Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Былины как вид народной поэзии. Циклы былин.

Поиск

Былины. Это героический эпос народа. Он имеет огромное зна­чение в воспитании любви к родной истории. В былинах всегда повествуется о борьбе двух начал - добра и зла - и о закономер­ной победе добра. Самые известные былинные герои - Илья Му­ромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - являются собира­тельными образами.Былины – устные эпические песни исполняемые с установкой на достоверность. Гипербола- один из ведущих приемов в былинах. Она придает фантастическим подвигам художественную убедительность.

Версии происхождения былин: 1) возникли в докиевский период, имеют мифологические корни (говорить о достоверности событий нельзя); 2) былины не могли возникнуть ранее 17в.; 3) академик Рыбаков считает, что былины появились в период создания киевского государства, отражают реальные события, но в поэтической обработке.

Циклы былин: 1. Киевские- былины героико – патриотического характера о борьбе с внешними врагами (Добрыня Никитич, Илья Муромец, соловей-разбойник) 2. Новгородский - былины бытового характера, о жизни русского города, носящий социально- бытовой характер(Садко). 3. Галицко-Волынский - авантюрно-приключенческие, носят героический хар-р (Алеша Попович)

Важно, что героям былин судьба родины дороже жизни, они за­щищают попавших в беду, отстаивают справедливость, полны чув­ства собственного достоинства

Включение былин в детские книги затрудняется тем, что они без разъяснения событий и лексики не вполне понятны детям.

 

Бытовая сказка.Возникла в 16-17 века.Характер сказок очень разнообразен(слдатские, бытовые, анекдотические, антипоповские и др.). Сказочный герой- это человек идеальный: добрый, справедливый, краси­вый, сильный; он обязательно добивается успеха. Таким хо­тел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок стано­вится первым образцом для подражания. Бытовая (сатирическая) сказка. Наиболее близка к повседнев­ной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Постоянными героями сатирических сказок выступают «про­стые» бедные люди. Однако они неизменно одерживают верх над богатыми или знатными. В отличие от ге­роев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества спра­ведливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да еще удачным обстоятельствам.В бытовых сказках появляются порой и персонажи-животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих лиц, как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей, а сатирическое осуждение людских пороков и недо­статков.Порой в сказку вводится такой специфический элемент детско­го фольклора, как «перевертыш». При этом возникает смещение реального смысла, побуждающее ребенка к правильной расста­новке предметов и явлений. Основными худ. средствами является гипербола и гротеск.

8. Виды народной сказки. Волшебные сказки Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Всё происходящее в волшебных сказках фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в дру­гую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - бо­рется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особен­но сильной, страшной потому, что главные противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. Одерживая победы над этой нечистью, герой как бы подтверждает свое высо­кое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает полное право на счастье - к удовлетво­рению маленьких слушателей.В сюжете волшебной сказки главный эпизод - это начало пу­тешествия героя ради того или иного важного задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и вол­шебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зер­кальце, а то и говорящий зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, в мгнове­ние ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку очень уж важна поставленная перед ним задача и т.к. сам герой безупречен.Волшебная сказка носит явный мифологический хар-р, но мифология переосмыслена и реальные обрядовые действия не объяснены.

9. Сказки о животных. Маленьких детей привлека­ет мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают чело­веческие черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.В этом виде сказок обычно нет отчетливого разделения персо­нажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наде­лен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью харак­тера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно глав­ная черта лисицы - хитрость, поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и глуп; во взаимоот­ношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он неизменно оказывается умнее и лисы, и волка, и медведя. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.Животные в сказке соблюдают принцип иерархии: наиболее сильного все признают главным. Это лев или медведь. Они все­гда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других сходных моральных выводов - соци­альных и общечеловеческих. Дети легко усваивают: то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о се­мерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне спра­ведливых, а не сильных.Есть среди сказок о животных и довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему лапу. Разъ­яренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется ма­лышам ужасным, но по существу он ведь - носитель справедливо­го возмездия. Повествование предоставляет ребенку самому разо­браться в сложной ситуации («Медведь»). Худ. средства – анимализм(описание животного) и аллегории(очеловечивание).

10. Гражданская война в книге для детей 20-х годов. Детский авангардизм и реалистическая книга.

Широкое распространение по­лучила тема гражданской войны. Однако не сразу по­явились полноценные художественные произведения. В большин­стве книг герои — 10—13-летние дети — на фронтах гражданской войны проявляли беспримерную храбрость, совершали подвиги, одерживали одна за другой блестящие победы, с невероятной лов­костью разрабатывали сложнейшие планы разгрома неприятеля, в самые критические минуты приходили на помощь взрослым. Например, в нашумевшей в свое время повести «Макар-следопыт» Л. Остроумов рисует подростка Макара, который «целыми днями носится по степи на своем вороном коне, всюду поспевая, там отбивая атаку пехоты, здесь сшибаясь врукопашную с лихими казачьими сотнями». Во второй книге того же автора «Телеграм­ма рыжего Саньки» герой, выдав себя за командира белых, спасает отряд красногвардейцев. Такого рода литература приучала детей смотреть на войну как на заманчивую, веселую авантюру, воспитывала чувство авангардизма.Детский авангардизм - тенденция, которая нарушала жизненную правду и худ. логику: весь ход истории зависел от детей, а не от взрослых.Одной из первых книг, исторически правильно изображающих жизнь людей в условиях первых лет Советской власти, была по­весть А. С. Неверова «Ташкент — город хлебный». Автор рассказывает о трудном путе­шествии лопатинского мальчугана Мишки Додонова в далекий Ташкент за хлебом. Вдвоем с одиннадцатилетним Сережкой, деревенским дружком, они отправляются в Ташкент за две тысячи километров. Пи­сатель подчеркивает главную черту характера Мишки — упорство и тойкость, смелость, терпение, честность и прямоту.Автор глубоко верит в доброту и сердце простого чело­века. Повесть полна искреннего пафоса борьбы за жизнь. Реалистическое изображение жизни страны в годы граждан­ской войны дано в рассказе С. Т. Григорьева «Красный бакен». В рассказе герой-мальчик совершает подвиг. Подвиг маленького Максима не выходит за пределы того, что может совершить ребенок его возраста. Автор правдиво рисует становление характера подростка. Одинокий, измученный, попав на судно, мальчик привязывается к людям, приютившим его. Наблюдая их жизнь, слушая их разгово­ры, Максим начинает понимать, во имя чего ведут борьбу его но­вые друзья и покровители. Так постепенно формируются взгляды подростка. И когда в бою лоцман Пармен Иванович был тяжело ранен, Максим, не задумываясь, сменяет его. Он проводит судно красных через безопасный проход между линиями загрждения. Поведение Максима не случайно, оно подготовлено предшествую­щим периодом его жизни, т.е. общением с большевиками.

