Французское кресло в стиле ампир, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французское кресло в стиле ампир,



начало XIX в. Греко-римская форма, обогащенная орнаментом. Египетские формы и мотивы присоединяются к клас­сическим элементам.

21. Стул в стилебидермейер, Вена, первая
треть XIX в. Все менее ощущается зави­
симость от античных образцов. Харак­
терны спокойные изогнутые линии, бле­
стящая древесина, превосходная столяр­
ная работа.

22. Кресло в стиле модерн, 1900 г. Разрыв
с прежними стилями, своеобразие в кап­
ризной игре линий и орнамента. Первый,
чисто формальный модернистский стиле­
вой эксперимент.

23. Конструктивистское кресло, Ритфельд,
1920 г. Новый вариант основной формы.
В противовес неестественным вытянутым,
фальшивым формам модерна—грубый,
конструктивный эффект. Удобство и фор­
ма становятся предметом теоретической
спекуляции.

 

24. Мебель из стальных труб, Мис ван дер
Роэ, ок. 1930 г. Форма отвечает особен­
ностям нового, гибкого и легкого мате­
риала, требованиям удобства и отли­
чается от всех предыдущих, непривычная
форма сомнительной устойчивости.

25. Современное кресло, ок. 1940 г. Про­
стая, естественная, гладкая, элегантная,
удобная форма. Подушки съемные, что
весьма гигиенично. Хороший образец
современной мебели для сидения.


 



 


 







 



 



СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


АБАКА: верхняя плита капители колон­ны; в мебели — венчающая часть колон­ны, которая принимает на себя тяжесть карниза.

«АДЕЛЬФИ»: название фирмы, основан­ной английским архитектором Р. Адамом (1728-1792) и его братом Дж. Адамом и занимавшаяся вопросами интерьера.

АКАНТ (греч.): южное травянистое ра­стение с большими зубчатыми листьями,


собранными в виде розеток. Особенно ха­рактерен для античной орнаментики. В средневековье и в новое время этот эле­мент орнаментики видоизменялся. Илл. 1: греческий; илл. 2: римский; илл. 3: ви-зантийско-романский; илл. 4: готиче­ский акант; илл. 5: завиток аканта в стиле ренессанса (вид спереди): илл. 6: то же (вид сбоку).



АКЕРБЛОМ (Ackerblom): шведский врач, усовершенствовавший линию спинки сту­ла в соответствии с анатомо-физиологи-ческими требованиями. Его принцип по­лучил распространение во всем мире.

АКРОТЕРИОН: украшение или насадка на острие или на обоих концах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют.

A' LA GREQUE: по греческому образцу. Направление в классицизме в конце XVIII Ь.

АЛЛЕГОРИЯ: условное изображение аб­страктного понятия (добродетели, искус­ства и т. д.) че рез конкретные образы.


АЛМАЗНАЯ ГРАНЬ: элементы декора, имеющие форму кусочков драгоценных камней, распространены главным обра­зом в мебели ренессанса (илл. 274, 286, 296 в тексте).

 

 

АМУР: древнеримский бог любви,£изо-бражавшийся в виде обнаженного кры­латого мальчика с луком и стрелами; ма­ленький ангел; шире — изображение об­наженного ребенка в искусстве.


 

 


 



АНТИЧНЫЙ: восходящий к греко-рим­ской древности. АНТИК: обычно всякого рода предметы, носящие отпечаток ста­рины; редкости.

АППЛИКАЦИЯ: способ создания орна­ментов или иных изображений путем на­ложения на основной фон кусочков из иного материала, например, на мебельное изделие — выпиленного орнамента из ме­талла (бронзы и др.).


 

 



 


Один из характерных узоров апплика­ции — decoupir (см. илл.).

