Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Терпи казак. Переменный воздух

Поиск

 

N.N.!

Благодарю и вас за поздравление с именинами и благожеланья! Спаси вас Господи! Вы заключили свои строки: "А пока терпи". - Да, - терпи казак, атаман будешь. - Это обетование держите в мысли и сердце, только другими словами, терпением стяжевайте душу - т.е. спасайте. Ибо претерпевый до конца спасен будет. А это кто такой? Кто не смотря на противление своим добрым намерениям со стороны житейской обстановки и всего внешнего течения жизни держит путь неуклонно по тому, как решил, с единственною целью благоугодить Богу. - Сие весте, - и как пишете, творите. - И слава Богу!

Монастырский воздух повлиял на вас добре. Когда-то благоволит Господь вам навсегда им начать дышать? Но тогда, м.б., он иной раз окажется не совсем благорастворенным. - Но о всем буди воля Божия. - Вы боретесь с внешностью за свое внутреннее. - Добре! - А вечером сядьте и переберите все, - и придумайте, нельзя ли с иным чем, и успешнее побороться!

Благослови вас Господи!

Ваш доброхот Е. Феофан.

Две картины. Похвала суздальским мастерам

 

Милость Божия буди с вами!

N. б. N.!

Св. Иоанн Богослов раскрывает пред взором ума вашего две картины - одну - мира многомятежного, указывая чем он занят и как пусты предметы те, а с другой - богатого в милостях Бога, Коего хоть не видим, но имеем возможность силою любви в себе Его иметь, и не видя видеть Его, и не ведая ведать сердцем совершеннее даже, чем умом. Да подаст вам Господь благо сие, и да приумножает его в вас. - Картинку смерти и суда очень хорошо иметь пред глазами. У вас верно есть кто-нибудь в Москве знакомая. Попросите купить, только Суздальского мастерства, а не живописного рисования. Те лучше; ибо дело представляют точнее и впечатлительнее; а искусное рисование для глаз лучше, - а для назидания никуда негоже. Ищите во всем назидания и обратите все окружающее вас в книгу и читайте ее глазами, ибо она без букв наших, а своим образом напечатана. У св. Тихона четыре книжки напечатаны сим образом.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Е. Феофан.

Герой и его латы

 

Милость Божия буди с вами!

N.N.!

Восхищаюсь вашим геройством, с каким отказались от участия в брачных увеселениях. Тут могло крыться большое вражье хитросплетение. Но от всего избавил Господь, - дав вам разум и силу отказаться.

Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцирь.

Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякого нападения пригодное. Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостивого Бога, и Господа нашего Иисуса Христа, всем хотящего спастися, и всех скоро спасающего.

Когда упование на Бога крепко и молитва сильна, тогда врагу нет подступа. Св. Исаак Сирианин в одном месте изображает такое состояние неприступным небесным осенением, к которому враг и приступить боится, потому что опален будет. Благослови Господи труды ваши над собою - благим успехом.

В псалмах поется: вся слава дщери царевы внутрь. Там да будет для вас всякая радость и всякое утешение!

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Ваш доброхот Е. Феофан.

Улей сладкого меда

Письма к Н.М. (продолжение)

 

N.N.!

С праздником!

Радуюсь вместе с вами о том, что в пост прошедший дал вам Господь вкусить сладости пребывания в храме Божием на богослужении, и что дал вам там бывать в хорошем настроении духа. Есть старицы, которые нашедши удобную квартирку близ церкви, потом только и знают, что храм Божий и свою хату, и блаженствуют. Мне нередко приходилось советовать такой же образ жизни некиим, желавшим мирно проводить дни свои.

Видите, что дает церковь, если внимать там поемому и читаемому! - Извольте почаще добираться до сего улья сладкого меда духовного.

Читаете Макария Егип. Воистину он море мудрости духовной. А после него найдите - Исаака Сирианина.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Е. Феофан.

692. Отзывы и ответы на разные вопросы о дух. жизни

 

К Н.М.

Милость Божия буди с вами!

Вот теперь яснее, что у вас там деется. - По переселении вашем в Москву, окружавшие вас искусители не поимели на вас влияния. Это великая милость Божия. Благодать Божия не дала сердцу вашему ни на волос податься в ту сторону. - Что говорил сын по этому случаю, думаю, говорил потому, что его подучали родные ваши, - что вы не послушали ни его, ни родных, хорошо сделали, тут исполнение вашей молитвы: имиже веси судьбами.

