Использование трансактного анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование трансактного анализа



в общении (трансактный анализ Э. Берна)

 

Теория трансактного (или трансакционного) анализа (ТА) была разработана американским психологом и психотерапевтом Э. Берном в 60-е гг. ХХ в. и получила признание во всем мире благодаря своей доступности, понятности, кажущейся очевидности и открытости и для узких специалистов, и для широкой заинтересованной аудитории. Словосочетание «трансактный анализ» дословно переводится как «анализ взаимодействий».

Трансактный анализ, в рамках социально-психологической работы позволяет решать следующие задачи:

§ налаживание эффективной системы коммуникаций между двумя и более партнерами;

§ налаживание эффективной системы коммуникаций в рамках целых организаций;

§ повышение социально-психологической компетентности;

§ обучение правилам делового общения (в процессе переговоров, проведения совещаний, бесед);

§ диагностика состояния и перспектив организации; формирование имиджа.

Теоретические основы трансактного анализа включают в себя четыре основных момента.

1. Структурный анализ личности. Этот процесс включает в себя рассмотрение элементов, составляющих личностную структуру (эго) – состояний Родителя, Взрослого, Ребенка.

2. Собственно трансактный анализ. Здесь имеется в виду изучение, коррекция механизмов и закономерностей взаимодействия партнеров по общению.

3. Анализ игр как серий скрытых трансакций, приводящих обычно к определенной развязке.

4. Скриптоанализ (анализ жизненного сценария – «скрипта»), который осуществим только в продвинутых группах. В рамках этого вида работ исследуется общий жизненный план личности и корректируются трагические сценарии.

Структурный анализ. В рамках трансактного анализа считается, что каждый человек, взаимодействуя с другими, может находиться в любом из трех эго-состояний, или позиций в общении: Родителя, Взрослого или Ребенка (Дитя).

Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о «переключении» или переходе активности от одного эго-состояния к другому. В конкретной ситуации в зависимости от склонности индивида и требований самой ситуации активизируется одно из состояний, и человек реагирует совершенно определенным образом: то как Родитель, то как Взрослый, то как Ребенок. Каждое из этих состояний имеет свою программу и предполагает своеобразное восприятие происходящего: люди могут по-разному чувствовать себя, слышать, видеть, говорить.

Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта.

Родительские эго-состояния заимствованы у родителей и воспроизводят их мысли, чувства, установки и поведение так, как личность их воспринимала.

Взрослое эго-состояние занимается сбором и обработкой информации, оценивая вероятность событий и регулируя действия.

Детские эго-состояния являются следами реального детства человека и воспроизводят его поведение и психическое состояние в конкретные переломные периоды.

Эго-состояние «Родитель» (Р).Человек находится в позиции Родителя, если говорит и чувствует так, как это делали в его детстве его родители или другие пользовавшиеся у него авторитетом лица. «Любой из нас имел родителей (при отсутствии таковых их кто-то заменяет). Он воспринял набор состояний Эго своих родителей и хранит их в себе. В некоторых ситуациях родительские состояния Эго начинают проявляться. Проще говоря: «Всякий человек носит в себе родителя».

Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, предписаний, усваиваемых индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, позволяет человеку успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от необходимости рассчитывать каждый шаг. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

«Эго-состояние Родитель – это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, как принятые нами самими, тогда как на самом деле они "внесены" извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель – наш внутренний комментатор, редактор и оценщик».

Различают две основные формы проявления Родительского Я.

Родитель карающий (контролирующий) указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки.

Родитель – опекающий (заботящийся) защищает, помогает, поддерживает, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

Общение с позиции Родителя, как правило, связано с ситуациями опеки, покровительства, авторитета, с установлением норм и правил. Часто это общение «сверху вниз», с позиции «старшего» – необязательно по возрасту. С позиции Родителя исполняются роли отца, педагога, внимательного коллеги по работе, критикующего начальника.