АРАБЕСКА: насыщенный и сложный ор­намент, основанный на прихотливом пе­реплетении геометрических и стилизован­ных растительных мотивов, порой вклю­чающий и надпись. Получил развитие в пластических искусствах арабских стран, распространен в испанско-арабско-ма-вританском искусстве. В искусствоведе­нии многих стран Европы этот термин имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мо­тивов (в противоположность т. н. морес-ке—орнаменту из геометрических' моти­вов).

АРКА: форма, которая — как видно из иллюстраций — в зависимости от различ­ного назначения и различных стилей встречается в различных вариантах в зда­ниях, мебели и в жилище: илл. 1.: в виде полукруга; илл. 2.: в виде сегмента; илл.З: в виде корзины; илл. 4: остроконечный свод арки; илл. 5: сегментный остроко­нечный свод; илл. 6: свод в форме лан­цета; илл. 7: позднеготический свод (Тю­дор); илл. 8: свод в виде ослиного хребта; илл. 9: свод в виде занавеса; илл. 10: свод в виде подковы; илл. 11: свод в виде пера для ручки; илл. 12 и 13: веерообразные своды; илл. 14: свод в виде трилистника; илл. 15: двойной остроконечный свод. Арки являются весьма характерными, но не единственными или важнейшими при­знаками отдельных стилей.


Ниже приводятся для примера английс­кие формы готических арок: илл. 1 и 2: ранняя готика; илл. 3 и 4: высокая готи­ка; илл. 5: поздняя готика (Тюдор).



 

АРКАДЫ: покоящиеся на столбах или колоннах ряды арок.

АРМУАР: шкаф, от латинского слова «аг-marium», шкаф для оружия, позднее так­же платяной или книжный шкаф.

«APT ЭНД КРАФТ» (art and craft): дви­жение за достижение наивысшего каче­ства ручной продукции в Англии, нача­тое и возглавленное У. Моррисом (1875— 1890).

АРХАИЧЕСКИЙ: древний, свойственный старине; в греческом искусстве — период до средины V в. до н. э. АРХАИЧНЫЙ — отзывающийся стариной, устарелый.

АРХИВОЛЬТ: профильный арочный кар­низ, обрамляющий арку.

АРХИТЕКТУРА: зодчество, строитель­ное искусство; художественное решение объекта строительства, форма его пост­роения.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ЧЛЕНЕНИЯ: общее обозначение принятых в архитектурных сооружениях колонн, пилястров, карни­зов, профилей, арок, аркад, балясин, ри­залитов и т. д., которые можно встретить в старых мебельных изделиях.

АРХИТЕКТУРНЫЙ: характерный для строительного искусства тип построения; аналогично и для мебели, если в процессе формообразования руководствуются за­кономерностями зодчества с присущими ему формоэлементами, членениями и де­талями, к примеру, в шкафах стиля ре­нессанс.


АРХИТРАВ: горизонтальная каменная балка, расположенная непосредственно над колоннами, которая в античном ис­кусстве несла фриз и венчающий карниз, см. также КАРНИЗ.

АТЛАНТ: несущая колонна в виде мощ­ной мужской фигуры на мебельных изде­лиях или зданиях (от мифологического Атласа, поддерживающего небесный свод).

АТРИЙ (ater — черный): главное поме­щение раннегреческих и римских жилых домов с очагом, от дыма которого поме­щение становилось черным. Позднее — вестибюль без крыши в римском доме (см. ГРЕКО-РИМСКИЙ ДОМ).

АТТИКА: свободно стоящая низкая стена над главным карнизом здания, которая максимально закрывает крышу с целью ее маскировки.

БАЗА: нижняя часть колонны или пи­лястра.

БАЛДАХИН: полог кровати; небольшой, чаще всего поддерживаемый роскошными колоннами навес над кроватью (троном, алтарем и т. д.), оформленный драпиров­кой, характерен со средних веков до начала XIX в. (ср. илл. 194, 253, 510 в тексте)


 

 


БАЛЮСТРАДА: перила, состоящие балясин между постаментами.


