Беспокойство святителя о руководимой. Слухи. Полезная аттестация. Барометр духовной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беспокойство святителя о руководимой. Слухи. Полезная аттестация. Барометр духовной жизни



Свт. Феофан Затворник

 

Письма. Выпуск 4

 

552. Дурные приживалки. Добрые дела. О молитве. 7

553. Беспокойство святителя о руководимой. Слухи. Полезная аттестация. Барометр духовной жизни 8

554. Два пути присвоения Господу: деятельный и существенный. Как идти путем деятельным, не оставляя житейских забот. 9

555. Как непрестанно молиться. Колесница к небу. 10

556. Ободрение ищущей спасения. О немощах. О говении. 12

557. От себя не уйдешь. Лучший образ памятования близких. Наставление о борьбе со страстью осуждения и прочими страстями. Совет не менять образа жизни. Отклонение отговорок. Страх Божий. Послужной список. Доброе мщение. О глазах святителя. 12

558. Наставление ищущей покоя. 19

559. Нравоучительное поздравление с новосельем общение с небесными. Задача. 19

560. Порвавшей все прежние связи наставление об уединенной жизни. Решение данной задачи 21

561. Значение поста. Извинения и оговорки. 22

562. О переустройстве внутреннего человека. Посылка своего портрета. 23

563. О болезни святителя в 1891 г. Искушение от прислуги и как избежать серчания. 24

564. Жалующейся на нерадение. О здоровье святителя. 26

565. О пр. Леонтии. О скорбях, похоти и гневе. 26

566. В начале поста. О м. Платоне и семинар. жизни. 28

567. Мысли на Благовещение. О замирании сердца и страхах. О встрече Пасхи. 29

568. Старческие недуги святителя. Счастливец на Выше. 30

569. Извинение о долгом молчании. О Кронштадтском деятеле. Похвала смирению. Уведомление о здоровье. 31

570. С новосельем. О записывании добрых мыслей. Отзыв на смиренные чувства. 32

571. Об усопшем митр. Исидоре и его преемнике. О покое и труде в уединении. 33

572. Как достигнуть умного предстояния Богу. О серчании. Сокращение письмен. трудов святителя в 1892 г. 35

573. Об успокоении от прискорбностей. О древних иноческих уставах. Пересмотр прежних изданий 36

574. О высокопр. Леонтии. Недоразумение в переписке. О штунде и здоровье святителя. 37

575. О больном в. пр. Леонтии. О своем здоровье, несерчании и о руководстве Симеона Нов. Богосл. к провождению поста. 38

576. О высокопреосв. Леонтии и своем здоровье. 40

577. На новоселье. О своем здоровье. 41

578. Как святитель писал проповеди. Наставление о благоустройстве на новом месте. О навыкновении молитве Иисусовой. 42

579. Проект внемонастырского монашества. 44

580. Пример кротости святителя. Какова гомеопатия! Остатки серчания. О своем здоровье. 45

581. Об N. Пересмотр Пути ко спасению.. 45

582. Небесная охрана. О борьбе против лжеучителей. 46

583. Исправление чувств в отношении к Божией Матери. О сочин. Игнатия Брянчанинова. О постах. Молиться ли за самоубийц. Акафист Пресв. Троице. 47

584. О мире и мирских привязанностях. Преимущество девства. О портрете преосв. Иннокентия Пензенского. О сосредоточении ума в сердце. Об издании проповедей, о здоровье за месяц до смерти 49

585. Неудавшиеся сборы. Иоанн быстротечный. 52

586. (За неделю до смерти). Последнее поздравление. Отклонение подарков. Об о. Иоанне, Душеполезном Чтении и кончине Архим. Григория. 53

Письма к г-же С.Т. 53

587. Неисполненная молитва. 54

588. Смирение и терпение - путь к преуспеянию в делах и степенях по службе. О посылках. 55

Письма к Е.С.Б. 55

589. Наставление желающей поступить в монастырь. 55

590. Ей же о выездах и блуждании мыслей. 56

591. О трудах самоисправления. 57

592. Разъяснение по духовной жизни. О выездах. 58

593. Обнаружение вражьих сетей и наставление. 58

594. Запрещение выездов. 59

595. О встречах с мужчинами. 59

596. Одобрение принятия сиротки на воспитание и наставление об уходе за нею.. 60

597. Наставление об упражнении в Богомыслии. 61

598. О труде ухода за малюткою и о навыкновении молитве Иисусовой. 61

599. О поступлении в монастырь. 62

600. Вредный воздух. 62

601. О страшных помыслах и борьбе с ними. 63

602. Немощи смиряют душу. О молитве прививаемой к сердцу. 64

603. Разоблачение козней врага. 64

604. О неразвлеченном исполнении работы. Совет пользовать своим опытом младших. 65

