Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.



Необходимость своевременной разработки нового законодательства особенно после гибели Пифагора и Сократа остро осознается философами, но им удается успешно проводить свои идеи в реальную жизнь общества только в те редкие годы революционных ситуаций в мире, когда гибнущие трудящиеся низы больше не могут власть терпеть, а верхи больше не могут удержать власть ни идеями, ни реформами, ни обманом, ни силой оружия. Спрос на философию права возник и поддерживается как верхами, так и низами. Верхи требуют от социальных философов новых способов сохранить политическую и экономическую власть свою, даже становясь из прогрессивных реакционными и ретроградскими силами, а низы требуют выработки законодательства в интересах в первую очередь требующих перемен слоев. Но их требования не всегда прогрессивны и действительно нужны обществу в целом. Первым автором учения об «идеальном государстве» был Платон. В 17-18 веках была выдвинута идея общественного договора как принципа современной демократии. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, разрабатывали такие мыслители Нового времени, как Гоббс Т., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж.

Изучив демократические общества начиная с Древнегреческого (Афины Перикла – родина демократии) и историю и деи права, сформулированную еще Древними римлянами, они поняли что процесс демократизации общества связан с формированием гражданского общества и правового государство. Социальный порядок, основанный на всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь характеризуется ими как тоталитаризм. Правовое государство и политические партии являются институтами гражданского общества.

В демократической системе государство и гражданское общество соотносятся как положительно дополняющие друг друга категории.

Теоретической основой либеральной демократии, является принцип утилитаризма,

провозгласивший принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». В философии Нового времени обосновано решающее значение разума как принципа общественной жизни. Только осознанно люди должны сделать общество гражданским и правовым.

Философии права необходимо предусмотреть такое развитие законодательства, которое позволило бы сохранить оптимальное соотношение всех слоев общества, всех культур и природных ландшафтов, человечества и планеты в целом. Преодолеть своекорыстие каждой из групп населения и учесть всеобщие интересы, вырабатывая линию поведения каждой особенной группы, дать приемлемые для каждого объединения и отдельного человека правила общежития и организации общественного производства – задача весьма сложная по множеству причин. И философы не безгрешны в области заблуждений, и давление на них очень мощное, и слушают их редко. В качестве примера возьмем учение о правовом государстве и гражданском обществе, которое веками доныне пробивается в жизнь очень непросто.

В правовом государстве «закон власть, а не власть закон», то есть требуется соблюдать законы в любом случае, а если не устраивают, то добиваться их изменения не злоупотребляя властью, скажем, президента страны, а законом разрешенными способами. В правовом государстве права человека и свободы гражданина приоритетны над правами государственных служащих, тоже, естественно, пользующихся всеми правами граждан. Право на жизнь и выбор местожительства, на работу с оплатой не меньше минимальной, на отдых и лечение, все конституционные права человека. А граждане пользуются экономическими и политическими правами, тоже прописанными в законодательстве данного государства. Правовой нигилизм и беспредел наказываются в случаях преступных деяний. В правовом государстве наказывается по закону и нарушение принципа разделения властей. Все правовые акты должны соответствовать основному закону, действие которого не может приостановить, отменить или исказить безнаказанно исполнительная власть.

Для соблюдения норм правового государства и их совершенствования общество должно стать гражданским. Гражданское общество контролирует государство финансово, посредством выборов и отчетов, правом отзыва и даже отдачи под суд. Гражданин может подать в суд на исполнительную власть и государство должно полностью возмещать ущерб гражданам, нанесенный государственными служащими или службами, также и граждане должны возместить вред, нанесенный государству. Для действительно правового государства необходимо сформировать гражданское общество, а для гражданского общества необходимо правовое государство. Если правовым государство можно делать по мере вызревания общества в гражданское и сверху, силами государства, то гражданское общество сверху не создашь. Сколько бы верхи не призывали общество, как бы ни создавали условия, надо еще чтобы общество само сильно захотело и было заинтересовано становиться гражданским.

