ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ПАРИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ПАРИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ



Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ПАРИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ. 6

1.1. Понятие, признаки и виды игр и пари. 6

1.2. Правовая природа договора азартных игр. 15

1.3. Требования к организации азартных игр и пари. 31

ГЛАВА II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРИ ПРВОЕДЕНИИ ИГР И ПАРИ.. 41

2.1. Обязательства, возникающие при проведении игр и пари. 41

2.2. Защита прав, возникающая при проведении игр и пари. 46

ГЛАВА III. КОЛЛИЗИИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 64

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), следуя примеру ряда европейских законодательств, были включены нормы, регламентирующие общественные отношения, возникающие из проведения игр и пари и участия в них (ст. 1062 и 1063 ГК РФ). Законодатель подчеркнул, что проведение игр и пари, а также участие в них имеют определенное гражданско-правовое значение, т.е. порождают ряд субъективных гражданских прав и юридических обязанностей. Обращение к этим нормам позволит констатировать, во-первых, отсутствие определений терминов «игра» и «пари», а во-вторых, то, что юридическое значение, приданное законодателем играм и пари, весьма и весьма специфическое. Следует заметить, что в современной литературе и комментариях к ГК РФ тема игр и пари мало изучена, что подвигло к написанию данной дипломной работы.

До настоящего времени в доктрине не сформировалась классификация игр и пари, до конца не определена правовая природа этих институтов и их место в системе гражданского права. Более того, как в законодательстве, так и в научных трудах отсутствует четкое соотношение игр и пари, а также смежных и сходных с ними институтов гражданского права, таких как производные финансовые инструменты. Здесь важно отметить, что первоначально такие обязательства как азартные игры и пари, в силу негативного отношения к ним, развивались исключительно в рамках публичного права (уголовного, административного). И только с принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации им было уделено внимание в рамках гражданско-правового регулирования.

На сегодняшний день игорный бизнес является одной из самых динамично развивающихся индустрий развлечений и отдыха, которая с момента своего легального существования в Российской Федерации продолжает оставаться законодательно не урегулированной сферой правоотношений, что позволяет нам говорить об актуальности выбранной темы.

Объектом данного исследования следует считать гражданско-правовой институт проведения игр и пари, а также правоприменительную практику судебных органов Российской Федерации, содержащие основы, порядок, осо­бенности применения норм арбитражного законодательства и правоприменительная практика в решении споров, возникающих по поводу проведения игр и пари.

Предметом исследования является правовая регламентация организации и проведения игр и пари, а также защита прав участников за нарушение законодательства об играх и пари.

Цель исследования - определение на основе анализа действующего гражданского законодательства и теоретических достижений цивилистики соотношения институтов игр и пари, а также исследование гражданско-правового регулирования названных институтов и разработка предложений по повышению эффективности действующих в этой сфере законодательных и иных нормативных актов. Исходя из цели исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. раскрыть понятие и правовую природу игр и пари и особенности их проведения;

2. изучить особенности требований к организации азартных игр;

3. рассмотреть правовые основы договора на проведение игр и пари;

4. рассмотреть обязательства и защиту прав участников при проведении игр и пари;

5. выявить наиболее актуальные проблемы, вытекающие из организации и проведения игр и пари;

6. разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства, регулирующего организацию и проведение игр и пари.

Методологическую основу исследования, прежде всего, составил диалектический метод познания. В процессе подготовки работы частными научными методами исследования, такими как: историко-правовой, который позволил выявить закономерности становления и развития игр, пари и смежных с ними институтов гражданского права; системно-структурный метод использовался при характеристике условий срочных финансовых сделок; социально-правовой метод позволил выявить возможности совершенствования и пути развития гражданско-правового регулирования игр, пари и смежных с ними институтов гражданского права; сравнительно-правовой метод и др. Вышеуказанные методы были использованы в их взаимосвязи и взаимообусловленности, что позволило изучить предмет дипломной работы целостно и всесторонне.

Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, а также многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие различные стороны отношений, возникающих из игр и пари.

