Ранний французский Ренессанс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранний французский Ренессанс




 


 

 


Нередко элементы набора левой и правой стороны того или иного предмета мебели находились в позитивно-негативном отношении друг к другу. Сущ­ность этого приема декорировки состоит в следующем: из двух наложенных друг на друга листов фанеры выпиливался узор; в последующем, при наклеи­вании на основу, фрагменты, отпиленные от различных по цвету фанер, ме­нялись местами. Круг приемов и мотивов украшения постепенно ширится; появляются фигуральные решения, гротеск, орнамент в виде арабески, в оби­ход вводится окрашенное дерево, осваивается прием тонирования с помощью раскаленного песка. Замечательными мастерами интарсии в Италии были Баччо д'Аньоло, Джованни да Верона, Бенедетто да Майано.

Предметы обстановки, все еще немногочисленные, большей частью разме­щаются вдоль стен просторных помещений. В итальянском ренессансном жилище по-прежнему значительную роль играет сундук-кассоне (cassone) (233), по важности второй после кровати предмет обстановки. Кассоне —это и сундук для хранения или перевозки вещей, и скамья, и традиционная при­надлежность свадебного приданого невесты. Такие кассоне изготавливались, в частности, в Сиене и Флоренции. Сундуки богато украшались резьбой, инкрустацией, росписью. В середине XV века появляется уменьшенная раз­новидность кассоне — кассета (cassetta).

Из сундука-кассоне развивается предок дивана — касса-панка (cassapanka, 230), ларь-скамья со спинкой и локотниками. Касса-панка предназначалась для почетных гостей. Спинка ее часто делалась высокой, в отдельных слу­чаях даже с навесом. Новыми типами мебели были также посудный шкаф (credenzone) и секретер. Приземистый, снабженный, как правило, двумя-че-тырьмя дверцами, посудный шкаф представлял собой нечто среднее между сундуком и развитой формой шкафа (235).

О форме итальянской ренессансной кровати мы можем в какой-то мере судить по изображениям на картинах и гравюрах. Кровати были высокими, с приступкой и балдахином или задергивающимися занавесками, с высоко приподнятым изголовьем.

Наиболее часто встречаются два типа столов: один — прямоугольной формы с толстой столешницей, покоящейся на двух массивных устоях, в пластике которых чувствуется влияние древнеримских мраморных столов (флорентийский тип); сюда же относятся и четырехопорные болонские столы (236). Другой тип — центральный, или одноопорный, со столешницами круг­лой, шести- или восьмиугольной формы. Однако в повседневной жизни наи­более распространенной формой обеденного стола по-прежнему остаются козлы с покоящимся на них дощатым настилом.

С новыми формами и разнообразием решений встречаемся мы и в мебели для сидения. Один из типов — простой по конструкции, но поражающий богат­ством резьбы стул, сбитый из трех досок (238). Т. н. «стул Строцци» состоит из доски, служащей сиденьем, высокой дощатой спинки и трех наклонных ножек (231). Другой тип — простой стул на четырех ножках (228) и развив-


 


251. Дрессуар (поставец). 252. Кровать с балдахином. 253. Кровать Екатерины Медичи. (Шенонсо). 254,257. Разновидности французских ренессансных столов. 255. Мягкое кресло, поздняя форма. 256. Кресло токарной работы. XVI в. (Берлин, Шлоссмузеум). 258. Стул, отделанный бахромой. 259. Вращающееся кресло столярной и токарной работы. 260. Про­стой дощатый табурет. 261. Кресло с кожаной обивкой; обойные гвозди выполняют функ­цию декоративного элемента. 262. Резная филенка с мотивом гротеска.


21. Французский Ренессанс




шийся из него вид кресла с сиденьем и спинкой, обитыми кожей. С появле­нием этого кресла вновь возрождается мягкая мебель. Не выходит из употреб­ления и складное (курульное) кресло (232, 234). Одной из его разновидностей является т. н. «стул Савонаролы» (229).

