Печати из Мохенджо-Даро. III—II тысячелетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Печати из Мохенджо-Даро. III—II тысячелетия



ИСКУССТВО ИНДИИ

С древности и до XIX в, Индия не имела общего названия. Чуже­земные племена, такие, как персы и китайцы, называли страну Синдху, как и реку Инд (в произношении греков — Индос и Индикос). Мусульмане, завоевавшие Индию в XII—XIII вв., дали ей имя Хиндустан (Страна Индусов), которое в Европе звучало как Индостан. Слово «Индия» в его современном значении появилось только в XIX столетии.

На востоке Индия омывается водами Бенгальского залива, на западе — Аравийского моря. На северо-западе Индии расположена горная система Гиндукуш, на севере рубежом Индии служит величайшая в мире горная систе­ма Гималаи. По представлениям древних индийцев, на снежных вершинах Гималаев обитали божества. Например, гору Джомолунгму (Эверест) индий­цы связывали с легендарной горой Меру, на которую опирается небо. На ней располагаются города богов и жилища небесных духов. Гора Кайласа счи­талась обителью бога Шивы. Поэтому Гималаи стали одной из излюблен­ных тем в монументальном искусстве Древней и средневековой Индии.

Множество мифов связано с полноводными реками Индии — Гангой и Индом. Согласно одному из них, священная Ганга спустилась на землю с не­ба, дабы напоить всё живое. Инд и его притоки воспеты в древнейших свя­щенных текстах — ведах.

Индию населяют многочисленные разноязычные племена и народы, ко­торые имеют разное происхождение и культуру. Здесь удивительно миро­любиво сосуществуют различные религии: индуизм, буддизм, христианст­во, мусульманство. Однако большая часть населения исповедует индуизм. Он включает в себя не только веру в богов, почитаемых в этой религии, но и основные культовые обряды, совершаемые в их честь. Индуизм — это древ­ние традиции духовной и материальной культуры, это традиционное пред­ставление индийцев о Боге, о мире, о себе. Другими словами, индуизм — это образ жизни народов Индии.

Религиозные взгляды индийцев на мир ярко и ёмко выражаются в их са­мобытном изобразительном искусстве. Древнейшие представления о про­исхождении и строении Вселенной, о богах, её создавших, о связях и струк­турах, в ней существующих, буквально пронизывают индийское искусство на протяжении всей его многовековой истории.

Неистощимым источником, из которого индийские художники, скульп­торы и архитекторы черпали образцы для художественных форм, была при­рода. Мастера уподобляли элементы архитектуры или скульптуры формам растений и животных. Созданные их руками произведения искусства не просто вписывались в природный ландшафт, а сливались с ним в единый гармоничный ансамбль. Эти особенности индийского искусства проявля­лись уже на самых ранних этапах его развития.

ХАРАППА И МОХЕНДЖО-ДАРО

Индия была заселена ещё в глубо­кой древности — в VII тысячелетии до н. э. Древние индийцы культиви­ровали злаки, одомашнивали круп­ный рогатый скот.

Древнейшая индийская цивили­зация возникла в бассейне Инда в III тысячелетии до н. э. Самые значи­тельные находки, относящиеся к этой культуре, были сделаны в Хараппе и Мохенджо-Даро — древних городах, расположенных на терри­тории нынешнего Пакистана. В 50-х гг. XIX в. английский генерал А. Каннингем, осматривая руины возле деревни Хараппа, обнаружил печать с неизвестными письменами. Планомерные раскопки здесь нача­лись только в 20-е гг. XX столетия. Культура вновь открытой цивилиза­ции была названа хараппской или культурой Мохенджо-Даро.

Хараппские поселения распола­гались на огромной территории: на востоке она простиралась до Дели, а на юге — до берегов Аравий­ского моря. Полагают, что Хараппская цивилизация существовала с середины III до первой половины II тысячелетия до н. э.

О высоком уровне развития Хараппской цивилизации говорят строгая планировка городов, наличие письменности и произведений искусства. Язык и письменность Хараппы пока не расшифрованы, хо­тя на сегодняшний день найдено множество печатей с надписями.

