Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разложение сил в косозубой передаче.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
2T Ft = ¾¾ – окружная сила (16) d
Fttga Fr = ¾¾¾ – радиальная сила (17) cosb
Fa = Fttgb – осевая сила (18)
где Т – крутящий момент, a =20о – угол зацепления, b =8о...20о – угол наклона линии зуба. Наличие осевой силы – существенный недостаток косозубых передач. С увеличением b увеличивается прочность зубьев, плавность работы передачи, ее нагрузочная способность. Шевронные передачи. Цилиндрическое зубчатое колесо, венец которого по ширине состоит из участков с правыми и левыми зубьями, называется ш е в р о н н ы м. Из технологических соображений шевронные колеса изготовляют двух типов с дорожкой посредине колеса (а) и без дорожки (б).
b
Fa/ Fa/
F/ F/ Ft/ Ft/
a) б)
Рис.9.3
В шевронном колесе осевые силы Fa/ на полушевронах, направлены в противоположные стороны, взаимно уравновешиваются внутри колеса и на валы и опоры валов не передаются. Поэтому у шевронных колес угол наклона зубьев принимают в пределах =25о...40о, в результате чего повышается прочность зубьев, плавность работы передачи и ее нагрузочная способность. Поэтому шевронные колеса применяют в мощных быстроходных закрытых передачах. Недостатком шевронных колес является высокая трудоемкость и себестоимость изготовления. Эквивалентные колеса.
Прочность зуба косозубого колеса определяется его формой и размерами в нормальном сечении и длиной зуба.
Эквивалентное с колесо е ru
b
n 90o
d
n Рис.9.4
В сечении nn – нормальное сечение делительной цилиндрической поверхности этого колеса представляет собой эллипс с полуосями d d е = ¾¾¾ и c = ¾¾, 2cosb 2 где d – диаметр делительной окружности. Как известно из аналитической геометрии, максимальный радиус кривизны эллипса е2 d ru= ¾¾ = ¾¾¾ с 2cos2b Этот радиус кривизны принимаем за радиус делительного цилиндра эквивалентного колеса, тогда его диаметр d du = ¾¾¾ cos2b
Подставив в формулу du = mnzu
mnz d = ¾¾¾, cosb
получим формулу для определения числа зубьев эквивалентного прямозубого колеса. z Zu = ¾¾¾ (19) cos3b
Материалы, конструкция цилиндрических колес и методы образования зубьев.
Материалы для изготовления зубчатых колес в машиностроении – стали, чугуны и пластмассы; в приборостроении зубчатые колеса изготовляют также из латуни, алюминиевых сплавов и др. Выбор материала определяется назначением передачи, условиями ее работы, габаритами колес и даже типом производства и технологическими соображениями. Общая современная тенденция в машиностроении – стремление к снижению материалоемкости конструкций, увеличению мощности, быстроходности и долговечности машины. Эти требования приводят к необходимости уменьшения массы, габаритов и повышения нагрузочной способности силовых зубчатых передач. Поэтому основные материалы для изготовления зубчатых колес – термообработанные углеродистые и легированные стали, обеспечивающие высокую объемную прочность зубьев, а также высокую твердость и износостойкость их активных поверхностей. В зависимости от твердости активных поверхностей стальных зубьев колеса делятся на две группы, а именно: колеса с твердостью 350HB, зубья которые хорошо прирабатываются; колеса с твердостью >350 HB, зубья которых прирабатываются плохо, а при твердости активных поверхностей обоих колес 45 HRC полагаются не прирабатывающимися. Колеса 1 группы, изготовляемые из средне- и высокоуглеродистых сталей, подвергаются нормализации или улучшению; чистовое нарезание зубьев производят после термообработки и применения отделочных операций не требуется. Колеса 2 группы изготовляются из легированных сталей, подвергаемых различным видам термической и химико-термической обработки (цементация, объемная или поверхностная закалка, азотирование, цианирование, нитроцементация). Зубья колес 2 группы нарезают до термической обработки, при которой происходит коробление зубьев и снижение точности зубчатого венца. Для исправления формы зубьев требуются дорогостоящие отделочные операции (шлифовка, обкатка, притирка зубьев), поэтому колеса с зубьями высокой твердости применяют в изделиях крупносерийного и массового производства. Для изготовления тихоходных, преимущественно открытых передач, работающих с окружной скоростью до 3 м/с, применяют серые, модифицированые и высокопрочные чугуны, обладающие хорошими литейными свойствами, низкой стоимостью при минимальных отходах материала в стирку. Для изготовления шестерни и колеса 1 группы целесообразно использовать сталь одной марки, а разность твердости шестерни и колеса (20) HB1- HB220 обеспечивать за счет термообработки. Конструкция цилиндрических колес зависит от их материала, размеров и способа изготовления.