Теоретическую основу исследования составила различные статьи и комментарии, научная литература отечественных ученых по общей теории гражданского права, отраслевым юридическим наукам: гражданскому праву, налоговому и др. Для раскрытия и изучения темы исследовалась литературные и научные труды следующих авторов: А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Брагинский М.И., Витрянский В.В. и других. В работе использовались материалы правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Требования к организации азартных игр и пари

 

Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 16.10.2012), Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) , иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами путем:

1. установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;

2. выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон;

3. выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;

4. выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;

5. осуществления государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность.

По сравнению с предыдущей редакцией Закона перечень законодательных мер по регулированию игорного бизнеса заметно изменился. Вместо квотирования количества игорных заведений авторы нового Закона предпочли более радикальные меры - распределение «азартных» заведений по игорным зонам. Изменился и подход к порядку лицензирования. Законодатели решили ограничиться лицензированием букмекерских контор и тотализаторов. Остальные меры «воздействия» не изменились: по-прежнему депутаты считают, что нужно установить порядок проведения игр, а также выявлять и пресекать деятельность лиц, его нарушающих. А отслеживать это и регулировать игорный бизнес законодатель доверил:

- Правительству РФ;

- федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере азартных игр. В настоящий момент этим органом является Минфин России[21];

- иным федеральным органам исполнительной власти РФ в пределах их компетенции;

- органам государственной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление функций по управлению игорными зонами.

В этом списке не ограничен круг иных федеральных органов исполнительной власти, которые могут в пределах своей компетенции внести в «правила игры» свои поправки. Для этого можно обратиться к Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» №314 от 09.03.2004 (ред. от 22.06.2010), в котором поименованы все органы исполнительной власти, возглавляемые Правительством РФ. Игорные заведения уже «знакомы» с территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая осуществляет контроль над соблюдением законодательства о конкуренции, естественных монополиях, рекламе, а также издает в пределах своей компетенции правовые акты. Принятый Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (ред. от 28.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012) поставил игорные заведения в узкие «рекламные» рамки, что и стало предметом их разногласий с сотрудниками ФАС и дальнейших судебных разбирательств.

Другим федеральным органом исполнительной власти, который компетентен в отдельных вопросах «азартной» деятельности, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (преобразованный Комитет по финансовому мониторингу). В ее обязанности включены сбор, обработка и анализ информации об операциях с крупными сделками в целях осуществления контроля и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Для выполнения этих задач Федеральная служба по финансовому мониторингу ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а игорные заведения как раз в их числе. Поэтому им не избежать «сотрудничества» с управлениями Федеральной службы и представления всей необходимой информации о крупных операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю.

Не следует забывать и о самом «близком» к игорным заведениям органе исполнительной власти - Федеральной налоговой службе, которая наделена широкими полномочиями в сфере игорного бизнеса, начиная с постановки на учет игорных заведений и выдачи лицензий на «азартную» деятельность и заканчивая контролем правильности перечисления в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей. Кроме того, авторы Закона сделали налоговиков ответственными за проверку технического состояния игрового оборудования.

Не меньше забот игорным заведениям могут доставить органы власти субъектов РФ, которые уполномочены управлять игорными зонами. Они обязаны позаботиться о создании игорных зон, а также принять нормативные акты в целях реализации настоящего Закона в течение шести месяцев после вступления его в силу. В течение этого же срока органы власти любых других субъектов РФ могут в целях регулирования игорного бизнеса принять самые крайние меры.

На основании ст. 3 Закона «Об организации и проведении азартных игр..» государственное регулирование в этой сфере осуществляется в том числе путем выделения специальных территорий, где может вестись игорная деятельность, - игорных зон. Согласно определению игорной зоны, это территория РФ, во-первых, предназначенная для игорной деятельности, во-вторых, границы которой установлены в соответствии с Законом (ст. 4). Относительно их месторасположения предусмотрено лишь одно ограничение - игорная зона не может быть создана на землях поселений. В качестве главных критериев отбора земельных участков для организации игорных зон в ст. 11 Закона было определено следующее. На момент создания игорной зоны земельные участки, ее образующие:

- не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан, юридических лиц. Исключение - участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты;

- могут быть заняты только государственными (муниципальными) объектами. Исключение - объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Таким образом, земля, названная игорной зоной, - это государственная собственность, во всяком случае, на момент ее создания.