Характер оформления, декорировки итальянской мебели из столетия в сто­летие меняется. В XIV веке (треченто) предметы обстановки украшались яркой росписью и позолотой. В следующем столетии (кватроченто) широкое распространение получает орнаментально-архитектурное оформление изде­лий мебели, а среди техник инкрустации — очень эффектная чертозианская мозаика. В XVI веке (чинквеченто) господствует резьба по дереву. Обрабо­танные сочной, рельефной резьбой роскошные изделия этой эпохи уже предве­щают приближающийся век барокко.

Формы итальянской ренессансной мебели в разных областях страны имеют ярко выраженные местные черты. В основном можно выделить четыре центра мебельного производства.

На рубеже XV—XVI веков наиболее развитой была художественная ме­бель Тосканы (Флоренция), оказавшая сильное влияние на мебельное искус­ство всей Италии. Здесь, в Тоскане, появляются первые признаки раннего Ренессанса. Вначале мебель украшалась росписью и позолотой. Позднее стала употребляться и каменная мозаика. Сохранилось довольно много изде­лий флорентийской ренессансной мебели, что облегчает задачу по исследова­нию развития отдельных мебельных форм. Обстановка флорентийского ренес-сансного жилища в основных чертах сформировалась во времена, когда горо­дом правили представители дома Медичи.

В Венеции и прилегающих к ней североитальянских областях мебельные формы особенно оригинальны и разнообразны. Они складывались под воз­действием своеобразного колорита жизни и архитектуры города на лагунах и тесных торговых связей с Востоком. Своей красотой венецианская мебель обязана подчеркнуто декоративному характеру; сундуки, шкафы украшаются росписью, стукко, позолотой.

Значительным центром мебельного производства была и Болонья. Энергич­ные, рациональные формы раннеренессансной болонской мебели позднее, в эпоху зрелого Ренессанса, сменяются более торжественными. Для мебели XVII века характерны выдержанные пропорции, по-барочному динамичные формы, эффектные профили. Наиболее прославленным мастером резьбы по дереву здесь был Формиджине.

В мебельных мастерских Ломбардии производились инкрустированные костяными пластинками изделия, в которых чувствуется довольно сильное влияние венецианских образцов. В этой провинции ощутимы и франко-бур­гундские влияния. В Ломбардии вместо сундуков используются двухъярус­ные шкафы. Этот тип мебели в других областях Италии в это время пока еще не встречается.

263. Резной двухкорпусный шкаф. XVI в. 264. Стол с богатым резным декором. 265. При­мер декоративно решенной опорной конструкции, обнаруживающей сильное итальянское влияние. 266. Дрессуар с развитыми архитектурно-декоративными формами. 267. Кро­вать. 268. Позднеренессансная разновидность средневекового дощатого кресла. 269. Кресло с резной спинкой. 270, 272. Кресла с плетеными сиденьями и динамичными, тяготеющими к барокко формами. 271. Диван переходного стиля.


 

 


22. Поздний французский Ренессанс


 

272


Богатая, очень рельефная резьба и позолота характеризуют художествен­ную мебель Рима и Неаполя, формирующуюся под влиянием флорентийских образцов. В создании роскошной мебели для пап и богатой аристократии принимают участие крупные живописцы и скульпторы.

Сундуки-кассоне являются наиболее удобными объектами для исследова­ния техники и приемов декорировки итальянской ренессансной мебели. Наи­более распространены резьба, мозаика, интарсия. На ранних этапах резьбой покрывались преимущественно рамки, поверхности же украшались росписью или позолоченными лепными узорами. Мотивами декоративной росписи слу­жили фамильные гербы, фигуральные композиции, виды городов. Часто сун­дуки расписывались знаменитыми живописцами, не считавшими этот вид деятельности унизительным.

Влияние архитектурных форм сильнее всего сказалось на флорентийских кассоне, сохранивших, однако, благородную простоту и ясность композиции. Со временем, теряя свою прямолинейную форму и приобретая все более слож­ный силуэт, кассоне начинает походить на античный мраморный саркофаг.

Во Франции дух Возрождения начинает распространяться лишь в конце XV столетия. Придерживаясь принципа периодизации «по королям», фран­цузское Возрождение можно разделить на четыре этапа: переходный стиль (Людовик XII, 1498—1515); ранний Ренессанс (Франциск I, 1515—1547); зре­лый Ренессанс (Генрих II, 1547—1559); поздний Ренессанс (Генрих IV, 1589—1610).

