Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сварка и наплавка в среде защитных газов.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Газовая сварка и наплавка, как и электродуговая сварка, имеет широкое применение при ремонте машин благодаря простоте, универсальности и возможности использовать недорогое оборудование. Для образования высокотемпературного пламени при газопламенной (газовой) сварке используется горючий газ - ацетилен или его заменитель (пропан-бутан) и кислород. Для выполнения сварочно-наплавочных работ требуются следующее оборудование и материалы: ацетиленовые генераторы или ацетиленовые баллоны, кислородные баллоны, кислородные редукторы, сварочные и наплавочные горелки с набором наконечников, резаки, кислородные и ацетиленовые шланги, присадочная проволока, флюсы или сварочные порошки. В качестве горючего газа чаще применяется ацетилен (С,Н2), получаемый в ацетиленовых генераторах при действии воды на карбид кальция (СаС,) СаС; + 2Н:0 = С2Н, + Са (ОН)Г Ацетилено-кислородное пламя имеет наибольшую температуру (3050... 3150"С), по сравнению с другими видами пламени, например пропан-бутан-кислородным (2400°С), или пламенем, получаемым при сгорании в кислороде природного газа (2200°). Ацетилен для газовой сварки получают в ацетиленовых генераторах, которые классифицируют по давлению получаемого газа - низкого давления - до 0,1 кгс/см2 (0,01 МПа), среднего - О Л... 1,5 кгс/см3 (0,01... 0,15 МПа) и высокого - более 1,5 кгс/см2 (свыше 0,15 МПа). В ремонтной практике нашли применение генераторы низкого и среднего давления. По способу взаимодействия карбида кальция с водой генераторы подразделяются на 4 типа: "карбид на воду", "вода на карбид", "вытеснения" и комбинированные - "вода на карбид и вытеснения". В ремонтном производстве нашли широкое применение генераторы АСМ-1-66, МПВ-0,8; МГ-65, ГНВ-1,25, АНВ-1,25, АНД-1-61, ГВР-1,25М, ГВР-1,25М4, ГВР-3. Ацетилен может поставляться к месту сварки в ацетиленовых баллонах под давлением 15...16 кгс/см2(1,5...1,6 МПа). Для безопасного хранения газа баллоны для ацетилена заполняют пористой массой (активированный уголь, инфузорная земля), которую пропитывают ацетоном, хорошо растворяющим ацетилен. Баллоны для ацетилена объемом 40л окрашивают в белый цвет. При 20°С и при давлении 10 кгс/см2 (1 МПа) в баллоне содержится 5500л ацетилена. Кислород, используемый при газовой сварке, поступает в баллонах емкостью 40 л под давлением 150 кгс/см2 (15 МПа). Баллон окрашен в голубой или синий цвет и содержит при полной заправке 6000 л, или 6 м3 кислорода. Для понижения давления газа до рабочего и поддержания устойчивого отрегулированного давления используют редукторы: кислородные ДКП-1-65, ДКД-8-65, ДКД-15-65; ацетиленовые ДАП-1-65, ДАД-1-65, пропан-бутановые ДПП-1-65. Редукторы, как и баллоны, окрашивают в соответствующий газу цвет. Основным рабочим инструментом при выполнении газовой сварки и наплавки являются горелки, с помощью которых производится смешивание горючего газа и кислорода, образование пламени и его регулирование. Применяются инжекторные и безинжскторные горелки. В инжекторных горелках горючий газ поступает путем подсоса (инжекции) его струей кислорода. В безинжскторных горелках кислород и горючий газ подаются независимо друг друга. Для сварки стали толщиной 0,5...30мм применяются горелки ГС "Звезда" с комплектом наконечников (№ 1... 7), для стали толщиной 0,2...4 мм - горелки ГС-2 "Звездочка" и "Малютка" с 4 наконечниками Особенность горелок, работающих на газах - заменителях ацетилена заключается в том, что между мундштуком и трубкой наконечника помещена подогревательная камера. На подогрев расходуется 5... 10% горючей примеси. Такой горелкой является ГЗУ-2-62-1 с набором наконечников (№1...4) для сварки деталей толщиной до 7 мм. Для резки металла толщиной до 300 мм ацетилено-кислородным пламенем выпускаются резаки "Пламя-62", УР-49. Подвод кислорода и ацетилена осуществляется через шланги. Для подвода кислорода применяются шланги с внутренним диаметром 6, 9, 12 и 16 мм, рассчитанные на рабочее давление 15 кгс/см2 {1 ,5 МПа), для подвода ацетилена и другого горючего газа - шланги с такими же внутренними диаметрами, рассчитанные на рабочее давление 6 кгс/см2 (0,6 МПа , обработка наплавленного слоя лазером и др.). 