Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Какого цвета и какой марки был автомобиль, на котором скрылись преступники.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
9. Известно, что курсант Иванов уехал в один из трёх городов – в Одессу, в Петербург или в Вологду. В какой город уехал курсант Иванов, если из двух сообщений: “Курсант Иванов в Петербурге” и “Курсант Иванов не в Вологде” только одно является истинным? 10. Курсант Петров прибыл на зачёт по логике. Он знает, что в одном из трех оставшихся на профессорском столе билетов находится вопрос о категорическом силлогизме, единственный вопрос, ответ на который Петров знает. Петров пытается выведать у товарищей, в каком билете содержится необходимый ему вопрос. Первый из опрошенных сказал: “Тебе не нужен первый билет. Тебе не нужен и второй”. Другой сказал: “Тебе нужен третий. Нет, тебе нужен первый”. Последний ответил: “Тебе не нужен третий. Тебе нужен первый”. Какой билет надо взять Петрову, если известно, что один из его товарищей дважды ошибся, другой дважды сказал правду, а третий раз ошибся и раз сказал правду? Занятие второе Основные законы логики 1. Признаки логичного мышления. Виды алогичного мышления. 2. Закон тождества. 3. Закон непротиворечия. 4. Закон исключенного третьего. 5. Закон достаточного основания.
Основные понятия Логичное. Алогичное. Софизм. Паралогизм. Логический закон. Явное противоречие. Скрытое противоречие. Контактное противоречие. Дистантное противоречие. Текстуальное противоречие. Контекстуальное противоречие. Абсурд. Основание. Необходимое основание. Достаточное основание. Неполнота оснований. Чрезмерное основание. Самоубийственный довод.
Темы докладов и рефератов 1. Как логические законы применяются при квалификации преступлений? 2. Каково значение закона тождества в правовом законодательстве? 3. Каково значение закона непротиворечия для судебно-следственной практики? 4. Как применяется закон исключенного третьего в следственной практике? 5. Каково значение закона достаточного основания для судебно-следственной практики? 6. Ограничено ли действие закона исключенного третьего?
Литература основная Блажевич Н.В. Логика: Курс лекций для юристов. Тюмень, 2005. Т.2. Блажевич Н.В. Логика в следственной практике. Ч.1. Тюмень, 2002. Гл.2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2009. Гл.3. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл.6. Литература дополнительная Ивин А. А. По законам логики. М., 1983. Наумов А. В., Новиченко А. С. Законы логики при квалификации преступлений. М., 1978. Орлов Ю. К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. М., 2000. Савицкий В. М. Язык процессуального закона. М., 1987. Свинцов В. И. Смысловой анализ и обработка текста. М., 1979. Хаваш Т. И. Так - логично! М., 1983. Черданцев А. Ф. Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике. Екатеринбург, 1993.
Методические рекомендации
При изучении первого вопроса нужно обратить внимание на то, что логическая правильность – необходимое условие продуктивной юридической деятельности. Сегодня выделяют четыре атрибута логически правильного мышления: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Атрибуты логичного мышления взаимосвязаны, предполагают и дополняют друг друга. Логичное мышление – это определенное, непротиворечивое, последовательное и обоснованное мышление. Логическая несуразность характеризуется отсутствием таковых качеств. Неясное, противоречивое, непоследовательное или бездоказательное мышление – это алогичное мышление. Следует учитывать, что алогичное мышление бывает двух видов: преднамеренным или непреднамеренным. К преднамеренной логической неправильности относятся уловки и обман, а к непреднамеренной - ошибки. Древние греки называли уловки в мышлении софизмами, а ошибки - паралогизмами. Атрибуты правильного мышления находят выражение в основных законах логики. Можно утверждать, что в законах и других правилах мышления конкретизируется, развертывается представление о правильном мышлении. Основные законы логики носят универсальный характер – лежат в основе любых форм, приемов и мыслительных приемов. При рассмотрении второго вопроса следует обратить внимание на то, что в законе тождества выражается фундаментальное свойство правильного мышления, его определенность. Любая мысль должна быть определенной и устойчивой. Это одно из необходимых условий истинности мысли. Закон тождества имеет различные аспекты: семантический, синтаксический и прагматический. В семантическом аспекте закон тождества можно сформулировать так: «Всякая мысль должна соответствовать своему предмету». В синтаксическом аспекте: «Любая мысль сколько бы раз она не повторялась должна оставаться одной и той же». Множество формулировок закона тождества объясняется наличием прагматического аспекта. Закон тождества переформулируется в правилах соразмерности определений и делений, в правилах построения категорического силлогизма, в правилах ясности и неизменности тезиса, в требовании соответствия ответа вопросу и т.