Сердце ваше потребовало сделать какое-либо добро, и вы сделали его. Оно незаметно для вас принесло вам много добра душевного. Слава Богу! Не устраняйтесь от таких случаев. В них Господь обращается к вам, - чтоб потом и воздать вам здесь же. - Речь по этому случаю вашего дух. отца не умею понять. - Не смотрите на его слова.

Ваш духовник отказывает руководить вас. Это добросовестно с его стороны. - Уважьте его желание, и взыщите руководителя. Но как он не желает, чтоб вы совсем от него отдалились, то и с ним говорите о духовном, чему он всегда рад, как вы говорите. Духовные дела ведите по указаниям руководителя, а исповедь и причащение у него имейте.

Но куда обратиться за руководителем?! Если внимание к вам отца А.А. состоит в связи по времени с отказом вашего дух. отца от руководства, то мне приходит на мысль признать указанием Божиим сей случай на руководителя. Обратитесь к О. А. - мне думается, что это будет хорошо для вас. - Но смотрите сами.

Ваш дух. отец изъявил неудовольствие, зачем вы приняли, что предложено было вам Афонцами. - Отказавшись от руководства, ему уже не следует вмешиваться в ваши дела. - Но и без сего вы ничего худого не сделали в этом обстоятельстве.

Мне очень приятно слышать, что книги мои какую-нибудь пользу доставляют. Я большой грешник, а молиться ленив, и на другие подвиги не падок, так читающие помолятся и умилостивят Бога. - Обратите внимание на письма к разным лицам. Они начаты так, а потом пошли все к одному лицу, и пришлось говорить много такого, что и для всех пригоже, - может быть и для вас пригоже что найдется.

Вы любите молиться внутреннею молитвой и желаете научиться ей. - Молитесь усерднее и научитесь. Читайте книги - о молитве. Есть сборник - о трезвении и молитве. Тут собраны великие учители как молиться. И себе перенимайте. - Вы говорите, что стараетесь всегда памятовать о Господе и все для Него делать. Это прекрасное преддверие успеха в молитве. Пекитесь о сем всячески. Око Божие зрите утвержденным над сердцем вашем и туда в него зрящим, это не даст никакому духу приближаться к сердцу. - Внимание к Господу с вниманием к сердцу неразрывны. Одно другому помогает.

Причащаться часто - очень благоплодно, и делайте так. Кто вам мешает? - Любите сидеть дома. Прекрасно. Есть правило старцев: сиди в келлии и она всему тебя научит. В келлии велят отцы - молиться, читать, рукодельничать, переходя от одного к другому. Устройтесь так и будете жить как в раю, госпожою над собою и над всеми делами своими, а далее над мыслями и чувствами. Главное тут навыкнуть всегда быть в том, что есть едино на потребу.

Выходить ли? - Выходите, но только в церковь, и еще на дела неотложные, но вот найдете руководителя и с ним все порешите. Он же скажет вам и как быть с праздноречивыми посетителями.

Я писал вам назначить время для разных духовных занятий, а теперь говорю, делайте, что захотите, только в праздности не сидите.

Молитва Иисусова не спеется. Трудитесь, - и благопоспеется. - Внимание при сем держите в сердце, и к Господу любовь благоговейную приводите в движение.

Молитва - на устах при просыпании есть след хорошего сновиденья. - Это хорошо.

Бойтесь прелести. Надо бояться. Но избегайте коренной прелести и прочие места не будут иметь. - Коренная прелесть есть - думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен сей - первым врагом своим. - Не давайте ему засесть внутри, - иначе он сгубит вас. Это Апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает.

Благослови вас Господи всяким благословением. Спасайтесь!

Е. Феофан.

Если вздумаете писать, всегда приписывайте адрес.

30 ноября 1892 г.

Ответы о причащении, духовнике, беспокойном брате, поступлении в монастырь, шутках врага, замене руководителя и о тайном постриге

 

Милость Божия буди с вами!

Благодарствую за поздравления и благожелания. Поздравляю и я вас, и желаю вам всего хорошего и отрадного, - паче же - преуспевания в духовной жизни вашей. Благослови вас Господи на это.