26. Ремонт чугунных и алюминевых деталей сваркой. Обладая хорошими литейными свойствами, чугун нашёл широкое применение для изготовления: блоки и головки двигателей, корпуса коробок передач, передних и задних мостов, картеры, шкивы. Дефекты: трещины, пробоины, отколы, износ отверстия, износ резьбы. Применяют электродуговую и газовую сварку. Сварка и наплавка представляет значительные трудности, плохая свариваемость: высокое содержание углерода, который при больших температурах ведёт к образованию угарного и углекислого газов и образованию газовых пор в шве; не имеет площадки текучести; обладает большой хрупкостью при охлаждении; быстро переходит из жидкого состояния в твёрдое, возникают внутренние напряжения; при нагревании СЧ(графит) переходит в цементит образуется БЧ(очень высокая твёрдость, необрабатываемость). Перед сваркой поверхность металла вокруг трещины зачищают до блеска, трещину разделывают, а концы засверливают сверлом. Выделяют два способа сварки - горячий и холодный: Горячая сварка. Деталь нагревают(в печи или другим способом) до t= 650- 680 C и сварку ведут в горячем состоянии, сварка ведётся чугунными электродами ОМЧ- 1, ОМЧ- 2 с чугунными стержнями марок А и Б диаметрами 8, 10, 12, 16. применяют переменный и постоянный ток обратной полярности. Для повышения качества сварки используют флюсы ФСЧ-1и ФСЧ-2. После сварки детали подвергают отжигу при температуре 600- 650 С и охлаждают вместе с печью или в термосах со скоростью 50-100С в час. За это время цементит переходит в графит и мы получаем структуру СЧ. Холодная сварка. При этом способе деталь не нагревают, и поэтому должны применятся такие режимы сварки, электроды и присадочные материалы, которые снижали бы до минимума возможность отбеливания чугуна и образования внутренних напряжений трещин. Температура около шовной зоны 200-250 С не выше, сварка ведётся стальными электродами Св 08, Св 08А- сварная проволока с меловой обмазкой. Сварка может вестись электродами УОНИ 13/45, УОНИ 13/55 для сварки на постоянном токе обратной полярности с силой тока (20-30)*d электрода. Заварка трещин: поверхность трещин зачищается а концы засверливаются диаметром 3…4мм. Также применяют способ ввёртышей для того чтобы небыло отслаивания. Хорошие результаты дают электроды из цветных металлов и медножелезных электродов. Используют электроды МНЧ-2 из медноникелевого сплава НМЖМц 28-2.5-1.5(монель- металл) диаметром 3,4.5мм. Наиболее совершенна сварка с применением самозащитной проволоки на никелевой основе ПАНЧ-11. Механизированная сварка с использованием шланговых полуавтоматов А-547, А-765 позволяет производить сварку с применением порошковой проволоки ППЧ-1, ППЧ-2. Алюминевые детали Из алюминия изготовляют: блоки цилиндров, головки блоков, радиаторы, масляные картеры, поршни, картеры маховиков и др. Дефекты: трещины, изломы, пробоины, износы рабочих поверхностей, срывы резьбы, коррозионные разрушения. Все эти дефекты могут быть устранены с помощью сварки. Трудности сварки: поверхность деталей покрыта окисной плёнкой обладающей высокой температурой плавления 2050 С, тогда как температура плавления алюминия 658 С; высокий коэф. Линейного расширения, в 2 раза больший, чем у стали и в три раза большую теплопроводность, что приводит к значительным деформациям свариваемых деталей. Затрудняет сварку и большая жидкотекучесть алюминия. Алюминий и его сплавы свариваются газовой и дуговой сваркой с помощью металлического или тугоплавкого электрода в среде защитных газов. При ремонте корпусных деталей рекомендуется предварительный подогрев до температуры 300С. Для удаления окисной плёнки применяют флюсы в их состав входят фтористые и хлористые соли натрия, калия, кальция, лития.(ОЗА-2, АК-4, АК-6) Газовая сварка алюминия производится с применением специального флюса АФ-4А, который растворяется в воде и в виде пасты наносится на присадочный пруток и свариваемые кромки деталей. Лучшие результаты даёт аргоно- дуговая сварка тугоплавким вольфрамовым электродом, не требующим применения специальных флюсов. Применяют вольфрамовые электроды ВЛ- 10 с примесью 0,9…1,1 % лантана или ВТ-15 с содержанием 1,5…2 % тория. Диаметр электрода от 1 до 5 мм применяют специальные установки УДГ-301, УДАР-500 на переменном токе в среде аргона. В качестве присадочного прутка используется проволока или полоса из того же сплава, что и основной металл, либо алюминиевая проволоки марки АК, содержащая до 5% кремния. Сварка алюминиевых деталей производится также ручной дуговой сваркой плавящимися электродами марки ОЗА-2 на постоянном токе обратной полярности. Электроды ОЗА-2 изготавливаются из алюминиевой проволоки АК и покрытия, состоящего из хлористых фтористых сталей щелочных. 