Тема 15. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства и либерализации общественных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 15. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства и либерализации общественных отношений



(1945 - начало 1960-х гг.)

План

1. Внешняя и внутренняя политика Советского государства в послевоенный период и годы «хрущевской оттепели».

2. Изменения в Советском государственном аппарате в период послевоенного восстановления народного хозяйства и либерализации общественных отношений.

3. Изменения в основных отраслях советского права (гражданском, трудовом, колхозном и уголовном).

 

Рассматривая первый вопрос, студент должен охарактеризовать экономическое состояния страны, которое фактически было приведено в упадок. Но, несмотря на огромные трудности, уже в 1946 г. в основном была завершена послевоенная перестройка промышленности. Для подъема экономики был принят Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 гг., который был досрочно выполнен.

Необходимо отметить и тот факт, что со смертью И.В. Сталина в 1953 г. отчетливее наметилось противостояние политических группировок: первую возглавлял Н.С. Хрущев, опираясь на партийный аппарат, вторую возглавлял Г.М. Маленков, опираясь на государственный аппарат, а третьей руководил Л.П. Берия.

Студенту при подготовке к данной теме следует выяснить причины прихода к власти Н.С. Хрущева, который уже в 1956 г. на XX съезде партии выступил с докладом о культе личности Сталина. Именно на съезде КПСС был нанесен удар по сталинской командно-административной системе управления. Н.С. Хрущев осуществил целый ряд важных перемен во многих сферах общественной жизни: увеличился рост продукции сельского хозяйства, много было сделано в области социальных вопросов. Наиболее яркой иллюстрацией к сказанному могут стать некоторые положения Программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде КПСС, где говорилось, что будет создана мощная материально-техническая база коммунизма, и в СССР будет построено коммунистическое общество. Но планам Н.С. Хрущева не суждено было реализоваться, так как 14 октября 1964 года на Пленуме ЦК КПСС он был отстранен от руководства страной и партией.

Изучая информацию по внешней политике Советского государства в послевоенный период и годы «хрущевской оттепели», нужно акцентировать внимание на отношениях с капиталистическими державами, которые обострялись и привели к формированию биполярной системы мира, а также на отношения со странами социалистического лагеря, где СССР и другие страны социалистической системы оказывали политическую и моральную поддержку, экономическую и финансовую помощь народам, борющимся за национально-политическое освобождение.

При подготовке ко второму вопросу темы необходимо проанализировать произошедшие изменения в советском государственном аппарате в период послевоенного восстановления народного хозяйства.

За 1945 – 1960 гг. Советское государство осуществило ряд крупных мероприятий по дальнейшему развитию советской государственности. Эти мероприятия были направлены на активизацию работы Советов, упроченье их связи с массами, развитие советской социалистической демократии, в целом на улучшение работы всего государственного аппарата, его упрощение.

Так в марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, также были переименованы СНК союзных республик.

В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В конце 1950-х гг. были утверждены положения о местных Советах (сельских, районных). В октябре 1954 г. ЦК КПСС и Совет Министров приняли постановление о реорганизации структуры и методов работы государственного аппарата. Происходило разукрупнение министерств и преобразование многих комитетов в министерства. Сложилась четырехзвенная структура органов управления: главк – управление – отдел – сектор. В ходе реорганизации государственного аппарата в 1954 г. были упразднены многие структурные звенья министерств, а также ряд трестов, контор. Произведено значительное сокращение численности государственного аппарата (как центрального, так и местного).

В 1957 г. в области управления промышленностью отраслевой принцип управления был заменен на территориальный. Упразднялась Государственная экономическая комиссия Совета Министров СССР, ее функции передавались Госплану.

В сфере сельского хозяйства были проведены две важнейшие реорганизации: ликвидация МТС и передача сельхозтехники в собственность колхозов; осуществлено очередное укрупнение колхозных хозяйств, создание колхозных союзов, «по идее способных развивать индустриальную базу».

Параллельно происходила перестройка системы местных органов власти. В 1957 - 1960 гг. верховными органами союзных республик были утверждены положения о местных Советах.

В октябре 1952 г. на XX съезде партии произошли изменения в руководящих партийных структурах: Политбюро было заменено более многочисленным по составу Президиумом, был расширен состав Секретариата ЦК КПСС. Сразу после смерти Сталина был распущен его личный Секретариат.

При изучении третьего вопроса следует по очереди охарактеризовать изменения, произошедшие в гражданском, трудовом, колхозном и уголовном праве данного исторического периода.

Начать надо с гражданского права, которое развивалось в соответствии с изменениями происходившими в социально-экономической жизни страны. В результате 8 декабря 1961 г. Верховный Совет СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. В нем было определено, что гражданское законодательство регулирует имущественные отношения, обусловленные использованием ТД формы, связанные с имущественными и личными неимущественными отношениями (имя, авторство и др.) в случаях, предусмотренных законом. Устанавливались условия возникновения гражданских прав и обязанностей. Существенное внимание Основы уделили регулированию права собственности, т.е. права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом.

Особо было уделено внимание регулированию обязательственных отношений: введены новые нормы об обязательствах, возникающих вследствие спасения социалистического имущества, понесенный при этом гражданином ущерб возмещался организацией, имущество которой он спасал. Также были внесены значительные изменения в наследственное право. Основы расширили свободу завещаний: разрешено было завещать все свое имущество или его часть одному или нескольким лицам, независимо от того, входят они или не входят в круг наследников по закону (с сохранением обязательной доли для несовершеннолетних или нетрудоспособных наследников по Закону).

В трудовом праве следует отметить, что с конца 1956 г. начат переход на 7 - и 6 - часовой рабочий день. В июле 1956 г. ВС СССР принял Закон о государственных пенсиях.

Наиболее важным событием в уголовно-правовом законодательстве было издание в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы заменили действовавшие с 1924 г. Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик.

В качестве главной задачи Основы закрепляли охрану советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего социалистического правопорядка от преступных посягательств.

Особенностью Основ являлось сужение и смягчение уголовной ответственности за деяния, не представляющие большой опасности для общества и государства. Вместе с тем уголовная ответственность за опасные преступления была усилена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.006 с.)