из


БУФЕТ: шкаф для посуды, см. илл. 307. БЮРО: письменный стол, см. илл. 451. В

ВЕДЖВУД: английский не покрытый гла­зурью фаянс, вторая половина XVIII в., названный именем J. Wedgewood-a. Барельефные дощечки с белыми рельеф­ными фигурами из этого фаянса применя­лись в качестве вставок на мебели.

ВЕНОК: большей частью пластичный ор­намент, прямолинейный или в форме круга, из растительных элементов, цве­тов, фруктов, иногда перехваченный лентами.


 


БАЛЯСИНА, или СТОЙКА БАЛЮСТ­РАДЫ: богато профилированные, вол­нистые колонны небольшого размера кру­глой или четырехугольной формы, опора для перил или парапета.

БАРЕЛЬЕФ: плоский рельеф.

БАРОККО (ита льян. barocco- вычурный): название стиля, происходящее от харак­терного мотива раковины.

«БИСКВИТ»: белый, не покрытый гла­зурью фарфор, в классицизме употре­блялся также в качестве вставок в ме­бельные изделия.

БОРОЗДКА (желобок): см. ПРОФИЛЬ.

БРУС: доска толщиной 50-100 мм.

БУСЫ (греч. astragalus): тонкая полоска, состоящая из шаров и продолговатых элементов; в мебели часто применяется как декоративный элемент профилей, осо­бенно в итальянском ренессансе.


ВЕНЧАЮЩИЙ КАРНИЗ: см. КАРНИЗ.

VERNIS MARTIN: техника лакирования мебели по китайскому образцу (золото по черному фону), доведенная до совершен­ства братьями Мартен (работали в 1702— 1765 гг.).

ВНУТРЕННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ СВО­ДА: внутренняя плоскость стены в выемке свода двери или окна.
       
 
 
   

 


 


 


«ВОЛНА ИЗ ЛИСТЬЕВ»: см. КИМА, «на­бегающая волна».

ВОЛЮТА (лат. voluta — скрученная): скульптурное украшение из двух спира­левидных завитков на капители иони­ческой колонны; основная форма укра­шения заимствована из природы. Основ­ной мотив орнаментики бронзового века, позднее использовавшийся во всех стилях.

ГАРДЕРОБ: большой шкаф для одежды;

также помещение для хранения одежды.

ГАРНИТУР: полный комплект предме­тов (мебели, инструментов, утвари, белья н пр.) одинакового образца или служа­щих одной цели.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА: прими тивное украшение поверхности. Геометри­ческий рисунок клинообразными лини­ями вырезается в дереве. В прекрасном исполнении встречается на сундуках ран­него средневековья; применяется и в на­ше время для украшения крестьянской мебели (илл. 19, 20 в тексте).


бенно же — в стиле барокко, часто упо­треблявшийся элемент украшения шка­фов.

ГИРЛЯНДА: волнообразное украшение на зданиях или мебельных изделиях, со­ставленное из листьев, цветов, фруктов и лент.


 

 


 


ГЕРИДОН: столик или декоративная подставка, покоящиеся на ножке-колон­не.

ГЕРМА: короткая, сужающаяся книзу четырехугольная колонна, завершающа­яся бюстом. Начиная с ренессанса, осо-


ГЛАВНЫЙ КАРНИЗ: см. КАРНИЗ.

ГНУТЬЕ (ДРЕВЕСИНЫ): гнутье дере­вянных жердей (элементов мебели), раз­мягчающихся посредством кипячения или пропаривания в металлических формах. После сушки древесина принимает изо­гнутую форму. Это основа техники Тонета при производстве гнутой мебели. Благо­даря гнутью древесины экономно расхо­дуется материал, продукция добротна. В том случае, если древесина вырезается по S-образному шаблону, количество от­ходов очень велико, кроме того, древе­сина полученной таким образом мебель­ной ножки (илл. 1) имеет прямые волокна, поэтому ножка может легко расколоться. Ножка на илл. 2, изготовленная гнутьем, требует меньше древесины; волокна при­нимают направление, заданное гнутьем.


