Тема 13. Советское государство и право в период становления сталинизма и формирования административно-командной системы управления (1929-1941 гг. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Советское государство и право в период становления сталинизма и формирования административно-командной системы управления (1929-1941 гг. ).



1. Рассмотреть причины проведения кредитной реформы 1930-1931 гг., финансовой реформы 1930 г., ее основные мероприятия.

2. Охарактеризовать развитие колхозного права, проанализировать «Примерные уставы сельхозартели 1930 и 1935 гг.»

3. Заполните таблицу

  Конституция 1918 г. Конституция 1924 г. Конституция 1936 г.
Общая характеристика      
Основные права гражданина      
Территориальное деление      
Органы государственной власти      
Органы местного самоуправления      
Избирательная система      
Специфические особенности      

Тема 14. Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945 гг.)

1. Составить схему структуры управления страной в период Великой Отечественной войны.

2. Составить перечень чрезвычайных законов.

Определите соответствие

Должность Фамилия
1. Председатель ГКО СССР 1.Н. Шверник
2. Глава Генерального штаба Красной армии с 1942 г. 2. Г. Жуков
3. Совет по эвакуации 3. В.Молотов
4. Председатель Госплана 4. А.Микоян
5. Заместитель верховного главнокомандования 5. И.Сталин
6. Глава Комитета по производству танков 6. А.Толстой
7. Глава Комитета по снабжению 7. Н.Вознесенский
8. Глава Чрезвычайной гос. комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашиских захватчиков   8..Василевский

Тема 15. Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства и либерализации общественных отношений (1945 - начало 1960-х гг.).

1. Охарактеризовать изменения в гражданском, трудовом, колхозном праве.

2. Проанализировать систему преступлений и наказаний по «Основам уголовного законодательства 1958 г.»

Тема 16. Советское государство и право в условиях кризиса «государственного социализма» (середина 80-х – 1991 гг.)

1. Проанализировать деятельность съездов Советов СССР и РСФСР.

2. Составить схему высших и местных органов власти и управления в период 1985-1991 гг.

Тема 17. Государство и право России в эпоху реформ 1990-х гг.

1. Охарактеризовать политическую борьбу в России в 1991 -1993 гг.

2. Составить схему высших и местных органов власти и управления в период 1991-1993 гг.

3. Заполните таблицу

Основные характеристики Конституция РСФСР 1978 г. Конституция РФ 1993 г.
Структура расположения материала      
Положения об основах общественного строя и политики      
Содержание раздела «Государство и личность»      
Положения о федеративном устройстве      
Принципы организации и функционирования гос. органов      
Порядок изменения и принятия конституций      

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

Целью написания курсовой работы является выявление уровня знаний обучающихся по курсу «История государства и права России», привитие навыков проведения научных исследований на основе анализа нормативного материала и применения сравнительно-правововых методов.

Написание курсовой работы формирует у студентов умение анализировать различные государственно-правовые явления, определять общие закономерности и специфические черты развития государства и права России, способность ориентироваться в огромном массиве нормативных материалов.

Подготовку и выполнение курсовой работы условно можно разделить на четыре этапа:

1. Ознакомление с методическими рекомендациями и выбор темы.

2. Подбор и изучение нормативного материала и литературы по теме.

3. Выполнение курсовой работы.

4. Защита работы после рецензирования.

 

Первый этап заключается в ознакомлении с методическими рекомендациями и выборе темы

Немаловажным критерием положительной оценки контрольной работы является ее соответствующее оформление, а именно:

· Контрольная выполняется на листах формата А 4 с одной стороны.

· Титульный лист оформляется по образцу.

· План работы должен отражать вопросы варианта задания с указанием нумерации страниц текста.

· Список литературы составляется по значимости использованных источников и в алфавитном порядке.

· Объем основной части работы должен быть в пределах 10-12 страниц.

 

Второй этап заключается в подборе и изучении нормативного материала и литературы по теме исследования.

Подбор и знакомство с литературой необходимо начать с вдумчивого изучения соответствующих теме исследования разделов и глав учебной литературы по истории государства и права России, обращая при этом особое внимание на существо исследуемой темы с различных научных позиций, отражаемых в трудах ведущих ученых историков-правоведов, с целью аргументированного, научнообоснованного ответа на теоретический вопрос задания.

Третий этап состоит в непосредственном написании курсовой работы в соответствии с вышеперечисленными требованиями.

Необходимо помнить, что важнейшим основанием получения положительной оценки является самостоятельный и творческий подход к ее написанию.

Четвертый этап заключается в сдаче курсовой работы на рецензирование преподавателю, проверяющему работу, и собеседовании по вопросам курсовой работы.

