Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые рукописные и печатные книги для детей (X-XVIII)

Поиск

Начало славянской книжной культуры было по­ложено деяниями братьев Кирилла и Мефодия, братья создали в 863 году славян­скую азбуку - на основе греческого алфавита.

Литература этого периода по своим свойствам не могла «увидеть» особенного читателя - ребенка. К тому же ребенок вос­принимался либо как уменьшенная копия взрослого.

Из книг Кирилла и Мефодия на Руси долгое и широкое рас­пространение получило недельное Священное Писание (Еванге­лие, приспособленное для богослужебного календаря).

И в Европе, и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь, входящая в состав Священного Писа­ния (Псалтырь - сборник изречений, притч из Ветхого Завета - из всех книг Ветхого Завета ближе всего к христианству). Азбука и Псалтырь готовили к чтению главной книги – Библии.

Первый образ ребенка в древнерусской литературе встречается в «Сказании о Борисе и Глебе», которое было написано по моти­вам истории, изложенной в «Повести временных лет». Это сказание примерно датируется серединой XI века.

Первыми книгами для детей были учебные статьи и книги. Первая же рукописная книга написана в 1491 г. Д. Герасимовым “Донатус” это учебник перевода с латинского языка. Книга адресована детскому разуму. Первые азбуки для детей были акростихидными (загадками для ума). Неокрастихидный тип азбука Ивана Федорова 1574 г. Азбука носила характер хрестоматии, книга небольшого формата делилась на 3 части: 1 алфавит и начальные упражнения для чтения; 2- сведение по грамматике; 3 тексты для чтения.

Первым детским поэтом считался справщик Московского монетного двора монах Садватий им написано 7 стихов, которые предваряли издание азбук (предисловие азбук), пример стих о пользе учения.

Большую роль в развитии детской поэзии сыграл Семеон Полоцкий и Харитон Историн. Семеон Полоцкий – воспитатель, наставник царевны Софьи и Петра 1. Им посвящено 2 сборника и множество отдельных стихотворений. Историн создал 1 учебник по этикету и домоводству «Домострой».

 

Повести Гайдара «Р.В.С.» и «Школа»

В «РВС» Гайдару удалось совместить реалистический и романтический компоненты. Во имя реалистичности он не отвернулся от того, что дорого ребенку – интерес к приключениям и сказкам. Глазами маленького Димки, который живет детскими представлениями показана реальная война и реальный красный командир. В центре повести экзамен на мужество. Центральная идея книги – ответственность человека любого возраста за свои поступки. По недомыслию Жиган выдает место, где скрывается раненный Сергеев и вынужден совершить настоящий подвиг, чтобы исправить свою ошибку. Но в «Р.В.С.» все кончается благополучно. Не только спасен командир — морально спасен Жиган. Подвиг у Гайдара – верность слову и самопожертвование.

Повесть «Школа» посвящена дореволю­ционному времени.

Настоящая школа Бориса Горикова — фронт. Его подлинные воспитатели — большевик Галка, кото­рый в революционный год помог Борису понять, на чьей стороне правда.

Как ни исключительны эти об­стоятельства — расстрел отца, побег из дома, с пятнадцати лет участие в гражданской войне, —формирование облика Бориса оказы­ваются в конечном счете характерными для времени.

Три события во фронтовой жизни Бориса играют ре­шающую роль: еще только направляясь к отряду, он уби­вает человека; на фронте по вине Бориса гибнет его на­ставник и друг; боец, которым Борис восхищался, кото­рому стремился подражать, оказывается негодяем, чело­веком ничтожным и вредным для революции.

Но за каждые военные ошибки, вызванные неопытностью ему приходится трудно и дорого расплачиваться.

 

Приключенческая книга

Бляхин П.А. (1886-1961), русский писатель, участник революции 1905 г., затем политически ссыльный, а также участвовал в гражданской войне

Красные дьяволята: Повесть. «Повесть «Красные дьяволята» была написана в 1921 году в вагоне-теплушке по дороге из Костромы в Баку. В ней описываются события времен гражданской воины. Герои этой «книги» — дети, и приключения их притягательны. С политикой в повести П.Бляхина не все так просто. Да, там упоминаются кулаки-мироеды и встречается не слишком изящное обращение «поп». Но необходимо процитировать фрагмент из книги: «В сознании ребят [героев книги] современные события и герои гражданской войны так причудливо переплелись с книжными образами, что они уже и сами не знали, где кончается чудесная сказка и вымысел, а где начинается подлинная суровая жизнь. В разговорах между собою они создали даже свой особый язык, заимствованный у индейцев Фенимора Купера и Майн Рида, понятный только им одним. Красноармейцев они называли краснокожими воинами, белых контрреволюционеров — бледнолицыми собаками. Белогвардейский генерал Врангель получил кличку Черного Шакала, бандита Махно окрестили именем злого и коварного апаха — Голубой лисицей. Знаменитый командарм Первой Конной Армии Буденный носил у них имя храброго предводителя одного из индейских племен — Красного Оленя и т.п. А Ленина… иначе и не называли, как Великий Вождь краснокожих воинов». Теперь вы понимаете, почему повестью П.Бляхина не были в свое время завалены полки библиотек?..

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 1632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.169 (0.006 с.)