 

 

.


 



 


 


ГОБЕЛЕН: декоративные ткани высокой художественной ценности, вырабатывае­мые ручным способом: тканые картины, драпировки и т. д. Название происходит от фамилии семьи парижских красиль­щиков Gobelin, которые прославили ко­ролевскую мануфактуру.


ГОТИЧЕСКАЯ СКАМЬЯ: скамья с пере­метом, доска спинки откидывается таким образом, чтобы дать возможность сидеть с обеих сторон; ставилась главным обра­зом перед камином.


ГРИФ: фантастическое животное с телом льва, головой орла и крыльями; часто встречающийся мотив орнамента.



ГРОТЕСК: орнамент, включающий в при­чудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фи­гурки людей, архитектурные детали и пр.). Получил распространение в антич­ном искусстве и со времен ренессанса повторялся во всех стилях.


ГРАНАТОВЫЙ УЗОР: узор на тяжелых шелковых и бархатных плательных и оби­вочных тканях, созданный по восточным образцам в XV в. в Италии; позднее полу­чил распространение во всей Европе.

ГРЕКО-РИМСКИЙ ДОМ, план: жилые помещения расположены вокруг атрия и перистиля симметрично по обе стороны главной оси. На илл.: А — атрий, Р — перистиль.

18-


Л

ДЕКОРАТИВНЫЙ: служащий для укра­шения (декорации).

ДЕКОРАТИВНЫЕ РАМКИ ДЛЯ ОКОН­НЫХ ПЕРЕПЛЕТОВ: декоративные де­ревянные планки из твердой древесины с тонким профилем для расчленения сте­клянных дверок в мебели. В английской мебели конца XVIII в. часто выполнялись в китайском стиле. На илл. изображен типичный вид оконного переплета.


lie*

ДЕЛЬФИН: стилизованный мотив в ор­наментике.


ревянных жердей; 2. мегарон с одним помещением (название происходит от наи­менования единственного помещения дре­внегреческого дома).


 


ДЕРЕВЯННАЯ ОБШИВКА: облицовы­вание внутреннего помещения ровными деревянными плитами или рамами и фи­ленками. В ранних стилях часто сопро­вождалась богатым архитектурным деко­ром; обшивка начиналась на уровне вы­соты спинки стула и доходила до потолка.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, СОЕДИ­НЕНИЯ: способы сборки деревянных де­талей (мебельных элементов). Имеются также соединения для сплачивания, сра­щивания, L-образные и Т-образные сое­динения, см. также ПАЗ.

ДИАГОНАЛЬ: линия, соединяющая про­тивоположные углы прямоугольника.

ДОМ: первоначальными формами дома являются: 1. дом в форме шатра из де-


В микенском строительстве дворцов — это господский дом с открытым портиком; он может служить, вероятно, и образцом дорического храма.

ДОМ-УРНА: урна в форме дома для хра­нения праха умерших, «жилой дом» (оби­талище) для усопших из керамики или металла. Урны для праха донесли до нас формы примитивных домов; неолитиче­ский гроб в форме дома.

ДОЩАТАЯ МЕБЕЛЬ: простая мебель, чаще всего из массива ели, в форме кото­рой подчеркиваются особенности доски как материала и особенности дощатой структуры.



«ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА»: бюро, верх­няя часть которого, снабженная выдвиж­ными ящиками и нишей посредине, напо­минает дарохранительницу. Отсюда и на­звание.

ЕГИПЕТСКОЕСТОЛЯРНОЕРЕМЕСЛО: разновидность египетского ремесла с вы­сокоразвитой техникой. На верхнем ри­сунке изображен столяр, работающий со сверлом, на нижнем — столяр полирует мебельные ножки, имеющие шипы. Оба работают сидя.


