Руководство для рецензента к проекту «работа со словом» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство для рецензента к проекту «работа со словом»



На заметку рецензенту. Цель этой речи - помочь оратору научиться выбирать слова, адекватно передающие его мысли аудитории. Слова докладчика должны, быть ясными, живыми и точными, не содержащими двусмысленностей. Поинтересуйтесь у других слушателей, насколько хороню они поняли оказанное докладчиком и есть ли. у них замечания и 'предложения. В дополнение, пожалуйста, заполните эту анкету, пометив подходящую колонку для каждого пункта. Добавьте Ваши комментарии только там, где необходима специальная похвала, или где Вк можете дать конкретный совет.

Комментарий Рекомендации

Соответствует ли выбранная тема заданию проекта?
Хорошо ли подготовлена речь?
Подходят ли слова оратора для данной аудитории?
Говорил ли оратор простыми и конкретными словами?
Избегал ли оратор слов, которые могли бы быть поняты неправильно?
Были ли фразы короткими, простыми и понятными?
Использовал ли оратор слова, создающие яркие мысленные образы?
Улучшилось' ли общее качество речи?
Использовал ли оратор возможности своего голоса для улучшения речи?
Была ли эта речь лучше по сравнению с предыдущим?

 

ПОКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ В ВИДУ

Задачи

# Осознать значение жестов и движений в ораторском искусстве.

# Изучить язык жестов.

# Освоить технику плавного естественного жеста.

# ВРЕМЯ: пять-семь минут.

Речь, обогащенная жестами, становится более выразительной, приобретает как бы новое измерение. Вы теперь не только говорите, но показываете, что имеете в виду, беседуете с аудиторией в свободной и естественной манере.

Данный проект откроет для Вас новый язык - язык жестов и движений. Вы узнаете, как использовать жестикуляцию и мимику, как двигаться, чтобы сделать выступление более наглядным и выразительным. Осваивая этот язык, Вы очень скоро поймете какое важное значение имеет длительность жеста, его точность и изящество. Умение жестикулировать очень полезно и его следует использовать в каждом выступлении.

Зачем нужны жесты?

Как Вы уже знаете из второго задания, имеет смысл выступать лишь с той речью, тема которой Вас действительно волнует. Наиболее эффективный способ убедить аудиторию - дополнить выступление жестами и движениями. Аудитория скорее поверит тому, что видит по Вашему лицу и манерам, чем тому, что Вы ей говорите при помощи слов. Поэтому необходимо совершенствоваться в искусстве жеста, чтобы быть уверенным, что аудитория видит то же, что и слышит.

Речь, которую Вам предстоит подготовить - это возможность использовать язык жестов и понять, какие движения Вам удаются лучше. Вы научитесь контролировать свои жесты и делать их плавными, естественными и осмысленными.

Использование жестов

Язык жестов используется для придания речи большей выразительности. Он включает мимику и телодвижения, демонстрирующие энтузиазм или скуку, удовольствие или боль, искренность или сарказм. Спланируйте свое выступление так, чтобы использовать как мимику, так и движения.

Наиболее выразительной частью языка жестов являются движения рук, иллюстрирующие Ваши слова. Часто это вообще единственный способ показать что-то всей аудитории. Вот основные жесты, которые используют, чтобы описать:

1. Размер, бес, форму, направление, местонахождение. Для описания этих физических, характеристик делают движения руками, повторяющие размеры и форму предмета или указывающие направление и место. Например, воскликнув: «Он пошел этим путем!», эффектно вытяните руку в этом направлении.

2. Значительность и важность утверждения. Покажите аудитории, как важна Ваша точка зрения. Ударьте кулаком по открытой ладони или (осторожно) по трибуне, чтобы акцентировать свою точку зрения.

3. Сходство и различие. Чтобы продемонстрировать сходство, двигайте руками в одном и том же направлении. Если хотите показать различия, вытяните руки в разные стороны.

Эти жесты должны быть достаточно размашистыми, чтобы их было хорошо видно из разных точек зала, но не переусердствуйте, иначе внимание аудитории будет отвлечено от содержания речи. Есть правило: жест хорош, если он помогает аудитории понять речь и плох, если все внимание направлено на него. Дополнительную информацию о технике жестов Вы найдете в брошюре «Жесты: Говорит Ваше тело».

