Итальянская и испанская готическая мебель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итальянская и испанская готическая мебель





 


имели различное исполнение: с подобной сундуку нижней частью, с высокой спинкой, в большинстве случаев они ставились у стены, но были и такие, которые ставились перед камином и имели перекидную дощатую спинку (203), и многие другие виды (186).

Для украшения готической мебели использовались мотивы архитектуры. Филенки чаще всего украшались складками (Faltwerk, 212). Кроме местных стилевых различий в украшении мебели значительные различия отмечались между орнаментикой мебели южных и северных районов. На севере Европы большую роль играет ажурный орнамент и складки. Использование твердых пород древесины способствует широкому применению резьбы по дереву, т. е. полному перенесению в мебельное искусство архитектурных форм. На юге же применяются прежде всего полутвердые породы древесины, хвойные, а потому распространен неглубокий резной орнамент (Flachschnitt) с много­численными растительными элементами, листвой, завитками, лентами, часто в натуралистическом изображении (206). Этой неглубокой резьбе придава­лась определенная окраска, главным образом в мебели альпийских стран. Чаще всего используются красный и зеленый цвета. Выполненная по этой технологии внутренняя обстановка известна под названием «тирольская плотницкая готика» (Tiroler Zimmergotik). Резьба в поздней готике XV века перенимает ажурный орнамент, мотивы т. н. рыбьих пузырей и ослиных спин встречаются преимущественно во Фландрии. В Англии культивируются в основном мотивы «пламенеющей» готики, которые в эпоху Тюдоров переходят и на мебельные филенки. Самое прекрасное исполнение этих мотивов встре­чается на французских сундуках 1500-х годов. В те времена было принято использовать в орнаментике гербы.

Элементами свободно трактованного растительного орнамента являются виноградные листья и гроздья, гирлянды, завитки, розетки, бугристый с прожилками лиственный орнамент, цветы, щиты и украшенные лентами кар-туши. Отличительным признаком органической орнаментики является лег­кая перенасыщенность композиций. Весьма характерны абстрактные гео­метрические элементы и натуралистический способ исполнения. Токарные работы почти не применяются, за исключением Италии. В части геометри­ческих орнаментов ощущается влияние ислама.

Во Франции, на родине готики, очень грациозные, элегантные готические формы мебели характеризуются утонченностью деталей. Характерные орна­менты мебели в ранний период состоят из строгих геометрических узоров, а в поздний — из ажурных, характера «пламенеющей» готики. Вместе с тем встречаются архитектурные элементы и растительный орнамент.

Французский сундук сродни фламандскому, он имеет рамочную конструк­цию и украшен плотным ажурным орнаментом (185). Мебель на севере Франции находилась под сильным влиянием фламандской и нидерландской мебели, в большинстве случаев тяжеловесного, но прекрасного стиля. Влия­ние приходило от многих приезжающих нидерландских резчиков по дереву. Так родилось богатое благородное украшение французской мебели позднего средневековья.

Распространенным видом мебели XV века является роскошный буфет (дрессуар), подобный ему вид мебели можно найти и в немецкой Рейнской области (193). Среди стульев и здесь есть отдельные варианты складного сту­ла, основная форма которого исходит из Италии (187). Отдельные элементы форм позднего периода уже свидетельствуют о растущем духе Ренессанса (переходный стиль: 1498—1515, Людовик XII).

Мебельное искусство Германии и Фландрии в средневековье было развито очень высоко и имело много общего с таковым соседней Франции. Как в ху-


 


 


дожественном отношении, так и технически прекрасно выполненная мебель была простой, отличалась широтой замысла; материалом служили твердые породы дерева. Мебель имела рамочную конструкцию с тонкими филенками. В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элемен­ты, свободный ажурный орнамент и складки. Типичными мебельными из­делиями являются высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках (198). Столярная работа отличается точностью, резные работы выполняются очень тщательно и тонко.

В северной Германии, на Рейне изготавливали лучшую готическую мебель с угловым соединением в зуб; сохранились прежде всего предметы обстановки церквей. Большие, исполненные достоинства шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф для рождественских пирогов на ножках, с богатой резьбой, ажурным орнаментом и складками, позднее — с живым растительным орнаментом на филенках; шкафы в боль­шинстве случаев украшаются декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи (205).