11. Детские журналы XYIII-XX веков

В первой половине XIX века выходило множество детских журналов. Первым из них можно назвать журнал «Друг юношест­ва» (1807-1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики Для детей. Издатель его, Н.И.Невзоров, был последователем про­светительских идей Н.И.Новикова. Невзоров желал «способство­вать образованию сердец и умов и споспешествовать, сколько можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале публи­ковались стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и другим наукам. Прав­да, содержание и стиль материалов, помещенных в «Друге юно­шества», не всегда отличались безупречным вкусом и педагогиче­ским тактом. Порой в произведениях (в частности, принадлежа­щих перу самого Невзорова) звучали скучные проповеди с откры­той дидактической назидательностью. «Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» выходил в 1858-1862 годах, выпускал его известный поэт В.Май­ков. Это издание было заметным явлением в детской периодике тех лет, тем более что многие детские журналы к тому времени уже исчерпали себя. «Подснежник» широко печатал современных рус­ских авторов реалистического направления, публиковал много переводных произведений - Шекспира, Андерсена, Бичер-Стоу, Гофмана, братьев Гримм...ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ 20-30-х ГОДОВ. Значительную роль в становлении детской периодической пе­чати после 1917 года, очень трудное для страны время, сыграл ос­нованный М.Горьким в 1919 году журнал «Северное сияние». В от­крывавшем первый его выпуск «Слове к взрослым» М. Горький писал: «В предлагаемом журнале мы - по мере сил наших - будем стремиться воспитывать в детях дух активности, интерес и уваже­ние к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства -сделать человека сильным и красивым». Ввести читателя в неви­данную жизнь, где «плавится темная руда прошлого, куются новые формы жизни и смелый взор человек смотрит в будущее уверенно», редакция предполагала с помощью писателей, способных объяс­нить 9-12-летнему ребенку смысл происходящего «талантливо, умело, в формах, легко усвояемых». Такими авторами в журнале были сам М. Горький, Чапыгин, Шишков, Воинов...

Получившие широкую популярность у детского читателя в 20-е годы журналы «Чиж» (1928-1935) и «Ёж» (1930-1941) выходили в Ленинграде в одной и той же редакции, во многом продолжав­шей традиции «Нового Робинзона». «Чиж» предназначался малы­шам, а «Ёж» детям постарше. Сотрудниками этих изданий и ав­торами были люди талантливые, яркие: С. Маршак, Н.Олейников, Е.Шварц, Б.Житков, Е.Чарушин, литераторы, входившие в группу «Обэриу» - Д.Хармс, А.Введенский, Ю.Владимиров, Н. За­болоцкий, ставшие великолепными мастерами детского стихо­сложения. Они делали веселые, наполненные юмором, пародий­ностью и мягкой сатирой журналы. В оригинальной и острой очерковой форме Н.Олейников, Б.Житков, М.Ильин старались рассказать детям о важных событиях, происходивших в стране.

На страницах «Ежа» печатались и произведения, которые мож­но отнести к жанру психологической детской прозы. Это, напри­мер, были рассказы Н.Заболоцкого, В.Каверина, Б.Житкова.ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 60-80-х ГОДОВ В 60-80-х годах каждый детский журнал имел свой возрастной адрес и специализацию. Дошкольникам предназначались «Веселые картинки», младшим школьникам - «Мурзилка», подросткам - «Пионер» и «Костер», Журнал «Мурзилка» начал выходить в 1924 году - тогда же, когда возникли журналы «Пионер» и «Искорка», предназначав­шиеся для младших школьников и детей среднего школьного воз­раста. Авторами «Мурзилки» стали Гайдар, Маршак, Чуковский, Пришвин, Паустовский и другие талантливые поэты и прозаики. Иллюстрировали издание Дейнека, Чарушин, Черемных, Рачев.И сегодня «Мурзилка» стремится сохранить традиционную связь с читателями: письма, анкеты, встречи дают информацию о жизни и интересах современных детей. Учитывая эту информа­цию, журнал строит свою работу, не изменяя в то же время сло­жившимся эстетическим и педагогическим принципам. В журнале печатаются художественные и научно-познавательные произведе­ния, фантастика и приключения, а также множество развлека­тельных, игровых материалов. Рубрика «Прогулки со словами» предназначена для повышения грамотности детей. Конкурсы на лучшее сочинение развивают их воображение и речь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.67 (0.008 с.)