Рис.9.5
Стальные зубчатые колеса диаметром до 150 мм изготовляют из прутков или поковок и выполняют в виде стальных дисков с двухсторонней (а), односторонней (б) ступицей либо без нее (в). Стальные колеса диаметром до 500 мм чаще всего изготовляют коваными или штампованными; они имеют обод и ступицу, соединенные диском с отверстиями (г). Шестерни, диаметр впадин которых меньше 3м от диаметра вала изготовляют как одно целое с валом и называют вал – шестерня. Чугунные зубчатые колеса независимо от их размеров изготовляют с последующей механической обработкой.
Методы образования зубьев.
Можно разделить на две основные группы: накатывание и нарезание (кроме того, иногда изготовляют колеса с литыми зубьями). Н а к а т ы в а н и е з у б ь е в стальных колес производится накатным инструментом путем пластической деформации венца колеса. Накатывание зубьев с модулем до 1 мм производится в холодном состоянии; при большем модуле венец нагревается токами высокой частоты.
Рис.9.6
Зубонакатывание применяется в массовом производстве и является высокопроизводительным методом, обеспечивающим минимальные отходы металла в стружку и повышение прочности зубьев, так как волокна металла в заготовке не перерезаются, а изгибаются. Нарезание зубьев выполняют методом копирования и методом обкатки. М е т о д к о п и р о в а н и я заключается в том, что впадины зубчатого венца прорезаются инструментом, профиль режущей части которого точно или приблизительно соответствует очертаниям впадин. На рис.9.6 показано фрезерование зубьев цилиндрического колеса модульными фрезами: дисковой (а) и концевой (б). После прорезания одной впадины заготовка возвращается в исходное положение, поворачивается на величину углового шага и процесс повторяется. Так как с изменением числа зубьев колеса меняется и форма впадины, то для каждого модуля и числа зубьев нужно иметь свою фрезу, что практически невозможно. Поэтому фрезой одного модуля прорезают впадины в определенном диапазоне чисел зубьев (например, фрезой для 30 зубьев обрабатывают колеса с числом от 24 до 36), в результате чего зубья не всегда будут иметь точный профиль. Фрезерование зубьев методом копирования является простым, но недостаточно точным и весьма малопроизводительным методом, применяющемся в основном в единичном производстве. К методу копирования можно отнести способы образования зубьев колес протягиванием, холодной или горячей штамповкой, а также прессованием и литьем под давлением. М е т о д о б к а т к и (огибания) является весьма точным, высокопроизводительным, универсальным и наиболее распространенным способом образования зубьев. Рассмотренный ранее процесс накатывания зубьев можно отнести к методу обкатки. Процесс нарезания зубьев на зубообрабатывающих станках уподобляется процессу зацепления пары зубчатых колес или колеса с рейкой, когда одно из колес или рейка снабжены режущими элементами и превращены, таким образом, в режущий инструмент, называемый п р о и з в о д я- щ и м к о л е с о м.
Рис.9.7
Зубчатое зацепление производящего колеса с обрабатываемым зубчатым колесом называется с т а н о ч н ы м з а ц е п л е н и е м. На рис.9.7 показаны основные виды станочных зацеплений и соответствующие движения инструмента и заготовки: а - нарезание зубьев инструментальной рейкой (зуборезной гребенкой) на зубодолбежном станке; б – нарезание зубьев зуборезным долбяком на зубодолбежном станке; в – нарезание зубьев червячной модульной фрезой на зубофрезерном станке (червячная модульная фреза в осевом сечении имеет профиль инструментальной рейки). Зуборезный инструмент профилируют на основе стандартных исходных контуров, один из которых (для цилиндрических эвольвентных зубчатых колес с модулями более 1 мм) показан на рис.9.7. Одним и тем же инструментом можно нарезать колеса данного модуля с разным числом зубьев, что является весьма существенным достоинством метода обкатки. На зубодолбежных станках долбяком обрабатывают колеса как с внешними, так и внутренними зубьями. Червячными фрезами на зубофрезерных станках можно нарезать прямозубые, косозубые и шевронные колеса с дорожкой посередине (для выхода режущего инструмента); шевронные колеса без дорожки нарезают специальными косозубыми долбяками или гребенками. Наиболее производительным способом нарезания зубьев является фрезерование червячной фрезой. Как правило, зуборезные станки – полуавтоматы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.124 (0.009 с.) |