Эго-состояние «Взрослый» (В) включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Взрослый подобен компьютеру, который выдает решения на основе обработки информации, поступающей из трех источников: Родителя, Ребенка (Дитя) и того запаса, который заготовлен и постоянно пополняется самим Взрослым. «Если действуют соответствующие состояния Эго, то каждый, даже ребенок, может объективно переработать информацию. Можно сказать, что "в любом из нас есть Взрослый"».

Взрослое Я, в отличие от Родительского Я, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений. Взрослый «регулирует» проявление эмоций в определенных рамках.

Характерными признаками Взрослого Я являются корректность и сдержанность в общении с людьми, умение считаться с ситуацией, стремление понять интересы партнеров по общению, распределение ответственности между собой и ими. Позиция Взрослого предусматривает выдержку, равноправие в общении, солидность. Общение с позиции Взрослого – это обмен репликами по конкретному поводу.

Эго-состояние «Ребенок» (Дитя – Д) – это богатая коллекция переживаний, испытанных человеком в раннем детстве. «Каждый хранит впечатления прожитых лет. Эти впечатления могут активизироваться в определенной ситуации. Иными словами, "каждый прячет в себе маленького ребенка".

Ребенок представлен такими разновидностями, как Естественный Ребенок и Адаптивный Ребенок. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, фантазии, импульсивность и раскованность. Адаптивный Ребенок представлен следующими разновидностями: «Свободное дитя», «Ребенок-приспособленец» и «Ребенок-бунтарь».

«Свободное Дитя» ведет себя сообразно создавшейся обстановке и поступает так, как подсказывает интуиция (спонтанная реакция типа радости, печали и т.д.).

«Ребенок-приспособленец», пытаясь избежать конфликта внешнего, приобретает внутренний конфликт (прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.).

«Ребенок-бунтарь» протестует, бросает вызов, капризничает.

Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющим личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует в себе достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению со стороны окружающих. Дитя часто обнаруживает зависимую, подчиняемую, неуверенную в себе личность, которая нуждается в защите и поддержке.

Позиция Дитя проявляется в общении не только в ситуациях, имеющих сходство с детским опытом, но и во многих других, где эмоции и переживания преобладают над оценками и рассуждениями, а также используется для огромного числа ситуаций невербального общения – это могут быть взаимодействие влюбленных, танцы, игры и пр.

«В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком как внутреннее напряжение. Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: "оживлять" подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения».

Существует множество характерных примет, по которым партнер по общению будет чувствовать, с кем имеет дело: с Родителем, с Дитя или со Взрослым. Эти характерные признаки содержатся в словах, в интонациях голоса, мимике, жестах, позах. Рассмотрим поведенческие характеристики эго-состояний более подробно (табл. 2,3,4).

 

 

 


Таблица 2

Поведенческие характеристики Родителя

Характеристика Формы проявления Родительского Я
Родитель карающий   Родитель опекающий
     
Общее поведение Оценивающее, ироничное, порицающее, авторитарное, запрещающее, приказное (подчиненные – непослушные дети) Доброе, одобряющее, сочувствующее, озабочен-ное, советующее, помогающее (подчиненные – сла-бые дети, нуждающиеся в защите)
Манера говорить Твердо, высокомерно, цинично, саркастически, остро, насмехаясь, иронически-цинично. «Металл» в голосе   Тепло, успокаивающе, сочувственно
Характерные слова и выражения     «Это следует сделать»; «Ты должен»; «Запом-ните раз и навсегда»; «Я не позволю так обращаться со мною». Оценочные слова: «отвратительно», «чушь», «ерунда» и т.д. «Успокойся»; «Я могу Вас понять»; «Лучше не делать этого»; «Будь осторожен»; «Это мы сделаем»; «Не ломай себе голову». Оценочные слова: «деточка», «сынок» и т.п.  
Выражение лица     Лоб нахмурен, губы плотно сжаты, взгляд строгий, холодный, а порой даже сердитый.   Заботливое, улыбчивое, одоб­ряющее, любовно-заинтересованное выражение, снисходительный взгляд  
Жесты и положение тела Указательный палец поднят вверх, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены, голова поднята вверх Протянутые руки, поглажива­ние по голове, похлопывание по плечу и др.