В переходном стиле тон продолжают задавать готические формы, влияние нового стиля затрагивает пока лишь орнаментальный строй. Элементы ран-неренессансной художественной культуры проникают сначала в провинци­альные замки, но и здесь они все еще сосуществуют с готическими формами, без всякой органической связи с последними (например, Блуа, Шамбор). Некоторое время на развитие французской мебели значительное влияние ока­зывали работавшие в стране итальянские художники. Однако позднее веду­щая роль переходит к французским мастерам, прошедшим итальянскую вы­учку. Во Франции сложилось восемь мебельных школ, во главе которых стояли известные мастера.

Среди приемов декорировки преобладает богатая, сильно детализирован­ная резьба. Другие техники появляются значительно позднее; так, интарсия осваивается лишь в последней трети XVI века.

Наряду с широко распространенными, разнообразными по решению, наряд­ными сундуками (241, 248) повляются новые виды мебели: дрессуар (dressoir) (242, 251) — посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поднятого на стойки; двухкорпусный шкаф (meuble a deux corps) (263) и первые варианты кабинета.

Наиболее распространенными формами мебели для сидения были дощатое кресло, аналогичное по конструкции итальянской касса-панке (246, 247, 268),


 

 


 

 

273. Голландский поставец. XVII в. 274. Голландский сундук. XVII в. 275. Североголланд­ский стол с ножками-балясинами. XVII в. 276. Фламандский стол. Конец XVII в. 277. Гол­ландский стул. 278. Табуретка (по рисунку В. де Вриса). 279. Североголландская банкетка. 280. Голландский складной стул (по рисунку В. де Вриса). 281. Кресло с кожаной обив­кой и точеными ножками. 282. Голландский стул с точеными ножками. Ок. 1620 г. (Фленс-бург, Музей). 283. Резная филенка с мотивом картуша. 284. Голландский дубовый стол, украшенный инкрустацией. Гарлем. 285. Пилястр, деталь архитектурного оформления стены. 286. Мотив ажурной (прорезной) резьбы.

9(5


23. Нидерландское Возрождение


 


 

 

 


 

кресло с резной спинкой (269, 272) и легкое кресло с точеными ножками (243). Появляются обитые тканью или кожей, украшенные бахромой и тесь­мой стулья и кресла (250, 255, 258), а также диваны (271). Плетеные сиденья и спинки встречаются у кресел с тяготеющими к барокко формами (270).

Важное место в жилом интерьере отводится кровати («lit de parade») (252, 253, 267); она решается как архитектурное сооружение, оформляется колон­нами, балдахином, головным щитом красивой резной работы. (Уже в этот период в кругах аристократии был распространен обычай принимать гостей, лежа в кровати. Отсюда и требование к кровати быть парадной, предста­вительной.)

Опорные части столов решались чаще всего в виде колонок, балясин и аркад (249, 254, 257, 264). Во времена Генриха I бытовала интересная мебель­ная форма: небольшие столы простой плотницкой работы и стулья, сплошь обитые плюшем и отделанные бахромой.

Среди мастеров, по рисункам и гравюрам которых изготавливалась и укра­шалась мебель, были Дюсерсо и ученик Микеланджело Башелье. В мебели периода правления Людовика XIII (1610—1643) уже появляются — снова под влиянием итальянских образцов — первые признаки раннего барокко.

В Голландии и Фландрии ренессансная мебель второй половины XVI века развивается главным образом под влиянием рисунков образцовых предметов мебели архитектора Вредемана де Вриса. В своих умеренных по декору мебельных формах де Врис ориентируется на итальянскую школу. Фламанд­скую и голландскую мебель отличают простота и удобство. Наиболее рас­пространенные элементы ее оформления и убранства: профилированные кар­низы, члененые филенки (274), мотивы арок (280), балясины, ажурная резьба (285, 286), медальоны, каннелированные пилястры. Популярна и техника деревянной мозаики; композиции в виде шахматного и иных геометрических орнаментов набираются экзотическими породами дерева, привозимыми из дальних стран. Позднее появляется богатая по рисунку интарсия, а с ней и новые мотивы украшения: цветы в вазе, птицы, бабочки и т. д.

