Взаимодействие правовой системы с социальной, экономической, политической системами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие правовой системы с социальной, экономической, политической системами.



Право и соц система. Индивидуальное сознание человека складывается в процессе взросления и развития преимущественно под воздействием нравственных, обычных и корпоративных (напр, религиозных) норм. Поэтому, чтобы нормы права действовали наиболее эффективным образом, они должны обращаться к неправовым категориям и ценностям. Право должно быть глубоко нравственным, отвечать принципам справедливости, иначе оно не получит признания в обществе.

Возможны варианты, когда право входит в противоречие с иными соц нормами:

1. когда правотворческие органы, преследуя свои узкогрупповые или классовые интересы, издают несправедливые нормативные акты. Остро стоит вопрос об исполнение или неисполнении подобных официальных документов.

2. когда «хорошее» право не соответствует «плохим» соц нормам. Такое положение может возникнуть из-за консервативности обычаев и норм морали. Гос-во заинтересовано в скорейшем устранении пережитков родоплеменных обычаев, которые несовместимы с современной организацией человеческого общежития (неравенство женщин, кровная месть). Гос-во борется с подобными явлениями при помощи права (ТГП Лазарева – стр. 195-196).

Социальные нормы, с которыми взаимодействует право Проявления взаимодействия
Мораль Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем соц нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юр санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми. Правовые нормы возникают в процессе юр практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
Обычаи Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются гос-м юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются гос-м юр силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
Религия В некоторых гос-х (напр, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — гос-во и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
Нормы общественных организаций По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соотв документах, принимаются по опр процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются гос принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

Право и экономика. В современном обществе, особенно в условиях рыночного ведения хозяйства, государственно-правовое воздействие на экономику осуществляется более гибко. Многие западные модели рыночной экономики формировались на основе теории естественного права – существенное ограничение вмешательства гос-ва в эк дея-ть граждан и их объединений. Гос-во может воздей-ть на Э, издавая только такие з-ны, которые соответствуют требованиям естественных прав чел. Основной постулат – неприкосновенность част собст-ти. Отсюда – модель либеральной Э, основанная на сдержанном правовом регулировании эк отношений. Главное – это эк свобода товаропроизводителей; а обязанность гос-ва – гарантировать эту свободу от чьего-либо, в т.ч. от собственного, вмешательства в эк отношения. Свобода собст-ти и свобода труда – основные составляющие либеральной Э. Эта модель не была использована ни в одной стране, добившейся успехов в рыночных преобразованиях.

В последние десятилетия распространяются другие теоретические установки, ориентированные на более широкое понимание част собст-ти, на ограничение власти собственника и более активное участие гос-ва и общества в распределении доходов, полученных от обладания соб-ю. Идеи социально-правового гос-ва. В них исчезают заявления о священности и неприкосновенности част собст-ти, появляются: Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу (ФРГ). В ФРГ свободная част собст-ть сочетается с активной ролью гос-ва: отказ от защиты или покровительства какой-либо группы рыночных субъектов; освобождение кого бы то ни было от гос разрешений, лицензий. Главная задача государственно-правового регулирования – поддержание конкуренции.

Путь современной России к рыночным отношениям имеет свою специфику. После многолетнего планового ведения хозяйства Конституция РФ 1993г. официально закрепила ориентиры рыночной экономики: «В РФ гарантируется единство эк пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода эк дея-ти», т. е. действующая Конституция РФ гарантирует свободу эк дея-ти, поддержки конкуренции, содействует развитию экономики на рыночных принципах.

Действенным регулирующими инструментами современной Э являются гос-во и право. Эффективность такого регулирования зависит, с 1-й стороны, от степени развития всех рыночных составляющих (рынка средств производства, рабочей силы, товаров и товарной биржи, ценных бумаг, вовлеченности национальной Э в межд хозяйственные связи), с др стороны, гос-во само является одним из важнейших субъектов рыночной Э, а государственная Э – неотъемлемый элемент рыночной структуры.

Противоречия: между новыми требованиями рыночной Э и действующими старыми правовыми нормами; между преждевременно изданными правовыми нормами и фактическими эк возможностями общества; между новыми требованиями рыночной Э и пробелами в правовой системе. Эффективное средство устранения противоречий между правом и Э – своевременное принятие правовых нормы.

Рыночная экономика может эффективно функционировать в условиях, когда ее защищает и поддерживает сильное государство. В условиях рынка гос-во постоянно воздействует на экономику. Это воздействие выражается в прямом либо косвенном нормативно-правовом контроле со стороны гос-ва.