27 Восстановление деталей полимерными материалами. Многие пластмассы - это чистые полимеры (полиамиды, полиэтилен, полипропилен, полистирол и др.), но большая группа пластмасс представляет собой полимеры с добавками ряда компонентов. К этим компонентам относятся наполнители, пластификаторы, отвердители, красители и другие добавки, сообщающие пластмассам требуемые свойства. Все полимеры подразделяются на две большие группы: реакто-пласты (термореактивные) и термопласты (термопластические). Реакто-пласты при нагревании до определенной температуры размягчаются и переходят в вязкотекучее состояние, при котором производится их формование. При дальнейшем нагреве или охлаждении они затвердевают и переходят в необратимое состояние. Вновь перевести реактоплас-ты в пластическое состояние невозможно. Термопласты при повторном нагревании размягчаются, и им можно вновь придать любую форму. Пластификаторы применяют для повышения эластичности, ударной вязкости и прочности полимера. В качестве пластификатора применяют дибутилфтолат - желтоватая маслянистая жидкость. Отвердители -полиэтиленполиамин, гексаметилендиамин, фталевый ангидрид, малеиновый ангидрид - предназначены для перевода полимера из жидкого состояния в нерастворимое твердое состояние. Отвердитель вводят в композицию непосредственно перед применением. Недостаток отвер-дителя в составе композиции значительно удлиняет процесс отверждения, а избыток обусловливает ее хрупкость. Поэтому количество отверди-теля должно строго соответствовать рецепту. После введения отверди-теля срок действия смеси 25...30 мин. Наполнители вводят для получения необходимых физико-механических свойств пластмассы и снижения ее стоимости. В качестве наполнителей применяют железный порошок, графит, алюминиевую, бронзовую пудру, асбест, цемент, кварцевую муку, стекловолокно и другие материалы. В настоящее время для композиционных материалов больше применяются термореактивные связующие. В ремонтной практике широкое применение нашли пластмассы на основе эпоксидных смол, синтетические клеи, герметики, анаэробные материалы, полиамидные смолы и другие материалы. Полимерные композиции используются для заделки трещин, пробоин, раковин и других механических повреждений в корпусных деталях, а также для восстановления посадочных мест под подшипники. В состав композиций входят четыре и более компонента: помимо полимера входят пластификатор, отвердитель, наполнитель. Эпоксидные смолы являются одним из лучших видов связующих для большего числа композиционных материалов, что объясняется следующими причинами: - эпоксидные смолы обладают хорошей адгезией к большинству -разнообразие доступных эпоксидных смол и отвердителей, позволяющих получить различные физико-механические свойства материала после отверждения; - незначительная усадка; - хорошая химическая стойкость к бензину, маслам и специальным К преимуществам композиционных материалов перед полимерными относятся: повышенная прочность, жесткость, теплостойкость, регулируемые электрические и фрикционные свойства, пониженная стоимость. Для композиционных материалов при ремонте наиболее применимы смолы ЭД16, ЭД20, ЭД22. Наибольшей вязкостью обладает смола ЭД16, которую перед употреблением необходимо нагреть до 60-80°С, смолы ЭД20, ЭД22 пригодны для употребления при комнатной температуре. Основное достоинство технологии ремонта при использовании эпоксидных композиций основано на возможности их отверждения при любых, даже отрицательных, температурах и получения требуемой формы и размеров отвердевшей композиции. Отверждение композиции происходит под воздействием отвердителей, которые во многом определяют не только технологические, но и эксплуатационные характеристики полимеров. Самым распространенным отвердителем эпоксидных смол является полиэтиленполиамин (ПЭПА). Отвержденные эпоксидные смолы в чистом виде, обладают повышенной хрупкостью, плохо выдерживают удары и вибрации. Для повышения их эластичности в состав смол вводят пластификаторы. Пластификаторы уменьшают хрупкость, повышают морозостойкость и стойкость к резкому изменению температур отвердевших композиций. В ремонтном производстве в качестве пластификатора, в основном, применяется дибутилфтолат (ДБФ) - желтовато-маслянистая жидкость. Пластификаторы можно вносить вручную, но необходимо тщательное перемешивание для удаления пузырьков