В этом поздравительном письме вы еще поминаете только о причащении св. Христовых Таин с благотворным их на вас действием, - и о молитве Иисусовой. Св. Таин причащайтесь почаще, как дух. отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче - со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно. По привычке нам солнце ни почем, а от него всякая жизнь. Так и к св. Тайнам привыкнуть можно и стать к тому равнодушной - что очень неодобрительно. О молитве Иисусовой вы хорошие слова сказали. И держите сию молитву и вставляйте ее в свое молитвенное правило, и так произнося непрестанно между всякими делами. И молите Господа, чтоб Он утверждал вас в сей молитве, и чрез нее в постоянном умилении, сокрушении, паче же в чувстве к Нему неотходном, что составить непрестанную молитву.

В прежнем письме, на которое я не успел ответить, вы жалуетесь, что отца духовного не найдете никак. - Что же делать? оставайтесь одни с книгами и идите своим путем со страхом, осмотрительностью и смирением. - Если что встретите недоуменное, спрашивайте. Я буду отвечать, как сумею, а не сумею, - так и скажу. Ныне не найти настоящего руководителя, - а говорителей много, писателей еще больше, хоть те и другие не всегда попадают в такт. - Из числа последних я не последний.

Спаси вас Господи! - Спасения ищете, - доброго дела ищите. Есть Спаситель, Который и будет вам помощником первым: ибо обетовал: ищите и обрящете.

Вас беспокоит брат. Жалейте об нем и молитесь, чтобы Бог образумил его. Ему же скажите: если хочешь бывать у меня, говори об обычных делах, дел же религиозных не касайся, потому что ты тут ничего не понимаешь. - Если ты заговоришь когда, и по невежеству своему начнешь врать, - и тем паче, когда изрекаешь хулу на Бога и вещи Божеские, то возьму тебя за руку тотчас, выведу вон, и скажу тебе, чтоб нога твоя тут не бывала никогда. Вы хорошо делаете, что не всегда его принимаете, но если и на отрез запретите ему приходить, беды и греха не будет.

Вас уговаривают поступить в монастырь. Если Богу угодно и Он судит то необходимым для вас; то это придет само собою. Тогда упирать ногами не станете, а потечете, как елень на источники водные. Монастырская жизнь не так трудна, как вам кажется. Не труды там тяжелы, а неимение своей воли: делать что прикажут, и сестрам и начальницам и распорядительницам надо покорствовать. За это в награду Бог дает внутренний мир, покоющийся в лоне смирения.

Самая основательная у вас причина не поступать теперь в монастырь, - это пристроенье сына. Пока он не воспитан вполне, и не пристроен, вам покоя иметь нельзя.

Что было во время молитвы, стук, шум, будто тяжелой птицы летание, не понимаю. Не подстроил ли кто, например - сын ваш, - чтоб вас выгнать из этого дома. Слыхал я, что иногда и враг эти штуки строит. Против него орудие первое молитва как вы молились и не уступили. И бесстрашие надо являть, возложив все упование на Бога. Да хранит вас Господь от козней лукавого.

Что говорил вам отец А., то не всегда верно бывает. Книги не окончательный учитель, но все же учитель. И они могут заменять руководителя, если присоединить к ним вопрошение старцев или братий, или если согласиться вдвоем или втроем. Двое или трое - единомысленные сходятся и спрашивают друг друга и решают вместе в чем бывает недоумение - и вам можно согласиться с какою сходною с вами женщиною и совещаться по руководству книг, живя хотя не вместе, а розно, в разных местах. Можно это; но самыми делами это устроить, надо умолить Господа. - И сына вы не больше любите; ибо любите не помимо любви к Богу, а по любви к Богу.

Ваше духовное общение с Афонскими братиями может быть полезно. Вот при случае и они помогут вам советом.

Что и еще прописано у вас в конце о том, как вы в разных случаях поступаете, - все то думается хорошо.

Со страхом и трепетом свое спасение содевайте, и паче всего прибегайте к Господу и докучайте Ему молитвой.

Благослови вас Господи! Спасайтесь!

Е. Феофан.

P.S. Пропустил одно - вы поминали о тайном постриге, и что вам очень этого желается. Это можно. Постриг этот вашему пути не помешает; напротив придаст вам энергии, так примите. Бог благословит!

Но попекитесь хранить сие в тайне.

12 января 1893 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.132.107 (0.023 с.)