Социологические аспекты правотворческой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические аспекты правотворческой деятельности.



Правотворческая деят-ть - это гос и общественная деятельность, направлен­ная на образование, развитие и совершенствование прав.норм. Проходит в две ста­дии. Первая - подготовитель­ный этап разработки прав.документа (предварительное формирование зако­нодательной воли, пока еще не порождающее прав.последствий) На второй стадии происходит пре­вращение законопроекта в закон(он уже общеобязателен, соответственно уже есть прав.последствия в случае нарушения). Правотворческий процесс имеет соци­альные корни (обычно закон разрабатыва­ется затем, чтобы юридически санкционировать уже фактически сложившиеся и используемые в «живом праве» нормы).

Более детально:

1. Предварительный этап, включающий в себя:

— осознание и осмысление существования объективных социальных, экономических, политических, идеологических, психологических факторов, требующих разработки этого закона;

— кристаллизацию и осознание интересов социальных классов, слоев и групп, которым предстоит выразиться и оформиться юридически в данном правовом документе;

— осмысление возможных социальных перспектив, связанных с принятием закона и его будущим действием, а также распределения политических сил, которые будут выступать в поддержку или против готовящего­ся законопроекта.

2. Этап подготовки текста, заключающийся в непосредственной работе над ним, внесении поправок, уточнении формулировок.

3. Этап обсуждения проекта, в ходе которого проект публикуется в печати, тиражируется средствами массовой информации и доводится до сведения рядовых граждан.

4. Этап вынесения проекта на рассмотрение законодательного органа, в ходе которого в законопроект вносятся существенные изменения и поправки, призванные адаптировать его содержание к требованиям и интересам различных представленных в законодательном органе социальных групп.

5. Этап обсуждения проекта в законодательном орга­не, в ходе которого законопроект приобретает окончатель­ную форму и проходит через процедуру голосования.

6. Этап вступления законодательного акта в силу.

С момента вступления в силу он становится законом, обязательным для исполнения всеми членами общества.

Социологич.аспекты.

1. будучи по своей природе соц.явлением, он реализует определенные ин­тересы соц.групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. 2. социологии важно понять, какие именно факторы соц.характера влияют на содержание право­творчества, какие именно из фактически сложившихся социальных норм получают законодательное оформле­ние и подкрепление. Немаловажно и то, какие слои и группы непосредственно участвуют в обсуждении за­конопроекта, каково содержание вносимых при обсуж­дении поправок и замечаний, в какой степени и какие именно поправки оказываются в конечном счете учтен­ными и входят в окончательную редакцию закона.

Раздел социологии права, изучающий социальные аспекты законотворческого процесса, называется со­циологией законодательства –это комплекс теорети­ческих и эмпирических социологических исследований законотворчества. В рамках социологии законодатель­ства выделяется предзаконодательная, собственно за­конодательная и послезаконодательная социология.

В сферу изучения предзаконодательной социологии попадают вопросы, связанные с состоянием обществен­ного мнения перед принятием того или иного законода­тельного акта, а также с подготовкой населения к пред­стоящим неизбежным изменениям в законодательстве.

Послезаконодательная социология исследует от­ношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия последних. Послезаконодательная социология занимается выявлением причин не­эффективности законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному отправлению их функ­ций. Она решает эти задачи путем периодических ста­тистических исследований и опросов.

Согласно К- Кульчару, социологические исследова­ния в области правотворчества ведутся преимуществен­но в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как конкретной со­циальной структурой и действующим в нем правом; изучение динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая кор­ректировка практики нормотворчества.

Важна критическая функция социологии права - без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что принима­емые законы окажутся неэффективными, «мертвыми», и лягут на полку. Социологическое изучение права необходимо также и для того, чтобы обеспечить гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворчества и имею­щихся социальных проблем, требующих законодатель­ного решения.

25 Социальные и юридические критерии эффективности правового регулирования.

Важнейшим показателем социальной полезности и необходимости закона является его эффективность. Эф­фективность закона, согласно определению, приводи­мому В.В. Лапаевой, это соотношение между целями содержащихся в законе правовых норм и результатом их реализации в социальной практике1. Иначе говоря, эффективность закона показывает, в какой степени его практическое применение приводит к реализации по­ставленных законодателем целей.