Важнейшие типы мебели: обитые кожей стулья с х-образными ножками (280); кровати с балдахинами; солидные столы с толстыми столешницами и массивными, точеными в форме балясины ножками, скрепленными внизу проножками (275, 276, 284); большие шкафы с несколькими дверцами, обрам­ленными рамками, пилястрами (273). Из других мебельных форм встречаются еще поставец, а также буфет или креденца, оформленная внизу двумя двер­цами и ящиками, вверху — колонками, нишей, карнизом (прототип будущих английских буфетов). Стулья и кресла нередко имеют точеные витые ножки (282). В целом формы мебели для сидения отличаются простотой; сиденья и спинки чаще всего обтянуты кожей, прибитой гвоздями с большими шляп­ками (277, 278, 279, 281, 282).

287. Резной дубовый сундук. Первая половина XVII в. 288. Мягкое кресло со следами складной (курульной) формы. 289. Резная дубовая рама напольного зеркала. 290. Стол с раздвижными ножками и опускающимися боковыми полами (gate table). XVII в. 291. Стол с ножками в виде колонн (framed table). XVII в. 292. Кабинет. Конец XVI—начало XVII в. 293. Массивный резной стул. 294. Столбик балдахина. 295. Фризоподобный орнамент, исполненный в технике плоскорельефной резьбы. 296. Резная панель с энергично членен­ной поверхностью. 297, 298. Солидные столы с опорами в виде балясин; восходят к нидер­ландским образцам. 299. «Стул Кромвеля». 300. Декоративный элемент.


24. Английское Возрождение

 
 

В Англии мебельное искусство длительное время развивается под влия­нием европейских, главным образом голландских образцов. И здесь ренес-сансному стилю не скоро удалось вытеснить готические формы, но внедрив­шись, он сохранил свои позиции до конца XVII века.

Зрелый стиль Тюдоров приходится на время правления короля Генриха VIII (1520 -1550), но в этот же период формы обнаруживают растущее влия­ние французских, и особенно голландских образцов. Крупный вклад в раз­витие английского ренессансного прикладного искусства внесли итальянцы Приматиччо и Торриджани и немец Ганс Гольбейн Младший. Первая поездка Гольбейна в Англию состоялась в 1526 году.

Чисто ренессансный стиль в английской художественной культуре скла­дывается в период правления королевы Елизаветы (1558—1603); во Франции на этот период приходится правление королей Генриха II, Генриха III и Ген­риха IV. Однако наиболее совершенными творениями столярного искусства являются пока что не столько изделия мебели, сколько тонко сработанные деревянные панели, которыми обшивались стены покоев в замках англий­ских феодалов (296). Мебель, исполненная в дубе, пока еще громоздкая; наи­более распространенные формы: столы с точеными ножками (290, 297, 298), массивные, с высокой спинкой кресла (293), сундуки с сильно члененными передними стенками (287) и кабинеты (292).

Следующий период английского Возрождения охватывает почти весь XVII век (1603—1688). В мебельных формах этого периода сначала чувствуется итальянское влияние, позднее при английском дворе работают мастера, при­глашенные из Франции и Голландии. Столы, стулья и кресла почти во всех случаях имеют точеные ножки (303, 306, 308, 313, 314), но постепенно ос­ваивается и занесенная из Франции форма гнутой ножки (304, 309, 311). В оформлении сундуков и шкафов архитектоническому принципу предпочи­тается обработка поверхностей большим количеством резных филенок с бес­покойными по ритму орнаментальными композициями (301). Посудный шкаф существует в двух разновидностях: один — типа поставца, другой — вы­сокий, состоящий из двух частей с выдвижными ящиками в нижней части и с открытыми полками наверху (307). Незаменимым предметом обстановки едва ли не каждого английского дома был стол с опускающимися полами и раздвижными ножками («butterfly table» или «gate leg table») (314). Мебель изготавливается уже не только из дуба, но и из ореха и различных экзоти­ческих пород дерева. Появляются легкие, изящные формы, восходящие к итальянским, главным образом — венецианским образцам.

В 1630-х годах пуритане-переселенцы завезли в Америку предметы обста­новки, характерные для английских мебельных форм той поры. Эта мебель легла в основу т. н. англо-американского колониального стиля.


