Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Павел Васильев и иван грузиновСодержание книги Поиск на нашем сайте
Возможно, что рекомендательное письмо от Рюрика Ивнева было к Ивану Грузинову, но за ним в ночь с 10 на 11 июня приехал чёрный воронок Ивану Васильевичу было предъявлено обвинение: «пропаганда, направленная в помощь международной буржуазии» И спустя полтора месяца, 1 сентября 1927 года, Грузинов был выслан в Сибирь – в город Киренск (Иркутская область) Васильев – из Сибири в Москву, а Грузинов – из Мо сквы в Сибирь Почему есть такая возможность, что молодой поэт увиделся с уже другим старым имажинистом? Во-первых, Васильева, как известно, тянуло к поэтам есенинского круга Во-вторых, Ивнев умудрялся со всеми своими бывшими соратниками сохранять тёплые отношения К Грузинову, в отличие от Мариенгофа и Шершеневича, которые отодвигали Ивана Васильевича в сторону, он относился хорошо В-третьих, из всего числа поэтов, близких к Есенину, Ивнев мог бы отправить Васильева к Николаю Клюеву, с которым тоже был в хороших отношениях, но, как мы знаем, с ним произойдёт знакомство только летом 1932 года Грузинов же хоть и числился в имажинистах, хоть и пытался писать теоретические работы, хоть и выпустил первую свою книгу «Бубны боли», полную футуристических экспериментов, – всё-таки был ближе
к новокрестьянским поэтам То есть мог быть интересен Васильеву сразу по двум пунктам: друг Есенина, самобытный поэт-традиционалист Есть ещё одна удивительная деталь В 1929 году у Павла Васильева появилось стихотворение «Мясники» – об ужасах скотобойни
Сквозь сосну половиц прорастает трава, Подымая зеленое шумное пламя, И теленка отрубленная голова, На ладонях качаясь, поводит глазами Черствый камень осыпан в базарных рядах, Терпкий запах плывет из раскрытых отдушин, На изогнутых в клювы тяжелых крюках Мясники пеленают багровые туши И, собравшись из выжженных известью ям, Мертвоглазые псы, у порога залаяв, Подползают, урча, к беспощадным ногам Перепачканных в сале и желчи хозяев <…> Ставит старый мясник без ошибки на треф, Возле окон шатаясь, горланят гуляки И у ям, от голодной тоски одурев, Длинным воем закат провожают собаки
Легче всего предположить, что это диалог с его другом Борисом Корниловым – ответ на его стихотворение «Конобой» (1928) Или, если не так, то, возможно, молодой поэт освоил прозу Маяковского?
Владимир Владимирович ещё в 1925 году описывал свои ощущения от поездки в Америку («Моё открытие Америки»): «Чикагские бойни – одно из гнуснейших зрелищ моей жизни Прямо фордом вы въезжаете на длиннейший деревянный мост Этот мост перекинут через тысячи загонов для быков, телят, баранов и для всей бесчисленности мировых свиней Визг, мычание, блеяние – неповторимое до конца света, пока людей и скотину не прищемят сдвигающимися скалами, – стоит над этим местом <…> Коридоры кончаются там, где начинаются ножи свинобоев и быкобойцев» Или Васильев с рассказов Ивнева мог знать о поэзии Мариенгофа и о том, что Анатолия Борисовича критики и члены Московского Ордена имажинистов в шутку называли «Мясорубкой» – столько крови было в его стихотворениях Конечно, можно сказать, что в первую очередь в стихотворении Васильева прослеживается бытовой эпизод разделывания мяса, превратившийся в сознании поэта в целую скотобойню Но скорей всего молодой поэт как минимум читал Ивана Грузинова – его стихотворение «Бычья казнь» (1921):
Сквозь зубы истово цедили чай, Закусывали сдобным калачом Молчали Рукавом вытирали пот В сени Хозяин, крякнув, выкатил живот, Как банным веником распаренный бочонок Со двора пахнуло
