Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 7 «обобщающие Методы ситуационного анализа: swot-анализ, gap-анализ, стоимостный анализ»Содержание книги
Поиск на нашем сайте План
Учебная информация по теме Ситуация – это сочетание внутренних и внешних факторов, обстоятельств, условий, действующих сил, требующее принятия соответствующих стратегических и тактически важных решений, определяющих деятельность компании, а также снижающих риски. Ситуационный анализ – оценка возможных изменений в деятельности компании с учетом влияния внешних факторов, на которые компания повлиять практически не может. Место ситуационного анализа и основные методы его проведения, представленные в предыдущих темах, в общей системе стратегического анализа представлены на рисунке 16.
Рисунок 16 - Методы ситуационного анализа
Цель ситуационного анализа – определить стратегическую позицию конкретной компании и ответить на следующие вопросы: ¾ хорошо ли работает используемая ныне стратегия и не нуждается ли она в корректировке? ¾ какие стратегические разрывы необходимо ликвидировать, чтобы успешно реализовать стратегию? ¾ что является сильными и слабыми сторонами компании, каковы возможности и угрозы развития? ¾ насколько сильны конкурентные позиции компании в отрасли и каковы ее конкурентные преимущества? ¾ конкурентоспособна ли компания по уровню издержек? Ситуационный анализ включает пять этапов:
К основным обобщающим методам ситуационного анализа следует отнести: - SWOT-анализ; - GAP- анализ; - стоимостный анализ. Самым распространенным методом ситуационного анализа и является SWOT- анализ и построение на его основе первичной программы стратегических действий, воплощенной в SWOT – матрице. Предназначение SWOT- анализа: ¾ обобщает результаты анализа внешней и внутренней среды; ¾ на основе анализа внешней среды формирует возможности и угрозы развития компании; ¾ на основе анализа внутренней среды идентифицирует сильные и слабые стороны компании; ¾ позволяет разработать программу стратегических действий; ¾ создает базу для разработки стратегии развития компании. Авторы методики приводят стандартный перечень сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Сильные стороны (Strenths ) – это внутренние преимущества, способные привести компанию к успеху. Слабые стороны (Weaknesses)- это внутренние проблемы бизнеса, которые могут негативно повлиять на его будущее. Сильные стороны: ¾ компетентность руководства ¾ наличие финансовых ресурсов ¾ хорошая квалификация работников ¾ известный лидер рынка ¾ хорошая репутация компании у покупателей ¾ защищенность от сильного конкурентного давления ¾ технологическое превосходство ¾ преимущество в области издержек ¾ преимущества в области конкуренции ¾ наличие инновационных способностей и возможности их реализации ¾ проверенный временем менеджмент ¾ лучшие производственные возможности ¾ наличие внешних инвесторов Слабые стороны: ¾ отсутствие ясных стратегических направлений ¾ ухудшающаяся конкурентная позиция ¾ устаревшее оборудование ¾ низкая прибыльность ¾ недостаток управленческого опыта и глубины владения проблемами ¾ отсутствие компетентности ¾ слабое отслеживание процесса выполнения стратегии ¾ внутренние производственные проблемы ¾ уязвимость по отношению к конкурентному давлению ¾ отставание в области исследований и разработок ¾ узкие производственные возможности ¾ слабое представление о рынке ¾ неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности ¾ неудовлетворительное финансовое состояние ¾ слабая сбытовая сеть ¾ издержки выше, чем у конкурентов Возможности (Opportunities) – это благоприятные шансы, предоставляемые внешней средой, которые могут и должны быть использованы. Угрозы (Threaths ) – возможные внешние события или перемены в будущем, которые могут негативно повлиять на бизнес. Возможности: ¾ выход на новые рынки или сегменты рынка ¾ расширение производственных возможностей ¾ расширение ассортимента продукции ¾ выпуск сопутствующих продуктов ¾ ослабление конкурирующих компаний ¾ ускорение роста рынка ¾ снижение входных барьеров на новых географических рынках ¾ вертикальная интеграция (прямая или обратная) ¾ появление новых технологий ¾ возможность привлечения внешнего капитала Угрозы: ¾ угроза появления новых конкурентов ¾ рост продаж замещающего продукта ¾ замедление роста рынка ¾ неблагоприятная политика правительства ¾ возрастающее конкурентное давление ¾ возрастание силы торга у покупателей и поставщиков ¾ изменение потребностей и вкусов покупателей ¾ неблагоприятные демографические изменения ¾ неблагоприятное изменение курсов иностранных валют ¾ высокая зависимость от этапа жизненного цикла бизнеса После того, как списки составлены, целесообразно ответить на следующие важные стратегические вопросы:
В каждом поле следует прописать сценарии развития, которые могут прогнозироваться при стечении тех или иных обстоятельств (рисунок 17): 1. Сценарий «SO» (силы и возможности) - разрабатываются стратегические действия по использованию сильных сторон компании, чтобы получить отдачу от возможностей, появляющихся во внешней среде (оптимистический вариант развития). 2. Сценарий «WO» (слабости и возможности) - стратегические действия разрабатываются таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть слабости компании. 3. Сценарий «ST» (силы и угрозы) - стратегические действия предусматривают использование сил компании для устранения угроз. 4. Сценарий «WT» (слабости и угрозы) - предусматриваются такие стратегические действия, которые позволили бы компании избавиться от слабости или попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу (пессимистический вариант развития).