 

 

 

Таблица 3

Поведенческие характеристики Взрослого

 

Характеристика Формы эго-состояний Взрослого
Общее поведение     Деловое, объективное, без эмоций, независимое, корректное. Взрослый считается с ситуацией, собирает и перерабатывает информацию, оценивает вероятность, принимает решения, Демократичный как в общении, так и в принятии решений, ориентируется на информацию    
Манера говорить   Уверенно (без высокомерия), ясно и четко, спокойно, без излишних эмоций, нейтрально
Характерные слова и выражения «Возможно»; «Вероятно»; «По моему мнению»; «Я думаю»; «Если я Вас правильно понял». Вопросы начинаются со слов «как», «что», «когда», «почему», «кто?»
Выражение лица   Часто измененяется в соответствии с состоянием. Лицо обращено к партнеру, внимательное, ненапряженное  
Жесты и положение тела Жесты подкрепляют то, что говорится, верхняя часть туловища наклонена вперед (выражение заинтересованности)

 

Таблица 3.5

Поведенческие характеристики Ребенка

Характеристика     Формы эго-состояний Ребенка
Свободное Приспосабливающееся   Бунтарское  
Общее пове­дение     2.Манера говорить   3.Характерн-ые слова и выражения   4.Выражение лица   5.Жесты и по­ложение тела Естественное, импульсивное, эго-центричное, хитрое, шаловливое, злорадное, вялое, открытое, естественное. Стиль в общении демократический, но в то же время он может быть непоследовательным в принятии решений или не доводить их до реализации     «Я хочу», «Вот здоро- во!», «Замечательно!»     Воодушевленное, воз-бужденное, хитрое, лукавое, любопытное, печальное, взволно­ванное     Свободное, напря­жен-ный или рас­слаблен-ный корпус Осторожное, боязли­вое, беспомощное, покорное, неуверенное, сдержанное, оби­женное. Стиль в общении либеральный (мягкость, непоследовательность, неумение настоять на своем, ориентируется на мнение окружающих)     Склоненная голова, опущенные плечи, поза слуги или навы­тяжку Капризное, своенравное, строптивое, грубое, агрессивное, неприязненное. Стиль общения зависит от настроения   Напряженность, угрожающая по­за, опущенная голова, сжатые кулаки
Манера говорить   Преимущественно громко, быстро, горячо, захлебываясь   Тихо, нерешительно, плаксиво, подавлено, нудно, заискивающе, извиняющее, привередливо   Гневно, громко, упрямо, отсутствующе  
Характерные слова и выражения     «Я хочу»; «Так тебе и надо!»; «Я бы очень хотел…»; «Прекрасно!»; «Вот здорово!»; «Замечательно!» !» «Я хотел только...»; «Почему всегда я?», «Я правильно сделал?»; «Я не смогу этого сделать» «Я этого не хо­чу»; «Оставьте ме­ня в покое!»; «Я сердит на тебя»; «Проклятье!»
Выражение лица   Воодушевленное, возбужденное, ошеломленное, любопытное, хитрое, взволнованное, лукавое, печальное Нервное, потерянное, тактичное, выражающее согласие   Жесткое, упрямое, отсутствующее  
5.Жесты и по­ложение тела Положение свободное, напряженный или расслабленный корпус Склоненная голова, опущенные плечи, напряженные или друже-любные жесты, стоит в позе слуги или навытяжку Напряженность, угрожающая поза, опущенная голова, сжатые кулаки

Анализ трансакций является второй частью теории трансакционного анализа Э. Берна. Любой знакообмен между людьми представляет собой контакт. Этот контакт состоит из коммуникативных посылов – коммуникатов (взгляд, улыбка, жест, мимическое выражение в адрес партнера, словесное обращение). Обмен коммуникатами называют трансакцией, являющейся своеобразной единицей общения. Отдельная трансакция состоит из трансакции-стимула и трансакции-ответа. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга (трансакционный стимул). Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает (трансакционная реакция).