Прелью и снегом весенним И золота луча На розовые скулы В закуте – темь и сонь Мерно фыркает бык, Бычью морду треплет рука, Ласково к пойлу клонит На шею тугой аркан Рукой судьбы И в лоб белясое пятно, Колун Заржавленным квадратом обуха По горлу хлебный нож Бьёт кровь в лохань, Где сдохлись за ночь мутные помои, И, брызнув на зипун Хозяина, слипается как чёрное клеймо Парные потроха Зелёной грудою у ветхого плетня И птицы реют над добычей Труп бычий Вздыбили на пялы И как последний отблеск дня Дрожанье жил шафранных, сизых, алых Мигай, закат, мигай! Воронье карканье медлительней и глуше Кровавые рога В навоз вонзая, Ободранная стынет голова Два зеркала – остекленевшие глаза: В одном – небесная синева, В другом качается распяленная туша
Вот она, голова быка, на которой заканчивает своё описание Иван Грузинов, у Павла Васильева превращается в голову телёнка: «И теленка отрубленная голова, / На ладонях качаясь, поводит глазами» И поводит глазами, понятное дело, в разные стороны: одним – в небо, вторым – на тушу
Сначала у Грузинова «по горлу хлебный нож», потом у Васильева «мясники засмеются и вытрут ножи / О бараньи сановные пышные баки» И животные, жаждущие свежего мяса, есть у обоих поэтов: у первого – вороны, у второго – собаки И у того, и у другого фигурируют банные веники – это вообще деталь, присущая для кровавых картин имажинистов Здесь можно вспомнить и Мариенгофа: «В каждой дыре смерть веником / Шарит: / – Эй! к стенке, вы, там, все – пленники… / И земля словно мясника фартук / В человечьей крови, как в бычьей…» Здесь можно вспомнить и есенинского «Сорокоуста»: «И всыпают вам в толстые задницы / Окровавленный веник зари»* Вот и в «Мясниках» Васильева, и в «Бычьей казни» Грузинова фигурируют веники
* Есенинский отрывок хорошо рифмуется с эпиграммой Васильева на Сталина: «Клянёмся, о вождь наш, мы путь твой усыплем цветами / И в жопу лавровый венок воткнём». Только на этот раз «веник» превращается в «венок».
Зажигает топор первобытный огонь, Полки шарит березою пахнущий веник, Опускается глухо крутая ладонь На курганную медь пересчитанных денег
И второй пример:
В сени Хозяин, крякнув, выкатил живот, Как банным веником распаренный бочонок
В обоих случаях, конечно, градус далёк от имажинистских реминисценций, но и это сближает Васильева и Грузинова Если рассматривать эти два стихотворения как один текст, то чётко прослеживается цепочка действий: у имажиниста – всё совершено, а у молодого поэта те же мясники уже торгуют мясом*
Наталья Кончаловская
Существует ещё один любопытный сюжет, связывающий двух поэтов Его подсказал воронежский исследователь имажинистов Роман Рудаков Есть мемуары Натальи Кончаловской** – «Волшебство и трудолю- бие» В них она пишет следующее: «У Герасимовых, живших на Тверском бульваре в старинном особняке со сквериком, где находились и Литературный институт, и квартиры многих писателей, собирались друзья-поэты Был там и Кириллов, Грузинов, Клычков, был прозаик Михаил Никитин, бывал и Павел Васильев, приударявший за Ниной и посвятивший ей стихи, которые начинаются такими строчками:
Опять вдвоем, Но неужели, Чужих речей вином пьяна, Ты любишь взрытые постели, Моя монгольская княжна…
Вероятно, ни одному поэту не пришло бы в голову сравнивать томную московскую красавицу с монгольской княжной» Нина – это жена Михаила Герасимова Познакомились они в 1934-м году В доме семьи Герасимовых тогда собирались многие поэты и прозаики На одном из вечеров могла состояться встреча Васильева и Грузинова Первый уже был достаточно знаменит и входил свободно в любой литературный дом, а второй как раз вернулся из Воронежа Но не всё так просто Есть ещё стихотворение Грузинова с посвящением Наталье Кончаловской, опубликованное во втором сборнике «Новых стихов», изданном Всероссийским союзом поэтов в 1927-м году
* А тот же Мариенгоф во время Великой Отечественной войны в тон разбираемым стихотворениям писал: «На скотобойне бык ревёт. / Мы, друг мой, – нет! / Мы му- жественный скот». ** Наталья Кончаловская – гражданская жена Павла Васильева, супруга детского поэта Сергея Михалкова, мать Никиты Михалкова.