605. Божия епитимия. 66

606. О привязанности к малютке и борьбе с самомнением.. 66

607. О смущениях пред исповедью и причащением.. 67

608 Предостережение влюбляющейся. 68

609. По утишении опасного искушения. Отеческое болезнование о руководимой. 69

610. Благословение на путешествие по обителям.. 70

611. Как не развлекаться хлопотами. Ходячая монастырка. 70

612 Наставление по случаю неудавшейся поездки в монастырь. О воспитываемой нравной сиротке 71

613. Руки за делом, а ум - на небе. Наставление о кротком обращении с сироткой. 71

614. По причащении. 72

615. Наставление о молитве. 72

616. Благословенный труд. Камин душевный. 73

617. О применении читаемого и утверждении сердца к Богу. 74

618. Благословение черничке и наставление. 74

619. Домашние хлопоты надо обращать на угождение Богу - наставление готовящейся в монастырь 75

620. Об упокоении гостей. 75

621. Практическое наставление собирающейся в монастырь. Внутреннее откровение. 76

622. О замене церковных служб поклонами с молитвой Иисусовою.. 77

623. Пасхальное поздравление. О поклонах на Пасхе. 77

624. О пресечении помыслов и плотских искушениях. 78

625. О духовной брани. 79

626. О бреднях Льва Толстого. 80

627. Домашнее поведение ревнующей о спасении. 81

628. О содействии востающим на добрый путь молитвою и советом. Гнев и пресыщение. 81

629. Искушения добрым воителям уготовляют венцы. Как зачинается и созревает грех. Искушение пред св. причастием.. 82

630. Слово при продолжении плотской брани. 84

631. Мысли об издании иноческих уставов и труды по изданию Добротолюбия. 84

632. Ободрение борющейся с плотскою страстью.. 85

633. Рождественское поздравление и наставление. Гибельность для христиан плотской сласти 86

634. По случаю возникшего спора о собственности. О борьбе с плотскими искушениями. 87

635. Точка опоры в борьбе с плотскими искушениями. Педагогический совет. 87

636. О борьбе с плотью. Путаные книги - в печку. 88

637. О движениях плотской сласти. 89

638. Продолжается руководство борющейся с плотью.. 90

639. Наставление по известии о смерти близкого человека. О занятии садоводством.. 90

640. Неудавшаяся поездка на Вышу. 91

641. Наставление (заочно) при посещении Выши. 91

642. Болящей. 92

643. Ей же. 92

644. Ей же о провождении праздников. 93

645. Начинающей выздоравливать о говении. 94

646. Ей же о пище. 94

647. Выздоровевшей об обновлении духовном.. 94

648. Снова заболевшей. 95

649. Об уходе за болящим.. 96

650. О 5-м томе Добротолюбия. 96

651. По причащении. 97

652. Рождественское поздравление. 97

653. Поздравление с причащением и благословение маленькой рукодельнице. 98

654. Утешение после поста. 98

655. Ободрение и отзыв по житейскому делу. 99

656. Практическое предостережение. 99

657. Житейский совет. 100

658. Об уставах св. Венедикта и Василия Великого. 100

659. Бесполезный читатель. О житии при обители. 101

660. О сочинениях св. Василия и Иоанна Златоустого. Наши идолы (страсти) 101

661. Поблажка страсти и обличение за это. 102

662. На вопрос о причащении с малым приготовлением. О влиянии на других. 103

663. О познании меры своего совершенства. 104

664. Практически - мудрый совет о деньгах. 104

665. Собирающейся посетить монастырь. 105

666. Готовящейся к причащению.. 105

667. В виду предстоящего искушения. 105

668. И в Москве можно сохранять уединение. 106

669. По переезде в Москву. 107

670. По совершении богомолья стремящейся в монастырь. Домашнее послушничество. 107

671. О рассеянии мирских впечатлений. 108

672. Совет по воспитанию девочки. 109

673. Предупреждение посетительнице монастырей. 109

674. Ищущей обители напутствие. О сочинен. о. Иоанна. 110

675. По совершении путешествия. Лучшее средство для внутреннего покоя. О воспитании в школе 110

676. При посещении Выши. 111

677. Сокрушение и смирение сердца. 112

678. Возбуждение охладевающей ревности. 112

679. О том же. 113

680. Предупреждение мечтательнице. Икона св. Великомуч. Варвары в благословение. 113

681. Любящей посещать церкви. Сличение обителей. 114

682. Нападки врага пред говением.. 115

683. Где лучше?. 115

684. По уменьшении забот о воспитаннице. 116

685. Пасхальное поздравление. 116

686. О памятовании смерти. 117

687. Урок в день Преображения. Хорошие всходы.. 118

688. Терпи казак. Переменный воздух. 118

689. Две картины. Похвала суздальским мастерам.. 119

690. Герой и его латы.. 120

691. Улей сладкого меда. 120

Письма к Н.М. (продолжение) 120

692. Отзывы и ответы на разные вопросы о дух. жизни. 121

693. Ответы о причащении, духовнике, беспокойном брате, поступлении в монастырь, шутках врага, замене руководителя и о тайном постриге. 123

