Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Паблик рилейшнз применительно к экологическим проблемам

Поиск

 

Понятие «паблик рилейшнз»

 

Поскольку феномен паблик рилейшнз (PR) еще не завоевал себе прочного места в российском обществе и для многих это явление не очень понятное, то прежде чем рассматривать деятельность менеджера PR, приведем определение, данное С. Блэком: «PR – это одна из функций управления, способствующая установлению и поддержанию общения, взаимопонимания, расположения и сотрудничества между организацией и ее общественностью. Они включают в себя решение различных проблем: обеспечивают руководство организации информацией об общественном мнении и оказывают ему помощь в выработке ответных мер; обеспечивают деятельность руководства в интересах общественности; поддерживают его в состоянии готовности к различным переменам путем заблаговременного предвидения тенденций; используют исследование и открытое общение в качестве основных средств деятельности»*.

* Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? – М.: Новости АСЭС, 1990.

 

Столь развернутое определение позволяет наиболее детально вникнуть в проблему, составить себе наиболее полное представление о паблик рилейшнз. Специалист, претворяющий в жизнь приемы, методы, процедуры и технологии, обеспечивающие эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между различного уровня общностями и индивидами, это и есть менеджер PR.

Прежде чем приступить к поиску необходимой информации, разработке стратегии, планированию коммуникационной политики организации, специалист по PR должен составить представление об общем направлении ее деятельности, об узловых проблемах.

Обратимся, например, к экологической общественной организации «Зеленый крест», которая была образована с целью реализации гражданами своей социальной активности в общественном экологическом движении. В период экологического кризиса (аспекты которого показаны на рис. 10.1) общество столкнулось с глобальными проблемами загрязнения окружающей среды, истощением природных ресурсов, нарушением связей в экосистемах, что подрывает саму основу жизнедеятельности человека. Следовательно, от активного участия каждого в решении задач охраны окружающей среды и природопользования зависит будущее человечество.

Экологическая организация призвана решать следующие основные задачи:

ü обеспечение населения своевременной, полной и достоверной информацией об экологических катастрофах, проблемах связанных с охраной природных ресурсов, загрязнением окружающей природной среды;

ü разработка и пропаганда экологических программ и привлечение широких общественных масс к реализации данных программ;

ü участие в экологическом воспитании и образовании населения, а также пропаганда задач охраны природы и воспроизводства природных богатств;

ü организация работ по охране и воспроизводству природных ресурсов и привлечение населения к добровольному трудовому участию;

ü привлечение общественности к участию в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов;

ü привлечение общественности к принятию решения об отмене или ограничению какой-либо деятельности, связанной с нарушением экологических норм.

Для эффективного решения любой из перечисленных задач необходим набор определенных методов, приемов, технологий. Чтобы управлять событиями, нужно формировать общественное мнение и настроение, целенаправленно налаживать коммуникационные связи с различными группами общественности.

 

Рис. 10.1. Аспекты экологического кризиса (современное состояние и прогноз)

 

Остановимся на одной из ключевых задач, стоящей перед экологической общественной организацией, – участие в экологическом воспитании и образовании населения, а также пропаганда задач охраны природы и воспроизводства природных богатств. Исходя из поставленной задачи формулируется миссия организации: формирование у населения новых ценностных ориентации и нравственных установок в отношении окружающей природной среды.

После проведенной оценки деятельности организации, ее задач, миссии и целей определяются цели PR-кампании:

ü изменить отношение людей к окружающей их природной среде с потребительского на творческое;

ü добиться взаимопонимания и сотрудничества организации с общественностью.

Сформировавшееся у человека отношение к чему-либо проявляется в форме мнения, которое побуждает индивидуума к действию. Известно, что отношение человека к чему-либо связано с его ценностными ориентациями. Как правило, человеческие ценности являются наиболее устойчивыми и трудноизменяемыми компонентами в ориентации поведения людей.

Поэтому необходимо осознавать, что работа на уровне ценностных ориентаций отличается наибольшей сложностью и направлена на достижение скорее стратегических (долгосрочных и масштабных) целей, нежели тактических результатов. И если организация ставит перед собой масштабные коммуникационные цели – не только обеспечить своевременное и качественное информирование населения, но и добиться определенного уровня взаимопонимания и сотрудничества с различными социальными группами и организационными структурами, – то для этого потребуется разработка эффективной коммуникационной политики.

Менеджеру по PR приходится сталкиваться с множеством различных трудностей в процессе коммуникации. Например, П. Хейне считает, что адресованные людям слова на всегда их информируют: люди могут не понять, не поверить, прослушать, не заинтересоваться или забыть.

Специалист по PR обязан заранее предусмотреть все эти возможные «не понял», «не поверил», «не заинтересовался», «прослушал» и т.д. Таким образом, вырисовывается главная задача PR-кампании – создание эффективной коммуникационной политики организации. Как известно, коммуникация – это процесс передачи информации (знаний, духовных ценностей, моральных, правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (печать, радио, телевидение, интернет, кинематограф). Окруженный потоком информации человек формируется как личность, воспринимая и перерабатывая ее.

