Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология как наука: объект, предмет, методы, место в системе наук об обществе.

Поиск

Социология как наука: объект, предмет, методы, место в системе наук об обществе.

Социология - учение об обществе.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.

Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

Функции социологии. Познавательная. Прогностическая. Управленческая. Ценностно-ориентирующая человека. Мировоззренческая.

Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

 

Теории социального обмена.

Главные положения теории социального обмена

Основные теоретические формулировки, базирующиеся на допущении о том, что поведение есть функции последствий, соответствующих вознаграждений и наказаний, были разработаны Хомансом в 1961 г. и уточнены в 1974 г. Они включают пять главных положений:

1. “Положение об успехе”. Чем чаще деятельность вознаграждается, тем более вероятно ее осуществление. Поведение, порождающее позитивные последствия для индивида, с очень большой вероятностью повторяется.

2. “Положение о стимуле”. Схожие обстоятельства или аналогичные ситуации будут стимулировать такое поведение, которое вознаграждалось в аналогичных случаях в прошлом. Это позволяет обобщать поведенческие реакции на "новые" ситуации.

3. “Положение о ценности”. Чем более ценны результаты действия для актора, тем более вероятно то, что действие будет совершено.

4. “Положение о депривации - пресыщении (satiation)” вводит общую идею уменьшения маргинальной полезности (utility). Чем чаще человек получал конкретное вознаграждение за действие, тем менее ценным является дополнительный элемент такой награды. Таким образом некоторые вознаграждения становятся менее эффективными, приводя к свертыванию некоторых специфических действий. Правда, это положение менее справедливо в отношении генерализованных обобщений, таких как деньги и чувства (affections), либо еще чего-нибудь, где насыщение случается с меньшей вероятностью, за исключением крайних случаев.

5. “Положение об эмоциональности”. Речь идет об условиях, в которых люди эмоционально реагируют на различные вознаграждающие ситуации. Это положение охватывает два типа реакций. Ожидается, что люди, не получающие того, что они предполагали, становятся рассерженными и начинают вести себя агрессивно. Это поведение описывается гипотезой Миллера - Долларда. Люди же, получающие больше, чем они предполагали, или не получающие предполагающихся наказаний, будут счастливы и ведут себя положительно (approvingly).

Хоманс, в частности, использует этот набор идей для объяснения таких явлений, как использование власти и авторитета, сотрудничество, конформность, соревнование структуры чувства и итерации, статус и влияние, справедливость, возникновение стратификации. Все эти явления он рассматривает преимущественно в терминах природы задействованных межличностных отношений. Более того, он акцентирует внимание на “элементарных” формах поведения. Все это он называет субинституциональным уровнем анализа. “Мы получаем, - пишет он, - самое полное понимание элементарных черт социального поведения, наблюдая взаимодействия между членами малых, неформальных групп”.

Социология марксизма.

Марксистское понимание сущности человека и человеческого общества возникло в рамках целостного марксистского миропонимания, развитого К. Марксом и Ф. Энгельсом. Марксизм представляет собой совокупность теорий, относящихся ко многим областям объективной действительности. Это, в частности, философское, социологическое, экономическое и другие учения. Все эти теории тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое.

К. Маркс – видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Самой известной особенностью идей Маркса является представление о связи между социальной и экономической жизнью общества. Экономика (базис) включает три обязательных элемента:

1) средства производства (орудия и материалы);

2) работника;

3) того, кто присваивает продукт производства. Данные элементы присутствуют во всякой экономике, различия же сводятся к тому, в каком они соотношении;

4) работник может владеть или нет средствами производства (отношения владения);

5) присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или на средства производства, или на труд, или на то и другое одновременно (отношения собственности).

Основой классовой теории Маркса стало разграничение работников на тех, кто живет своим трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда. Опираясь на это разграничение, он описывал производственные отношения. Производственные отношения отражают существующее разделение труда определяются уровнем развития орудий труда. Все описываемые Марксом формации фактически строятся на противопоставлении двух классов. Но это не значит, что структура общества двоичная, часто структура реального общества включает в себя классы, являющиеся рудиментами ранее существовавших форм общества.

Надстройка – это социальные формы, которые детерминируются базисом. К ним Маркс относил семью, государство, идеологию. Утверждается, что у Маркса вся социальная жизнь детерминирована экономическими процессами. В действительности соотношение между экономикой и обществом в теории Маркса не столь жестко. К примеру, он считал, что такие социальные институты, как семья и государство, не только относительно независимы от экономики, но могут оказывать на нее влияние. Детерминация надстройки базисом сводится в основном к тому, что ее характер в значительной мере зависит от экономических интересов господствующего социального класса.