 

 


301. Посудный шкаф (dresser). Первая половина XVII в. 302. Сундук с мотивом аркады на передней стенке. XVII в. 303. Стол с точеными ножками и подстольем с ящиками. 304. Резная скамья; поздняя форма. 305. Поставец. XVII в. 306. Стул с жестким сиденьем. 307. Двухъярусный посудный шкаф с открытыми полками. 308. Дубовый стул с резной спинкой. 309. Стул переходного стиля. Конец XVII в. 310. Резная ножка-балясина. 311. Кресло. 312. Стол-кресло с откидной столешницей-спинкой. XVII в. 313. Стул дубо­вый. XVII в. 314. Ранняя форма стола с раздвижными ножками и опускающимися полами. 315. Стол.


 

25. Позднее английское Возрождение



 

 

 


В художественной культуре Германии переход от средневековья к Возрож­дению затянулся на многие десятилетия. В распространении ренессансных принципов в немецком искусстве выдающуюся роль сыграли Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Млайший.

Для немецкого Возрождения особенно характерны увенчанные острыми фронтонами жилые дома (Giebelhaus) и ратуши с башнями и аркадами. Здесь тоже вначале складывается переходный стиль. Новое дает себя знать сначала в декоре и лишь позднее в конструкции. Так, креденца (Stollenschrank), пока­занная на илл. 316, может служить примером своеобразного симбиоза готи­ческой формы и ренессансного орнамента.

Немецкое Возрождение делится на два этапа: раннее Возрождение (до середины XVI века) и позднее (до 70-х годов XVII столетия).

Распространению нового стиля в Германии содействовали рисунки образ­цовых предметов мебели т. н. «малых мастеров». Наиболее известными среди них были Петер Флётнер (проект кровати его работы воспроизведен на илл. 325), Иост Аман, ГансДиттерлейн. В мебельном искусстве Германии сложился целый ряд школ: рейнская, баварская, франкская и др., однако имея ввиду лишь наиболее существенные различия, можно ограничиться подразделением стиля на две разновидности: северонемецкую и южнонемецкую.

Немецкая ренессансная мебель более живописна и не столь связана с антич­ными образцами, как итальянская. В декорировке шкафов, сундуков, сто­лешниц широко применяется техника деревянного набора. Наиболее по­пулярные мотивы украшения: акантовый лист, венки, медальоны, рог изобилия, гротеск, дельфины, волюты, картуш, герб.

В мебельном искусстве Германии процесс вытеснения готических форм протекал медленно. Своеобразное сосуществование двух стилей, характерное для переходного этапа, мы уже наблюдали на примере поставца (316). Подоб­ную же эволюцию прошли и другие виды мебели. Массивные, слегка неук­люжие формы средневековья проявляли большую живучесть (322). Предметы обстановки, в которых восторжествовали ренессансные формы, показаны на илл. 321, 325,326,335.

Среди своеобразных мебельных форм, сложившихся в Северной Германии, столы двух типов: один — с массивными, точеными в форме балясин ножками (318); другой — развившийся из средневекового, тирольского типа, с наклон­ными ножками и подстольем с ящиками (322). Мебель для сидения отлича­лась разнообразием форм и решений (319, 320, 323, 324).

На юге Германии итальянское влияние более ощутимо. Оно дает себя знать в первую очередь в подчеркнуто архитектурном характере оформления кор­пусной мебели (326, 335). Среди столов встречаются как с наклонными нож­ками (330), так и интересные по решению центральные, одноопорные формы


 


316. Рейнский поставец (Stollenschrank). 317. Банкетка. (По рисунку В. де Вриса). 318. Мас­сивный стол с ножками-балясинами. 319. Раннеренессансный стул. Штейн-на-Рейне. 320. Кресло. XVII в. 321. Мотив оформления двери. 322. Стол с наклонными ножками. 323. Стул, раннеренессансная форма. Ок. 1560. 324. Стул с треугольным сиденьем, ранняя форма. 325. Кровать. (По гравюре П. Флётнера).


26. Северогерманское Возрождение


323



(332, 333). Здесь, как и повсюду в Европе, продолжает существовать одна из древнейших мебельных форм — складной стул (331, 334). Кресло и стул с рез­ными дощатыми спинками, показанные на илл. 327 и 328, — местные, упро­щенные разновидности итальянских образцов.

