Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мебель австрийского, немецкого и русского ампира
ний (556, 557). В мягких изгибах стульев и кресел чувствуется забота об удобстве их для сидения. Для форм боковин диванов часто используется мотив рога изобилия; одинаковые с двух сторон боковины S-образной формы имеют нередко и кровати. В моде столы с остроумными механизмами, которые по нажатию кнопки могли менять форму и размеры предмета. Опорные конструкции имеют форму античных колонн и пилонов либо, по подобию мраморных устоев римских столов, решаются в виде герм со львиными масками и лапами; царги столов украшаются фризоподобным бронзовым орнаментом (559, 563). Шкафы крупные, массивные, с обширными, экономно члененными фанерованными поверхностями; своим оформлением — кариатидами, колоннами с бронзовыми капителями, фронтонами, карнизами — они подчас напоминают греческие храмы. Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов (горка, обработанный трельяжом книжный шкаф, состоящий из нескольких частей). Другие новинки: узкий сервант, узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды. К числу характернейших мебельных форм стиля ампир следует отнести рекамье — короткую элегантную кушетку с высоким, плавно изогнутым изголовьем, имеющим форму не то гондолы, не то лебединой шеи. (Франсуа Жерар изобразил такую кушетку на своей картине «Портрет мадам Рекамье» в 1800 году. По следам этой картины новая разновидность кушетки и была названа «рекамье».) К числу ампирных мебельных форм можно отнести еще большие круглые столы (559), маленькие круглые столики на одной ножке (гефидон), туалетные столы и массивные тумбочки цилиндрической формы, симметрично расставлявшиеся по обеим сторонам кровати. Все эти предметы украшались бронзовыми аллегорическими фигурами. Остальные типы мебели были, в сущности, повторением ранее сложившихся форм. Письменные столы по-прежнему разрабатываются во многих вариантах. Зато комоды утрачивают свое былое значение и частично вытесняются низкими двухстворчатыми шкафами, покрытыми мраморными досками. Установленные под большими настенными зеркалами, эти шкафы успешно выполняли и функцию консолей. Секретеры по-прежнему принадлежат к числу излюбленных предметов обстановки (564); формы их теперь совершенно закрытые, а скрывающиеся за откидной доской многочисленные ящички, ниши и ячейки отделываются благородными породами дерева, зеркалами и другими красивыми материалами.
В употребление входят уже упоминавшиеся большие напольные зеркала (псише), а также небольшие зеркала, ставившиеся на туалетные столики и вращавшиеся на боковых подставках. Каминные экраны или ширмы обтягивались гобеленом и другими дорогими, отделанными вышивкой тканями (та- 579. Посудный шкафчик. Стиль регентства. 580. Мотив канделябра. 581. Сервант в стиле ампир. Т. Хоуп. Начало XIX в. 582. Письменный стол и скамейка, вдвигающаяся в свободное пространство между тумбочками. 583. Секретер в форме античного надгробия. Т. Хоуп. 584. Т. н. кресло-гондола, античная форма. Т. Хоуп. 585. Кресло. Регентство, первая четверть XIX в. 586. Орнаментальный мотив: венок и лира. 587. Опора стола, орнаментированная пальметкой и мотивом улитки. 588. Стул с редуцированной спинкой, употреблялся при игре на клавире. 589. Мотив крылатого сфинкса. 590. Подставка для ног. 591. Форма стула, вдохновленная античным клисмосом. 592. Банкетка, разновидность старинного складного стула. 593. Консольный стол, покрытый мраморной доской. 594. Установленная на помост тахта с валиками цилиндрической формы. Т. Хоуп
49. Английская мебель эпохи ампира и Регентства кие же, но меньших размеров экраны ставились и перед подсвечниками). Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей, трипосов. Кровати — с балдахинами или без них — часто устанавливаются на цоколи; они решаются то в форме римского саркофага, то в форме ладьи (555). Рукомойники имеют форму жертвенного алтаря («алтаря чистоты») или лиры, а курильницы оформляются то в виде капителей, то в виде урн. Однако за античными архитектурными формами консолей, подставок для зеркал, различной формы декоративных и обеденных столов всегда чувствуется целесообразность и здоровая столярная основа этих предметов. Вначале мебель еще относительно легка, однако вскоре начинают доминировать тяжелые, напоминающие архитектурные сооружения предметы, покоящиеся, вместо ножек, на массивных устоях, пилонах (558, 559, 563). Массивные же проножки и цоколи столов делали их еще более тяжелыми, неподвижными (559, 560).