Маркс первым придал социологический смысл понятию «отчуждение», под которым он понимал отчужденность труда и его продукта от человека, который выполняет свою работу по внешнему принуждению. Понятие «отчуждение» для Маркса имело две стороны:

1) это структурная часть капиталистического общества;

2) это психологическое состояние, которое переживает производящий класс в условиях капиталистического производства.

К. Маркс разработал концепцию социального изменения, по которой двигателем истории является классовая борьба. Это означает, что трансформации экономической структуры сами по себе не способны вызывать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство людей, точнее, угнетенного класса.

 

Теории конфликтов.

Конфликт – столкновение интересов различных социальных общностей, форма проявления социального противоречия.

Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости.

Все функции конфликтов можно свести к двум основным, опираясь на двойственность природы данного явления. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт – это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Исходя из этого выделяют конструктивные и деструктивные функции конфликта. Так, к числу первых причисляют такие функции конфликта, как разрядка психологической напряженности, коммуникативно-связующая функция и, как следствие, конфликту присуща консолидирующая роль в обществе, и он выступает как движущая сила социальных изменений. Вторая группа функций социального конфликта носит негативный, разрушительный характер, вызывая дестабилизацию отношений в социальной системе, разрушая социальное общество и групповое единство.

Классификация социальных конфликтов проводится по различным основаниям:

1) в основе классификации могут лежать причины возникновения конфликта (объективные, субъективные причины);

2) классификация по особенностям социальных противоречий, лежащих в основе их возникновения (время действия противоречий, их характер, роль и значение, сфера их проявления и т. д.);

3) исходя из процессов развития конфликтов в обществе (масштабы, острота конфликтов, время его протекания);

4) по характерным особенностям противостоящих в нем субъектов (индивидуальные, коллективные, социальные конфликты) и т. д.

Принято выделять вертикальные и горизонтальные конфликты, характерная черта которых – объем власти, которой располагают оппоненты на момент начала конфликта (начальник – подчиненный, покупатель – продавец).

По степени открытости конфликтных взаимоотношений выделяют открытые и скрытые конфликты. Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов (споры, ссоры). При скрытых – отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но используются косвенные способы воздействия.

По степени распространения выделяют конфликты личностные или психологические, межличностные или социально-психологические, социальные. Личностный конфликт затрагивает только структуру сознания личности и психику человека. Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или двух и более человек, каждый из которых не представляет группу, т. е. группы в конфликте не задействованы. Межгрупповой конфликт возникает, когда интересы членов формальных и неформальных групп вступают в противоречие с интересами другой социальной группы.

Деление конфликтов на виды весьма условно. Жесткой границы между видами не существует. На практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные, горизонтальные открытые межгрупповые и т. д.

 

Социальная структура.

Социальная структура общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному.

Два основных подхода к ее пониманию: 1) объективистский (К.Маркс, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и др.), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский (А. Шюц, Дж. Мид и другие), сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов, рассматривая их в качестве единственной социальной реальности;социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

Попытка "примирения" этих противоположных точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.

Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры – социальная дифференциация общества – нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство.

В социологии существуют различные подходы к анализу структуры современного общества: территориальный, институциональный, профессиональный, социально-статусный, социально-экономический, социокультурный.

В соответствии с ними в качестве элементов социальной структуры общества могут рассматриваться: 1)социальные общности и группы; 2)жители города и деревни; 3) семья, религия, политика, образование и другие социальные институты; 4)организации, коллективы, профессиональные группы; 5)социальные слои (страты), сословия, касты; 6) социальные классы; 7) этнонациональные общности.

Все эти элементы находятся во взаимодействии и взаимозависимости друг м другом и представляют собой состемное целостное образование.

Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям: 1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К.Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция); 2) по социально-историческому типу (М.Вебер, П.Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

Социальная структура общества, как правило, анализируется без учета факторов социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д. В данном аспекте (по вертикали) общество рассматривается в рамках теории социальной стратификации, впервые обоснованной П. Сорокиным.

Измерение неравенства.

Если богатство — признак высшего класса, то доход — поток денежных поступлений за определенный календарный период, скажем, за месяц или год — характеризует все слои общества. Доходом называютлюбую сумму денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т. д. Даже милостыня нищих, добытая путем попрошайничества и выраженная в виде денег, представляет разновидность дохода.

Сущность социального неравенства заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам, ликвидным ценностям. Сущность экономического неравенства состоит в том, что меньшинство населения всегда владеет большей частью национального богатства. Иными словами,самые высокие доходы получает наименьшая часть общества, а средние и наименьшие — большинство населения.

Виды социальных общностей.

Социальная общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную деятельность.

Виды социальных общностей:1. социально-классовые общности (классы, социальные слои);2. социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.);3. этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы);4. социально-территориальные общности (город, деревня, регион);5. социально-профессиональные общности.