Рисунок 17 - SWOT – матрица Разрабатывая стратегические действия, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользуемая возможность может стать угрозой, если ее удачно использует конкурент; или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед компанией новые возможности. Для успешного применения SWOT-анализа важно не просто выявлять угрозы и возможности, но и уметь их оценивать с точки зрения важности и степени влияния на стратегию компании. Для этого необходимо применять метод позиционирования каждой возможности и угрозы и разрабатывать матрицы возможностей и угроз. GAP—анализ (gap - в переводе с английского - расхождение, разрыв) GAP-анализ - это комплексное аналитическое исследование, изучающее несоответствия, разрывы между текущим состоянием компании и желаемым. Этот анализ также позволяет выделить проблемные зоны ("бутылочное горлышко"), препятствующие развитию, и оценить степень готовности компании к выполнению перехода от текущего состояния к желаемому (рисунок 18). Для перевода названия методики лучше всего подойдет слово "разрыв", так как речь в целом идет об анализе разрывов между действительным настоящим состояниям (где мы сейчас) и желаемым (куда мы хотим попасть).
Рисунок 18- GAP-анализ
Эти разрывы в общем виде могут включать:
Основные категории разрывов и их описание представлено в таблице 15.
Таблица 15 - Основные категории разрывов и их описание
Анализ разрывов происходит в следующей последовательности:
- декомпозиция стратегических разрывов до низшего уровня; - изучение каждого разрыва.
Таблица 16 - Пример корректировки стратегических действий компании на основе результатов GAP-анализа.
Стратегический стоимостный анализ Стоимостный анализ фокусируется на относительной стоимостной позиции фирмы по отношению к ее соперникам. Первичным аналитическим подходом такого анализа является построение стоимостной цепи по отдельным действиям, показывающей картину накопления стоимости от сырья до цены конечных потребителей. В основе анализа лежит модель М. Портера «Цепочка ценностей» (рисунок 19).
При проведении стоимостного анализа оцениваются издержки по каждому виду деятельности (в каждом звене) и сравниваются с аналогичными параметрами конкурента. Следует помнить, что различия в ценах и издержках у компаний-конкурентов возникают, в том числе, за счет деятельности поставщиков или на этапе доставки товара конечному потребителю. В связи с этим, при оценке конкурентоспособности компании по ценам и издержкам учитываются не только издержки самой компании, но и издержки поставщиков и дистрибьюторов. В конечном итоге цепочка ценности компании производителя входит в систему хозяйственной деятельности, которая начинается в цепочке ценности поставщиков и заканчивается в цепочке ценности компаний-потребителей. Самый сложный этап стоимостного анализа - получение информации об издержках и организации работы конкурентов. Исходными данными для сравнительного анализа может служить информация из открытых годовых отчетов компаний, материалов исследований консалтинговых компаний и сведений, полученных из бесед с аналитиками, потребителями или поставщиками. В целях анализа стоимостной цепочки рассмотрим три главные области, где возможны различия для конкурирующих фирм (рисунок 20). Таким образом, поставщики создают и поставляют материалы, используемые в цепочки ценности компании, а следовательно, формируют их стоимость. Так же необходимо учитывать и цепочки ценности системы распространения продукции, так как издержки и прибыль компании - дистрибьютора входят в цену, которую платит конечный потребитель.
Рисунок 20– Система цепочек ценностей Стратегическое позиционирование влияет на процессы управления издержками компании в зависимости от его стратегического выбора в создании конкурентных преимуществ. По мнению Портера, компания может добиться успеха в конкурентном соперничестве
Совершенно очевидно, что подходы к управлению издержками будут различаться в зависимости от стратегического позиционирования. Издержки в каждом звене цепочки зависят от многих факторов. 1. Масштаб производства. Экономия на масштабе достигается с ростом объема деятельности. 2. Обучаемость и накопление опыта. Затраты на бизнес со временем снижаются за счет накопления опыта и повышения профессионализма. 3. Приобретение ключевых ресурсов. Издержки в цепочке ценности компании зависят, в том числе, от издержек на приобретение ресурсов. 4. Связь с другими звеньями цепочки ценности. Координация видов деятельности позволяет сократить суммарные издержки. 5. Совместное использование оборудования и ресурсов. Распределение издержек на несколько видов деятельности обеспечивает экономию на масштабе, сокращает время создания новой технологии, увеличивает загрузку производственных мощностей. 6. Стратегия компании. Уровень издержек может варьироваться в зависимости от конкурентной позиции и целей компании. 7. Загрузка мощностей. Степень загрузки мощностей - существенный фактор снижения издержек для производства, где высок процент постоянных издержек. Преимущества по издержкам можно получить за счет реструктуризации процессов и задач по трем направлениям. 1. При высоких издержках во внутренней части цепочки следует: - внедрять лучшие отраслевые стандарты; - провести ревизию и исключить затратные виды деятельности; - переместить высокозатратные виды деятельности в регионы с более низкой стоимостью рабочей силы; - инвестировать средства в экономичные технологии; - рассмотреть как альтернативное решение аутсорсинг функций; - модифицировать продукцию с целью снижения ее стоимости. 2. При проблемах в части цепочки поставщиков следует: - обратная интеграция для получения контроля над стоимостью; - переход на материалы-заменители; - пересмотр условий поставок. 3. При проблемах в части цепочки дистрибьюторов следует: - использовать более привлекательные каналы распространения; - использовать возможность прямой интеграции; - компенсировать разницу снижением издержек в других частях цепи. При планировании корректирующих мероприятий следует учитывать, что, с одной стороны, изменения в одной части цепочки может приводить к изменению других звеньев цепочки, а с другой стороны, высокую стоимость в одной части можно компенсировать за счет снижения стоимости других звеньев. Вопросы для самоконтроля
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.141 (0.011 с.) |