694. Добрые плоды болезни. О духовном отце. Похвала Афонцам. О сокрушении и молитве Иисусовой. Магазин духовный. Первый наш злодей. 125

695. Ответ на вопрос о далекой поездке за постригом.. 127

696. Благословение на дорогу и постриг. 128

697. Наставление по принятии тайного пострига. 129

Письма к схимонахине Елецкого Знаменского монастыря Магдалине (в миру Софье Михайловне Ивановой) 129

698. Вступление в переписку. Основы духовной жизни. 130

699. Находящейся в путешествии. 130

700. Отеческая заботливость о странствующей по богомольям. Не надо сердиться за отказы в ночлеге 131

701. Утомившейся путнице. 132

702. Наставление поступившей в монастырь. Усиление вражьих козней. Смирение как главное оружие. Нужда в старице-руководительнице. Об излишней строгости к телу. Об исполнении монастырского послушания. Строгий приказ скрывать подвиги. Об общении с сестрами. 132

703. Уступка ревностной подвижнице и урок ей о смирении. Холодная келлия. Богатая библиотека 137

704. О молитве Иисусовой. 139

705. Мера преспеяния - сознание своей негодности, искусительные помыслы. О принимании сестер 140

706. Наставление о содевании со страхом своего спасения и готовности встречать искушения. Благодатные плоды молитвы и условие к их охранению. О молитве Иисусовой, исполнение молитвенного правила 142

707. Хитрый прием вражий. Урок о познании себя. Сон перед исповедью. Как испытать свое смирение. Можно ли послабить лишения. 145

708. Труд без конца. Памятование смерти. Сытость опасная. О частом причащении. 147

709. Обличение за несознанное осуждение и разные руководительные напоминания. 149

710. Холод и теплота сердечная. Об отношении с сестрами. Гробик и картинки для памяти смертной 150

711. Как переходить на жестокое житие. Об отношении к игуменье и сестрам. О замене правила поклонами с молитвой Иисусовой. 151

712. О замене правила поклонами. Трудный подвиг. 153

713. Строгое замечание за тараторство с гостями-мирянками. Принимать ли присылаемые яства. Осуждать ли разговаривающих в церкви. 154

714. При наступлении поста. Домашний вор. О рукоделье. 157

715. Готовящейся к постригу в рясофор. Весна. Руководитель ко смирению. Предупреждение о чрезвычайных борениях. 158

716. О тщеславии, вечерней поверке своего поведения и о слезах. 160

717. Как благоустроить духовную жизнь. 161

718. О памятовании смерти и сокрушении. О Добротолюбии. 162

719. Страх и любовь. Труд над собою. Осторожность и разборчивость к внутренним откровениям 163

720. Наставление при наступлении поста. Бойтесь изменений. Опасность для духовного дела путешествий. О сочинениях неверов. 163

721. Строгой постнице наставление об умалении поста. Отклонение от новых путешествий по богомольям 165

722. Дрянной постишка и шатанье по свету; суровое обережение от своеволия, тщеславия и рассеяния 166

723. О том же. Мысленное путешествие по св. местам.. 167

724. Бескровный мученик. Жалоба свят. Тихону. Качество истинного послушания. Паспорт в рай. По имени житие да будет. 168

725. О рясофории. О писаниях Макария Оптинского. Него. Неграмотная путешественница и ощипанный голубок. 170

726. Новогоднее поздравление. Праздничная льгота. Что есть монах? Мир в сердце. Принимать ли странниц. 171

727. Усмиренная путешественница. Полянка на пути духовной жизни. Опасность уклонения на кривую дорогу. 172

728. Вразумление о мнимом и истинном смирении. Ретивая постница-самочинница. 173

729. Страх Божий отрезвляющий. Наставление о утруждении себя и внимании при исполнении правила 174

730. Сухость и утешение. Перемена в правиле. Урок по случаю прорвавшегося внутреннего осуждения. О выписках и записывании добрых мыслей. 175

731. Труды и льготы. Суждение и осуждение. Слезы. В ожидании рясофория. 176

732. Сборы в путь без возврата. Средство установиться в памяти смертной. Возрастанию молитвы нет конца. О рассеянии мыслей. 177

733. Сны и происходящая от них опасность для подвижницы. Что есть безсловесие. 178

734. Сварливость, как признак своеволия. Черный труд сбивает спесь. Тревожный сигнал. 179