При получении отрицательной рецензии, студенту необходимо будет устранить недостатки и восполнить пробелы, отмеченные в рецензии.

 

Примерная тематика курсовых работ

1. Политические и правовые идеи Древней Руси.

2. Правосудие в Древней Руси (IX – XII вв.)

3. Феодальная демократия и самоуправление (На примере Новгородского государства)

4. Сословно-представительная монархия в России. Земские соборы.

5. Правосудие в Русском (Московском) государстве (XV – XVII вв.)

6. Губернские реформы и местная администрация в правление Петра I.

7. Суд российской империи в период становления и расцвета абсолютизма (XVIII в.)

8. Сословное законодательство конца XVIII – первой половины XIX вв.

9. Формирование всесословного самоуправления (середина – конец XIX в.)

10. Эволюция судебной системы российского государства в середине XIX – начале XX вв.)

11. Становление многопартийности в России (1900 – 1917 гг.)

12. Правовая политика Временного правительства России (1917 г.)

13. Судопроизводство и судоустройство в России в начале XX в. (1900 – 1917 гг.)

14. Правосудие в России в период демократической республики (февраль – октябрь 1917 г.)

15. Правовые основы экономической политики советского государства (1917 – 1920 гг.)

16. Реорганизация юстиции и правоохранительных органов в период Нэпа (1921 – 1927 гг.)

17. Создание и развитие системы советских правоохранительных и репрессивных органов (1917 – 1920 гг.)

18. Становление судебной системы советского государства (1917 – 1918 гг.)

19. Правосудие в России в годы гражданской войны (1918 – 1920 гг.)

20. Уголовное право и уголовный процесс в условиях массовых репрессий (30-е гг. XX в.)

21. Суд и процесс на стадии завершения формирования тоталитарного государства (конец 20-х – июнь 1914 г.)

22. Чрезвычайное законодательство в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

23. Осуществление правосудия в СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

24. Советское право в послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)

25. Реорганизация суда в СССР на этапе укрепления государственного социализма.

26. Судебная система в СССР в условиях кризиса государственного социализма.

27. Развитие конституционного законодательства в 70 – гг. XX в.

28. Развитие трудового права в 90 – е гг. XX в.

29. Развитие права собственности в 90 – е гг. XX в.

30. Развитие земельного права в 90 – е гг. XX в.

31. Конституционные реформы в 90 – е гг. XX в.

32. Основы судебной системы современной России.

33. История адвокатуры в России.

34. История прокуратуры в России.

 

Примеры тестовых заданий для проведения

Рубежного контроля

1. Признаком военной демократии, формы общественных отношений в VII-IX вв. является:

a) разложение родоплеменных (кровно – родственных связей);

b) особая роль народного собрания, как высшего органа власти;

c) неразвитость рабовладельческих отношений;

2. Система управления в Древнерусском государстве носила название:

a) дворцово-вотчинная;

b) приказная;

c) десятичная.

 

3. Автором «Поучения» формулирующего идею верховной власти является:

a) Ярослав Мудрый;

b) Владимир Мономах;

c) Владимир Святой.

 

4. Понятие преступления формулировалось как «обида» в:

a) «Русской правде»;

b) «Судебнике» 1497 г.;

c) «Покровской судной грамоте».

 

5. Высшей мерой наказания по «Русской правде» являлось:

a) смертная казнь;

b) поток и разграбление;

c) вира.

 

6. Судебный процесс по «Русской правде» имел характер:

a) состязательный;

b) розыскной;

c) розыскной с элементами состязательности.

 

7. Назовите, какой была по древнерусскому законодательству собственность феодала на средства производства и работника:

a) полной собственностью на средства производства и работника;

b) неполной собственностью на средства производства и работника;

c) полной собственностью на средства производства и неполной на работника.

 

8. Укажите, какой род преступлений знает «Русская правда»:

a) государственные, против личности;

b) против личности, имущественные;

c) церковные, против личности.

 

9. Институт судебного представительства впервые был введен:

a) «Псковской судной грамотой»;

b) «Судебником» 1497 г.;

c) «Судебником» 1550 г.

 

10. Какая категория населения в период монгольского владычества была освобождена от уплаты налогов и призыва в армию:

a) крестьянство;

b) духовенство;

c) боярство.

 

11. Идеологом самодержавной монархии и автором концепции «Москва-третий Рим» является:

a) Патриарх Филарет;

b) монах Филофей;

c) Максим Грек.

 

12. Первым юридическим актом на пути закрепощения крестьян стал:

a) «Судебник» 1497 г.;

b) «Соборное Уложение» 1649 г.;

c) «Стоглав».

 

13. Первый Земский Собор был созван:

a) 1533 г.;

b) 1549 г.;

c) 1613 г.

