Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководство для рецензента к проекту «будьте искренни»

Поиск

На заметку рецензенту. Цель докладчика - убежденно и искренне выступить по вопросу, который он знает в совершенстве. Он также должен постараться преодолеть волнение. При необходимости можно пользоваться записями. В дополнение к устной рецензии, пожалуйста, заполните эту анкету. Выберите соответствующую колонку по каждому пункту и сделайте пометки. Если хотите, добавьте комментарии, но отмечайте только те стороны выступления, которые представляются Вам наиболее сильными, или то, что, по Вашему мнению, следует немедленно исправить.

Подготовлена ли речь соответствующим образом?
Продемонстрировал ли докладчик знание предмета?
Был ли докладчик искренен и убедителен?
Интересна ли была эта речь слушателям?
Сумел ли докладчик преодолеть волнение?
Насколько логично излагался материал?
Заинтересовала ли слушателей вступительная часть доклада?
Достаточно ли фактического материала содержала основная часть доклада?
Прозвучали ли слова призыва в заключительной части доклада?
Установил ли докладчик зрительный контакт с аудиторией?
Насколько вырос выступающий как оратор (по сравнению с предыдущим выступлением)?

 

РАБОТА СО СЛОВОМ

Задачи

# Понять значение и воздействие на слушателей произносимого слова.

# Точно подобрать слова для четкого и живого выражения своих мыслей;

# Избежать общих ошибок в использовании слов;

# ВРЕМЯ: От пяти до семи минут.

Чем больше времени Вы уделяете совершенствованию навыков общения, тем острее осознаете важность слова в Вашей речи. Именно слова - основное орудие оратора, с помощью которого он выражает свои мысли. Поэтому стоит потратить время на размышления о том, какова же связь между словом, которые Вы произносите, и идеями, которые Вы хотите выразить.

Этот проект даст Вам такую возможность. Он также поможет научиться превращать мысли в слова, избегая распространенных ошибок в их использовании.

Мышление и речь

Возможно, Вы уже задавали себе вопрос: почему так легко и свободно думается о чем-то и так трудно выражается словом, в случае, когда возникает желание поделиться своими мыслями с другими. Это основная проблема в работе со словом. Мы думаем и говорим словами, только эти словари сильно различаются. Именно переход с одного набора слов на другой (и обратный процесс, происходящий в голове слушателя) и создает основную трудность общения. Мы» вынуждены переводить свои мысли к чувства в устную речь, понятную окружающим. Только люди способны на этот удивительный трюк, он позволяет им общаться друг с другом, причем Ваш собеседник нередко имеет совершенно иной взгляд на вещи. В то же время нужно очень внимательно следить за тем, чтобы наши слова воспринимались одинаково всеми нашими слушателями. Именно поэтому следует репетировать свое выступление перед разными людьми, только в этом случае можно быть уверенным в том, что все воспринимают Вас «на одной и той же волне».

Что делают слова?

Слова выполняют сразу несколько функций. Мы все их прекрасно знаем, но редко о них задумываемся, поэтому зачастую бываем искренне удивлены, если в нашей речи что-то получается не совсем так, как хотелось бы. Вот пять функций слов, которые необходимо знать:

1. Слова могут быть этикетками. Ваше имя обозначает Вас, «стул» обозначает стул, при этом моментально вызывается мысленный образ названного объекта.

2. Иногда эти этикетки, обманчивы. Слова - это близкое приближение истинных понятий, но иногда их принимают за реальные вещи. Так или иначе, слово никогда не описывает объект полностью.

3. Говорящий или слушающий часто неправильно понимают одни и те же слова. Когда говорящий использует неверное слово из-за того, что по звучанию оно близко к правильному («малапропизм»), все смеются. Когда слушатель неверно понимает слово, этого не замечает никто, и ошибка разрастается, потому что он делится тем, что услышал, с другими.

4. Слова иногда бывают заряжены. Образы, создаваемые некоторыми словами в головах слушателей, вызывают подчас неадекватную реакцию, приводящую оратора в крайнее изумление, особенно если сказанное им внешне выглядело совершенно невинно. Словам часто навешивают эмоциональные ярлыки, поэтому для оратора особенно важно хорошо чувствовать аудиторию.

5. Слова способны закреплять чувства. Каждый чем-то восхищается или, наоборот, что-то или кого-то недолюбливает. Облеките эти чувства в слова, и они надолго запомнятся. Вербализованные идеи прочно сидят в головах людей.

Следите за словами

Некоторые слова обманчивы и опасны при использовании в публичных выступлениях. Будьте с ними осторожны. Вот четыре основных типа таких слов:

1. Ложное обобщение. Жена, говорящая своему мужу, что он «всегда» проливает кофе себе на галстук, говорит неправду, а заодно вызывает справедливый гнев. Использование слова «всегда», за исключением тех случаев, когда это слово точно отражает смысл, может лишить и оратора, и слушателей способности думать непредвзято.

2. Ложная идентификация. Когда мы говорил «Джордж ленив», мы можем проглядеть тот факт, что он может быть очень активен в чем-то другом, что он любит делать. Подобные утверждения нужно использовать очень осторожно, чтобы не сбить с толку слушателей.

