Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологические аспекты правотворческой деятельности.
Правотворческая деят-ть - это гос и общественная деятельность, направленная на образование, развитие и совершенствование прав.норм. Проходит в две стадии. Первая - подготовительный этап разработки прав.документа (предварительное формирование законодательной воли, пока еще не порождающее прав.последствий) На второй стадии происходит превращение законопроекта в закон(он уже общеобязателен, соответственно уже есть прав.последствия в случае нарушения). Правотворческий процесс имеет социальные корни (обычно закон разрабатывается затем, чтобы юридически санкционировать уже фактически сложившиеся и используемые в «живом праве» нормы). Более детально: 1. Предварительный этап, включающий в себя: — осознание и осмысление существования объективных социальных, экономических, политических, идеологических, психологических факторов, требующих разработки этого закона; — кристаллизацию и осознание интересов социальных классов, слоев и групп, которым предстоит выразиться и оформиться юридически в данном правовом документе; — осмысление возможных социальных перспектив, связанных с принятием закона и его будущим действием, а также распределения политических сил, которые будут выступать в поддержку или против готовящегося законопроекта. 2. Этап подготовки текста, заключающийся в непосредственной работе над ним, внесении поправок, уточнении формулировок. 3. Этап обсуждения проекта, в ходе которого проект публикуется в печати, тиражируется средствами массовой информации и доводится до сведения рядовых граждан. 4. Этап вынесения проекта на рассмотрение законодательного органа, в ходе которого в законопроект вносятся существенные изменения и поправки, призванные адаптировать его содержание к требованиям и интересам различных представленных в законодательном органе социальных групп. 5. Этап обсуждения проекта в законодательном органе, в ходе которого законопроект приобретает окончательную форму и проходит через процедуру голосования. 6. Этап вступления законодательного акта в силу. С момента вступления в силу он становится законом, обязательным для исполнения всеми членами общества. Социологич.аспекты. 1. будучи по своей природе соц.явлением, он реализует определенные интересы соц.групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. 2. социологии важно понять, какие именно факторы соц.характера влияют на содержание правотворчества, какие именно из фактически сложившихся социальных норм получают законодательное оформление и подкрепление. Немаловажно и то, какие слои и группы непосредственно участвуют в обсуждении законопроекта, каково содержание вносимых при обсуждении поправок и замечаний, в какой степени и какие именно поправки оказываются в конечном счете учтенными и входят в окончательную редакцию закона.
Раздел социологии права, изучающий социальные аспекты законотворческого процесса, называется социологией законодательства –это комплекс теоретических и эмпирических социологических исследований законотворчества. В рамках социологии законодательства выделяется предзаконодательная, собственно законодательная и послезаконодательная социология. В сферу изучения предзаконодательной социологии попадают вопросы, связанные с состоянием общественного мнения перед принятием того или иного законодательного акта, а также с подготовкой населения к предстоящим неизбежным изменениям в законодательстве. Послезаконодательная социология исследует отношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия последних. Послезаконодательная социология занимается выявлением причин неэффективности законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному отправлению их функций. Она решает эти задачи путем периодических статистических исследований и опросов. Согласно К- Кульчару, социологические исследования в области правотворчества ведутся преимущественно в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как конкретной социальной структурой и действующим в нем правом; изучение динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая корректировка практики нормотворчества. Важна критическая функция социологии права - без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что принимаемые законы окажутся неэффективными, «мертвыми», и лягут на полку. Социологическое изучение права необходимо также и для того, чтобы обеспечить гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворчества и имеющихся социальных проблем, требующих законодательного решения.
