Глава 2. Философские свидетельства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Философские свидетельства



 

До сих пор мы рассматривали документальные свидетельства — юридические документы и официальные текстовые расшифровки аудиозаписей, достоверность которых не подлежит сомнению. Теперь мы проанализируем принцип гуру-таттвы с точки зрения философии и священных писаний, чтобы понять, кто может быть истинным гуру, а кто им быть не может, а также чтобы еще больше обосновать наше понимание наставлений Шрилы Прабхупады об инициациях в ИСККОН после 1977 г.

 

2.1. Определение дикши (инициации)

 

Дикша — это сочетание двух компонентов: «ди» и «кша». «Ди» относится к дивйа-джнанам, трансцендентному знанию, а «кша» означает «кшапайати», разрушает или уничтожает (последствия греховных поступков), согласно пословному переводу в «Шримад-Бхагаватам», 4.24.61 и «Чайтанья-чаритамрите», Антья-лила, 3.62. Поэтому дикша означает наделение трансцендентным знанием и, как результат этого, уничтожение последствий грехов. Процитированные ниже стихи подтверждают данное определение слова «дикша»:

 

дивйам джнанам йато дадйат курйат папасйа санкшайам

тасмат дикшети са прокта дешикаис таттва-ковидаих

 

«Дикша — это процесс, позволяющий пробудить в себе трансцендентное знание и уничтожить все последствия греховных поступков. Те, кто хорошо знает богооткровенные писания, называют этот процесс дикшей».

«Бхакти-сандарбха» (238) Шрилы Дживы Госвами, процитированная в комментарии

к «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 15.108

 

тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа

упадекшйанти те джнанам джнанинас таттва-даршинах

йатхаидхамси самиддхо ’гнир бхасма-сат куруте ’рджуна

джнанагних сарва-кармани бхасма-сат куруте татха

 

«Постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшая себя душа способна передать тебе знание, ибо она узрела истину. <...> О Арджуна, как пламя костра превращает дрова в пепел, так и огонь знания сжигает дотла все последствия материальной деятельности».

«Бхагавад-гита как она есть», 4.34 и 4.37

 

ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа

чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

 

«Я был рожден во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза, озарив мой путь факелом знания. Я в глубоком почтении склоняюсь перед ним».

«Бхагавад-гита как она есть», введение

 

чакху-дан дило джеи, джанме джанме прабху сеи,

дивйа-джнан хриде прокашито

према-бхакти джаха хоите, авидйа винаша джате,

 

«Он возвращает мне зрение и наполняет мое сердце трансцендентным знанием, и потому он мой господин из жизни в жизнь. Он источает экстатическую прему и рассеивает мрак невежества».

«Шри Гуру-вандана», песня Шрилы Нароттамы даса Тхакура, куплет 3

 

Итак, дикша происходит тогда, когда ученику передается трансцендентное знание от самоосознавшего гуру, и благодаря этому последствия грехов ученика полностью уничтожаются. Церемония наречения именем является необходимой формальностью, но она может быть проведена другими личностями — ритвиками (жрецами) от имени гуру. В ИСККОН все преданные получают трансцендентное знание из книг Шрилы Прабхупады. Поэтому Шрила Прабхупада для всех является дикша-гуру.

 

2.2. Кто может быть дикша-гуру?

 

Существует два критерия, на основании которых можно стать инициирующим духовным учителем:

 

1. Обладание квалификацией первоклассного преданного;

2. Полномочия от своего духовного учителя.

 

Быть чистым преданным — предварительное условие для того, чтобы стать гуру. Но само по себе оно не дает автоматического права становиться дикша-гуру. Для этого нужно получить полномочия от своего духовного учителя, чтобы самому стать настоящим дикша-гуру. Разумеется, если преданный уполномочен своим гуру стать духовным учителем, следует понимать, что он уже является чистым преданным, поскольку такова предварительная квалификация, необходимая для того, чтобы стать гуру.

 

Давайте рассмотрим указанные выше критерии с философской точки зрения, то есть с точки зрения священных писаний. Для этого процитируем тексты из ведической литературы и выдержки из наставлений Шрилы Прабхупады.