ДРАПИРОВКА: собранная в декоратив­ные складки материя; ее изображение ис­пользуется в качестве рисованного или скульптурного орнамента.


Ж

ЖЕЛОБОК: см. ПРОФИЛЬ.


 


ДРЕВЕСНЫЕ ПОРОДЫ (см. таблицу): в мебельной промышленности использу­ется около сотни различных пород древе­сины, 50% из них — экзотические породы древесины; 12% — древесина хвойных, или мягких пород. Оставшуюся часть — европейские лиственные породы — принято называть твердой древесиной. В таблице (стр. 246) наряду с русскими приведены латинские названия древесных пород и их свойства.

ДРЕССУАР: поставец, изделие мебели поздней готики, представляющее собой в верхней части уступ с общей задней стен­кой и выступающим вперед балдахином; он располагался у стены в трапезной и служил в качестве стойки для посуды (илл. 193, 198 в тексте).


ЖИРАНДОЛЬ: канделябр или настен­ный светильник, см. илл. 448.



НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОРОДЫ ДРЕВЕСИНЫ


 

ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ПОРОДЫ ДРЕВЕСИНЫ Фиолетовое дерево (амарант) Сандаловое дерево Бубинга (ливанский кедр) Кедр Кипарис Лимонное дерево Эбеновое (черное) дерево Кария Махагони (красное дерево) Орегонская сосна (Канада) Палисандр Американская сосна Бакаут, древесина гваякового дерева Розовое дерево Атласное дерево Тиковое дерево Лириодендрон Пальмовое дерево Тополь (канадский)
о о о
+ о
+ о

 

Русское Латинское Удельный Цвет Твер-
наименование наименование вес   дость
ХВОЙНЫЕ        
Можжевельник Juniperus comm.   CP  
Сосна кедровая европейская Plnus cembra 0,31-0,76 С  
Сосна Plnus sllvestris 0,31 -0,76 ОС о
Пихта Abies alba 0,37 -0,70 ОС о
Ель Plcea excelsa 0,35-0,60 ОС  
Тисе Taxus baccata   СР +
Лиственница Larix europaea 0,47-0,58 СС о
ЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИСТВЕН.        
пыс Робиния, белая акация Roblnla ~ 0,58-0,85 С
Красный бук Fagus sllvatica 0,66-0,83 СС
Ольха Alnus ~ 0,42-0,68 СР  
Ива Sallx ~ 0,49-0,59 ОС о
Каштан Aesculus ~ 0,58 ОС о
Белый бук Carpinus betulus 0,62-0,82 ОС • •
Липа Tllla ~ 0,52-0,75 ОС о о
Клен Acer ~ 0,53-0,81 ОС  
Ясень Sorbus ~ 0,57-0,94 с
Тополь Populus ~ 0,40-0,60 с о
Береза Betula ~ 0,51—0,77 ССР +
Оливковое дерево (олива) Oleaceae 0,70-0,95 СР
Платан Platanus осе. ~ 0,68-0,85 СР
Буковое дерево (бук) Buxus ~ 0,91-1,16 ОС
Дуб Quercus ~ 0,69-1,03 СР
Вяз Ulmus ~ 0,70-0,90 ст  
ФРУКТОВЫЕ ДЕРЕВЬЯ        
Яблоня Mai us 0,66-0,84 с +
Черешня Prunus ovlum 0,60-0,80 СР
Орех Juglans ~ 0,60—0,82 ст
Тутовое дерево (шелковица) Morus ~   СР
Груша Plrus ~ 0,61 -0,73 СР
Вишня Prunus cerasus 0,68-0,90 ст +
Слива        

 

 