Построение речи

Главной целью этого задания является использование языка жестов. Учтите это, выбирая тему выступления. Весьма выигрышной будет речь типа: «У меня в руке...» Ведите разговор о предмете, который показываете ' аудитории. Это может быть книга, игрушка или даже камень. Можно взять карту или диаграмму, нарисованную на ватмане или грифельной доске, и рассказать о каких-нибудь явлениях или событиях. Если другой способ покажется Вам более подходящим, используйте его, главное, чтобы он Вам помог использовать жесты.

Примеры

Один из членов клуба, увлекающийся резьбой по дереву, принес на заседание свои инструменты и рассказал, как ими пользоваться. В заключение он продемонстрировал несколько своих изделий и дал рекомендации по обработке дерева.

Другой принес коробочку с миниатюрными кухонными приспособлениями и показал, как с их помощью можно сэкономить время.

Третий, любящий рыбалку, рассказал, как он поймал огромного марлина (морского окуня). Жестами он показал, как управлялся с леской и как вытаскивал рыбу. Естественно, он продемонстрировал огромные размеры рыбы, а его лицо выражало борьбу и триумф.

Другой выступающий выбрал газетную историю о торговце, поймавшем грабителя, и разыграл этот драматический эпизод. Сначала его лицо выражало страх, потом его озарила мысль о поимке преступника и, наконец, облегчение, когда все уже было позади.

Эти примеры - просто стартовые идеи. Вы можете рассказать даже об астрономии или о том, как провели свой отпуск, только используйте при этом побольше жестов. Возможно, Вам захочется поговорить о самих жестах, показывая что бы Вы сделали, если искусно ими владели.

Важность репетиции

Даже если Вы жестикулировали всю свою жизнь, прежде чем выступать перед аудиторией, необходимо дополнительно попрактиковаться. Желательно, чтобы Ваши движения были неторопливыми и точными, но в то же время выглядели естественными и не надуманными. Достичь этого помогут репетиции. Пробуйте делать самые разные жесты и движения, ничего страшного, если поначалу они будут неуклюжими и неловкими. С практикой придут и эффектные позы, и плавные жесты. Главное, чтобы они соответствовали предмету речи и были ее естественным выражением.

Репетиция поможет Вам двигаться с легкостью. Но не перестарайтесь, иначе Ваши жесты станут искусственными или чересчур надуманными. Очень важно сохранить равновесие межу целесообразностью движений и их непроизвольностью.

Если у Вас есть видеозаписывающая аппаратура, обязательно ею воспользуйтесь, чтобы навести глянец на свое выступление. Если аппаратуры нет, прорепетируйте с другом или наставником и попросите их последить за Вашими движениями. И', наконец, у Вас наверняка есть зеркало, непременно прорепетируйте перед зеркалом.

Выступление

Выступая перед слушателями, расслабьтесь и постарайтесь держаться непринужденно, это придаст жестам естественность. Не волнуйтесь, настройтесь на легкий, даже шутливый тон.

Один из способов почувствовать себя свободней во время выступления - вложить все свое волнение в те движения, которые Вы планировали продемонстрировать перед аудиторией. Некоторые ораторы бессознательно снимают нервное напряжение, перетасовывая свои заметки, поправляя трибуну или, что хуже всего, расхаживая взад и вперед во время выступления. Чтобы полностью освободиться от волнения, мы советуем Вам делать движения, выделяющие в речи важные места. Тогда с одной стороны, аудитории легче будет понять смысл сказанного, а с другой, Ваши жесты, получив дополнительную энергию, станут более выразительными.

Если Вы решили продемонстрировать какой-нибудь предмет, сконцентрируйте на нем внимание аудитории, но не смотрите на этот предмет все время и не держите его в руках слишком долго. Убедитесь, что видите глаза слушателей - это тоже Важная часть языка жестов. Если Вы пользуетесь картой или грифельной доской, встаньте сбоку так, чтобы их было всем хорошо видно. Ваше внимание должно быть целиком сосредоточено на аудитории, за исключением тех моментов, когда Вы показываете что-то на доске.

Каждый раз, когда Вы собираетесь демонстрировать какой-либо предмет, показывать таблицы, слайды или другие наглядные пособия, убедитесь перед заседанием, что они видны каждому в аудитории. Если нет -придется обойтись без наглядных пособий.