Трансакции анализируются с точки зрения того, с каких позиций личности собеседника они осуществляются. Графически это можно представить следующим образом: каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций – Родителя (Р), Взрослого (В), Дитя (Д) (сверху вниз), а трансакция изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого (рис. 10). Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие, наоборот, к конфликту.

В
Р
Д
Д
В
Р


 

Стимул

 

Реакция

 

 

Отправитель Получатель

 

Рис. 10. Пример трансакции

 

Выделяют три вида трансакций: параллельные (дополняющие), пересекающиеся и скрытые.

Параллельные трансакции – это такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно понимают ситуацию и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Когда коммуникативные посылы партнеров по общению исходят из одинаковых ролевых позиций, идут параллельно к таким же позициям, то говорят о пристройке «рядом» (рис. 11). Параллельные трансакции ведут к позитивному завершению общения.

Пример 1. Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу» (рис. 11 а).

Пример 2. Один работник говорит другому: «Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют». Второй: «Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку» (рис. 11 б).

Пример 3. Одна из сотрудниц обращается к другой: «Шеф может сделать со мной все, что хочет, но я не буду больше заниматься этим дурацким отчетом! Вторая: «Ну и я не собираюсь за всех отдуваться!» (рис. 11 в).

РР Р Р Р
ВР Р Р Р
ДР Р Р Р
РР Р Р Р
В Р Р Р Р
Д Р Р Р Р
Р Р Р Р Р
Р Р Р Р Р
В Р Р Р Р
В Р Р Р Р
Д Р Р Р Р
Д Р Р Р Р
Д Р Р Р Р
ВР Р Р Р
ВР Р Р Р
Р Р Р Р Р
Р Р Р Р Р
Д Р Р Р Р
а б в

 

Рис. 11. Параллельные трансакции

по типу пристройки «рядом»: а – пример 1; б – пример 2; в – пример 3.

 

Пристройка «снизу». О пристройке «снизу» говорят в тех случаях, когда первый коммуникат посылается с более низкой ролевой позиции и направляется на более высокую ролевую позицию партнера, а ответный коммуникат направлен в противоположную сторону параллельно первому коммуникату (рис. 12).

Пример 1. Предприниматель – налоговому инспектору (с возмущением): «На каком основании Вы наложили штраф?!» Инспектор: «Давайте разберемся». Достает документы и разъясняет причины наложения санкции» (рис. 12 а).

Пристройка «сверху». О пристройке «сверху» говорят в тех случаях, когда первый коммуникат посылается с более высокой ролевой позиции и направляется на более низкую ролевую позицию партнера, а ответный коммуникат направлен в противоположную сторону параллельно первому коммуникату.

Пример 2. Руководитель – подчиненному: «Сколько раз говорить, что сведения в налоговую инспекцию должны подаваться своевременно». Подчиненный: «Извините, такого больше не будет» (рис. 12 б).

Пример 3. Начальник – подчиненному: «Опаздывая, Вы подрываете свой авторитет». Подчиненный: «Я понимаю и сделаю необходимые выводы» (рис. 12 в).

ДР Р Р Р
В Р Р Р Р
Р Р Р Р Р
Р Р Р Р Р
ВР Р Р Р
Д Р Р Р Р
РР Р Р Р
В Р Р Р Р
Р Р Р Р Р
ДР Р Р Р
В Р Р Р Р
ДР Р Р Р
Р Р Р Р Р
ВР Р Р Р
В Р Р Р Р
Д Р Р Р Р
Р Р Р Р Р
Д Р Р Р Р
а б в

 

 

Рис. 12. Примеры параллельных трансакций

типа пристройки «снизу»: а – пример 1;

и пристройки «сверху»: б – пример 2; в – пример 3.

 

Пересекающиеся трансакции проявляются в том, что партнеры с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиции и действий другого участника взаимодействия, с другой стороны, ярко проявляют свои собственные намерения и действия. Пересекающиеся трансакции характеризуются тем, что ответный коммуникат пересекает первый коммуникативный посыл, как бы перечеркивает его. Это пересечение может осуществляться с любой ролевой позиции (рис.13).

