Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемные ситуации для ведения дискуссии

Поиск

1. Приведите в качестве примера довод, применительно к которому выражение «это правильно в теории, но совершенно неверно на практике» имело бы смысл, а также довод, применительно к которому это выражение было бы абсолютно бессмысленным.

2. Проанализируйте высказывание Дж. М. Кейнса о том, что экономисты «делают цивилизацию возможной».

3. Продолжите высказывание Дж. М. Кейнса «Положительная наука может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся…»

а) к тому, что есть;

б) к тому, что должно быть;

в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;

г) к оценочным суждениям.

4. Какие события экономической истории ХХ в. оказали определяющее влияние на развитие экономических идей – на революции в экономической теории?

5. Известный русский экономист М.И. Туган-Барановский в своём учебнике «Основы политической экономии» (1909 г.) даёт следующую формулировку целей хозяйственной деятельности: «Наши потребности далеко превосходят средства их удовлетворения, находящиеся в нашем распоряжении. Поэтому мы должны экономизировать свои силы и всякие иные средства удовлетворения наших потребностей, чтобы обеспечить себе максимум удовлетворения последних». Определить какая неточность допущена в этой формулировке; как формулируются экономические цели в современной экономической науке.

6. Почему основная часть обслуживающего персонала Макдональдса молодые люди?

7. Ряд исследований показывает, что для большинства людей более важным будет не величина их абсолютного дохода, а соотношение между их доходами и доходами окружающих. Не может ли этот факт сократить значение экономического роста как средства борьбы с бедностью?

8. Несколько лет назад в Wall Street Journal появилась передовица, автор которой хотел упрекнуть экономиста из Министерства сельского хозяйства в экономическом невежестве, которое якобы всплыло наружу, когда тот заявил, что мощное движение потребителей в США «вновь привело к снижению цены на кофе, после того как она достигла высшей точки – 8,84 доллара за кг. «Это неверно – заявил автор передовицы. Рынок кофе ведет себя, так как и положено себя вести рынку и как это объясняется в элементарных учебниках: цены повышаются, спрос падает, и цены снижаются».

9. Переработка бумажного мусора для производства бумаги часто рассматривается как способ охраны окружающей среды, так как позволяет сохранить от вырубки деревья. Каким образом рост переработки бумажного мусора может привести к увеличению количества вырубаемых деревьев вместо ожидаемого уменьшения вырубки лесов?

10. В 1973 ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти) ввела ограничения на поставки нефти на мировой рынок. Как это повлияло на цену нефти? Как изменение цены нефти на мировом рынке повлияло на рынок бензина в странах западной Европы и США? Известно, что до 1973 года многие американцы предпочитали большие автомобили, пожирающие много бензина. Поскольку нефть стоила относительно дешево, то многие дома отапливались нефтяным топливом. Как изменилась ситуация на рынках больших и малолитражных автомобилей с экономным расходованием горючего? Как изменилась ситуация на рынках товаров, позволяющих улучшить теплоизоляцию жилых домов (прокладок на окнах и дверях, окна с термостеклом и т.п.)? Как изменения на рынках автомобилей и теплоизоляционных материалов нефтяного топлива в последствии сказались на рынке бензина и нефтяного топлива? Как это в свою очередь повлияло на спрос на нефть? Ответ обязательно проиллюстрируйте графически.

11. При нынешних ценах спрос на аспирин кажется очень эластичным. Как вы думаете, что произойдет с эластичностью спроса, если цена аспирина вырастет в пять раз? В 50? Почему?

12. Эластичен ли спрос на лекарства, продаваемые по рецепту? Почему? Согласны ли вы с утверждением, что цены на лекарства, продаваемые по рецепту, могут свободно устанавливаться фирмами-производителями, т.к. люди будут покупать то, что прописывает врач?

13. С компанией XXX, продающей музыкальные диски через Интернет, можно связаться из любой точки США. Повлияло ли это на эластичность спроса на записи, продаваемые через местные розничные магазины?

14. В 1980-х годах появилось множество компаний, продающих компьютеры, аналогичные PC IBM. Как это повлияло на эластичность спроса на персональные компьютеры IBM?

15. Оценивая эластичность спроса на сигареты, говорят, что она составляет 0,4, т.е. повышение цены на 10% приведет к снижению величины спроса на 4%:

а) означает ли это, что повышение налога на табачную продукцию послужит эффективным способом борьбы с курением?

б) означает ли это, что повышение налога на табачную продукцию – эффективный способ повысить доходы государства?

в) если правительство желает одновременно и бороться с курением, и повысить доходы государства от налога на табачные изделия, насколько эластичным или неэластичным, по вашему мнению, должен быть спрос на сигареты?

16. Функция спроса на товар X имеет вид Qd = 8-Px+0,2Py. Найдите коэффициенты ценовой и перекрестной эластичности спроса на товар X при Рх = 4, Ру =5. Определите, являются ли товары связанными в потреблении и вид связи, если она есть.