Но реальность такова, что и государство, даже где было гражданское общество (как в США до убийства Д.Кеннеди), не очень заинтересовано, чтобы общество жило как гражданское, и общество не умеет ценить и защищать тех талантливых, высокообразованных и неподкупных правозащитников, которые могут обеспечить обществу контроль над государством. А общество, особенно с такими многовековыми патерналистскими традициями, как в России, не всегда может и заинтересовано становиться гражданским, поскольку в нем много бедноты, люмпенов, маргиналов, мигрантов, да и патриоты с гражданскими правами уходят в бизнес или обмещаниваются так, что им безразлично, чем занята власть. В гражданском обществе наиболее заинтересован средний класс, а он в России крайне малочисленный.

 

Гражданским называется самоорганизующееся общество, в котором граждане автономные личности, в чью хозяйственную, социальную и духовную жизнь государство и само не вмешивается, и не допускает вмешательства других социальных субъектов. В гражданском обществе граждане прежде всего очень хорошо знают свои права и умеют ими пользоваться. Граждане не допускают полного подчинения их государству и государства им. Отношения граждан и государства должны быть отношениями равноправных партнеров, а не господ и слуг. У гражданина есть право на самореализацию вне политики в самоуправляемых творческих объединениях, профессиональных союзах и группах культурного досуга. Если гражданин не может обойтись своими силами, он добровольно объединяется с заинтересованными людьми. И только когда невозможно или не выгодно решить задачу на групповом или муниципальном уровне, привлекается государство.

Для этого в гражданском обществе граждане сами решают, сколько каких налогов они уплатят на региональный, федеральный и международный уровень и знают из отчетов, сколько на что потрачено. Граждане лучше знают этнические традиции, природный ландшафт, каким должно быть отопление в их квартирах, поэтому сами нанимают служащих. Если гражданам не нужно больше столько полицейских, поскольку работа дружинников и криминальная обстановка улучшились, но нужно больше врачей и социальных работников, они прекращают контракт с одними и заключают с другими госслужащими. Гражданам виднее, кому из многодетных мам нужнее помощь, как лучше организовать работу с их подростками, нужнее новый подъезд к дому сделать или подъезды в доме отремонтировать. В гражданском обществе государство не сковывает инициативы граждан по самоуправлению, а, наоборот, всячески развивает.

Глава администрации может участвовать в работе местного самоуправления, но не должен его возглавлять. Государство создает условия, чтобы как можно больше его полномочий граждане осуществляли сами, а оставляли за государством только то, что требует высокой компетентности решений и работы хорошо подготовленных специалистов (офицеров, дипломатов,..), что выгоднее самим гражданам централизовать и монополизировать. Общество держится прежде всего на производственных коллективах, разделении труда между регионами и отраслями. Государство – профессиональный регулятор, интегратор в производстве, и отдать его функции профанам и дилетантам, решать большинством голосов вопросы, в которых разбирается только небольшой круг профессионалов - значит погубить общество. И все же разгосударствление общества и движение его к подлинному народовластию выгоднее государству, чем народу, которому придется за большее нести ответственность, не сваливая неудачу на плохую работу госслужащих. Но люди должны понимать выгоды самим быть хозяевами своей судьбы, а не передоверять ее кому бы то ни было.

Лучше самого человека никто не знает, что когда и в каком виде ему надо. У гражданина есть право участвовать в управлении государством и делами всего общества как через избранных им профессионалов-представителей, так и непосредственно. Интересы каждой группы населения должны быть представлены в политической организации общества, но гражданин может заявлять о своих неучтенных государством интересах и отстаивать их в пикетах и на митингах, пока не будет найден компромисс. Для эффективного участия граждан в политической жизни общества от граждан требуется большая общая и особенно политическая культура, знания и умения пользоваться политическими, социальными и экономическими правилами взаимоотношений с государством. Надо уметь отличать политика от политикана, популиста, демагога и избирать в государственные служащие тех специалистов, кто не боится взять ответственность на себя, доступен и чуток, толерантен, быстро реагирует на ситуацию и умеет объединить вокруг решаемой проблемы талантливых и честных созидателей. Самостоятельный гражданин – важнейшая опора гражданского общества и государства. А подготовка талантливых профессиональных организаторов-управленцев делами общества, которые пока не передашь обществу на самоуправление, настоящих государственных неподкупных мужей – одна из важнейших забот граждан. Не слуги народа, а служители Отечества нужны обществу. У государства и граждан взаимная ответственность за бескризисное развитие общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.007 с.)