 

2.2.1. Квалификация дикша-гуру

 

Истинный духовный учитель — чистый преданный первого класса. Существует три категории преданных, и духовный учитель должен быть преданным первой категории. Качества первоклассного преданного описаны ниже:

 

сарва-бхутешу йах пашйед бхагавад-бхавам атманах

бхутани бхагаватй атманй эша бхагаватоттамах

 

«Самые возвышенные преданные видят во всём сущем душу всех душ, Верховную Личность Бога, Шри Кришну. Поэтому они видят всё связанным с Верховным Господом и понимают, что всё сущее вечно пребывает в Господе».

«Шримад-Бхагаватам», 11.2.45

 

сарва-бхута-стхам атманам

сарва-бхутани чатмани

икшате йога-йуктатма

сарватра сама-даршанах

 

«Истинный йог видит Меня во всех существах и каждое существо — во Мне. Воистину, осознавший себя человек видит Меня повсюду».

«Бхагавад-гита как она есть», 6.29

 

«Что касается степени развития веры, то человека, который, хорошо изучив священные писания, стал сведущ в науке преданного служения и обрел твердую веру, называют преданным первой категории. К числу преданных второй категории относятся те, кто не до конца понял смысл священных писаний, но непоколебимо верит в то, что кришна-бхакти, преданное служение Кришне, — это лучший из путей, и, обладая такой верой, идет этим путем. Такие преданные превосходят преданных третьей категории, у которых нет ни знания священных писаний, ни твердой веры, которые пытаются следовать принципам сознания Кришны по простоте душевной и благодаря общению с преданными. Преданные третьей категории могут со временем пасть, но когда человек становится преданным второй или первой категории, он не падает».

«Бхагавад-гита как она есть», 9.3, комментарий

 

Истинный гуру никогда не падает с положения преданного слуги и не занимается деятельностью, противоречащей преданному служению, то есть греховной или материалистической деятельностью.

 

вачо вегам манасах кродха-вегам

джихва-вегам ударопастха-вегам

этан веган йо вишахета дхирах

сарвам апимам пртхивим са шишйат

 

«Уравновешенный человек, способный контролировать свою речь и ум, сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, достоин принимать учеников повсюду в мире».

«Шри Упадешамрита», 1 («Нектар наставлений», 1)

 

маха-бхагавата-шрештхо

брахмано ваи гурур нринам

 

«Гуру должен находиться на высшем уровне преданного служения. Существует три класса преданных, и гуру должен быть принят из высшего класса. Первоклассный преданный является духовным учителем для всех категорий людей».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.330, комментарий

(цитата из «Падма-пураны»)

 

«Когда человек достиг высшего положения маха-бхагаваты, его следует принять как гуру и поклоняться ему в точности как Хари, Личности Бога. Только такая личность достойна занять положение гуру».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 24.330, комментарий

 

«Шрила Бхактивинода Тхакур оставил для нас некоторые практические указания, помогающие распознать вайшнава категории уттама-адхикари; в частности, как он пишет, уттама-адхикари славится своей способностью обращать в вайшнавизм множество падших душ. Не следует становиться духовным учителем, не достигнув уровня уттама-адхикари. Вайшнавы -неофиты и вайшнавы, стоящие на промежуточной ступени, тоже могут принимать учеников, но такие ученики должны находиться на том же уровне. При этом надо понимать, что подопечные таких духовных учителей, действуя под их недостаточно компетентным руководством, не смогут достичь ощутимого прогресса на пути к высшей цели жизни. Поэтому ученик должен быть осторожным и принять в качестве духовного учителя уттама-адхикари».

«Нектар наставлений», текст 5, комментарий

 

2.2.2. Полномочия дикша-гуру

 

Хотя духовному учителю следует быть преданным первой категории, было бы ошибкой думать, что каждый преданный первой категории автоматически становится духовным учителем. Необходимо соответствовать еще и второму критерию — получить полномочия. В ведических исторических хрониках есть много примеров чистых преданных, которые не стали духовными учителями. Так что чистый преданный — это не синоним духовного учителя, однако истинный гуру должен быть чистым преданным Господа Кришны.

 

«В целом, ты должен знать, что он — не освобожденная личность и потому никого не может инициировать в сознание Кришны. Для этого требуется особое духовное благословение от вышестоящих авторитетов».