735. Не покормить лощадки - не повезет. Малый постриг и схима. 180

736. С новой игуменьей. Грошовая подвижница и потребная ей неподвижность. 181

737. По принятии рясофория. Высокое послушание. Пить ли квас. Новый подвиг усердной инокини адресатки. 181

738. Жаждущей уединения. Монашеское щегольство. Рясофорные должны держать себя как полные монахини. О поклонах и вольном постничестве. 183

739. Приказание игумении надо принимать как повеление Божие. Труды послушания должно соединять с непрестанной молитвой. 184

740. Замечание за опущение правила во время письменного послушания. 185

741. Разоренный завет. О скрывании слез и памяти смертной. 186

742. В какой степени важно пощение. Слезы сердца. 187

743. Брать ли девочку на воспитание. О причащении в двунадесятые праздники. Разумная свобода 188

744. Замечание за недостаток терпения. Как исполнять заповедь об ударении в ланиту. О чувстве оставления всеми. 189

745. Опасно разболевшейся наставление о молитве, пище и поклонах. Магнетизм, гомеопатия и спиритизм. Тело душевное и тело духовное. 190

746. При продолжении опасного недуга - о мужественном перенесении болезни. Конец постничества. Три вида молитвы: молитва деемая человеком, молитва находящая от Бога и молитвенный экстаз или восхищение. 192

747. Вступающей во врата смерти. 194

748. Великое еже о нас таинство. 195

749. Благожелания болящей и напоминание. О молитве и терпении. 196

750. Беседа к умирающей. Последняя просьба и благословение. 196

Письма к "неизвестному" (протоиерею) 196

751. Скромный о себе отзыв святителя. Ответ на вопросы о перемене духовника и смущаемой хульными помыслами. 197

752. Идти ли на поселение с осужденным мужем. Опять о духовнике Откровение помыслов и исповедь (таинство). О раздражительности. 199

753. Утешение в скорби о душевно-болящей. 201

754. Взаимное поздравление и благожелание. 202

755. Новогоднее поздравление. 202

756. Скорби в порядке вещей. Наставление для утешения переживающих семейное горе. 203

757. Юный рецензент Евангельской Истории. Мера частого причащения. О даянии запасных частиц в путь шествующим.. 204

758. Поздравление, благожелания и уведомление о своих трудах и здоровье. 205


552. Дурные приживалки. Добрые дела. О молитве

 

К N.N.

Милость Божия буди с вами!

Крепко я провинился пред вами, и как вящшая есть вина моя, то и не прошу извинения, а только говорю: виноват. Вы отдыхали на даче. Очень желал, чтоб вы укрепились и освежились. Когда бы исполнилось мое желание?! Ваших компаньонок или приживалок (мало терпенья и безропотности, гордость, раздражительность, суетность, празднословие, злословие, невоздержание в словах и в пище, паче всего леность к молитве), конечно, нельзя похвалить, но то хорошо, что они замечаются, и не только замечаются, но и выставляются на показ, - чего сии сударыни терпеть не могут. Вы всякий вечер доносите на них Господу, когда пересмотрев все прорвавшееся в продолжении дня скажете: "Господи! Ты все видишь! Прости, и дай мне уменье не поскользаться в сем".

Если будете так делать, то они одна за другой забудут и двери ваши. Только одну из них сейчас же уколотите, сожгите, и прах по ветру развейте. Это леность к молитве. Разозлитесь на нее и сейчас же уничтожьте, чтоб дух ее не пах.

Если она прорывается, но бывает всякий раз прогоняема, то это ничего, и говорить про это нет нужды. А если поблажка ей делается, то тут хозяюшка кругом виновата, что не жалеет добра своего. От частых поблажек молитва совсем ослабеет и молитвенное правило обратится в безжизненную форму, и духовная жизнь замрет. Но я думаю, что вы тут немножко лишнее на себя наговариваете.

Вам Бог дал доброхотное сердце, которое бывает, и у вас есть источник деятельной жизни по заповедям относительно ближних. Извольте законом иметь: всякое дело Богу посвящать в самом его зародыше, к Богу обращать его во время производства его и у Бога просить сил на совершение его; потом кончивши и благодарение Ему же воздать за то, каясь, если что проторглось покривившее дело, - или представляющее его пред очами Божиими в чем либо недостаточным. Действуя так, вы наконец сим трудовым путем достигнете того, чего достигают от всего отрешающиеся пустынники. А если не будете, то останетесь на одной степени с Иудеями не теперешними, а древними, кои жили по предписанной им норме.

Извольте сие поиметь в мысли. Наложенное вами на меня послушание молиться о N.N. исполняю. Только не молюсь: возьми то и дай это, а так: сотвори с ним Господи как для него спасительно. А то молитва будет походить на указ Богу, что совсем не пригоже.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш богомолец Е. Феофан. 28 окт. 82 г.

