Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 1. Тема: «Стили речи русского языка. Лексика русского языка»

Поиск

Планы семинарских занятий

 

Семинар 1. Тема: «Стили речи русского языка. Лексика русского языка»

 

1. Понятие о стилях речи русского языка (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический). Их характеристика.

2. Распределение лексики русского языка по стилям речи: общеупотребительная лексика и лексика маркированная (разговорная, научная (специальная), официально-деловая и т.д.).

3. Стилистическая окраска (маркировка) лексики русского языка. Система стилистических помет у слова: одобр., неодобр., шутл., презр., уничижит, и др.

4. Слова с прямым и переносным значением.

5. Типы важнейших словарей русского языка: толковые, орфографические, орфоэпические, иностранных слов, фразеологические; словари синонимов, паронимов.

6. Терминологические и профессиональные словари (юридические и экономические), энциклопедии.

 

Литература:

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

З. Руднев В.Н. Лексикология современного русского языка. М., 2002.

4. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 312 с.*[1]

5. Солганик ЛЯ. Русский язык: стилистика. М., 1995.

6. Солганик Г.Я Стилистика текста. М., 1999

 

Словари и справочная литература:

1. Новый юридический словарь-справочник. Смоленск, 1999.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,

2001.

3. Современный словарь иностранных слов. М., 1999.

4. Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова Л.В. М., 2000.

5. Язык рынка. Словарь / Отв. ред. Федина В.М. М., 1992.

 

Семинар 2. Тема: «Синонимия и антонимия русского языка»

1. Понятие о лексической синонимии и антонимии русского языка.

2. Типы синонимов: стилевые, стилистические, смешанные.

3. Типы антонимов: противоположные, противоречащие и разной векторной направленности; однокорневые и разнокорневые.

4. Понятие лексической антонимии. Ее основа.

5. Стилистическое использование синонимов и антонимов в языке и речи.

6. Культура межличностного и профессионального общения юриста.

 

Литература

1. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 544 с.*

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Голуб ИБ., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

4. РозентальД.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

5. Руднев В.Н. Лексикология современного русского языка. М., 2002.

6. Солганик ЛЯ. Стилистика текста. М., 1999.

 

Словари и справочная литература:

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 2000.

2. Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М., 1956.

З. Львов МР. Словарь антонимов русского языка. М.,1985.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,2001.

 

Семинар 3 Тема: «Омонимия и паронимия русского языка»

1. Понятие о лексической омонимии и паронимии.

2. Типы омонимов: лексические и грамматические (омографы, омофоны, омоформы).

3. Стилистическое использование омонимов и паронимов.

4. Примеры использования паронимов в профессиональной речи юриста.

5. Ошибки в употреблении паронимов.

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Деловая риторика. Р /н /д, 2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Голуб И.Б., Розенталь д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

4. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2001.

5. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 312 с.*

6. Руднев В.Н Лексикология современного русского литературного языка. М., 2002.

 

Словари

1. Бельчикова Ю.А., Панюшева МС. Словарь паронимов русского языка. М., 1994.

2. Вишнякова О.В. Паронимы в русском языке. М., 1974.

3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.

4. Ожегов С.К., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.

 

Семинар 4. Тема: «Лексика общеупотребительная и лексика пассивного запаса в русском языке»

1. Понятие о литературном языке и о литературной речи.

2. Жаргон и арго как явления лексики русского языка.

3. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы).

4. Новые слова (неологизмы и окказионализмы).

5. Юридическая и экономическая терминология и ее использование в судебном процессе.

 

Литература

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

3. Ивакина Н.И. Основы судебного красноречия. М., 2001.

4. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

5. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 544 с.*

 

 

Словари

1. Елистратов ВС. Словарь русского арго. М., 2000.

2. Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник. М., 1995.

3. Мокиенко В.М, Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. СП6., 2000.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,

2001.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Деловая риторика. Р /н IД, 2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

4. Ивакина Н.И. Основы судебного красноречия. М., 2001.

5. Розенталь Д. Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

6. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 312 с.*

 

Словари

1. Быстрова Е.А., Окунева А.Г, Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. М., 1997.

2. Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник. М., 1995.

3. Фразеологический словарь русского литературного языка / Под ред. А.И. Федорова. М., 1995.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. деловая риторика. Р /н Iд, 2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

4. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2001.

5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

6. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 544 с.*

 

Словари

1. Скворцов Л.И. Культура русской речи: словарь-справочник. М., 1995.

2. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 2000.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г Деловая риторика. Р /н/д,2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 544 с.*

 

Словари

1. Словарь трудностей русского языка. М., 1981.