Города строились по чёткому плану: улицы пересекались под пря­мым углом. Почти все крупные горо­да состояли из двух частей: «нижне­го» и «верхнего» города. «Верхний город» представлял собой крепость на холме; в пей, вероятно, жили представители городских властей и жрецы. Здесь находились различные общественные сооружения. Таковы, например, большие зернохранили­ща в Мохенджо-Даро и Хараппе. Знаменитые купальни Мохенджо-Даро — одна из загадок древне­индийской цивилизации. Обеспе­чивали они бытовой комфорт населения или служили бассейнами для ритуальных омовений — выяс­нить пока не удалось. В «верхнем го­роде», однако, не обнаружили двор­цов или храмов. Эта особенность существенно отличает хараппскую культуру от цивилизаций Древнего Египта и Передней Азии.

В «нижнем городе» проживала основная часть населения. Дома возводились из обожжённого кир­пича и состояли из нескольких по­мещений. Состоятельные горожане жили в двух- и трёхэтажных домах. Сточные каналы, имевшиеся на каж­дой улице, представляли собой одну из самых древних в мире систем го­родской канализации.

Изобразительное искусство из­вестно по находкам археологов — печатям-амулетам, статуэткам из ме­ди, камня и обожжённой глины.

В Мохеиджо-Даро была обнару­жена бронзовая статуэтка обна­жённой девушки-танцовщицы. Не­принуждённо подбоченясь правой рукой, она как будто выжидает момент, чтобы начать танцевать. Ле­вой рукой в браслетах она держит светильник, что может указывать на исполнение ею ритуального танца. По-видимому, именно в хараппском искусстве впервые возник мотив танца, столь популярный в индийской скульптуре.

Мохенджо-Даро.

Раскопки.

III—II тысячелетия

До н. э.

Индия.

Статуэтка танцовщицы

Из Мохенджо-Даро.

III—II тысячелетия

До н. э.

Национальный музей, Дели.

Индия.

Мужской бюст

Из Мохенджо-Даро.

III—II тысячелетия

До н. э.

Национальный музей, Дели.

Индия.

Одна из самых крупных скульп­тур, найденных в Мохенджо-Даро, — погрудное изображение бо­родатого мужчины с крупными чертами лица, переданными схема­тически. Выделяются лишь длинные полузакрытые глаза, зрачки кото­рых сведены к переносице, что, ве­роятно, означает самосозерцание. Он одет в перекинутую через левое плечо мантию с орнаментом, его голову украшает лента с пряжкой на лбу. Исследователи считают, что бюст изображает жреца или древ­нее божество.

Особую группу находок состав­ляют печати. Они обнаружены поч­ти во всех крупных городах доли­ны Инда, сейчас их насчитывается более двух тысяч. Они представляют собой круглые, квадратные или цилиндрические пластины из меди, слоновой кости, глины с углублён­ным изображением; такие печати дают рельефные оттиски. На обо­ротной стороне каждой из них имеется небольшой выступ с ды­рочкой для шнурка. Обычно на пе­чатях вырезались изображения бо­жества или священного животного и надпись. Животные — бык, едино­рог, горный козёл, слон, тигр, коб­ра, рыба, крокодил — могли симво­лизировать то или иное божество, обозначать природную стихию или сезоны года.

О религии древних хараппцев известно очень мало. Нет точных данных и о причинах заката Хараппской цивилизации.

Во II тысячелетии до н. э. в долинах Инда и Ганги начали расселяться ин­доевропейские племена ариев, которые вторглись в Индию с северо-запа­да — через проходы в горных цепях Гиндукуша и Сулеймановых гор.

Сведения о культуре ариев дошли до нас благодаря ведам — священным текстам, составленным на древнеиндийском языке — санскрите. Основной текст, Ригведа (XI—X вв. до н. э.), является собранием гимнов арийским бо­гам. Ригведа стала бесценным источником сведений о религии и мифоло­гии арийских племён. Главными их божествами были Сурья — бог солнца, Индра — повелитель грозы и грома, Агни — бог огня, Сома — бог опьяня­ющего божественного напитка.

До н. э.

Национальный музей, Дели.

Индия.