д. Отсутствие условия тождества можно свести к двум крайним случаям: 1) когда не отождествляется то, что должно быть тождественно; 2) когда отождествляется то, что нетождественно. К типичным ошибкам и уловкам, которые выявляются с помощью закона тождества, относятся следующие: амфиболия (двусмысленность, т.е. употребление одного и того же слова в разных смыслах), отождествление близких по звучанию слов, смешение понятий, путаница в понятиях, подмена одного понятия другим, ответ не на вопрос, частичный ответ, отождествление буквального и фигурального, подмена тезиса и т.п. С законом тождества непосредственно связан закон непротиворечия. Можно утверждать, что закон тождества является логическим основанием закона непротиворечия. Закон непротиворечия имеет и собственный смысл. Смысл закона непротиворечия также можно трактовать в семантическом, синтаксическом и прагматическом аспектах. В семантическом аспекте закон непротиворечия гласит, что если предмет существует, то он не может в то же время не существовать, он не может вместе обладать тем или иным качественно определенным свойством и не обладать им, находиться в том или ином отношении с другими предметами и не находиться в этом отношении. В синтаксическом аспекте закон непротиворечия требует, чтобы в любом рассуждении мысли были совместимы, связны, непротиворечивы. Следует учитывать и прагматический аспект закона. В связи с этим неправомерно связывать закон непротиворечия только с суждением. Действие закона распространяется на все виды мышления (понятия, суждения, умозаключения, вопросы, ответы, гипотезы, теории и т.д.). Логическая несовместимость – изъян, недостаток, свидетельство непоследовательности мышления. Мощным средством опровержения является обнаружение логической несовместимости в рассуждениях. Противоположные и противоречащие мысли несовместимы в одном и том же отношении, они исключают друг друга в этом отношении. Логическая несовместимость, противоречия могут быть явными и неявными, контактными и дистантными, текстуальными и контекстуальными. Готовясь к ответу на четвертый вопрос, следует различить классическую и неклассическую трактовку закона исключенного третьего. Классическая трактовка закона исключенного третьего действует в тех случаях, когда мысли противоречат друг другу. Из двух противоречащих мыслей одна истинна другая ложна, третьего не дано. Классическая трактовка является логическим основанием построения двузначной логики. Многозначные логики строятся на основе расширительной трактовки закона исключенного третьего, когда предполагается, что четвертого, пятого, шестого и др. не дано. В расширительной трактовке рассматриваются три или более альтернативы, а в классической – только две. Нетрудно показать, что между трактовками закона нет противоречия: любое множество альтернатив можно рассматривать как результат дихотомического деления. Значение закона исключенного третьего огромно для юридической теории и практики. Он является логическим основанием косвенной аргументации. Различные трактовки закона определяют наличие двух видов косвенной аргументации: аргументации от противного и разделительной аргументации. При подготовке к ответу на последний вопрос, следует обратить внимание на то, что закон достаточного основания утверждает, что любая истинная мысль имеет свое достаточное логическое основание. Ее основание в тех исходных предпосылках, из которых она следует, и в той логической правильности, благодаря которой она следует из предпосылок. Из закона достаточного основания следует, что истина может быть доказана. При этом важно понять, что доказать можно только то, что объективно истинно, а опровергнуть – то, что объективно ложно. Нельзя доказать, что хочешь. Невозможно ложь превратить в истину, а истину в ложь. Ложь не может иметь достаточного основания. Закон достаточного основания позволяет выделить такие типичные ошибки, как неполнота оснований и «чрезмерное доказательство». Неполнота оснований имеет место, если называется не необходимое или необходимое, но недостаточное. «Чрезмерное доказательство» проявляется либо как лишний довод, либо как «самоубийственный довод». Закон достаточного основания, как и законы непротиворечия и исключенного третьего, имеет логическое основание в законе тождества. Достаточны те основания, которые могут быть отождествлены со следствием. На практике для определения достаточности основания пользуются принципом: основание А считают достаточным для следствия В, если В следует из А и, наоборот, А следует из В. Упражнения 1. Соответствуют ли логическим законам высказывания: Федор Федорович очень гордился этой операцией. В комнате стояла одна кровать. Генерал своим корпусом преградил ему дорогу. Утром все получили новые наряды. Магазин оказался пустым. 