На основании ст. 9 Закона предусмотрена организация четырех игорных зон в следующих субъектах РФ: Алтайский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область, Приморский край. Порядок создания и ликвидации игорных зон закреплен в специальном Положении, которое утвердило Правительство РФ (Постановление № 376 от 18.06.2007). На данный момент приняты решения о создании только трех игорных зон:

- Алтайский край. На основании Распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 № 155-р здесь создается игорная зона «Сибирская монета» площадью 23 тыс. кв. м, границы которой определены согласно кадастровым планам земельных участков. Кадастровые номера приведены в указанном Распоряжении;

- Калининградская область. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.01.2008 № 13-р принято решение о создании игорной зоны «Янтарная» площадью около 5 тыс. кв. м Кадастровые номера даны в Приложении к документу;

- Краснодарский край и Ростовская область. На территории этих двух субъектов Правительством РФ создана зона «Азов-Сити». Ее площадь чуть больше 20 кв. м. Земельные участки, вошедшие в данную игорную зону, располагаются на территории Щербиновского района Краснодарского края и Азовского района Ростовской области.

Организаторы будут вправе создавать в игорных зонах некоммерческие организации (объединения), которые будут взаимодействовать с органами управления игорной зоной и иными органами местного самоуправления. Однако полномочия организаторов азартных игр в игорных зонах изначально могут быть ограничены, так как по Закону субъекты РФ в решении о создании игорной зоны вправе установить дополнительные требования и ограничения к отдельным видам игорных заведений. Как видим, в будущем игорных зон больше неопределенности, чем конкретных и проработанных решений.

Для того чтобы разобраться с требованиями и ограничениями, которых в Законе более чем достаточно, выделим из них общие и «индивидуальные», предъявляемые к организаторам азартных игр, посетителям игорного заведения, казино, игровым залам, букмекерским конторам и тотализаторам.

Организатор азартных игр обязан:

- представлять сведения, необходимые для осуществления контроля над соблюдением требований действующего законодательства. Как следует из п. 3 ст. 6 Закона, состав и порядок представления таких сведений устанавливаются Правительством РФ;

- обеспечивать личную безопасность участников азартных игр, посетителей и работников игорного заведения. Оптимально для этого нанять сотрудников охраны, присутствие которых в игорном заведении целесообразно в течение всего времени его работы. Ограничиться пультом сигнализации вневедомственной охраны вряд ли удастся - это возможно лишь в небольших игровых залах;

- соблюдать правила совершения операций с денежными средствами при проведении азартных игр. На настоящий момент отдельных правил совершения операций с денежными средствами для игорного заведения законодательством не установлено;

- иметь стоимость чистых активов в течение всего периода осуществления деятельности не менее: 600 млн руб. - для казино и залов игровых автоматов; 100 млн руб. - для букмекерских контор и тотализаторов.

На сегодняшний день повышение чистых активов до таких величин является одним из инструментов ограничения деятельности небольших игорных заведений и монополизации рынка игорного бизнеса.

К посетителям игорного заведения предъявляются два требования. Во-первых, ими могут являться лица, достигшие возраста 18 лет. Во-вторых, посетители не должны нарушать правил посещения игорного заведения, которые вправе самостоятельно устанавливать организатор азартных игр. В противном случае посетитель будет обязан немедленно покинуть игорное заведение.

Любое игорное заведение с момента вступления в силу Закона:

- должно быть разделено на зону обслуживания участников игр и служебную зону;

- обязано разместить в доступном для посетителей месте правила азартных игр и посещения заведения, текст Закона и разрешение (или лицензию) на осуществление «азартной» деятельности.