Арии жили большей частью в деревнях, дома строили из кирпича, гли­ны, бамбука, камыша, дерева. На месте арийских поселений часто обнару­живают культовую утварь, которая использовалась в ведийских обрядах: лож­ки, горшки, черпаки для масла. Обряды, вероятно, совершались под открытым небом, а жертвоприношения — на временных алтарях, камен­ных или деревянных.

Период от первых вед до династии правителей Индии Маурьев (X—IV вв. до н. э.) не оставил памятников материальной культуры. Об этом времени рассказывает эпос Древней Индии — «Махабхарата» и «Рамаяна», — кото­рый упоминает немало древних династий и названий государств. Изобра­зительное искусство Индии веками черпало из «Махабхараты» и «Рамаяны» сюжеты и образы, которые запечатлены в архитектурно-скульптурных ан­самблях, настенных росписях и миниатюре.

ИМПЕРИЯ МАУРЬЕВ

В 321 г. до н. э. в Индии возникло первое объединённое государство — империя Маурьев. Их столицу — Паталипутру (в долине Ганги) — опи­сывали древнегреческие авторы. Го­род окружала мощная стена с дозорными башнями и рвом. Боль­шинство архитектурных сооруже­ний были из дерева.

В строительстве и скульптуре ка­мень начали широко применять во времена правления царя Ашоки (268—232 гг. до н. э.), что в первую очередь связано с утверждением буддизма в качестве государствен­ной религии. Власти стремились увековечить основы буддизма в мо­нументальном искусстве, которое принято называть «искусством Ашоки». Это прежде всего мемориальные колонны, на которых высечены ука­зы правителя. Такую колонну нель­зя назвать архитектурным соору­жением в полном смысле слова: она соединяет в себе элементы зодчест­ва и скульптуры.

Колонна, или стамбха, представ­ляет собой хорошо отполирован­ный каменный столб. Стамбхи быва­ют высотой более десяти метров и завершаются капителью со скульп­турными изображениями животных Самая знаменитая из них — Львиная капитель из Сарнатха (середина III в. до н. э.). Столб, нёсший эту капитель, по преданию, был поставлен на том месте, где Будда произнёс свою пер­вую проповедь.

Со времени царя Ашоки в архи­тектуре получили распространение буддийские мемориальные и погре­бальные памятники — ступы. Ран­ние ступы в буддизме служили для хранения реликвий самого Будды. Существует легенда о том, что Буд­ду как-то спросили, каким должно быть его погребальное сооружение. Учитель постелил на землю свой плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний. Так ступа

Индия.

Стамбха Ашоки.

Фрагмент.

Середина III в. до н. э.

Индия.

*Нирвана — психологи­ческое состояние полноты внутреннего бытия, отсутст­вия желаний, совершенной удовлетворенности, абсолют­ной отрешённости от внеш­него мира, освобождения от оков материи, бесконеч­ной цепи рождений и смер­тей (сансары).

**Буддизм — мировая ре­лигия наряду с христианст­вом и исламом. Одним из главных представлений буддизма является видение жизни как страдания. Прео­долеть его и познать истину можно, пройдя путь спасе­ния. Высшей целью в буд­дизме является нирвана — просветление, освобождение человека от плена земных перерождений и, наконец, соединение с космическим порядком — Абсолютом.

с самого начала приобрела полусфе­рическую форму.

Полусфера, символ Неба и бес­конечности, в буддизме означает нирвану Будды и самого Будду. Центральный шест ступы — ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю, символ Мирового Древа Жизни. «Зонты» на конце шеста, ступени восхождения к нирване, считаются также и символом власти.

Одна из самых древних сохра­нившихся ступ, сооружённых при Маурьях, — ступа в Санчи (около 250 г. до н. э.). Позже она была пере­строена и чуть увеличена в размерах. Полусферический купол ступы поко­ится на круглом основании с терра­сой, служившей для ритуального об­хода. С южной стороны к террасе ведут лестницы. Купол ступы над­строен каменным кубом с квадрат­ной оградой, форма которой повто­ряет очертания алтарей эпохи вед и может считаться символом Земли или горы Меру. Ступу окружает мас­сивная ограда. По четырём сторонам света в ней сделаны ворота — тораны, украшенные рельефом.