2. Орфографический словарь русского языка. М., 2000.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г Деловая риторика. Р!н ]д, 2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

4. Ивакина Н.И. Основы судебного красноречия. М., 2001.

5. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

 

Словари

1. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999.

2. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1983.

 

Литература

1. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Деловая риторика. Р /н /д, 2000.

2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

3. Власенко Н.А. Язык права. Иркутск, 1997.

4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

5. Ивакина Н.И. Основы судебного красноречия. М., 2001.

6. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М., 2001.

7. Руднев В.А. Лексикология современного русского литературного языка.

8. Язык и стиль судебных документов СП6., 2002.

 

 

Методические рекомендации

по изучению дисциплины

Данная дисциплина изучается на протяжении 1 семестра и завершается сдачей зачета.

Важнейшей задачей изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование речевой культуры, как обязательного элемента культуры профессиональной, что особенно важно для подготовки специалистов в сфере судебной деятельности.

«Русский язык и культура речи» изучает стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, выявляет общие тенденции функционирования языковых единиц в зависимости от жанровых характеристик официально-деловой документации, раскрывает особенности речевого поведения государственных служащих судебной системы Российской Федерации.

В начале изучения дисциплины следует обратить внимание на истоки формирования и особенности культурной речи. При дальнейшем изучении дисциплины важным является рассмотрение особенностей различных стилей современного русского литературного языка и их взаимодействие. Затем необходимо проанализировать основные единицы общения, условия функционирования разговорной речи, ее социально-психологические аспекты. В ходе изучения культуры русской речи и эффективности общения следует обратить внимание на жанровые особенности научно-исследовательской работы, а также ознакомиться с типами основных словарей русского языка. При исследовании феномена «культура речи» в профессиональной деятельности юриста необходимо ознакомиться с понятиями психолингвистика, социолингвистика, лингвистическая экология, юрислингвистика, с видами речевой деятельности, с понятиями коммуникация и общение. Необходимо исследовать язык и стиль отечественных мастеров судебной словесности: А.Ф. Кони, А.И. Урусовым, К.П. Победоносцевым и др.

В процессе изучения основ мастерства публичного выступления следует изучить особенности речевого взаимодействия, определить роль речевой культуры в развитии профессиональных качеств государственных служащих судебной системы России, выявить основные требования, предъявляемые к речевому этикету.

Основными видами учебных занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи» являются лекции и семинарские занятия, индивидуальные консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовки к семинарам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в них положения, а также их соотношение с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- дополнить конспекты лекций;

- изучить и законспектировать первоисточники по теме;

- подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам связанным с административным законодательством согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем, ведущим курс.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

организации самостоятельной работы студентов

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется в ходе семинарских занятий методом устного опроса или посредством тестирования. Следует особо подчеркнуть, что учебным планом для студентов очной формы обучения предусмотрено достаточное количество часовот объема учебных занятий на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников.

Внеаудиторная работа дает возможность для творческой работы студентов, активизирует мыслительные процессы, нацеливает на самосто­ятельное восприятие тенденций, происходящих в современном языке и современной речи.

Студент должен готовиться к предстоящему семинарскому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Непроясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради - это способствует более полному запоминанию учебного матери­ала.

Примеры тестовых заданий

Вариант №1

1. Лексика – это…

1) наука о построении предложения

2) словарный запас конкретного языка

3) наука о значении устаревших слов

2. Совокупность букв данной системы письма – это…

1) лексикон

2) постулат

3) алфавит

3. Язык выполняет следующую функцию:

1) коммуникативную

2) методологическую

3) экологическую

4. Признаком языка не является:

1) историчность

2) материальность

3) универсальность

5. Целью фактического общения не является:

1) установление контакта

2) передача информации

3) реализация потребности в общении

6. Создатель современного литературного языка – это:

1) М.В. Ломоносов

2) Л.Н. Толстой

3) А.С. Пушкин

Вариант №2

1.В каком ряду во всех словах выделяется окончание - ий?

1) броский, звонкий, медвежий

2) шипучий, санаторий, казачий

3) мягкий, сияющий, тишайший

4) бросивший, планетарий, барсучий

 

2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

1) заглохший, залежь, законный

2) загородный, задушевность, закатиться

3) заземлённый, замшевый, заикаться

4) заквасить, занозить, закадычный

 

3. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

1) заглохший, залежь, законный

2) загородный, задушевность, закатиться

3) заземлённый, замшевый, заикаться

4) заквасить, занозить, закадычный

 

 

4. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

1) заглохший, залежь, законный

2) загородный, задушевность, закатиться

3) заземлённый, замшевый, заикаться

4) заквасить, занозить, закадычный

 

5. В каком предложении слово буйный употреблено неуместно?

