Кондуит и Швамбрания» Л.Кассиля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кондуит и Швамбрания» Л.Кассиля



Мир детства» героев Чехова

А.П.Чехов вошел в историю русской и мировой литературы как мастер психологического анализа. Он умел вы­явить тончайшие нюансы человеческой личности, скрытые моти­вы поступков и слов.В рассказах о детях с особой силой проявилось то главное в творчестве Чехова умение видеть за внешним благополучием неви­димую миру душевную драму, неустроенность. В этих рассказах за внешним благополучием существования скрывается детская драма, призыв к че­ловеческой совести и горестное напоминание о том, что всегда где-то рядом страдает ребенок. Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный в учение к са­пожнику, стал образом детского страдания. Ванька писал деду, что хозяин недавно избил его за то, что он уснул, качая их ребенка. Письмо открывает действительно ужасное сущест­вование ребенка: хозяин бьет его, еды не дает, спать заставляет в сенях. Ванька умоляет избавить его от та­кой жизни. И эта мольба звучит еще трагичнее оттого, что читатель понимает: никто не придет на помощь сироте, ведь письмо адресовано «на деревню дедушке». Незащищенность ребенка от произвола взрослых может толк­нуть его на поступок ужасный и все-таки понятный, если предста­вить себе ту пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька в рассказе «Спать хочется»:Ребенок все время плачет и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит и ей кажется, что лицо одеревенело.Измученная девочка в бессознании находит «врага», мешающе­го ей спать: это младенец. И задушив его, она смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту уже спит, как мертвая.Ребенок, лишенный детства - тема, которая была близка Чехову.У Варьки из рассказа «Спать хочется» нет даже и светлых вос­поминаний о деревенской жизни, как у Ваньки Жукова. Тот вспо­минает веселого деда, собак, и то, как они с дедом за елкой в лес ходили, и барышню, выучившую его читать, писать, считать. В прошлом же у Варьки - лишь уми­рающий в страшных муках отец; после его смерти они с матерью и пошли «наниматься», нищенствуя по дороге.Протест Варьки принял страшную форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувст­вию и призывал Чехов, т.к. будучи по профессии врачом, сознательно показал в рассказе «Спать хочется», как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская психика - явление тонкое и сложное, требующее к себе самого бережного отношения.

2. Воспитательная сказка Треверс.

Трэверс Памела Линдон, английская писательница. Создательница Мэри Поппинс никогда не отстава­ла от своей героини по части тайн. Не то чтобы о ее жиз­ни совсем ничего не было известно, но, говорят, свой мир она тщательно охраняла от любопытствующих глаз.Удивительная повесть-сказка «Мэри Поппинс», в которой реальная жизнь переплетается с фантастической, наполнена добротой, светом и живыми красками.Было в М.П. что-то странное и необыкновенное, отчего делалось и страшно и весело. Строгая, хмурая и малословная была няня, но дети ее сразу полюбили. Так они поняли на своем опыте, что внешнее проявление не всегда раскрывает суть человека.С М.П. в жизнь детей вошли чудеса. Разные чудеса, и самые будничные и повседневные, вроде большой бутылки, из которой М.П. наливала каждому перед сном то, что он любил. Или празднование дня рождения М.П. в зоопарке. Может быть, им все приснилось, но как может приснится один и тот же сон? Однако все эти чудеса имеют нечто общее – они мостик в страну мечты и фантазии, причем всегда вашей мечты и вашей фантазии. Вот так П. Трэверс создает особый мир радужных красок и неповторимых по остроте впечатлений детства.Идея сказки – воспитание детей. М.П. воспитывала детей не как все. Воспитание методом «кнута и пряника».

Приключенческая книга

Бляхин П.А. (1886-1961), русский писатель, участник революции 1905 г., затем политически ссыльный, а также участвовал в гражданской войне

Красные дьяволята: Повесть. «Повесть «Красные дьяволята» была написана в 1921 году в вагоне-теплушке по дороге из Костромы в Баку. В ней описываются события времен гражданской воины. Герои этой «книги» — дети, и приключения их притягательны. С политикой в повести П.Бляхина не все так просто. Да, там упоминаются кулаки-мироеды и встречается не слишком изящное обращение «поп». Но необходимо процитировать фрагмент из книги: «В сознании ребят [героев книги] современные события и герои гражданской войны так причудливо переплелись с книжными образами, что они уже и сами не знали, где кончается чудесная сказка и вымысел, а где начинается подлинная суровая жизнь. В разговорах между собою они создали даже свой особый язык, заимствованный у индейцев Фенимора Купера и Майн Рида, понятный только им одним. Красноармейцев они называли краснокожими воинами, белых контрреволюционеров — бледнолицыми собаками. Белогвардейский генерал Врангель получил кличку Черного Шакала, бандита Махно окрестили именем злого и коварного апаха — Голубой лисицей. Знаменитый командарм Первой Конной Армии Буденный носил у них имя храброго предводителя одного из индейских племен — Красного Оленя и т.п. А Ленина… иначе и не называли, как Великий Вождь краснокожих воинов». Теперь вы понимаете, почему повестью П.Бляхина не были в свое время завалены полки библиотек?..