Ранняя ступа была воздвигнута также в Бхархуте. До нашего време­ни дошла ограда с воротами. Само сооружение времён царя Ашоки не сохранилось. На рельефах столбов ограды предстают древнейшие бо­жества в облике человека: якши и якшини — духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Поскольку якшини про­изошли от богинь растительного царства, иногда их изображали духами дерева. В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, по их роль значительна, так как они являлись в широком смысле охранителями учения, а в более уз­ком — святого места, буддийского сооружения от злых духов, поэтому их часто изображали попарно на ог­радах и воротах ступы, а также дру­гих культовых построек.

Ещё один вид буддийской архи­тектуры — пещерные храмы. Пеще­ра Ломас Риши в Бодх-Гаи — оваль­ное святилище и прямоугольный зал — была высечена при Ашоке

(около 250 г. до н. э.). Стены храма тщательно отполированы. Его фасад и план послужили образцами для более поздних культовых построек I в. н. э.

Монументальная скульптура из камня — вид искусства, который получил при Маурьях широкое рас­пространение. В скульптуре ранне­го буддизма изображения Будды в облике человека не встречались.

Индия.

Ступа. Ill-—I вв. до н. э.

Индия.

Будда и его учение представали в об­разах священного дерева Бо (под ним Учитель достиг просветления), трона Будды и Колеса Закона, изо­бражения ступы или отпечатка сто­пы великого проповедника. Эти изображения символизировали раз­личные этапы жизненного пути Учителя: рождение, распростране­ние учения, достижение нирваны. Стиль этих изображений обобщён­но-декоративный и чрезвычайно напоминает резьбу по дереву или слоновой кости.

При Маурьях создавались статуи, и сегодня поражающие монумен­тальностью образа, законченностью и совершенством форм. Такова скульптура якшини из Дидарганджа (около III в. до н. э.). Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У неё пышные, тяжё­лые формы (широкие бёдра, чуть выступающий живот, большая грудь). Превосходная полировка придаёт статус завершённость, а крупные формы якшини удивительно сочета­ются с мельчайшими деталями её одежд и украшений.

КУШАНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Расцвет искусства Индии, возникно­вение новых культовых образов (прежде всего образа Будды), разви­тие основных тенденций архитекту­ры и скульптуры, заложенных при Маурьях, относятся к эпохе правле­ния Кушанской династии (I в. до н. э. — III в. н. э.). Кушанские пра­вители создали огромную державу, включавшую в себя Северную Индию, области современных Пакистана, Афганистана и Средней Азии.

В I в. до н. э. в культовой архитек­туре Индии появились пещерные храмы — чайтьи. Примером может служить чайтья, находящийся в Карли. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада пещеры является огромное подковообразное окно, которое служит главным источником света в храме. В пещеру ведут три входа, дающие начало коридо­рам, символизирующим путь Будды. Центральный коридор отделён от боковых рядами колонн со скульп­турными капителями. В этом архи­тектурном пространстве, оживлён-

Индия.

I в. до н. э.

Индия.

ству животных. В представлении индийца, люди, животные, расте­ния и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывны­ми узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникаю­щей жизни, энергии, одушевляю­щей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изо­билием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, — вот основная тема индийского искусства, и в част­ности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.

В I—IV в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значи­тельные перемены. В изобразитель­ном искусстве Будду стали представ­лять в облике человека, а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются три ос­новные школы буддийской скульп­туры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг).

Гандхара (ныне в Пакистане) — древняя историческая область в Се­веро-Западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на ру­беже I—II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды при­обрёл эллинистические черты. Ран­ним типом гандхарского Будды мо­жет считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя сто­ящего Учителя отличается прекрас­ным исполнением. Многочислен­ные складки одежд окутывают всю фигуру Будды. Правильные пропор­ции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчёркнута внутренняя со­средоточенность, а не физическая красота.

На грани между индийской и эллинистической традициями со­здана статуя сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещёнными и поджатыми ногами, с выверну­тыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с того времени стала ка­нонической для всех школ буддий­ской скульптуры. Пальцы рук Учите­ля соприкасаются в положении

Индия.

