Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия права. Основы учения о правовом государстве и гражданском обществе.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Необходимость своевременной разработки нового законодательства особенно после гибели Пифагора и Сократа остро осознается философами, но им удается успешно проводить свои идеи в реальную жизнь общества только в те редкие годы революционных ситуаций в мире, когда гибнущие трудящиеся низы больше не могут власть терпеть, а верхи больше не могут удержать власть ни идеями, ни реформами, ни обманом, ни силой оружия. Спрос на философию права возник и поддерживается как верхами, так и низами. Верхи требуют от социальных философов новых способов сохранить политическую и экономическую власть свою, даже становясь из прогрессивных реакционными и ретроградскими силами, а низы требуют выработки законодательства в интересах в первую очередь требующих перемен слоев. Но их требования не всегда прогрессивны и действительно нужны обществу в целом. Первым автором учения об «идеальном государстве» был Платон. В 17-18 веках была выдвинута идея общественного договора как принципа современной демократии. Договорную теорию происхождения государства из разума и опыта людей, разрабатывали такие мыслители Нового времени, как Гоббс Т., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж. Изучив демократические общества начиная с Древнегреческого (Афины Перикла – родина демократии) и историю и деи права, сформулированную еще Древними римлянами, они поняли что процесс демократизации общества связан с формированием гражданского общества и правового государство. Социальный порядок, основанный на всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в экономику, культуру, общественную и личную жизнь характеризуется ими как тоталитаризм. Правовое государство и политические партии являются институтами гражданского общества. В демократической системе государство и гражданское общество соотносятся как положительно дополняющие друг друга категории. Теоретической основой либеральной демократии, является принцип утилитаризма, провозгласивший принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей». В философии Нового времени обосновано решающее значение разума как принципа общественной жизни. Только осознанно люди должны сделать общество гражданским и правовым. Философии права необходимо предусмотреть такое развитие законодательства, которое позволило бы сохранить оптимальное соотношение всех слоев общества, всех культур и природных ландшафтов, человечества и планеты в целом. Преодолеть своекорыстие каждой из групп населения и учесть всеобщие интересы, вырабатывая линию поведения каждой особенной группы, дать приемлемые для каждого объединения и отдельного человека правила общежития и организации общественного производства – задача весьма сложная по множеству причин. И философы не безгрешны в области заблуждений, и давление на них очень мощное, и слушают их редко. В качестве примера возьмем учение о правовом государстве и гражданском обществе, которое веками доныне пробивается в жизнь очень непросто. В правовом государстве «закон власть, а не власть закон», то есть требуется соблюдать законы в любом случае, а если не устраивают, то добиваться их изменения не злоупотребляя властью, скажем, президента страны, а законом разрешенными способами. В правовом государстве права человека и свободы гражданина приоритетны над правами государственных служащих, тоже, естественно, пользующихся всеми правами граждан. Право на жизнь и выбор местожительства, на работу с оплатой не меньше минимальной, на отдых и лечение, все конституционные права человека. А граждане пользуются экономическими и политическими правами, тоже прописанными в законодательстве данного государства. Правовой нигилизм и беспредел наказываются в случаях преступных деяний. В правовом государстве наказывается по закону и нарушение принципа разделения властей. Все правовые акты должны соответствовать основному закону, действие которого не может приостановить, отменить или исказить безнаказанно исполнительная власть. Для соблюдения норм правового государства и их совершенствования общество должно стать гражданским. Гражданское общество контролирует государство финансово, посредством выборов и отчетов, правом отзыва и даже отдачи под суд. Гражданин может подать в суд на исполнительную власть и государство должно полностью возмещать ущерб гражданам, нанесенный государственными служащими или службами, также и граждане должны возместить вред, нанесенный государству. Для действительно правового государства необходимо сформировать гражданское общество, а для гражданского общества необходимо правовое государство. Если правовым государство можно делать по мере вызревания общества в гражданское и сверху, силами государства, то гражданское общество сверху не создашь. Сколько бы верхи не призывали общество, как бы ни создавали условия, надо еще чтобы общество само сильно захотело и было заинтересовано становиться гражданским. Но реальность такова, что и государство, даже где было гражданское общество (как в США до убийства Д.Кеннеди), не очень заинтересовано, чтобы общество жило как гражданское, и общество не умеет ценить и защищать тех талантливых, высокообразованных и неподкупных правозащитников, которые могут обеспечить обществу контроль над государством. А общество, особенно с такими многовековыми патерналистскими традициями, как в России, не всегда может и заинтересовано становиться гражданским, поскольку в нем много бедноты, люмпенов, маргиналов, мигрантов, да и патриоты с гражданскими правами уходят в бизнес или обмещаниваются так, что им безразлично, чем занята власть. В гражданском обществе наиболее заинтересован средний класс, а он в России крайне малочисленный.