От себя не уйдешь. Лучший образ памятования близких. Наставление о борьбе со страстью осуждения и прочими страстями. Совет не менять образа жизни. Отклонение отговорок. Страх Божий. Послужной список. Доброе мщение. О глазах святителя

 

Милость Божия буди с вами!

Христос Воскресе!

Будьте милосерды - простите мне мою леность. Се два письма ваши пред мною обличители моего невежества. Сознаю вину и оправдываться не берусь.

Я всегда был той мысли, что вам лучше не двигаться из […] только подладить порядки жизни к требованиям вашего духа. Может быть на этом и придется остановиться […] заставляет вас бегать из него? Нет; а ваш внутренний строй, или некое в вас нестроение. А оно с вами поедет, куда не удаляйтесь! Стало быть скорее сюда и должно обратить все внимание и все усилия, т.е. внутри лад устроить независимо от внешней обстановки.

За то, что вы хоть не писали, но все же не преставали вспоминать о мне, благодарствую. Но попусту что вспоминать? Прошу вас поминать меня в молитве, и ни о чем не молить Господа для меня, как чтоб Он дал мне дух покаяния и Своих заповедей добрым делателем явил меня из грешных-грешного.

Говоря о себе, сознаете, что дух ревности об угождении Господу жив, но что прорывающиеся акты осуждения часто разоряют весь строй внутренний. Что дух ревности жив, слава Богу! а что осуждение прорывается увы! и ах! Очень не любит этого Господь. Осуждение от самодовольства рождается и самодовольство питает. То и другое показывает, что самость жива и жирна. Ухитритесь истощить их все. Попробуйте так делать, когда согрешите осуждением и совесть вас мучит, просмотрите, как дошли до этого и вперед старайтесь не ходить тою стезею. Если опять этот грех прорвется, опять то же сделайте и всегда, определяя себе так и так себя держать, чтоб не дойти до пересудов. Стоит вам однажды, дважды удержаться, потом пойдет уже легко. Обыкновенно случается это, когда посещаете тараторок. Попавши к ним и сами делаетесь тараторкою. Но вы, как только приближаетесь к ним, заготовляйте не поддаваться влиянию их злоречия, а для того страх Божий оживите в себе и память о присутствии Господа, Коему угождать ревность имеете.

Во время течения реки злоречия, подмечайте удобное слово говорящей и поскорее переведите речь на другое. Но как у вас клеится, что ревность жива, и осуждение сбоку?! Смотрите, как бы не обуяло вас кислое благочестие.

Плод пересудов у вас изображен так: "перестала наблюдать за собою, бороться с помыслами, одним словом, потеряла всякую собранность. А молитва? В церкви стояла, как кочерга, дома как деревяшка!" А наружно все же были вы самой благочестивой. Вот это и есть кислое благочестие. Оно у вас м.б. в зачатках, но если не постережетесь, оно укоренится и станет вашим характером. Извольте поопастись! Что же сделать? Ничего особенного: страх Божий водрузите в сердце, и он все переделает. Ой поопаситесь.

Вам говорят: "более заслуги подвизаться в молве житейской, чем спасаться в уединении". И вы не отрицайте этого. Те, которые истинно подвизаются, не имеют в виду заслуги, а о том лишь заботятся, чтоб очистить себя от страстей и страстных чувств и помыслов.

Для этой цели жизнь в общении с другими пригожей, потому что она представляет действительные опыты борения со страстями и преодоления их. Эти победы бьют страсти в грудь и в голову, а повторение их скоро убивает страсти наповал. В уединении же борьба бывает только мысленная, которая также бывает слабодейственна, как удар крыла мухи. Оттого умерщвление страстей в уединении долже тянется. И мало того, оно бывает всегда почти не умерщвлением собственно, а замиранием, замиранием на время до случая встречи с предметами страсти. Причем бывает, что страсть вдруг воспламеняется, как молния. И бывает, что иной, долгое время имевший в уединении покой от страстей, вдруг падает. А того, кто дошел до покоя от страстей чрез борьбу не мысленную, а действительную, нечаянное нападение их не поколеблет. - Вот на каком основании мужи опытные в духовной жизни заповедуют преодолеть страсти действительным с ними борением в общении с другими, а после этого уже уединяться. Вы ссылаетесь на свою немощность в оправдание своего несогласия с изрекающими предложенное в начале положение. А кто вам сказал, что у вас причиною уступок или поблажек себе в недобром бывает немощность, а не самоугодливое саможелание и человекоугодие? А этим причина слабость решимости идти должным путем ко спасению и Богоугождению. Решимость сию надо возвесть на такую степень, чтоб она была неуступчива до положения живота. Пока она не такова, все будет хромание на обе плесни; делание легонького и бегание от тяжеловатого (это и еще черта кислого благочестия). Я гадаю, что это именно у вас и есть, и ваши слова: "ревность жива" не выражают вашего состояния. Ревность деятельна, а у вас только желание действовать. Присмотритесь Господа ради, хорошенько и возьмитесь за дело живо, трезвенно и действенно. Иначе неизбежно попадете в чин тех, кои ни горячи, ни холодны, о коих Господь изрек нечто страшное.