У Вас не раз будет возможность весело улыбнуться аудитории, не упустите ее. Например, если Вы наделали ошибок, увлекшись жестами, посмейтесь над ними вместе с аудиторией. И опять, чем раскованнее будете Вы, тем естественнее будут Ваши движения

Ваша оценка

Невозможно овладеть искусством жеста за одно выступление, оно может лишь стать превосходным стартом, после которого Вы всегда будете применять жесты в своих выступлениях. Если Вы не удовлетворены своим стартом, повторяйте это задание до тех пор, пока не почувствуете уверенность в применении жестов. В этом проекте Вы и Ваш рецензент должны обратить внимание на то, расширил ли язык жестов Вашу речь, обогатил ли ее, сделал ли более понятным ее смысл. Рецензенту необходимо определить, насколько плавны и естественны Ваши движения. Если глаза аудитории прикованы к Вашим жестам, а уши поглощены Вашей речью, значит Вы в совершенстве овладели искусством жеста.

 

РУКОВОДСТВО ДЛЯ РЕЦЕНЗЕНТА К ПРОЕКТУ «ПОКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ В ВИДУ'

На заметку рецензенту. В этом выступлении оратор осваивает язык жестов. Он должен использовать жесты, мимику и движения, чтобы проиллюстрировать и подкрепить устное сообщение. Оценивая это выступление, сфокусируйте свое внимание на форме, хотя содержание выступления не должно остаться в тени. В дополнение к устной оценке заполните, пожалуйста, эту анкету, делая соответствующие отметки у каждого пункта. Дополнительно комментируйте только те стороны выступления, которые требуют наибольшей похвалы, или по поводу которых у Вас есть конкретные предложения по улучшению.

Комментарий Рекомендации

Выбор темы Подходит для демонстрации языка жестов Удовлетворительный Не соответствует
Подготовка Великолепная Удовлетворительная. Недостаточная
Манеры Уверенные, полные энтузиазма Удовлетворительные Тенденциозные, нервные
Позы Осмысленные, обдуманные Удовлетворительные Требуют усовершенствования
Жесты Естественные Удовлетворительные Искусственные или отвлекающие
Движения Целенаправленные, плавные Удовлетворительные Неловкие, беспорядочные или отвлекающие
Зрительный контакт Установлена связь со слушателями Удовлетворительный Требует доработки
Мимика, выражение лица Живая, дружеская, искренняя Удовлетворительная Бесстрастное, искусственное, недружелюбное
Организация речи Мысли выражены логично Удовлетворительная Требует доработки

 

КАК ВАШИ УСПЕХИ?

Итак, закончено пять проектов Учебника. Вы, вероятно, уже участвовали в обсуждении «Горячей темы», выполняли другие задания и, конечно, рецензировали выступления. Если все идет хорошо, Вы, наверняка, заметили, как развились Ваши лидерские качества, улучшилось умение говорить. Возможно, Вы уже достигли целей, которые ставили, вступая в клуб «Тостмастерс», а, может быть, наоборот, Вам нужно что-то доработать или исправить.

Сейчас время подвести итоги и оценить свое мастерство, перепроверить цели, поставить новые, более смелые. Не пожалейте времени на заполнение этой анкеты-самооценки. Ниже представлен ряд утверждений, после каждого из них - пустое пространство, где Вам следует проставить свой рейтинг: в момент вступления в клуб, в настоящее время и в желаемом будущем. Выставляя рейтинг, используйте следующую шкалу:

1 = Отлично; полная уверенность в своих силах

2 = Очень хорошо; все-таки есть над чем поработать

3 = Удовлетворительно; могло бы быть и лучше

4 = Надо работать; необходимы дополнительные усилия

5 = Серьезные упущения, требующие пристального внимания

  Утверждение Вначале сейчас хочу
Я чувствую себя легко и уверен но, когда выступаю с речью      
Я люблю выступать перед аудиторией      
Я не испытываю трудности в подборе материалов для речи      
Я тщательно готовлюсь к каждой речи      
При написании речи я всегда точно знаю ее цель и задачу      
Составляя речь, я всегда учитываю интересы будущих слушателей      
Я в состоянии четко и логично выстроить свои мысли      
Я говорю искренне, убежденно, и с энтузиазмом      
Введение моего спича захватывает внимание слушателей и прямо вводит в тему      
Я подкрепляю свои суждения аргументами и фактами      
Я заканчиваю речь четко и однозначно, мои заключения всегда запоминаются      
Я плавно перехожу от введения к основной части и заключению      
Я могу говорить, не пользуясь записями      
Моя речь свободна от слов-паразитов, типа «а», «э» и пр.      
Мой голос хорошо слышен, хотя и не слишком громок      
Я использую голос как средство, придающее чувство и выразительность моим словам      
Мои жесты, движения и мимика осмысленны и естественны      
Я использую зрительный контакт для общения со слушателями      
Я тщательно подбираю слова, чтобы моя речь была понятна и интересна слушателям      
Я с благодарностью воспринимаю рецензии, стараясь извлечь из них пользу      
Я внимательно слушаю и анализирую выступления другие      
Я умею оценивать выступления других членов клуба в конструктивной манере      
Я умею быстро и ясно думать в любой неожиданной ситуации      