 

14. Закон, провозгласивший земство общей и обязательной формой местного самоуправления был издан:

a) 1550 г.;

b) 1555 г.;

c) 1589 г.

 

15. Система управления в Русском (Московском) государстве XVI-XVII вв. носила название:

a) приказная;

b) дворцово-вотчинная;

c) коллегиальная.

 

16. Категория государственных преступлений впервые была внесена в:

a) «Судебник» 1497г.;

b) «Псковскую судную грамоту»;

c) «Соборное Уложение» 1649 г.

 

17. При введении какой категории дел «Судебник» 1497 г. применял состязательный процесс:

a) гражданских;

b) уголовных;

c) административных.

 

18. Важнейшим источником церковного права в XV-XVII вв. был(а):

a) «Номоканон»;

b) «Стоглав»;

c) «Кормчая книга».

 

19. В «Соборном Уложении» 1649г. впервые появилась такая процедурная норма, как:

a) пытка;

b) обыск;

c) допрос.

 

20. Понятие «дезертирство» впервые было введено:

a) «Соборным Уложением» 1649 г.;

b) «Артикулом воинским» 1715 г.;

c) «Литовским статутом» 1588 г.

21. Основные направления протекционистской политики были закреплены в «Новоторговом Уставе» принятом в:

a) 1667 г.;

b) 1686 г.;

c) 1698 г.

 

22. Местничество было отменено указом от:

a) 1667 г.;

b) 1682 г.;

c) 1701 г.

 

23. Автором сочинения «Политика беседы о правлении» и одним из первых основоположников абсолютной просвещенной монархии в России является:

a) С. Полоцкий;

b) И. Посошков;

c) Ю. Крижанич.

 

24. С середины XVII в. основным критерием при распределении земельного фонда стала:

a) государственная служба;

b) родословная;

c) принадлежность к дворцовому сословию.

 

25. В ходе реформы местного управления, проведенной Екатериной II в 1773-1775 гг. была упразднена административно-территориальная единица:

a) уезд;

b) провинция;

c) губа.

 

26. В XVIII в. стала применяться ссылка на каторгу, на какие виды она подразделялась:

a) простую, сложную;

b) простую, квалифицированную;

c) вечную, срочную, временную.

 

27. В каком году в государственном управлении России возникла «Семибоярщина»:

a) 1606 г.;

b) 1609 г.;

c) 1610 г.

 

 

28. Территориальное деление Российской империи на губернии было введено:

a) Петром I;

b) Елизаветой Петровной;

c) Екатериной II.

 

29. Согласно «Артикулу воинскому» 1715 г. наиболее тяжким преступлением являлся:

a) разбой;

b) грабеж;

c) поджог.

 

30. Каким нормативно-правовым документом впервые предусматривалось ответственность за открытие и посещение публичных домов:

a) «Артикулом воинским» 1715 г.;

b) «Уставом благочиния» 1782 г.;

c) «Уложением о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.

 

31. «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам» были приняты:

a) 1762 г.;

b) 1785 г.;

c) 1787 г.

 

32. Проект реформ М.М. Сперанского был направлен на:

a) сохранение самодержавия с политическими уступками дворянству;

b) изменение государственного строя в сторону конституционной монархии;

c) упрощение аппарата управления.

 

33. Российская империя в первой половине XIX в. имела территориально-административные единицы:

a) провинция, район, город;

b) волость, уезд, район;

c) губерния, уезд, волость.

 

34. Конституция для Царства Польского была составлена комиссией по материалам:

a) М.М. Сперанского;

b) С.С. Уварова;

c) А.Х. Бенкендорфа.

 

35. Впервые понятие проступка было дано в:

a) «Артикуле воинском» 1715 г.;

b) «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г.;

c) «Уголовном уложении» 1903 г.

 

36. Согласно «Городовому положению» от 1870 г. в городах были созданы:

a) земские собрания;

b) городские думы и управы;

c) земские управы.

 

37. Чье участие в суде было обязательным по судебной реформе 1864 г.:

a) представителя земской управы;

b) следователя;

c) присяжного поверенного.

 

38. Изданный в 1887 г. циркуляр о «кухаркиных детях» запрещал:

a) фабрикантам нанимать на работу детей до 14 лет;

b) открывать в городах начальные школы;

c) принимать в гимназии детей низших сословий.

 

39. Возрастной ценз для привлечения к уголовной ответственности определялся «Уголовным уложением» 1903 г. в:

a) 10 лет;

b) 7 лет;

c) 14 лет.

 

40. Документ провозгласивший организацию законодательного органа после революции 1905-1907 гг. назывался:

a) «Манифест»;

b) «Основные законы»;

c) «Указ об усовершенствовании государственного порядка».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.102 с.)