 

1) Гремели камнями, боролись две буйные горные речки.

2) И он уже не в силах унять буйной ярости и гнева.

3) В XIV веке на Руси начался буйный расцвет архитектуры.

4) Его буйное воображение приходилось сдерживать и направлять.

 

Рубежного контроля

Задания для рубежного контроля

(1 вариант)

Задание 1. Определите, какие из слов и словосочетаний:

А. Принадлежат исключительно официально-деловому стилю.

Б. Могут употребляться в произведениях разных функциональных стилях.

В. Могут употребляться в текстах любой стилистической окраски.

Г. Не могут использоваться в официально-деловом стиле?

Благодаря -, валиться-, властные полномочия -, во имя -, вот уже полгода -, в пушистых ресницах -, все было дозволено -, в соответствии с -, гарантироваться -, гибко -, глуховатый гул -, город федерального значения -, десяток -, десять -, для -, дом -, единство экономического пространства -, жгучий -, защита прав и свобод человека и гражданина -, земля -, иметь верховенство -, исполинский рост -, левый -, ледяной душ -, лиловая тень -, мимо -, минимальный размер оплаты труда -, многонациональный -, обед -, осуществлять -, по-английски -.

Задание 2. Перечислите жанры научного стиля:

1. _____________________________________________________________

2. _____________________________________________________________

3. _____________________________________________________________

4. _____________________________________________________________

5. _____________________________________________________________

Задание 3.

Дайте определения следующим терминам:

Аннотация ____________________________________________________

_______________________________________________________________

Реферат- ________________________________________________________

_________________________________________________________________

Конспект __________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных.

Аптекарь - ____________________, библиотекарь - __________________________,

блюдце - _________________, боцман - _______________, вексель - ______________, ведомость - ________________, вероучитель - __________________, ветер - __________,волос - ______________, выбор - ___________, выговор - ____________,

госпиталь - _______________, гром - _____________, диспетчер - _______________.

Задание 5.

ЛИТЕРАТУРа

Основная

1. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 312 с.*[2]

2. Русский язык и культура речи: учебник для студентов вузов / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2003. – 411 с.*

3. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. – 544 с.*

Дополнительная

1.Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: учебное пособие в 2 – х ч. Ч. 1. – Волгоград, 1998.

2.Атватер И.Я. Вас слушаю /Пер. с англ.2-е изд. – М., 1988.

3.Ботин А.Г., Кузнецов В.В. Как правильно составить судебные документы. М., 2003.

4.Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Языковые механизмы вариативной интерпритации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1986.

5.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и техника речи: учебное пособие. – Ростов н/Дону, 1994.

6.Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.

7.Голуб И.Б. Риторика: учебное пособие. М.: ЭКСМО, 2005. – 382 с.

8.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-пресс, 2001. – 448 с. – (Высшее образование).

9. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

10.Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

11. Граудина Л.К., Миськевич Г.Н. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.

12. Губаева Т.В. Язык и право. М., 2004.

13. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

14. Данилов Е.П. Образцы судебных документов (с комментариями). М., 2004.

15. Жуковская Е.В. Итоговые тесты по русскому языку и культуре речи: учебное пособие / Е.В. Жуковская. – М.: Флинта; Наука, 2003. – 175 с.

16. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах: учебное пособие / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. – М.: Проспект, 2006. – 344 с.

17. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. – М., 1994.

18. Клюев Е.В. Речевая коммуникация: учебное пособие для университетов и вузов. - М., 1998.

19. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. – М., 1978.

20. Ивакина Н.И. Основы судебного красноречия. М., 2001.

21. Лемов А.В. Русский язык и культура речи. Подготовка к тестированию: учебное пособие / А.В. Лемов. – М.: Высшая школа, 2004. – 264 с.

22. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

23. Леонтьев А.А., Шахнарович А.М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии. М., 1977.

24. Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996. С.109.

25. Малышев А.А. Некоторые проблемы языка и стиля процессуальных документов // Вестник ВАС РФ. – 2000. - № 6. – С. 116 – 122.

26. Медведева С.Ю. Специфика языка печати как средства массовой коммуникации // Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1974.

27. Матвеева О.Н. Учебно-методическое пособие по составлению протокола судебного заседания. Барнаул, 2001.

28. Петрова Е.А. Знаки общения. М., 2001.