ИМПЕРИЯ ГУПТОВ

Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В правление Гуптов (320 г. — VI в.) переживали расцвет наука, философия, литера­тура. Были записаны древние устные трактаты по различным областям знания. Индия славилась буддий­скими университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте. Правители ди­настии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были привер­женцами индуизма: поклонялись Кришне, воительнице Дурге (супру­ге Шивы), самому Великому Шиве, Сурье — божеству солнца.

Литературные источники свиде­тельствуют о широком размахе строительства в тот период: возво­дились многочисленные буддий­ские и индуистские храмы, дворцы. Например, храм Дурги в Айхоле

Индия.

перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм со­ставляют основу всего живописно­го ансамбля. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в тем­ноте. Возникает ощущение, что зем­ное и небесное гармонично соеди­нились в этом храме.

Влияние комплекса Аджанты на искусство Индии огромно. Основные стилистические и идейные особен­ности этого памятника нашли от­ражение и в скульптуре Гуптской эпохи. Гуптский Будда — образ иде­альный, воплощающий идею дости­жения нирваны. Именно таким он предстаёт в знаменитой статуе из Сарнатха (V в.). Божественный Будда восседает на троне, богато украшен­ном скульптурными изображения­ми и орнаментом. Его фигура лише­на всех черт живой человеческой плоти. Будда сидит в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения.

В гуптской художественной культуре буддийское искусство пе­режило свой последний расцвет, надолго уступив место изображе­нию богов индуизма.

ИНДИЯ VI—X ВЕКОВ

В VI столетии, после заката дина­стии Гуптов, страна вновь распалась на небольшие государства, правите­ли которых в политике опирались не только на военную силу, но и на религию индуизма. Пантеон этой религии чрезвычайно обширен. В Средневековье возводились храмы главным индуистским богам — Ши­ве, Вишну, Брахме, составляющим Тримурти.

В VII в, на юге Индии в портовом городе Махабалипураме был возве­дён огромный храмовый ансамбль. Этот священный комплекс воздвиг­ли на природной площадке, распо­ложенной между горами и океаном. Таким образом, комплекс как бы соединял две природные стихии:

воду и землю. В ансамбль вошли индуистские пещерные храмы, во­семь небольших святилищ, выруб­ленных из цельной скалы, знамени­тый Прибрежный храм Шивы, а также широко известный наскаль­ный рельеф «Нисхождение Гаити на землю».

В архитектуре комплекса выделя­ются монолитные храмы-ратхи, посвящённые эпическим героям «Махабхараты». Таковы ратха Арджуны, ратха Бхимы и др. Эти маленькие храмы Махабалипурама чередуются с высеченными из скал большими фигурами священных животных — слонов, львов и быков. «Разгуливаю­щие» и «отдыхающие» среди ратх животные как бы связывают архи­тектурные формы с прибрежным ландшафтом.

В храмовом комплексе Махабалипурама скульптура не только украша­ет архитектуру, но и служит центром всей композиции. Таков огромный (около тридцати метров в длину) на-

скальный рельеф «Нисхождение ре­ки Ганга на землю». Главная тема рельефа — легенда о том, как свя­щенная Ганга, протекавшая ранее в поднебесье, была низвержена на землю богами в ответ на мольбы, а также подвиги людей.

Перед скальным рельефом уст­роена площадка, на которой в древ­ности разыгрывались религиозные

Индия.

ИСКУССТВО КИТАЯ

Китай или Срединное царство, как с незапамятных времён именуют его ки­тайцы, — страна, раскинувшаяся на необъятных просторах Восточной и Центральной Азии. Здесь около шести тысяч лет назад зародилась одна из древнейших цивилизаций, которая оказала влияние на развитие всех наро­дов, населявших страны Дальнего Востока. Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев и японцев. Многие изобрете­ния китайцев, такие, как шёлк, порох и компас, являются достоянием всего человечества. В Китае впервые появились фарфор, бумага, кисти, тушь и кни­гопечатание.