Peltogyne ~ 0,80-0,92 ОТ
Pterocarpus ~ Cedrus Ubanonl    
  CP
Cedrus 0,57 CP
Chloroxylon swlet.   С
Citrus ~ 0,70-0,90 С
Diospyros eben. 1,20-1,30 ОТ
Carya ~ 0,60-0,90 СТ
Svletania ~ 0,56-1,06 СТ
Pseudotsuga taxifolia   с
Dalbergla ~ 0,90-1,20 т
Oualacum ~ 0,83-0,85 ССР
Ouaiacum ~ 1,17-1,39 СР
Dalbergia ~   СР
Faraga flava 0,75-0,85 СР
Tectona grandls 0,85-0,90 с
Llrlodendron tullpifera   ст
Omphalvlum Lamb.   СР
Populus canadensls Moench.   СС

 


 


Условные обозначения: цвета: ОС =» очень светлый; С = светлый; СС = средне светлый; СР = средний; ССР = светло-средний; СТ =■ средне темный; Т = темный; ОТ = очень темный. Твердость: о О = очень мягкий; о = мягкий; + = полутвердый; • = твердый; • • = очень твердый. В латинских наимено-аниях стоящее после обозначения ~ = во многих вариантах.


 



ЗАВИТОК: орнамент, края которого для усиления пластичности закатаны. Осо­бенно распространен с середины XVI в. во фламандском и немецком искусстве.

ЗАМКОВЫЙ КАМЕНЬ: верхний, завер­шающий камень свода или арки. Часто богато украшенный.


делить правильные пропорции произве­дения искусства. В основе метода лежит деление длины таким образом, чтобы боль­ший отрезок так относился к меньшему, как сумма отрезков (т. е. вся длина) к большему. Пропорциональность дости­гается путем уменьшения или увеличе­ния частей одинаковой формы, но различ­ной величины. Формула для определения этой закономерности именуется золотым сечением.


 
 


 

 


 


 


ЗВЕРИНАЯ ЛАПА: способ оформления мебельных ножек, происходящий из Егип­та. На илл.: ножки в форме конечностей крупного рогатого скота; львиные лапы; стилизованные передние и задние конеч­ности животных.


И

ИЕРОГЛИФЫ: фигурныезнаки в системе письма некоторых народов, условно пере­дающие понятие, слог или звук.


 


 

 


ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ: геометрический метод, при помощи которого можно опре-


ИЕРОГЛИФИЧЕСКОЕ ПИСЬМО: письмо

иероглифами.

ИНКРУСТАЦИЯ: плоскостной орнамент на мебели и облицовке стен, набранный из различных материалов (бронза, кость, черепаха, перламутр и т. д.).

ИНТАРСИЯ: деревянная инкрустация. Отдельные элементы интарсии тонируют способом погружения в раскаленный пе­сок (обжиг). См. еще МАРКЕТРИ—один из способов интарсии, распространенный в английской мебели конца XVIII в., — показан на илл.: узкая, обрамляющая полоска набора (светлое и темное дерево).

ИНТЕРЬЕР: функционально-утилитар­ная и эстетическая организация, оформ­ление внутреннего пространства поме­щения.



 

 

к

КАБИНЕТ: декоративный шкаф, чаще всего для хранения бумаг, зачастую ис­пользовавшийся также как бюро; был в употреблении с XV по XVII вв. В Испа­нии появлялись экстравагантные, в Ан­глии — элегантные, в Италии (Венеция) — пышные шкафы-кабинеты с интарсией; французы (Буль) изготавливали роскош­ные помпезные шкафы-кабинеты (илл. 339, 399, 521 в тексте).

КАБЛУЧОК: см. ПРОФИЛЬ.







КАБРИОЛЬ: изогнутые мебельные ножки, иногда с лапами животного, вероятно, ки­тайского происхождения. Приведенные ниже иллюстрации (1—12) показывают развитие и варианты от раннего барокко до китайского рококо: ранние неукрашен­ные формы с волютами и опорой ножки в виде копыта (илл. 1—3); прекрасные гладкие формы ножек с подошвами в стиле эпохи королевы Анны (илл. 4 и 5); усложненные варианты с использованием звериных лап (илл. 6—8); формы ножек рококо, китайские и богатые ножки чип­пендейл (илл. 9—12).


