Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Павел Васильев и Рюрик ИвневСодержание книги Поиск на нашем сайте
Знакомство с имажинистами произошло во Владивостоке Надо сразу сказать, что это было первое и единственное знакомство В остальном поэты узнавали друг о друге на расстоянии Юный Васильев бежал из дома и скитался по Сибири, пока наконец не вышел к тихоокеанскому побережью С другого конца страны сюда же приплыл именитый московский гость – Рюрик Ивнев Он помог Васильеву с первыми публикациями и организовал поэтический вечер в актовом зале Дальневосточного государственного университета в последних числах ноября 1926 года Судя по стихотворениям, которые были посвящены друг другу, поэты много говорили о недалёком прошлом: о Есенине, о «кафейном периоде русской поэзии», об имажинистах
Ивнев написал для Васильева акростих:
Пустым похвалам ты не верь, Ах, трудным будет путь поэта, В окно открытое и дверь, Льет воздух, лекарь всех потерь, Ушаты солнечного света
В глаза веселые смотрю, Ах, всё течет на этом свете… С таким же чувством я зарю И блеск Есенина отметил
Льняную голову храни, Ее не отдавай ты даром Вот и тебя земные дни Уже приветствуют пожаром
Ивнев вообще любил акростихи В романе «Богема» есть эпизод, где они вместе с Сергеем Есениным, запершись в писательской коммуне, пишут друг другу стихи У Сергея Александровича это был, между прочим, единственный акростих И, наверное, именно с Ивнева пошло это сравнение Павла Васильева и Сергея Есенина Но вот старый имажинист отправился дальше по курсу В начале 1927 года на пароходе «Томск» он отчаливает из Владивостока в Петропавловск-на-Камчатке А потом в августе этого же года на пароходе «Индигирка» – заглянул в Японию, где в сентябре-октябре путешествовал по острову Хоккайдо и посетил город Инокава, а потом уплыл обратно во Владивосток Васильев в это время уехал в Хабаровск с рекомендательным письмом ко Льву Повицкому (тоже, кстати, человеку есенинского круга) Огорошенный признанием столичного мэтра и такой высокой оценкой собственного творчества, он поначалу растерялся Всё, что мог, это написать Ивневу письмо (от 12 декабря 1926 года): «Милый Рюрик Александрович! Приехали мы с Андрюшей в Хабаровск так скоро, что поцелуи – которыми Вы нас благословили, отправляя в дальний путь – еще не успели растаять на губах А в душе они будут жить всегда <…> Я Вам написал стишок тут маленький такой в дороге – так вот и посылаю Уж Вы извините, пожалуйста, что не оброботан» В письме Васильев постоянно акцентирует в нужном и ненужном месте окание: видимо, Ивнев успел рассказать ему о Николае Клюеве (эту его игру в олонецкого дьячка высмеивал ещё Есенин) В будущем они успеют познакомиться, поссориться, помириться и написать друг о друге А пока Васильев только предвкушает встречу Лев Повицкий в свою очередь дал рекомендательное письмо к Казину А стишок, о котором говорит молодой поэт, неизвестен Возмож- но, это был набросок того стихотворения, которое посвящено Рюрику Ивневу:
Прощай, прощай, прости, Владивосток Прощай, мой друг, задумчивый и нежный… Вот кинут я, как сорванный цветок, В простор полей, овеянных и снежных
Ты проводил и обласкал меня, Как сына, наделил советом В невзгодье, в мрак иль на рассвете дня – Я не забуду никогда об этом!
Я не хочу на прожитое выть, – Но жду зарю совсем, совсем иную, Я не склоню мятежной головы И даром не отдам льняную!