2. Составьте логичные и алогичные предложения, используя следующие слова: Аудитория. Дисциплина. Аппарат. Нота. Среда. Спутник. Мина. 3. Найдите тождественные слова для следующих: Пионер. Изваяние. Буря. Коллега. Свобода. 4. Найдите тождественные фразеологизмы для следующих: Нерадивый ученик. Задать жару. Ну и крепко спит. Очень худой. До мозга костей. 5. Каковы логические ошибки в диалогах: А) - Какое сегодня число? - Понедельник. Б) На уроке литературы ученик затрудняется проанализировать абзац произведения. Учитель советует: - Читай между строк! Ученик: - Да здесь же ничего не написано! 6. Содержат ли противоречия следующие словосочетания? Тупое острие. Нечаянная кража. Черная дыра. Маленький микрорайон. Горные равнины. Неумышленный грабёж. Глупая мудрость. Материальная истина. Сентиментальная барышня бальзаковского возраста. 7. Подберите противоречивые мысли для следующих: Любопытство. Ураган. Вера. Проказы. Деловой человек. 8. Имеются ли достаточные логические основания для выводов? Он болен, так как бледен. Он покраснел, значит, виноват. Этот роман плохой: он мне не понравился. Николаев - несильный шахматист, следовательно, он не знает теории шахматной игры. Этот предмет тонет в воде, значит, он металлический. 9. Найдите достаточные основания для утверждения: А) Этот человек – курсант. Б) Этот человек – юрист. В) Это университет. Г) Эта учебная дисциплина интересная. 10. Какие логические законы выражают афоризмы: Всякая сосна в своем бору шумит. Два медведя в одной берлоге не живут. Из пушки по воробьям не стреляют. За двумя зайцами погонишься - и одного не поймаешь. Не всякое лыко в строку.
Занятие третье Виды понятий 1. Сущность понятия, его логическая структура. 2. Содержание и объём понятия, их связь. 3. Виды понятий (общие, единичные, нулевые; регистрирующие и нерегистрирующие; конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; о предмете, свойстве, отношении). 4. Виды отношений между понятиями и изображение их с помощью кругов Эйлера. Основные понятия Предмет мысли. Класс предметов. Признак класса. Понятие. Содержание понятия. Объём понятия. Общее понятие. Единичное понятие. Нулевое понятие. Конкретное понятие. Абстрактное понятие. Положительное понятие. Отрицательное понятие. Сравнимые понятия. Совместимые понятия. Несовместимые понятия. Тождественные понятия. Подчиненные понятия. Родовые понятия. Видовые понятия. Пересекающиеся понятия. Соподчиненные понятия. Противоречивые понятия. Противоположные понятия.
Темы докладов и рефератов 1. Могут ли существовать понятия без слов? 2. Как происходит становление понятийной формы мышления? 3. В чем особенность правовых понятий? 4. Каково значение закона связи объема и содержания понятия для юридической науки и практики? 5. Каковы принципы субординации и координации правовых понятий? Литература основная Блажевич Н.В. Логика: Курс лекций для юристов. Тюмень, 2005. Т.3. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2009. Гл.6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл.2. Литература дополнительная Арсеньев А. С. Анализ развивающегося понятия. М., 1967. Войшвилло Е. К. Понятие. Логико-гносеологический анализ. М., 1989. Готт В. С., Землянский Ф. Н. Диалектика развития понятийной формы мышления. М., 1981. Жеребкин В. Е. Логический анализ понятий права. Киев, 1976. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. М., 1987. Чупахин И. Я. Методологические проблемы теории понятия. М., 1973. Методические рекомендации
Понятие является элементарной формой мышления. Все другие формы мысли складываются из понятий. Так, суждение – это связь двух или более понятий. Умозаключение, гипотеза и теория также разбиваются на понятия. Понятие имеет план выражения и план содержания. Простейшим способом выражения понятия является слово или словосочетание. Разумеется, развертывается выражение понятия в тесте. Например, слово «клевета» обозначает понятие о клевете, но и текст статьи о клевете также выражает это понятие. В искусственных языках для выражения понятий используются символы и специальные слова – термины. В логике план выражения понятия называют именем. Имя выделяет предмет из внешнего разнообразия и называет его. План содержания – вторая сторона понятия. План