В Испании в мебели по-прежнему сильны традиции высокоразвитого ара-бо-мавританского искусства. На поздних этапах Возрождения к ним присое­диняются и влияния, идущие из Италии и Франции.

Типично испанской мебельной формой можно считать кабинет (339), обра­ботанный лаком и ажурными накладками. Поднятый на ножки в виде колонн, кабинет имел либо дверцы, либо откидную доску, за которой скрывались маленькие выдвижные ящички. Испанское название кабинета —«varguenos» — связывают с местечком Варгас, где, очевидно, изготовлением кабинетов зани­мались многие мастера-мебельщики. В кроватях и других изделиях каркас­ной мебели широко использовались красивые по рисунку точеные детали (338, 340, 343, 345). Популярна и техника инкрустации, причем наиболее излюбленным орнаментом является арабеска. Знамениты изящные, тончай­шей работы инкрустации из Саламанки и Севильи (338, 347). Спинки и си­денья предметов мебели для сидения обтягивались художественно отделан­ной кожей (тиснение, гравировка, золочение), прибивавшейся гвоздями с большими медными шляпками (341, 344). В XVII столетии тисненая кожа из Кордовы использовалась и для обивки стен жилых помещений.

В мебельные формы Португалии, поддерживавшей оживленную торговлю с Востоком, проникли индийские влияния, распространившиеся отсюда на другие страны Европы. Во второй половине XVI века в восточноиндийских колониях Португалии производились кабинеты, инкрустированные эбеновым деревом и слоновой костью и обработанные ажурными накладками из позо­лоченных медных пластинок.

В этих индо-португальских по стилю кабинетах сошлись пути европейской и дальневосточной мебели. Индийским по происхождению был и прочно уко­ренившийся в испано-португальском прикладном искусстве мотив решетки из изящных, густо профилированных брусков, применявшийся в оформлении окон, дверей, различных предметов домашней обстановки.

Мебель испано-португальских колоний по ту сторону Атлантики (Мек­сика, Южная Америка) существенно не отличалась от изделий, производив­шихся в метрополии.

В Венгрию влияние ренессансного прикладного искусства проникло в пе­риод правления короля Матяша. В 1479 году в Буде работают уже четыре флорентийских художника, пробывших здесь целый год. Вазари известно много итальянских мастеров, деятельность которых в той или иной мере была связана с Венгрией. Все это свидетельствует о том, что итальянское влияние


 

 


326. Кабинет. 327. Позднеренессансный стул; спинка решена в форме резного ормушля. 328. Резной дощатый стул. Конец XVI. в. 329. Южнотирольский стул. Вторая половина XVI в. 330. Стол с наклонными ножками. Унтерфранкен, XVI в. 331, 334. Складные стулья. XVI в. 332, 333. Формы столиков на одной опоре. 335. Швейцарский сундук, укра­шенный интарсией. 1565 г. 336. Резной орнамент.


27. Южногерманское Возрождение



 

 

 


 

было непосредственным и сильным. До нас не дошло ни одного предмета вен­герской раннеренессансной мебели. Среди произведений XVI века, создан­ных под влиянием итальянского искусства, значительную художественную ценность представляют предметы обстановки церквей в Нирбаторе, Бартфе, Лёче, Кёрмёцбане (ныне Бардейов, Левоча и Кремница, ЧССР) и др. Разви­тые ренессансные формы и высокий художественный уровень характеризуют и венгерскую мебель XVII века.

 

337. Поздний ипдо-португальский свадебный сундук. 338. Стол с точеными ножками. 339. Кабинет. 340. Боковина кровати тонкой токарной работы; дерево, бронза. XVII в. 341. Кресло, обитое тисненой кожей. 342, 346. Стулья с кожаными сиденьями. 343. Стул токарной работы. 344. Складная дорожная кровать, обитая тисненой кожей. 345. Стол с инкрустированной столешницей и металлическими ножками. 347. Стул, украшенный чер-тозианской мозаикой. Толедо. 348. Мотив декоративной отделки филенки. 349. Столбики для балдахинов тонкой резной работы. 350. Разновидность курульного кресла с ажур­ной спинкой и локотниками. 351. Скамья.


