земельного права. Они предназначены в первую очередь для регулирования общественных отношений по поводу земли. К их числу относятся, в частности, Земельный кодекс РФ 2001г., Закон РФ "О плате за землю" 1991г., Закон РФ "О мелиорации земель" 1996г., ФЗ "О государственном земельном кадастре" 2000г., ФЗ "О землеустройстве" 2001г. и многие другие.
Нормативные акты по земельному праву подразделяются на федеральные, субъектов федерации, акты местных органов самоуправления.
Большую роль в регулировании земельных отношений имеют межотраслевые источники земельного права: ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" 2002 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Лесной кодекс РФ 1997 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Трудовой кодекс РФ 2002 г.
Систему источников земельного права образуют:

  • Конституция РФ;
  • федеративные договоры;
  • международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
  • законы (конституционные и федеральные);
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты министерств и ведомств;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • корпоративные (локальные) нормативные правовые акты;
  • правовой обычай.

Конституционные основы земельного права.
Конституция РФ является основным и важнейшим источником всех отраслей российского права. Будучи законодательным обобщением достигнутого, Конституция вместе с тем выступает нормативной программой совершенствования общественного и земельного строя.
Статья 9 Конституции РФ требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой же статье определены возможные формы собственности на землю. Она может находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст.36 собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты Федерации на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, но они не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам.
Поскольку вопрос владения, пользования и распоряжения землей, как предусмотрено ст.72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствии с федеральным законом.
К этим вопросам ст.72 Конституции относит также: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе земельной.
Решение остальных вопросов в области рационального использования и охраны земель Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации.
Поэтому в ст.73 Конституции РФ записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".
Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ст.ст.130, 131, 132).
Важным источником земельного права являются конституции республик в составе РФ, которые принимаются на основе Конституции РФ и не должны ей противоречить. В конституциях республик учитываются национальные и местные особенности народного хозяйства и культуры каждой республики, а вместе с тем и задачи земельного законодательства в области рационального распределения, использования и охраны земельных богатств.
2.3 Земельный кодекс РФ 2001г. как головной закон земельного права.
Земельный кодекс РФ, опубликованный 30 ноября 2001г. является кодифицированным, т.е. систематизированным, так как содержит основную и существенную часть земельно-правовых норм.
Земельный кодекс состоит из 18 глав, содержащих 103 статьи. В отличие от прежнего Земельного кодекса РСФСР 1991г., новый кодекс расширяет сферу применения института частной собственности на землю, ее аренды, и в то же время, не умаляет значение государственной и муниципальной собственности, повышает гарантии прав пользователей земли, защиты их имущественных интересов, усиливает меры охраны земель и экологизацию норм земельного права.
Значение Земельного кодекса как головного закона отрасли заключается в том, что в нем закрепляются основополагающие нормы, в соответствии с которыми должны регулироваться все виды земельных отношений, и что любые иные нормативные правовые акты земельного законодательства должны приниматься в соответствии с Земельным кодексом, не противоречить ему и развивать (детализировать) содержащиеся в нем положения. Не случайно, именно в Земельном кодексе нашли свое закрепление основные принципы земельного права и государственной земельной политики, составляющие основу (базу) всего российского земельного законодательства.
2.4 Иные законодательные акты и указы Президента РФ как источники земельного права.
Помимо уже перечисленных законом, непосредственно входящих в систему российского земельного законодательства к числу источников земельного права относятся также федеральные законы, входящие в иные отрасли права, но предусматривающие земельные нормы. Такие законы можно условно разделить на две группы - законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны природных ресурсов (кроме земли), и законы иных, на первый взгляд, далеких от земельного отраслей права.
В законодательстве о недрах, атмосферном воздухе, животном мире другом природоресурсном законодательстве имеется немало норм, связанных с землепользованием. Например, Водный кодекс РФ предусматривает нормы о береговой линии и прибрежной полосе внутренних морских вод и территориального моря, водоохранных зонах водных объектов, порядке ведения работ в них, особенностях предоставления земельных участков в водоохранных зонах и контроле за их использованием, зонах и округах санитарной охраны вокруг водоемов (ст.16, 108, 111, 112 и 115).
Наряду с этим в Водном кодексе РФ имеется специальная ст.5 об отношениях, регулируемых водным законодательством Российской Федерации, в которой делается попытка размежевать водные и земельные отношения. В частности, предусматривается, что отношения по поводу земель, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны водных объектов.
Отношения по поводу обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) регулируются водным законодательством в той мере, в какой данные отношения не урегулированы гражданским и земельным законодательством. В ст.12 Водного кодекса РФ предусматривается, что собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать их только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.
Аналогичные положения содержатся и в лесном и иных отраслях права.
Таким образом, нормы земельного права содержатся в Законах, традиционно относящихся к источникам природоресурсного законодательства, что является достаточно распространенным явлением как во внутреннем, так и в международном праве, когда нормы одной отрасли находят свое закрепление в нормативных правовых актах, относящихся к источникам другой отрасли права.
Третью группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям.
Особое место в регулировании земельных отношений в условиях земельной реформы занимают указы Президента РФ. Подзаконными они считаются потому, что согласно ст. 90 Конституции РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам; кроме того, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. В земельном праве Указы Президента и актуальны и разнообразны, что объясняется, прежде всего, необходимостью оперативного восполнения пробелов в земельном регулировании.
Неполный перечень указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании земельного права в последние годы. Оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать Указы:

  • "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы" от 27 декабря 1991г.; "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан" от 2 марта 1992г.;
  • "О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками" от 23 апреля 1993 г. № 480;
  • "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" от 16 декабря 1993г.;
  • "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 г. № 1767 и от 24 декабря 1993 г. №2287;
  • "О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей" от 7 декабря 1993 г. № 2118;
  • "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" от 11 декабря 1993 г. № 2130;
  • "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" от 14 февраля 1996 г. № 198;
  • "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. № 337;
  • "О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств" от 7 июня 1996 г. №819;
  • "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" от 16 мая 1997 г. № 485.

2.5 Постановления Правительства РФ как источники земельного права.
Следующими в иерархии подзаконных актов следуют постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).
Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции РФ полномочий Правительства имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.
Нормативные правовые акты Правительства по целевому предназначению подразделяются на три группы:
1) акты, издаваемые в развитие и конкретизации законов РФ или указов Президента РФ (например, постановление Правительства РФ от 30 мая 1993г. "Об утверждении порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков");
2) акты Правительства РФ, устанавливающие правовой статус органов государственного управления земельными ресурсами и определяющие их основные полномочия в этой сфере (Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998г.);
3) акты Правительства РФ, имеющие самостоятельное значение, по существу, призванные регулировать земельные отношения (Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992г.).
Во исполнение своих полномочий Правительство активно участвует в формировании земельного права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в последние годы:

  • "О проведении инвентаризаций земель для определения возможности их предоставления гражданам" от 12 июля 1993 г. № 659;
  • "Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользовании в застройке городов и других поселений" от 2 февраля 1996 г. № 105;
  • "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра"" от 3 августа 1996 г. № 932;
  • "О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 г." от 7 февраля 1996 г. № 135;
  • "О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений в 1997 г." от 14 февраля 1997 г. № 166;
  • "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 г." от 26 февраля 1997 г. № 224;
  • "О порядке определения нормативной цены земли" от 15 марта 1997 г. № 1319.

Как видно из приведенного перечня, Правительство России активно принимает оперативные меры по налаживанию и обеспечению земельного правопорядка.
2.6 Нормативные правовые акты органов исполнительной власти как источники земельного права.
К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым относятся министерства, государственные комитеты и ведомства (Центральный банк, Федеральная служба лесного хозяйства и др.). Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают значение ведомственных актов не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.
Роль ведомственных нормативных актов значительно возросла после введения обязательной государственной регистрации актов министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других ведомств Российской Федерации, затрагивающих права и интересы граждан. Этими актами регулируются многие земельные вопросы, связанные с восстановлением нарушенных земель (например, Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995г.; Инструкция Государственной Налоговой Службы России от 17 апреля 1995г. "По применению Закона РФ "О плате за землю".
2.7 Нормативные правовые акты субъектов РФ в системе актов земельного законодательства.
В настоящее время субъектам Российской Федерации предоставлено право принимать собственные законодательные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Субъекты Федерации на основании ст.10 Земельного кодекса, наделены полномочиями:

  • по изъятию, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
  • по разработке и реализации региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
  • по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
  • иными полномочиями, не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Очевидно, что наряду с самостоятельной компетенцией, указанная статья предусматривает и остаточную.
Среди нормативно-правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации в области регулирования земельных отношений в рамках указанной компетенции, можно назвать принятые республиканские земельные кодексы (Башкортостан, Татарстан, Чувашия); Закон Свердловской области "О регулировании земельных отношений" от 6 декабря 1995г.; Закон Воронежской области "О регулировании земельных отношений" от 25 мая 1995г.; законы "О земле", "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Республики Дагестан; Временное положение о регулировании земельных отношений в Тверской области, принятое 25 июля 1996г. Законодательным Собранием Тверской области; Закон Саратовской области "О земле" от 12 ноября 1997г., которым определены основные принципы регулирования и реализации договорных отношений, сделок с землей в условиях рыночных отношений; Закон нижегородской области "Об особо охраняемых территориях" от 27 марта 1998г., который регулирует порядок использования и защиты земель природоохранного, природно-заповедного, рекреационного, лечебно-оздоровительного и историко-культурного назначения.
2.8 Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений Земельный кодекс (ст.11) относит:

  • изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
  • разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель;
  • управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Наибольшие полномочия в области земельных отношений принадлежат органам местного самоуправления на землях поселений (гл.15 Земельного кодекса).
Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. - 1995. - №35. - Ст.3306) под муниципальными образованиями понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В соответствии со ст.6 того же Закона в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относятся:

  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования (предполагающее сбалансированное развитие экономики и экологии);
  • регулирование планирования и застройки территории муниципального образования (включающих использование природных ресурсов местного значения для обеспечения пожарной безопасности, рекреации и т.д.;
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании.

Кроме указанных полномочий органы местного самоуправления наделяются земельной компетенцией конституциями республик и уставами других субъектов Российской Федерации.
В субъектах Федерации принимаются также законы о местном самоуправлении, о разграничении полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, о компетенции органов местного самоуправления, которыми органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия в области земельных отношений и необходимые для их реализации некоторые материальные и финансовые средства.
В качестве примера можно привести Закон Ставропольского края от 1 августа 2000 г. №3-КЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ставропольского края и порядке контроля за их реализацией", Закон Республики Дагестан от 9 декабря 1996 г. №14 "О разграничении предметов ведения муниципальных образований", Закон Республики Адыгея от 8 октября 1997 г. №58 "О местном самоуправлении".
Правовое регулирование земельных отношений органами местного самоуправления допускается в сфере установления:

  • особого правового режима использования земель в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей (п.3 ст.7 ЗК);
  • категорий земель, находящихся в муниципальной, а также частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения (ст.8 ЗК);
  • публичных сервитутов в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. При этом должны учитываться результаты общественных слушаний (п.2ст.23 ЗК), либо их прекращения публичного сервитута (п.2ст.47 ЗК);
  • предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (п.1 ст.33 ЗК);
  • максимальных размеров земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, передаваемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (п.2 ст.33 ЗК);
  • процедур и критериев предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в том числе порядка рассмотрения заявок, а также принятия решений (п.1 ст.34 ЗК);
  • размеров арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения за пользование землями, находящимися в муниципальной собственности (п.3 ст.65 ЗК);
  • порядка использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель, находящихся в муниципальной собственности (подп.3 п.5 ст.87 ЗК).

Как субъект, имеющий право осуществлять от имени муниципального образования правомочия собственника в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности, а также как субъект, осуществляющий функции управления муниципальными землями, орган местного самоуправления:







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.40 (0.008 с.)