Культура Китая отличалась не только многообразием, но и большой жиз­нестойкостью. Междоусобные войны, крестьянские восстания и разруши­тельные набеги завоевателей не помешали искусству этой страны вплоть до позднего Средневековья сохранить преемственность традиций, впитать и преобразовать все внешние культурные влияния.

ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД

Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек Китая в V—III тысячелетиях до н. э., создавали поселения из небольших, углублённых в землю глинобитных хижин. Они возделывали поля, раз­водили домашних животных, знали многие ремёсла. Обнаруженная на территории Китая керамика того времени — сосуды из бледно-жёл­той или красновато-бурой обож­жённой глины по месту первых раскопок была названа Яншао. В этих сосудах хранили вино и мас­ло, готовили пищу, а большие сосу­ды служили погребальными урнами.

Вылепленные вначале вручную, а впоследствии с помощью гончарно­го круга, глиняные изделия — вазы,

Сосуды Яншао.

III тысячелетие до н. э.

чаши, блюда, миски — отличались необычайной правильностью форм. Их обжигали при температуре око­ло полутора тысяч градусов Цель­сия, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему они стано­вились гладкими и блестящими. Верхнюю часть сосудов покрывали сложными геометрическими узо­рами — треугольниками, спираля­ми, кругами и ромбами, а также изо­бражениями зверей.

ПЕРИОД ШАН-ИНЬ

Следующий период истории Древ­него Китая получил название Шан-Инь (XVI—XI в. до н. э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тысячелетии до н. э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ О ВСЕЛЕННОЙ

Во всех явлениях природы древние китайцы видели волю духов и богов. Они обожествляли облака и дождь, ветер и гром, кото­рых представляли себе в образах драконов, птиц и зверей. Од­нако человек нуждался в надёжных защитниках, поэтому возник­ло и другое верование — культ предков. Считалось, что духи предков заботятся о потомках. В свою очередь душам умерших предков тоже служили — ухаживали за могилой, совершали жерт­воприношения. Чтобы душа предка ни в чём не нуждалась, в мо­гилу клали различные ремесленные изделия — оружие, бронзо­вые сосуды, резные камни, драгоценности.

Когда образовалось государство, возникло представление о не­бе как могущественном верховном божестве Вселенной. По пред­ставлениям древних китайцев, земля квадратная, их собственная родина находится в её центре, а небо над ней имеет форму ок­ружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго' (Средин­ным Царством) или Тянься' (Поднебесной). В разные времена го­да небу и земле приносили обильные жертвоприношения. Для этого за чертой города возводили специальные алтари: круглые — для неба, квадратные — для земли.

МАГИЧЕСКИЕ СОСУДЫ

Тяжёлые монолитные бронзовые сосуды, созданные в период Шан-Инь, служили для жертвоприно­шений духам природы и духам—покровителям племени. В них как бы соединились все сложившиеся к этому времени представления о мире. Сосуды, с большим мастер­ством отлитые из сплава меди и олова, были покрыты рельефом. Главное место в нём отводилось во­площавшим стихию неба и воды изображениям птиц и драконов, цикад, предвещавших хороший уро­жай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. Иногда изображали собирательный образ зверя — охранителя чело­века, который объединял в себе черты тигра, дракона и барана. Со­суды были разнообразными по фор­ме. В прямоугольных огромных ча­нах на четырёх ножках с двумя ручками «фан-дин» готовили жерт­венное мясо. Высокий, стройный, расширяющийся внизу и вверху ку­бок «гу» предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверх­ность этих сосудов наносили тон­кий спиралевидный линейный «узор грома» («лэй-вэнь»), на фоне кото­рого в технике рельефа исполняли основные изображения. Объёмные звериные морды как бы вырастали из бронзы. Эти сосуды должны бы­ли охранять человека и защищать посевы от злых сил, поэтому они са­ми часто имели форму зверей и птиц, а их поверхность сплошь за­полняли выступы и гравировка. Причудливую и фантастичную фор­му древнекитайских бронзовых со­судов с драконами упорядочивали четыре вертикальных выпуклых реб­ра, расположенных по сторонам. Эти рёбра ориентировали сосуды по сторонам света, подчёркивая их ритуальный характер.