содержания складывается из значения и смысла имени. Значение – это предмет мысли, а смысл – его отличительное свойство, признак. В качестве предмета мысли может выступать как реальный предмет, так и вымышленный. Поэтому различают непустые и пустые имена. Все предметы существуют как отдельные. Каждый предмет имеет единичные и общие качества. На основе наличия у предметов общих качеств происходит образование классов. Класс составляют однородные предметы. Если мы можем назвать признак, который выделяет класс предметов среди других, то мы имеем понятие об этом классе. Заметим, что понятие – это мысль, а не имя и не предмет. Понятие есть смысл имени и предмета. Приступая к изучению второго вопроса, следует уяснить, что в логике для анализа понятия используются термины «объем понятия» и «содержание понятия». Объемом понятия называют класс предметов, который выделяется, представляется и называется именем. Содержание понятия – совокупность признаков, которыми обладает класс мыслимых предметов. Так, в объем понятия «студент» включаются все студенты, которые ныне существуют, которые были и будут. Содержание понятия «студент» составляют признаки, выделяющие и отличающие студента. Существенное свойство студента выражает его имя – учащийся, самостоятельно приобретающий знания. Объем и содержание понятия взаимосвязаны. По содержанию понятия можно установить его объем. И наоборот, по объему определить содержание понятия. Изменение объема (или содержания) понятия вызывает изменение в его содержании (в объеме). В логике установлен закон, который выражает количественное отношение между содержанием и объемом понятия при их изменении. Он получил название закона обратногоотношения содержания и объема понятия. В законе утверждается, что с увеличением объема понятия уменьшается его содержание. Так, переходя от понятия о грабеже к понятию о преступлении, мы увеличиваем его объем, но уменьшаем содержание. В содержании понятия о грабеже имеются признаки преступления и еще особые. Класс же мыслимых предметов, обозначаемых словом «грабеж», уже, чем класс преступлений. Третий вопрос ориентирует на то, что при работе с понятием важно осознавать их вид. При различении понятий необходимо учитывать как их внутреннюю, так и внешнюю структуру. Избирая в качестве основания то, что обозначает имя, выделяют пустые и непустые, простые и составные имена. Так, понятие о необходимой обороне выражается непустым и составным именем, а понятие о русалочке – пустым и простым именем. Рассматривая объем понятия, обнаруживаем, что он может состоять из многих реальных предметов или единственного. Такие понятия называют общими и единичными. Если класс не содержит в себе реальных предметов, то понятие о нем является нулевым (или пустым). По этому же основанию выделяются всеобщие (универсальные) понятия. В них отражаются признаки, которые принадлежат любому предмету действительности. Объем таких понятий называют универсумом. Например, понятие о планете – общее, о Байкале – единичное, а понятие о круглом квадрате – нулевое. Общие понятия принято делить на регистрирующие и нерегистрирующие. Элементы объема регистрирующего понятия подвергаются учету и могут быть сосчитаны. У нерегистрирующих понятий это сделать невозможно. По содержанию понятия также делятся на несколько групп. Выделяются понятия о предметах, свойствах и отношениях. Понятия о предметах иначе называют конкретными, а понятия о свойствах и отношениях – абстрактными. В конкретных понятиях предмет воспроизводится в целом, а в абстрактных – сторона, свойство отношение к другим предметам. Так, имена «государство», «преступление», «гражданин» выражают конкретные понятия, а имена «европейское», «умышленное», «высокий» – абстрактные понятия. Различают относительные и безотносительные понятия. В последних воспроизводятся предметы, признаки которых не содержат прямых указаний на какие-либо отношения с другими предметами. Например, имена «левый», «правовой», «умышленный» обозначают соотносительные понятия, а имена «государство», «Государственная Дума», «документ» – безотносительные понятия. Также по содержанию понятия делят на положительные и отрицательные. К положительным относятся те понятия, в которых мыслится либо сам предмет, наделенный свойствами и отношениями, либо свойства и отношения принадлежащие предмету. В отрицательных понятиях фиксируется либо сам предмет, с отсутствующими свойствами и отношениями, либо свойства и отношения непринадлежащие предмету. Отрицательные понятия обозначаются словами, в которых к корню добавляются приставки «не», «а», «анти», «ре», «диз», «без» и т.