КАНДЕЛЯБР: подставка с разветвлени­ями для двух или нескольких свечей или электрических ламп. Первоначально эт-русско-римский бронзовый светильник с масляными лампами. Его изображение часто используется как элемент орна­мента (см. также илл. 133, 137 в тексте).

КАННЕЛЮРЫ: вертикальные желобки в стволе колонны или пилястра, примы­кающие друг к другу ребром (илл. 1: до­рическая колонна) или отделенные друг от друга маленькими плоскостями (илл. 2: ионическая и коринфская колонны); стенной пилястр (илл. 3).

ШУАУШ '

КАПИТЕЛЬ КОЛОННЫ: верхняя вы­ступающая часть колонны, принимавшая в различное время и в различных стилях разнообразные формы. На илл. показаны 1. византийская двойная, 2. романская кубическая, 3. готическая, 4. ионическая, 5. коринфская и 6. римско-коринфская


 

 

 

 




 


капители. На рис., иллюстрирующем со­ставные части простой дорической капи­тели: А — абака, Е — эхинус (утолще­ние), Т — стержень.


КАРИАТИДА: женская статуя, поддер­живающая, подобно колонне, выступаю­щую часть здания. Встречается не только в архитектуре, но и в мебельном искус­стве как декоративный элемент. Самое большое распространение получила в ме­бели стиля ампир, подражавшего образ­цам античного искусства.

КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ: изде­лия мебели такой конструкции имеют остов, образованный стойками, простран­ство между которыми заполнено плитами или рамами и филенками. На иллюстра­ции изображен каркас шкафа. У стульев такой конструкции ножки и царги сое­диняются шипами. А, В, С, D — места пазов и шипов.

КАРНИЗ: горизонтальный выступ, за­вершающий (возможно расчленяющий) стену здания, мебельное изделие или иду-



 

 

щий над окнами, дверями. Главный, или венчающий карниз завершает здание или мебельное изделие сверху. Примером служит главный карниз греческого храма» состоящий из 3 частей: балок, фриза и венца. На верхней илл. показаны: 1. сима (гусёк), 2. плита, 3. дентикулы, 4. фриз, 5. архитрав, 6. капитель колонны. Глав­ный карниз может иметь различные чле­нения.

На нижних илл. представлены 1. прос­тая, 2. сложная схема.

Египетский карниз является единствен­ным в своем роде, он состоит только из плиты потолка и из вогнутого соедини­тельного элемента.

 

Для романского стиля характерны мас­сивные, тяжелые карнизы и профили. В романском стиле для горизонтального расчленения общей кубатуры здания часто использовался опоясывающий карниз с аркадой арок.


А готические карнизы сильно профили­рованы, срезаны наискось, для них харак­терна игра теней, даются классические пропорции.

Профили карниза в барокко отличаются тем, что в них не соблюдаются класси­ческие пропорции.



Профили карнизов в различных стилях мебели тоже различны. Мебельные кар­низы заимствованы из архитектуры, од­нако трактуются более свободно.


В английском классицизме было при­нято украшать мебельные карнизы ор­наментом из листьев

КАРТУШ: лепное или графическое укра­шение в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, вензеля, эмблемы и т. п. Часто употре­бляющийся элемент орнамента в позднем ренессансе и барокко.


КИМА («набегающая волна»): украшение в виде каймы из стилизованных листьев, преимущественно на карнизах греческих храмов; имеются различные варианты: дорический, ионический, лесбосский эхи-нус-кима, последний — с иониками.

КИТАЙЩИНА: китайские мотивы декон ративных украшений — ажурная ре­шетка, лаковая живопись для украшения французской и английской (Чиппендейл) мебели рококо и интерьеров XVIII в.


