Похвала Евангельской Истории о. Матвеевского и указание нужных исправлений в порядке Евангельских событий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Похвала Евангельской Истории о. Матвеевского и указание нужных исправлений в порядке Евангельских событий



 

Милость Божия буди с вами!

Возвещаю вам радость велию.

Просмотрел Евангельскую историю о. прот. Матвеевского, и нашел ее не только удовлетворительною, но превосходною. Такой на всем свете нет. Внимательное рассмотрение деяний и словес Спасителя, благоговейный тон речи, богатство отеческих и церковных свидетельств - составляют ее отличительные черты. Ни одна душа не будет читать ее без услаждения и назидания.

Се истину вам сказую.

Однако ж, как вам известно, ни одно человеческое произведение не бывает без но. Ставлю и я но, только выражаю это так: кое-что вызывает секундантов.

1) В начале благовестия Господа в Капернауме стр.295. Призвание рыбарей по Евангелиям Мф.9:1-8 и Мк.2:1-12 слито с чудною ловитвою рыб по ев. Лк. 5:17-26. Сказания сии очевидно не один и тот же имеют предмет. У св. Луки совсем и помину нет о призывании.

2) Слиты также нагорные беседы ев. Матвея и ев. Луки. Они отличны. Надо их читать и толковать отдельно каждую. Только следует сознаться, что трудно определить с точностью место для бесед по ев. Луки. Можно однако ж гадательно предположить, что она могла быть предложена народу пред одним из чудных насыщений народа в пустых местах. Писать же и толковать беседы надо одну после другой.

3) Очень обрадовался, что отдел у ев. Лк. - с конца 9 гл. до начала 18 - не разклочен, и изложен весь подряд. Но секунданту поручается заявить, что некоторые места вырваны напрасно. Лк.11:9-32; 13:18-21, и кажется - еще есть. Уж если принято не раздроблять сего отдела, то незаконно - делать для некоторых мест исключения. Все они могли быть повторены.

4) Возвращение 70 Апостолов - лучше ставить в конце последнего хождения Господа по Галилее, после притчи о мытаре и фарисее (ибо говорится, что они назначены - идти впереди Господа). Если кто не хочет этого делать, то всячески, ставя сказание о сем в том месте, где оно стоит в ряду сказаний, оговорить, что по смыслу речи о 70-ти, сказанию сему следует стоять в конце описания последнего хождения Спасителя по Галилее.

5) Вообще о серединной части Евангельской истории следует заметить, что напрасно не обозначены - пребывания Господа в Капернауме и хождения по Галилее. Ведь это истина, а не выдумка. Так и было. Это очень поддерживает внимание и способствует запоминанию.

6) На тайной вечери указание предателя у евангелистов Мф. и Мк. стоит прежде установления таинства тела и крови, а в сей Ев. истории после. Впрочем в этом случае можно обойтись и без секундантов. За нее стоит ев. Лука, - церковные песни и отеческие мысли.

7) Прощальная беседа разорвана пополам. Одна половина - последняя - отложена на дорогу при переходе в сад Гефсиманский. Это значит заставлять Спасителя говорить понапрасну: ибо по дороге двое могут удобно говорить, а 12 - как? Беседы же великой важности, особенно молитва заключительная. То, что Спаситель сказал: встаньте пойдем, не резон разделять. Господь встал и опять начал беседу стоя; поговорил немножко, и молитву произнес. Может быть, Он только для сей молитвы и встал, а пред нею еще поговорил, приготовляя к ней. Соблазняет: Аз есмь лоза. Будто для повода к сему слову нужен взгляд на виноградные лозы, чтобы увидеть как надо выйти из дома. Но в самом Иерусалиме садов виноградных не было, а по выходе из города тотчас спуск в поток Кедронский - крутой, где не до беседы.

8) Отречения св. Петра представлены смутно. Хорошо, что все отречения описуются вместе, чтобы внимания не отвлекать от того, что сказуется о Господе, и самое отречение представить яснее. Но не хорошо, что не выставлены определительно три отречения. В самом описании их показано 6. Как же три?! В моей Ев. истории высказано предположительно, как три, когда в сказаниях Евангелистов их более означается, каждое с особыми чертами, не позволяющими сливать их в одно. Отчего невозможно это предположение!? От того, что по нему выходит 9 отречений. Пусть 9; но они сведены в три. И причина показана. Но как 6-7 отречений о. протоиерея будут три, невидно.

Припоминаю, что первая мысль у меня - о трех отречениях при 9 - родилась при чтении собора на Нестория. Говорится, что призывали его три раза. Но три ли раза говорили ему: иди, собор зовет? Три раза приходили за ним, а приглашали всякий раз - не раз, и он отказывался не раз; пишется же все, что три раза приглашали.

И в житейском у нас быту бывает, что иной говорит: три раза просил кого-либо; между тем, как он три раза ходил просить, а просил всякий раз - не раз.

Сообразно с этими случаями у меня составилось предположение, что приступали к св. Петру - три раза, а отрицался он не три раза вообще - но всякий раз по три.

Из сего можете усмотреть, что секундант по сему случаю очень уместен.

9) Погибель Иуды вставлена в среду сказаний о страдании Господа. У меня оно поставлено в конце событий в пятницу, чтоб не отвлекать внимания от страданий Господа. Но, по содержанию Евангельского о сем сказания, это можно отнести к после-воскресению и даже к после-вознесению. Архиереи совещались, село купили, и кажется уж хоронили странных. Могло ли все сие случиться в пятницу?!