Прощай, мой друг! Прощай, прощай, поэт Я по душе киргиз с раскосыми глазами Вот потому и искренен привет, Вот потому слова – про многое сказали
Прощай, мой друг! Ещё последний взгляд Туман тревожно мысли перепутал В окне мелькают белые поля, В уме мелькают смятые минуты…
В будущем Рюрик Ивнев ещё не раз возвратится в приливе вдохновения к сопоставлению двух поэтических гениев – Есенина и Васильева Например, в стихотворении, посвящённом Сергею Михайловичу Суше*:
Я помню Есенина в Санкт-Петербурге, внезапно поднявшегося над Невой, как сон, как виденье, как дикая вьюга, с зеленой листвой и льняной головой
Я помню осеннего Владивостока пропахший неистовым морем вокзал
* Надо сказать, что в 1980-м году в дневниках Рюрика Ивнева появились такие строчки: «Сергей Суша – невоспитанный провинциал, с Украины, он довольно быстро “оттеснил” своих конкурентов и всюду стал объявлять себя моим секретарём <…> Вскоре из квартиры исчез старинный мужской портрет кисти известного голландского художника, стали пропадать автографы: Есенина, Брюсова, Луначарского… другие ценные вещи» Сам С М Суша в предисловии к своему автобиографическому роману «Скарабей» явно дал понять, что у его старшего товарища в квартире было множество литературных артефактов Об одном из них, собственно, и идёт речь в романе: «Сергей Есенин и Рюрик Ивнев в голодные двадцатые годы иногда “подкармливались” в богатой семье Ройзманов Однажды после сытного ужина Матвей Ройзман предложил сыграть в карты Есенину в тот день везло Он выиграл не только большие деньги, но и СКА- РАБЕЯ Зная свою щедрую натуру, он отдал перстень на хранение Рюрику Ивневу» Стихотворение, начинающееся строчкой «Я помню Есенина в Санкт-Петербурге…», в книге Рюрика Ивнева «Избранное» (М: Издательство «Правда», 1988) называется по первой строчке Но есть и второй вариант, когда оно называется по посвящению – «С М Суше» И опубликовано – в романе «Скарабей» Учитывая всю неоднозначность истории, необходимо обозначить оба варианта бытования текста Тем более что строчки «И вот я другие сжимаю ладони / и юности вечной не вижу конца» могут указывать на С М Сушу и на его сопоставление с Сергеем Есениным и Павлом Васильевым: не в масштабах литературного дара, но в дружеской близости к Рюрику Ивневу
и Павла Васильева с болью жестокой в еще не закрытых навеки глазах
А годы неслись, как горячие кони, посевы топча и сжигая сердца И вот я другие сжимаю ладони и юности вечной не вижу конца
Другого поэта я слышу дыханье, и Русь, воплотившись на миг в пастуха, меня осыпает, как щедрою данью, горячим дождем золотого стиха
Пусть царство разбилось, как хрупкая ваза, – Цветёт и поныне волшебный цветок Старинного дерева русского сказа, Бессмертный поэзии нежный росток
Это стихотворение датируется 2 марта 1965 года А до него в 1963 году было ещё одно стихотворение – удивительное тем, что в нём идёт сопоставление не только Васильева и Есенина, но и примкнувших к ним Мариенгофа, Мандельштама и Шершеневича
Окно закрыто плотной ставнею От диких бурь, в ночи бушующих Я вспоминаю тени давние Друзей уже не существующих
Я вижу, как перед Есениным Санкт-Петербург склоняет голову, И васильковых глаз цветение, И щёк безжизненное олово…
Я вижу Осю Мандельштама, Его лирическое зодчество, Путями дерзостно-упрямыми Переходящими в пророчество…
Я вижу Павлика Васильева, С его улыбкой ослепительной, С катастрофическою гибелью Таланта юного сказителя…
Я вижу и других, по очереди, Исчезнувших во тьме кромешной Их помнят лишь сыны и дочери, И вдовы, вечно безутешные
Я вижу и Мариенгофа, Так непохожего на мёртвого, С его воинственными строфами В дни первых зорь Серпа и Молота
И тень Вадима Шершеневича, Неуязвимого оратора,
Грозы самодовольных неучей, Я в эту ночь вернул обратно
Я воскрешаю тени мёртвых Друзей без имени и отчества, Которые как губкой стёрты С страниц энциклопедий дочиста
Они для мира неизвестные, Но с прежней нежностью душевно Я вспоминаю их чудесные Сердца и души ежедневно
Пусть мы разлучены и вьюгами, И вёрст бесчисленным пространством, Но вспоминаем друг о друге мы С неодолимым постоянством
Друзья, вошедшие в историю, И те, кто за её бортами, – Все ваши радости и горести Ношу я как загробный камень
Но это всё далёкое будущее Возвратимся к излому 1920–1930-х го- дов Павел Васильев думал об учёбе в Дальневосточном университете, но планы резко изменились и уже в июле 1927 года с рекомендатель- ными письмами от Рюрика Ивнева и Льва Повицкого он добрался до Москвы По пути – опять Сибирь, опять работа на подхвате: грузчиком в порту, юнгой на корабле, старателем на золотых приисках, погонщиком упряжки собак и так далее
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.006 с.) |