Гражданским называется самоорганизующееся общество, в котором граждане автономные личности, в чью хозяйственную, социальную и духовную жизнь государство и само не вмешивается, и не допускает вмешательства других социальных субъектов. В гражданском обществе граждане прежде всего очень хорошо знают свои права и умеют ими пользоваться. Граждане не допускают полного подчинения их государству и государства им. Отношения граждан и государства должны быть отношениями равноправных партнеров, а не господ и слуг. У гражданина есть право на самореализацию вне политики в самоуправляемых творческих объединениях, профессиональных союзах и группах культурного досуга. Если гражданин не может обойтись своими силами, он добровольно объединяется с заинтересованными людьми. И только когда невозможно или не выгодно решить задачу на групповом или муниципальном уровне, привлекается государство. Для этого в гражданском обществе граждане сами решают, сколько каких налогов они уплатят на региональный, федеральный и международный уровень и знают из отчетов, сколько на что потрачено. Граждане лучше знают этнические традиции, природный ландшафт, каким должно быть отопление в их квартирах, поэтому сами нанимают служащих. Если гражданам не нужно больше столько полицейских, поскольку работа дружинников и криминальная обстановка улучшились, но нужно больше врачей и социальных работников, они прекращают контракт с одними и заключают с другими госслужащими. Гражданам виднее, кому из многодетных мам нужнее помощь, как лучше организовать работу с их подростками, нужнее новый подъезд к дому сделать или подъезды в доме отремонтировать. В гражданском обществе государство не сковывает инициативы граждан по самоуправлению, а, наоборот, всячески развивает. Глава администрации может участвовать в работе местного самоуправления, но не должен его возглавлять. Государство создает условия, чтобы как можно больше его полномочий граждане осуществляли сами, а оставляли за государством только то, что требует высокой компетентности решений и работы хорошо подготовленных специалистов (офицеров, дипломатов,..), что выгоднее самим гражданам централизовать и монополизировать. Общество держится прежде всего на производственных коллективах, разделении труда между регионами и отраслями. Государство – профессиональный регулятор, интегратор в производстве, и отдать его функции профанам и дилетантам, решать большинством голосов вопросы, в которых разбирается только небольшой круг профессионалов - значит погубить общество. И все же разгосударствление общества и движение его к подлинному народовластию выгоднее государству, чем народу, которому придется за большее нести ответственность, не сваливая неудачу на плохую работу госслужащих. Но люди должны понимать выгоды самим быть хозяевами своей судьбы, а не передоверять ее кому бы то ни было. Лучше самого человека никто не знает, что когда и в каком виде ему надо. У гражданина есть право участвовать в управлении государством и делами всего общества как через избранных им профессионалов-представителей, так и непосредственно. Интересы каждой группы населения должны быть представлены в политической организации общества, но гражданин может заявлять о своих неучтенных государством интересах и отстаивать их в пикетах и на митингах, пока не будет найден компромисс. Для эффективного участия граждан в политической жизни общества от граждан требуется большая общая и особенно политическая культура, знания и умения пользоваться политическими, социальными и экономическими правилами взаимоотношений с государством. Надо уметь отличать политика от политикана, популиста, демагога и избирать в государственные служащие тех специалистов, кто не боится взять ответственность на себя, доступен и чуток, толерантен, быстро реагирует на ситуацию и умеет объединить вокруг решаемой проблемы талантливых и честных созидателей. Самостоятельный гражданин – важнейшая опора гражданского общества и государства. А подготовка талантливых профессиональных организаторов-управленцев делами общества, которые пока не передашь обществу на самоуправление, настоящих государственных неподкупных мужей – одна из важнейших забот граждан. Не слуги народа, а служители Отечества нужны обществу. У государства и граждан взаимная ответственность за бескризисное развитие общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.012 с.) |