Письмо Шрилы Прабхупады Джанардане, 26 апреля 1968 г.

 

«Следует получить посвящение от истинного духовного учителя, принадлежащего к цепи ученической преемственности и получившего соответствующие полномочия от своего духовного учителя. Это называется дикша-видхана».

«Шримад-Бхагаватам», 4.8.54, комментарий

 

Индиец (1): Когда вы стали духовным лидером сознания Кришны?

<...>

Прабхупада: Когда мой Гуру Махараджа приказал мне. Это есть гуру-парампара.

 

Индиец: Он просто...

 

Прабхупада: Постарайтесь понять. Не торопитесь. Гуру может быть гуру, когда ему приказал его гуру. Вот и всё. Иначе никто не может стать гуру.

Вопросы-ответы после лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 7.2,

28 октября 1975 г., Найроби, Кения

 

2.3. Загадка парампары

 

В этом разделе мы покажем, как учрежденная Шрилой Прабхупадой система ритвиков, хотя и является новаторской, совершенным образом соответствует выводам священных писаний и традиции ученичества.

 

2.3.1. Должен ли дикша-гуру быть живым в физическом смысле, чтобы принимать учеников?

 

Иногда выдвигают возражение: без преемников Шрилы Прабхупады парампара, ученическая преемственность, насильно останавливается последователями системы ритвиков. Поэтому, говорят они, должен быть кто-то живой, чтобы преемственность оставалась непрерывной и продолжалась. Более того, они полагают, что из книг нельзя получать личное руководство, которое возможно при физическом присутствии. Обязательно ли физическое присутствие гуру на планете для того, чтобы принимать учеников или распространять трансцендентное знание? Сейчас мы изучим этот вопрос на основе цитат Шрилы Прабхупады и стихов из священных писаний, чтобы составить верное понимание данной темы.

 

Мадхудвиша: Есть ли возможность для христианина справиться без помощи духовного учителя? Сможет ли он достичь духовного неба, уверовав в слова Иисуса Христа и пытаясь следовать его наставлениям?

 

Шрила Прабхупада: Я не понимаю.

 

Тамала Кришна Госвами: Может ли христианин нашего времени, без духовного учителя, но читая Библию и следуя словам Иисуса, достичь...

 

Шрила Прабхупада: Когда ты читаешь Библию, ты следуешь духовному учителю. Как ты можешь говорить, что без учителя? Если ты изучаешь Библию, это означает, что ты следуешь наставлениям Господа Иисуса Христа. Это значит, что ты следуешь духовному учителю. Где же тут возможность быть без духовного учителя?

 

Мадхудвиша: Я имею в виду живого духовного учителя.

 

Шрила Прабхупада: Духовный учитель это не вопрос о... духовный учитель вечен. Духовный учитель вечен, а ты спрашиваешь, как без духовного учителя. На любой стадии жизни ты не можешь без духовного учителя. Ты можешь принять того или иного духовного учителя. Это другой момент. Но ты должен принять его. Ты говоришь: «Читая Библию». Когда ты читаешь Библию, это означает, что ты следуешь духовному учителю, которого представляет какой-либо священник в линии Господа Иисуса Христа.

Утренняя прогулка, 2 октября 1968 г., Сиэтл

 

Преданный: Шрила Прабхупада, когда Вы не присутствуете с нами, как можно получать наставления? Например, когда возникают вопросы...

 

Шрила Прабхупада: На вопросы... ответы есть в моих книгах.

Утренняя прогулка, 13 мая 1973 г., Лос-Анджелес, США

 

«Заблуждается тот, кто о смерти вайшнавов толкует, ведь жизнь продолжается в звуке».

Шрила Бхактивинода Тхакура

 

«Кришна и его представитель неотличны друг от друга. Подобным образом, духовный учитель может присутствовать всюду, где пожелает ученик. Духовный учитель есть принцип, а не тело. Так же как телепередачу могут смотреть в тысячах различных мест благодаря принципу телетрансляции».

Письмо Шрилы Прабхупады Малати, 28 мая 1968 г.

 

Есть много подобных цитат Шрилы Прабхупады, однако суть уже выражена ясно. Для того чтобы распространять знание, физическое присутствие тела духовного учителя не является обязательным, особенно когда эту функцию выполняют его книги.

