Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хижина мудреца осенней порой. XIV в.

Поиск

Дворцовый музей, Тайвань.

ПЕРИОДЫ МИН И ЦИН

В XIII в. Сунская империя прекратила своё существование. Страна, завоё­ванная монголами, почти на девяно­сто лет оказалась во власти чужезем­ной династии Юань. Существенный удар был нанесён по хозяйственной жизни и культуре Китая. Сгорели дворцы, были разграблены ценности. В тот тяжёлый период крупнейшие художники бежали на юг, нашли прибежище в далёких провинциях. Их картины полны печали, они по­степенно приобрели особый иноска­зательный смысл, выражая скрытые от всех движения души. Чаще всего

живописцы, как, например, У Чжэнь (XIV в.), изображали какой-нибудь один природный мотив, например бамбук, гнущийся под ветром. Он олицетворял стойкого духом благо­родного человека. Самым лиричным и тонким живописцем этого време­ни был Ни Цзан (XIV в.). Его немно­гословные, исполненные печали од­ноцветные пейзажи, написанные на белоснежной мягкой бумаге, изо­бражающие одинокие деревья, ма­ленькие островки, затерянные в вод­ных просторах. Овеянные тоской по прошлому, они передают тонкие оттенки настроения.

В результате долгой борьбы в середине XIV столетия монгольское

 

ПЕКИН

Пекин с 1421 г. стал постоянной столицей Китая. Вы­строенный по образцу прежних столиц, этот город являлся строго организованным ансамблем.

В плане Пекин представлял собой два примыкав­ших друг к другу, обнесённых стенами прямоугольни­ка, соединённых между собой воротами. Весь город пересекала Большая Пекинская магистраль. Она завер­шалась у северной стены башнями Колокола и Бара­бана, где происходили важнейшие события в жизни страны. Когда император направлялся для молитв об урожае в Тяньтань (Храм Неба) — на башне били в ба­рабан, когда он входил в Таяймяо (Храм Предков) — били в колокол. Магистраль, разделявшая город на две симметричные части, имела скорее символическое, не­жели практическое значение. Пройти по ней через весь город не представлялось возможным. Путь пре­граждали как стены императорского дворца, так и ис­кусственно созданный к северу от него огромный холм Цзиньшань, достигавший в высоту шестидесяти метров. Подобные холмы — защитники от злых духов (которые, по поверью, могли двигаться только по прямой доро­ге) — были почти обязательной принадлежностью каж­дого китайского города. Город без вершины, по пред­ставлениям китайцев, был всё равно что без стен и ему грозила неминуемая гибель.

Крыши дворцов, храмов, городских стен, башен над воротами и парковых павильонов стали покрывать цветной черепицей в соответствии с символикой: зо­лотистый цвет символизировал могущество императо­ра, землю и спелые плоды; синий — небесную лазурь, мир и покой; зелёный цвет — древесную листву.

Главным ансамблем Пекина являлся расположен­ный в центре монументальный и торжественный им­ператорский дворец — Запретный город, окружённый со всех сторон красными стенами высотой десять мет­ров и окружённый рвом с водой. Вся жизнь правите­лей Срединного государства протекала в его пределах. Императорский дворец, в котором жили несколько ты­сяч чиновников, охранников, наложниц и рабынь, представлял собой своего рода государство в государ­стве со сложной системой подчинения старшим по должности, со своими законами и судом. Дворец раз­делялся на несколько частей — центральную парадную, состоявшую из ряда площадей и приёмных залов, и бо­ковые, отделённые коридорами. Здесь располагались жилые покои, театры, сады и беседки. Северная часть завершалась императорским садом с причудливыми горками, мозаичными дорожками, редкими породами деревьев. Общая площадь дворца составляла семьсот двадцать тысяч квадратных метров.

Каждое здание имело своё поэтическое название. Тронный зал Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии) вобрал

в себя все самые характерные особенности дворцовой архитектуры. Нарядность, яркость и торжественность сочетаются в этом сооружении с простотой и ясностью форм. Высокие лакированные красные колонны опи­раются на многоступенчатую, украшенную резьбой белую платформу и внутри делят зал на одиннадцать пролётов. Потолочные балки покрыты разноцветной росписью с золотыми фигурами драконов, которые яв­ляются символом императорской власти, а двойная жёлтая черепичная крыша украшена фигурками птиц и зверей-охранителей.

Огромный дворцовый ансамбль в свою очередь входил в пределы обнесённого стенами грандиозного «императорского города» (площадью более пятнадца­ти квадратных километров), куда входили храмы, бе­седки, пагоды, парк с искусственно вырытыми больши­ми озёрами и высокими насыпными островами, а также храмы и многие другие сооружения.

Наиболее важным храмовым ансамблем Пекина, воплотившим в своей структуре древние символические образы, является Тяньтань (Храм Неба; 1420—1530 гг.), расположенный в южной части «внешнего города». Ан­самбль включает в себя несколько священных постро­ек (кухню для приготовления жертвенной пиши, дворец, где император постился перед молитвой и др.). Круг­лые террасы храмов, так же как и их синие крыши, отождествлялись с Небом, а квадратная в плане стена, окружавшая всю территорию ансамбля, символизиро­вала Землю. Самое высокое здание ансамбля — Цяньаньдянь (Храм Молений об Урожае), возведённый в 1420 г., — представляло собой окрашенную красным лаком деревянную, круглую в плане тридцативосьми­метровую постройку, увенчанную трёхъярусной кони­ческой черепичной крышей ярко-синего цвета. Она воз­ведена на высокой тройной беломраморной террасе с лестницами и рельефными оградами.

Тяньтань (Храм Неба). XV—XVI вв.

Пекин.

Запретный город. Общий план.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.43 (0.006 с.)