Наряду с архитектоническим в мебели ампира сложилось и другое направление, для которого было характерно широкое использование бронзовой пластики. В предметах мебели этого типа функцию опорных устоев и локотников выполняли отлитые из бронзы фигуры различных животных, а поверхности обрабатывались накладным орнаментом. Много места бронзовому декору отведено, в частности, в проектах Персье и Фонтена, однако декоративные элементы здесь скорее сопровождают мебель, не нарушая ее основных форм (554, 558). Эта богатая, иногда чуть-чуть аляповатая (562, 563) мебель пользовалась большим спросом. Поскольку обилие позолоченной бронзы делало ее слишком дорогой, столяры нередко прибегали к имитации; в частности, бронза заменялась позолоченным папье-маше. (Этот прием характерен главным образом для немецких и австрийских образцов). Из папье-маше исполнялись различные детали декоративного убранства мебели: львиные, орлиные или козлиные лапы, бараньи головы, львиные маски, лебеди, сирены и др. (555, 557, 560, 562). Опорные конструкции часто решались в виде фигур грифонов, дельфинов, тритонов, герм, кариатид, атлантов. После египетского похода Наполеона появились новые мотивы: фигуры сарацинов, сфинксы, иероглифы и т. д. На более позднем этапе мебель начинает перенасыщаться бронзовым декором, более того, появляются предметы — в основном небольшие, декоративные,— целиком исполненные из золоченой бронзы и даже из серебра и стекла. Приобрести такую мебель было под силу разве что князьям да королям. В исполнении мебели для загородных резиденций Наполеона (Мальмезон, Компьен, Фонтенбло) принимал участие знаменитый бронзовщик П. Ф. То-мир. Традиция украшать предметы обстановки бронзовой пластикой прочно удерживалась во французском мебельном искусстве на протяжении полутора веков, начиная со стиля Людовика XIV и кончая ампиром. В стиле ампир можно встретить немало других, еще не упоминавшихся примеров подражания античным формам; таковы, в частности, канделябры, выполнявшие функцию светильников в больших залах. Нижние части тех же канделябров успешно использовались в виде столиков на одной ножке. Появившаяся в это время форма камина, имитирующая античные надгробия, продержится на всем протяжении XIX века. Проекты ампирных мебельных и декоративных форм, как правило, бескровны, сухи, так как их авторы исходили из образцов далекой, чужой эпохи. Среди наиболее распространенных форм декоративного убранства были мотивы рога изобилия и лиры, фигура сфинкса, урны, ликторские связки, копья, щиты, факелы. Даже ткани часто украшались мотивами, позаимствованными из изображений на красно-и чернофигурных этрусских вазах. Античного происхождения был почти весь
набор геометрического и растительного орнамента ампира: пальметки, меандры, плетенки, лавровые ветви, пальмовые, лотосовые, акантовые листья, мотивы растительной ветви, венки (561), цветочные гирлянды, лиственные орнаменты (556) и т. д., причем цветы и листья во всех случаях трактуются довольно натуралистически. В Германии и Австрии стиль ампир складывался под сильным французским влиянием. Правда, немецкий ампир более тяготеет к формам греческой, а не римской классики. Вена выдвигается в этот период в ряды ведущих центров мебельного призводства. Венская аристократия отличалась особой страстью к богатству и роскоши. Буржуазная разновидность ампира (стиль бидер-мейер) здесь сложится лишь позднее. Немецкий и австрийский ампир — это, в сущности, все тот же цопф, но в большей мере пропитанный античным духом. Отдельные предметы мебели просты по решению, в них сохранена здоровая столярная основа и нет той перегруженности бронзовым декором, какая характерна для французских образцов. Формы стульев и кресел красиво обрисованы, ножки большой частью гладкие (570, 572, 575), бронза, — там, где она есть, — используется очень экономно (568, 569, 573). Ножки круглых одноопорных столов выдержаны в архитектурных формах, однако не утрачивают своего столярного характера (571, 573). Встречаются и громоздкие диваны простых прямоугольных очертаний, с колонками, примыкающими к высоким боковым стенкам, а также столы, близкие к формам стиля Людовика XVI и цопф (576).
