Стела Будды из Катры. Начало II в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стела Будды из Катры. Начало II в.



Археологический музей, Муттра. Индия.

*Мудры — выражение символов, понятий, а также ступеней духовного совер­шенства через положение и жесты пальцев и рук.

**Урна' (точка между бровя­ми) у Будды — знак совер­шенства и избранности; ушни'ша (полукруглый выступ на голове) — символ высшей меры знаний и мудрости.

***Стела — вертикально стоящая каменная плита С надписью или рельефом.

****Гупты — династия прави­телей древнеиндийского го­сударства Магадан на севере Индии. К концу IV а они объединили под своей властью большую часть Север­ной Индии.

Индуизм — основная религия Индии, распростра­нённая и в других странах Азии. Одно из её положе­ний — учение о перевопло­щении душ, обусловленное предыдущими поступками, добродетельными или дур­ными. Верховные божества индуизма — Крахма (Творец мира), Вишну (Бог-охрани­тель) и Шива (Бог-разруши­тель).

Пещерные храмы в Аджанте. IV —VII вв.

(VI в.) и храм Вишну (V—VI вв.) в Деогахе.

В эпоху Гуптов развивалось пе­щерное зодчество. Образцом вели­колепного единства архитектуры,

скульптуры и живописи является пещерный комплекс в Аджанте (IV— VII вв.). Среди сооружений выде­ляются чайтьи и виха'ры — общежи­тия буддийских монахов.

Скальные ансамбли Аджанты сла­вятся прежде всего своей живописью. Этот вид изобразительного искусст­ва известен в Индии с начала I тыся­челетия до н. э. Однако поскольку под действием влажного климата живо­писный слой быстро разрушается, пещерные храмы Аджанты являются едва ли не единственным сохранив­шимся памятником, по которому можно судить о росписях Гуптской эпохи. Стенопись Аджанты относит­ся к IV—VII вв., поэтому росписи, вы­полненные в эпоху Гуптов, входят в неё только как составная часть. Жи­вопись сохранилась лишь в шестнад­цати пещерах. Здесь расписывались потолки, стены и даже колонны.

Росписи пещер сложны по содер­жанию, в композициях много персо­нажей, но нет и намёка на передачу

Росписи храмов в Аджанте. IV—VII вв.

Индия.

перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм со­ставляют основу всего живописно­го ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в тем­ноте. Возникает ощущение, что зем­ное и небесное гармонично соеди­нились в этом храме.

Влияние комплекса Аджанты на искусство Индии огромно. Основные стилистические и идейные особен­ности этого памятника нашли от­ражение и в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда — образ иде­альный, воплощающий идею дости­жения нирваны. Именно таким он предстаёт в знаменитой статуе из Сарнатха (V в.). Божественный Будда восседает на троне, богато украшен­ном скульптурными изображения­ми и орнаментом. Его фигура лише­на всех черт живой человеческой плоти. Будда сидит в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения.

В гуптской художественной культуре буддийское искусство пе­режило свой последний расцвет, надолго уступив место изображе­нию богов индуизма.

ИНДИЯ VI—X ВЕКОВ

В VI столетии, после заката дина­стии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правите­ли которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным индуистским богам — Ши­ве, Вишну, Брахме, составляющим Тримурти.

В VII в, на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возве­дён огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвиг­ли на природной площадке, распо­ложенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии:

воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, во­семь небольших святилищ, выруб­ленных из цельной скалы, знамени­тый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскаль­ный рельеф «Нисхождение Гаити на землю».

В архитектуре комплекса выделя­ются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных — слонов, львов и быков. «Разгуливаю­щие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архи­тектурные формы с прибрежным ландшафтом.

В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украша­ет архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) на-

скальный рельеф «Нисхождение ре­ки Ганга на землю». Главная тема рельефа — легенда о том, как свя­щенная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей.

Перед скальным рельефом уст­роена площадка, на которой в древ­ности разыгрывались религиозные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 439; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.149.32 (0.006 с.)