Вот что сказалось по прочтении Ев. истории. Читалось скоро. Может быть просмотрено и еще что-нибудь заслуживающее внимания секунданта. Прошу извинения. После скажу.

Заметки сии ни на волосок не утихли от моего полного восхваления Ев. истории о. прот. Матвеевского. Встретите его, поклон мой ему усердный. Восторгаюсь его трудом. Однако ж и желаю, чтоб он обратил внимание на мои заметки, и исправил требующее исправления при следующих изданиях, - коих желаю ему не два и три, а десятки.

Я только это и хотел вам написать в этот раз.

Благослови вас, Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 5 октября 1890 г.

1195. Медленная почта. Еще о книге о. Матвеевского. Новое издание книг святителя. О борьбе с влиянием католичества

 

Милость Божия буди с вами!

Кто виноват? Коли я, прошу извинения. Но есть нечто и для оправдания. Жду все книгу Матвеевского. 16 октября вы писали: пошлю на днях. Я все и ждал, что вот-вот она постучится в двери, а ее нет, как нет. Очень жаль, если она заблудилась на почтах, ставших ныне очень нерадивыми. Почта извещает, что у нее есть две посылки для меня - бесценные. Это верно грибы бесценные, а другое что? Не может быть книга: ибо в письме от 16 ноября было бы означено. Но не беспокойтесь. Эта книга у меня уж есть от К. П. обер-прокурора? Потому, если по каким-либо оказиям она еще не послана, не шлите ее ко мне, а передайте Бурачковым. Если же послана и затерялась, оставьте ее на волю Божию.

О смерти пр. Алексея очень жалею. Да упокоит Господь душу его; Т.И. Филиппов правду написал. Будем Богу молиться и о нем, и о себе.

Евангельская история Матвеевского воистину такова, как я писал; но в печати тоже сказать не собираюсь. Только благодаря Константина Петровича за книгу похвалил добре, и прописал отступления от моего плана, при случае. Ему все подобает знать, чтобы сообразно с тем действовать.

"Начертание хр. Нравоучения" начали печатать афонцы. Будут еще печатать статью - "Душа и ангел не тело, а дух".

Нравоучение - не ново: это письма о хр. жизни - 3-й и 4-й выпуск, и другая книжонка будет не новая. Она была печатана в "Дом. Беседе" за 68 или 69 год. Вновь отпечатать побудило то, что слово о смерти и прибавление к нему - ходит по рукам и все еще распространяется.

Доходят и в наш лес слухи, что католики сеют свои нечестивые учения, и будто с успехом. Они мастера пускать пыль в глаза. Хорошо бы перевесть и пустить в ход книгу о. Владимира Гетте "Схизматическое папство" (Papaute schismatique).

Предложите это сделать при случае Николаю Васильевичу Елагину, если вы с ним знакомы. Как великолепно отдул он и папу и папежство!? И в журнале "Вера и Разум" - 1888 и 1889 г. его же статья. Фотий очень рельефно выставляет чумазость начала папства.

Благослови вас Господи всяким благословением! Спасайтесь!

Ваш доброхот Еп. Феофан. 25 ноября 1890 г. - 2 дек. 1890 г.

1196. О сочинениях св. Феодора Студита. Поздравление. Примочка бар. Вревского. О молитве о. Иоанна. Передача изданий Афонцам

 

Милость Божия буди с вами!

Добрейший Н-лай В-вич!

Что ожидалось от Синодской газеты, того невидно по программе. - Может быть, вошедши в дело, заговорят иначе.

Теперь это тоже, что епархиальные ведомости, в большем размере.

Помогай им Господь - и в этом.

Чаете многого от св. Феодора, а он даст не многое, но за то такое, чего никто не даст. Внутренней жизни у него только общие очерки, - или перечисление подвижнических добродетелей. Главное у него порядки монастырской жизни. И у него тут все святые, и привратник, и сапожник, и хлебопек, и пахарь, и столяр. И цель у него та, чтоб все лица монастырские, исполняя послушания по виду житейские, по духу делали сие послушание путем в царствие. И он часто перечисляет всех - прихваливает. Я опускал это, но раза два внес в выбираемое мною.

Дивно! Как он, говоря всегда почти одно и тоже, говорит так, что повторение почти незаметно.

У меня дело с ним пошло шибко: второй том кончил, - и третьего половину. Поспешаю порешить с ним.

Праздник на дворе. Поздравляю вас передним числом, чтоб не пришлось поздравлять задним. Даруй вам, Господи - всего доброго побольше, - и внутренне и внешне.

Здоровье мое исправно. Барон очень усердно хлопочет об исцелении глаз. - Теперь прислал примочку - все та же вода. Что он делает с водою?! У меня осталась недопитою еще великим постом присланная вода, и она доселе - чистая-чистая, и никакого запаха, черемуховою водою отдается.

О. Иоанна я просил молиться, и думаю, что он молится. Но бывает так, что у Господа иной раз ослепление стоит, как cosnditio sine qua non. И мне думается, не такого ли сорта мое?

Племянник мой жаловался, что книги только место занимают: никто не покупает. - Я советовал ему отдать их афонцам с значительною уступкою, хоть до половины. Он говорил, - согласились. Но спрашивают у Афонского своего начальства. Они же потом и снова издавать будут, - всегда по соглашению.

Племянник по этой части не мастер. Служит он исправно. Недавно дали Владимира 3 степени.

Благослови вас Господи всяким благословением.

Ваш доброхот Еп. Феофан. 13 декабря 1891 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.5 (0.017 с.)