Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Является ли в следующих парах второе суждение следствием первого?

Поиск

А) Всякое лекарство - яд. Некоторые сильнодействующие яды являются сильнодействующими лекарствами.

Б) Не все то золото, что блестит. Некоторые блестящие вещества - золотые.

В) Некоторые государства являются федеративными. Некоторые государства не являются нефедеративными.

Г) Кто спрятал вещь, знает, где ее найти, следовательно, тот, кто знает, где найти эту вещь, сам её спрятал.

Д) Вы не совсем правы. Вы совсем не правы.

6. Сделайте выводы на основе логического квадрата из следующих суждений:

А) Истинно, что все мои соседи уехали на юг.

Б) Истинно, что ничто не остается неизменным.
В) Истинно, что многие страницы произведений Н. В. Гоголя полны горечи.

Г) Истинно, что письменность некоторых народов не имеет алфавита.

Д) Ложно, что все бактерии вредны.

7. Найдите термины, определите фигуру и модус, проверьте, правильно ли построены силлогизмы:

А) Истинное суждение правильно отражает объективную реальность. Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, она представляет из себя истинное суждение.

Б) Не может быть неряшливо одетого курсанта. Этот человек одет неряшливо. Следовательно, этот человек не курсант.

В) Некоторые люди обладают способностью к быстрому и точному счету. Некоторые люди - математики. Следовательно, некоторые математики обладают способностью к быстрому и точному счету.

Г) Доказательство, полученное с нарушением закона, не имеет юридической силы. Данное доказательство не имеет юридической силы, значит, оно получено с нарушением закона.

Д) Разве это друг? Друг никогда не покинет в беде, а он меня покинул в трудную минуту.

8. На основе данных терминов постройте правильные силлогизмы:

А) Преступление, кража, наказуемое деяние. Б) Металл, твердый, ртуть.

В) Демократы, писатель, свободолюбие. Г) Лихачество, героизм, гражданин.

Д) Отпечатки пальцев, место преступления, Иванов.

9. Запишите в символической форме, установите вид, модус и правильность следующих силлогизмов:

А) Человек не мог бы успешно ориентироваться и действовать в той среде, в которой он живет, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного представления об этой среде. Как известно, человек успешно ориентируется и действует. Следовательно, его ощущения дают ему объективно-правильное представление о среде, в которой он живет.

Б) Лев Толстой не обнаружил бы всю мощь своего обличающего таланта на царизм и господствующий строй, если бы он был выразителем интересов крепостников. Но Лев Толстой жестоко обличал царизм и весь господствующий строй. Следовательно, он не был выразителем интересов крепостников.

В) Если вокруг огнестрельной раны имеются следы внедрения пороха, значит, выстрел был близкий. В данном случае выстрел был дальний, ибо вокруг раны на теле нет следов внедрения пороха.

Г) Либо люди всегда существовали, либо они произошли от других животных, либо их когда-то не было, но потом они возникли сразу, так сказать, из ничего. Данные науки и практики человечества доказывают, что из ничего ничто не возникает, что нет на свете ничего вечного. Отсюда следует с необходимостью, что люди произошли от животных.

Д) Растения бывают светолюбивыми или влаголюбивыми, или теплолюбивыми. Данное растение светолюбивое. Следовательно, оно не является влаголюбивым и теплолюбивым.

10. Постройте условно-категорические силлогизмы на основе следующих русских пословиц:

А) Бояться несчастья – и счастья не видать.

Б) Поживешь счастливо, паши не лениво.

В) Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь.

Г) Не то беда, коли на двор взошла, а то беда, как со двора-то нейдет.

Д) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

11. Приведите примеры утверждающего и отрицающего модусов условно-категорического силлогизма. Запишите их в символической форме.

12. Приведите примеры утверждающе-отрицающего и отрицающе-утверждающего модусов разделительно-категориче-ского силлогизма. Запишите их в символической форме.

13. Напишите формулу следующего силлогизма, придумайте аналогичный силлогизм:

Если я выстрелю, то могу попасть в сына, а если я сейчас не выстрелю, то волчица утащит ребенка в свое логово. Я могу сейчас выстрелить или не стрелять. Следовательно, я могу попасть в сына или волчица утащит ребенка в свое логово (Ч. Айтматов. Плаха).

14. Придумайте примеры конструктивной и деструктивной дилеммы. Запишите их в символической форме.

15. Определите вид и запишите в символической форме следующие полисиллогизмы:

А) Все позвоночные – животные; все тигры – позвоночные; все тигры – животные; все животные – организмы; следовательно, все тигры – организмы.

Б) Ни один, способный к самопожертвованию, не эгоист; все великодушные люди способны к самопожертвованию; ни один великодушный – не эгоист; все трусы – эгоисты; следовательно, ни один трус не великодушен.

В) Все, что способствует прогрессу человечества, необходимо; образование способствует прогрессу общества; образование необходимо; профессиональное образование – вид образования; следовательно, профессиональное образование необходимо.

Г) Все пчелы – насекомые; все насекомые – животные; все пчелы – животные; все животные размножаются; следовательно, все пчелы размножаются.

16. Постройте правильные полисиллогизмы на основе следующих терминов:

А) Преступление, наказуемое деяние, кража, Иванов.

Б) Юридический закон, закон о труде, гражданин России, Петров.

В) Научное объяснение, теория, теория происхождения государства, теория общественного договора.

Г) Должностное преступление, халатность, ненадлежащее выполнение обязанностей, судья.

Д) Правильное действие, ошибка, силлогизм, вывод из неопределенных по количеству суждений.

17. Восстановите следующие энтимемы, проверьте их правильность:

А) Географическое название надо писать с большой буквы, так как имена собственные пишутся с большой буквы.

Б) “Чины людьми даются, а люди могут обмануться” (А. С. Грибоедов).

В) “Мы социалисты. Это значит, что мы враги частной собственности” (М. Горький).

Г) Мыслю, следовательно, существую (Р. Декарт).

Д) Религия основана на вере, значит, она - не наука.

Занятие восьмое



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.006 с.)