Важным предметом обстановки жилищ этой эпохи был и клавир. После 1790 года Вена становится ведущим центром по производству этого рода музыкальных инструментов. По техническим качествам и изяществу форм венские изделия не уступают английским. В истории европейского классицизма конца XVIII—началаXIX века особое место принадлежит России. Интенсивное развитие русской художественной культуры происходит на фоне крупных исторических событий. Победа над Наполеоном, застройка Петербурга величавыми архитектурными ансамблями, восстановление Москвы, — все это послужило благоприятной почвой для пышного расцвета русского ампира. Среди строителей новых роскошных дворцов, возводившихся в этот период в столице и ее окрестностях, было много иностранных мастеров, работавших в классическом стиле. Дворцовая мебель ампирных форм, создававшаяся по их проектам, носила довольно холодный, суровый характер. Вначале мебельные формы не свободны от влияния французских и английских образцов, но уже очень скоро русское мебельное искусство приобретает совершенно самостоятельный характер. Большой вклад в развитие русской художественной мебели стиля ампир внесли выдающиеся архитекторы В. П. Стасов, К. И. Росси и ряд других. Мебель, исполнявшаяся из экзотических или отечественных пород дерева (красное дерево, карельская береза, орех, тополь и др.), часто окрашивалась в белый цвет и обрабатывалась золоченой резьбой. Наряду с роскошной парадной мебелью мастера русского ампира создавали и более простую, удобную в быту мебель для провинциальных усадеб и домов зажиточных слоев городского населения.
Русский ампир — явление самобытное, хотя исходные стилевые элементы и роднят его с французскими и центральноевропейскими ампирными формами. Мебель русского ампира отличается исключительной красотой, тонкостью вкуса, сочной декоративностью. Много превосходных образцов этой мебели хранится в собраниях Государственного Эрмитажа. В России наиболее важными центрами мебельного производства были мастерские, осно-
ванные при усадьбах в Останкине и Архангельском. Отличную продукцию выпускали и мастерские Москвы, Курска и ряда других городов. В конце XVIII века в Англии в жизненном укладе различных слоев общества продолжает усиливаться дух рациональности. Стремление к простоте, строгой пуританской сдержанности проявляется сначала в костюме, а затем и в мебели, интерьере. На этом этапе Франция многое восприняла от английской одежды. Английские формы оказали влияние и на французскую классицистическую мебель. Это влияние отразилось прежде всего в тенденции к большей простоте, целесообразности, в стремлении освободить мебель от диктата архитектурных форм и вернуть ей истинно столярный характер. В свою очередь, в Англии складывается направление, очень близкое к французскому стилю ампир. Это направление, зародившееся еще в мебели и интерьерах братьев Адамов, было подхвачено Шератоном и Ширером и окончательно вызрело в творчестве последующего поколения английских мастеров. Однако здоровое чувство реальности не покидает английских столяров и в эпоху ампира; в заигрывании с античными формами они не заходят так далеко, как их коллеги из многих стран континентальной Европы. Даже в радикальном классицизме Адама больше тонкости, непосредственности и широты, чем, например, в антикизирующих формах немецкой мебели. Влияние ампирных форм сильнее всего ощутимо в проектах Томаса Хоупа (в 1807 году он издал сборник «Household Furniture»), но эти проекты на общем фоне развития английского мебельного искусства являются скорее исключением. Т. н. английский ампир не идет ни в какое сравнение с произведениями предыдущего, «великого столетия» английской художественной мебели. В период регентства (1810—1820) было создано не так уж много действительно красивых изделий; античные формы и орнаменты перенимаются подчас без должного такта и даже искажаются, использование их часто ничем не мотивировано. Ненависть ко всему, что в той или иной мере было связано с именем и деяниями Наполеона, сокрушила и господство стиля ампир. Однако сложившийся язык форм продолжает жить дальше, то сосуществуя с пришедшим на смену ампиру стилем бидермейер, то оплодотворяя последний и растворяясь в нем. В некоторых странах влияние ампирных форм на крестьянскую мебель не ослабевало до конца XIX столетия.