17. Зависимость величины спроса на товар X от цены этого товара и цены товара Y задана функцией Qd =250-20Рх+10Ру. Найдите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар X при Рх = 10, Ру=15. Определите, являются ли товары связанными в потреблении и вид связи, если она есть.

18. Предприниматель Петров продавал 1200 футболок в месяц, когда цена футболки у его конкурента, предпринимателя Иванова, была равна 50 рублям. Иванов снизил цену до 40 рублей. Сколько футболок теперь удается продать предпринимателю Петрову, если известно, что коэффициент перекрестной эластичности спроса на «петровские» футболки по цене «ивановских» футболок равен 2.

19. При уровне дохода равным 900 руб./мес. величина спроса на товар была равна 20 литрам. Как изменится величина спроса на товар, если уровень дохода вырастет до 1100 руб./мес.? Известно, что коэффициент эластичности спроса по доходу равен 1,2.

20. Как правило, во всех заданиях при построении изоквант используются только труд (L) и капитал (K). Можно ли построить изокванту (карту изоквант) в координатах труд – информация или капитал – предпринимательство?

21. При анализе последствий изменения цен на товары и услуги теория спроса выделяет эффект замещения и эффект дохода. Возникают ли эти эффекты при изменении цен на факторы производства? При каких условиях может возникнуть эффект, аналогичный эффекту дохода в потреблении.

22. Если считать обучение производственным процессом (целевая функция – объём полученных знаний, качество в целях упрощения не учитывается), то, что следует считать факторами производства, и какой вид производственной деятельности можно применить для описания такого процесса?

23. Дайте рекомендации совершенно конкурентной фирме, если общий доход равен 800 руб., постоянные издержки 100 руб., средние общие 35 руб., средние переменные 30 руб., предельные издержки составляют 39 руб.

24. Дайте рекомендации совершенно конкурентной фирме, если объём выпуска составляет 4000 ед., общий доход составил 5000 руб., постоянные издержки равны 1500 руб., средние переменные 5,5 руб., предельные издержки 5 руб.

Примерная тематика эссе, докладов

1. Лауреаты Нобелевской премии в области экономики.

2. Выдающиеся русские экономисты.

3. Общественное разделение труда, специализация и кооперация в современном производстве.

4. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека.

5. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное производство: сущность, структура и основные отличия.

6. Становление и развитие товарного производства в России.

7. Информационная экономика: сущность и противоречия становления.

8. Модели экономического развития: стратегия развития экономики России.

9. Государственная собственность и её роль в модернизации российской экономики.

10. Частная и государственная форма собственности: тенденции и перспективы развития.

11. Роль интеллектуальной собственности в экономике современной России.

12. Лизинговые отношения и их развитие в России.

13. Экономическая теория прав собственности.

14. Роль человеческого капитала в современном обществе.

15. Неравновесные состояния рынка и недостаток информации.

16. Предприниматель как субъект установления равновесия.

17. Расширенная трактовка правила MR = MC как общей философии бизнеса.

18. Проблема неполноты информации об уровне спроса на продукцию фирмы.

19. Использование концепций бухгалтерских и альтернативных издержек в практике предпринимательства.

20. Основные проблемы практического управления издержками фирмы.

21. Учет эффекта временного горизонта в предпринимательской практике.

22. Графики валовых издержек и валовых доходов, средних издержек и средних доходов. Анализ критических точек и его использование в управлении фирмой.

23. Закономерности спроса на однотипные товары, их последствия для практики ценообразования.

24. Закономерности спроса на дифференцированные товары, их последствия для практики ценообразования.

25. Предпринимательская бдительность в трактовке неоавстрийской школы.

26. Информация как ресурс: информационная асимметрия на российских рынках.

27. Риск и неопределенность. Основные методы снижения риска.

28. Управление риском (выбор уровня, распределение, объединение)

29. Многопродуктовая фирма: совместный выпуск продукции.

30. Многопродуктовая фирма: альтернативный выпуск продукции.

31. Правило максимизации прибыли при инкрементальном анализе.

32. Продукт как экономическая переменная. Качество как многомерная переменная. Оптимизация качества товара и степени дифференциации ассортимента.

33. Принципы управления спросом на продукцию фирмы.

34. Монополистические преимущества как стимул. Менеджер и краткосрочная монополия.

35. Предпосылки ценовой дискриминации и ее разновидности. Легальная дискриминация и ее использование фирмой.

36. Инвестиционный проект в широком и узком толковании, его стадии.

37. Приложение теории дисконтирования к производственным проектам, управлению собственностью, финансовым инвестициям.

38. Координация производственных ресурсов и несение риска как основные функции предпринимательства. Шумпетеровский предприниматель.

39. Экономико-теоретическая сущность бренда и позиционирования товаров, их функции

40. Новая экономика как часть постиндустриальной экономики.