ПЕРИОДЫ ЧЖОУ И ЧЖАНЬГО

В XI в. до н. э. государство Шан-Инь было завоёвано племенем чжо'у (XI—III вв. до н. э.). Победители, основавшие династию Чжо'у, быстро переняли многие технические и культурные навыки побеждённых.

Государство Чжоу существовало многие века, однако его процвета­ние было недолгим. На политиче­ской арене появилось много новых государств, и Китай уже к VIII в. до н. э. вступил в полосу междоусобных войн. Период с V по III в. до н. э. в китайской истории полу­чил наименование Чжаньго' (Бо­рющиеся Царства).

КОНФУЦИАНСТВО И ДАОСИЗМ

Конфуцианство, стремившееся сохра­нить порядок и равновесие в государ­стве, обращалось к традициям прошло­го. Основатель учения Конфуций (около 551—479 до н. з.) считал веч­ным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе, между государем и подданными, между отцом и сыном. Полагая себя хранителем и толкователем мудрости древних, кото­рые служили образцом для подража­ния, он разработал целую систему пра­вил и норм поведения человека — Ритуал. Согласно Ритуалу, надо почи­тать предков, уважать старших, стре­миться к внутреннему совершенствова­нию. Он создал также правила для всех духовных проявлений жизни, ут­вердил строгие законы в музыке, лите­ратуре и живописи.

В отличие от конфуцианства дао­сизм сосредоточивал внимание на ос­новополагающих законах Вселенной. Главное место в этом учении занима­ла теория о Дао — Пути Вселенной, или вечной изменчивости мира, подчи­нённого естественной необходимости самой природы, равновесие которой возможно благодаря взаимодействию мужского и женского начал — ян и инь. Основатель учения Лаоцзы счи­тал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя, иначе в мире нарушится гармония, на­ступят хаос и гибель. Созерцатель­ный, поэтический подход к миру, зало­женный в учении Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жиз­ни древнего Китая.

Образовавшиеся новые царства вовлекли в орбиту китайской циви­лизации обширные области. Актив­но стала развиваться торговля меж­ду отдалёнными районами Китая, чему способствовало строительство каналов. Древние китайцы открыли месторождения железа, что позволи­ло им перейти к железным орудиям труда и улучшить технику земледе­лия. В обращение вошли одинаковые по форме круглые монеты, заме­нившие деньги в форме суживаю­щейся лопаты — заступа, меча или раковины. Значительно расширился круг ремёсел, вошедших в обиход.

Города Китая стали центрами не только торговли, но и науки. Так, в столице царства Ци было создано первое в Китае высшее учебное за­ведение — Академия Цзися. Огром­ную роль во всей последующей ху­дожественной жизни Китая сыграли возникшие в середине I тысячелетия до н. э. два учения — конфуцианст­во и даосизм.

В период Чжаньго появилось множество предметов декоративно-прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые зер­кала, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полу­прозрачный, всегда холодный неф­рит символизировал чистоту и счи­тался охранителем от яда и порчи. Обнаруженная в погребениях рас­писная лаковая утварь — столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, — также служила ри­туальным целям. Производство лака, как и шёлкоткачество, в то время было известно только в Китае. Окра­шенный в разные цвета натураль­ный сок лакового дерева много­кратно наносили на поверхность изделия, что придавало ему блеск, прочность и предохраняло от влаги. В погребениях недалеко от города Чанша (Центральный Китай, про­винция Хуань) археологи обнаружи­ли много предметов лаковой утвари. В гибких переплетениях узоров, на­несённых на чаши, блюда, подносы, отразилось стремление уловить и за­печатлеть движение Вселенной.