 

Даже когда Шрила Прабхупада физически находился здесь, множество его инициированных учеников не были инициированы им лично и не имели много личного общения со своим духовным учителем (некоторые ученики вообще лично не встречались со Шрилой Прабхупадой). Шрила Прабхупада выстроил систему управления таким образом, чтобы участвующие в управлении храмом преданные и члены GBC являлись его представителями и действовали в качестве шикша-гуру, давая наставления другим преданным на основе наставлений Шрилы Прабхупады, и все становились учениками Его Божественной Милости. Кроме того, они проводили церемонии инициации, выступая именно в роли ритвиков, то есть следовали той самой системе, которую сейчас пытаются поставить под сомнение.

 

эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух

са каленеха махата його наштах парантапа

 

эвам — так; парампара — по цепи духовных учителей; праптам — полученную; имам — эту (науку); раджа-ршайах — праведные цари; видух — постигли; сах — это (знание); калена — течением времени; иха — в этом мире; махата — великим; йогах — наука об отношениях индивидуального существа со Всевышним; наштах — разрушена; парантапа — о Арджуна, покоритель врагов.

 

«Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и ее постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась, и это знание в его первозданном виде было утрачено».

«Бхагавад-гита как она есть», 4.2

 

Из этого стиха мы можем ясно понять, что парампара, или ученическая преемственность, считается прерванной, когда наука о взаимоотношении живого существа со Всевышним оказывается утраченной. Точные слова, которые использованы здесь: йогах наштах. Они означают, что эта наука утеряна; здесь не говорится шарира наштах — тело гуру утрачено. Итак, парампара считается прерванной, когда утрачивается наука о бхакти-йоге, а не когда исчезает контакт с духовным учителем.

 

Если посмотреть на это наставление в контексте ИСККОН, то мы увидим, что книги Шрилы Прабхупады по-прежнему широко доступны, и тысячи людей, читая эти книги, становятся преданными. Таким образом, наука о преданном служении не утрачена. Следовательно, парампара не прервана

 

«Это не обычные книги. Это записанное воспевание. Любой, кто читает их, он слушает».

Письмо Шрилы Прабхупады Рупануге дасу, 19 октября 1974 г.

 

«Действенность трансцендентного звука никогда не снижается из-за того, что источник этой вибрации кажется отсутствующим».

«Шримад-Бхагаватам», 2.9.8, комментарий

 

«Когда мы чувствуем разлуку с Кришной или духовным учителем, мы просто должны постараться вспомнить их слова, их наставления, и чувство разлуки исчезнет. Такое общение с Кришной и духовным учителем должно быть на уровне вибрации, а не на уровне физического присутствия. Это и есть настоящее общение. Мы придаем такую важность зрению, но когда Кришна присутствовал на этой Земле, столько людей видели Его и не осознавали, что Он Бог, так в чем же преимущество зрения? Просто увидев Кришну, мы не поймем Его, но, внимательно слушая Его наставления, мы можем подняться на уровень понимания. Мы можем мгновенно соприкоснуться с Кришной через звуковую вибрацию, поэтому мы должны придавать большее значение звуковой вибрации Кришны или духовного учителя, тогда мы будем счастливы и перестанем ощущать разлуку».

Из книги «Возвышение к сознанию Кришны», стр. 57-58 (англ. издание)

 

Все эти цитаты указывают на тот факт, что, читая книги Шрилы Прабхупады, мы можем напрямую получить инициацию от него, принимая трансцендентное знание.

 

Как мы можем быть уверены, что Шрила Прабхупада удовлетворен нашим служением, если он не отвечает нам физически? Ответ заключается в том, что если духовный учитель доволен, то доволен и Верховный Господь. Йасйа прасадад бхагават-прасадах. А как только ученик доставляет радость Господу, Он одаривает нас реальным духовным развитием.

 

бхактих парешанубхаво вирактир

анйатра чаиша трика эка-калах

прападйаманасйа йатхашнатах сйус

туштих пуштих кшуд-апайо ’ну-гхасам

 

«Преданность, непосредственное восприятие Верховного Господа и отрешенность от других вещей — эти три процесса одновременно проявляются в том, кто принял прибежище у Верховной Личности Бога, подобно тому, как человек, принимая пищу, испытывает удовольствие, усваивает еду и чувствует утоление голода одновременно; при этом все три процесса усиливаются с каждым съеденным кусочком».