п. Например, положительными будут понятия о грабеже, гармонии, благе, а отрицательными - понятия о негражданине, дизгармонии, алогизме. При подготовке к последнему вопросу следует учитывать, что отношения между понятиями могут быть простыми (когда сопоставляются два понятия) и сложными (когда речь идет о трех или более понятиях). Сложные отношения разбиваются на простые. Любые два понятия могут быть отнесены либо к сравнимым, либо несравнимым. Последние не имеют общего ни в объеме, ни в содержании. Сравнимые понятия имеют общие элементы в объеме или в содержании. Так, понятия «грабеж» и «кража» являются сравнимыми, ибо имеют общее в содержании (и то, и другое – хищения). Понятия «Луна» и «собака» не имеют общего в объеме и в содержании, значит относятся к несравнимым понятиям. Конечно, граница между сравнимыми и несравнимыми понятиями условна. Луна и собака, например, могут рассматриваться как системные объекты или виды материального. Сравнимые понятия бывают двух видов: совместимые и несовместимые. Если объемы понятий совпадают полностью или частично, то это будут совместимые понятия; если же объемы не совпадают, а общее есть лишь в содержании, то это будут несовместимые понятия. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность (или тождественность); 2) пересечение; 3) отношение подчинения (или субординации). Выделяют три вида отношений несовместимости: 1) отношение соподчинения (или координации); 2) противоречия (или контрадикторности); 3) противоположности (или контрарности). В идеале для любого понятия можно подобрать тождественное (оно может выражаться не обязательно синонимом, а словосочетанием). Если объемы тождественных понятий представить в виде кругов Эйлера, то это будет один и тот же круг. Например, понятию «преступление» тождественно понятие «уголовное правонарушение», а понятие «юрист» – понятию «правовед». Отношение пересечения возникает между понятиями, если у них в объемах есть общие элементы и есть несовпадающие. Например, понятия об юристе и милиционере пересекаются. Такое же отношение складывается между понятиями о ноже и холодном оружии. Объемы таких понятий представляются пересекающимися кругами. Отношение подчинения имеет место между понятиями, когда все элементы объема одного понятия являются элементами объема другого понятия. Один круг в другом. Примером субординации будет отношение понятий о преступлении и правонарушении. На субординацию можно посмотреть по-другому, увидеть в ней отношение вида и рода. Так, преступление – вид правонарушения, а правонарушение – родовое понятие для преступления. Отношение соподчинения возникает между видовыми понятиями. Оно с помощью кругов Эйлера изображается так: в один большой круг вписываются два меньших непересекающихся круга. Например, классы грабежей и разбоев являются подмножествами класса преступлений. Отношение противоположности характеризует отношение полярных видов. Например, отношение между понятиями об унитарном государстве и конфедерации – это отношение противоположностей. Изображается большой круг и в нем выделяются диаметрально противоположные части («глаза стрекозы»). Между противоположными понятиями есть нечто третье (серединное). Отношение противоречия имеет место между видовыми понятиями, сумма объемов которых исчерпывает весь объем родового понятия. Между контрадикторными понятиями нет третьего. Круг делится на две части. Например, если взять отношение между понятиями о монархии и республике, то их объемы составляют целое – понятие о «государстве». Упражнения 1. Определите объём и содержание понятий о квадрате, острове, четном числе, краже, материи, Байкале, учебнике, аспиранте, милиционере, гармонии, деструктивном поведении. 2. Какие из следующих понятий являются общими, единичными, нулевыми? Преступное деяние. Тюменская область. Национальная организация. Организация Объединенных Наций. Правовая норма. Декабрист. 3. Определите виды понятий о созвездии, космонавте, вечном двигателе, Аристотеле, конституции, героизме, музее, Тюмени, курсанте, преступлении, мужестве, причине, нечетном числе, грабеже. 4. Правильно ли дана логическая характеристика следующим понятиям: а) стол - общее, нерегистрирующее, положительное, конкретное; б) слава Пушкина - единичное, нерегистрирующее, положительное, абстрактное; в) кремль - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное; г) Отечественная война 1812 года - единичное, регистрирующее, положительное, конкретное; д) неопределённость - общее, регистрирующее, отрицательное, абстрактное. 5. Определите с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями о писателе и ученом; о художественной литературе, искусстве, архитектуре; о Луне, искусственном спутнике, спутнике, спутнике Земли; о хищении, краже, преступлении; о противоправном и аморальном; о втором и другом; о последнем и заключительном; об обмане, надувательстве, мошенничестве, подделке, подлоге, притворстве, лукавстве, хитрости, мистификации. 6. Проверьте, правильно ли установлены в следующих примерах отношения между понятиями, изобразите эти отношения круговыми схемами: а) безусловный рефлекс и рефлекс - соподчинение; б) футболист, баскетболист и волейболист - пересечение; в) щедрый и скупой - противоречие; г) изобретатель и солдат - несовместимость; д) умный и делающий ошибки - противоположность 7. Подберите понятия, отношения между которыми соответствовали бы схеме: а) б) А С А В С В