3. Злоупотребление терминологией. Специальные слова, используемые в одном контексте, иногда могут быть использованы и в другом. Например, спортивные термины часто используются в бизнесе и политике. Важно не привязываться к словам, имеющим однозначную интерпретацию в определенной сфере. Они, как правило, не подходят для широкого применения.

4. Слова, завершающие обсуждение. Когда вы сообщаете свое мнение, избегайте банальных фраз типа «Моя команда непобедима», размытых обращений к авторитетам вроде «Эксперты единодушно утверждают» и комментариев наподобие «Всем известно». Подобные фразы не способствуют конструктивному обсуждению или переводят его в побочное русло, причем в этом случае именно Вы оказываетесь обороняющейся стороной.

Стиль речи

Хотя хорошая речь и хорошее письмо имеют много общего, но есть и существенные отличия. Устная речь должна быть абсолютно понятна на слух, без необходимости разбора или обдумывания, хотя в письменной речи это вполне допустимо. Слова произносятся и уходят, и если слушатель упустил мысль или что-то не понял, он потерян для оратора и, возможно, окончательно. Произносимое слово как «выстрел» - или сразу попадает в цель, или летит мимо.

Чтобы аудитория поняла и приняла Вашу речь, Вы должны произнести ее разговорным языком. У разговорного языка есть три основные особенности, которые помогут Вам сохранить внимание слушателей до конца речи.

Главная особенность устной речи - ясность. Речь особенно хороша, если в ней используются только короткие и простые предложения, причем изложение идей часто прерывается живыми примерами, а выводы делаются не в конце, а сразу после обсуждения каждой конкретной идеи. Устная речь менее формальна, чем письменная, поэтому в ней допускаются повторы. Не бойтесь использовать параллельные конструкции или повторяющиеся фразы, чтобы прояснить смысл сказанного.

Ваши слова должны быть не только простыми, но точными и конкретными. Чем реже Вы пользуетесь общими словами, тем меньше у аудитории шансов запутаться. Не говорите «машина», если хотите, чтобы слушатели представили себе крытый фургон.

Второе качество - уместность. В отличие от писателя, который может только догадываться, кто будет читать его книгу, у Вас есть важное преимущество - аудитория перед Вами. Подберите слова, которые будут понятны и близки именно ей. Помимо очевидных, требований к устной речи, старайтесь избежать вульгарности, ненужной терминологии и жаргона. Чаще используйте личные местоимения, чтобы показать свое внимание к слушателям. Ораторы зачастую высказывают безличные идеи, хотя их достаточно просто можно привязать к аудитории, употребляя слова «вы», «мы» и «наш».

Один из вариантов личностного подхода -- разговор о ситуациях, в которых можете оказаться Вы и Ваши слушатели, например, «Представьте, что мы заблудились в пустыне…». Ключ к адекватному языку -использование слов, соединяющих Вас и Вашу аудиторию.

Третье качество устной речи - живость. Используйте яркие живые слова, создающие мысленные образы, надолго застревающие мозгу у слушателей. Чем больше в Вашей речи примеров, историй, живых зарисовок, а также слов, обозначающих действие или чувство, тем она живее и тем плодотворнее общение. Как звучание симфонии, исполняемой оркестром, отличается от мелодии, сыгранной на отдельном инструменте, так и речь, полная ярких примеров и метафор, производит на слушателей большее впечатление, чем та же речь, произнесенная бесцветно.

Группируйте мысли, утверждения и эпитеты триадами. Выраженные триадой мысли имеют приятный ритм, выразительнее и легче запоминаются. Например, фраза «... Труд наш есть дело чести, доблести и славы» привлекает внимание и легко запоминается.

Подготовка выступления

Для подготовки этого задания выберите тему, которая позволит Вам поработать со словами и использовать принципы, описанные выше. Расскажите о самих словах, например, об ошибках речи или о чем-нибудь из истории слов. Вы можете построить речь, используя один из разделов этого проекта. Возьмите один из Ваших предыдущих докладов и покажите, как при изменении нескольких ключевых слов полностью меняется смысл речи.

Убедитесь, что слова Вами выбраны точно, что они яркие и понятные, и что они легко и однозначно воспринимаются аудиторией. Исследуйте эффективность воздействия различных слов. Не забывайте об интересах аудитории. Во время подготовки попросите кого-нибудь из знакомых пересказать как можно точнее Ваши идеи. Если он не способен пересказать их в точности, то есть так, как Вы это имели в виду, найдите другие слова и фразы.

Ваша оценка

Ваш рецензент ожидает, что Вы подберете точные слова для выражения своих идей и обратите особое внимание на чистоту и живость слога, а также на уместность данных слов в данной аудитории. Вы должны четко знать, о чем говорите и какова будет реакция аудитории. В речи не должно быть ложных обобщений, идентификаций, впрочем, как и других недостатков, упоминавшихся в этом проекте.

Проект предоставляет отличную возможность для рецензирования. Ваши слушатели могут сообщить Вам их понимание услышанного, а также указать слова, которые на их взгляд неудачны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.152 (0.008 с.)