 

Сказка-загадка Л. Кэрролла

Льюис Кэрролл - псевдоним знаменитого английского сказоч­ника. Его настоящее имя - Чарлз Латуидж Доджсон (1832-1898)

Лаби­ринты Страны Чудес и Зазеркалья бесконечны, как и сознание ав­тора, развитое интеллектуальным трудом и фантазией. Сказки Кэрролла, написанные для детей, с интересом читаются и взрослыми и оказывают влияние на «боль­шую» литературу и даже науку.

В малышовых русских вариантах «Алисы...» акцент сделан, в частности, на парадоксах английского и русского языков.

Ситуация, когда идеальный герой вдруг оказывается в среде, полной незнакомых ему правил, условностей и конфликтов.

Особенность Страны Чудес или Зазеркалья состоит в том, что все правила, условности и конфликты меняются там на ходу и Алиса не в состоянии понять этот «порядок». Будучи девочкой рассудительной, она всякий раз пытается логическим путем ре­шить задачку. (Н, как выбраться из слезного моря?)

Вежливость то и дело подводит Алису, а любопытство вызывает невероятные последствия. Мышь, Белый Кролик, Синяя Гусеница, Королева, Шалтай-Болтай, Чеширский Кот, Мартовский Заяц, Болванщик, Черепаха Квази и другие - каждый строго спрашивает девочку по поводу ма­лейшей обмолвки, языковой неточности. Она иногда пытается призвать к порядку безумных героев, но сами ее попытки лишь усу­губляют нелепости в этом перевернутом мире.

Игра со словом лежит в основе его творческого метода. Динамичность и остросюжетность действию придают в основ­ном диалоги.

Кэрролл создал мир игры «в нонсенс» - в чепуху, вздор, бес­смыслицу. При этом Алиса вроде бы не делается умнее и не набирается настоящего опыта, зато читатель благодаря ее победам и пораже­ниям оттачивает свой интеллект.

 

Сказки О.Уальда для детей.

Оскар Уайльд (1856—1900) - оставил два сборника сказок — «Счастливый принц» (1888) и «Гранатовый домик» (1891). Сказки Уайль­да написаны не для детей. Но некоторые из них как по содер­жанию, так и по форме вполне доступны юным читателям и за­няли прочное место в детской литературе.

В основу этих сказок положены идеи любви и сострадания к угнетенным, обездоленным людям. Писатель затрагивает «веч­ные» социальные вопросы, протестует против общественной несправедливости.

Обличая холодный эгоизм, алчность и своекорыстие богачей, О. Уайльд воспевает подлинную красоту человеческих отноше­ний, которую находит в среде честных, бескорыстных труже­ников. При этом Уайльд, как проповедник гуманизма и альтруиз­ма, не навязывает никаких моральных выводов. Они естественно вытекают из самого действия.

В своих лучших сказках английский писатель близок по ма­нере к Андерсену. Ожившие вещи и говорящие животные наде­ляются не только типологическими признаками, но и отчетли­вой социальной характеристикой, доводящей мысль до симво­лического обобщения.

В то же время в красочных описаниях внешней обстановки и живописных натюрмортах, в изысканных сравнениях и неожиданно метких эпитетах Уайльд сохраняет свой индивидуальный стиль. Все его сказки написаны ясным, точным, лаконичным языком. Конструкция фразы отличается предельной простотой.

Фольклоризм сказок Пушкина

В «Сказке о попе и работнике его Балде» решаются вопросы: что есть глупость - порок или беда? Всегда ли разум прав перед глупостью? Народная бытовая сказка не знает сомнений: лукавый работник обманывает глупого и жадного хозяина - попа или ба­рина, причиняет ему вред, но его козни как будто заранее оправ­даны.