 


КАССА-ПАНКА: скамья-сундук или скамья для сидения, имеющая внизу ящик, в большинстве случаев с деревян­ной спинкой и подием, изобретение италь­янского ренессанса, предшественница канапе (илл. 230 в тексте).

КАССОНЕ: большой сундук для одежды и домашней утвари, одновременно исполь­зующийся для сидения (илл. 230 в тексте).

КЕССОН: 1. четырехугольное углублен­ное поле балочного перекрытия, 2. также маленький кессон.


КЛАССИЦИЗМ: стилевые тенденции, основанные на подражании античным об­разцам, например, в стиле ампир.

КЛАССИЧЕСКИЙ: 1. относящийся к греко-римской культуре, античный; 2. об­разцовый, совершенный; 3. то же, что и классицистический.

КЛАССИЦИСТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ МЕ­БЕЛЬНЫХ НОЖЕК: производные от колонны или стелы, сужающиеся книзу; каннелюры, членения, украшения из листьев или розеток и другие декоратив­ные элементы еще больше усиливают классический характер.


 

КЛЕЁНАЯ ФАНЕРА: древесная плита, состоящая из трех тонких слоев еловой древесины, в совокупности 20—30 мм толщиной, склеенных перпендикулярно направлению волокон, благодаря чему древесина не коробится. В настоящее время вместо клееной фанеры применя­ются готовые панели, которые к тому же экономичны.

КЛИСМОС: элегантная форма греческого стула с одинаково изогнутыми ножками и спинкой (илл. 125 в тексте).

КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: стилевой вариант английской мебели, получивший развитие в работах английских столяров-мебельщиков, эмигрировавших в Аме­рику.


КОЛОННА: суживающаяся кверху, гладкая или ребристая (с каннелюрами) опора; может быть круглой и четырех­гранной. В барокко, как в архитектуре, так и в мебели, культивировались точе­ные колонны.

КОНСОЛЬ: кронштейн, выступ в стене, выполняющий функцию опоры (поддер­живает балкон, карниз) или служащий для установки на нем украшении.

КОНСТРУКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОР­МООБРАЗОВАНИЯ: исходит из кон­струкции предмета, подчеркивает ее и выделяет отдельные элементы.

КРАБ, ИЛИ ПОЛЗУЩЕЕ РАСТЕНИЕ: в готике листья и цветы из камня по краю фронтона, фиал и т. д. Орнамент кажется вползающим на архитектурную деталь, отсюда и название.

 


L

 


КРОНШТЕЙН: см. КОНСОЛЬ.

КУШЕТКА: лежанка широая.к софа.


ЛЬНЯНЫЕ СКЛАДКИ: способ заполне­ния плоскости в поздней готике, прежде всего — в мебели; вертикально располо­женные плотные ряды складок, которые напоминают вид складок на ткани (илл. 195, 205 в тексте).


 


 

,


Л

ЛАМБРЕКЕН: тяжелый поперечный под­вес над кроватями, тронными балдахи­нами или окнами и дверями.

ЛЕВ: со времен античности постоянно используемый стилизованный элемент украшения мебельных ножек и опор, позднее — и в композициях декоративных орнаментов.

ЛИЗЕНА: вертикальная, несколько вы­ступающая узкая часть стены без капи­тели и базы, часто встречается и в мебели.


ЛЮНЕТ: поле полукруглой формы над дверями или окнами.

 
 

 

 


МАРКЕТРИ: мозаика по дереву; см. ИН­ТАРСИЯ.

МАСКА: гротескная голова или лицо, декоративный элемент в архитектуре (большей частью на кронштейне) и в ме­бели (на филенках и резьбе).


 


ЛЬВИНАЯ ЛАПА: излюбленный мотив римлян при оформлении ножек мебели.


 



МАСТЕР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРА­БОТКИ МЕТАЛЛОВ: слесарь, обрабаты­вающий металл для декоративных целей; им изготавливаются ворота, решетки или фурнитура из кованого железа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.203 с.)