Я все думал, что у вас хлопоты не об уединении, а только о перемене места, что вам мешает спасаться по чему-либо. А если уединение требуется, то его везде устроить можно: затворите двери, вот и одни. Если вы здесь не можете этого сделать, то и нигде. И причина - человекоугодие: боитесь укора. Оставаясь такою, куда бы вы ни уехали, все тоже встретите, и все те же уступки допускать будете.

Говорят вам, что вы до конца жизни должны служить ближнему. Против этого вы в свое оправдание говорите: послужила, довольно с меня, пусть другой кто вместо меня послужит. Неужели вы в самом деле хотите уволить себя от доброделания?! Но без него как же спасаться?! Я все не понимал и теперь не понимаю, как и от чего бежите вы, когда идете путем спасительным?! Находясь в таком положении, вам предлежит только так вести дела свои, чтоб они свободны были от всего, что отнимает у них цену пред Богом. А это вы можете сделать, не двигаясь с места, потому что это состоит во внутренних изменениях.

Далее вы прописываете: "иные с юности работают Господу", давая доразуметь: а мне хоть под старость сделать бы это. Похожее на то, будто вы думаете, что делая то, что вы делаете не угождаете Богу. Нет, так не следует думать. Дела ваши сами по себе богоугодны, но вы можете делать их не богоугодными, по тем расположениям, с какими делаете их, и по тем чувствам, какие питаете по соделывании их. Это бывает, если делаете на показ, из человекоугодия, славы ради, и если, смотря на дела, высокоумничаете, если считаете себя особою особенною, если желаете слышать; "ах! какая добрая!" и слыша услаждаетесь тем, и подобное. Все сие и подобное уничтожает силу дел ваших, но не делает необходимым оставление их, а только требует оставления этих целей и чувств, и заменения их подобающими целями и чувствами. Если вы найдете что подобное в себе, измените то, и делу конец. И все будет добре обстоять. Делайте всегда по сознанию долга и, сделав, говорите: "не аз, но благодать Божия!" Вот еще приложу что: говоря "послужила, довольно с меня", заставляете думать о вас, что вы относитесь к делам своим так: хочу делаю, хочу нет. И что может быть в делах своих самоугодничаете, или себе угождаете, а не Богу, хоть иногда и Он бывает на уме. Если это так, а кто может знать это кроме вас? Если это так, то вы состоите в большой неправости. Обстоятельства жизни от Бога и то, что делать требуется вследствие обстоятельств, есть прямая воля Божия для лица, которое находится в тех обстоятельствах, следовательно, неотложный для него закон и долг. Говорить потому, или не гласно чувствовать: хочу делаю, хочу нет, есть богоборство, а не Богу угождение. Приложите сие к себе. Обстоятельствами жизни вашей вы так устроились, что делать то, что вы делаете, стало характером жизни вашей. Как это не худое что, то в этом спасение ваше. Такое действование Бог вам дал во спасение ваше. Отступать от этого, значит Богу говорить: "Ты не так меня устроил, я сама лучше Тебя устроюсь". Это ли есть Богу угождать? Будет вот что, это бросите, а к другому образу жизни Божией не приладитесь. И останетесь, как рак на мели.

Вас пугают, что скучать будете. Вы этого не ожидаете, а я думаю, что это неизбежно будет. Я все свожу на то, что, если вам нужно что переменять, то это внутренний строй. Указываете, что при делах ваших не избежать суетливости, хлопот лживости, празднословия. Все это неизбежно и зависит не от вне, а от внутренней неисправности. Без хлопот и одеться нельзя, но можно хлопотать без рассеянности, заботливости и суетливости. Равно, можно долгие и приятные вести беседы без празднословия; что касается до лживости и лукавства, то дивлюсь, как вы впадаете в эти грехи? Верно человекоугодливость. Страха Божия не достает и того, чтоб успеха ожидать от Бога, а не от человеческих усилий и уловок: это очень дурно. Извольте отстать от этого! тут вражий дух.

Взываете, как при таком образе действования вырвать с корнем тщеславие? Тщеславие надо вырвать внутренним образом, а не внешним. Без этого, выройте яму глубокую до самого центра земли и спрячьтесь, тщеславие и там найдет себе пищу. Надо страх Божий усилить и утвердить хождение пред Богом. Огнь Божия присутствия будет попалять тщеславие.