Прямой: финансовый контроль, экологический контроль, санитарный контроль, пожарный контроль, контроль за мерой весов и денежной единицы, контроль за качеством продукции. Косвенный - система налоговых льгот и ценовая политика, регулирование занятости населения, влияние на развитии инфраструктуры, информационного обеспечения.

Эк дея-ть гос-ва по регулированию рыночных отношений должна носить разумный характер, иметь объективно допустимый предел.

Экономика и право имеют теснейшую взаимосвязь. Эк отношения всегда находят свое выражение в разнообразных отношениях людей, участвующих в производстве, распределении и обмене матер благами. Эти отдельные эк волевые отношения можно облечь в правовую форму, т. е. придать им вид правовых отношений. Регулируя волевые отношения в области производства, распределения и обмена, право оказывает активное обратное воздействие на экономику. Отношения в области производства, обмена и распределения, будучи урегулированными нормами права, выступают в виде трудовых, финансовых, бюджетных, торговых правовых отношений.

Проникновение права в экономику имеет допустимый предел, его влияние на экономику ограничено возможностями самого права и эк возможностями того состояния общества, которого оно достигло на данный момент. (АПП Радько).

Право и политика. Политика как соц явление тесно связана с гос властью. Политика фигурирует чаще всего как гос политика, которая проявляется в первую очередь в актах государства. Это НПА, а также декларации, обращения, призывы и иные официальные документы. Они принимаются от имени государства.

Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.

Общее у них, во-первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во-вторых, их соц назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты.

Различия между ними заключаются в следующем:

1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т. е. право не исчерпывает всей гос политики;

2) политика – более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву;

3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования.

Надо отметить, что право не представляет собой пассивной формы политики. Посредством права решаются многие важные, принципиальные политические задачи, право активно способствует реализации политики, не растворяясь и не исчезая в политике.

Не все общественные отношения, регулируемые правом, имеют политический характер, например экономические, семейные, религиозные и другие отношения. Но при их правовом регулировании проводится определенная политика государства. Если государство считает необходимым урегулировать посредством права какие-либо общественные отношения, то это означает, что государство включает их в сферу своей политики.

В ТГП сложились два подхода к трактовке соотношения политики и права:

1. Исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, не зависимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.

2. Приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов.

Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно-исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных соц изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей.

Представляется более правильным исходить из того, что политика и право – два способа существования гос власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга.

Нельзя не учитывать, что право и политика могут иметь одну общую цель, состоящую в упорядочении общ отношений, разрешении соц конфликтов, удовлетворении опр интересов, прежде всего — политических, т. е. что право и политика могут быть социально совместимы.

Право, как особая форма политики концентрирует в себе наиболее важные политические интересы, а с т.з. метода руководства обществом представляет собой один из эффективнейших инструментов достижения полит интересов. Связь политики с властью не может осуществляться без права. Право и политика находятся в диалектическом единстве.

Зависимость права от политики - оно формируется гос-вом – особой полит организацией, обеспечивающей реализацию права, его изменение в соответствии с потребностями общ жизни, в чем часто присутствует полит интерес.

В свою очередь, политика нуждается в праве и опирается на него как на одно из эффективнейших средств закрепления, охраны, осуществления и объективизации полит требований. Благодаря праву эти требования приобретают форму нормативных предписаний, обеспеченных гос принуждением на случай их неисполнения.

Правовое регулирование — зачастую полит регулирование. Право, как инструмент политики, используется в первую очередь для решения коренных, главных полит задач, требующих юр оформленности. С помощью права могут быть урегулированы те полит отношения, на которые оно способно воздействовать, где может достичь определенного результата. Право не способно изменить соотношение классовых сил.

Следует согласиться с Матузовым в том, что правовая политика — это комплекс идей, мер, задач, целей, программ, принципов, реализуемых обществом и гос-ом в сфере действия права и посредством права.

Правовая политика выступает в качестве важнейшего средства юр легитимации полит курса страны, воплощаясь в конституциях, законах, др правовых актах, направленных на закрепление гос и полит строя, обеспечения прав и свобод личности. Правильно указывает Малько, что в современных условиях без правовой политики невозможно цивилизованно и гарантированно реализовывать все иные виды политики. Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной юр базой, с противоречиями в правовых актах, ведет к сбоям также в осуществлении политики социальной, экон-ой и национальной. (АПП Радько, ТГП Морозовой).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.012 с.)