Пример 1. На переговорах одна сторона – другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате чего мы понесли ощутимые потери». «Нет, это вы виноваты, так как задержали предоплату» (рис. 13 а).

Пример 2. Начальник отдела – руководителю: «Я хочу посоветоваться, что предпринять, чтобы не срывали сроки сдачи отчетов». Руководитель: «Здесь и обсуждать нечего! Депримировать на 100 %, сразу о дисциплине вспомнят!» (рис. 13 б).

Пример 3. Руководитель обращается к своему заместителю со словами: «Вы не смогли обеспечить своевременное выполнение поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства» (рис. 13 в).

В Р Р Р Р
ВР Р Р Р
Р Р Р Р Р
Р Р Р Р Р
Д Р Р Р Р
ДР Р Р Р
Д Р Р Р Р
Р Р Р Р Р
ВР Р Р Р
РВ Р Р Р Р
ДР Р Р Р
В Р Р Р Р
РР Р Р Р
Р Р Р Р Р
В Р Р Р Р
Д Р Р Р Р
ВР Р Р Р
Д Р Р Р Р
а б в

 

Рис. 13. Примеры пересекающихся трансакций: а – пример 1;

б – пример 2; в – пример 3.

 

Основной признак пересекающейся трансакции – неподходящий или неуместный ответ на реплику партнера. Результатом обычно является либо прекращение контакта, либо его переход в открытый конфликт. Таким образом, в пересекающихся трансакциях потенциально заложена возможность конфликта, что может вызвать впоследствии массу скрытых трансакций.

Родитель  
Руководитель
Родитель  
Ребенок  
Сотрудник
Взрослый  
Взрослый  
Ребенок  
Скрытыми называются те трансакции, в которых одновременно осуществляется не менее двух ролевых позиций каждого из партнеров по общению. В трансакциях такого вида можно выделить два условных плана: внешний, видимый (социальный) и скрытый (психологический) (рис. 14).

 

социальный уровень

 

психологический уровень

 

 

Рис. 14. Скрытые трансакции

На трансакционной схеме, скрытые трансакции изображаются пунктирными стрелками (рис. 15).

Пример, Подчиненный обращается к начальнику: «Вы поручили мне достать автокран. Они есть (там-то), но не с моим авторитетом к ним обращаться. Вот если бы вы пару слов сказали – я могу набрать телефон их начальника». Польщенный шеф соглашается: «Ладно, давайте скажу».

Д Р Р Р Р
ДР Р Р Р
ВР Р Р Р
ВР Р Р Р
РР Р Р Р
РР Р Р Р

 


 

 

Рис. 15. Пример скрытой трансакции

Ясная трансакция со стороны подчиненного – В Р дополняется скрытой – беспомощность, обращающаяся за покровительством: Д Р. Подыграв начальнику, подчиненный спровоцировал его на покровительственную позицию Р Д, которая в данном случае означает выполнение за подчиненного его работы. Скрытые коммуникаты существенно обогащают общение Родителя, Взрослого и Дитя. В то же время скрытые трансакции создают дополнительные трудности партнеров по общению, так как скрытые коммуникаты часто не совпадают с внешними, видимыми коммуникатами, противоречат им и перечеркивают их.

Анализ игр. ТА – изучение комплексных стереотипных цепочек коммуникаций (стереотипов поведения), которые вновь воспроизводятся в стандартных версиях и зачастую препятствуют взаимопониманию. Среди таких стереотипов поведения особое место занимают игры, трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или явного преимущества над другим – выигрыша. Игры, когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, следует считать «хорошими», а те игры, в которых маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго – «плохими». Э. Берн и его сотрудники типологизировали большое количество различных игр, в том числе «супружеские игры», «игры жизни», «игры преступного мира» и т.д.

Анализ сценариев. Это метод выявления ранних бессознательных решений того, как необходимо прожить жизнь. В основе многих игр лежат скрипты, или «скрипт-программы» жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.94.2 (0.058 с.)