Этносоциальные общности называют также кровнородственными. К ним относятся кланы, племена, народности, нации, семьи, роды. Семья – наименьшая кровнородственная группа людей, связанных единством происхождения (бабушка, дедушка, отец, мать, дети). Несколько семей, вступивших в союз, образуют род. Роды объединялись в кланы. Клан – группа кровных родственников, носящих имя предполагаемого предка. Клан сохранял общую собственность на землю.

Племя – более высокая форма социальной организации, охватывающая большое число родов и кланов. Племена обладают собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет). Численность племен доходила до десятков тысяч человек. В ходе культурного и экономического развития племена преобразовывались в народности, а те – на высших стадиях развития – в нации. Народ – этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и представляют собой языковые, территориальные, экономические и культурные общности. Народы более многочисленны, чем племена, и далеко не все их представители состоят между собой в кровнородственных связях.

Нация – автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая общность. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но зато есть общая история и культура. Нации возникают в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма, когда складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, появляется литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народности, и насчитывают десятки и сотни миллионов людей. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

 

Социальное неравенство – форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Любое общество структурировано по национальным, социально-классовым, демографическим, географическим и иным признакам. Подобное структурирование неизбежно порождает социальное неравенство.Социальную структуру определяют социальные различия между людьми, т. е. различия, порожденные социальными факторами: разделением труда, укладом жизни, социальными ролями, которые выполняют отдельные индивиды или социальные группы.Источником социального неравенства является само развитие цивилизации. Каждая отдельная личность не может овладеть всеми достижениями материальной и духовной культуры. Возникает специализация людей и вместе с ней – более и менее ценные или актуальнее, востребованные виды деятельности. Социальная стратификация (от лат. stratum – слой и facio – делаю) – систематически проявляющееся неравенство между группами людей, возникающее как непреднамеренное следствие социальных отношений и воспроизводящееся в каждом следующем поколении. Понятие социальной стратификации применяется для обозначения условий, при которых социальные группы имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование, информация, профессиональная карьера, самореализация и т. п.

Мобильность – перемещение людей между слоями общества.

Лифты соц.мобильности – то, благодаря чему происходит перемещение (цкрковь, брак, школа, армия). Бывают горизонтальные (восходящие и нисходящие) и вертикальные лифты; мирные (брак, школа) и военного времени (революция, война).

 

Индивидуальность - особое сочетание в человеке природного и социального, присущее конкретному, отдельно взятому индивиду, отличающее его от других. Каждый человек индивидуален, образно говоря, имеет свое лицо, что выражается понятием “личность”.

Личность – субъект и продукт социальных отношений Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Процесс формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Личность – индивид, который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально значимых качеств. Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становиться личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума. Личность – совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.

Личностью становятся, а не рождаются. Личность можно рассматривать как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако отказ принимать ценности не отменяет того, что некто является личностью. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности. Формируется в процессе социализации (индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной роли).

Включение индивида в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждый конкретный человек персонифицирует через социальные группы, социальные организации, социальные институты, господствующие в обществе нормы и ценности, т.е. через культуру. В результате этого индивид включается в большое число социальных систем разного уровня: семья, круг друзей, общественные организации, рабочая группа, национальные общности и т.д. Таким образом, человек становится элементом данной системы.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу.

Личность приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых социальных общностей. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, и придает личности неповторимую индивидуальность, т.к. эти социально-обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта.

Основные социологические концепции личности: 1. Теория зеркального «Я» (Кули, Мид): стержень личности – самосо знание – результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид научается смотреть на себя глазами других. 2. Ролевые теории (Морено, Линтон, Парсонс): личность – это функция от совокупности социальных ролей, связанных с пребыванием человека в социальных группах (личность – это функция социальных групп). 3. Необихевиоризм: личность есть результат научения человека правилам жизни и поведения в обществе, простая совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. 4. Теории социальной установки: личность – это результат тех подчас неосознанных установок, которые формирует общество самим фактом постоянного повседневного воздействия на индивида; человек привыкает быть личностью, у него появляется установка быть личностью.

 

31. Социализация: понятие, этапы, механизмы, институты социализации.

 

Социализация – исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Может протикать как в условиях воспитания – целенаправленного формирования личноти, так и в условиях стихийных воздействий.

Три сферы: деятельности (расширение «каталога», освоение новых видов деятельности, выбор одного из видов деятельности), общение (расширение и углубление связей, личностные изменения), самосознание (становление образа «Я».

Проходит через игру, воспитание, учение, труд. Этапы: (дотрудовая, трудовая, послетрудовая) активное становление человека как общественного существа (социализация ребенка); социализация взрослого.