А время? И слава Богу, что нет времени. Самый благотворный порядок жизни тот, если нет времени быть без дела. Потому благодарите Бога, что так есть. Но правда ли, что нет времени? А обедать, чай пить, спать, наряжаться и охарашиваться, болтать с тараторками есть время?? Нет уж придумайте другую какую отговорку, а не недостаток времени. Говорите: "нет времени почитать, чтоб возгреть дух". Если навыкнете делать дела свои, как должно, то самое делание их будет возгревать и разжигать дух. Читать же для возгревания духа много не надо. Надо только прочитанное доводить до чувства. Как только это достигнете, и парение духа тотчас начнется. Даже вот что можно: как проснетесь, проходите мысленно все таинства веры нашей от творения мира до последнего суда и вечной участи всех, по символу веры со вниманием; от какого-либо таинства всегда упадет искорка в сердце. Остановитесь на сем. И разогревайте себя тем весь день. Особенно во время молитвы позаботьтесь раздуть сию искорку. Никогда молитвы не ограничивайте одним читанием молитв. Всегда вставляйте свою молитву, по потребностям духа вашего. О молитве почаще прочитывайте главы в "Невидимой брани".

Навыкайте так себя держать, чтобы при всей приветливости вашей один взгляд на вас отрезвлял всякого. Страх Божий, память Божия и память смертная дадут вам достигнуть сего. Взяться только надо без сожаления. Нет, надо внутреннее свое так сделать строгим, чтоб строгость отпечатлевалась в вашем внешнем и отрезвляла. Электричества два: одно привлекает, а другое отталкивает. Сделайте свое отталкивающим.

Сокрушаетесь, что суета ваша не дает вам неотходно быть с Господом. Се доброе сокрушение! Но мирская ли суета в этом виновата?! Не ваша ли собственная? Когда прогоните эту, та сама отстанет, или останется не действенною, Вы говорите, что вы чувствуете, что это возможно. Да, возможно. Но само собою не придет. Надо трудиться над собою и нудить себя. Корень страх Божий, сильный, чтоб мороз подирал, и постарайтесь возбудить его. Он потом все обделает. "Ищите и обрящете." Вы только толкуете, а не ищете.

Письмо 2-е. На первом месте ставите, что молитесь за меня. Очень благодарен, молитесь так, как я указал в начале письма.

Затем о себе пишете не мало хорошего. Даруй Господи, чтобы все это было не в одном желании, и не мимолетно, а действенно и углубленно. Тогда и желать более нечего. Блюдите то, что испытали и испытываете. И добре будет.

N.N. поминала о вашем к ней письме, изъявляла радость в надежде, что если прописанное вами утвердится в вас и навсегда пребудет, то блага часть ваша.

Следует, назову так исповедь, ваш послужной список. Хорошо это каждый день вечером приводить на память в виде домашней исповеди, о коей учит Св. Димитрий Ростовский особенно останавливаясь на том, что прорывалось в продолжение дня. Благослови Господи сие дело в вас, и углуби. Се добрый путь к самопознанию!

Не раз поминаете об отсутствии страха Божия! Это источник всякой худости. Попекитесь водрузить сие знамя победное в сердце. И внутреннее ваше будет всегда в добром строе. Под страхом Божиим образуется решимость ни в чем себе не поблажать, а напротив умучивать себя наперекор своим хотениям. Держите нож в руках и, мало-мало что не правое, режьте себя без жалости и будете жрица себя жрущая в жертву Господу.

Говели три раза. Добре! Самая крепкая поддержка духовной жизни, общение с Господом, ибо без Него, что мы? […]

Моя мысль всегда была, что вам себя надо переменить, а не место. Вы и начали это изменение, это заметно уже. Но надо до конца довести, а то выйдет у вас, как я уже поминал, кислое благочестие. Страх Божий, страх Божий, страх Божий вот что надо водрузить в сердце, а с боку на подмогу поставить страх смертный. И все пойдет добре и предобре.

Кончая письмо, вы извиняетесь, что утомили глаза мои. Видите, что я умею за это отмщать. Извольте теперь свои мучить глаза прочитыванием всего написанного, - не везде приятного. Говорят, что удовлетворение мести сладко. Прошу вас почаще доставлять мне случаи к вкушению сей сладости.

Глаз мой слабеет, но еще служит; это левый, а правый уж кончил свою службу и состоит в отставке без пенсии.

Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь!

Е. Феофан. Апрель 87 г.

Наставление ищущей покоя

 

Милость Божия буди с вами!

Сколько раз писали вы! А я все не отвечал. Виноват, леность обуяла. Все собирался ответить, и насилу собрался. Вы все ищете покоя? Ищите и обрящете. Кроме этого я ничего не могу вам поблагожелать. Разве прибавить следующее: настоящий покой не во вне, а внутри, и источник имеет не внешнюю обстановку, а внутреннее благоустроение. Когда сие будет, тогда внешнее само подладится к нему. Божии указания сами собой приходят, и даже сами дела устрояются невидимо, как некто говаривал, что то, чего хочет Бог, устрояется так, как на салазках скатится под гору.

