Образцы программ по профессиональному самоопределению старшеклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образцы программ по профессиональному самоопределению старшеклассников



Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»

Цель программы: Помощь старшеклассникам общеобразовательных учреждений в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению.

Задачи:

· формирование актуального для подростков «информативного поля»;

· Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

· формирование мотивов саморазвития, самоопределения и личностного роста.

Программа рассчитана на 43 занятия, в объеме 2460 минут и на срок 3 месяца

Структура программы

Название Ответственный Время проведения
  Занятие по профессиональному самоопределению №1 Социальный педагог 40 минут
  Диагностика профессиональных установок Психолог 40 минут
  Занятие по профессиональному самоопределению №2 Социальный педагог 40 минут
  Занятие по профессиональному самоопределению №3 Социальный педагог 40 минут
  Индивидуальное профессиональное консультирование учащихся и их родителей Психолог, Социальный педагог 1020 минут (60 минут в неделю)
  Занятие по профессиональному самоопределению №4   Социальный педагог 40 минут
  Профориентационные встречи с представителями высших учебных заведений и работодателями Социальный педагог, администрация 1020 минут (60 минут в неделю)
  Оформление профориентационные стендов Социальный педагог 40 минут
  Выставка литературы, посвященная различным профессиям Социальный педагог Классный руководитель 40 минут
  Информирование о «Днях открытых дверей» в образовательных учреждениях, о ярмарках вакансий. Социальный педагог 60 минут  
  Защита творческого проекта «Мой Взгляд в будущее» Социальный педагог Психолог Классный руководитель 80 минут

 

В процессе изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» учащимся необходимо выполнить и защитить творческий проект «Мой Взгляд в будущее».

Схема проекта:

1. Титульный лист

2. Тип, класс, отдел, группа, формула профессии

3. Мотив выбора профессии (почему выбрана именно эта профессия)

4. Кто оказал наибольшее влияние на этот выбор

5. Профессиональный идеал

6. Бизнес план

Конспекты занятий:

Занятие №1

Ориентировочное

Цель - получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профессиональному самоопределению.

Задачи

· Знакомство с группой

· Проведение игры «Секрет на спине», «Сантики-фантики»

· Информирование учащихся о профессиях, о рейтинге востребованности профессий

· Диагностирование

· Анкетирование

· Рефлексия

Оборудование:

· листы с названиями разных профессий

· скотч

· доска

· тетради

· ручки

· часы

· конспект занятия

Время занятия:40 минут

1.Организационный этап

Приветствие

Проверка наличия учащихся

Слова ведущего:

Здравствуйте дети!

Меня зовут Вера Максимовна.

Действия детей

Здравствуйте!

Слова ведущего

Теперь я бы хотела познакомиться с вами!

По очереди скажите свою фамилию и имя, а я вас запишу в своей тетради.

Действия детей

Дети называют свою фамилию и имя

2. Основная часть

Слова ведущего:

Вам интересно - для чего же мы с вами собрались и о чем будут наши занятия?

Действия детей

Да!

Слова ведущего:

Тогда давайте поиграем в игру, которая называется «Секрет на спине».

Сейчас мне нужны два человека.

Кто хочет поиграть?

Действия детей

Выходят 2 человека

Слова ведущего:

Одному из вас я прикреплю на спину листочек, на котором будет написана какая-то профессия. Второй человек должен объяснить с помощью жестов первому, что это за профессия.

Готовы?

Начали-закончили.

Я думаю, что вы уже догадались - о чем будут наши занятия.

Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас определился в том, куда он хочет пойти учиться после окончания школы.

Если кто-то уже сделал свой выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора.

Вопрос "Кем быть?" фактически означает найти способ реализации себя. Однако на пути свободного поиска человек может сталкиваться с различными неожиданностями, препятствиями, сложностями. Лишь немногих старшеклассников это не тревожит. Остальные ищут, выбирают, советуются. Мучают родителей. А те, прежде всего, ориентируются на слухи и статьи о том, какие профессии нужны на рынке труда и кому больше платят

Что ж, это разумный подход. Но нельзя упускать из виду, что информация о высоких востребованности специалистов в российских условиях штука скоропортящаяся. Ситуация меняется каждые пять лет, поэтому пока юные дарования выберут модное направление да будут набираться ума-разума в вузе, дунет ветер перемен и рейтинг поменяется. С другой стороны, существуют профессии, на которых социально-политические изменения отражаются не так фатально, например, транспортники. В последние годы большинство молодых людей ринулось в технические вузы. Значит, завтра ожидается перепроизводство "технарей" и им придется переходить в другие сферы. Аналитики рынка труда уже сейчас отмечают: подготовка программистов шла таким ходом, что предложение постепенно догоняет спрос, который по сравнению с прошлым годом упал на 15%. А как только вакансий становится меньше, чем желающих их заполнить, зарплаты падают.

Однако есть и вполне оптимистичные прогнозы; маркетологов теперь требуется на 22% больше, чем в прошлом году, и количество рабочих мест для них увеличивается. Связано это с тем, что после дефолта в России начала развиваться отечественная промышленность и в компаниях с растущими объемами производства и продаж стали появляться такие вакансии. Пока маркетологи не входят в рейтинг самых востребованных работников, но не исключено, что такая ситуация сложится уже через пару-тройку лет.

