Французская готическая мебель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская готическая мебель





 

 


деревьев на доски; теперь не надо было мастерить тяжеловесную мебель из толстых брусков. Благодаря более тонкими и легким доскам в хорошо скон­струированной столярной мебели были заметны предпосылки, созданные но­вой технологией для возникновения новых форм.

Для устранения однотонности чрезмерно тектоничных конструкций ис­пользуют различные формы орнаментации. Для этой цели кроме архитектур­ных форм служат членения и пластичные филенки. В основном различают четыре основных вида украшения филенок: 1) ажурный орнамент; 2) листвен­ный орнамент; 3) ленточное плетение; 4) т. н. parchemin plie — стилизован­ный резной орнамент, в виде свитка сырой кожи с закрученными краями или имитации фактуры ткани, собранной в складки, типичный для французской мебели XV века, который столяры выполняли с помощью калевки.

Лучшие мастера, изделия которых отличаются прекрасной обработкой, учитывающей особенности материала, были родом из Рейнской области и из Фландрии (Кёльн и Гент).

Помимо филенок каркас украшается многочисленными архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками и пр., благодаря чему он выглядит легче и декоративнее. Для украшения готической мебели помимо росписи и резьбы служили также стрельчатые своды, ниши и ажурные орнаменты; вскоре к этому добавились и изображения фигур, сначала на фронтальных поверхностях мебели, а за­тем и по бокам.

Для изготовления готической мебели на Севере и западе Европы использо­вался преимущественно дуб, реже — орех, а на юге (Тироль) и на востоке, в Венгрии, — ель и сосна (лиственница, кедр европейский, можжевельник и т. д.). Тирольская, швейцарская и другая крестьянская мебель с росписью сохранила формы средневековой мебели до наших дней.

Известные нам зрелые формы готической мебели относятся к более позд­нему периоду (XIV век), уже после появления досок. В это время возникла потребность в том, чтобы мебель городских жилищ отделывалась не менее тщательно, чем церковная. Представление о готическом интерьере дает не только сохранившаяся мебель, но и живопись того времени. Начинается раз­витие художественного интерьера, и одновременно с этим возникают и сти­листические различия в мебели отдельных стран; возникло своеобразие типов орнамента, использования пород дерева. Готика во всех странах Европы отличается своеобразием, что нашло свое выражение прежде всего в технике орнаментовки.

Варианты готического стиля могут быть разделены на две основные груп­пы: северную и южную. Северная представлена готическим искусством таких стран, как Франция, Нидерланды, северо-западная Германия и Англия, при­чем особое значение имеет нидерландское искусство. На юге готический

196. Сеоеронемецкий большой двухъярусный шкаф, Нюрнберг, XV в. 197. Позднеготи-ческий сундук-креденца. Фландрия, XV в. 198. Буфет «лесенкой» с небольшим «балдахи­ном» и богатой резьбой. 199. Простой дощатый стул. 200. Позднеготическое кресло, при­мер эволюции типа складных стульев. 201. Письменный стол. Швейцария, ок. 1500 г., Музей в Базеле. 202. Элементы южнонемецкого типа стола с наклонными ножками. 203. Фламандская мебель — стол и скамья с перекидной спинкой. 204. Вариант складного кресла. 205. Северонемецкое кресло с нижней частью в виде сундука, украшенное склад­чатыми филенками, XV в. 206. Южнонемецкий позднеготический сундук с плоской резьбой. Зальцбург.


 

 

 


Немецкая готическая мебель


 

 

стиль распространяется прежде всего в южной Германии, Швейцарии и в Австрии. Поскольку во многих странах Северной Европы (Германия, Фландрия, Скандинавия) отдельные черты готического стиля сохранились вплоть до появления барокко, а в более отдаленных районах — и еще позже, часто совсем не просто определить «возраст» мебели, ибо он далеко не всегда совпадает с «возрастом» архитектурных сооружений того же стиля.

В период готики возросло число находящихся в употреблении типов ме­бели, что свидетельствовало о развивающейся культуре быта. Основным ви­дом мебели как в домах знати, так и простых горожан по-прежнему остается сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Наряду с древними, выполненными плотницким инструментом примитивными фор­мами сундуков встречаются сундуки с рамками и филенками (185, 197, 207), а также с новой, архитектурной конструкцией (206, 227). Последние укра­шаются стрельчатыми сводами, имеют цоколь, приближаются к форме шкафа. Из сундуков позже развивается не один новый тип мебели. Дифференциро­вание запросов породило и новые типы мебели, как, например, шкафы для посуды: буфет, креденцу или дрессуар (вид поставца) XV века.

Буфет представлял собой разделенные дощатые полки, в некоторых слу­чаях обтянутые тканью, на которые ставили золотую и серебряную посуду или более скромную — оловянную (198). Креденца первоначально была прекрас­ным видом церковной алтарной мебели, который позднее проник в мирскую жизнь как шкаф для напитков или для посуды. Постепенно он превратился в шкаф, установленный на длинных ножках. У англичан ранние шкафы для посуды были ниже и выглядели как сундук или ларь на ножках (207). В Англии и Нидерландах наиболее распространенным и излюбленным видом мебели были подобным образом оформленные шкафы для рождественских пирогов — установленный на высоких ножках сундук с дверками вместо крышек. Аналогичным видом мебели является дрессуар — разновидность французской открытой подставки для тарелок, также на высоких ножках.

Готический шкаф вскоре оставил позади свою форму, из которой возник, хотя сундуки еще долго были в употреблении и после появления шкафов. Нам известны самые разнообразные формы позднеготических шкафов, в осно­вном они служили для хранения посуды и целей репрезентации. Северо­европейская разновидность имеет большие дверки, которые занимают всю переднюю часть, их можно широко открывать. На юге Европы шкафы многоэтажные и имеют четыре, а то и более маленьких дверок. Наиболее своеобразным видом шкафа является, без сомнения, шкаф двухъярусной конструкции с четырьмя — восьмью дверками (196), который своим видом напоминает установленные друг на друга сундуки. (Это впечатление усили­вается за счет сохраняющихся иногда старинных тяжелых ручек из ко­ваного железа по бокам как верхней, так и нижней части). Характерным признаком этого шкафа помимо рамочной конструкции является членение высокого цоколя и карниза и широкий пояс, соединяющий оба яруса, в

207. Сундук-креденца, рамочно-филеночная вязка. 208. Позднеготический тип дощатого сундука с плоской резьбой. 209. Кресло — пример эволюции складного стула. 210. Тре­угольное точеное кресло. 211. Церковный шкаф, ок. 1500 г. 212. Филенка с украшением в виде складок (linenfold). 213. Раннесредневековое точеное кресло. 214. Характерный английский орнамент из листьев. 215. Раннесредневековая форма кресла. 216. Сундук нереходного стиля. 217. Позднеготический дубовый сундук, ок. 1500 г. 218. Характерный элемент стиля Тюдор


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.005 с.)