Кроме того, в игорном заведении должно быть установлено оборудование, находящееся на праве собственности, и требования технических стандартов. Таким документом является Приказ Госстандарта России «О принятии Правил проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу» № 22 от 24.01.2000. В одном из его Приложений установлены требования к игровым автоматам с денежным выигрышем. Согласно данным требованиям в игровой автомат «заложен» средний процент выигрыша не менее 75%. Однако законодатель этот показатель посчитал недостаточным, и в Законе планка минимального среднего процента выигрыша поднята до 90%.

Переходя от общих требований к специальным, следует остановиться в первую очередь на казино и игровых залах.

Для того чтобы продолжать «азартную» деятельность казино и игровые залы помимо вышеуказанных требований должны располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капстроительства. Естественно, полностью занимать данные объекты не обязательно, достаточно расположить игровое оборудование в единой обособленной части. Из числа доступных для размещения объектов исключаются:

- объекты жилищного фонда, незавершенного строительства, временные пристройки, киоски, навесы и другие подобные постройки;

- здания детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных и спортивных учреждений;

- сооружения авто-, железнодорожных и речных вокзалов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта (как городского, так и пригородного сообщения);

- помещения, в которых осуществляется деятельность, не связанная с азартными играми или оказанием сопутствующих услуг (гостиничных, услуг общественного питания, зрелищно-развлекательных мероприятий);

- здания и сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в которых расположены органы власти, местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения (предприятия);

- здания и строения культовых и религиозных организаций.

Следующим условием, которое должны учесть казино и игровые залы, является размер минимальной площади зоны обслуживания участников азартных игр. Она должна быть не менее 800 кв. м в казино и 100 кв. м в игровом зале.

Как следует из Закона, такой зоной признается часть игорного заведения, на территории которой установлены игровое оборудование, его кассы, а также используемое участниками азартных игр оборудование. В казино в дополнение к вышеперечисленному должны находиться гардероб и место для отдыха посетителей.

Помимо зоны обслуживания, в казино и зале игровых автоматов должна быть выделена служебная зона, предназначенная исключительно для сотрудников игорного заведения. В ней располагается помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств. Это не касса игорного заведения, а, возможно, лишь ее часть, так как понятие кассы в Законе шире: под ней понимается часть игорного заведения, в которой осуществляются операции с денежными средствами и имеется специальное оборудование для их проведения. В зоне кассы могут находиться участники азартных игр, в служебной зоне - нет. Оборудовать две кассы в игорном заведении Закон не требует, поэтому можно выделить одну часть кассы, где непосредственно производятся денежные расчеты с посетителями, для зоны обслуживания участников азартных игр, а другую, в которой хранятся денежные средства, - для служебной зоны. В последней также следует предусмотреть помещение для отдыха сотрудников заведения и службы безопасности.

Для игрового оборудования, как и для площади, Законом установлены минимальные пределы. Так, в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов, а в игровом зале - не менее 50 игровых автоматов. Нетрудно посчитать, какие налоги уплатит игорное заведение с таким количеством игрового оборудования по максимальной ставке, которая установлена в большинстве регионов. Для казино сумма ежемесячного «игорного» налога составит более 1 млн руб., а для зала игровых автоматов - почти треть от этой суммы. Как видим, отчисления значительные, но организаторы азартных игр уплачивают в бюджет немалые суммы налогов. Больше всего проблем им доставляет установленный минимальный ценз по площади. Для игорных зон, которые предполагается создать вне поселений, это условие может быть выполнимо, но в городах такие площади (в 800 и 100 кв. м), по оценкам экспертов, имеют далеко не все казино и игровые залы. Об окупаемости таких больших по меркам игорного бизнеса площадей можно говорить только в крупных городах, в остальных региональных центрах доходы игорного заведения и его расходы по аренде и иным обязательным платежам не всегда позволяют «играть по-крупному» с прибылью.

В итоге организатор, который проводит азартные игры и заключает пари, должен учесть требования как к игровым залам (казино), так и к тотализаторам (букмекерским конторам). Упростить задачу можно, только если выбрать одно из направлений игорного бизнеса: либо проведение азартных игр, либо заключение пари на исход события. Последний вариант организации «азартной» деятельности, согласно Закону, находится в более привилегированном положении, однако инициаторам заключения пари нужно учесть также некоторые требования и ограничения.