Институты – все социальные общности (семья, ДДУ, школа, трудовой коллектив, общественные объединения)

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидам социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного«процесса и результат» развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации. Понятие социализация было введено в соц. пс-ю в 40-50-е гг. в работах А Бандуры, Дж. Кольмана и др. В разных научных школах понятие С. получило различную интерпретацию: В необихевиоризме оно трактуется как социальное поучение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия, в «гуманистической психологии» – как самоактуализации Я. Явление С. многоаспектно, и каждое из указанных направлении акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема С. разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в к-рой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения.

Первичная социализация. Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Однако первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, это область межличностных отношений.

Вторичная социализация. Это сфера социальных отношений, охватывает вторую половину жизни, когда повзрослевший он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: государством, СМИ, армией, судом, церковью, трудовым коллективом и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

агенты социализация — это люди, группы или социальные институты способствующие социализации.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на боле поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и др.

В социологии выделяют различные типы изменений и развития: эволюционные, революционные, прогрессивные, регрессивные, иммитационные и инновационные.
Эволюционные процессы - это медленные, плавные, количественные преобразования объектов в обществе.
Революционные - это сравнительно быстрые, скачкообразные качественные изменения.
В социологии 19 века сформировались 2 течения в изучении социального развития в зависимости от выбора методологии исследования социальных изменений: 1) социальный эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Фр. Тённис, Р. Арон, А. Турен и др.; 2) революционизм - в социологии марксизма и неомарксизма (Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Р. Миллс, Э. Фромм, Боттомор).
В 19 в. под влиянием дарвинизма в социологии прочные позиции занял эволюционизм - система взглядов, признающая объективный характер социального развития. Основная идея эволюционизма 19 в. состоит в существовании исторических стадий человеческого общества, развивающегося от простого к дифференцированному, от традиционного (с ручной технологией) к индивидуальному (с машинной технологией). Движение от однородности к большому разнообразию, от простых к сложным формам организации - это эволюция.

 

33.Ценности и общество, виды ценностей, влияние ценностей на общественную жизнь.

Общество – фундаментальная ценность. Ее фундаментальность, в идеале, не конкурирует с фундаментальностью ценности личности. Общество и личность взаимодополняют друг друга, друг без друга не существуя. То же самое относится к ним и как ценностям. Мы рождаемся в обществе и обязаны ему не менее чем своим родителям, поскольку в нем обретаем речь, образова­ние, основные нормы и принципы поведения, – все, что составляет культуру. Оно пред­стает перед нами как тотальная реальность, подобная при­роде. Мы никогда не знаем границ общества и едва ли можем сказать, что такое его граница. Оно неуловимо ни в пространстве, ни во време­ни, в котором оно предстает в виде истории – еще более загадочного и менее уловимого феномена. Ценности общества обуславливаются динамичностью и иерархической структурой, что говорит о постоянной изменчивости и упорядоченности этих самых ценностей. Иными словами выражаясь, как мы помним первыми базовыми потребностями человека являются — нужда в пищи, воде, жилище, безопасности, размножении (продолжение своего рода). Следовательно, и ценности общества будут соответствовать этим первостепенным нуждам, что будет стоять на доминирующем месте. В этом можно легко убедиться, если посмотреть на социальный мир вокруг себя (да и на себя также). Голодный человек, первым делом, будет стремиться раздобыть пищи, что говорить от возникшей ценности (которая в данным момент превыше всего). Классификация ценностей и их виды:

1.Ценности могут различаться по признаку - что оценивается и на основании чего нечто оценивается. В связи с этим выделяют:

а) предметные ценности – т.е. явления реальности, обладающие определенной значимостью для субъекта. К ним относят:

- природные объекты, процессы и явления;

- социальные объекты;

б) субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых оцениваются те или иные явления. К ним относятся:

- установки, оценки, императивы, запреты цели, проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

2. Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

3. Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

- просто ценности;

- групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

- общечеловеческие.

4. Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

- внешние ценности;

- внутренние ценности.

5. Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

- абсолютные или вечные ценности (константы);

- ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

6. Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

 

34. Современное российское общество: социальные процессы, проблемы и перспективы.

 

Социология как наука: объект, предмет, методы, место в системе наук об обществе.

Социология - учение об обществе.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Социальные общности - это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами.

Социология - это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

Функции социологии. Познавательная. Прогностическая. Управленческая. Ценностно-ориентирующая человека. Мировоззренческая.

Современное естествознание представляет собой сложную широкоразветлённую систему знаний: юриспруденцию, политологию, экономику, этнографию, историю и т.д. и т.п. Для всех этих наук характерно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни. Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как особый организм. Данное обстоятельство определяет широту обхвата, объём социологического видения и глубину исследований.

1. С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии - это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.

2. С историей. Социология изучает современное общество - in fuctum. История - все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.

3. Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.45 (0.014 с.)