Под «колониальным стилем» обычно подразумевают некий стилевой гибрид, главными признаками которого считаются витые ножки, архаические формы в духе английской позднеренессансной мебели, разделка под орех и т. д. В подобных представлениях много неопределенного, они подчас далеки от действительности, поэтому старинной американской мебели необходимо посвятить хотя бы короткую главу. Колониальной следует считать мебель, созданную в Америке в эпоху колонизации ее европейскими державами (Англией, Голландией и др.). Речь идет не о самостоятельном стиле, а о такой мебели, которая на самом раннем этапе создавалась по подобию завезенных колонистами предметов домашней обстановки; позднее для обретавшей все больший размах и самостоятельность мебельной промышленности колоний главным ориентиром служили сменявшие друг друга английские мебельные стили. В американской мебели постепенно усиливаются черты местного своеобразия, уже в XIX веке здесь складываются свои кадры проектировщиков, открываются мебельные фирмы. Отличить американскую мебель от родственных ей форм — задача не из легких; решить ее может лишь тот, кто основательно знаком со всеми тонкостями этой мебели и обстоятельствами ее происхождения. В данном случае мы ограничимся определением, носящим самый общий характер: колониальная мебель была, в сущности, местной, американской разновидностью английской мебели; направление ее развития определялось событиями, имевшими место в английском мебельном искусстве. Это означает, что не было какого-то одного, конкретного, ограниченного узким набором формальных элементов стиля, а существовало почти столько же вариантов и оттенков «колониального стиля», сколько стилевых разновидностей было в английской мебели. Нетрудно представить, сколь обширна, сложна история американских мебельных стилей. Однако здесь, ограниченные рамками короткой главы, мы коснемся лишь наиболее важных моментов этой истории. Период формирования американской колониальной мебели, для удобства
обозрения, можно подразделить на три этапа: 1608—1720 годы (ранний период); 1720—1780 годы (период правления английских королей Георгов); 1780—1830 годы (первые десятилетия после завоевания независимости). Переселенцы первое время в основном пользовались мебелью, которую они привезли с собой из Англии. Характерно, что в газетах тех времен в рекламных объявлениях, оповещавших о продаже различной утвари, мебель пока еще не упоминается. Такое положение продержалось приблизительно до середины 1760-х годов. В различных поселениях (Новая Англия, Плимут, Пенсильвания, Виргиния) обстоятельства складывались по-разному. До 1650 года качественная мебель была редкостью; в старинных описях имущества упоминаются в основном простой столярной работы столы, кресла, сундуки, кровати (595, 596). С улучшением условий жизни повышается спрос на различные предметы домашней обстановки, однако производимые на месте изделия могли удовлетворить лишь самые насущные потребности. Обычной была мебель токарной работы, точеные детали служили пока и главным украшением предметов (599). Добротная, качественная, исполненная под влиянием голландских образцов мебель, завезенная колонистами на американский континент, была выдержана в английском позднеренессансном стиле. Между 1700 и 1720 годом позиции этого стиля расшатываются крепнущим голландским барокко, которое, взяв, в конце концов, верх, подчиняет себе американскую мебель (1720 -1750), претерпев, однако, здесь и некоторые изменения (597, 598, 602, 604). На Юге в большом количестве производились шкафы, сундуки, кушетки, на Севере — комоды, секретеры, письменные столы и мягкие кресла. В прямых высоких спинках кресел (604) пока еще нет и намека на пышные резные формы зрелого барокко. Спинки ранних американских стульев и кресел большей частью решаются в виде простых конструкций из брусков и планок (597, 598, 600). Высокий комод (high-boy) в Новой Англии входит в употребление уже около 1690 года (605). Среди ранних образцов американской мебели даже самые роскошные довольно просты по формам и исполнены, как правило, из мореного и вощеного дерева. Обработка политурой и фанерование мебели пока еще не практикуются. Помимо сосны в работу идут дуб, береза, орех и клен. Мебель рубится прочная, добротная. В предметах домашней обстановки, производящихся в Новом Амстердаме, благодаря развитой торговле с Европой и Индией, ощущается дальневосточное влияние. В XVIII веке богатеющая американская буржуазия уже могла позволить себе роскошь приобрести все, что предлагал европейский рынок. Усилившийся приток различных товаров не мог не сказаться и на прикладном искусстве.. Однако в целом американская мебель следует английским образцам с запозданием на 10—20 лет. Голландские барочные формы начинают вытесняться английскими лишь в серединеXVIII века.Сзапозданием осваиваются