Эффективность закона определяется взаимодействи­ем трех следующих факторов. Во-первых, она зависит от содержания самого закона, от его соответствия ре­альной социально-политической и правовой ситуации в обществе. Надуманный по содержанию закон, не отра­жающий объективных обстоятельств, реальных соци­альных потребностей, обречен оставаться мертворож­денным, поскольку не сможет оказать никакого влия­ния на правовые отношения.

Вторым важным фактором эффективности закона выступает общий уровень правовой культуры граждан и их правосознания. Любая правовая норма более эф­фективна в том обществе, где подавляющее большин­ство населения привыкло уважать закон и руководство­ваться им в своей практической жизни, знает и пра­вильно понимает свои собственные права в их соотно­шении с обязанностями. С этой точки зрения серьезной помехой для эффективного действия законов является феномен правового нигилизма — неверия населения в действенность и справедливость права как такового. В кризисные периоды жизни любого общества, когда законодательная практика не поспевает за стремитель­ными социальными переменами, действенность права неизбежно понижается, а уровень правового нигилиз­ма, соответственно, возрастает.

Такова современная ситуация в российском обще­стве, где традиционное сознание и правовая культура не являются «правовыми» в строгом смысле слова, норма­тивные отношения воспринимаются довольно вариатив­но, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать «законопослушным». Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, их общей неинформированностью о своих правах и обязан­ностях; неукомплектованностью юридического корпуса, недостаточно высоким профессионализмом работающих юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; админист­ративным правовым нигилизмом, проявляющимся в «войне законов», правовом лоббировании, игнорирова­нии «неудобных» конституционных норм; слабостью пра­воохранительной и судебной системы.

Две социальные характеристики нашего общества являются наиболее негативными в плане формирова­ния демократической правовой культуры, высокого пра­восознания и нормативного правового поведения граж­дан. Это, в первую очередь, глубокая политическая и экономическая нестабильность, которая делает всякие формальные установления «временными» по своей сути и позволяет большинству социальных субъектов вос­принимать их в довольно необязательном режиме. И, во вторую очередь, как неразрывное следствие нестабиль­ности, — социальная напряженность, которая представ­ляет эмоционально возбужденный фон развивающейся противоправности в поведении не только массовых, но и административных, и даже правоприменительных групп.

Во многом на эффективности права сказывается тра­диционно присущий данному обществу тип правовой культуры. Так, например, для России в этом плане всегда было характерно признание приоритета совес­ти, нравственности перед позитивным правом, о чем говорят приведенные нами выше данные социологичес­ких опросов. Отсюда вытекает некоторая принципи­альная недооценка права, закона как средства реше­ния возникающих проблем.

В-третьих, социальная эффективность права в очень значительной степени определяется качеством деятель­ности правоохранительных и правоприменительных ор-• ганов. От компетентности работников этих органов, их неподкупности и честности, добросовестности и внима­тельного отношения к людям зависит, в частности, об­ратное отношение граждан к этим органам, уважение к ним, желание сотрудничать и помогать, или, наобо­рот, восприятие правоохранительных органов как по­тенциального врага и нарушителя их собственных лич­ных прав. Недостатки и злоупотребления в работе пра­воохранительных органов способствуют росту негатив­ного отношения к ним, недоверия и враждебности, и, следовательно, стремлению искать помощи в случае необходимости где-то в другом месте, не опираться на право.

Эффективность действующих в обществе правовых норм можно оценить по существующим критериям. В качестве такого критерия, по мнению А.Б. Венгерова, следует исполь­зовать показатель частоты применения законов, эффек­тивность которых оценивается. Т. Гейгер и Э. Гирш предлагают оценивать эффективность правовой нор­мы через пропорциональное отношение количества фактов правомерного поведения к числу случаев про­тивоправного. Согласно такому подходу получается, что эффективность нормы определяется исключительно ее влиянием на правовое поведение граждан.

Иногда в качестве критерия эффективности той или иной правовой нормы выступает степень действеннос­ти ее практической реализации в деятельности право­применительных органов.