Организаторы игорного бизнеса, заключающие с азартными посетителями пари, не ограничены Законом в продолжении своей деятельности. В отличие от казино и игровых залов им не грозит переезд в игорные зоны. Но для этого необходимо выполнить те же требования по размещению, которые предъявляются к казино и игровым залам. Кроме того, букмекерские конторы и тотализаторы не могут располагаться на соответствующих земельных участках, на которых находятся запрещенные для игр здания, строения и сооружения.

В зоне обслуживания участников азартных игр должна находиться касса букмекерской конторы (тотализатора). Кроме нее в игорном заведении, где заключаются пари на исход того или иного события, должно располагаться специальное оборудование. С его помощью организатор букмекерской конторы (тотализатора) обеспечивает прием, единый учет, обработку ставок и выплачивает выигрыши. Событие, от которого зависит исход пари, букмекер вправе выбрать самостоятельно, а посредник - владелец тотализатора - обязан предоставить возможность участникам наблюдать за развитием и исходом этого события.

И последнее, самое главное требование - организаторы букмекерских контор и тотализаторов должны иметь специальную лицензию на проведение азартных игр и пари в этих игорных заведениях. Порядок выдачи такой лицензии регулируется Постановление Правительства РФ № 1130 от 26.12.2011 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Завершая исследование, можно сделать следующие выводы:

Азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

Организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации. Организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр. Работниками организатора азартных игр не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет.

Договор о проведении игр или пари обычно является реальным, т.е. считается заключенным с момента, когда игроки сделали свои ставки, сформировали призовой фонд («банк»).

Юридически полноценные (т.е. снабженные исковой защитой) обязательства возникают из договоров о проведении игр или пари лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. К ним относятся обязательства с участием лиц, принявших участие в играх или пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари, а также обязательства, возникающие из разрешенных государством (лицензируемых) азартных игр или пари.

На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны.

Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с Законом № 244-ФЗ иными нормативными правовыми актами.

В заключении следует отметить проблемы, выявленные в процессе написания дипломной работы по поводу правоприменительной практики и коллизий в праве, относительно проведения игр и пари. Дело в том, что законодатель не формулирует определение игр и пари настолько четко, как того требует на сегодня развитие экономики и права, что влияет на решения судов, как приводился пример с договорами расчетного форварда в главе 3 данной работы.

Так же проблемы есть и в определении статуса земли, на которой будут располагаться игорные зоны. Что следовало решить в дополнении к Закону об азартных играх и к Земельному кодексу РФ.

Хотя следует отметить, в результате исследования работ разных авторов и законы по данной теме, можно проследить не только тенденции в развитии законодательства, но и ход научной мысли на пути к формированию наиболее совершенных правовых конструкций в рассматриваемой сфере. Но работать в данном направлении предстоит еще много.

Следует отрегулировать организацию, требования, контроль и лицензирование азартных игр, тотализаторов и букмекерских контор. Внести существенные изменения в главу 58 Гражданского кодекса РФ, для более точной конкретизации определения игр и пари; определить договор об азартных играх и пари и его условия.

Определить условия защиты прав граждан-участников игр и пари, для этого так же необходимо классифицировать игры и пари, выделить их виды, выявить и показать их отличительные признаки. Это необходимо для исключения коллизий в законодательстве и установления четких и единственно верных решений судов при разбирательствах, касаемо игорного бизнеса и проведения пари.