воздуха. Поэтому для облегчения процесса целесообразно использовать готовые компаунды, в которые уже введены пластификаторы-К-И 5, К-153, К-168, К-293. Для получения необходимых физико-механических свойств эпоксидных композиций вводят наполнители, которые уменьшают усадку, снижают коэффициент линейного (термического) расширения, увеличивают теплопроводность, термостойкость и улучшают другие свойства композиций. Наполнители в виде металлических порошков придают эпоксидным композициям свойства присущие металлам: теплопроводность и электропроводность. Кроме металлических порошков в качестве наполнителей могут применяться: цемент, молотая слюда, графит, стеклоткань и др. Перед приготовлением композиции эпоксидную смолу подогревают до температуры 50...60°С, вводят в нее пластификатор и тщательно перемешивают. Затем вводят в пасту в требуемом количестве наполнитель. Перед непосредственными использованием композиции вводят отвердитель, после чего эпоксидная смола становится термореактивной пластмассой, которая переходит в неплавкое и нерастворимое состояние. При применении эпоксидной смолы для заделки трещин в корпусных деталях детали сначала подготавливают к нанесению эпоксидного состава: трещины так же, как при сварке, разделывают под углом 90...120°, засверливают концы трещины, зачищают кромки от ржавчины и окислов, обезжиривают растворителями. На трещину наносят слой подготовленной эпоксидной композиции. Для повышения прочности нанесенного слоя сверху наклеивается накладка из стеклоткани или комбинированная накладка из стеклоткани и металла (рис. 4.1). Эпоксидная смола и наполнитель наносятся в несколько слоев с прикатыванием каждого слоя При заделке пробоин в корпусных деталях накладки располагают заподлицо или внахлестку. В качестве клеев в ремонтном производстве широкое применение нашли составы К-153, ВС-10Т, ВС-350, 88Н, БФ-2, БФ-4, БФ-52Т, КМ-200С, ТК-ЗООС, ТК-301С, Ан-105, Ан-106, ан-109, ан-ПО, а для герметизации соединяемых поверхностей - замазка У20А и паста УН-01, герметик "Эластосил" 137-83, эластомер ГЭН-150 (В), анаэробные материалы. Цианакриловые клеи КМ-200С, ТК-ЗООС, ТК-301С являются универсальными клеями, обладают малым временем отверждения (1...5 мин), высокой адгезией к любым металлам, сохранением рабочих характеристик в широком диапазоне температур. Клеи состоят из одного компонента и представляют собой бесцветную прозрачную жидкость. Акриловые клеи Ан-105, Ан-106, ан-109, Ан-110 применяются для склеивания металлов (в т.ч. замасленных), стекла, керамики, пластмасс. Особенность клеев состоит в том, что он состоит из двух компонентов (А и Б), которые наносятся на склеиваемые поверхности раздельно. Отверждение клея происходит только после совмещения склеиваемых поверхностей при комнатной температуре. Клеевой шов имеет высокую стойкость к вибрациям и ударным нагрузкам. Клей ВС-10Т, ВС-350 обеспечивают хорошую плотность и прочность соединения при высоких температурах - до 300°С. Они успешно применяются для приклеивания фрикционных накладок на тормозные колодки, на диски муфт сцепления, а также для склеивания металлов, пластмасс, тканей и других материалов в любых сочетаниях. Клей типа БФ используют для склеивания металлов между собой (БФ-2), а также металлов с пластмассами, стеклом, керамикой, тканями (БФ-4, БФ-6). Клей ВС-350 - многокомпонентный, применяется для склеивания стали, дюралюминия, стеклотекстолита, пенопластов. Клей 88Н используют при склеивании резины с металлами. Для герметизации соединений картер - головка - блок двигателя применяют герметизирующие замазки У-20А, УН-01. Герметизирую- щая замазка разбавляется керосином в соотношении 10:1, перемешивается до получения однородной массы и наносится слоем 0,3 мм на сопрягаемые поверхности. Для восстановления посадок сопряжений большой интерес представляет эластомер ГЭН-150 (В), представляющий собой продукт сочетания нитрильного каучука марки СКН-40 со смолой ВДУ. Выпускается он в виде вальцованных листов толщиной 5 мм. Герметизирующий эластомер ГЭН-150 (В) может быть использован для восстановления посадочных зазоров и натягов в сопряжениях, для предупреждения от задиров и натягов в сопряжениях, для предупреждения от задиров при запрессовке и распрессовке, защите сопрягаемых деталей от коррозии, для выравнивания удельных давлений по периметру, для заделки трещин в деталях, работающих на сжатие, склеивания металлов между собой и с другими материалами. Эластомер обладает