Поэт использовал народные прозвища для выявления основ­ных черт героев: «поп - толоконный лоб» и Балда (значения этого слова по словарю Даля - дылда, болван, балбес). Жадность, не умеряемая рассудком, - основная черта попов­ской натуры. Балда же умен, силен, он отличный работник. На пер­вый взгляд победа Балды закономерна и справедлива. Смех больше невозможен, расплата по договору оборачивается расправой.

И в этом произведении Пушкин использует прием сказки в сказке: в историю о реальном, хотя и необычном договоре между попом и Балдой включена гораздо большая по объему история о ложном договоре попа с чертями. «Толоконный» ум попа, умно­женный «догадливостью» попадьи и уловками чертей, все-таки не превосходит сметливого ума Балды. Он не обманывает попа, как это обычно делает работник в народной сказке, а служит ему «славно, усердно и очень исправно»

В сказке о попе нет чудесного волшебства, как в других сказ­ках. Оно и «не положено» народной сатирической сказке. Роль чудесного начала играет Балда, своей мнимой глупостью отме­няющий «правильный» порядок вещей.

Народный смех - главная действующая сила в сказке. Что ни строчка или слово, что ни герой или ситуация - решительно все заставляет смеяться (кроме драматического финала).

«Сказка о рыбаке и рыбке» написана особым размером - «народ­ным стихом», в котором отсутствуют рифмы. Этот размер придает сказочному повествованию торжественную мерность и былинную напевность. В этой сказке ставится вопрос о том, что есть высшая муд­рость: стремление к вершинам власти и богатства или отказ от соблазнов. Спокойный мир старой семьи испытывается на проч­ность великим случаем. Поймав золотую рыбку, старик не обра­довался, а «испугался»: он понимает, что неведомое существо скорее разрушит размеренную жизнь, чем принесет благо. Стару­ха же находит в золотой рыбке исполнительницу своих желаний. Она ведет себя так, как обычно ведут себя люди: сначала желает лишь необходимое - новое корыто, затем все больше и больше и, даже став царицей, не может остановиться.

Старухе довольно внешних признаков власти, она совершенно не понимает внутреннего содержания дворянской или царской службы.

Море всегда для Пушкина было «свободной стихией», т. е. осо­бым миром, отличным от мира земного именно отсутствием вся­ких ограничений. Золотая рыбка не знает неволи, и старик это понимает. Из-за человеческой жадности и глупости нарушается гармония в природе: море всякий раз все неспокойнее и грознее. В финале сказки восстанавливается прежний порядок вещей: старик нахо­дит свою старуху у той же землянки перед разбитым корытом. Развязку конфликта можно понимать и как поражение необуз­данности, и как победу мудрости.

 

Мир детства» героев Чехова

А.П.Чехов вошел в историю русской и мировой литературы как мастер психологического анализа. Он умел вы­явить тончайшие нюансы человеческой личности, скрытые моти­вы поступков и слов.В рассказах о детях с особой силой проявилось то главное в творчестве Чехова умение видеть за внешним благополучием неви­димую миру душевную драму, неустроенность. В этих рассказах за внешним благополучием существования скрывается детская драма, призыв к че­ловеческой совести и горестное напоминание о том, что всегда где-то рядом страдает ребенок. Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный в учение к са­пожнику, стал образом детского страдания. Ванька писал деду, что хозяин недавно избил его за то, что он уснул, качая их ребенка. Письмо открывает действительно ужасное сущест­вование ребенка: хозяин бьет его, еды не дает, спать заставляет в сенях. Ванька умоляет избавить его от та­кой жизни. И эта мольба звучит еще трагичнее оттого, что читатель понимает: никто не придет на помощь сироте, ведь письмо адресовано «на деревню дедушке». Незащищенность ребенка от произвола взрослых может толк­нуть его на поступок ужасный и все-таки понятный, если предста­вить себе ту пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька в рассказе «Спать хочется»:Ребенок все время плачет и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит и ей кажется, что лицо одеревенело.Измученная девочка в бессознании находит «врага», мешающе­го ей спать: это младенец. И задушив его, она смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту уже спит, как мертвая.Ребенок, лишенный детства - тема, которая была близка Чехову.У Варьки из рассказа «Спать хочется» нет даже и светлых вос­поминаний о деревенской жизни, как у Ваньки Жукова. Тот вспо­минает веселого деда, собак, и то, как они с дедом за елкой в лес ходили, и барышню, выучившую его читать, писать, считать. В прошлом же у Варьки - лишь уми­рающий в страшных муках отец; после его смерти они с матерью и пошли «наниматься», нищенствуя по дороге.Протест Варьки принял страшную форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувст­вию и призывал Чехов, т.к. будучи по профессии врачом, сознательно показал в рассказе «Спать хочется», как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская психика - явление тонкое и сложное, требующее к себе самого бережного отношения.