41. Инновации в новой экономике: особая роль информационных и коммуникационных технологий.

42. Сетевые экономические структуры. Кластеры, аутсорсинг, сетевые компании, динамичные компании среднего бизнеса – «газели».

43. Виртуализация экономической деятельности и виртуальные компании.

44. Этика бизнеса как экономическая категория.

Вопросы к экзамену

1. Отношение предпочтения и функция полезности. Задача максимизации полезности при заданном бюджетном ограничении и задача минимизации затрат при заданном уровне полезности. Двойственность в теории потребителя.

2. Метод сравнительной статики. Изменение спроса потребителя в результате изменения его номинального дохода. Изменение спроса потребителя в результате изменения цены одного из благ. Эффект замещения и эффект дохода. Уравнение Слуцкого.

3. Измерение изменений в благосостоянии потребителя: компенсирующая вариация, эквивалентная вариация и потребительский излишек. Анализ влияния различных мер социальной политики на благосостояние потребителя.

4. Формирование рыночного спроса. Эластичность спроса.

5. Правила поведения потребителя в условиях неопределенности. Понятие лотереи. Ожидаемая ценность лотереи. Ожидаемая полезность: понятие, экономический смысл, области применения на практике. Аксиомы ожидаемой полезности (функция Неймана-Моргенштерна).

6. Виды функции ожидаемой полезности по отношению игроков (потребителей) к риску: нерасположенные к риску; нейтральные к риску и предпочитающие риск (склонные к риску).

7. Приведение сложных лотерей. Справедливая цена лотереи. Понятие справедливой игры. Предельная полезность игры и склонность игрока к риску.

8. Максимизация ожидаемой полезности. Методы сокращения риска. Премия за риск. Ожидаемая полезность и кривые безразличия. Модель страховки.

9. Способы описания технологий: производственное множество, производственная функция и множество необходимых факторов производства. Свойства производственных функций. Задача максимизация прибыли и свойства функции прибыли.

10. Задача минимизация издержек и свойства функции издержек. Особенности краткосрочного и долгосрочного периода производства.

11. Модель совершенной конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде.

12. Частичное равновесие и эффективность совершенно конкурентного рынка. Государственное регулирование товарных рынков и потери в общественном благосостоянии.

13. Общее равновесие. Экономика чистого обмена. Условие Парето-эффективного распределения благ в обмене. Контрактная кривая. Равновесие Вальраса.

14. Экономика с производством. Модель Робинзона Крузо.

15. Равновесие с трансфертами. Первая и вторая теоремы экономики благосостояния.

16. Определение границ отраслевого рынка: роль перекрестной и прямой эластичности спроса по цене; другие характеристики. Критерии классификации рыночных структур.

17. Поведение фирм на рынке. Результаты экономической деятельности фирм. Государственное регулирование рынков с несовершенной конкуренцией. Пример: Антимонопольное законодательство РФ.

18. Основные показатели концентрации продавцов на рынке. Рыночная доля фирмы. Норма концентрации. Индекс Херфиндаля – Хиршмана. Достоинства и недостатки данных показателей. Основные показатели монопольной власти фирмы. Индекс Лернера. Источники монопольной власти фирмы.

19. Модель чистой монополии. Монополия и неэффективное по Парето распределение ресурсов. Налогообложение монополий. Реакция монополии и совершенно конкурентной отрасли на налоги.

20. Ценовая дискриминация и условия, необходимые для её осуществления. Совершенная ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация второй степени: просеивание и самоотбор. Ценовая дискриминация третьей степени: сегментация рынков.

21. Характерные черты олигополистических рынков. Применение теории игр к анализу поведения олигополистов. Равновесие по Нэшу. Одновременные и последовательные игры.

22. Конкуренция двух и более фирм при одновременном выборе выпуска (модель Курно). Функции количественной реакции. Равновесие Курно.

23. Картельное соглашение фирм. Выбор оптимального объёма выпуска и цены.

24. Конкуренция двух фирм за объем выпуска, если одна из фирм является лидером рынка (модель Штакельберга).

25. Ценовая конкуренция двух фирм (модель Бертрана). Функции ценовой реакции. Равновесие Бертрана.

26. Конкуренция на рынке, на котором доминирующая фирма является ценовым лидером (модель Форхаймера).

27. Повторяющиеся игры. Стратегия «возвращения к равновесию по Нэшу».

28. Скрытые характеристики, предконтрактный оппортунизм и неблагоприятный отбор. Модель Акерлофа: рынок «лимонов».

29. Подача сигналов о качестве. Модель Спенса: сигналы на рынке труда. Скрининг.

30. Скрытые действия, постконтрактный оппортунизм и моральный риск. Моральный риск на рынке страхования. Моральный риск на финансовом рынке. Способы снижения морального риска. Проблема «принципал-агент».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.168.68 (0.009 с.)