25 Социальные и юридические критерии эффективности правового регулирования. Важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является его эффективность. Эффективность закона, согласно определению, приводимому В.В. Лапаевой, это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их реализации в социальной практике1. Иначе говоря, эффективность закона показывает, в какой степени его практическое применение приводит к реализации поставленных законодателем целей. Эффективность закона определяется взаимодействием трех следующих факторов. Во-первых, она зависит от содержания самого закона, от его соответствия реальной социально-политической и правовой ситуации в обществе. Надуманный по содержанию закон, не отражающий объективных обстоятельств, реальных социальных потребностей, обречен оставаться мертворожденным, поскольку не сможет оказать никакого влияния на правовые отношения. Вторым важным фактором эффективности закона выступает общий уровень правовой культуры граждан и их правосознания. Любая правовая норма более эффективна в том обществе, где подавляющее большинство населения привыкло уважать закон и руководствоваться им в своей практической жизни, знает и правильно понимает свои собственные права в их соотношении с обязанностями. С этой точки зрения серьезной помехой для эффективного действия законов является феномен правового нигилизма — неверия населения в действенность и справедливость права как такового. В кризисные периоды жизни любого общества, когда законодательная практика не поспевает за стремительными социальными переменами, действенность права неизбежно понижается, а уровень правового нигилизма, соответственно, возрастает. Такова современная ситуация в российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются «правовыми» в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать «законопослушным». Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, их общей неинформированностью о своих правах и обязанностях; неукомплектованностью юридического корпуса, недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; административным правовым нигилизмом, проявляющимся в «войне законов», правовом лоббировании, игнорировании «неудобных» конституционных норм; слабостью правоохранительной и судебной системы. Две социальные характеристики нашего общества являются наиболее негативными в плане формирования демократической правовой культуры, высокого правосознания и нормативного правового поведения граждан. Это, в первую очередь, глубокая политическая и экономическая нестабильность, которая делает всякие формальные установления «временными» по своей сути и позволяет большинству социальных субъектов воспринимать их в довольно необязательном режиме. И, во вторую очередь, как неразрывное следствие нестабильности, — социальная напряженность, которая представляет эмоционально возбужденный фон развивающейся противоправности в поведении не только массовых, но и административных, и даже правоприменительных групп.
Во многом на эффективности права сказывается традиционно присущий данному обществу тип правовой культуры. Так, например, для России в этом плане всегда было характерно признание приоритета совести, нравственности перед позитивным правом, о чем говорят приведенные нами выше данные социологических опросов. Отсюда вытекает некоторая принципиальная недооценка права, закона как средства решения возникающих проблем. В-третьих, социальная эффективность права в очень значительной степени определяется качеством деятельности правоохранительных и правоприменительных ор-• ганов. От компетентности работников этих органов, их неподкупности и честности, добросовестности и внимательного отношения к людям зависит, в частности, обратное отношение граждан к этим органам, уважение к ним, желание сотрудничать и помогать, или, наоборот, восприятие правоохранительных органов как потенциального врага и нарушителя их собственных личных прав. Недостатки и злоупотребления в работе правоохранительных органов способствуют росту негативного отношения к ним, недоверия и враждебности, и, следовательно, стремлению искать помощи в случае необходимости где-то в другом месте, не опираться на право. Эффективность действующих в обществе правовых норм можно оценить по существующим критериям. В качестве такого критерия, по мнению А.Б. Венгерова, следует использовать показатель частоты применения законов, эффективность которых оценивается. Т. Гейгер и Э. Гирш предлагают оценивать эффективность правовой нормы через пропорциональное отношение количества фактов правомерного поведения к числу случаев противоправного. Согласно такому подходу получается, что эффективность нормы определяется исключительно ее влиянием на правовое поведение граждан. Иногда в качестве критерия эффективности той или иной правовой нормы выступает степень действенности ее практической реализации в деятельности правоприменительных органов.