Горячая десятка

Как вы думаете, ребята, какие профессии входят в горячую десятку?

Действия детей

Дети высказывают свои предположения

Слова ведущего:

Кто-то из вас угадал, а кто-то нет.

Ее можно вычислить благодаря четкой статистике кадровиков, рекрутеров и аналитиков издательских домов, связанных с объявлениями о работе и сайтов по подбору персонала.

Предлагаемых вакансий значительно больше, но далеко не все они реальны, поскольку нередко бывает так, что человек фирме нужен, но рабочего места для него нет, да и денег в бюджете не предусмотрено. "Количество и качество" вакансий - величина переменная, зависящая от времени года и многих других параметров. В декабре-январе, перед составлением квартальных отчетов, всем срочно нужны бухгалтеры, накануне лета требуется персонал для ресторанов и зон отдыха, а в августе, после отпусков, когда начинается оживление рынка, - секретари и менеджеры. Ситуация может меняться каждый квартал и, разумеется, год на год не приходится. Поэтому для точности на каждую цифру списка надо добавить десяти-пятнадцатипроцентную поправку.

Статистика регионов отличается от столичной; например, на Кубани нужны специалисты в области переработки продуктов питания и табака, а на Урале, в Сибири и в других регионах больше востребованы инженеры, хорошо знакомые с современными технологиями и оборудованием.

А теперь я раздам анкеты, и вы их заполните, и через 5 минут я их соберу.

Действия детей заполнение анкет, вопросы по анкете

Слова ведущего:

Время истекло. Сдавайте ваши работы.

Действия детей

Сдают работы, задают вопросы

Слова ведущего

Наверное, не все из вас ответили на последний вопрос анкеты, а это еще раз доказывает необходимость наших занятий.

Сейчас мы попробуем определить: какой тип профессий интересует вас больше всего.

Опросник Климова.

При выполнении этого теста необходимо из каждой пары выбрать одну профессию “для себя” и в бланке для ответов записать, что же выбрано – “а” или “б”. Если Вам не подходит ни одна из двух профессий, то поставьте себя в ситуацию вынужденного выбора: «из двух зол выбирают меньшее».

Я начинаю зачитывать варианты:…

Теперь ваша задача - сравнить свои ответы с ключом. Совпадения отмечайте (ведущие зачитывает ответы в таблице).

Подсчитайте суммы совпадений по каждому типу профессий, максимальное количество -8

На следующем занятии я расскажу вам о ваших результатах и о типах профессий, которые вы выбрали.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Сантики-фантики»

Ведущий. Мы начинаем встречу с выполнения нашей игры. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего, но сначала послушайте, каковы условия выполнения упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге. Движение же показывает ведущий, выбравший определенную профессию и типичное движение для этой профессии, и все в круге должны повторять движения. На время, пока группа выбирает ведущею, водящий выходит за дверь.

Действия детей

Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведет участников, за кем повторяют движения в круге.

Ведущий: У нас сменилось уже несколько водящих и ведущих -пора объяснить вам содержание проекта, который вы должны подготовить к концу курса наших занятий.

Действия детей

Дети садятся на свои места

Слова ведущего

Каждый из вас должен подготовить проект под названием «Профессиональная проба» (структура и содержание проекта в приложении)

3.Заключительный этап

1. Рефлексия

· Что делали?

· Что понравилось?

· Что не понравилось?

· Какие пожелания?

· Какие вопросы?

2. Ритуал прощания

(аплодисменты друг другу)

 

Занятие №2

 

Классификация профессий

Цели - формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Задачи:

· активизация умственной активности

· развитие умения работать в группе

· формирование умения использовать разную профессиональную терминологию.

· Информирование учащихся о типах, классах, группах, формулах профессий

· Проведение игр «любовное послание», «профессиональные молекулы»

Оборудование

· карточки с разной профессиональной терминологией

· Карточки с профессиями

· доска

· тетради

· ручки

· часы

· конспект занятия

Время занятия- 40 минут

1. Организационный этап

Приветствие

Проверка наличия учащихся

Слова ведущего:

Здравствуйте ребята!

Действия детей

Здравствуйте!

Слова ведущего:

сейчас я отмечу - кто сегодня присутствует. И мы начнем наше занятие.

2. Основная часть

Слова ведущего:

Мы начнем наше сегодняшнее занятие с упражнения, которое называется «любовное послание». Сейчас вы разделитесь на команды, и я раздам вам карточки, на которых будет написана разная профессиональная терминология. (Карточки см. в приложении)

С помощью этой терминологии вам нужно придумать любовное послание человеку, профессия которого написана наверху карточки.

Начали!

Действия детей

Дети придумывают признания

Слова ведущего:

Закончили.

Теперь команды по очереди зачитают нам свои признания, и мы выберем самые интересные.