«Шримад-Бхагаватам», 11.2.42

 

Настоящее духовное развитие состоит из этих трех элементов. Если мы ощущаем возрастающую искреннюю преданность, свободную от посторонних мотивов, имеем непосредственные реализации, связанные с Верховным Господом, и особенно чувствуем возрастающую свободу от греховной жизни, следует понимать, что Шрила Прабхупада доволен нами.

 

2.3.2. Можем ли мы получать наставления от предыдущих ачарьев?

 

Может возникнуть вопрос: если мы можем общаться с ачарьей и получать от него инициацию, просто читая его книги, то почему бы не перейти к другому звену парампары и не получать наставления напрямую, скажем, от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура или даже от Шрилы Рупы Госвами, или от какого-нибудь другого предыдущего ачарьи, вышестоящего звена ученической преемственности? Ответ дается в следующей цитате Шрилы Прабхупады:

 

«...Чтобы получить истинное послание «Шримад-Бхагаватам», следует обратиться к духовному учителю, который является нынешним звеном в цепи ученической преемственности».

«Шримад-Бхагаватам», 2.9.7, комментарий

 

Нынешним звеном в цепи ученической преемственности является тот духовный учитель, который активно распространяет трансцендентное заключение, передающееся по парампаре, широкой публике. Шрила Прабхупада делает это с помощью своих книг. Поэтому Шрила Прабхупада — уполномоченный дикша-гуру ИСККОН.

 

 

2.3.3. Шрила Прабхупада нарушает традицию парампары?

 

Выдвигают еще одно возражение: Шрила Прабхупада пришел в этот мир, чтобы распространить авторитетные заключения гаудия-вайшнавской сампрадаи, но раньше никто из предыдущих ачарьев нашей сампрадаи не учреждал систему ритвических инициаций. Как Шрила Прабхупада мог сделать нечто такое, что идет вразрез с традицией нашей сампрадаи? Поэтому, говорят они, система ритвиков, особенно после окончания периода проявленного присутствия Шрилы Прабхупады, не была уполномочена им, так как он никогда бы не стал делать ничего, что противоречит традиции преемственности учителей.

 

В ответ на этот довод следует объяснить следующее. Традиция преемственности духовных учителей заключается в том, чтобы проповедовать обусловленным душам чистую философию сознания Кришны. Как это делает тот или иной духовный учитель с учетом времени, места и обстоятельств, в которых он находится, — это трансцендентная тонкость, техническая деталь, которая может быть разной у духовных учителей, однако принцип проповеди сознания Кришны сохраняется без изменений. Распространение сознания Кришны, — а не ее практические тонкости, — и есть традиция ученической преемственности.

 

На самом деле Шрила Прабхупада внес множество корректировок согласно времени, месту и обстоятельствам. Один яркий пример из числа множества других — он наказывал всем своим ученикам ежедневно повторять на четках 16 кругов маха-мантры Харе Кришна. Кстати, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, духовный учитель Шрилы Прабхупады, в письменном виде заявил, что тот, кто не повторяет, как минимум, 64 круга в день, не считается даже просто человеком. Однако Шрила Прабхупада увидел, что современные кандидаты не способны повторять 64 круга и потому смягчил это требование до 16 кругов.

 

В переводе и комментарии к следующему стиху «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада раскрывает интересную истину:

 

свайам самуттирйа судустарам дйуман

бхаварнавам бхимам адабхра-саухрдах

бхават-падамбхоруха-навам атра те

нидхайа йатах сад-ануграхо бхаван

 

«О Господь, подобный сияющему солнцу, Ты всегда готов осуществить желание Своего преданного, и потому Тебя называют древом желаний [ ванчха-калпатару ]. Когда ачарьи, укрывшиеся под сенью Твоих лотосных стоп, пересекают бушующий океан неведения, они оставляют жителям Земли способ, с помощью которого они пересекли этот океан, и, поскольку Ты очень милостив к другим Своим преданным, Ты позволяешь им воспользоваться тем же способом и достичь той же цели».