29. Русский язык российского права // Российская юстиция. – 2000. - № 7. – С. 26 – 28.

30. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

31. Сергеев В.Н. Словари советской эпохи // Русская речь. – 1987. - № 5,6.

32. Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. М., 2001.

33. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М., 1992.

34. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М., 2000.

35. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 208 с. – (Высшее образование).

36. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 208 с. – (Высшее образование).

37. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов: Вопросы теории и практики. М., 1975.

38. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.

39. Шургина Е.С. Техника юридического письма. М.: Дело, 2001. – 270 с.

40. Шведов И.А. Исскуство убеждать. – Киев, 1986.

41. Язык и стиль судебных документов. СПб., 2002.

 

Вопросы ДЛЯ подготовки к Зачету

1. Культура речи как элемент профессиональной культуры.

2. Исторические этапы развития и становления современного русского языка.

3. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.

Основные группы норм.

4. Современные орфоэпические (произносительные) нормы: обязательные и допустимые.

5. Нормы ударения: обязательные и вариативные.

6. Функциональные стили современного русского языка. Общая характеристика.

7. Понятие о фонетической, грамматической, орфографической, пунктуационной и

стилистической ошибках в русском языке.

8. Научный стиль в системе стилей русского языка. Функции и лингвистические признаки.

9. Официально-деловой стиль в системе стилей русского языка. Функции и лингвистические признаки.

10. Разговорный стиль в системе стилей русского языка. Функции и лингвистические признаки.

11. Публицистический стиль в системе стилей русского языка. Функции и лингвистические признаки.

12. Этикет речевого общения и этикетные формулы речи.

13. Слово как центральная единица языка. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова.

14. Синонимия русского языка. Стилистическая функция синонимов.

15. Антонимия русского языка. Стилистическая функция антонимов.

16. Омонимия русского языка. Стилистическая функция омонимов.

17. Паронимия русского языка. Стилистическая функция паронимов.

18. Русская фразеология как образный и эмоциональный ресурс русского языка и русской речи.

19. Культура речевого поведения юриста.

20. Роль речевого этикета в профессиональной деятельности юриста.

21. Современный русский язык и современная русская речь: история, современность и перспективы развития.

22. Жанровое разнообразие официально-делового стиля.

23. Жанровое разнообразие научного стиля.

24. Словарь и словарная статья. Типы основных словарей русского языка. Роль словарей в формировании духовной культуры человека.

25. Коммуникативные качества речи (точность речи, понятность речи, чистота речи, выразительность речи, богатство речи).

26. Речевое взаимодействие. Коммуникативные и этические аспекты речевого взаимодействия.

27. Юридическая сущность Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации».

28. Язык средств массовой информации (СМИ). Функции СМИ. Жанры текстов СМИ и их языковые особенности.

29. Язык рекламы. Реклама и СМИ. Жанры рекламы, языковые особенности рекламных текстов.

30. Протокол судебного заседания как образец юридического текста. Композиция протокола судебного заседания.

 

Вторым вопросом в билетах зачёта является выполнение практического задания.

 


[1] Отмеченные * издания, имеются в библиотеке ДФ РАП

[2] Отмеченные * издания, имеются в библиотеке ДФ РАП

Планы семинарских занятий

 

Семинар 1. Тема: «Стили речи русского языка. Лексика русского языка»

 

1. Понятие о стилях речи русского языка (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический). Их характеристика.

2. Распределение лексики русского языка по стилям речи: общеупотребительная лексика и лексика маркированная (разговорная, научная (специальная), официально-деловая и т.д.).

3. Стилистическая окраска (маркировка) лексики русского языка. Система стилистических помет у слова: одобр., неодобр., шутл., презр., уничижит, и др.

4. Слова с прямым и переносным значением.

5. Типы важнейших словарей русского языка: толковые, орфографические, орфоэпические, иностранных слов, фразеологические; словари синонимов, паронимов.

6. Терминологические и профессиональные словари (юридические и экономические), энциклопедии.

 

Литература:

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. М., 2000.

2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

З. Руднев В.Н. Лексикология современного русского языка. М., 2002.

4. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004. – 312 с.*[1]

5. Солганик ЛЯ. Русский язык: стилистика. М., 1995.

6. Солганик Г.Я Стилистика текста. М., 1999

 

Словари и справочная литература:

1. Новый юридический словарь-справочник. Смоленск, 1999.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.,

2001.

3. Современный словарь иностранных слов. М., 1999.

4. Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова Л.В. М., 2000.

5. Язык рынка. Словарь / Отв. ред. Федина В.М. М., 1992.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.017 с.)