Коммуникационнная политика общественной экологической организации включает определение целей коммуникации, путей их достижения, содержание распространяемой на различные аудитории информации, планирование обратной связи. Следует иметь в виду, что без оптимального количества необходимой, достоверной, разносторонней информации невозможно определить ни промежуточных целей, ни путей их достижения, ни целевой аудитории. Выявление коммуникационных проблем начинается со сбора информации о внешней среде организации.

 

Внешняя среда организации

 

Внешняя среда организации в зависимости от воздействия подразделяется на косвенную и прямую. Прямое воздействие – законопроекты, финансовые организации, государственные властные структуры, международные организации и т.п., косвенное воздействие – политические, экономические, социальные, географические, экологические, культурные и другие факторы.

До недавнего времени в России отсутствовала какая-либо государственная политика в области экологии. Однако в последние годы приняты многочисленные законодательные акты и нормативы, связанные с охраной природы и ее ресурсов (Конституция РФ, Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», закон РФ «Основы лесного законодательства», «О безопасности», «О животном мире», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и т.д.) В них закреплены права, обязанности, а также дисциплинарная ответственность граждан в сфере экологии и природопользования. Но на фоне слабой исполнительной власти законодательные акты теряют свою значимость. Несогласованность решений, принимаемых в области использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, процветание коррупции и бюрократизма ведут к безответственному распоряжению природными ресурсами, к их фактическому расхищению.

За период тоталитарно-социалистического правления у россиян выработалось расточительное отношение к окружающей природной среде. Лозунг «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача» был основополагающим в экологической сфере. Бюрократический беспредел административно-командной системы позволял безнаказанно загрязнять окружающую среду и разграблять природные ресурсы. Многочисленное «экологическое чиновничество» было прикрытием, которое в конце концов санкционировало экологический кризис. В свете идей о воспитании нового поколения и становлении целостной, гармонически развитой личности человек рассматривался только как потребитель и производитель. Состояние окружающей среды в России было детерминировано в основном уровнем экологической культуры общества.

В современных условиях еще заметней стала тенденция к большему обеднению экологической культуры в Российской Федерации, к распространению психологии неисчерпаемости природных ресурсов и примитивного потребительства по отношению к природе. Как следствие этого процесса – преобладание в экологическом сознании населения корыстных мотивов, побуждающих многих граждан к незаконному природопользованию, к наживе за счет природы. Следует иметь в виду, что низкий уровень экологической культуры не формирует у граждан массовую, всеобщую потребность в бережном отношении к природе, стремление к правопослушанию в сфере действия природоохранительного законодательства.

Мощное экологическое движение «зеленых», представляющее собой реакцию общественности на обострение противоречий между человеком и природой, возникло стихийно, характеризуя сдвиг сознания в сторону учета интересов и обеспечения сохранности природной среды. Однако постепенно оно расширялось, оформляясь в виде организаций и «зеленых» партий, ставших в некоторых западных странах заметной политической силой. В России оно находится пока на уровне общественных негосударственных объединений.

Не только такие новые организации, как «Гринпис», «Вахта мира», «Зеленый крест», но и традиционные объединения (например, вегетарианские общества), возникшие задолго до экологического кризиса, ручейками вливаются в широкий поток «зеленого движения». На смену антропоцентризму непременно придет эксцентризм, потому что экологическая идеология, пропагандируемая экологическими партиями «зеленых», утверждает примат нравственности над формами экономического и политического устройства.

Для формирования новых ценностных установок в отношении окружающей природной среды необходимо:

ü повышать уровень сознательности населения, развивать у него чувства бережного отношения к природе, озабоченности ее проблемами, обеспечить подготовленность к нравственному поведению в природной среде, через экологическое воспитание и образование;

ü пропагандировать задачи охраны природы и воспроизводства природных богатств;

ü активно привлекать к решению этих проблем широкие слои населения.

Для того чтобы добиться взаимопонимания и сотрудничества организации с общественностью, необходимо выполнить как минимум три условия.

1. Обеспечить широкие и адекватное информирование как всей общественности, так и отдельных специализированных групп.

2. Организовать эффективную обратную связь.

3. Привлечь общественность к участию в процессе обсуждения и принятия решений с учетом интересов различных социальных групп.

Таким образом, наметились цели коммуникационной политики экологической организации «Зеленый крест».

В ст. 73 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» формулируются принципы экологического воспитания и образования – всеобщность, комплексность, непрерывность. Принцип всеобщности означает, что экологическое воспитание и образование должны охватывать всех членов общества. Его мы и рассмотрим подробнее, так как для проведения эффективной коммуникации менеджеру-PR необходимо выявить те целевые аудитории, с которыми ему впоследствии предстоит работать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-26; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.43 (0.008 с.)