Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наталья Гранцева. «Неизвестный рыцарь России»Содержание книги Поиск на нашем сайте
Эта книга, с интригующим названием «Неизвестный рыцарь Рос- сии» (Санкт-Петербург, издательство «Журнал «Нева», 2015), с иссле- дованием жизненного пути, личности и произведений поэта, имя кото- рого ничего или почти ничего не говорит современному читателю, – не только о человеке, но и о времени Что есть жизнь человека? Сгущенное время Что есть произведение искусства? Запечатленное время Вот только что́ есть само время, толком не знает никто; и почему с одними именами оно обходится смело и властно, запечатлевая на своей стене их огненные буквы, а с другими – тихо и тайно, затягивая мхом преданий, догадок и домыслов, а потом и захлестывая бездонным мол- чанием прежде звонкие честь и славу Наталья Гранцева написала книгу о Михаиле Хераскове Ломоно- сов, Тредиаковский, Сумароков, Державин – эти имена XVIII века мы еще помним, они всплывают, как некий «Наутилус», из смутных глу- бин школьной памяти Но вот Херасков А ведь это был поэт (даже так скажем: Поэт!), который немало пов- лиял на Александра Пушкина Которого читали и перечитывали со- временники Эпические поэмы которого – «Россиаду», «Владимира», «Бахариану» – читали и перечитывали, обсуждали и изучали Если провести аналоги с историей музыки, подобная судьба пос- тигала иных музыкальных гениев Где, у кого на слуху сейчас имена
Николауса Брунса, Генриха Шютца, Дитриха Букстехуде? Кто слышит их сочинения? Крайне редко они звучат в концертных залах Можно даже сказать, не звучат Однако это сильнейшие, ярчайшие компози- торы (как в Германии говорили и писали – компонисты) добаховской эпохи Бах явился – и их забыли Пушкин явился – и забыли, смею заметить, незаслуженно и даже трагично, того, кто дарил Пушкину вдохновение, темы, образы и даже самое музыку стиха
Михаил Матвеевич Херасков встает со страниц книги Натальи Гран- цевой живой, творческий, работающий и в почтенных годах как пыл- кий юноша – из-под его пера выходит «Бахариана» («Бахарияна», как писали и печатали на прижизненных обложках поэмы) – невероятное сочетание волшебства и точнейших наблюдений жизни, сказки и были, предания и правды; в тексте «Бахарианы» зашифрована, скрыта даже сама жизнь, биография автора («Неизвестный рыцарь» – это и есть сам Поэт!) «Чудеса и превращения» – это одно начало волшебного текста; второе, и Гранцева подчеркивает это, – «учебник морально-нравствен- ного совершенствования» «Почему его получил в подарок лицеист Пушкин, почему им зачи- тывался юный Гоголь, почему позднее его разыскивал по всем книж- ным лавкам поэт Николай Языков» – вот как раз на эти «почему» Наталья Гранцева и дает ответ И пытается дать его не однозначно, не формульно, а развернуто, раздумчиво, с тем, чтобы мы, вместе с ней, смогли окинуть взором не только сюжетику знаменитых в свое время поэм, но и историческую панораму, прижизненную картину мира, что так внимательно наблю- дал и так страстно любил Херасков А для Хераскова – впрочем, как для многих талантливых и образо- ванных людей его времени – история была нынешним днем, она пре- бывала слишком близко в пространстве-времени, – вчера, нет, даже сегодня Иначе Херасков не написал бы роскошную и по набору изоб- разительных средств, и по пафосной высоте сюжета «Россиаду» – поэму, где ее автор встает вровень с Гомером (и Гранцева не раз под- черкивает «гомерианство» Поэта!); в основу сюжета «Россиады» положен исторический факт – взятие Иоанном Грозным татарской столицы Казани Но эта канувшая в вечность история, ожившая под пером Поэта, становится биением сердца, ходом стрелки сегодняш- них часов То, что Пушкин вдохновился одной из сюжетных линий «Россиа- ды», и следствием этого увлечения-вдохновения было появление на свет «Руслана и Людмилы» – одной из светлейших стихотворных ска- зок русской классической литературы, – давно ни для кого не секрет Секретом для русской культуры – до сих пор, и это непростительно, это печально – пребывает сама жизнь и весь творческий путь Михаила Хераскова Недаром в высокопоэтическом, невыразимо печальном и торжест- венном, как церковная лития, предисловии к книге автор, через изоб- ражение некрополя Донского монастыря, иносказательно говорит нам о беге времени (и тут уместно вспомнить бессмертные строки Анны Ахматовой: «Но как нам быть с тем ужасом, который / Был бегом времени когда-то наречен?») А бег времени оказался безжалостным к Попытка воскрешения