595. «Кресло Уэнскот» (Нью-Йорк-, Музей Метрополитен). 596. Сундук тонкой испанской работы. Филадельфия. 597. Стул, исполненный по английскому образцу. XVI11 в. 598. Стул. Между 1725 и 1740 г. 599. Стол с опускающимися полами и раздвижными ножками (gate leg table). 1690-е гг. 600. «Кресло Виндзор» с вращающимся сиденьем; Томас Джефферсон подписал Декларацию независимости (1776), сидя в этом кресле. 601. Письменный стол Георга Вашингтона. 1789 г. 602. Кресло в стиле Чиппендейла (settee). 603. Секретер в стиле барокко. 1740- 1750-е гг. 604. Раннебарочное кресло. 605. Шкаф-комод (high boy). 606. Диван с классицизируюшими формами. 1800—1810-с гг. 50. Американская колониальная мебель
за океаном и модные в это время в европейском искусстве стилевые направления: французское рококо, китайские и готические влияния. Американская мебель 1750 —1780-х годов в техническом отношении не уступает английским изделиям (мебели Чиппендейла). В мастерских Филадельфии производятся высокие комоды, туалетные столы, секретеры; мебель обрабатывается богатой резьбой, изогнутыми карнизами. Мастера Новой Англии специализируются на низких комодах, шкафах в виде двух комодов, поставленных один на другой (double chest), и секретеров с волнистыми поверхностями (block front). Это уже типично американская мебель, ничем не уступающая английским образцам (603, 605). Ранняя колониальная мебель была столь простой, примитивной, что ее окрестили «кухонной колониальной», однако теперь, в эпоху стремительного подъема американской буржуазии, во всем чувствуется стремление к богатству. Обстановка жилищ американцев обнаруживает много общего с английским жилым интерьером этого времени. Между 1780 и 1810 годами американская мебель развивается под сильным влиянием творчества Чиппендейла и других видных английских мастеров. Влияние стиля Чиппендейла давало себя знать на протяжении многих лет. Стиль Шератона особенно сильное влияние оказал на творчество знаменитого американского мебельного мастера Дункана Файфа. Шотландец Файф с 1795 года работал в Нью-Йорке. Мебель его работы отличалась удобством, красотой, элегантностью. Файф не создал нового стиля, но господствовавшее в это время направление нашло в его лице лучшего выразителя. В американской колониальной мебели это период проникновения и распространения классицизирующих форм, влияния Хэплуайта и Шератона. Характерные особенности американской разновидности стиля Шератона: полное отсутствие профилей, прямые линии, орнаментация интарсией (601). В XVIII веке в Америке работало много мебельщиков, прибывших сюда из Лондона. Этот век был первым значительным периодом в истории американской колониальной художественной мебели. Правда, представители зажиточных слоев общества все еще предпочитали обставлять свои жилища мебелью, приобретенной в Лондоне. В Америке производство мебели тоже строилось по принципу специализации (столяры, токари, резчики и т. д.). Около 1725 года у ореха появляется соперник: красное дерево (махагони). После 1800 года дорогую мебель исполняют из атласного и розового дерева. Американские мастера начинают создавать высококачественную мебель, успешно конкурировавшую с английскими изделиями. Американцы охотно пользовались разработанными английскими архитекторами и мебельными мастерами проектами образцовых предметов мебели и интерьеров. В 1760 году Джеймс Ривингтон издал сборник рисунков различных предметов домашней обстановки, содержавший 180 таблиц. Этот и ряд других аналогичных сборников свидетельствуют о том, что в Америке специалисты были хорошо осведомлены о новейших стилевых тенденциях в английском прикладном искусстве. В конце века начинают выпускаться и рекламные альбомы мебели с указанием цен по типу английских. Так, в Филадельфии издается ценник предметов мебели «The Journeyman's Cabinet and Chair maker's Philadelphia Book of Prices». Такого же рода альбом в 1792 году был издан хартфордской корпорацией столяров. Ведущим мебельным центром и законодательницей мод этого времени является Филадельфия, за ней следуют Бостон и Чарлстон. В эпоху ампира американская мебельная промышленность переживает полосу подъема. Мебель этой поры большей частью рубленая и украшенная