Южнонемецкий стиль был распространен в Альпийских странах — в Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Штирии, Каринтии и Верхней Австрии. Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мяг­кой древесины, она имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой (206). Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профили­рованными планками. Самым примечательным мебельным изделием является большой двухкорпусный шкаф с четырьмя дверками (196). Другая мебель более разнообразная и веселая, чем северная; взять хотя бы только украше­ния, которые состоят из ажурного орнамента, чаще из растительных мотивов с завитками и лентами, из плоской резьбы, выполненной на цветном основа­нии и обогащенной фигурами животных и гербовыми щитами.

Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках: разно­образные формы столов (201, 202, 203), кровати с балдахинами и нишами, украшенные богатой резьбой сундуки (206), стулья (199, 200, 204), скамьи (203), встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие типы мебели. Встречаются и первые попытки фанеровки и примитив­ной инкрустации.

Южное направление готики захватило и верхнюю Венгрию, где изготавли­вали прекрасную мебель. До нас дошли прежде всего предметы церковной обстановки (из Бартфы, Лёче, ныне на территории Словакии): стулья для клироса, библиотеки, столы и т. д. Основными признаками являются строгая конструкция и плоская ажурная орнаментика, роспись и позолота.

В Англии различаюттри периода готики: ранней готики, 1189—1307, декора­тивной готики, 1307—1377, и поздней, или «вертикальной» готики, 1377—1590. Ранняя английская готика представлена тяжеловесной резной мебелью из дуба с грубым членением и орнаментом из складок — мотив, который при­шел в Англию с фламандской мебелью и распространился там (212).

В членении изделий мебели позднее ощущается сильное влияние архитек­туры. Длительное время преобладала дощатая конструкция шкафов. Ин­тересны шкафы со сквозным ажурным орнаментом (211) и низкие, напомина­ющие столы и креденцы (207). Особое место занимает мебель поздней готики — периода правления Тюдоров. Сквозной ажурный орнамент и особый вид ароч­ных украшений еще относятся к готике (218), однако на углах, розетках и других мотивах ужезаметно вторжение раннего ренессанса (214, 216). В боль­шинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, как, например, характерный шкаф для посуды.


В Италии, где по-прежнему черезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежение к чуждому по духу искусству северных стран. У готического стиля в Италии переняли орнаментику, но все острые «готические» углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов; в Венеции и Лом­бардии деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с ро­зетками. Интересны и сундуки из центральной Италии (Тоскана и Сиена, ок. 1400 года), фигурная лепнина которых расписывалась и покрывалась позоло­той (стукко).

Характерно итальянской техникой украшения мебели была чертозианская мозаика. В Венеции и Милане делали мебель с миниатюрными вкладками — восточной по характеру интарсией, напоминавшей индийскую (бомбейскую). В качестве материала использовалась цветная древесина, слоновая кость, перламутр; было принято всю поверхность покрывать тонко выполненным узором из звезд и розеток (219, 222). Такая орнаментика использовалась для украшения стульев без спинок с х-образными ножками (221), скамеечек и стульев со спинкой (224). Среди мастеров было много монахов-картезианцев («чертозианцев»), отсюда и название техники. Она пришла в Северную Ита­лию и Испанию с Востока, очевидно, через Венецию, благодаря средиземно­морской торговле. В Венеции тоже применяли чуждый итальянцам сквозной ажурный орнамент (220). Позднее, в XV веке, в Венеции и в Вероне по южно­немецким образцам изготавливались сундуки и шкафы с готическим листвен­ным орнаментом и плоской резьбой. Кроме того, в Италии изготавливалась и очень красивая готическая мебель с росписью; родиной прекрасной готичес­кой мебели с росписью были Флоренция и Сиена, нередко эту мебель покрыва­ли позолотой.

Готический стиль оказал на итальянскую архитектуру и мебельное искус­ство довольно поверхностное влияние, что можно объяснить различиями усло­вий жизни и климата. Южнее Альп были совершенно иные предпосылки для развития культуры быта (лучший климат, больше свободного времени, более открытые города и т. д.). В Италии нет жилищ закрытого, интимного, более уютного типа, какие были созданы в северных странах.