 

 

28. Испанское Возрождение

 


 

БАРОККО

Искусство барокко, с его патетикой, пышностью форм, было призвано про­славлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь. Итальянское слово «barocco», которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было прямым, естест­венным продолжением ренессансного стиля. Из Италии оно распространи­лось на север, в первую очередь в те страны, где в ходе контрреформации католическая церковь вновь укрепила свои позиции.

В произведениях крупных итальянских мастеров позднего Возрождения впервые появляются архитектурные формы, свидетельствующие о начавшемся процессе сложения нового стиля. Итальянское барокко было поставлено на службу крупной феодальной знати. В создании богатых, пышных интерьеров итальянские мастера не знали себе равных. Им же принадлежит заслуга в разработке основных элементов барочной орнаментики. Распространению но­вого стиля содействовали рисунки образцовых предметов мебели, вышедшие из мастерских целого ряда видных итальянских художников (Дзуккаро, Каррачи, делла Белла, да Кортона). Они оказали прямое воздействие на становление стиля барокко во Франции. Так, сформировавшиеся около 1650 года в Риме барочные мебельные формы легли в основу стиля Людовика XIV.

Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко, —это повышенная динамич­ность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом строи­тельстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей. Новый стиль особенно пришелся по вкусу иезуитам, не случайно барокко иногда так и называют: «стиль иезуитов». Вместо средневекового мистического благо­говения церковь теперь стремится воздействовать на вновь завоеванную массу верующих средствами светского искусства, способными поразить вооб­ражение. Арсенал средств обширен; здесь и цвет, и эффекты освещения, и пафос красноречия, и музыка.


 



Обширное, сложное по структуре внутреннее пространство церкви увели­чивалось и за счет иллюзорного пространства живописных плафонов. Бароч­ному интерьеру присущи яркие краски, экспрессивные формы, богатая игра света и тени, обилие позолоты. Для усиления впечатления напряженности, беспокойства в интерьере выделяются несколько точек, играющих роль са­мостоятельных композиционныхцентров. Логику архитектурных форм услож­няют сложные очертания стен, обилие выступов, ниш, изогнутые карнизы.

Барокко, с одной стороны, является декоративным стилем, с другой же — оно строится на формах классической архитектуры, применяемых, впрочем, без особой последовательности. Типично барочной формой является витая колонна. Мотив многократно изломленного карниза по происхождению позднеренессансный, но особой популярностью он пользовался в эпоху ба­рокко. Например, в мебели этот мотив использовался для обрамления фи­ленок.

Если ренессанс был стилем раннекапиталистических городов-республик, то барокко служило целям абсолютной монархии. Личность снова перестает быть свободной. В условиях абсолютистского режима все подчиняются цен­трализованной власти. Со временем это приводит к определенной униформи-зации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Вошедшие в быт придворной аристократии пышные одежды и парики порождали неестественность поз и движений, вычурность манер. За парадной помпезностью форм во всем чувствуется нечто театральное.

Новые социально-экономические отношения содействовали развитию круп­ных городов. Для удовлетворения жилищных нужд быстро растущего го­родского населения возводятся первые доходные дома. Архитекторы решают крупные градостроительные задачи и строят роскошные дворцы, призванные символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются в грандиозные парковые ансамбли. Принцип регуля­ции распространяется и на естественные формы природы: деревья и кусты стригутся в виде правильных геометрических форм. Искусство ба­рокко для сильных мира сего служило средством самовосхваления перед критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное тяготение ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагро­мождению форм, портящему впечатление.

Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим, пер­спективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, голов­ками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.

Начиная с середины XVII столетия Италия постепенно утрачивает веду­щую роль. Ослабление итальянского влияния было неизбежным в условиях интенсивного развития национальной художественной культуры во Франции и становления бюргерского барочного мебельного искусства в странах Север­ной Европы. Пройдет еще немного времени, и тон в искусстве мебели начнет задавать более развитая вполитическом и экономическом отношенииФранция.

При всей гомогенности стиля барокко, проистекающей из родства факто­ров, содействовавших его развитию и распространению, этот стиль в отдель­ных странах обнаруживает заметные отклонения. В протестантских областях Германии и Англии, где традиции позднеренессансной культуры были осо­бенно устойчивыми, барокко прививалось с трудом; но и привившись, оно


тяготело скорее к строгим, классицизирующим формам и лишь местами, пре­имущественно в декоративном строе, допускалось больше свободы.