А в) А г) В В Д С С
8. Подберите понятия, тождественные данным: Квадрат. Конституция. Изваяние. Рука. Окружность. Полдень. Адвокат. Озеро. Завод. Комедия. Рекордсмен. Апелляция. Первопроходец. 9. К данным понятиям подберите подчиненные и соподчиненные понятия: Повесть. Форма правления. Улика. Награда. Писатель. Биржа. Менеджер. Реклама. Политический режим. Игра. Сделка. Хищение. Смычковый инструмент. Афиша. 10. Укажите понятия, противоположные и противоречивые данным: Страдание. Парадоксальность. Блаженство. Честность. Святость. Благодушие. Гедонизм. Поддержка. Братство. Прихоть. Каприз. Упрямство. Серьезность. Единственное. Изящество. Мажорный. Абстрактный. Пигмей. Занятие четвертое Действия с понятиями 1. Обобщение и ограничение понятий. Категории науки. 2. Определение понятий, его виды и правила. 3. Деление понятий, виды и правила. Основные понятия Обобщение. Ограничение. Категория. Определение. Номинальное определение. Реальное определение. Явное определение. Неявное определение. Актуальное определение. Генетическое определение. Контекстуальное определение. Остенсивное определение. Сравнение. Описание. Характеристика. Деление. Основание деления. Дихотомия. Классификация.
Темы докладов и рефератов 1. Каково место обобщения в правовом познании? 2. Какие определения используются в законотворчестве? 3. Какое место занимают метафорические определения в юриспруденции? 4. Какова роль классификации в квалификации преступления? Литература основная Блажевич Н.В. Логика: Курс лекций для юристов. Тюмень, 2005. Т.3. Блажевич Н.В. Логика в следственной практике. Ч.1. Тюмень, 2002. Гл.3. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. М., 2009. Гл.6 и 7. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. Гл.3. Литература дополнительная Горский Д. П. Определение. М., 1974. Горский Д. П. Обобщение и познание. М., 1985. Корнел Попа. Теория определения. М., 1976. Попов Н. П. Определение понятий. Л., 1964. Пузиков П. Д. Понятия и их определения. Минск, 1971.
Методические рекомендации
Изучающий первый вопрос должен понять, что обобщение и ограничение – это простейшие логические операции с понятиями. По выполняемым действиям они противоположны. Так, в процессе обобщения увеличивают объем исходного понятия, а в процессе ограничения уменьшают. Если учитывать закон связи объема и содержания понятия, то обобщение ведет к уменьшению содержания, а ограничение к увеличению содержания. Графически обобщение и ограничение представляются в виде концентрических кругов Эйлера. При обобщении внутренний круг – обобщаемое понятие, а внешний круг – обобщающее понятие. При ограничении внешний круг – ограничиваемое понятие, а внутренний круг – ограничивающее понятие. Обобщение и ограничение можно производить многократно. Тогда выстраиваются обобщающие и ограничивающие ряды. Завершают обобщающие ряды категории, а ограничивающие – единичные понятия. Сегодня выделяют три типа категорий. Наряду с философскими, называют общенаучные и частнонаучные категории. Это предельно общие понятия, продукты обобщения в определенных областях исследования. Обобщение и ограничение не дают точных представлений об объеме и содержании понятия. Точные границы объема и содержания понятия постигаются с помощью специальных логических действий – определения и деления. При этом надо помнить, что обобщение и ограничение являются основой определения и деления. Готовясь ко второму вопросу, следует помнить, что определение – это логическое действие, цель которого состоит в том, чтобы раскрыть содержание понятия, т.