В Испании мебельное искусство и архитектура придерживались фран­цузского направления. Сильное влияние на орнаментику оказал арабо-мавританский стиль: интересное смешение геометрических мотивов, мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента позд­ней, «пламенеющей» готики. Для испанской мебели характерна червычайно сложная, богатая плоскостная отделка поверхности (225, 226, 227).

К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не зна­ем другой испанской мебели средневековья. В средневековой Испании процве­тала резьба по дереву в восточном духе. Применялись и другие виды орна­ментики: сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Украшения в готическом стиле не были строго симметричны. Членения же мебели удивительно пропорциональны, однако орнаменты было принято ме­нять и варьировать, не заботясь о симметрии. Как раз это-то и придавало ме­бели определенную свободу и легкость.

О технике изготовления мебели в средневековье уже говорилось.Суммируя, можно утверждать, что столярное ремесло, несомненно, было высоко разви­тым, способным решать трудные задачи в области художественного оформле­ния мебели. Вначале технические навыки были еще несовершенны, но с тече­нием времени члены столярных цехов достигли высокого мастерства в об-


 




ласти применения рамочно-филеночной вязки, в разработке мелких деталей; они в совершенстве владели трудной техникой резьбы, росписи и позднее инкрустации. В период готики столярное ремесло достигло больших успехов, что обеспечило предпосылки для выполнения еще более сложных задач в сти­ле ренессанса.

Готический стиль — важный этап в истории развития мебельных стилей, он создал много новых типов мебели и воскресил к новой жизни забытую античную мебельную технику. Он привел столярное ремесло к подъему и дал ему живую, оригинальную форму выражения в орнаментике. В готическом интерьере мебель все еще не совсем подвижна; многие типы ее по-прежнему тяготеют к стенам, встроены, многие несут на себе признаки архитектурного формализма. С другой же стороны, не один тип мебели свидетельствует о новизне конструктивных решений, богатстве форм, служит созданию на­строения, уюта.

Богатейший мир готических форм бесследно исчез. Даже эклектизм XIX века обращается к элементам готики лишь при разработке «языка» форм ново­го вида архитектурных сооружений — сооружений из чугуна, и то по ошиб­ке. Когда завершился характерный для готики «прыжок в пространство», мир вновь обратился к античной традиции.


РЕНЕССАНС

Ренессанс зарождается в Италии XIV века. Период зрелого итальянского ре-нессансного стиля падает на вторую половину XVhXVI столетия. Началоэтой эпохи принято рассматривать как закат средневековья, начало нового вре­мени. В эту эпоху под натиском острых внутренних противоречий устои феодального строя начинают расшатываться. Быстро развивающиеся, эконо­мически крепнущие города ведут борьбу за независимость, за право на само­управление. Особенно преуспевают на этом пути итальянские торговые горо­да. Обострение классовых противоречий наблюдается и в деревне. По всей Европе прокатывается волна антифеодальных крестьянских выступлений.

Формируются зачатки капиталистических отношений. Ремесленник работа­ет уже не на потребителя, а на рынок. Многие городские ремесленники, рас­познав выгоды, таящиеся в производстве и сбыте товаров крупными партия­ми, содержат мастерские с большим числом подмастерьев и учеников. Однако производство все еще базируется не на машинном, а на ручном труде. Ранней формой капиталистического производства были мануфактуры, предшество­вавшие крупной машинной индустрии. Распространение мануфактур харак­теризует эпоху упадка феодализма и подъема нового класса — буржуазии.

Как писал Ф. Энгельс, только теперь открыли землю, заложили основы будущего развития мировой торговли, основы для возникновения мануфак­тур, которые в свою очередь являются зачатками современного машинного производства.

На этом важном этапе развития человечества в различных областях об­щественной жизни почти одновременно складываются благоприятные усло­вия для прогресса. Успехи науки и техники, великие географические откры­тия (Америка!) революционизируют представления человека о мире. В сферу мирового производства включаются новые источники сырья и новые рынки. Эта эпоха дала целый ряд выдающихся ученых, изобретателей, путешествен­ников, мыслителей, художников, деятельность которых способствовала развертыванию колоссальной по масштабам духовной революции. Свободные,


 



богато, часто универсально одаренные люди всеми силами борются за тор­жество нового мира, новых идей.