«Шримад-Бхагаватам», 10.2.31

«Наши последователи воздерживаются от четырех видов греховной деятельности — недозволенного секса, употребления одурманивающих веществ, мяса и азартных игр — и каждый день повторяют шестнадцать кругов маха-мантры Харе Кришна. Таковы авторитетные наставления. <...> Ачарья дает метод, с помощью которого можно пересечь океан неведения, взойдя на корабль лотосных стоп Господа, и те, кто строго следует его указаниям, в конце концов по милости Господа достигнут цели. Этот метод называется ачарйа-сампрадайа. Вот почему говорится: сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах (Падма-пурана). Ачарйа-сампрадайа абсолютно авторитетна. Поэтому человек должен принять ачарйа-сампрадаю, иначе все его усилия окажутся тщетными».

«Шримад-Бхагаватам», 10.2.31, комментарий

 

Уменьшение количества предписанных кругов джапы до 16 в день, несомненно, является нетрадиционным, но в приведенном выше комментарии Шрила Прабхупада утверждает, что это абсолютно авторитетное наставление. Таковы трансцендентные полномочия ачарьи проповедовать с учетом времени, места и обстоятельств. Принцип сознания Кришны не подвергается компромиссу, но незначительные технические детали корректируются ачарьей (ачарйа-сампрадайа), чтобы привести их в соответствие с определенной ситуацией. Итак, если снижение количества ежедневных кругов джапы до 16 авторитетно, то почему неавторитетна новаторская система ритвиков?

 

Если кто-то не готов принять систему инициаций с участием ритвиков из-за ее нетрадиционности, то такой личности не следует принимать и предписание о 16 кругах. Он может продолжать повторять 64 круга, следуя изначальному предписанию предыдущих ачарьев. Но в современных обстоятельствах это почти невозможно. Так что единственный авторитетный, практичный процесс — следовать указанию Шрилы Прабхупады повторять 16 кругов и, соответственно, следовать его системе инициаций с участием ритвиков.

 

2.3.4. «Но раньше Шрила Прабхупада говорил другое...»

 

Может показаться, что раньше Шрила Прабхупада много раз вдохновлял своих учеников в будущем становиться гуру после его физического ухода. Почему же позднее он учредил систему инициаций с участием ритвиков и остановил цепь духовных учителей, оставив себя последним звеном преемственности?

 

Необходимо помнить о том, что ученическая преемственность означает преемственность заключений, или науки о преданном служении Верховной Личности Бога, о чем сказано в «Бхагавад-гите» 4.2. Пока книги Шрилы Прабхупады распространяют послание сознания Кришны, ученическая преемственность не может считаться прерванной.

 

Тем не менее мы рассмотрим открытое указание всем становиться гуру, которое было дано Шри Чайтаньей Махапрабху. Это наставление содержится в следующем стихе «Чайтанья-чаритамриты», который часто цитировался Шрилой Прабхупадой:

 

йаре декха, таре каха ‘кршна’-упадеша

амара аджнайа гуру хана тара’ эи деша

 

«Наставляй каждого следовать указаниям Господа Шри Кришны, как они изложены в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Таким образом стань духовным учителем и постарайся спасти всех в этих краях».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128

 

Однако тип гуру, стать которым Господь Чайтанья призывает всех, ясно указан в подробных комментариях, которые следуют за этим стихом:

 

«Метод этот заключался в том, чтобы жить дома, повторять мантру Харе Кришна и проповедовать наставления Кришны так, как они изложены в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128, комментарий

 

«Можно оставаться домохозяином, практикующим врачом, инженером или кем угодно. Это не имеет значения. Но необходимо следовать указаниям Шри Чайтаньи Махапрабху, повторять маха-мантру Харе Кришна и обучать своих родных и друзей «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». <...> Лучше всего не принимать никаких учеников».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.130, комментарий

 

Мы видим, что эти наставления не требуют, чтобы гуру, о которых говорится, сначала достигли какого-либо определенного уровня реализации, прежде чем им следует начать действовать. Данная просьба предполагает немедленное исполнение. Из этого становится ясно, что всех просто призывают проповедовать то, что они уже выучили, и, поступая таким образом, стать шикша-, или наставляющими гуру. Предупреждение шикша-гуру оставаться в этом положении, а не становиться дикша-гуру, еще больше проясняет это:

 

«Лучше всего не принимать никаких учеников».