 

Сравнивая свой саморейтинг при вступлении в клуб и сейчас, Вы увидите, как многого Вы достигли. А сравнивая свои нынешние успехи с желаемыми, Вы поймете, куда и как надо двигаться в дальнейшем. Выпишите все, чего Вы желаете достичь, как оратор, в течение следующих 6 месяцев:

Напишите, чего бы Вам хотелось достичь в лидерстве и общении. Не удивляйтесь, если то, что Вы сейчас напишите, не совпадает или будет значительно смелее того, о чем Вы мечтали, вступая в клуб «Тостмастерс». Черта победителя - постоянно ставить все более смелые цели и достигать их.

 

ВАШ ГОЛОС

Задачи

# Изучить возможности своего голоса (сила, выразительность, темп и тембр), как средства общения.

# Максимально использовать в речи свои вокальные данные.

# ВРЕМЯ: пять-семь минут.

Задумывались ли Вы когда-нибудь, какой у Вас голос? Хорошо, если он живой и звонкий, хуже, если слабый и бесцветный. Но каким бы он ни был, в Ваших силах сделать его неотразимым. Стоит лишь захотеть и приложить определенные усилия. Каждый спич - это работа ума, тела и голоса. Вы уже овладели техникой составления речи и языком жестов, теперь основное внимание обратите на свой голос. Голос играет важную роль в любом выступлении, независимо от того, слушает Вас один человек или тысяча.

Как использовать голос

Физиолог Альберт Мерабиан установил, что голосу выступающего слушатели уделяют в 5 раз больше внимания, чем словам. Для нас важнее кок человек говорит, чем что он говорит. Поэтому Ваша речь должна быть не только разборчивой и громкой, но и приятной для слуха, выразительной и естественной.

1. Сила голоса. Некоторые люди бессознательно говорят слишком громко. Возможно, так говорили их родители или это просто свойство их натуры. У других - голос от рождения тихий, и их очень трудно слушать. В том и другом случае на силу голоса следует обратить особое внимание. Запомните, Ваш голос должен звучать громче или тише только, чтобы выделить наиболее важные моменты выступления.

2. Тон. Профессиональные ораторы искусно владеют интонацией, ведь это придает выступлению особую эмоциональную окраску и убедительность. Избегайте слишком высоких тонов, они плохо воспринимаются аудиторией. Постарайтесь добиться оптимального звучания, присущего дружеской беседе.

3. Темп. Речь человека, говорящего со скоростью 125-160 слов в минуту, является оптимальной для восприятия. Придерживайтесь этого интервала, но имейте в виду, что медленная речь усыпляет, а слишком высокий темп приводит к тому, что Вас перестают понимать.

4. Тембр. Настройтесь на искреннюю дружескую беседу, успокойтесь, расслабьте горло и связки, тембр станет как раз таким, как нужно.

Голос оратора

Из сказанного ясно, что хороший ораторский голос должен обладать следующими основными качествами:

1. Он звучит естественно, что свидетельствует об искренности выступающего.

2. Он живой и звонкий, создающий впечатление силы, даже если он не очень громок.

3. Выразительный (монотонная, бесцветная речь усыпляет).

4. Тон голоса приятен и дружелюбен.

5. Его легко слушать, благодаря хорошей артикуляции и оптимальной громкости.

Последите за своей речью, прислушайтесь к интонациям, потренируйте горло, и вскоре Ваш голос приобретет все эти качества. За дополнительной информацией обратитесь к руководству «Ваш голос». Там Вы найдете множество советов и специальных упражнений для тренировки связок и улучшения дикции.

Тренировка голоса

Прочитайте вслух приведенные ниже фразы, старайтесь говорить громко и разборчиво, обратите внимание на тон, добейтесь максимальной выразительности. «Благодарю за оказанную любезность, надеюсь отплатить Вам тем же» (просто с достоинством, з, возможно, с сарказмом).

