Международная практика защиты информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международная практика защиты информации



В настоящее время сложилась общепринятая международная практика (best practice) обеспечения режима информационной безопасности. Здесь и далее под информационной безопасностью (ИБ) понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных и преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, приводящих к нанесению ущерба владельцам и пользователям информации, а также поддерживающей инфраструктуре в целом.

При обеспечении режима ИБ достаточно важное место отводится задачам анализа информационных рисков компании и управления ими. Действительно, в на- различных представителей отечественного бизнеса. Рассмотрим подробнее работы по обеспечению режима ИБ и покажем роль и место задач анализа и управления рисками.

Вне зависимости от размеров организации и специфики ее информационной системы работы по обеспечению режима ИБ обычно состоят из следующих этапов (рис. 1.2):

· выработка политики безопасности;

· определение сферы (границ) системы управления информационной безопасностью и конкретизация целей ее создания;

· оценка рисков;

· выбор контрмер, обеспечивающих режим ИБ;

· управление рисками;

· аудит системы управления ИБ.

 

Ниже представлен развернутый комментарий для каждого из перечисленных этапов.

Как правило, определение политики безопасности сводится к ряду практических этапов.

Этап 1. Выбор национальных и международных руководящих документов и стандартов в области ИБ и формулирование на их базе основных требований и положений политики ИБ компании, включая:

· управление доступом к средствам вычислительной техники (СВТ), программам и данным, а также антивирусную защиту;

· вопросы резервного копирования;

· проведение ремонтных и восстановительных работ;

· информирование об инцидентах в области ИБ и пр.

 

Рис.1.2. Обеспечение режима информационной безопасности. Основные этапы

 

Этап 2. Выработка подходов к управлению информационными рисками и принятие решения о выборе уровня защищенности КИС. Уровень защищенности в соответствии с зарубежными стандартами может быть минимальным (базовым) либо повышенным. Этим уровням защищенности соответствует минимальный (базовый) или полный вариант анализа информационных рисков.

Этап 3. Структуризация контрмер по защите информации по следующим основным уровням: административному, процедурному, программно-техническому.

Этап 4. Установление порядка сертификации и аккредитации КИС на соответствие стандартам в сфере ИБ. Назначение периодичности проведения совещаний по тематике ИБ на уровне руководства, в том числе периодического пересмотра положений политики ИБ, а также порядка обучения всех категорий пользователей информационной системы в области ИБ.

Известно, что выработка политики безопасности организации - наименее формализованный этап. Однако в последнее время именно здесь сосредоточены усилия многих специалистов по защите информации. В результате этот этап удается формализовать все в большей степени. Примером является доступное в Internet «Руководство по политике безопасности для автоматизированных информационных систем» [199], в котором достаточно подробно рассмотрены:

· общие положения политики безопасности;

· жизненный цикл безопасности КИС;

· минимальные (базовые) требования в области ИБ.

199. Guide for developing security plans for information technology systems. — NIST Special Publication, 800-18, 2000.

 

Следующий этап - определение сферы (границ) системы управления информационной безопасностью и конкретизация целей ее создания.

На этом этапе определяются границы системы, для которой должен быть обеспечен режим ИБ. Соответственно, система управления ИБ строится именно в этих границах. Само описание границ системы рекомендуется выполнять по следующему плану:

· структура организации. Представление существующей структуры и изменений, которые предполагается внести в связи с разработкой (модернизацией) автоматизированной системы;

· ресурсы информационной системы, подлежащие защите. Целесообразно рассмотреть ресурсы автоматизированной системы следующих классов: СВТ, данные, системное и прикладное ПО. Все ресурсы представляют ценность с точки зрения организации. Для их оценки должна быть выбрана система критериев и методика получения результатов по этим критериям;

· технология обработки информации и решаемые задачи. Для решаемых задач следует построить модели обработки информации в терминах ресурсов;

· размещение средств СВТ и поддерживающей инфраструктуры.

 

Как правило, на этом этапе составляется документ, в котором фиксируются границы информационной системы, перечисляются информационные ресурсы компании, подлежащие защите, приводятся система критериев и методики для оценки ценности информационных активов компании.