одному из бесспорных гениев России, к одному из великих ее поэтов Наталья Гранцева внимательнейшим образом прочитала «Бахариа- ну», последнее произведение Поэта – и увидела в ней поистине нова- торские ходы, что выламывались из современного Хераскову литера- турного канона; и вот что увидено исследователем – одно перечисление литературных примет уже уникально: «Назидания, лукавая сатира, сентиментальная история, волшебная сказка, рыцарский роман, утопия, духовный травелог, педагогическая поэма, героический эпос, богатырская былина – множество отдельных форм, освоенных русской словесностью к началу XIX века, вошли в ка- честве эстетических элементов в единое художественное пространство “Бахарианы”» В приложении приведен и текст самой поэмы; и можно поразить- ся и порадоваться тому, какое разнообразие метроритма, рифм, алли- тераций, интонаций (разве возможно не узнать пушкинское веселье в этих шутливых строках: «Пониже опускаю стру́ ну, / Стихов надутых не люблю; / Где будут надобны перуны, / Гремушку там употреблю») использует поэт, причем все происходит естественно, без интонацион- ного и ритмического напряжения, без искусственности замысловатой выдумки: вместо нее – свободно реющая фантазия, безошибочное чу- тье, изысканный вкус и живописная смелость словесного штриха Все это – Херасков!
Так где же он, этот русский гений? Забыт? Утрачены его писания? Сожжены в пожарах революций и войн? Ничуть не бывало Михаил Матвеевич Херасков – такая же великая принадлежность нашей истории, как и Михаил Ломоносов, и Гавриил Державин, и многие другие гении И Наталья Гранцева задает в своей книге архиважные, надеюсь на это, вопросы: когда мы вернем имя ге- ния читающей публике? Когда будет издано полное собрание сочине- ний Михаила Хераскова? Когда и «Россиада», и «Бахариана» зазвучат в полный голос со сцены, с экрана? Забвение подобных художественных величин – непростительно И слава тому исследователю, что делает, впервые за последние годы, попытку не только творческого воскрешения Хераскова, но и вызыва- ния живого интереса к самой личности Поэта Оказывается, название последней поэмы Хераскова «Бахариана» происходит от слова «бахарь», что означает – баятель, баян, балясник, рассказчик; такие бахари в Древней Руси сказывали сказы, пели мощ- ные эпические песни и былины Чаще всего эти певцы были слепы Так же, как слеп был великий аэд Гомер Наш, русский Гомер, Михаил Херасков, не ослеп в конце жизни, как Гомер, Бах или Гендель Бог миловал его «Бахариану» родил зрелый, проживший жизнь, зрячий и телесно, и духовно художник Он видел, как из-под его пера выбегала быстрая строчка, и он слышал, как юный голос читает ему его собственные строфы А может быть, как смело предположила Наталья Гранцева, разгадка трагического забвения таится в том, что революционному пролетари- ату не были нужны авторы прошлого – не свободолюбцы, не борцы с тиранией, а напротив, консерваторы, сторонники царской власти? Ведь при сломе эпох симпатии восставших были на стороне художников- революционеров, а отнюдь не тех, кому было хорошо под сенью длани самодержца Что ж, может, так и есть
Но поменялись времена И стал оживать интерес к прошлому К его полуистлевшим страницам Самое бесценное, что могла сделать Наталья Гранцева, сама боль- шой поэт, – это написать книгу о Поэте былых времен, вызвав в наших умах и сердцах не просто (и не только!) интерес к забытому имени, но и желание вернуть творчество Михаила Хераскова – в полном объеме – современному российскому читателю Что тут говорить, друзья мои? Это – миссия Она внутри этой кни- ги, самим появлением на свет этой книги, исполнена И исполнена с честью 269
ЖИВАЯ ПРОХЛАДА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.007 с.) |