резьбой (606). Около 1825 года в декоративном убранстве предметов мебели появляются готические элементы. Эта тенденция поддерживается рядом изданий с проектами неоготической мебели (например, альбом Пьюджина «Gothic Furniture», 1826), но не найдя широкого отклика, она быстро уступает место очередному поветрию — стилю неорококо. Самостоятельная, независимая — уже не «колониальная» — американская художественная мебель сложилась в XIX веке в условиях формирующегося крупного капиталистического производства, пройдя предварительно, подобно европейской мебели, стадии рождения, поисков, экспериментов и неостилей. Итак, «колониального стиля» как такового не было, а существовали лишь колониальные разновидности европейских, главным образом английских, мебельных стилей. Колониальныеформы обнаруживают тесную связь с исходными прототипами, нередко являясь почти точными копиями их, а то и просто оригинальными предметами, завезенными из Европы. Поэтому часто бывает очень трудно отличить американскую мебель от соответствующей ей по стилю европейской.
БИДЕРМЕЙЕР В ряду оригинальных стилевых направлений, логически вытекавших из хода развития мебельных форм, последним был стиль бидермейер. На следующем этапе в архитектуре и прикладном искусстве начинают господствовать эклектика и историзм, беспринципное подражание старым стилям. Собственно говоря, эклектичными по своей сути были уже ампир и бидермейер, поскольку одним из источников форм для них служили искусственно возрожденные стили отдаленных эпох. Новый стиль, продержавшийся в мебели с середины 1810-х годов до буржуазно-демократических революций 1848 года, привнес в буржуазное жилище скромный вещный мир с легким налетом сентиментальности. Более поздняя, высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище «бидермейер» (слово «бидермейер» — «бравый господин Мейер» — как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхродт). Традиции больших стилей некоторое время еще продолжают оказывать живительное действие на мебельное искусство, однако постепенно, с наступлением вялой, безликой эпохи от былого блеска остаются разве что одни воспоминания. Теперь, после падения Наполеона (1815), в эпоху Реставрации, «Священного союза» и всеевропейской реакции мебельное искусство перестраивается в соответствии со стремлением буржуазии к спокойной, упорядоченной жизни. В первой трети XIX столетия, в эпоху бидермейера, между средой, окружающей человека, с одной стороны, и всем духовным и предметным.миром — с другой, в последний раз наблюдается такое единство, какое имело.место в случае больших, классических стилей. От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Однако это не архитектурный стиль; с наибольшей полнотой он проявил себя прежде всего в мебельном искусстве и интерьере. Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности. Критерием же полезности
бытовой вещи, мебели считались прежде всего такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство. В эту эпоху типично буржуазные элементы быта проникают и в дворцовый интерьер, в жилища королей и аристократической знати. Стиль бидермейер, распространившийся почти по всей Европе, особенно пышно расцвел в Германии и Австрии. В рассматриваемый период мебельное дело стояло на высоком уровне и в Англии, Дании, России. Об этом свидетельствуют, помимо прочего, издававшиеся в начале века журналы мод и литературные произведения, служившие целям формирования, развития вкусов. Генетическая связь стиля бидермейер с ампиром несомненна; однако не менее, а то и более важным источником для него служила пуританская буржуазная мебель Англии конца XVIII — начала XIX века, не испытавшая не себе непосредственного воздействия бурь наполеоновской эпохи. В 1808 году начал выходить журнал «Repository of Arts», на страницах которого воспроизводились проекты образцовых предметов мебели. Первое время это были