Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шива натараджа из южной индии. XI В. Городской музей, мадрас. Индия.

Поиск

Шива Натараджа — Владыка Танца. Иногда Шива именуется Космическим Танцором, так как его разру­шительная энергия реализуется в момент танца: ис­полняя его, Бог уничтожает во Вселенной всё старое и одновременно открывает' новый цикл жизни. Шива Натараджа изображался стоящим на одной, чуть со­гнутой в колене правой ноге. Его левая нога грациоз­но выставлена вперед в танцевальном па. У Шивы че­тыре руки, жест каждой из них имеет определённый смысл. Бог может держать в руке также священный предмет: например, барабанчик — символ космиче­ского ритма. Голову Шивы украшает корона с чере­пом — знак победы над смертью. Фигура Бога обыч­но заключена в бронзовый ореол с язычками пламени, олицетворяющего Вселенную, в которой танцует Великий Бог — разрушитель и созидатель.

 

 

ИСКУССТВО КИТАЯ

Китай или Срединное царство, как с незапамятных времён именуют его ки­тайцы, — страна, раскинувшаяся на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Здесь около шести тысяч лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех наро­дов, населявших страны Дальнего Востока. Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев и японцев. Многие изобрете­ния китайцев, такие, как шёлк, порох и компас, являются достоянием всего человечества. В Китае впервые появились фарфор, бумага, кисти, тушь и кни­гопечатание.

Культура Китая отличалась не только многообразием, но и большой жиз­нестойкостью. Междоусобные войны, крестьянские восстания и разруши­тельные набеги завоевателей не помешали искусству этой страны вплоть до позднего Средневековья сохранить преемственность традиций, впитать и преобразовать все внешние культурные влияния.

ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД

Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек Китая в V—III тысячелетиях до н. э., создавали поселения из небольших, углублённых в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, раз­водили домашних животных, знали многие ремёсла. Обнаруженная на территории Китая керамика того времени — сосуды из бледно-жёл­той или красновато-бурой обож­жённой глины по месту первых раскопок была названа Яншао. В этих сосудах хранили вино и мас­ло, готовили пищу, а большие сосу­ды служили погребальными урнами.

Вылепленные вначале вручную, а впоследствии с помощью гончарно­го круга, глиняные изделия — вазы,

Сосуды Яншао.

III тысячелетие до н. э.

чаши, блюда, миски — отличались необычайной правильностью форм. Их обжигали при температуре око­ло полутора тысяч градусов Цель­сия, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему они стано­вились гладкими и блестящими. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узо­рами — треугольниками, спираля­ми, кругами и ромбами, а также изо­бражениями зверей.

ПЕРИОД ШАН-ИНЬ

Следующий период истории Древ­него Китая получил название Шан-Инь (XVI—XI в. до н. э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тысячелетии до н. э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ О ВСЕЛЕННОЙ

Во всех явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они обожествляли облака и дождь, ветер и гром, кото­рых представляли себе в образах драконов, птиц и зверей. Од­нако человек нуждался в надёжных защитниках, поэтому возник­ло и другое верование — культ предков. Считалось, что духи предков заботятся о потомках. В свою очередь душам умерших предков тоже служили — ухаживали за могилой, совершали жерт­воприношения. Чтобы душа предка ни в чём не нуждалась, в мо­гилу клали различные ремесленные изделия — оружие, бронзо­вые сосуды, резные камни, драгоценности.

Когда образовалось государство, возникло представление о не­бе как могущественном верховном божестве Вселенной. По пред­ставлениям древних китайцев, земля квадратная, их собственная родина находится в её центре, а небо над ней имеет форму ок­ружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго' (Средин­ным Царством) или Тянься' (Поднебесной). В разные времена го­да небу и земле приносили обильные жертвоприношения. Для этого за чертой города возводили специальные алтари: круглые — для неба, квадратные — для земли.

МАГИЧЕСКИЕ СОСУДЫ

Тяжёлые монолитные бронзовые сосуды, созданные в период Шан-Инь, служили для жертвоприно­шений духам природы и духам—покровителям племени. В них как бы соединились все сложившиеся к этому времени представления о мире. Сосуды, с большим мастер­ством отлитые из сплава меди и олова, были покрыты рельефом. Главное место в нём отводилось во­площавшим стихию неба и воды изображениям птиц и драконов, цикад, предвещавших хороший уро­жай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. Иногда изображали собирательный образ зверя — охранителя чело­века, который объединял в себе черты тигра, дракона и барана. Со­суды были разнообразными по фор­ме. В прямоугольных огромных ча­нах на четырёх ножках с двумя ручками «фан-дин» готовили жерт­венное мясо. Высокий, стройный, расширяющийся внизу и вверху ку­бок «гу» предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверх­ность этих сосудов наносили тон­кий спиралевидный линейный «узор грома» («лэй-вэнь»), на фоне кото­рого в технике рельефа исполняли основные изображения. Объёмные звериные морды как бы вырастали из бронзы. Эти сосуды должны бы­ли охранять человека и защищать посевы от злых сил, поэтому они са­ми часто имели форму зверей и птиц, а их поверхность сплошь за­полняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастичную фор­му древнекитайских бронзовых со­судов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых реб­ра, расположенных по сторонам. Эти рёбра ориентировали сосуды по сторонам света, подчёркивая их ритуальный характер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.8.126 (0.01 с.)