высокой адгезией и хорошей эластичностью, выдерживает значительные нагрузки, маслостоек, создает высокое сопротивление прохождению тока и может наноситься на поверхность механическими способами (распылением и центробежным). Для приготовления раствора эластомер нарезают мелкими кусочками (3-4 мм2), добавляют растворитель. В качестве растворителя используют ацетон, бутилацетат или этилацетат, толуол, бензол и их смеси. Массовые части компонентов раствора: эластомер сухой ГЭН -150 (В), ацетон -50, бутилацетат или этилацетат -35, толуол или бензол - 15. Раствор будет морозостойким, если добавить в него шесть массовых частей пластификатора Н-135. Приготовленный раствор эластомера ГЭН-150 (В) следует хранить в герметически закрытой таре в огнебезопасном месте при температуре 15...20°С. Для лучшей адгезии поверхность, на которую наносят раствор эластомера, должна быть тщательно очищена, обезжирена бензином "Калоша" или Б-70, а затем протерта ацетоном. После обезжиривания поверхность выдерживают 5.„10 мин для удаления с поверхности бензина и ацетона. Эластомер наносится на поверхность в зависимости от конструкции восстанавливаемой детали вручную, напылением, центробежной заливкой или накаткой роликом. Для отвердения пленки эластомера в целях получения максимальных прочностных свойств покрытия детали после выдержки на воздухе в течение 20 мин подвергают нагреву в сушильных шкафах при температуре 100...120°С; время выдержки 1 ч. Применение чистых анаэробных материалов позволяет, в основном, фиксировать соединения деталей и герметизировать зазоры в соединениях от 0,05 до 0,20 мм, а композиции этих материалов с различными наполнителями обеспечивают устранение зазоров в соединениях до 0,6...0,8 мм. Это позволяет восстанавливать изношенные опорные поверхности под подшипники в корпусных деталях (блок цилиндров, коробка передач и т.п.), в отверстиях нижних головок шатунов, заделку пробоин, трещин в корпусных деталях, сварных швах и т.д. В качестве наполнителей могут быть использованы тальк, бронзовая пудра, алюминиевый порошок. Анаэробные материалы могут применяться там, где ни один из общепринятых способов не подходит, например, для заделки трещин в блоке цилиндров, проходящих через масляную магистраль и систему охлаждения. Для герметизации трещин в корпусных деталях (при толщине стенок более 3 мм) используют одновременно две марки анаэробных полимеров: Ан-1У и УГ-7. Трещину обезжиривают "проливают" ацетоном или бензином, продувают сжатым воздухом и сушат. После этого трещину пропитывают герметиком Ан-1У, обладающим повышенной проникающей способностью, а после часовой выдержки при комнатной температуре - герметиком УГ-7, который способен герметизировать трещину шириной до 0,2 мм. Для дополнительной герметизации можно, при постановке головки блока, в резьбовое отверстие, через которое проходит трещина, поставить
28.Восстановление деталей электролитическими покрытиями. Гальванические покрытия широко применяются в ремонтном производстве. Они имеют ряд преимуществ перед наплавкой металлов: процесс не вызывает структурных изменений в металле детали, так как практически отсутствует нагрев детали; процесс позволяет восстанавливать незначительные износы с минимальным припуском на механическую обработку, одновременно восстанавливать большое количество деталей; процесс поддается механизации и автоматизации. Схема установки для -электролитического осаждения металла: 1 - анод; 2 - катод (деталь); 3 - ванна; 4 - электролит В основу процесса положен электролиз металлов. При прохождении постоянного электрического тока через электроды, опущенные в электролит, в последнем образуется положительно и отрицательно заряженные ионы (рис. 3.1.). Ионы несущие положительный заряд (катионы), перемещаются к отрицательному электроду - катоду, а ноны, несущие отрицательный заряд (анионы), движутся к положительному электроду- аноду. Достигая поверхности электродов, ионы разряжаются, превращаясь в нейтральные атомы. При этом на аноде происходит растворение металла (переход его в раствор) с выделением кислорода, на катоде выделяется металл и водород. По закону Фарадея теоретически количество металла, выделяющегося на катоде, определяется по формуле: g = C·J·t, гр где С - электрохимический эквивалент, выделяющегося на катоде вещества, г/а. ч. (для хрома 0,323, для железа 1,043, для никеля 1,095 и для меди 1,186); J - сила тока, A; t - продолжительность электролиза, ч. Но так как на катоде одновременно с осаждением металла выделяется водород и могут протекать другие процессы, то фактически осажденного металла будет меньше теоретически возможного. Отношение действительно полученного на катоде металла gд к теоретически возможному называется катодным выходом металла по току, который выражается в Процентах:
η=gд/gm·100% Физический смысл выхода металла по току заключается в том, что он представляет собой коэффициент использования электрического тока. Например, при хромировании η = 10...18%, при железнении η =85...95%. В ремонтном производстве получили распространение процессы электролитического наращивания хрома (хромирование), железа (железнение), реже никеля (никелирование), меди (меднение), цинка (цинкование). 29. Хромирование. Технологический процесс хромирования. Область применения. Электролиты. Оборудование. Хромирование - электролитический процесс получения хрома для компенсации износа, а также использования его в качестве антикоррозийных и декоративных покрытий. Восстановление изношенных автотракторных деталей хромированием получило распространение благодаря тому, что покрытия имеют высокую твердость (Нц = 4000...12000 МПа), большую износостойкость, которая в 2...3 раза превышает износостойкость закаленной стали 45. Электролитический хром обладает также высокой кислостойкостью и теплостойкостью. Наряду с достоинствами следует отметить и недостатки: плохая смачиваемость покрытия маслом, сравнительно низкая производительность процесса (не более 0,03 мм/ч) из-за низкого электрохимического эквивалента и малых значений выхода по току, невозможность восстановления деталей с большим износом (более 0,3...0,4 мм), сравнительно высокая стоимость. В качестве электролита при хромировании применяется водный раствор хромового ангидрида (СгО3) и серной кислоты. Концентрация серной кислоты должна соответствовать H2SO4:CrO3 = 1:100. В ремонтной практике применяются разные электролиты: Разведенный, универсальный, концентрированный. Для приготовления электролита необходимое количество СгО3 загружают в ванну и заливают подогретой до 50...60°С водой Разведенный электролит характеризуется лучшей рассеивающей способностью и более высоким выходом по току. (Рассеивающая способность - это равномерность распределения металла по покрываемой поверхности). Покрытия, полученные с использованием разведенного электролита, обладают наибольшей твердостью и износостойкостью. Этот электролит применяют для получения износостойких покрытий и восстановления изношенных деталей. Концентрированный электролит обладает низким выходом по току и плохой рассеивающей способностью. Покрытия, полученные с использованием концентрированных электролитов, плотные и менее напряженные. Хромированные защитно-декоративные покрытия наносятся на детали сложной конфигурации. Универсальный электролит позволяет получать как твердые, износостойкие покрытия, так и покрытия защитно-декоративные. Технологический процесс хромирования включает подготовительные операции, хромирование, обработку деталей после хромирования. Подготовительные операции выполняют в такой последовательности: - механическая обработка поверхностей, подлежащих хромированию, для выведения следов износа и получения правильной геометрической формы; - промывка деталей в органических растворителях (бензине, керосине, бензоле, трихлорэтане и др.); - монтаж деталей на подвеску; - электролитическое обезжиривание в растворе: едкий натр (NaOH) - 30...50 г/л, кальцинированная сода (Na2SiO3) - 10...20 г/л при температуре электролита 60...70°С и плотности тока 5...15 А/дм2, время выдержки на катоде 2...3 мин, на аноде 1...2 мин; - промывка в горячей (60...80°С), а затем в холодной воде; - изоляция мест, не подлежащих хромированию, перхлорвиниловым лаком, лаком АК-20, целлулоидом, винипластом, изоляционной хлорвиниловой лентой и др.; -декапирование (травление) - процесс обработки в хромовом электролите в течении 30...90 с при плотности тока 25...40 А/дм2. Назначение декапирования окончательное удаление с поверхности деталей окислов, образующихся во время переноса деталей из одной ванны в другую и выявления структуры основного металла. Внутренняя поверхность ванны хромирования футеруется листовым свинцом или эпоксидной смолой. Электролит подогревается паром или водой до определенной температуры. Источником тока являются генераторы низкого напряжения АНД 500/250, АНД 750/375, АНД 1000/500, выпрямители типа ВСМР, ВАГГ, ВАКГ.