Ренессанс, следовательно, означал не просто смену художественных вку­сов, был не просто духовным, культурным явлением, а принес глубокие пере­мены, охватившие все области жизни; перемены, которые на определенном этапе социально-экономического развития общества, в период развертывания капиталистических отношений, дали себя знать повсюду. Закономерно, что Ренессанс зарождается в экономически наиболее развитых небольших италь­янских городах-республиках, в которых, как некогда в городах Древней Греции, складываются благоприятные условия для становления нового миро­понимания, новой, независимой и энергичной личности.

Гуманистическое мировоззрение наносит решительный удар по идеологии феодализма. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. В то время как на Севере продолжает торжество­вать готика, вступившая в свой завершающий период со всеми его излишест­вами, в Италии древнеримские памятники, спустя более чем тысячелетие вновь увидевшие свет, порождают глубокий интерес к классической литера­туре и искусству.

Человек новой эпохи стремится к духовной свободе и автономии личности. На смену вере приходит знание, основанное на опыте. Творчество художников становится все более многогранным; они уже подписывают свои произведения и пользуются плодами известности и славы. Одной из выдающихся личностей этой эпохи был Леонардо да Винчи — великий художник, скульптор, архи­тектор, инженер, физик.

В творениях ренессансной культуры аскетизм и мистика средневековья вытесняются ощущением радости жизни, удовлетворенностью земным бытием. Формы античного греко-римского мира сначала появляются в оформлении жилищ и архитектуре итальянских городов. Крупные архитекторы и безвест­ные мастера создают богатые, блещущие великолепием интерьеры во дворцах Флоренции, Венеции и других итальянских городов.

Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы. Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидер­ландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля.

Главные заказчики этого времени —- правители итальянских городов-ре­спублик и богатые горожане — поручают архитекторам решение новых, свет­ских задач. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Ренессансный архитектурный стиль — подобно древне­римскому — эклектичен, и по характеру скорее декоративный, нежели кон­структивный. Формальные элементы этого стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Возвращенные архитектуре спокойные гори­зонтальные членения противопоставляются устремленным ввысь линиям го­тики. Кровли становятся плоскими; вместо башен и шпилей появляется купол — импозантный, красивый, хотя и не новый архитектурный мотив.

Строительство перестает быть монополией корпораций каменотесов. На арене появляется новый тип архитектора и предпринимателя, не связанного цеховыми обязательствами, а в качестве физической силы используется труд наемных рабочих.

Наряду со столь характерными для данного времени центрально-куполь­ными зданиями культового назначения очень типичными постройками явля­ются дворцы (палаццо). Строились они для разбогатевших представителей торгово-финансового сословия (например, палаццо Строцци, Питти). Эти


монументальные постройки замкового типа возводились на больших земель­ных участках вне стен средневекового города. За монументальным, выло­женным бутовыми квадрами фасадом такого сооружения находился обычно закрытый, окруженный аркадами двор, минуя который посетитель оказы­вается в богато убранных парадных залах и покоях дворца. Оформление фасадов выполнялось мраморными плитами, стукко или техникой цветного сграффито. Окна решались с полукруглым, позднее с прямым завершением.

Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эф­фектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убран­ства. Гостиные и спальни флорентийской и венецианской знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. На юге жилые помещения обычно очень просторные и очень «каменные»: пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок (бревенчатый или кессонный).

Перемены в жизни повлекли за собой появление новых типов обществен­ных построек: ратуш, складов, больниц, театров. Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы.

В основе художественного метода лежит стремление к спокойным, уравно­вешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Мерой гар­моничности форм служит правило золотого сечения. Характерно ренессанс-ным элементом архитектурно-декоративного оформления был кессон (восхо­дит к столярным конструкциям рамочно-филеночной вязки). Простое доща­тое покрытие стен сменяется сложно решенными деревянными покрытиями с профилированными деталями, колоннами, пилястрами и резными филен­ками.

В эпоху Ренессанса формообразование носит уже рациональный, плано­мерный характер: предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проек­тов, и лишь затем по этим проектам выполняются в материале. Если преды­дущие стили органически развивались друг из друга, то ренессанс, перешаг­нув через тысячелетие, призвольно избрал отправной точкой художественно-культурное наследие античности.