2. Воспитательная сказка Треверс.

Трэверс Памела Линдон, английская писательница. Создательница Мэри Поппинс никогда не отстава­ла от своей героини по части тайн. Не то чтобы о ее жиз­ни совсем ничего не было известно, но, говорят, свой мир она тщательно охраняла от любопытствующих глаз.Удивительная повесть-сказка «Мэри Поппинс», в которой реальная жизнь переплетается с фантастической, наполнена добротой, светом и живыми красками.Было в М.П. что-то странное и необыкновенное, отчего делалось и страшно и весело. Строгая, хмурая и малословная была няня, но дети ее сразу полюбили. Так они поняли на своем опыте, что внешнее проявление не всегда раскрывает суть человека.С М.П. в жизнь детей вошли чудеса. Разные чудеса, и самые будничные и повседневные, вроде большой бутылки, из которой М.П. наливала каждому перед сном то, что он любил. Или празднование дня рождения М.П. в зоопарке. Может быть, им все приснилось, но как может приснится один и тот же сон? Однако все эти чудеса имеют нечто общее – они мостик в страну мечты и фантазии, причем всегда вашей мечты и вашей фантазии. Вот так П. Трэверс создает особый мир радужных красок и неповторимых по остроте впечатлений детства.Идея сказки – воспитание детей. М.П. воспитывала детей не как все. Воспитание методом «кнута и пряника».

Кондуит и Швамбрания» Л.Кассиля

Кассилю, когда он сочинял «Кондуит» и «Швамбранию», я дала бы столько же, сколько было его автобиографи­ческому герою Леле — лет двенадцать. Радость властвует в его повести: шутки, фантазия, озорство. Игра ситуациями, словами; россыпь метафор, обвал сравнений.Захолустная дореволюционная слобода Покровская на Волге, где жила семья героев «Кондуита» и «Швамбрании». И то, что Кассиль в «Кондуите» и «Швамбрании» имел возможность подстеречь голос времени, было для него счастьем, как и для большинства писателей, кто знал мир в его исторических бурях.Кассилевские мальчики Леля и его младший братишка Ося, непосредственный и обаятельный путаник, закружены в событиях. Оська, узнающий жизнь,— «мыслитель». Леля — активно вмешивающийся в действительность, но не предающийся ее анализу, в соответствии с возрастом незаметно прозревая, вдруг они видят пробегающие перед ними дни в их рево­люционной борьбе, расколотости политических интересов. Протест против несправедливости поднимается со «дна», где поселились бродяги, бездомные воры. Писатель вылепил колоритные фигуры людей без роду и племени: человека, прозванного Афонским Рекру­том, старого блуждающего еврея Иосифа Пукиса, дер­знувшего крикнуть директору гимназии, исключившему во­семь третьеклассников, что он клянется памятью матери, настанет время, когда директору заплатят все, и он, Иосиф Пукис, и те восемь, которые пошли, как «выгнанные собаки». Выглядит пышно и театрально, но здесь за смехом кроется драма­тизм человеческих судеб и разрастающийся народный про­тест. И уже не беззаботно-веселый юмор, но социально направленный сарказм, презрение к барской филантропии. В Питере февральская революция. Отречение царя, и на молитве вместо «Боже, царя храни» гимназисты запели «Марсельезу»...; на костомольном заводе катастрофа — отец едет спасать раненых; уходит на Ураль­ский фронт, заражается сыпняком и в бреду беспокоится об оставленных раненых. А мать — пианистка, изнеженная барышня — уехала с отцом в земство, в далекую вятскую деревню и с тех пор была ему во всем поддержкой.К концу книги тон меняется. Переживание, слезы, достойные уважения, доверены читате­лю, воспринимающему их как итог развития характера. Ле­ля плачет, страдая за отца, заболевшего на фронте, за уральских красноармейцев, скорбит об убитом в революци­онных боях Степке Атлантиде... Он присоединяется к об­щему горю, оплакивает общие потери. Но, рассказывая об этом новом для него состоянии, герой оговаривается — ни одна из слез не оросила земель Швамбрании.Уже в эпилоге, в разговоре взрослых братьев, Кассиль от имени своего героя говорит об ошибках, которые он не хочет исправлять с легкостью,— «Все это надо пережить

себе». Требовательное и достойное отношение к своему творчеству



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.015 с.)