30.Осталивание (Железнение) Технологический процесс железнения. Область применения. Оборудование.
Железнение представляет собой процесс гальванического осаждения железа из водных растворов его солей при прохождении через электролит постоянного напряжения. Электролитическое железо обладает достаточно высокой твердостью (2000...6500 н/мм2) и износостойкостью (не ниже, чем у закаленной стали 45). Железнение имеет ряд преимуществ перед хромированием: высокий выход по току-85...90% (в 5...6 раз выше, чем при хромировании), высокая скорость осаждения (0,4...0,5 мм/ч), возможность получения осадков большей толщины (до 3 мм), низкая стоимость материалов для изготовления электролита. Железнением восстанавливается широкая номенклатура автотракторных деталей (посадочные места под подшипники на валах и в корпусных деталях, крестовины дифференциала, шкворни, поворотные кулаки, распредвалы, коленчатые валы и др.). Для железнения применяют различные электролиты: сернокислые, хлористые и др. Хлористые электролиты отличаются повышенным содержанием железа и большой активностью ионов. Сернокислые электролиты в меньшей степени подвержены окислению и имеют меньшую агрессивность. В ремонтном производстве наибольшее распространение получили хлористые электролиты, которые содержат водный раствор хлористого железа (FeCl2 • 4Н2О), небольшое количество соляной кислоты (НС1) и некоторые другие компоненты для повышения прочности сцепления покрытия с деталью (хлористый марганец, хлористый натрий). Среднеконцентрированный электролит содержит 300...450 г/л хлористого железа. Из него получают гладкие, плотные покрытия твердостью 2500...4500 н/мм2 и толщиной до 2 мм. Широкое применение нашел электролит оптимальной концентрации с содержанием 300...350 г/л РеС12 • 4Н2О при температуре 75°С. Высококонцентрированный электролит содержит 600...800 г/л хлористого железа. При температуре электролита 90...95°С и плотности тока 5...20 А/дм2получают мягкие покрытия 1200...2500 н/мм2толщиной до 3 мм. Электролиты приготовляются путем растворения в подкисленной воде двухлористого железа. Кислотность электролита должна быть рН=0,8...1,5. Технологический процесс железнения состоит из следующих операций: механическая обработка восстанавливаемых поверхностей, промывка органическими растворителями, изоляция мест, неподлежащих железнению, монтаж на подвеску, химическое и электрохимическое обезжиривание; промывка в горячей и холодной воде производится так же как, при хромировании. Технологический процесс железнения включает подготовительные операции, хромирование, обработку деталей после хромирования. Подготовительные операции выполняют в такой последовательности: - механическая обработка поверхностей, подлежащих железнению, для выведения следов износа и получения правильной геометрической формы; - промывка деталей в органических растворителях (бензине, керосине, бензоле, трихлорэтане и др.); - монтаж деталей на подвеску; - электролитическое обезжиривание в растворе: едкий натр (NaOH) - 30...50 г/л, кальцинированная сода (Na2SiO3) - 10...20 г/л при температуре электролита 60...70°С и плотности тока 5...15 А/дм2, время выдержки на катоде 2...3 мин, на аноде 1...2 мин; - промывка в горячей (60...80°С), а затем в холодной воде; - изоляция мест, не подлежащих железнению, перхлорвиниловым лаком, лаком АК-20, целлулоидом, винипластом, изоляционной хлорвиниловой лентой и др.; -декапирование (травление) - процесс обработки в хромовом электролите в течении 30...90 с при плотности тока 25...40 А/дм2. Назначение декапирования окончательное удаление с поверхности деталей окислов, образующихся во время переноса деталей из одной ванны в другую и выявления структуры основного металла. Оборудование, применяемое для процесса железнения, аналогично оборудованию, применяемому при хромировании, кроме ванны для железнения. Горячие хлористые электролиты отличаются высокой химической активностью, в них больше испаряется электролит, выделяется хлор, они имеют высокую температуру. Поэтому ванны должны быть снабжены хорошей вытяжной вентиляцией, нагревательными устройствами. Стенки