Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итальянская и испанская готическая мебель
имели различное исполнение: с подобной сундуку нижней частью, с высокой спинкой, в большинстве случаев они ставились у стены, но были и такие, которые ставились перед камином и имели перекидную дощатую спинку (203), и многие другие виды (186). Для украшения готической мебели использовались мотивы архитектуры. Филенки чаще всего украшались складками (Faltwerk, 212). Кроме местных стилевых различий в украшении мебели значительные различия отмечались между орнаментикой мебели южных и северных районов. На севере Европы большую роль играет ажурный орнамент и складки. Использование твердых пород древесины способствует широкому применению резьбы по дереву, т. е. полному перенесению в мебельное искусство архитектурных форм. На юге же применяются прежде всего полутвердые породы древесины, хвойные, а потому распространен неглубокий резной орнамент (Flachschnitt) с многочисленными растительными элементами, листвой, завитками, лентами, часто в натуралистическом изображении (206). Этой неглубокой резьбе придавалась определенная окраска, главным образом в мебели альпийских стран. Чаще всего используются красный и зеленый цвета. Выполненная по этой технологии внутренняя обстановка известна под названием «тирольская плотницкая готика» (Tiroler Zimmergotik). Резьба в поздней готике XV века перенимает ажурный орнамент, мотивы т. н. рыбьих пузырей и ослиных спин встречаются преимущественно во Фландрии. В Англии культивируются в основном мотивы «пламенеющей» готики, которые в эпоху Тюдоров переходят и на мебельные филенки. Самое прекрасное исполнение этих мотивов встречается на французских сундуках 1500-х годов. В те времена было принято использовать в орнаментике гербы. Элементами свободно трактованного растительного орнамента являются виноградные листья и гроздья, гирлянды, завитки, розетки, бугристый с прожилками лиственный орнамент, цветы, щиты и украшенные лентами кар-туши. Отличительным признаком органической орнаментики является легкая перенасыщенность композиций. Весьма характерны абстрактные геометрические элементы и натуралистический способ исполнения. Токарные работы почти не применяются, за исключением Италии. В части геометрических орнаментов ощущается влияние ислама.
Во Франции, на родине готики, очень грациозные, элегантные готические формы мебели характеризуются утонченностью деталей. Характерные орнаменты мебели в ранний период состоят из строгих геометрических узоров, а в поздний — из ажурных, характера «пламенеющей» готики. Вместе с тем встречаются архитектурные элементы и растительный орнамент. Французский сундук сродни фламандскому, он имеет рамочную конструкцию и украшен плотным ажурным орнаментом (185). Мебель на севере Франции находилась под сильным влиянием фламандской и нидерландской мебели, в большинстве случаев тяжеловесного, но прекрасного стиля. Влияние приходило от многих приезжающих нидерландских резчиков по дереву. Так родилось богатое благородное украшение французской мебели позднего средневековья. Распространенным видом мебели XV века является роскошный буфет (дрессуар), подобный ему вид мебели можно найти и в немецкой Рейнской области (193). Среди стульев и здесь есть отдельные варианты складного стула, основная форма которого исходит из Италии (187). Отдельные элементы форм позднего периода уже свидетельствуют о растущем духе Ренессанса (переходный стиль: 1498—1515, Людовик XII). Мебельное искусство Германии и Фландрии в средневековье было развито очень высоко и имело много общего с таковым соседней Франции. Как в ху-
дожественном отношении, так и технически прекрасно выполненная мебель была простой, отличалась широтой замысла; материалом служили твердые породы дерева. Мебель имела рамочную конструкцию с тонкими филенками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный орнамент и складки. Типичными мебельными изделиями являются высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках (198). Столярная работа отличается точностью, резные работы выполняются очень тщательно и тонко. В северной Германии, на Рейне изготавливали лучшую готическую мебель с угловым соединением в зуб; сохранились прежде всего предметы обстановки церквей. Большие, исполненные достоинства шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф для рождественских пирогов на ножках, с богатой резьбой, ажурным орнаментом и складками, позднее — с живым растительным орнаментом на филенках; шкафы в большинстве случаев украшаются декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи (205).
