Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интегративные тенденции в развитии форм организации обучения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Интеграционные процессы в развитии форм организации обучения проявляются, во-первых, в формировании рассредоточенных во времени комплексов различных оргформ обучения конкретному предмету (интеграция по «горизонтали»); во-вторых, обосновании системы форм организации обучения в рамках более крупных (чем урок) структурных единиц учебного процесса – учебного дня, учебной недели и т.д. (интеграция по «вертикали»). Рассмотрим ниже содержание концентрированного обучения как организационной формы проявления интеграции по «вертикали». Идея концентрированного обучения привлекала внимание ученых с давних лет, начиная с Я.А. Коменского. Цель концентрированного обучения состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся (системность знаний, умений, мобильность, инициативность, умение вести диалог и др.) через создание оптимальной структуры учебного процесса. В основе концентрированного обучения лежат принципы: концентрации учебных предметов и материалов во времени, системности и комплексности (единства и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм обучения); органического сочетания обучающих, воспитательных и развивающих целей; вариативности, гибкости и динамичности форм организации обучения; проблемности; интеграции теории и практики; преемственности; активизации возможностей личности и коллектива. Сущность концентрированного обучения заключается в ликвидации многопредметности учебного дня, недели, т. е. вместо 6-ти предметов на 6-ти уроках изучается 1-2 предмета, это служит условием сосредоточения внимания учащихся на непрерывном изучении одного предмета, условием погружения, исключающего забвение предыдущего материала и нарушение целостности (начиная с первичного восприятия вновь изучаемого материала и, кончая формированием умений им пользоваться); единовременной продолжительности изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающей их прочное усвоение; ориентации учебного процесса на развитие творческой активности учащихся; создании благоприятных условий для сотрудничества педагогов и учащихся, для успешной интеграции теории и практики, формирование в единстве знаний и умений учащихся; применении целостной системы форм организации обучения, адекватно реализующих целостный процесс познания. Эффективность обучения при концентрированном типе организации учебного процесса достигается благодаря реальной взаимосвязи всех компонентов процесса обучения: целевого, мотивационного, содержательного, операционно-деятельностного, контрольно-оценочного. Особенностью целевого компонента является то, что на передний план выступают цели не отдельных занятий, а учебного дня, недели или более ёмких временных единиц. Цель учебного процесса выполняет интегративную функцию и является для учащихся ориентиром в их познавательной деятельности. Она выполняет и мотивационную функцию, поскольку ставится совместно с учащимися и тем самым трансформируется в их собственную цель (а не навязанную педагогом). Содержание учебного материала в технологии требует концентрированного обучения для своего представления специальных средств. Для формирования у учащихся целостных представлений о том или ином разделе изучаемого курса или обо всём курсе в целом широко используются опорные сигналы и конспекты, структурно-логические схемы, таблицы укрупненных единиц знаний и другие средства. Специфика процессуального компонента при концентрированном обучении состоит в том, что оно объективно требует от педагогов применения сочетания форм обучения, форм организации обучения, комплекса методов и средств обучения. В противном случае – в условиях однообразия форм и методов обучения – концентрированное обучение организовать невозможно. Поскольку основной организационной единицей при этом типе организации обучения становится учебный блок, то целесообразно рассмотреть его структурирование. Каждый цикл занятий в рамках учебного блока включает различные формы организации обучения. Гибкость их сочетания обеспечивается за счёт выделения стабильной и варитивной составляющей системы форм организации обучения. Под системой форм организации обучения понимается совокупность взаимосвязанных организационных форм обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в единстве знаний и умений учащихся, развитие их творческих способностей. Инвариантная группа форм организации обучения включает, как правило, четыре организационные формы: лекцию, практические занятия, самостоятельную работу учащихся (индивидуально, в группах, экипажах, динамических и вариационных парах) над индивидуальными или коллективными заданиями, детализирующими основной вопрос или проблему лекции; урок-анализ дня, на котором учащиеся отчитываются о проделанной в течение дня работе. Специфической формой работы педагога является инструктаж в связи с планированием и проведением самостоятельной работы учащихся. С учётом конкретных условий обучения комплекс форм организации обучения дополняется за счёт включения в него варитивной части – специальных уроков актуализации знаний, вводных