Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема сиротства и беспризорничества в литературе 20-х гг.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В начале восстановительного периода серьезным государственным бедствием было беспризорничество — последствие двух войн, голода и разрухи. К середине 20-х годов в советской литературе появилось немало книг о бездомных детях. У некоторых авторов изображение жизни беспризорников сводилось к описанию законов и обычаев преступного мира. Жизнь беспризорников изображалась романтически. Эта нездоровая тенденция упорно преодолевалась в советской литературе. В лучших книгах правдиво рассказывалось о трагедии детей, лишенных крова и семьи, показывалось, как настойчиво ведется борьба за возвращение детей улицы в нормальные условия, как трудно и напряженно идет процесс перевоспитания беспризорников. К таким книгам относится «Республика Шкид» (1927) Л. Пантелеева и Г. Белых. Оба автора сами прошли тяжелый путь беспризорничества, получили путевку в жизнь в детском доме, носившем название «Школа имени Достоевского». В памяти молодых писателей были свежи воспоминания о пережитом. Они не скрывают, не смягчают, не сглаживают ни пороков беспризорных, ни ошибок воспитателей. Большая удача авторов — образ заведующего школой Виктора Николаевича Сорокина. Он порой ошибается, становится в тупик перед жизненными задачами. Но главное в нем — это огромное чувство долга и ответственности за судьбы своих воспитанников. Видавшие виды подростки часто наблюдают педагогические промахи своего заведующего, но вместе с тем видят его самоотверженность и платят ему искренней любовью и уважением. «Республика Шкид» производила огромное впечатление на читателя жизненной правдой, глубиной художественного обобщения, типическими образами, силой страстного чувства и глубокой мысли, силой таланта. Вскоре после «Республики Шкид» Л. Пантелеев написал две повести о беспризорниках — «Портрет» и «Часы», где талантливо нарисовал путь возвращения героя к нормальной жизни, путь становления нового человека.
Фольклоризм сказок Пушкина В «Сказке о попе и работнике его Балде» решаются вопросы: что есть глупость - порок или беда? Всегда ли разум прав перед глупостью? Народная бытовая сказка не знает сомнений: лукавый работник обманывает глупого и жадного хозяина - попа или барина, причиняет ему вред, но его козни как будто заранее оправданы. Поэт использовал народные прозвища для выявления основных черт героев: «поп - толоконный лоб» и Балда (значения этого слова по словарю Даля - дылда, болван, балбес). Жадность, не умеряемая рассудком, - основная черта поповской натуры. Балда же умен, силен, он отличный работник. На первый взгляд победа Балды закономерна и справедлива. Смех больше невозможен, расплата по договору оборачивается расправой. И в этом произведении Пушкин использует прием сказки в сказке: в историю о реальном, хотя и необычном договоре между попом и Балдой включена гораздо большая по объему история о ложном договоре попа с чертями. «Толоконный» ум попа, умноженный «догадливостью» попадьи и уловками чертей, все-таки не превосходит сметливого ума Балды. Он не обманывает попа, как это обычно делает работник в народной сказке, а служит ему «славно, усердно и очень исправно» В сказке о попе нет чудесного волшебства, как в других сказках. Оно и «не положено» народной сатирической сказке. Роль чудесного начала играет Балда, своей мнимой глупостью отменяющий «правильный» порядок вещей. Народный смех - главная действующая сила в сказке. Что ни строчка или слово, что ни герой или ситуация - решительно все заставляет смеяться (кроме драматического финала). «Сказка о рыбаке и рыбке» написана особым размером - «народным стихом», в котором отсутствуют рифмы. Этот размер придает сказочному повествованию торжественную мерность и былинную напевность. В этой сказке ставится вопрос о том, что есть высшая мудрость: стремление к вершинам власти и богатства или отказ от соблазнов. Спокойный мир старой семьи испытывается на прочность великим случаем. Поймав золотую рыбку, старик не обрадовался, а «испугался»: он понимает, что неведомое существо скорее разрушит размеренную жизнь, чем принесет благо. Старуха же находит в золотой рыбке исполнительницу своих желаний. Она ведет себя так, как обычно ведут себя люди: сначала желает лишь необходимое - новое корыто, затем все больше и больше и, даже став царицей, не может остановиться. Старухе довольно внешних признаков власти, она совершенно не понимает внутреннего содержания дворянской или царской службы. Море всегда для Пушкина было «свободной стихией», т. е. особым миром, отличным от мира земного именно отсутствием всяких ограничений. Золотая рыбка не знает неволи, и старик это понимает. Из-за человеческой жадности и глупости нарушается гармония в природе: море всякий раз все неспокойнее и грознее. В финале сказки восстанавливается прежний порядок вещей: старик находит свою старуху у той же землянки перед разбитым корытом. Развязку конфликта можно понимать и как поражение необузданности, и как победу мудрости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.007 с.) |