В эпоху средневековья мебель жилых помещений тяготела к стенам. Все недвижно стояло на своих местах, подобно людям в общественной иерархии. Более легкая, «подвижная» мебель появляется в эпоху капитализма, когда и человек получает больше свободы для передвижения. Люди средневековья обходились сравнительно небольшим количеством типов мебели. Ренессанс-ная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообра­зием, но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов. Все более дает себя знать и повышающееся художественное чутье заказчиков. Дорогая мебель с богатой отделкой становится своего рода символом социаль­ного положения ее владельца.

Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и по­вышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Корпус-


 



228. Резной стул. 229. Складной стул (курульное кресло). Тоскана, XV в. 230. Касса-панка. Флоренция. 231. «Стул Строцци» (Вена, собр. Фигдор). 232. Стул; железо и бронза. 233. Позднеренессансный сундук-кассоне. 234. Венецианское курульное кресло с резьбой и кожаной обивкой сиденья и спинки. 235. Посудный шкаф-креденца. Тоскана, ок. 1580 г. (Флоренция, Палаццо Дованцати). 236. Стол с точеными ножками и подстольем с ящи­ками. Болонья, XVII в. 237. Стул с кожаной обивкой. Флоренция, XIV в. (Париж, Музей Клюни). 238. Стул дощатый, резной. Флоренция, XVI в. (Лондон, Музей Виктории и Аль­берта). 239, 240. Детали архитектурно-декоративного оформления мебели.

 

ная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное па­лаццо, с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составлен­ную из архитектурных элементов мебель, в которой каждая часть является самостоятельной, независимой формой, называют архитектонической. Ком­позиции строятся на красоте пропорций, чистоте контуров, ясности силуэтов изделий.

Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов, которые она развивает в сторону ббльшей утонченности. Декорируется, как правило, почти все, но в большинстве случаев с соблюдением меры и сохранением подчиненности главной форме. Количество употребляемых декоративных мо­тивов велико; широко используются, в частности, различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, гермы, купидоны. Колонны и пи­лястры, в свою очередь, нередко сплошь покрываются растительным или гео­метрическим орнаментом. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в частности — гротески, развитые на основе орна­ментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Гротески — это очень причудливые, фантастические орнаментальные композиции: вплетен­ные в прихотливо вьющиеся растительные ветви фигуры животных, фантасти­ческие существа, птицы, человеческие головы, цветы. Поля, образованные правильным геометрическим членением поверхностей стен или мебели, были благодатным объектом для декорировки. Помимо вышеупомянутых, широко употреблялись такие орнаментальные формы, как арабески, плетенки, кар-туши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны, фигуры полулюдей-полуживотных и т. д.

Столярное дело в этот период достигает высокого художественного уровня. Мастер-столяр должен был отлично чувствовать форму, конструкцию, хорошо рисовать и быть подготовлен технически. С освоением способа получения пиленых досок появилась возможность для производства более легкой мебели. Выработанные в этот период новые приемы рамочно-филеночной вязки в дальнейшем легли в основу многочисленных мебельных форм.

Цветовой строй ренессансной мебели отличается сдержанностью; мастера-мебельщики, как правило, стремятся обыграть естественный цвет и текстуру слегка вощеной древесины. Изобретение станка для выработки тонких листов древесины (фанеры) — для развития мебельного производства событие столь же эпохальное по своей значимости, сколь эпохальным было двумя столети­ями ранее изобретение механической пилы, приводимой в действие водой: оно открыло путь для широкого распространения техники фанерования, а вместе с ней приема украшения изделий мебели интарсией.

На раннем этапе техника инкрустации была сравнительно простой и при­менялась главным образом для украшения церковной мебели. До конца XIV века в наборе употреблялись преимущественно черное и белое дерево, позд­нее —■ слоновоя кость. Изображения были почти монохромными, без оттен­ков. Наиболее распространенные декоративные мотивы —• вьющийся сте­бель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт.

241. Сундук, украшенный богатой резьбой. (Париж, Лувр). 242. Поставец. Первая поло­вина XVI в. 243. Кресло токарной работы. 244. Резная филенка с мотивом медальона 245. Шкафчик. 246. Дощатое кресло, в котором ренессанснын орнамент уживается со средневековыми формами. 247. Тронное кресло с высокой спинкой и слабо выраженным архитектоническим началом в структуре. 248. Сундук. 249. Столик на восьми точеных ножках. 250. Мягкое кресло. Конец XVI в.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.14 с.)