Профориентационная игра «Ассоциация» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профориентационная игра «Ассоциация»



Цель: выявить истинное отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.

Объясняются условия игры (инструкция): «Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например: «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.

Опыт показывает, что не все ребята сразу понимают эти вопросы, поэтому целесообразно потренироваться на одном примере. Можно взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии, скорее всего белый, запах - что-то связано со спиртом (лекарство слишком наводящий ответ), мебель - стеклянный шкаф или кушетка.

Далее педагог дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2-3 минут, продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».

 

Три человека выходят из класса. Остальные быстро загадывают профессию, а педагог предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.

Педагог приглашает трех человек (отгадывающих), которые по очереди задают вопросы. Он следит за динамикой игры.

Когда все вопросы и ответы произнесены, педагог предлагает в течение одной минуты продумать трем отгадывающим свои ответы.

Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией. Например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, военный летчик и космонавт довольно близки. Право определить, отгадали ребята профессию или нет, должно быть предоставлено группе. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

Обсуждение игры (проигрывание). Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если группа не согласна с ответом, можно попросить того, кто так ответил, дать объяснение. Нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер» и на вопрос «Какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл.

При выявлении неудачных ответов ребятам предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии.

Участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления о профессии.

У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл (возможен и ничейный результат).

Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку характер этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о группе в целом и об отдельных воспитанниках, так как за одно занятие в отдельной игре могут принять активное участие многие ребята.

Перспективы использования игры. В перспективе можно разработать специальный перечень ассоциативных вопросов, помогающих отгадывающим лучше подготовиться, а ведущему лучше организовывать игру и обсуждение в ситуации меньшей неопределенности. Можно также использовать в игре не одну, а две (соревнующиеся) группы отгадывающих. Можно загадывать не только профессии, а конкретные места работы, учебные заведения, образ типичных представителей тех или иных профессий (типичных работников).

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Список литературы:

а) основная литература:

Нуркова В.В. Психология: Учебник для бакалавров. – М., 2012.–575 с.

Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров. – М., 2012. – 574 с.

Исаев Е.И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. – М., 2012. – 347 с.

Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров. – М., 2012. – 567 с.

б) дополнительная литература:

Астахов А.П. Новейший психолого-педагогический словарь. – Мн., 2010. – 928 с.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб., 2012. – 384 с.

Гребень Н.Ф. Тесты для профориентации, воспитательной работы, подбора кадров/сост. Н.Ф.Гребень. - Минск,2012. - 480с.

Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. - М., 2008.–256 с.

Еремина Р.А. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. - М., 2008. – 183 с.

Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии: учебник для бакалавров. – М., 2012. – 511 с.

Загвязинский В.И. Педагогический словарь. – М., 2008. – 352 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.79 (0.007 с.)