«Милосердие! Это Вы называете милосердием? Да так не поступают даже с бездомной собакой! (возмущение, гнев, неприязнь).

«Если бы хоть иногда мы интересовались нуждами других людей, мир, возможно, стал бы таким, каким ему следует быть» (глубокая искренность и убежденность)

Обратите внимание на то, как меняется Ваш голос и интонации от фразы к фразе. Постарайтесь правильно передать смысл каждой фразы. Заметьте, как легко смещение акцентов изменяет суть сказанного. В качестве следующего упражнения позвоните своему знакомому и поговорите с ним несколько минут на интересующую Вас обоих тему. Поэкспериментируйте с интонациями, громкостью и темпом. Учитесь делать паузы, это помогает максимально возбудить интерес Вашего собеседника к тому, что Вы скажете в следующий момент.

Тема выступления

Выбирая тему выступления, не упустите из виду, что главное в этом проекте - продемонстрировать всем свой голос. Поэтому подойдет любое повествование или описание, впрочем, как и все остальное, где можно дать волю эмоциям. Другая идея - это пародирование или имитация различных голосов или манеры говорить. При подготовке выступления включите все свое воображение и обязательно используйте уже приобретенные навыки (проекты 1-4).

Вот лишь некоторые идеи:

«Голос, который мне нравится (не нравится)». После краткого введения, перейдите к имитации голоса, который Вам нравится (или не нравится). Это могут быть конкретные люди: Ваш начальник, супруга, теща или разные типы голосов: глухой, приятный, неприятный. Демонстрируя каждый голос, опишите его особенности, преимущества или недостатки. Закончите выступление своим обычным голосом, оценив его качества на ряду с предыдущими.

«Я не хочу, чтобы это когда-нибудь повторилось». Расскажите историю о каком-нибудь страшном событии, имитируя чужие голоса, с чувством передавая пережитое» будьте максимально выразительны.

«Голос в ночи». Это история о вопле ужаса (или крике на помощь), который Вы услышали как-то ночью. Опишите, что случилось наводнение, пожар, катастрофа. Подражайте голосам, старайтесь передать свои чувстве.

• Покажите сценки из обыденной жизни. Как Вы разговариваете с детьми, начальником, соседями.

Репетиция выступления

Очевидно, репетировать придется до тех пор, пока Ваш голос не начнет звучать свободно и естественно, без фальши и напряжения. Найдите уединенное место, где Вы могли бы без стеснения попробовать все варианты (в том числе и крики о помощи). Не переигрывайте, но постарайтесь избежать обыденности и монотонности. Найдите оптимальную громкость, тон и тембр, специально поработайте над темпом речи и паузами.

Хотя в этом проекте оцениваться будет, в основном, Ваше умение управлять голосом, не забывайте о жестах, мимике и движениях. Звук и жест прекрасно дополняют друг друга и в сочетании дают необычайно сильный эффект. Для подготовки этого выступления необходим магнитофон. Купите, если у Вас его еще нет, так как это незаменимая вещь в практике обучения публичным выступлениям.

Репетируйте до тех пор, пока магнитофонная запись не покажется Вам достаточно хорошей. Теперь запишите спич на пленку целиком и обратите внимание не только на голос, но и на искренность Ваших слов и логику изложения. Впервые услышав свой голос в магнитофонной записи, Вы, скорее всего, будете неприятно удивлены. Тем не менее, это гораздо ближе к тому, что слышит аудитория, чем. то, что слышите Вы, когда говорите.

Выступление

Покажите в своем выступлении все, что Вы усвоили во время репетиций. Говорите с энтузиазмом, используйте все возможности своего голоса, но ни в коем случае не спешите, иначе слушателям не угнаться за Вами. Ваша речь должна быть естественной и непринужденной - смейтесь там, где смешно, говорите искренне, если хотите быть искренним. Обязательно делайте паузы, тогда аудитория будет лучше понимать смысл сказанного.

Ваша оценка

Основное внимание рецензента будет, безусловно, обращено на Ваш голос. Поэтому он должен быть приятным для слуха и достаточно громким, тон и темп речи должны быть безукоризненными. Манера говорить должна быть увязана с контекстом; то же относится к жестам, мимике и движениям. Обязательна четкая логика подачи материала. Все, что Вы «усвоили при подготовке этого проекта, следует развивать и совершенствовать в каждом следующем выступлении.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.043 с.)