Каждый день – туманно ли, светло ли – Лишь на миг один глаза смежишь, снится мне в дали далекой поле, Звезды синие качаются во ржи
Чем вокруг шумней и говорливей, Чем пронзительней машинный гул – Тем ясней мне, как в ржаном разливе Березняк по пояс затонул
И осинки, те, что помоложе, Трепеща взбираются на кручи Можжевель усатый и колючий Им во след карабкается тоже
Жаль ивняк кривой и низкорослый Ах, ему бы крылья стрекозы, Или лодочку да лёгенькие весла – Пусть бы резал золотую зыбь!
Русь моя, в просторе роковом Обречен я грезить и грустить… Вот ивняк – последнее прости – Мне кивнул зеленым рукавом
Казалось бы, что это стихотворение далеко от любовной лирики Но есть свои нюансы Во-первых, Грузинов, как и Есенин, как и поэты новокрестьянской купницы, часто обращался к фольклору, к русско- му романсу, к русской народной песне Мы знаем большое количество примеров того, как через олицетворение природы передаются человеческие чувства Особенно – любовного плана «Среди долины ровныя, на гладкой высоте» – которую поёт Кулигин в «Грозе» Александра Островского, – «Ой, цветёт калина», «Тонкая рябина», «Шумел камыш» и т д Во-вторых, строчка, с которой начинается стихотворение Грузинова, – прямая аллюзия на стихотворение Афанасия Фета – на один из ярких примеров любовной лирики:
Я полон дум, когда, закрывши вежды, Внимаю шум Младого дня и молодой надежды; Я полон дум Я все с тобой, когда рука неволи Владеет мной, – И целый день, туманно ли, светло ли, – Я все с тобой Вот месяц всплыл в своем сиянье дивном На высоты, И водомет в лобзанье непрерывном, – О, где же ты?
Таким образом, в стихотворении Грузинова можно увидеть второй план, на котором берёзки, можжевельник, ивы и особенно «осинки, те, что помоложе» читаются иначе
Влюблялись в Наталью Кончаловскую часто Павел Васильев написал довольно откровенное стихотворение с посвящением ей Вот небольшой фрагмент:
В наши окна, щурясь, смотрит лето, Только жалко – занавесок нету, Ветреных, весёлых, кружевных Как бы они весело летали В окнах приоткрытых у Натальи, В окнах незатворенных твоих!