Южнонемецкий стиль был распространен в Альпийских странах — в Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Штирии, Каринтии и Верхней Австрии. Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мягкой древесины, она имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой (206). Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профилированными планками. Самым примечательным мебельным изделием является большой двухкорпусный шкаф с четырьмя дверками (196). Другая мебель более разнообразная и веселая, чем северная; взять хотя бы только украшения, которые состоят из ажурного орнамента, чаще из растительных мотивов с завитками и лентами, из плоской резьбы, выполненной на цветном основании и обогащенной фигурами животных и гербовыми щитами. Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках: разнообразные формы столов (201, 202, 203), кровати с балдахинами и нишами, украшенные богатой резьбой сундуки (206), стулья (199, 200, 204), скамьи (203), встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие типы мебели. Встречаются и первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации. Южное направление готики захватило и верхнюю Венгрию, где изготавливали прекрасную мебель. До нас дошли прежде всего предметы церковной обстановки (из Бартфы, Лёче, ныне на территории Словакии): стулья для клироса, библиотеки, столы и т. д. Основными признаками являются строгая конструкция и плоская ажурная орнаментика, роспись и позолота. В Англии различаюттри периода готики: ранней готики, 1189—1307, декоративной готики, 1307—1377, и поздней, или «вертикальной» готики, 1377—1590. Ранняя английская готика представлена тяжеловесной резной мебелью из дуба с грубым членением и орнаментом из складок — мотив, который пришел в Англию с фламандской мебелью и распространился там (212). В членении изделий мебели позднее ощущается сильное влияние архитектуры. Длительное время преобладала дощатая конструкция шкафов. Интересны шкафы со сквозным ажурным орнаментом (211) и низкие, напоминающие столы и креденцы (207). Особое место занимает мебель поздней готики — периода правления Тюдоров. Сквозной ажурный орнамент и особый вид арочных украшений еще относятся к готике (218), однако на углах, розетках и других мотивах ужезаметно вторжение раннего ренессанса (214, 216). В большинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, как, например, характерный шкаф для посуды. В Италии, где по-прежнему черезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежение к чуждому по духу искусству северных стран. У готического стиля в Италии переняли орнаментику, но все острые «готические» углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов; в Венеции и Ломбардии деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками. Интересны и сундуки из центральной Италии (Тоскана и Сиена, ок. 1400 года), фигурная лепнина которых расписывалась и покрывалась позолотой (стукко).
Характерно итальянской техникой украшения мебели была чертозианская мозаика. В Венеции и Милане делали мебель с миниатюрными вкладками — восточной по характеру интарсией, напоминавшей индийскую (бомбейскую). В качестве материала использовалась цветная древесина, слоновая кость, перламутр; было принято всю поверхность покрывать тонко выполненным узором из звезд и розеток (219, 222). Такая орнаментика использовалась для украшения стульев без спинок с х-образными ножками (221), скамеечек и стульев со спинкой (224). Среди мастеров было много монахов-картезианцев («чертозианцев»), отсюда и название техники. Она пришла в Северную Италию и Испанию с Востока, очевидно, через Венецию, благодаря средиземноморской торговле. В Венеции тоже применяли чуждый итальянцам сквозной ажурный орнамент (220). Позднее, в XV веке, в Венеции и в Вероне по южнонемецким образцам изготавливались сундуки и шкафы с готическим лиственным орнаментом и плоской резьбой. Кроме того, в Италии изготавливалась и очень красивая готическая мебель с росписью; родиной прекрасной готической мебели с росписью были Флоренция и Сиена, нередко эту мебель покрывали позолотой. Готический стиль оказал на итальянскую архитектуру и мебельное искусство довольно поверхностное влияние, что можно объяснить различиями условий жизни и климата. Южнее Альп были совершенно иные предпосылки для развития культуры быта (лучший климат, больше свободного времени, более открытые города и т. д.). В Италии нет жилищ закрытого, интимного, более уютного типа, какие были созданы в северных странах. В Испании мебельное искусство и архитектура придерживались французского направления. Сильное влияние на орнаментику оказал арабо-мавританский стиль: интересное смешение геометрических мотивов, мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента поздней, «пламенеющей» готики. Для испанской мебели характерна червычайно сложная, богатая плоскостная отделка поверхности (225, 226, 227). К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели средневековья. В средневековой Испании процветала резьба по дереву в восточном духе. Применялись и другие виды орнаментики: сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Украшения в готическом стиле не были строго симметричны. Членения же мебели удивительно пропорциональны, однако орнаменты было принято менять и варьировать, не заботясь о симметрии. Как раз это-то и придавало мебели определенную свободу и легкость.