«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.130, комментарий

 

Принимать учеников — основное занятие дикша-гуру, в то время как шикша-гуру просто нужно выполнять свои обязанности, помогая дикша-гуру, и проповедовать сознание Кришны так хорошо, насколько он может. Из комментариев Шрилы Прабхупады ясно видно, что в процитированном выше стихе Господь Чайтанья на самом деле уполномочивает шикша-гуру, а не дикша-гуру.

 

Несмотря на то, что раньше Шрила Прабхупада действительно много раз упоминал о том, что всем нужно продолжать развиваться, чтобы стать дикша-гуру, его указание от 9 июля 1977 г. должно превосходить все его предыдущие утверждения по степени значимости. Следующие вопросы и ответы подтверждают это:

 

Ачьютананда: [читает вопрос, заданный из аудитории] «В конце «Бхагавад-гиты» Шри Кришна говорит: сарва-дхарман паритйаджйа [«Бхагавад-гита», 18.66], но в другом месте «Бхагавад-гиты» дважды сказано: шрейан сва-дхармо, пара-дхармо бхайавахах [«Бхагавад-гита», 3.35] — вместо чужих обязанностей следует выполнять свои собственные».

 

Прабхупада: Да.

 

Ачьютананда: «Как мы можем...»

 

Прабхупада: Я могу говорить много всего, но когда я говорю непосредственно вам, то вы делайте то, что я говорю. Ваша первейшая обязанность в том, чтобы выполнять, а не спорить: «Сэр, Вы мне раньше другое говорили». Нет, это не ваше дело, выполняйте то, что я говорю вам сейчас, в этом повиновение, исключающее спор. Разумеется, Кришна никогда не говорил ничего противоречивого, но даже если кто-то по глупости думает, что Кришна сказал что-то, противореча Самому Себе, нет, это не так. Вы не смогли понять. Поэтому, «даже если вы не смогли понять, просто примите Мои непосредственные наставления, которые Я даю сейчас: сарва-дхраман паритйаджйа мам экам [«Бхагавад-гита», 18.66]. Вот ваше дело». Господин говорит поступить определенным образом, и дело слуги — принять его распоряжение как оно есть, без каких-либо споров».

Лекция Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», 5.5.3,

15 апреля 1975 г., Хайдарабад

 

В «Бхагавад-гите» Господь Кришна дал множество наставлений. Он говорил обо всех типах йоги от дхйаны до джнаны, но Его последнее указание превзошло всё это:

 

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа

ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

 

«Оставь все разновидности религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся».

«Бхагавад-гита как она есть», 18.66

 

«Всегда думай обо Мне и стань Моим преданным» — последнее указание Бога, и именно ему нужно следовать».

«Учение Господа Чайтаньи», глава 11

 

Даже последнее наставление, данной Шрипадой Шанкарачарьей в его песне «Бхаджа Говиндам», тоже предназначалось для того, чтобы превзойти все его предыдущие имперсональные наставления в духе майявады. Шрипада Шанкарачарья ясно дает понять в начале своей песни, что все его предыдущие ложные интерпретации ведических трактатов в стиле майявады, основанные на глубоком изучении грамматических ухищрений, в конце жизни не смогут никому помочь. Он советует всем полностью забыть подобную чепуху и просто поклоняться Говинде, занимаясь преданным служением Ему, если люди вообще хотят обрести реальное благо.

 

Суть в том, что непосредственная обязанность ученика — исполнять окончательное указание, а не спорить о предыдущих наставлениях, которые могут показаться противоречивыми. Последнее указание превосходит по своей значимости все предыдущие. Поэтому к письму/директиве от 9 июля и завещанию Шрилы Прабхупады нужно относиться как к окончательным указаниям на данную тему и не следует их оспаривать.

 

Всё это вновь указывает на то же самое: Шрила Прабхупада является уполномоченным дикша-гуру для всего ИСККОН до тех пор, пока остаются доступными его книги.

 

2.4. Шрила Прабхупада — шикша- или дикша-гуру ИСККОН?

 

Еще одно возражение звучит так: поскольку Шрила Прабхупада дает нам наставления через свои книги, то он является шикша-гуру, а дикша-гуру — тот, кто дает духовное имя.