ванны должны иметь высокую химическую стойкость. Внутреннюю поверхность ванн облицовывают антегмитовыми плитками, фаолитом, кислостойкой резиной 32. Восстановление деталей способом пластической деформации. Технология восстановления поршневых пальцев гидротермической раздачей. Восстановление деталей способом пластического деформирования основано на свойстве металла детали изменять свою форму и размеры без разрушения в результате пластической деформации, развивающейся вследствие приложения внешней нагрузки. Объем металла детали перемещается с ее нерабочих участков на участки, подверженные изнашиванию. Деталь деформируют до получения на изношенных участках номинальных размеров с учетом припусков на механическую обработку. Технологический процесс восстановления деталей пластическим деформированием зависит от материала, конструкции и термической обработки изношенной детали, принятого способа нагрева и оборудования. В зависимости от направления действия внешних сил и требуемого перераспределения металла в ремонтном производстве используют следующие разновидности деформирования: правку, осадку, раздачу, обжатие, вытяжку, накатку, электромеханическую обработку, поверхностное пластическое деформирование и др. Правку применяют при потере деталями своей первоначальной формы вследствие деформаций изгиба, скручивания и коробления. Правят коленчатые и распределительные валы, шатуны, балки мостов, детали рам статическим нагружением и наклепом. Осадку применяют для уменьшения внутреннего и увеличения наружного диаметра полых и сплошных деталей. Площадь поперечного сечения детали увеличивается, а высота (длина) уменьшается. Осадкой восстанавливают втулки верхней головки шатунов и шкворней, вилки карданных валов, толкатели двигателей, ступицы ведомых дисков сцепления и др. Вытяжку и растяжку используют для увеличения длины деталей (тяг, штанг, шатунов, рычагов и др.) за счет уменьшения ее поперечного сечения. Рабочие органы почвообрабатывающих машин (лемеха, культиваторные лапы и др.) восстанавливают оттяжкой. Обжатие применяют для уменьшения внутренних размеров полых деталей за счет уменьшения наружных. Обжатием восстанавливают втулки из цветных металлов, отверстия в проушинах рулевых сошек, рычагах поворотных цапф, зубчатые муфты с изношенными проушинами под пальцы и др. Вдавливание представляет собой одновременную осадку и раздачу, так как деформирующая сила направлена под углом к направлению деформации. Длина детали не изменяется. Вдавливанием ремонтируют изношенные боковые поверхности шлицев, шаровых пальцев, зубьев шестерен, нагревая их в специальных штампах и используя ролики, клинья и др. Накатку применяют для увеличения наружного или уменьшения внутреннего диаметра деталей вытеснением металла отдельных участков рабочей поверхности. Этим способом можно восстанавливать посадочные места (подшипников на валах и в корпусных деталях) при небольших на них нагрузках, а также вкладыши перед нанесением антифрикционного слоя или пластмассы. Гидротермическая раздача - применяют для увеличения наружных размеров полых деталей за счет увеличения их внутренних размеров. Должен быть равен номинальному диаметру с учетом припуска на механическую обработку. Так восстанавливают поршневые пальцы, посадочные поверхности под подшипники чашек дифференциала, наружные цилиндрические поверхности труб полуосей и др. В зависимости от износа и пластических свойств металла детали
33. Восстановление деталей метализацией
Металлизация – один из распространенных способов получения металлических покрытий поверхностей нанесением на эти поверхности расплавленного металла. Сущность процесса состоит в следующем; металл, расплавленный электрической дугой (при электродуговой металлизации) или ацетилено-кислородным пламенем (при газовой металлизации), и распыленный струей инертного газа или воздуха под давлением до О.бМПа, наносится на специально подготовленную поверхность детали. Металлизация позволяет получать слои металла толщиной от 0,1 до 10 и более мм с высокой производительност
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.148.203 (0.019 с.) |