В барочном стиле меняется и характер исходных геометрических форм: вместо плавных кругов, полукругов появляются мотивы сложных по очер­таниям, динамичных овалов, спиралей, широко используемые в оформлении окон, мебели, посуды. Спокойная гладь поверхностей предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются.

Однако введение кривой линии в мебельные формы не столь уж простая задача, так как древесина поддается гнутью лишь с большим трудом. Для формирования изогнутых поверхностей остается довольно трудоемкая тех­ника склеивания кусочков фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно появляющиеся на стыках, шлифуются, полируются и покрываются лаком. Отсюда и обилие в барочной мебели изделий лаковой работы.

В эпоху барокко фанерование и техника деревянного набора прочно входят в практику мебельщиков. При фанеровании цилиндрических поверхностей пользовались более крупными листами фанеры, прибегая к помощи прес­совки негативными шаблонами. Техника фанеровки основы, имевшей сфери­ческую поверхность, была более сложной: небольшие пластинки фанеры в виде мозаичного набора наклеивались на деревянную основу, затем прессо­вались мешочками с горячим песком. Фанеровка более крупными листами фанеры представляла собой технически невыполнимую задачу. Во-первых, фанера недостаточно пластична, чтобы принимать сферическую (или близкую к сферической) форму; во-вторых, неразрешимой в ту пору проблемой была и отливка соответствующих шаблонов. В результате для фанеровки основ сложной кривизны оставалась трудоемкая техника ручного набора. Так из продиктованной необходимостью сложной столярной техники зародился один из интереснейших приемов отделки изделий мебели: техника деревянного мозаичного набора с сопровождающей ее лакировкой поверхностей пред­метов.

В эпоху барокко архитектурные формы в мебели применяются без особой строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразова­нию подчас ведет к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученые колонны, пухлые балясины, богато профилированные карнизы и рамки. Сложный контур профилей усиливает впечатление повышенной экс­прессивности. (В 1621 году немецкий мастер Ганс Шванхард изобрел механи­ческий способ изготовления т. н. флемованных дорожников.) Мотивами рез­ных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихот­ливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны.

В отдельных случаях — чаще всего в голландской и северогерманской мебели — сохраняется архитектурный принцип членения объемов корпусной мебели, но в сочетании с типично барочными формами и пропорциями (359). Вместо дуба мебель теперь чаще изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. Появление более совершенных и разнообразных приемов фанерования, а также расширение круга используемых в мебели


 

:■


352. Мягкое кресло. XVII в. 353. Сундук-кассоне богатой резной работы. 354. Стул. XVII в. 355. Оправа для зеркала. 356. Диван, позднее барокко. (Рим, Палаццо Корсини). 357. Кре­сло резное. 358. Резной дощатый стул, раннее барокко. 359. Шкаф с сильно развитыми архитектурно-декоративными формами. 360. Легкое кресло с дощатыми сиденьем и спин­кой. 361. Кресло. XVII в. (Лондон, собр. Уоллес)

по


29. Итальянское барокко


пород древесины и других материалов привело к пышному расцвету интар­сии. Широкое распространение получил и прием украшения накладками из позолоченной бронзы, частично заменивший резной декор, применение кото­рого стало практически невозможным в случае искривленных поверхностей, фанерованных мозаичной техникой.

В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) также происходит переход от суровых прямолинейных очертаний к изогнутым линиям; мебель становится более легкой и по-домашнему уютной (354, 356). Характерная новинка стиля — гнутая ножка, форма, восходящая, по всей вероятности, к китайским образцам; она на целое столетие прочно войдет в практику евро­пейских мебельщиков. Мебель для сидения все чаще обивается дорогими декоративными тканями — глазетом, гобеленом. В эпоху барокко появляются и т. н. «гарнитуры» или «комплекты», состоящие из нескольких гармонирую­щих друг с другом по форме предметов обстановки. Неверно понятая идея «гарнитура» надолго — вплоть до наших дней — станет бичом для искусства жилого интерьера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.086 с.)