 

Но, как мы уже увидели в разделе, в котором было проанализировано определение дикши, дикша означает получение трансцендентного знания от духовного учителя. Наречение именем и начитывание четок — всего лишь формальность, которую могут осуществлять другие преданные от имени Шрилы Прабхупады, согласно его наставлениям, данным в письме/директиве от 9 июля 1977 г. Это всего лишь техническая деталь в процессе инициации, а настоящая инициация — передача трансцендентного знания.

 

Следующие цитаты Шрилы Прабхупады проясняют данную тему:

 

«Все члены GBC должны быть наставляющими гуру. Я — инициирующий гуру, а вы должны быть наставляющими гуру, обучая тому, чему я учу, и делая то, что я делаю».

Письмо Шрилы Прабхупады Мадхудвише, 4 августа 1975 г., Детройт, США

 

«Иногда бывает так, что дикша-гуру не всегда присутствует. Поэтому можно учиться, получать наставления от возвышенного преданного. Это называется шикша-гуру».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 17.1-3, 4 июля 1974 г. [дата некорректная, ожидается официальная проверка], Гонолулу, Гавайи

 

Дикша-гуру дает стандартное трансцендентное знание, а шикша-гуру может быть любой, кто оказывает руководство другим преданным и широкой публике, опираясь на наставления дикша-гуру. Шрила Прабхупада — инициирующий гуру (дикша-гуру), а его ответственным ученикам следует становиться наставляющими гуру (шикша-гуру).

Глава 3. Изучение отклонений с точки зрения шастр

 

Несмотря на кристально ясные наставления Шрилы Прабхупады относительно сохранения его положения в качестве дикша-гуру ИСККОН даже на период после его физического ухода, впоследствии произошло много отклонений. Даже сегодня те, кто отклонился от его указаний, могут так или иначе пытаться оправдать свою позицию.

 

Но с каждым днем их позиция становится всё слабее, поскольку новости об официальных и неофициальных падениях отклонившихся лидеров становятся достоянием гласности. Авторитетный, уполномоченный ачарья никогда не падает, но тот, кто не уполномочен, падёт.

 

«Духовным учителем никогда не должно завладевать стремление к накоплению богатства или увеличению числа своих последователей. С истинным духовным учителем такого никогда не произойдет. Но иногда, если духовный учитель не имеет должных полномочий и только по своей инициативе становится духовным учителем, им может овладеть стремление к наживе и увеличению числа учеников. Это свидетельствует о том, что его преданное служение находится не на очень высоком уровне. Преданное служение человека, увлекающегося такими «достижениями», страдает. Поэтому необходимо строго соблюдать принципы ученической преемственности».

«Нектар преданности», глава 14 «Качества преданного»

 

В предыдущей главе мы изучили квалификацию дикша-гуру. В этой главе мы рассмотрим наставления шастр, которые объясняют, почему совершаются отклонения, каково положение тех, кто отклоняется, каковы результаты следования за ними, как исправить ситуацию и как вести себя с правдивыми, искренними преданными и с теми, кто завистлив.

 

Причина отклонений

 

Прежде всего, какова общая причина отклонений?

 

«Главная обязанность людей состоит в том, чтобы постоянно думать о Верховной Личности Бога, стать преданными Верховного Господа, почитать Его и падать ниц перед Ним. Ачарья, полномочный представитель Верховного Господа, устанавливает эти принципы в человеческом обществе, но после его ухода порядок опять нарушается. Его лучшие ученики стараются исправить положение, искренне следуя наставлениям своего духовного учителя».

«Шримад-Бхагаватам», 4.28.48, комментарий

 

Когда ачарья присутствует физически, он может силой скорректировать своевольного ученика и вновь нормализовать ситуацию. Шрила Прабхупада поступал так бессчетное количество раз. Но когда ачарья уходит, ответственность за продолжение его миссии ложится исключительно на его учеников. Их искренность играет наибольшую роль. Если ученик преднамеренно нарушает наставление дикша-гуру и если рядом нет компетентных старших шикша-гуру, которые могут исправить ситуацию, то воцаряется хаос. Именно это произошло с Движением Шрилы Прабхупады.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.172 с.)