На этапе постановки задачи оценки рисков обосновываются требования к методике оценки информационных рисков компании.

В настоящее время существуют различные подходы к оценке рисков. Выбор подхода зависит от уровня требований, предъявляемых в организации к режиму информационной безопасности, характера принимаемых во внимание угроз (спектра воздействия угроз) и эффективности потенциальных контрмер по защите информации. В частности, различают минимальные, или базовые, и повышенные, или полные, требования к режиму ИБ.

Минимальным требованиям к режиму ИБ соответствует базовый уровень ИБ. Такие требования применяются, как правило, к типовым проектным решениям. Существует ряд стандартов и спецификаций, в которых приводится минимальный (типовой) набор наиболее вероятных угроз, таких как вирусы, сбои оборудования, несанкционированный доступ и т.д. Для нейтрализации этих угроз обязательно должны быть приняты контрмеры - вне зависимости от вероятности их осуществления и уязвимости ресурсов. Таким образом, характеристики угроз на базовом уровне рассматривать необязательно.

В случаях, когда нарушения режима ИБ ведут к тяжелым последствиям, базового уровня требований к режиму ИБ недостаточно и предъявляются дополнительно повышенные требования. Для формулирования дополнительных повышенных требований необходимо:

· определить ценность ресурсов;

· к стандартному набору добавить список угроз, актуальных для исследуемой информационной системы;

· рассчитать вероятности угроз;

· выявить уязвимости ресурсов;

· оценить потенциальный ущерб от воздействий злоумышленников.

 

Несмотря на существенную разницу в методологии обеспечения базового и повышенного уровней безопасности, можно говорить о едином подходе к организации режима ИБ (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Организация режима информационной безопасности

 

На этапе управления рисками разрабатывается некоторая стратегия управления рисками. Например, здесь возможны следующие подходы к управлению информационными рисками компании:

· уменьшение риска;

· уклонение от риска;

· изменение характера риска;

· принятие риска.

Рассмотрим указанные подходы подробнее.

Уменьшение рисков. Многие риски удается значительно уменьшить за счет весьма простых и дешевых контрмер. Например, грамотное управление паролями снижает риск несанкционированного доступа.

Уклонение от риска. От некоторых классов рисков можно уклониться. Так, вынесение Web-сервера организации за пределы локальной сети позволяет избежать риска несанкционированного доступа в локальную сеть со стороны Web-клиентов.

Изменение характера риска. Если не удается уклониться от риска или эффективно его уменьшить, можно принять некоторые меры страховки. Например:

· застраховать оборудование от пожара;

· заключить договор с поставщиками СВТ о сопровождении и компенсации ущерба, вызванного нештатными ситуациями.

Принятие риска. Многие риски нельзя довести до пренебрежимо малой величины. На практике после принятия стандартного набора контрмер некоторые риски уменьшаются, но остаются все еще значимыми. Необходимо знать остаточную величину риска.

 

В результате выполнения данного этапа для принимаемых во внимание информационных рисков компании должна быть предложена стратегия управления рисками.

Следующий этап - выбор контрмер, обеспечивающих режим ИБ. На этом этапе обоснованно выбирается комплекс различных контрмер для защиты информации, структурированных по нормативно-правовому, организационно-управленческому, технологическому и аппаратно-программному уровням обеспечения информационной безопасности. В дальнейшем предлагаемый комплекс контрмер реализуется в соответствии с принятой стратегией управления информационными рисками. Если проводится полный вариант анализа рисков, то для каждого риска дополнительно оценивается эффективность комплекса контрмер защиты информации.

И наконец, на этапе аудита системы управления ИБ проверяется соответствие выбранных контрмер по защите информации целям и задачам бизнеса, декларированным в политике безопасности компании, выполняется оценка остаточных рисков и, в случае необходимости, оптимизация рисков. Вопросам аудита и процедуре сертификации информационной технологии на соответствие требованиям ИБ посвящена глава 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.138.170 (0.009 с.)