Очень вам благодарен, что, несмотря на мое неотвечание, вы все же пишете. Хоть я ничего дельного не могу вам сказать, но мне всегда желательно знать, как обстоят дела ваши.

И о себе не имею что сказать: все обычно.

Немощей немножко прибавилось, и глаз не обнадеживает выздоровлением.

Желаю вам благоустроиться поскорее и понадежнее. Спаси вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан. 6 июня 88 г.

Письма к г-же С.Т.

 

Милость Божия буди с вами!

Поздравляю с праздниками! Даруй вам Господи всего хорошего и по душе, и по телу, и по внешним отношениям!

Ваше последнее письмо содержит много интересных новостей. Благодарствую!

Что вы писали о бессоннице, - то ко мне неприложимо. У меня бессонница бывает не сама по себе, - а от икроножного спазмового возбуждения; когда прогнано будет сие возбуждение, тогда бессоннице капут. А дотоле она будет царить. Это спазмотическое возбуждение я называю подергиванием ног, потому что этим кончается каждое возбуждение. Возбуждение начинается слегка, растет, доходит до нестерпимости, и заставляет брыкнуть ноги, и это с такою силою, что не удержишь. Теперь брыкание почти кончилось и перешло во вздрагивание легкое. Средство - бинтование ног, фланелевым бинтом, или резиновым. Дело исправляется и думается будет решено удачно. Брыкание укротилось, а возбуждение не в сильной степени бывает и оно-то отгоняет сон. Против возбуждения идет какое-то натирание. Думаю, что и это будет удачно.

Очень рад, что N.N. монахини читают, но что читают? "Душа и Ангел не тело, а дух", или "Напоминание Инокиням". Сначала я полагал сие последнее, а потом пришло на ум первое. - Но что бы ни было, - все хорошо. Подрясничек лишнее дело. Пусть поклончик положат о мне многогрешном. Это полезнее. И ваш плед неприложим к делу. Извольте сами щеголять! Посылочка ваша еще не доехала до Выши. О исцелении о. Иоанном княжны Барятинской еще кто-то писал ко мне. Очень сему рад. Слава Богу! Ибо тут дело Божие, и дело о церкви во славу ее.

Душеполезное Чтение я получаю, это единственный журнал, где статьи не отуманиваются мудрованиями.

О. Арх. Григорий, Инспектор Москов. Академии, сгорел. Его назначили в Константинополь. Поехал, доехал до Москвы и скончался.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан. 29 декабря 1893 г.

Неисполненная молитва

 

Милость Божия буди с вами!

[…] Вы молились Божией Матери устроить ваш перевод в другое место, если будет Ее соизволение; а теперь жалуетесь, что Она этого не устроила. Не соизволила Она устроить это конечно потому, что там было бы хуже, чем здесь. Следовательно сделала это для вашего блага. Удостоверьте себя в этом покрепче, и найдете утешение, и станете благодарить Ее, что не послушала вас. Может быть там ожидали вас слезы - и слезы, и слезы. Слава Богу, что Матерь Божия избавила вас от них. Слезы не от одной скудости, а от всех обстоятельств жизни и внутренних, и внешних, которые провидеть нам не дано.

Присоедините к сему и вот что: не следовало вам так молиться, как молились, именно: подай и подай непременно. На словах хотя и говорилось: если будет соизволение, но это мимоходом, а в сердце было: непременно подай. Враг подхватил эту неправость и под конец так разжег вашу уверенность в получении просимого, что вы не колеблясь ожидали сего. Неполучение же сильно и подействовало на вас.

Так перестаньте скорбеть, а напротив благодарите Господа и Матерь Божию, что не послушала вас; о том же, что так скорбели и жаловались, кайтесь с сокрушением. За эти чувства покаянные Господь пошлет вам утешение. Открыть это духовному отцу тоже не худо будет.

Благослови вас Господи и супруга вашего. Спасайтесь!

Е. Феофан. 22 сент. 1893 г.

 

 

Письма к Е.С.Б.

 

Милость Божия буди с вами!

Кто шествует путем смирения и терпения, тот не бывает в ущербе. Они путь к прочному преуспеянию и в делах и в степенях по службе. Да укрепит вас Господь в сих добродетелях.

Но ни гостинцев, ни денег не следовало слать. Лучше было бы, если бы вы подали милостыню нуждающимся и сказали: помолитесь о таком-то многогрешном. Прошу молитв ваших!

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Епископ Феофан. 20 октября 93 г.

О трудах самоисправления

 

Милость Божия буди с вами!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.122 с.)