Действия детей

Дети зачитывают признания и выбирают самое оригинальное

Слова ведущего:

Теперь сдайте мне работы и приготовьтесь послушать и записать очень важную для вас информацию, которая будет посвящена классификации профессий. (Классификацию профессий см. в приложении)

Подведем итог

Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор профессиональной сферы. Ведь Выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований, кот. предъявляет профессия личности претендента. А теперь, для того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.

Игра называется «Профессиональные молекулы».

Ведущий: Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того чтобы объединиться в группы, давайте проведем игру «Профессиональные молекулы». Условие: по моей команде «начали» все встают и хаотично передвигаются по классу; по команде «молекулы 3(2,4)» вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к вам, иначе можно не успеть, а здесь главное – реакция и быстрота.

После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по3-4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулы профессий.

Пример.

1. карточка: бухгалтер, токарь, актер, учитель

2. карточка: водитель, адвокат, теннисист (профессионал), спасатель МЧС

3. карточка: пожарный, строитель, машинист, пианист

4. карточка: крановщик, столяр, геолог, военнослужащий (контрактник).

 

Ведущий: Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксер»

 

Ч-Ч, ПР., Ф., МО.

 

Теперь работайте сами. Время работы-10 минут.

 

Действия детей выполняют задание

Слова ведущего:

Время подошло к концу.

Ну что же, перейдем к обсуждению ответов.

При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий.

Всем спасибо!

Ритуал прощания.

Аплодисменты друг другу.

 

Занятие №3

Заключительное

Цели - развитие умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности

Задачи:

· получение вторичной информации о профессиональных намерениях учащихся

· определение своих жизненных планов

· анализирование выполненной деятельности

· Проведение профигры «Цепочка профессий»

· Анкетирование

· Составление бизнес плана

· Анализ творческих проектов

Оборудование

· доска

· тетради

· ручки

· часы

· конспект занятия

Время занятия- 60 минут

1. Организационный этап

Приветствие

Проверка наличия учащихся

Слова ведущего:

Здравствуйте ребята!

Действия детей

Здравствуйте!

Слова ведущего: сейчас я отмечу - кто сегодня присутствует, и мы начнем наше заключительное занятие.

2.Основная часть

Слова ведущего:

Мы начнем наше сегодняшнее занятие с профигры, которая называется «цепочка профессий». Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующую называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, вспомните классификацию профессий, которую мы обсуждали на нашем занятии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.

Действия детей

Выстраивание цепочки и обсуждение сходств

Слова ведущего:

Молодцы! Все вспомнили классификацию профессий, а сейчас сядьте на свои места и заполните анкеты, которые я для вас подготовила. Не удивляйтесь, что вопросы будут казаться вам знакомыми. На первом занятии вы уже заполняли подобную анкету, которая позволила выяснить нам первичный (предполагаемый) выбор вашей будущей профессии и начальное «информативное поле», которым вы владеете о своей предполагаемой профессии. Сейчас, заполнив анкеты, мы узнаем, помогли ли наши занятия вашему профессиональному самоопределению.

На заполнение анкеты вам дается от 7-10 минут до 15 минут.

Начали!

Действия детей

Заполняют анкеты

Слова ведущего:

Закончили! Сдайте, пожалуйста, мне свои анкеты.

Действия детей

Сдают анкеты

Слова ведущего:

А сейчас я бы хотела помочь вам определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий. При обсуждении творческого проекта я уже упоминала о бизнес плане. Сейчас я объясню вам как это делать.

Сейчас каждый из вас составит, свой собственный бизнес-план и через 10 минут мы зачитаем, ваши планы, и вы сдадите их мне.

Начали!

Действия детей

Составление бизнес плана.

Слова ведущего

Закончили!

Давайте посмотрим - что у вас получилось!

Действия детей

Зачитывают свои работы!

Слова ведущего

Молодцы! Все замечательно справились с заданием! А сейчас, пока я буду собирать ваши работы, подготовьте свои творческие проекты.

Действия детей

Подготавливают свои творческие проекты.

Слова ведущего

Прежде чем мы, будем смотреть, ваши презентации я бы хотела, чтобы вы немного отдохнули.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Племена».

Сейчас вы разделитесь на 2 команды. Одна команда будет называться племенем «МАМБА-МАМБА», а другая команда будет называться племенем «ТУМБА-ТУМБА».

Сейчас с помощью мимики, жестов и всего лишь одного выражения, которое совпадает с названием вашего племени, вы попробуете выразить другому племени те чувства, которые я вам буду говорить.

Все поняли задание?

Действия детей

ДА!

Слова ведущего

Начали!

Мамба-мамба Тумба-тумба
Вопрос Восклицание Радость Грусть Уважение Злость Непонимание Безразличие

 

Действия детей

Пытаются выразить чувства противостоящему племени.

Слова ведущего

Закончили!

Молодцы!

А сейчас мы будем смотреть ваши проекты.

Все замечательно выполнили задание!

3.Заключительный этап

3. Рефлексия

· Что делали?

· Что понравилось?

· Что не понравилось?

· Какие пожелания?

· Какие вопросы?

4. Ритуал прощания (аплодисменты друг другу)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.098 с.)