И ещё прошеньем прибалую – Сшей ты, ради Бога, продувную Кофту с рукавом по локоток, Чтобы твоё яростное тело С ядрами грудей позолотело, Чтобы наглядеться я не мог
Я люблю телесный твой избыток, От бровей широких и сердитых До ступни, до ноготков люблю, За ночь обескрылевшие плечи, Взор и рассудительные речи,
И походку важную твою
Можно сказать, что если Васильев и не виделся с Грузиновым, то определённо читал его книги Рюрик Ивнев мог посоветовать Или Сергей Клычков Или ещё кто А помимо этого оба поэта влюблялись в одну и ту же женщину Одному хватило смелости на откровенные стихи, другому – на метафорическое описание чувства
На рубеже 1920–1930-х годов
Между делом, молодой поэт обживается в Москве Знакомится с людьми, близко знавшими Есенина Если бы Мариенгоф не уехал в Воронеж, а следом в Ленинград; если бы Шершеневич и Эрдман не были так заняты в киноиндустрии, – и с ними Васильев успел бы познакомиться С Николаем Эрдманом он мог видеться в Рязани Там он пробыл с июня 1935 года по март 1936 года: сидел в тюрьме и, учитывая, что в будущем в городе прижились его жена и дочь, не только сидел, но и в какой-то момент смог свободно передвигаться Но это домыслы Вернёмся к фактам Пока же он в Москве В столицу возвращается и Рюрик Ивнев В его дневнике появляется запись от 13 мая 1931 года: «… потом мы ездили с [Колей] и Павлом Васильевым на такси куда-то к Павелецкому вокзалу, на Малую Татарскую к каким-то “цыганкам”, но их не оказалось дома (затея была Павла Васильева) Потом пошли к Мальвине Там засиде- лись до часу ночи Павел пошёл к себе домой…» Год спустя никакие «цыганки» не помешают Васильеву на допросе в ОГПУ 4 марта 1932 года упрекнуть своего старшего товарища в нетрадиционной ориентации: «Зимой приехал во Владивосток писатель Рюрик Ивнев – остаток Мережковских салонов, изношенный в творческом
и в жизненном отношении человек Педераст Ничего этого я о нем не знал, и ослепил его московский шик, кажущаяся известность, его заманчивые загадочные рассказы о Москве, о литературной славе, о Сергее Есенине Похвалами он вскружил мне голову Гением меня новоявленным назвал, акростих написал мне» Васильев, как известно, с лёгкостью сходился с людьми и также легко мог их сдать И Ивнева сдал, и Клюева, и Клычкова, и кого толь- ко не сдал Так что удивляться нечему Наверное, можно его понять Отчасти Вот и письмо Максиму Горькому в 1934 году говорит о готовности поэта подойти на максимально близкое расстояние к действующей власти – литературной и политической, – пожертвовав знакомыми Не случайно и в нём всплывают имажинисты
«Глубокоуважаемый Алексей Максимович! Ваша статья “О литературных забавах” подняла важный и неотложный вопрос о быте писателя <…> Стыдно и позорно было бы мне, Алексей Максимович, если бы я не нашел в себе мужества сказать, что да, действительно, такое мое хулиганство на фоне героического строительства, охватившего страну, и при условии задач, которые стоят перед советской литературой, – является не “случаями в пивной”, а политическим фактором От этого хулиганства, как правильно Вы выразились, до фашизма расстояние короче воробьиного носа И плохо, если здесь главным обвинителем будет советская общественность, а не я сам Ибо ни партия, ни стра- на не потерпят, чтобы за их спиной дебоширили и компрометировали
советскую литературу отдельные распоясавшиеся писатели Не время! Мы строим не “Стойло Пегаса”, а литературу, достойную нашей великой страны И Вы, Алексей Максимович, поступили глубоко правильно, ударив по мне и по тем, кто следовал моему печальному примеру…»
Васильев использует имажинистов и их кафе, чтобы оттенить своё дебоширство: намекает, что в «Стойле Пегаса» известные на всю страну поэты дебоширили сильней, но настало время небывалого строительства новой жизни, нового государства и нового человека Не стоит думать, что имажинисты случайны в жизни Павла Васильева Годом раньше он написал стихотворение «Одна ночь», в котором появляется Есенин:
Я ненавижу сговор собачий, Торг вокруг го ловы певца Когда соловей Рязанской земли Мертвые руки Скрестил – Есенин, – Они на плечах его понесли, С ним расставались, Встав на колени Когда он, Изведавший столько мук, Свел короткие с жизнью счеты, Они стихи писали ему, Постыдные, как плевки И блевота
Так или иначе, к 1933–1934 году у Павла Васильева формируется своё чёткое представление об имажинистах: об их связях с «соловьём Рязанской земли», об их творчестве, об их бизнесе, об их дебошах и так далее Чтобы показать, что молодой поэт хорошо знает всю описываемую обстановку, можно привести фрагмент из выступления И М Гронского перед работниками Центрального государственного архива литературы и искусства в 1959 году: «Когда С А Есенин и С А Клычков приехали в Ленинград, они задумали разыграть небольшую историю, чтобы о них заговорили Они решили инсценировать самоубийство И Есенин, готовясь к этому, написал письмо к В Эрлиху, рассчитывая, что тот сразу придет в гостиницу и предотвратит самоубийство Он ведь не вешался на крюке или еще на чём-нибудь, он привязал веревку к батарее А В Эрлих, получив письмо, пришел только на следующий день Видимо, шаги по коридору показались С А Есенину шагами В Эрлиха, и он, привязанный к батарее, упал на пол Но никто не вошел к нему, и С А Есенин умер Этот факт мне рассказал Павел Васильев»* Здесь удивительно всё: и необычная версия смерти Есенина, и Павел Васильев, рассказывающий её Но самое необычное то, что Иван Гронский, заступник Васильева, печатающий его в «Новом мире» и ус- траивающий ему вечера, даже в 1959-м году верит в его байки А это значит, что придумывал их молодой поэт лихо и азартно, а материал знал с небывалой точностью, которая могла появиться в том числе и после бесед со знакомыми поэта – новокрестьянскими поэтами и имажинистами Но такие ли уж байки рассказывал Васильев? Тому, что Есенин собирался разыграть всех, можно найти и другие подтверждения Сергей Александрович заходил всё к тому же Ивану Грузинову и просил подготовить некролог Зачем и почему? – Я скроюсь, – отвечал поэт – Преданные мне люди устроят мои похороны В газетах и журналах появятся статьи Потом я явлюсь Я скроюсь на неделю, на две, чтобы журналы успели напечатать обо мне статьи А потом я явлюсь <…> Посмотрим, как они напишут обо мне! Увидим, кто друг, кто враг! Учёные до сих пор ломают голову, что же произошло в ночь с 27 на 28 декабря? Может быть, роковая случайность? Ожидался розыгрыш, а случилась трагедия…
Микросюжеты
Осталось поговорить о Мариенгофе и Шершеневиче В книге «Непохожие поэты» Захар Прилепин акцентирует внимание читателей на влиянии Мариенгофа на пролетарских поэтов А вслед за этим пишет следующее: «Жестикуляцию Мариенгофа можно обнаружить и у тех поэтов, которые традиционно относятся к есенинскому кругу, – например, у Павла Васильева» И для наглядности приводит несколько стихотворений Сначала – небольшой отрывок из «Рыбаков» (1927):
* И.М. Гронский, О крестьянских писателях... // Исторический альманах «Минув- шее», №8, С. 148.
Освещённая бледным светом, Протянувшаяся к горизонту ширь, И звёзды – золотыми монетами Рассыпанные в камыши, И луна – словно жёлтый гребень, Запутавшийся в волосах …Спит таким спокойным и древним Затаивший звонкость Зайсан
«От самого Васильева здесь только Зайсан, – комментирует При- лепин, – остальное по зёрнышку наклевал» Надо понимать, что «по зёрнышку» поэт выудил у имажинистов Далее обозначается ещё два стихотворения – «Дорогому Николаю Ивановичу Анову» (1928) и «Конь» (1932) Влияние Мариенгофа можно увидеть и в других стихотворениях Васильева Но ещё один заметный пример – «Киргизия» (1930):
Тяжелое солнце в огне и туманах, Поднявшийся ветер упрям и суров Полыни горьки, как тоска полонянок, Как песня аулов, как крик беркутов