Социология права может оказать большую помощь в решении проблемы эффективности существующих правовых норм. Об этом говорит уже тот факт, что исследование реальной эффективности закона не может не опираться на сбор информации и ее тщательный научный анализ. Социологические исследования создают необходимую эмпирическую базу, на основе которой можно делать какие-то серьезные теоретические выводы о степени эффективности той или иной нормы или о причинах ее неэффективности. Эффективность права в этом широком социеталь-ном смысле тесно связана со степенью сбалансированности групповых и индивидуальных интересов и может рассматриваться, как считает В.В. Лапаева, как способность существующей правовой системы эффективно разрешать назревающие конфликты и тем самым снижать общий уровень конфликтности социальных отношений. «Эмпирически верифицируемым индикатором эффективности норм законодательства, — пишет В.В. Лапаева, — мог бы служить такой правовой по своей сути показатель, как мера конфликтности урегулированных данной нормой общественных отношений. Ведь право — это прежде всего важнейшее средство объективного, общесправедливого для конфликтующих сторон разрешения социальных конфликтов, способ обеспечения устойчивости общественной системы, ее интеграции в качестве единого целого»1. Оценка эффективности закона по критерию показателей конфликтности была бы социологически наиболее адекватной, поскольку напрямую выводила бы на состояние социальных отношений и позволяла бы рассматривать действие той или иной нормы непосредственно в социальном контексте. 26 Общественное мнение и право. Общественное мнение – это состояние массового сознания, которое проявляется в отношении (скрытом или явном) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей. Общественное мнение выполняет следующие важные функции: 1) контрольную; 2) консультативную; 3) директивную. Виды общественного мнения: 1) оценочные; 2) аналитические; 3) конструктивные; 4) нормативные; 5) позитивные; 6) негативные. То, по поводу чего может выражаться общественное мнение: 1) события, происходящие в обществе, которые могут затрагивать интересы граждан; 2) вопросы, содержащие в себе спорные моменты. По структуре общественное мнение бывает: 1) монистическим; 2) единодушным; 3) плюралистическим. Общественное мнение выражается в следующих действиях: 1) выборы органов власти; 2) прямое участие масс в управлении; 3) пресса и иные средства массовой коммуникации; 4) собрания; 5) манифестации. В настоящее время в большинстве развитых стран сформировалась практика проведения опросов общественного мнения, которая привела к тому, что политики теперь вынуждены считаться с этой новой инстанцией. Теперь институт опроса общественного мнения оказывает влияние на все сферы жизни общества.
Объекты, способные оказывать влияние на процесс формирования общественного мнения: 1) политические силы; 2) политические партии и объединения; 3) СМИ; 4) личный опыт индивида. Функции, которые выполняет общественное мнение: 1) оказывает влияние на формирование мотивации политических действий; 2) выказывает отношение населения к процессам и событиям, происходящим внутри страны и за ее пределами; 3) помогает государству выработать политику, направленную на удовлетворение общественных целей; 4) устанавливает ограничения в деятельности классов, партий, отдельных политиков. Общественное мнение оказывает большое влияние на построение предвыборной кампании политического лидера. Но, к сожалению, основной целью предвыборной кампании является не учет общественного мнения, а создание желаемого для политика образа у населения, который побудил бы людей поддержать его на выборах. Предвыборная кампания – это деятельность, целью которой является завоевание голосов электората. Для достижения положительного результата в предвыборной гонке необходимо знать ответы на следующие вопросы: 1) руководствуясь какими соображениями, люди принимают участие в политической жизни страны; 2) что необходимо достичь, чтобы у народных масс сформировался образ положительного политического лидера; 3) из чего состоит образ (его структура); 4) на какие компоненты политического образа следует обратить внимание при создании имиджа политика. Образ – это сложившийся способ видения окружающего мира и его отдельных частей. Люди для достижения общих целей объединяются в группы, организации, страты, слои. Люди объединяются в группы, как правило, под влиянием единого общественного образа, общих интересов, дел и проблем. В любой группе присутствуют люди, чьи образы, мира, событии, оказывают активное влияние на изменение индивидуальных образов членов группы или формируют массовый образ всей группы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.027 с.) |