занятий, лабораторно-практических занятий, дидактических игр, зачётов и др. Целью лекции является формирование у учащихся обобщённой системы знаний по узловым вопросам изучаемой темы, привлечение внимания учащихся к данной проблеме, показу истории и перспектив её развития. Практические занятия и самостоятельные работы учащихся имеют целью формирование у учащихся определённых практических навыков и умений, закрепление и углубление знаний, изложенных на лекции, создание благоприятных условий для упражнения учащихся в сотрудничестве друг с другом и с педагогом. Основная цель заключительного занятия состоит в формировании у учащихся умений анализа и самоанализа деятельности и её результатов, умений соотносить цели учения с его результатами, осуществлять самоконтроль и т. п. Основные цели различных видов занятий представляют собой декомпозицию цели учебного блока. В соответствии с обозначенными целями в рамках различных форм организации обучения выбирается сочетание форм обучения, общих и бинарных методов обучения, адекватных им приёмов преподавания и учения. Важно подчеркнуть, что совокупность видов занятий в структуре учебного блока представляет собой определённую систему. Её главной особенностью, в сравнении с системой уроков при обычной организации учебного процесса, является то, что формы в системе не только связаны друг с другом (содержательно, процессуально), но они не разделены во времени. Поэтому система форм организации обучения представляет собой целостный учебный процесс овладения определённым научным знанием и способами его применения в жизни, будущей профессиональной деятельности и т. д. На построение системы форм в каждом конкретном случае оказывают влияние особенности данного учебного предмета и специфика изучаемого материала. Система форм организации обучения отражает логику учебного процесса и потому имеет объективное основание – это означает, что нельзя строить занятия произвольно, игнорируя логику учебного процесса … [13].
9. Вопросы и задания для размышления и самоконтроля I. Заполните таблицу:
2. Приведите два – три определения форм организации обучения, выделите их сущностные характеристики и сравните их. 3. Найдите соответствие названий специфических функций форм организации обучения с их сущностью: I. Интегративная функция II. Психологическая функция III. Коммуникативная функция IV. Управленческая функция а) форма организации обучения заставляет учащихся действовать в заданном направлении и с определенной целью, осваивать определенное содержание и формировать к нему свое отношение; b) форма организации обучения делает доступным для восприятия цели, содержание, методы и средства обучения; c) форма организации обучения способствует выработке у учащихся привычки к работе в одно и то же время, определенного деятельностного биоритма; d) форма организации обучения определяет характер взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом. 4. Какие признаки форм организации обучения, из приведенных ниже, являются основными, почему? Какие из них относятся к внешним, какие – к внутренним признакам? 1. Режим занятий (продолжительность, расписание и пр.); 2. Последовательность этапов работы, структура занятия; 3. Место проведения (учебный кабинет, мастерская, природа и др.); 1. Степень самостоятельности учащихся в обучении; 5. Дидактическая цель занятия; 6. Состав учащихся (класс, часть класса, отдельные учащиеся и пр.); 7. Характер взаимодействия педагога и учащихся; 8. Методы и приемы обучения; 9. Сочетание коллективного и индивидуального обучения; 10. Способ контроля за деятельностью учащихся и ее результатами.
5. О какой форме организации обучения говорится ниже: - благодаря этой форме организации обучения специально создаются ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся нужно найти выход; - эта форма организации обучения имеет замысел, который реализуется по определенным правилам; - эта форма организации обучения полифункциональна: активизирует познавательные процессы, воспитывает интерес и внимательность, учит действовать по правилам и др. 6. Характеристика каких форм обучения дана ниже? - Каждый из учащихся по заданию учителя или по собственной инициативе готовит ответы на вопросы, выполняет упражнения, работу творческого характера, решает примеры, задачи, осуществляет самопроверку. - Организуется помощь более сильного ученика слабому или распределяются обязанности между учениками на равных основаниях. Обеспечиваются взаимообучение усвоение учебной информации, взаимопроверка результатов учения. - Группа учащихся получает познавательную задачу, инструктаж о последовательности работы, обсуждает учебное задание, планирует и распределяет задачи внутри группы, участвует в решении познавательных задач, проблемной ситуации, выводит правило на основе анализа фактов, обсуждает и сообщает о результате работы, о достижении поставленной цели. - Обеспечивается одновременное участие всех учащихся в выполнении общих задач в процессе объяснения, рассказа учителя, применении наглядности, ТСО, работе с учебником, исправлении ошибок в ответах товарищей. 7.Покажите педагогические возможности различных форм организации обучения на конкретных примерах.