О технике изготовления мебели в средневековье уже говорилось.Суммируя, можно утверждать, что столярное ремесло, несомненно, было высоко развитым, способным решать трудные задачи в области художественного оформления мебели. Вначале технические навыки были еще несовершенны, но с течением времени члены столярных цехов достигли высокого мастерства в об-
ласти применения рамочно-филеночной вязки, в разработке мелких деталей; они в совершенстве владели трудной техникой резьбы, росписи и позднее инкрустации. В период готики столярное ремесло достигло больших успехов, что обеспечило предпосылки для выполнения еще более сложных задач в стиле ренессанса. Готический стиль — важный этап в истории развития мебельных стилей, он создал много новых типов мебели и воскресил к новой жизни забытую античную мебельную технику. Он привел столярное ремесло к подъему и дал ему живую, оригинальную форму выражения в орнаментике. В готическом интерьере мебель все еще не совсем подвижна; многие типы ее по-прежнему тяготеют к стенам, встроены, многие несут на себе признаки архитектурного формализма. С другой же стороны, не один тип мебели свидетельствует о новизне конструктивных решений, богатстве форм, служит созданию настроения, уюта. Богатейший мир готических форм бесследно исчез. Даже эклектизм XIX века обращается к элементам готики лишь при разработке «языка» форм нового вида архитектурных сооружений — сооружений из чугуна, и то по ошибке. Когда завершился характерный для готики «прыжок в пространство», мир вновь обратился к античной традиции. РЕНЕССАНС Ренессанс зарождается в Италии XIV века. Период зрелого итальянского ре-нессансного стиля падает на вторую половину XVhXVI столетия. Началоэтой эпохи принято рассматривать как закат средневековья, начало нового времени. В эту эпоху под натиском острых внутренних противоречий устои феодального строя начинают расшатываться. Быстро развивающиеся, экономически крепнущие города ведут борьбу за независимость, за право на самоуправление. Особенно преуспевают на этом пути итальянские торговые города. Обострение классовых противоречий наблюдается и в деревне. По всей Европе прокатывается волна антифеодальных крестьянских выступлений. Формируются зачатки капиталистических отношений. Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок. Многие городские ремесленники, распознав выгоды, таящиеся в производстве и сбыте товаров крупными партиями, содержат мастерские с большим числом подмастерьев и учеников. Однако производство все еще базируется не на машинном, а на ручном труде. Ранней формой капиталистического производства были мануфактуры, предшествовавшие крупной машинной индустрии. Распространение мануфактур характеризует эпоху упадка феодализма и подъема нового класса — буржуазии.