ПЕРИОДЫ ЦИНЬ И ХАНЬ

В III в. до н. э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объе­динились в единую, могуществен­ную империю, во главе которой встала династия Цинь (221—207 гг. до н. э.), а затем Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Правитель и неограниченный властитель Циньской империи Цинь Ши-хуанди (259—210 до н. э.) был китайским императором недолгое время, но сумел укрепить централи­зованную власть. Он уничтожил гра­ницы самостоятельных царств и разделил страну на тридцать шесть провинций, в каждую из которых назначил столичного чиновника. По его повелению были проложены

ПЕРИОД СЕВЕРНАЯ ВЭЙ

После крушения Ханьской импе­рии Китай на целых сто пятьдесят лет стал добычей кочевых племён, разорявших города, уничтожавших дворцы, грабивших ценности. Стра­на вновь оказалась раздробленной на мелкие царства. Начало новому объединению положило создание в Северном Китае государства Север­ная Вэй (Тоба Вэй; 386—535 гг.), ос­нованного Тоба Гуем — вождём ко­чевых племён сяньбийцев. Вновь стало налаживаться хозяйство, вы­росли столицы Пинчэн (Датун), а за­тем Лоян. Императоры Вэйского царства, выходцы из среды кочев­ников, оказавшись под могучим влиянием китайской культуры, стре­мились усвоить китайскую пись­менность, придерживаться китайских обычаев. Они запрещали пле­менные обряды, одежду и язык. В этот период в Китае распространи­лась новая религия — буддизм, про­никший в страну из Индии через Центральную Азию (см. статью «Ис­кусство Индии»), Буддизм быстро прижился на китайской почве, так как вобрал в себя местные философ­ские учения, культы и верования. Он обогатил также и китайскую культу­ру, привнеся в неё множество мифов и легенд, сложившихся в других странах.

В. культурной и политической жизни Китая важную роль стали иг­рать буддийские монастыри. По всей стране начали строить грандиоз­ные монастырские комплексы, вы­рубленные по типу индийских в толще скал, а также деревянные буд­дийские храмы и высокие много­ярусные башни — пагоды, в которых

хранились буддийские реликвии. Самыми древними скальными мо­настырями являются: Юньган (Храм Заоблачных Высот), возведённый в IV—VI вв. в провинции Шаньси, Лунмэнь (Ворота Дракона), сооружён­ный в VI—IX вв. в провинции Хэнань, а также Цяньфодун, который начали строить в IV—V вв. в запад­ной провинции Китая Ганьсу.

Монастыри украшали скульптур­ные изображения Будды и буддий­ских божеств, рельефы, расписанные красками. Статуи Будды порой дос­тигали пятнадцати метров в высоту и словно срастались со скалой. Тяже­ловесные сидящие фигуры жестами своих огромных ладоней как бы по­учали людей, несли им защиту и спасение, воплощая в своём облике идею сверхчеловеческого и божест­венного. Более мягкими и одухотво­рёнными являлись милосердные бо­жества — бодхисаттвы, помощники Будды, призванные быть связующим звеном между небесным и земным мирами и помогать людям в невзго­дах. В их хрупких бесплотных фигу­рах ощутимы веяния, неведомые Древнему Китаю, — стремление вы­разить такие чувства, как сострада­ние и милосердие.

ПЕРИОДЫ СУН И ТАН

Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая про­явились в период существования двух могущественных государств: Тан (618—907 гг.) и Сун (960—1279 гг.). Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным приложением сил и знаний, как и общественная деятель­ность. Например, чиновники, жив­шие во времена Танской и Сунской династий, были одновременно поэ­тами, художниками, теоретиками ис­кусства и замечательными каллигра­фами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в.

Пути искусства Танского и Сунского периодов тесно связаны с судьбами Китая VII—XIII вв. Мощное государство Тан, активное в своей завоевательной политике, простёрлось далеко на запад и восток, дос­тигнув пределов Средней Азии. Сунская культура сложилась в совер­шенно иной исторической обста­новке. Кочевые племена киданей, тангутов и чжурчжэней завоевали сначала северные земли Сунского государства, а в XIII в. его целиком подчинили себе монголы.

Монументальность и празднич­ность — основные черты архитекту­ры периода Тан. Большое внимание в VII—X вв. уделялось застройке многолюдных столиц — Лояна и Чанъаня (ныне город Сиань). Эти го­рода представляли собой обнесён­ные степами крепости, разделён­ные на торговые, жилые, дворцовые и храмовые кварталы. Для них, как и в древности, был характерен

XI в.

Кайфын.

Чжоу Фан.

Керамика периода Сун.

Керамика периода Мин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.095 с.)