10. Задания для самостоятельной работы Из приведенного ниже списка заданий разного уровня сложности выбираете те, которые соответствуют Вашим возможностям и интересны Вам, согласуете с преподавателем сроки выполнения и форму отчетности.
Рефлексивный анализ Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему? Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше? Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы? 2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении. 3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему? Для наглядности собственной деятельности при изучении данной главы можете использовать методику «Градусник». С этой целью начертите шкалу «градусника» - ось Y с делениями (рис.1), затем при помощи точки зафиксируйте на «градуснике» свою оценку предложенного ниже критерия. Отметьте точкой оценку: 1) своей готовности к изучению главы; 2) выполнения заданий на актуализацию; 3) знаний по изученной (новой) теме; 4) выполнения заданий на применение; 5) выполнения заданий самостоятельных работ.
Рис. 1
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- Казань, 2000. 2. Безрукова В.С. Педагогика профтехобразования: Текст лекций/ СИПИ. – Свердловск, 1990. -171с. 3. Большая Советская энциклопедия. 2-е изд., т. 45. – М.: Сов. энциклопедия, 1956. – 672 с. 4. Введение в философию: учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2./ Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1990. – 639 с. 5. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. – М.: Педагогика, 1982. – 128с. 6. Гегель Г. Наука логика. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. – М.: Мысль, 1974. – 452с. 7. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина.- 2-е изд., перераб и доп.- М.: Просвещение, 1982.- 319с. 8. Дьяченко В.Г. Общие формы организации процесса обучения: актуальные проблемы теории и практики. – Красноярск, 1984. – 184с. 9. Дьяченко В.Г. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989. – 160с. 10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.– М.: Просвещение, 1991.- 192с. 11. Захаров Ю.Р. Содержание и форма в системе. – Дисс. … канд. филос. наук. М., 1976. -211с. 12. Звягин А.Н. Развитие дидактической категории «Формы организации учебных занятий»//Совершенствование форм учебных занятий в средней школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1986. – С. 10-18. 13. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика.- Казань, 1998.- 327с. 14. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1968. – 572с. 15. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975. – 720с. 16. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся.- Рязань. – 1977.-100с. 17. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. -96с. 18. Куписевич Ч. Основы общей дидктики.- 1986.- 368 с. 19. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке.- М.: Знание, 1975.- 64 с. 20. Лында А.С., Жильцов П.А., Шерба Н.П. Педагогика. – 2-е изд. – М.: Высш. школа, 1973. – 390с. 21. Махмутов М.И. Современный урок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика, 1985. – 184с. 22. Новиков А.М. Формирование учебной деятельности // Школьные технологии. – 2007. – №4. – с.18-29. 23. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность// Большая Советская энциклопедия. 3-е изд., т.8. – М.: Сов. энциклопедия, 1972. – 591 с. 24. Оконь В. Введение в общую дидактику.- М.: Высш. Школа, 1990.- 382с. 25. Паркхерст Е. Воспитание и обучение по дальтоновсому плану/ пер. с англ. Р.Ландсберг. – Работник просвещения, 1927. – 247с. 26. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. – 430 с. 27. Педагогика среднего профессионально-технического образования/Под ред. Г.В.Мухаметзяновой. – Казань: ИСПО РАО, 2001. – 384с. 28. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1990. – 560с. 29. Проблемы дидактики теоретического обучения. –М.: Высш. школа, 1978. – 300с. 30. Саранцев Г.И. Формы обучения в средней школе // Педагогика. – 2000. - №2. – С. 34-40 31. Сластенин В.А., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2002. – 576 с. 32. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1980. 33. Тюнникова С.М. Педагогические возможности дидактической игры и требования к ее организации. – М., 1987.- 59с. 34. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. - М.: Педагогика, 1989. – 320 с. 35. Усова А.В. Учебные конференции и семинары по физике в школе. – М., 1975. - 36. Усова А.В. Система форм учебных занятий//Советская педагогика.- 1984.- № 1.- С. 48-51. 37. Философская энциклопедия. Т.4. – М.: Сов. энциклопедия, 1970. – 740с. 38. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1987.. – 152с. 39. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе.- М.: Просвещение, 1988.- 160 с. 40. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 209с. 41. Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. - М.: Педагогика, 1973.. – 272 с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.01 с.) |