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ПАРИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ. 6

1.1. Понятие, признаки и виды игр и пари. 6

1.2. Правовая природа договора азартных игр. 15

1.3. Требования к организации азартных игр и пари. 31

ГЛАВА II. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРИ ПРВОЕДЕНИИ ИГР И ПАРИ.. 41

2.1. Обязательства, возникающие при проведении игр и пари. 41

2.2. Защита прав, возникающая при проведении игр и пари. 46

ГЛАВА III. КОЛЛИЗИИ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 64

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), следуя примеру ряда европейских законодательств, были включены нормы, регламентирующие общественные отношения, возникающие из проведения игр и пари и участия в них (ст. 1062 и 1063 ГК РФ). Законодатель подчеркнул, что проведение игр и пари, а также участие в них имеют определенное гражданско-правовое значение, т.е. порождают ряд субъективных гражданских прав и юридических обязанностей. Обращение к этим нормам позволит констатировать, во-первых, отсутствие определений терминов «игра» и «пари», а во-вторых, то, что юридическое значение, приданное законодателем играм и пари, весьма и весьма специфическое. Следует заметить, что в современной литературе и комментариях к ГК РФ тема игр и пари мало изучена, что подвигло к написанию данной дипломной работы.

До настоящего времени в доктрине не сформировалась классификация игр и пари, до конца не определена правовая природа этих институтов и их место в системе гражданского права. Более того, как в законодательстве, так и в научных трудах отсутствует четкое соотношение игр и пари, а также смежных и сходных с ними институтов гражданского права, таких как производные финансовые инструменты. Здесь важно отметить, что первоначально такие обязательства как азартные игры и пари, в силу негативного отношения к ним, развивались исключительно в рамках публичного права (уголовного, административного). И только с принятием части второй Гражданского кодекса Российской Федерации им было уделено внимание в рамках гражданско-правового регулирования.

На сегодняшний день игорный бизнес является одной из самых динамично развивающихся индустрий развлечений и отдыха, которая с момента своего легального существования в Российской Федерации продолжает оставаться законодательно не урегулированной сферой правоотношений, что позволяет нам говорить об актуальности выбранной темы.

Объектом данного исследования следует считать гражданско-правовой институт проведения игр и пари, а также правоприменительную практику судебных органов Российской Федерации, содержащие основы, порядок, осо­бенности применения норм арбитражного законодательства и правоприменительная практика в решении споров, возникающих по поводу проведения игр и пари.

Предметом исследования является правовая регламентация организации и проведения игр и пари, а также защита прав участников за нарушение законодательства об играх и пари.

Цель исследования - определение на основе анализа действующего гражданского законодательства и теоретических достижений цивилистики соотношения институтов игр и пари, а также исследование гражданско-правового регулирования названных институтов и разработка предложений по повышению эффективности действующих в этой сфере законодательных и иных нормативных актов. Исходя из цели исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. раскрыть понятие и правовую природу игр и пари и особенности их проведения;

2. изучить особенности требований к организации азартных игр;

3. рассмотреть правовые основы договора на проведение игр и пари;

4. рассмотреть обязательства и защиту прав участников при проведении игр и пари;

5. выявить наиболее актуальные проблемы, вытекающие из организации и проведения игр и пари;

6. разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства, регулирующего организацию и проведение игр и пари.

Методологическую основу исследования, прежде всего, составил диалектический метод познания. В процессе подготовки работы частными научными методами исследования, такими как: историко-правовой, который позволил выявить закономерности становления и развития игр, пари и смежных с ними институтов гражданского права; системно-структурный метод использовался при характеристике условий срочных финансовых сделок; социально-правовой метод позволил выявить возможности совершенствования и пути развития гражданско-правового регулирования игр, пари и смежных с ними институтов гражданского права; сравнительно-правовой метод и др. Вышеуказанные методы были использованы в их взаимосвязи и взаимообусловленности, что позволило изучить предмет дипломной работы целостно и всесторонне.

Нормативную основу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, а также многочисленные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие различные стороны отношений, возникающих из игр и пари.

Теоретическую основу исследования составила различные статьи и комментарии, научная литература отечественных ученых по общей теории гражданского права, отраслевым юридическим наукам: гражданскому праву, налоговому и др. Для раскрытия и изучения темы исследовалась литературные и научные труды следующих авторов: А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Брагинский М.И., Витрянский В.В. и других. В работе использовались материалы правовой системы «КонсультантПлюс».

 

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ПАРИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.017 с.)