Здесь и ассонансы («суров» – «беркутов»), и образы, и строфика Анатолия Борисовича Светлана Ивановна Гронская, дочь главреда «Нового мира», всю жизнь собирала материал о нашем герое В итоге у неё получилась целая книга – «Здесь я рассадил свои тополя»* В ней есть письмо от Г П Болотова к Е А Вяловой, жене поэта, от 7 июля 1980 года, в котором как раз описывается случай, связывающий имена Вадима Шершеневича и Павла Васильева: «Как-то приехал к нам в город известный имажинист Вадим Шершеневич Мы, конечно, слабо представляли, что он за поэт, но история с его книжкой стихов под названием “Лошадь”, которая по чьему-то недосмотру или шутливому умыслу попала в раздел специ- альных книг по коневодству, многие из нас слышали Знали мы и то, что Шершеневич одно время был близок к Есенину На занятие нашего кружка Шершеневич пришел с рукописью воспоминаний о Есенине, которая, помнится, называлась “Без розовых очков” Были ли они ког- да-нибудь опубликованы, неизвестно В них он довольно оригиналь- но, если не сказать резче, описывал историю своей дружбы и совмес- тной работы с Есениным Акцент был сделан на разные похождения фривольного характера и весьма далекие от литературы Мы слушали Шершеневича с раскрытыми ртами Еще бы, ведь перед нами выступал бывший соратник Есенина и при этом развенчивал его в пух и прах При чтении случайно присутствовал московский поэт Николай Демен- тьев, который затем выступил и так разделал бывшего имажиниста, что тот вынужден был признать, что отрывок для чтения его рукописи он выбрал явно неудачный
* «Здесь я рассадил свои тополя»: документальная повесть о Елене Вяловой и поэте Павле Васильеве. Письма (М.: Издательство «Флинта», 2005).
В ходе встречи Шершеневичу был задан вопрос, кого из ныне пишущих поэтов он считает самыми крупными Шершеневич подумал, потом назвал Пастернака, Асеева и, сославшись на чей- то авторитет для подкрепления своего мнения, – Павла Васильева Поскольку большинство присутствовавших о Васильеве не имело никакого представления, посыпались вопросы о нем: Кто он? Откуда? Чем прославился? На них Шершеневич обстоятельно ответил, и, в конце концов, сказал, что при всех богатейших задатках Васильева есть опасность, что он может сорваться Тут он напомнил статью М Горького “Литературные забавы”, критику великого пи- сателя в адрес молодого поэта Чтобы рассеять нашу тревогу, он заключил беседу заявлением о том, что, судя по последним данным, Васильев взялся за ум, свидетельством чего является превосходная поэма “Соляной бунт” и очень хорошие стихи, опубликованные в периодике» Конечно, Васильев за ум не взялся У Рюрика Ивнева есть дневниковая запись от 13 апреля 1937 года: «Рассказывают про чудовищное хулиганство ленинградского поэта Корнилова, который, уходя из ресторана, потушил папиросу о лоб швейцара Ему долго прощали многое, но этот гнусный поступок переполнил чашу терпения» Наверное, схожие чувства Ивнев испытывал и по отношению к нашему герою До него не могли не дойти слухи о яичнице на голове Сергея Васильева, об эпиграммах Павла Васильева, о скандале с Эфросом, о драках в ресторанах и так далее Не зря же Ивнев писал про катастрофически гибельное поведение молодого поэта:
Я вижу Павлика Васильева, С его улыбкой ослепительной, С катастрофическою гибелью Таланта юного сказителя… 265
Литпроцесс
Елена КРЮКОВА
Родилась в Самаре Окончила Московскую государственную консерва- торию (фортепиано, орган) и Литературный институт им Горького (семи- нар А Жигулина, поэзия) Поэт, прозаик Публикуется в литературно-художественных журналах Автор книг стихов и прозы, куратор и автор художественных проектов в России и за рубежом Лауреат премии им М И Цветаевой (2010), Кубка мира по русской поэзии (2012), премий журнала «Нева» за лучший роман года («Врата смерти», 2012), им Горького («Серафим», 2014), им И Гон- чарова («Беллона», 2015) Член Союза писателей России Живет в Нижнем Новгороде
ПОПЫТКА ВОСКРЕШЕНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.53.201 (0.018 с.) |