Социология права может оказать большую помощь в решении проблемы эффективности существующих правовых норм. Об этом говорит уже тот факт, что исследование реальной эффективности закона не мо­жет не опираться на сбор информации и ее тщатель­ный научный анализ. Социологические исследования создают необходимую эмпирическую базу, на основе которой можно делать какие-то серьезные теоретичес­кие выводы о степени эффективности той или иной нор­мы или о причинах ее неэффективности.

Эффективность права в этом широком социеталь-ном смысле тесно связана со степенью сбалансирован­ности групповых и индивидуальных интересов и может рассматриваться, как считает В.В. Лапаева, как спо­собность существующей правовой системы эффектив­но разрешать назревающие конфликты и тем самым снижать общий уровень конфликтности социальных от­ношений. «Эмпирически верифицируемым индикатором эффективности норм законодательства, — пишет В.В. Ла­паева, — мог бы служить такой правовой по своей сути показатель, как мера конфликтности урегулированных данной нормой общественных отношений. Ведь право — это прежде всего важнейшее средство объективно­го, общесправедливого для конфликтующих сторон разрешения социальных конфликтов, способ обеспече­ния устойчивости общественной системы, ее интегра­ции в качестве единого целого»1.

Оценка эффективности закона по критерию показа­телей конфликтности была бы социологически наибо­лее адекватной, поскольку напрямую выводила бы на состояние социальных отношений и позволяла бы рас­сматривать действие той или иной нормы непосредствен­но в социальном контексте.

26 Общественное мнение и право.

Общественное мнение – это состояние массового сознания, которое проявляется в отношении (скрытом или явном) людей к событиям и явлениям социальной действительности, к деятельности различных социальных институтов, групп и отдельных личностей.

Общественное мнение выполняет следующие важные функции:

1) контрольную;

2) консультативную;

3) директивную.

Виды общественного мнения:

1) оценочные;

2) аналитические;

3) конструктивные;

4) нормативные;

5) позитивные;

6) негативные.

То, по поводу чего может выражаться общественное мнение:

1) события, происходящие в обществе, которые могут затрагивать интересы граждан;

2) вопросы, содержащие в себе спорные моменты.

По структуре общественное мнение бывает:

1) монистическим;

2) единодушным;

3) плюралистическим.

Общественное мнение выражается в следующих действиях:

1) выборы органов власти;

2) прямое участие масс в управлении;

3) пресса и иные средства массовой коммуникации;

4) собрания;

5) манифестации.

В настоящее время в большинстве развитых стран сформировалась практика проведения опросов общественного мнения, которая привела к тому, что политики теперь вынуждены считаться с этой новой инстанцией. Теперь институт опроса общественного мнения оказывает влияние на все сферы жизни общества.

Объекты, способные оказывать влияние на процесс формирования общественного мнения:

1) политические силы;

2) политические партии и объединения;

3) СМИ;

4) личный опыт индивида.

Функции, которые выполняет общественное мнение:

1) оказывает влияние на формирование мотивации политических действий;

2) выказывает отношение населения к процессам и событиям, происходящим внутри страны и за ее пределами;

3) помогает государству выработать политику, направленную на удовлетворение общественных целей;

4) устанавливает ограничения в деятельности классов, партий, отдельных политиков.

Общественное мнение оказывает большое влияние на построение предвыборной кампании политического лидера. Но, к сожалению, основной целью предвыборной кампании является не учет общественного мнения, а создание желаемого для политика образа у населения, который побудил бы людей поддержать его на выборах.

Предвыборная кампания – это деятельность, целью которой является завоевание голосов электората. Для достижения положительного результата в предвыборной гонке необходимо знать ответы на следующие вопросы:

1) руководствуясь какими соображениями, люди принимают участие в политической жизни страны;

2) что необходимо достичь, чтобы у народных масс сформировался образ положительного политического лидера;

3) из чего состоит образ (его структура);

4) на какие компоненты политического образа следует обратить внимание при создании имиджа политика.

Образ – это сложившийся способ видения окружающего мира и его отдельных частей.

Люди для достижения общих целей объединяются в группы, организации, страты, слои.

Люди объединяются в группы, как правило, под влиянием единого общественного образа, общих интересов, дел и проблем. В любой группе присутствуют люди, чьи образы, мира, событии, оказывают активное влияние на изменение индивидуальных образов членов группы или формируют массовый образ всей группы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.027 с.)