Как писал Ф. Энгельс, только теперь открыли землю, заложили основы будущего развития мировой торговли, основы для возникновения мануфактур, которые в свою очередь являются зачатками современного машинного производства. На этом важном этапе развития человечества в различных областях общественной жизни почти одновременно складываются благоприятные условия для прогресса. Успехи науки и техники, великие географические открытия (Америка!) революционизируют представления человека о мире. В сферу мирового производства включаются новые источники сырья и новые рынки. Эта эпоха дала целый ряд выдающихся ученых, изобретателей, путешественников, мыслителей, художников, деятельность которых способствовала развертыванию колоссальной по масштабам духовной революции. Свободные,
богато, часто универсально одаренные люди всеми силами борются за торжество нового мира, новых идей. Ренессанс, следовательно, означал не просто смену художественных вкусов, был не просто духовным, культурным явлением, а принес глубокие перемены, охватившие все области жизни; перемены, которые на определенном этапе социально-экономического развития общества, в период развертывания капиталистических отношений, дали себя знать повсюду. Закономерно, что Ренессанс зарождается в экономически наиболее развитых небольших итальянских городах-республиках, в которых, как некогда в городах Древней Греции, складываются благоприятные условия для становления нового миропонимания, новой, независимой и энергичной личности. Гуманистическое мировоззрение наносит решительный удар по идеологии феодализма. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. В то время как на Севере продолжает торжествовать готика, вступившая в свой завершающий период со всеми его излишествами, в Италии древнеримские памятники, спустя более чем тысячелетие вновь увидевшие свет, порождают глубокий интерес к классической литературе и искусству. Человек новой эпохи стремится к духовной свободе и автономии личности. На смену вере приходит знание, основанное на опыте. Творчество художников становится все более многогранным; они уже подписывают свои произведения и пользуются плодами известности и славы. Одной из выдающихся личностей этой эпохи был Леонардо да Винчи — великий художник, скульптор, архитектор, инженер, физик. В творениях ренессансной культуры аскетизм и мистика средневековья вытесняются ощущением радости жизни, удовлетворенностью земным бытием. Формы античного греко-римского мира сначала появляются в оформлении жилищ и архитектуре итальянских городов. Крупные архитекторы и безвестные мастера создают богатые, блещущие великолепием интерьеры во дворцах Флоренции, Венеции и других итальянских городов. Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы. Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля. Главные заказчики этого времени —- правители итальянских городов-республик и богатые горожане — поручают архитекторам решение новых, светских задач. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Ренессансный архитектурный стиль — подобно древнеримскому — эклектичен, и по характеру скорее декоративный, нежели конструктивный. Формальные элементы этого стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Возвращенные архитектуре спокойные горизонтальные членения противопоставляются устремленным ввысь линиям готики. Кровли становятся плоскими; вместо башен и шпилей появляется купол — импозантный, красивый, хотя и не новый архитектурный мотив. Строительство перестает быть монополией корпораций каменотесов. На арене появляется новый тип архитектора и предпринимателя, не связанного цеховыми обязательствами, а в качестве физической силы используется труд наемных рабочих. Наряду со столь характерными для данного времени центрально-купольными зданиями культового назначения очень типичными постройками являются дворцы (палаццо). Строились они для разбогатевших представителей торгово-финансового сословия (например, палаццо Строцци, Питти). Эти монументальные постройки замкового типа возводились на больших земельных участках вне стен средневекового города. За монументальным, выложенным бутовыми квадрами фасадом такого сооружения находился обычно закрытый, окруженный аркадами двор, минуя который посетитель оказывается в богато убранных парадных залах и покоях дворца. Оформление фасадов выполнялось мраморными плитами, стукко или техникой цветного сграффито. Окна решались с полукруглым, позднее с прямым завершением. Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни флорентийской и венецианской знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. На юге жилые помещения обычно очень просторные и очень «каменные»: пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок (бревенчатый или кессонный). Перемены в жизни повлекли за собой появление новых типов общественных построек: ратуш, складов, больниц, театров. Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы. В основе художественного метода лежит стремление к спокойным, уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения. Характерно ренессанс-ным элементом архитектурно-декоративного оформления был кессон (восходит к столярным конструкциям рамочно-филеночной вязки). Простое дощатое покрытие стен сменяется сложно решенными деревянными покрытиями с профилированными деталями, колоннами, пилястрами и резными филенками. В эпоху Ренессанса формообразование носит уже рациональный, планомерный характер: предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам выполняются в материале. Если предыдущие стили органически развивались друг из друга, то ренессанс, перешагнув через тысячелетие, призвольно избрал отправной точкой художественно-культурное наследие античности. В эпоху средневековья мебель жилых помещений тяготела к стенам. Все недвижно стояло на своих местах, подобно людям в общественной иерархии. Более легкая, «подвижная» мебель появляется в эпоху капитализма, когда и человек получает больше свободы для передвижения. Люди средневековья обходились сравнительно небольшим количеством типов мебели. Ренессанс-ная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообразием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов. Все более дает себя знать и повышающееся художественное чутье заказчиков. Дорогая мебель с богатой отделкой становится своего рода символом социального положения ее владельца. Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Корпус-
228. Резной стул. 229. Складной стул (курульное кресло). Тоскана, XV в. 230. Касса-панка. Флоренция. 231. «Стул Строцци» (Вена, собр. Фигдор). 232. Стул; железо и бронза. 233. Позднеренессансный сундук-кассоне. 234. Венецианское курульное кресло с резьбой и кожаной обивкой сиденья и спинки. 235. Посудный шкаф-креденца. Тоскана, ок. 1580 г. (Флоренция, Палаццо Дованцати). 236. Стол с точеными ножками и подстольем с ящиками. Болонья, XVII в. 237. Стул с кожаной обивкой. Флоренция, XIV в. (Париж, Музей Клюни). 238. Стул дощатый, резной. Флоренция, XVI в. (Лондон, Музей Виктории и Альберта). 239, 240. Детали архитектурно-декоративного оформления мебели.
ная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное палаццо, с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составленную из архитектурных элементов мебель, в которой каждая часть является самостоятельной, независимой формой, называют архитектонической. Композиции строятся на красоте пропорций, чистоте контуров, ясности силуэтов изделий. Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов, которые она развивает в сторону ббльшей утонченности. Декорируется, как правило, почти все, но в большинстве случаев с соблюдением меры и сохранением подчиненности главной форме. Количество употребляемых декоративных мотивов велико; широко используются, в частности, различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, гермы, купидоны. Колонны и пилястры, в свою очередь, нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в частности — гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Гротески — это очень причудливые, фантастические орнаментальные композиции: вплетенные в прихотливо вьющиеся растительные ветви фигуры животных, фантастические существа, птицы, человеческие головы, цветы. Поля, образованные правильным геометрическим членением поверхностей стен или мебели, были благодатным объектом для декорировки. Помимо вышеупомянутых, широко употреблялись такие орнаментальные формы, как арабески, плетенки, кар-туши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны, фигуры полулюдей-полуживотных и т. д. Столярное дело в этот период достигает высокого художественного уровня. Мастер-столяр должен был отлично чувствовать форму, конструкцию, хорошо рисовать и быть подготовлен технически. С освоением способа получения пиленых досок появилась возможность для производства более легкой мебели. Выработанные в этот период новые приемы рамочно-филеночной вязки в дальнейшем легли в основу многочисленных мебельных форм. Цветовой строй ренессансной мебели отличается сдержанностью; мастера-мебельщики, как правило, стремятся обыграть естественный цвет и текстуру слегка вощеной древесины. Изобретение станка для выработки тонких листов древесины (фанеры) — для развития мебельного производства событие столь же эпохальное по своей значимости, сколь эпохальным было двумя столетиями ранее изобретение механической пилы, приводимой в действие водой: оно открыло путь для широкого распространения техники фанерования, а вместе с ней приема украшения изделий мебели интарсией. На раннем этапе техника инкрустации была сравнительно простой и применялась главным образом для украшения церковной мебели. До конца XIV века в наборе употреблялись преимущественно черное и белое дерево, позднее —■ слоновоя кость. Изображения были почти монохромными, без оттенков. Наиболее распространенные декоративные мотивы —• вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт. 241. Сундук, украшенный богатой резьбой. (Париж, Лувр). 242. Поставец. Первая половина XVI в. 243. Кресло токарной работы. 244. Резная филенка с мотивом медальона 245. Шкафчик. 246. Дощатое кресло, в котором ренессанснын орнамент уживается со средневековыми формами. 247. Тронное кресло с высокой спинкой и слабо выраженным архитектоническим началом в структуре. 248. Сундук. 249. Столик на восьми точеных ножках. 250. Мягкое кресло. Конец XVI в.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.14 с.) |