е указать отличительные признаки класса мыслимых предметов. При этом необходимо обратить внимание на то, что существуют разные способы построения определений. Так, выделяют реальные и номинальные дефиниции. При реальном (с лат. настоящий, действительный) определении идут от исследования предмета к имени, а в номинальных (с лат. относящийся к имени) – от имени к предмету. Реальные определения бывают двух видов: явные и неявные. В явных определениях прямо называются отличительные признаки предмета мысли. В неявных определениях называются предпосылки и условия существования предмета мысли, которые опосредствованно дают представления о его сущности. В свою очередь явные определения строятся двумя способами: 1) указывается причина происхождения предмета – генетическое определение; 2) указывается точное место предмета мысли среди ближайшего окружения – актуальное определение. Примером генетического определения является нахождение состава преступления. Формула актуального определения была открыта еще в античности. Чтобы дать актуальное определение, надо: 1) найти ближайшее родовое понятие для определяемого понятия; 2) указать отличительный признак. Формула выглядит так: А = Вс, где А – определяемое понятие (дефиниендум), Вс – определяющее понятие (дефиниенс), В – ближайшее родовое понятие, с – отличительный признак. Например, в определении «Кража – это тайное хищение» определяемым понятием будет «кража», а определяющим – «тайное хищение». При этом используется ближайшее родовое понятие – «хищение» и отличительный признак – «тайное». Среди актуальных определений выделяют субстанциальные (в них стремятся раскрыть сущность, качество предмета мысли), функциональные (в них раскрывается назначение предмета мысли, его роль) и структурные (в них представляются элементы предмета мысли). Иногда выделенные аспекты сочетаются и строятся структурно-функциональные, структурно-субстанциальные, функционально-субстанциальные и т.п. определения. К наиболее распространенным способам неявных определений относятся контекстуальные и остенсивные, сравнение и различение, описание и характеристика, определение через перечисление предметов мысли. В контекстуальных определениях стремятся раскрыть содержание определяемого понятия через другие понятия, входящие в один текст с определяемым понятием. При остенсивном (с лат. показывать) определении демонстрируется предмет мысли. Частным случаем остенсивного определения является обращение к примеру. Так, многие концепты теории государства и права раскрываются при изучении истории государства и права. Когда обращаются к сравнению, то избирают известный предмет, а затем выделяют сходные признаки известного предмета с определяемым. При различении показывается отличие определяемого предмета от наиболее сходного и известного предмета. Разновидностями сравнения и различения являются метафорические определения и определения черезпротивоположность. Так, широко известна метафора: «Право – воля господствующей группы людей, возведенная в закон». Примером определения через противоположность будет утверждение: «Диктатура – это отсутствие демократии». Описание и характеристика – взаимно дополняющие способы определения. При описании указываются внешние признаки предмета мысли, а при характеристике – внутренние, наиболее выдающиеся признаки предмета мысли. Так, точное описание места преступления позволяет правильно квалифицировать преступление, а точная характеристика обвиняемого может решить дело в суде. В традиционной логике разрабатываются каноны построения того или иного вида определения. Так, различают требования, предъявляемые к явным и неявным определениям. Рассмотрим правила построения актуального определения. Правило соразмерности. Определение должно быть соразмерным: ни слишком широким, но и ни слишком узким. В этом требовании идет речь о взаимной заменимости определяемого и определяющего понятий. Это правило позволяет выделять и исключать такие ошибки, как «слишком широкоеопределение», «слишком узкоеопределение», «пересечение определяемого и определяющего понятий», «несовместимости определяемого и определяющего понятий». Например, в определении «Кража – тайное хищение денег» допускается ошибка «слишком узкого определения», а в определении «Грабеж – это особо вредная кража» – определяемое и определяющие понятия соподчинены. Правило запрета порочного круга. Определение не должно содержать в себе круга, т.е. термин, обозначающий определяющее понятие, не может быть введен ранее или разъясняться за счет определяемого термина. Это правило позволяет выделять и устранять такие ошибки, как «тавтология» и «круг в определении». Правило ясности. Определение должно быть ясным. Это правило позволяет выделять и исключать такие типичные ошибки, как «определение через неизвестное», «безадресное определение», «невписанность в познавательную ситуацию», «несоответствиелитературным нормам», «подменаопределения метафорой», «громоздкое определение». Правило запрета отрицательного определения. Определение должно указывать на то, что представляет определяемый предмет, а
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.016 с.) |