проекты мебели в духе поздних образцов Шератона, Хоупа и Смита, но постепенно наряду с ними снова появляются проекты предметов с изогнутыми формами и точеными деталями. Позднее, около 1820 года, к ним присоединился еще и готизирующий резной декор, который, по сравнению, например, с остроумной, оригинальной интерпретацией готических и китайских элементов в творчестве Чиппендейла, свидетельствовал о происшедшей к тому времени порче вкусов. Наряду со слабеющим классицизмом и строгим английским рационализмом на формирование своеобразной культуры жилья эпохи бидермейера известное влияние оказала и эмоциональность зарождающегося романтизма. В мебели бидермейера стиль цопф сочетается с упрощенными формами ампира. Бидермейер не был простым производным от ампира, хотя отдельные специалисты и склонны считать, что в стиле бидермейер обрела полноту демократическая линия стиля ампир. В английской мебели привлекали такие ее качества, как целесообразность и дешевизна. Влияние английского вкуса в 80-х годах XVIII столетия проникло даже во Францию. Первое время представители имущих слоев общества — аристократы, коммерсанты, связанные с Англией торговыми узами, — заказывали мебель в Лондоне, отдавая предпочтение изделиям, выдержанным в стиле Шератона; позднее завезенные предметы послужили образцами для создания похожей мебели и в самой Франции. Так, параллельно с ампирными формами распространялась и иная, более практичная мебель. Складывавшийся на континенте стиль бидермейер испытывал инспирирующее воздействие со стороны английской мебели эпохи Регенства (1810—1820) и правления короля Георга IV (1820—1830). Бидермейер был, по существу, стилем буржуазного искусства. Хотя отдельные признаки и роднили его с ампиром, свойственные тому холодная надменность, помпезность и богатство остались ему чуждыми. В буржуазном жилище не мог привиться и фальшивый пафос ампира. Интерьер стиля бидермейер, в полной мере отвечавший понятиям буржуа об уютном, комфортабельном жилище, дает верное представление об экономическом положении и характере культурных запросов буржуазии в первые десятилетия XIX века. Стиль бидермейер очень поучителен. Он может служить, в частности, примером тому, как определенная эпоха при помощи относительно скромных средств решает проблему жилого интерьера, гармонирующего со всем укладом жизни данного класса, как унаследованные традиции перерабатываются в соответствии с требованиями и вкусами времени, и т. д. В мебели эпохи
бидермейера мы уже можем обнаружить большую часть современных типов. Никогда еще мебель не была столь «мебельной» по характеру, то есть свободной от архитектурных форм и чужеродного декора. Критерием качественности мебели теперь считаются удобство форм и безукоризненная столярная работа. Жилой интерьер стиля бидермейер производит довольно целостное впечатление. Помещения просторные, светлые; членения в форме выдержанных в строгих линиях элементов архитектурного ордера делят стены на спокойные поля; в одном из углов помещения в круглой нише помещается изящная белая печь. Ослабление антикизирующей тенденции приводит к упрощению средств оформления. Зарождающийся романтизм усиливает в интерьере элемент интимности. Комната, обставленная в стиле бидермейер, может служить образцом веселого, уютного жилья. Интерьеры отличаются выдержанностью пропорций; потолки, как правило, сводчатые, оконные проемы глубокие, стены оклеены обоями снежной белизны либо с узорами (цветы, полоски) в светлых тонах. Воздушные муслиновые занавески, теплые коричневые тона мебели, развешенные на стенах миниатюры, акварели, гравюры, лента колокольчика и модные дешевые (нередко сделанные собственноручно) силуэты — все это вносило в жилище эпохи бидермейера настроение уюта и интимности. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» («Gute Stube»), характерный продукт бережливости буржуа. Обставленные с особой заботой, эти «воскресные» комнаты, возникшие в подражание аристократическим салонам, предназначались для приема гостей, для целей «репрезентации». Позднее обычай содержать «чистую комнату» перешел и в крестьянский быт, где продержался до самого последнего времени. В создании новых, удобных и практичных типов мебели мастера-мебельщики, столяры эпохи бидермейера не уступают мастерам, работавшим в последней трети XVIII века. В арсенале выразительных средств все еще удерживаются такие рассчитанные на внешний эффект элементы, как устои в форме лиры, печи-обелиски и др. Никогда еще в жилых помещениях не хранилось столько сентиментальных, наивных сувениров и украшений, музыкальных часов и вышивок, как в этих дышащих романтикой комнатах, в которых под аккомпанемент спинетов распевали трогательные песни Шуберта. В мебели этой поры строгость и холодная величавость классицизма постепенно вытесняются более естественными формами, плавно изогнутыми линиями. Конструкции отдельных типов мебели отличаются остроумием, оригинальностью и безыскусственностью; главное их достоинство —практичность и удобство в быту. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов; столов с выдвижными или откидными столешницами; стульев и столов, трансформируемых в библиотечную
607. Диван, стол и стул из венгерского ясеня. Вена, 1830 г. 608. Секретер из венгерского ясеня. Вена, ок. 1830 г. 609. Кресло. Ок. 1820 г. 610. Книжный шкаф из ореха. 611. Стул красного дерева. Вена, 1810 г. 612. Стул и стол красного дерева. Австрия, ок. 1800 г. 613. Стул с круглым сиденьем. Вена, 1824 г. 614. Кровать. Ок. 1820 г. 615. Разновидность письменного стола, полученная путем комбинации секретера и комода. Вена, ок. 1830 г. Бидермейер лестницу; письменных столов и шкафов с различными по конструкции ящичками и т. д. Мебель теперь уже не предмет украшения, а добрый, услужливый друг человека. В тех случаях, где архитектурные формы не были изжиты до конца, их стремились приспособить к требованиям утилитарности, что, однако, нередко приводило к довольно курьезным решениям (608). Мебель эта иногда грубовата, неуклюжа по формам; эстетическими качествами она обязана прежде всего выдержанным пропорциям, красивому цвету дерева и удачно подобранным расцветкам и рисункам обивок. В мебели стиля бидермейер широко применялась техника фанерования. Тонкими (2—4 мм) строганными вручную листами фанеры покрывались только двери и лицевые поверхности предметов мебели (чаще всего по сосновой и тополевой основе). Благодаря высококачественной, выдержанной, отлично высушенной фанере стенки мебели не кривились, не коробились. В наши дни такая односторонняя фанеровка просто немыслима; доски, из которых собирается мебель, покрываются с обеих сторон довольно толстыми листами фанеры, в противном случае поверхности предметов мебели довольно быстро начнут коробиться. В эпоху бидермейера нередко фанеровались даже стройные ножки и локотники кресел, стульев, диванов. Столяры этого времени в совершенстве владели всеми тонкостями техники фанерования. Для пуританского духа бидермейера характерно, что роскошью, излишеством считалось даже фанерование. Австрийский писатель А. Штифтер в одном из произведений, посвященных Вене, свое неодобрительное отношение к фанерованной мебели выразил следующими словами:«... все столы имеют простые, сосновые ножки, щеголяющие, однако, в штанах из орехового или красного дерева». В эпоху бидермейера появляются первые образцы истинно столярной по характеру мебели. Никогда еще естественная красота дерева не использовалась в такой мере, как в это время. В противовес ампиру теперь используются преимущественно светлые породы: черешня, груша, клен, тополь, ясень. Инкрустация и другие декоративные техники встречаются лишь спорадически, в основном в оформлении дорогих изделий, да и то лишь в виде лаконичных вставок «филе» (613). Главные достоинства, эстетическую ценность мебели стиля бидермейер составляют красота форм, благородство материалов и отличная столярная работа. Отличительные признаки мебели бидермейера: плавно изогнутые спинки и локотники кресел, диванов, стульев; гнутые и точеные ножки, широко распространившиеся после 1830 года. В качестве настилочного материала для мягких элементов используется конский волос, для обивки — ситец с цветочным рисунком или более строгий, однотонный или в полоску, репс. Облицовочные ткани часто прибиваются гвоздями с большими белыми фарфоровыми шляпками. Ведущими центрами мебельного производства этой эпохи были Лондон. Берлин и Вена. Видный представитель венского бидермейера живописец Дангаузер проектировал мебель для фабрики, принадлежавшей его отцу.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.178 (0.082 с.) |